Вы здесь

Будущее высшего образования и академической профессии. Страны БРИК и США. 2. Высшее образование, академическая профессия и экономическое развитие в Бразилии ( Сборник статей, 2013)

2. Высшее образование, академическая профессия и экономическое развитие в Бразилии

С. Шварцман


Экономика Бразилии – страны со 192-миллионным населением и объемом ВВП, превышающим 2 трлн долл. США, – по состоянию на 2010 г. является одной из самых крупных экономик мира. По уровню ВВП на душу населения в 11 тыс. долл. США она попадает в категорию стран с высшим средним доходом. За последние 10 лет страна увеличила объемы международной торговли и стала одним из крупнейших мировых экспортеров сельскохозяйственной продукции, полезных ископаемых, потребительских товаров. Большинство населения Бразилии живет в больших городских агломерациях – таких как Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро, Ресифи, Белу-Оризонти, Сальвадор. Хотя социальное и экономическое неравенство в Бразилии по-прежнему остается одним из самых заметных в мире, ситуация постепенно улучшается, масштабы крайней нищеты сокращаются. Бразилия представляет собой федерацию с 27 штатами, с более чем 5 тыс. муниципалитетов и центральным правительством, играющим значительную роль в сборе налогов и распределении социальных благ. Налогов собирается на сумму, равную ~37 % от ВВП. Это самый высокий показатель сбора налогов среди стран Латинской Америки. Он сравним с аналогичным показателем в развитых странах, однако социальные блага, которыми пользуются граждане этих стран, в Бразилии отсутствуют. Большая часть собранных налогов уходит на поддержание разросшегося государственного бюрократического аппарата, социальные гарантии и обслуживание государственного долга.

Государственное образование начало развиваться поздно, а высшее образование запоздало еще сильнее. К 1950 г. 57 % населения в возрасте от 5 лет и выше было безграмотным; только 56 тыс. человек из 41 млн населения страны посещали какое-либо высшее учебное заведение. К 2000 г. все дети уже имели доступ к образованию, но многие бросали учебу уже в подростковом возрасте. Качество образования, согласно данным ОЭСР [OECD, 2009] и других международных и национальных ведомств, находится на низком уровне. Большинство учеников средних школ в возрасте 15 лет не обладают достаточными для этого возраста математическими знаниями и навыками чтения, а многие их сверстники уже бросили учебу.

Охват населения Бразилии высшим образованием непрерывно растет – в 2009 г. на 191 млн населения приходилось 6,3 млн студентов. Несмотря на это, распространенность и качество образования по-прежнему недостаточны. В 2011 г. опрос среди бразильских промышленников показал, что 69 % из них сталкивались с трудностями при поисках квалифицированных кадров и это негативно влияло на их конкурентоспособность. В последние годы тема образования начала занимать все больше места в общественных дискуссиях. Правительство уже тратит 5 % ВВП на государственное образование (дополнительные 2 % тратят семьи учащихся), но расходы на него было предложено увеличить как минимум до 7 % ВВП [Confederaçгao National da Industria…, 2011].

Высшее образование в Бразилии

До начала XIX в. Бразилия оставалась португальской колонией. Первые институты – два юридических, два медицинских, один политехнический и один военный – были открыты около 1810 г. Позже открылись другие институты, однако первый университет, Университет Сан-Паулу, был создан только в 1934 г. Он объединил существовавшие в этом городе инженерные, медицинские, юридические, сельскохозяйственные и другие вузы. Все они вошли в состав факультета философии, науки и филологии, который формировался по образцу итальянской образовательной системы. Факультет должен был готовить преподавателей для средней школы и заниматься исследованиями, которые к тому времени проводились только в сельскохозяйственных и медицинских институтах и отдельных научных институтах, изучавших тропические болезни и чуму [Stepan, 1971]. Преподавать на факультете были приглашены профессора химии, физики, биологии и общественных наук из Германии, Италии и Франции. Многие из них остались жить в Бразилии.

В 1937 г. был наконец открыт Университет Бразилии (его проект существовал с 1920 г.). Сейчас это Федеральный университет Рио-де-Жанейро. Он также строился на основе философского факультета, для которого пригласили профессоров из-за границы. В начале 1940-х годов в Рио-де-Жанейро открылся Католический университет. А в начале 1950-х годов была выстроена сеть, объединившая как федеральные университеты, так и государственные и частные вузы неуниверситетского типа [Schwartzman, 1991]. В 1991 г. в Бразилии уже насчитывалось 893 вуза, обучавших почти 1,5 млн студентов. Из этих вузов 99 были университетами (половина из них – государственными), а остальные 794 – небольшими (в основном частными) высшими школами, в которых велись вечерние занятия по юриспруденции, менеджменту и бухгалтерскому учету [IBGE, 1993].

Типология всех этих государственных и частных вузов позволяет понять, как складывалась в Бразилии система высшего образования с самого начала и чем она является сегодня. Главной целью и университетов, и неуниверситетов было предоставление учащимся образования, отвечающего законодательно установленным национальным стандартам. Соответствующие сертификаты особенно ценились в традиционных профессиях – например, в юриспруденции или медицине. Эти профессии регулировались законом и требовали от работников необходимого минимума знаний, который определялся Министерством образования и культуры вкупе с законодательно создаваемыми профессиональными советами. Такая же модель применялась и по отношению к другим профессиям, регулируемым законом. Их в Бразилии в 2004 г. насчитывалось 43. К ним, в частности, относилось образование в области статистики, химии, журналистики, экономики, социологии, метрологии. Это же касалось медсестер, музыкантов и футбольных тренеров [Nunes, Carvalho, 2007]. Все образовательные программы рассчитаны на 4–6 лет. В стране нет общеобразовательных программ уровня двухлетних колледжей, существует только несколько двухгодичных программ профессионального высшего образования.

С юридической точки зрения дипломы о профессиональном образовании, выдаваемые университетами и иными вузами или факультетами, одинаковы, что вынуждает государство и профессиональные корпорации постоянно (по большей части безуспешно) бороться с распространением «фабрик» по производству некачественных дипломов. По закону, университетами являются образовательные учреждения, предоставляющие помимо профессионального образования образование на уровне магистратуры и аспирантуры и проводящие научно-исследовательскую работу, в том числе в социальной, биологической и естественно-научной сферах. Университеты автономны и вольны сами решать, сколько студентов зачислять и какие курсы им предлагать, но обязаны подчиняться минимальным требованиям к утвержденным учебным планам для профессиональной сертификации. Чтобы ввести новый курс или изменить число слушателей, неуниверситетские учебные заведения должны получить разрешение Министерства образования и культуры, и такие учебные заведения находятся под постоянным его контролем. На практике всего лишь несколько университетов действительно занимаются научно-исследовательской работой и предоставляют постбакалаврское образование в более или менее значительном объеме.

В 1968 г. в силу вступил новый Закон об образовании, который позаимствовал ряд черт североамериканской системы высшего образования. В частности, в университетах появились магистерские и докторские программы, система кредитов, кафедры заменялись академическими департаментами, усиливалась роль ректора. Преподаватели теперь были подчинены не факультетам, а департаментам (в соответствии с дисциплинами) и стали преподавать на профессиональных и академических программах по мере необходимости. Тем не менее самые традиционные факультеты сохранили свою автономию. Что касается общества, то оно по-прежнему считает главной целью вузов предоставление профессионального образования.

Государственные вузы полностью финансируются из государственного бюджета, частные существуют либо за счет частных пожертвований, либо (в большинстве случаев) за счет платы за обучение. В прошлом частные вузы должны были оставаться некоммерческими. И действительно, таковыми были католические университеты, а также прочие вузы, основанные религиозными организациями (как, например, Пресвитерианский университет Маккензи в Сан-Паулу, учрежденный пресвитерианской церковью в 1870 г. в качестве средней школы) или этническими общинами (типичными для южных штатов страны, где преобладали немецкие, итальянские и японские иммигранты). Но по мере роста потребности в высшем образовании стали появляться коммерческие вузы, и сегодня законодательство позволяет им функционировать в качестве частных коммерческих компаний.

Реформа 1968 г. привела и к другим переменам. До начала 1960-х годов преподавание на государственном факультете для специалистов высокой квалификации являлось преимущественно дополнительным родом деятельности. Большую часть доходов им приносила адвокатская или врачебная практика (в том числе стоматологическая) либо инженерная работа, а преподавали они ради престижа и возможности наладить контакты в университетской среде. После реформы преподавание в государственных университетах превратилось в основной вид деятельности. Это уже была государственная служба с привлекательным уровнем заработной платы и прочими привилегиями, которые давала полная занятость. Кроме чтения лекций преподаватели должны были заниматься научно-исследовательской работой и содействовать развитию университетов, а университетские программы были созданы с целью выдачи дипломов, необходимых для карьерного роста [Balbachevsky, Schwartzman, 2010].

При федеральном правительстве и правительствах штатов появились или разрослись несколько организаций, которые предоставляли университетским преподавателям, ведущим научно-исследовательскую работу, дополнительные ресурсы и финансовую поддержку. Среди таких организаций можно назвать Национальный совет по научному и технологическому развитию при Министерстве науки и технологий, который дает стипендии и гранты на научно-исследовательскую работу; Агентство по исследовательскому и проектному финансированию также при Министерстве науки и технологий, поддерживающее масштабные проекты и инновации в промышленности;

Координационный совет по высококвалифицированному персоналу при Министерстве образования и культуры, который предоставляет аспирантские стипендии на проведение научно-исследовательских работ и оценивает учебные программы магистерского и аспирантского уровня. В штате Сан-Паулу это Государственный фонд науки и технологий, который дает различные гранты и поддерживает научно-исследовательскую работу; похожие организации есть и во многих других штатах. Вначале карьерный рост был доступен в основном преподавателям университетов штата Сан-Паулу, самого большого и богатого штата Бразильской Федерации. Позже карьерный рост преподавателей стали стимулировать в своих университетах и другие штаты.

Государственный сектор тем не менее рос недостаточно быстро, чтобы справиться с увеличивающимся спросом на высшее образование, и эту функцию взяли на себя частные вузы. Скромные темпы роста государственного сектора можно объяснить двумя факторами:

• высокими затратами на государственные вузы из-за относительно высокой академической заработной платы;

• селективностью при приеме студентов, обусловленной numerus clausus (установленными цифрами набора) и конкурсными вступительными экзаменами на различные курсы в каждом университете.


Это отличает бразильскую академическую систему от академической системы большинства других латиноамериканских стран, где принято свободное зачисление и где в государственных университетах не хватает высокооплачиваемых должностей.

Сегодня на частный сектор приходится ~78 % от числа всех студентов Бразилии. Частные учреждения не смогли адаптироваться к организационной модели и принципам карьерного роста, сложившимся в государственных вузах. Государственные вузы полностью финансируются из бюджетных средств, и им законодательно запрещено брать плату за обучение. Частные вузы, практически без исключений, не получают государственных субсидий, и их существование зависит от платы за обучение. Государственные вузы привлекают лучших студентов, как правило из богатых семей. А на долю частных вузов приходятся студенты из небогатых семей, которые не в состоянии много платить за обучение. Поскольку большинство этих студентов вынуждено подрабатывать, большая часть лекций читается им по вечерам. Частные вузы не могут позволить себе нанимать много преподавателей на полную ставку или предоставлять им условия для научно-исследовательской работы. Частным вузам трудно обучать студентов тем дисциплинам, преподавание которых требует дополнительного технического оснащения. Поэтому они вынуждены сосредоточиваться на социальных профессиях – администрировании, бухгалтерском учете, юриспруденции, педагогике, а не на медицине, стоматологии, технических науках и т. п.

Закон об образовании подразумевает, что все высшее образование должно быть сосредоточено в университетах, и в конечном счете университет будет представлять собой единый организм, интегрирующий исследования и преподавание, и ядром его станет высококачественная научно-исследовательская работа, т. е. воплотится в жизнь идеал Вильгельма фон Гумбольдта. Однако на практике очень немногие вузы даже в государственном секторе отвечают стандартам научно-исследовательского университета. Недавнее исследование показало, что только 10 бразильских университетов – это университеты с развитым исследовательским направлением, имеющие аспирантуру и проводящие исследовательскую работу по широкому спектру дисциплин. Среди них три университета в Сан-Паулу (Университет Сан-Паулу, Государственный университет в Кампинасе и Университет Паулиста) и семь федеральных университетов в штатах Рио-де-Жанейро, Минас-Жерайс, Пернамбуку, Риу-Гранди-ду-Сул, Санта-Катарина и федеральном округе Бразилиа [Steiner, 2005]. Другие вузы этих штатов предоставляют расширенные образовательные программы и проводят исследовательскую работу в отдельных областях.

На штат Сан-Паулу приходится 21 % всего населения и 33 % ВВП страны. Это главный индустриальный, сельскохозяйственный и финансовый центр Бразилии; а метрополия города Сан-Паулу, где проживает ~20 млн человек, – одна из самых больших в мире. В политическом плане в этом штате сильна традиция автономии по отношению к федеральному правительству. Кроме трех государственных университетов, одних из лучших в стране, в Сан-Паулу также находится и хорошо финансируемый Государственный фонд науки и технологий.

На данный момент, по бразильскому законодательству, существует четыре типа вузов:

• полностью автономные университеты, с университетским образованием и исследовательскими отделениями;

• автономные университетские центры, без университетского образования и исследовательских отделений, но обеспечивающие качественное преподавание по разным дисциплинам;

• изолированные факультеты, с ограниченными правами по созданию новых учебных курсов и увеличению набора;

• небольшое число государственных технических институтов (но в Бразилии никогда не было развитой системы технических, более коротких программ высшего образования – например, таких, которые предоставляет UniversitéTechnologique во Франции).


В последние годы картина начала меняться. Федеральное правительство потребовало от государственных университетов увеличить прием студентов и открыть вечерние курсы. Многие государственные вузы теперь предоставляют квоты для студентов из семей с низким достатком и представителей меньшинств. Качество государственного высшего образования везде разное, и некоторые эксперты полагают, что оно снижается.

Что касается частных вузов, то они получают налоговые послабления, если бесплатно зачисляют определенное число студентов из малообеспеченных семей. В прошлом эти вузы преимущественно были мелкими семейными предприятиями. Сегодня отдельные частные вузы уже конкурируют с государственными и предоставляют качественное и дорогое образование в таких областях, как бизнес-администрирование, юриспруденция и экономика. А основная масса частных вузов превратилась в крупные коммерческие организации, предлагающие недорогие вечерние образовательные программы тем, кого не берут государственные вузы. Не берут же их потому, что они не в состоянии справиться с самыми трудными дисциплинами из-за слабой общеобразовательной подготовки, а по возрасту старше большинства студентов. Недавно в результате слияния двух крупных частных университетов в Сан-Паулу возник частный Университет Аньянгуера – вероятно, второй в мире по размерам (после Университета Феникс в США) с более чем 400 тыс. студентов. Некоторые крупные коммерческие вузы привлекают финансирование из национальных и международных инвестиционных фондов, а их акции котируются на бирже.

По мере того как бразильская экономика растет и страна все активнее конкурирует с другими странами на международной арене, проблемы качества и доступности высшего образования в Бразилии становятся все актуальнее. Доля молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет, которые учатся в вузах, все еще остается довольно скромной – ~15 %, причем половина студентов вузов старше этого возраста. Приоритетным направлением для правительства в последние несколько лет было расширение любыми способами доступности образования, без учета влияния такой политики на его качество. Как следствие, кроме Университета Сан-Паулу и Университета Кампинаса, ни один бразильский университет не входит в международные рейтинги вузов. Традиционно качество и образования на академических программах, и исследовательской работы контролировалось достаточно тщательно, но уровень образования на академических программах по-прежнему недостаточен для зрелой экономики, основанной на знаниях.

По данным Министерства образования и культуры[4], в Бразилии по состоянию на 2009 г. насчитывалось 2314 вузов (из них 90 % частных), в которых на первой ступени высшего образования обучалось 5,1 млн студентов (из них 75 % – в частных вузах). Из всех вузов только 186 имели статус университета. По размерам вузы очень сильно отличаются друг от друга. На отдельном небольшом факультете обучается в среднем 1700 студентов, а в университете – 15 тыс. В крупнейшем частном университете в Сан-Паулу и его кампусах в нескольких других городах в 2008 г. обучалось 213 тыс. студентов на первой ступени высшего образования (бакалавриате). В крупнейшем государственном университете, Университете Сан-Паулу, ~55 тыс. студентов учатся в бакалавриате и 25 тыс. студентов – в магистратуре; университет имеет 11 кампусов.

Статистика по университетскому образованию собирается отдельным агентством при Министерстве образования – Координационным советом по повышению квалификации работников высшего образования. В 2009 г. число студентов на магистерских программах составило 88 286 человек, на аспирантских – 53 237 человек, на прикладных магистерских – 9122 человека (табл. 2.1). Из 150 тыс. студентов университетов 80 % обучались в государственных университетах, из них треть – в штате Сан-Паулу. Кроме того, некоторые магистерские программы предоставлялись государственными исследовательскими университетами, которые обычно не классифицируются как вузы. Среди таких университетов Институт прикладной и теоретической математики в Рио-де-Жанейро, Бразильский центр физических исследований или Институт общественного здравоохранения Освальдо Круса.


Таблица 2.1. Постдипломное образование в Бразилии: число студентов на университетских программах, 2009 г.


Источник: [MEC, 2009 (http://www.capes.gov.br)].


Здесь данные Министерства образования не полностью совпадают с данными Национального опроса домохозяйств. В 2008 г. этот опрос выявил 6,2 млн студентов, обучавшихся на первой ступени высшего образования, что на 1,1 млн больше, чем по данным Министерства образования, и 326 тыс. аспирантов, из которых половина обучалась в частных вузах, что почти вдвое больше, чем по данным Министерства образования. Большее число аспирантов, скорее всего, объясняется включением студентов, обучавшихся на прикладных магистерских программах, программах, не предполагающих получение ученой степени, и программах вроде MBA, которые не регулируются Министерством образования и не попадают в его официальную статистику.

Академическая профессия и ее субкультуры

Вузы государственные и частные, университетского и неуниверситетского типов, коммерческие и некоммерческие – все они обладают различными институциональными культурами, обучают определенные группы студентов, по-разному выстраивают трудовые отношения со своими сотрудниками. И все эти различия неизменно накладывают отпечаток на качество преподавания. В государственных университетах большинство преподавателей работают на полной ставке, составляющей большую часть их дохода, и проводят они большую часть времени в своих университетах. Правда, в зависимости от дисциплины и возраста преподавателей эта картина несколько разнится. Юристы, врачи и стоматологи старшего поколения обычно имеют частную практику, тогда как более молодые математики, физики и экономисты ее не имеют.

Хотя считается, что все преподаватели должны обладать докторскими степенями и заниматься научной работой, на практике этого нет. Преподаватели, ведущие научную работу, получают финансирование от научных и технологических ведомств и аффилированы с научными обществами. Они посещают научные конференции и могут заниматься консультированием в сфере профессиональных услуг и в промышленной сфере. Преподаватели с не столь очевидными научными заслугами могут быть вовлечены в локальные профессиональные сети и академические сообщества, которые активно работают во всех вузах. И в том и в другом случае преподаватели, как правило, преданы своему университету и прямо или косвенно участвуют в работе комиссий, советов и других органов управления.

Что же касается частного сектора, то ситуация в нем несколько иная. Особенно это видно на примере появившихся в последние годы крупных коммерческих университетов. Их преподаватели всего лишь нанятые работники. У ряда из них есть контракты на полную ставку или полставки. Однако большинство заняты только частично (в зависимости от количества лекций в каждом семестре). Положение их нестабильно, перспективы карьерного роста отсутствуют. Также крупные университеты позаимствовали принципы контроля качества у крупных сервисных компаний. Здесь фиксируется точное время, когда преподаватель вошел в аудиторию и покинул ее, контролируется выполнение им заданного учебного плана. Здесь также следят за тем, чтобы преподаватель не был слишком строг или слишком снисходителен со студентами. Для этого со студентов собирают отзывы о качестве предоставленных им образовательных услуг. Преподаватели обычно читают лекции по вечерам, а в течение дня они заняты на своей основной работе. Многие читают лекции в нескольких вузах одновременно, не испытывая чувства преданности ни к одному из них.

В таблице 2.2 представлены ключевые показатели академической профессии в Бразилии на основе переписи, проведенной Министерством образования в 2008 г. Заметим, что один человек может занимать две должности и более при неполной занятости, что не во всех случаях отражено в таблице. В 2008 г. в вузах страны насчитывалось 338 890 преподавательских должностей, т. е. на одного преподавателя приходилось примерно 15 студентов, с большим разбросом по секторам: 10,6 студента – в государственном секторе и ~17,3 студента – в частном. Кроме того, на полной ставке в государственном секторе работало 76 % преподавателей, а в частном – всего 18 %.


Таблица 2.2. Количество преподавательских позиций* в вузах


Источник: [MEC, 2008].

* Один человек может занимать две позиции и более при неполной занятости.


Академическая профессия в Бразилии четко делится на четыре группы [Schwartzman, Balbachevsky, 1996].

Первая группа, наиболее традиционная и самая малочисленная, – это представители престижных профессий: адвокаты, врачи и инженеры. Большую часть дохода им дает частная практика или основная работа вне университета. Для них преподавание в частных вузах – второстепенная деятельность. Они могут совмещать преподавание в частных вузах с подработкой в государственных учреждениях, что, как правило, и происходит со многими профессорами, которые преподают в престижных государственных юридических вузах.

Вторая группа, тоже немногочисленная, объединяет ученых, получивших докторскую степень в престижных университетах, часто за рубежом, которые считают себя в первую очередь научными работниками.

Третья группа, составляющая основную массу преподавательского состава, – это те, кто полностью зависит от преподавательской работы в государственных вузах, обладает дипломом специалитета или степенью магистра (реже доктора) и считает себя государственным служащим. Большинство таких преподавателей работают по договору на полной ставке и имеют привилегии государственных служащих, в том числе стабильную занятость, достойную заработную плату и раннюю пенсию.

Институциональная организация и политическая активность третьей группы преподавателей высвечивают многие особенности преподавательской профессии в государственных вузах Бразилии. Сотрудники объединены во влиятельные профсоюзы как на национальном уровне (Национальный союз доцентов в вузах), так и на региональном (Ассоциация доцентов Университета Сан-Паулу). Такие профсоюзы политически близки Лейбористской партии Бразилии. Они могут влиять на законодательные инициативы и политику образовательных ведомств и использовать право вето, когда дело касается аффилированных с ними институтов. Они противостоят любым попыткам «приватизации» государственных университетов (в том числе введению платы за обучение, повышению заработной платы отдельным работникам в результате индивидуальных переговоров, созданию конкуренции за гранты на исследования), которые могут угрожать стабильности и условиям договоров членов профсоюзов. Профсоюзы также противостоят любым законодательным инициативам, нацеленным на дифференциацию заработной платы преподавателей в зависимости от их производительности. Их устраивают лишь такие критерии, как стаж и научные заслуги. Например, в 1998 г. Министерство образования ввело дополнительные надбавки для преподавателей в соответствии с количеством прочитанных лекций за каждый месяц. Это было поощрением в том смысле, что данная мера была временной, и надбавки могли быть отозваны, если преподаватель проводил меньше занятий или вышел на пенсию. В 2005 г. профсоюзы потребовали, чтобы такие надбавки были закреплены в качестве постоянных бонусов, и добились своего.

Для преподавателей третьей группы с докторской степенью, которые ведут научную работу и получают дополнительный доход за счет исследовательских грантов, принадлежность к академической ассоциации важнее принадлежности к профсоюзам. Но интересы ассоциаций и профсоюзов обычно совпадают, кроме случаев, когда профсоюзы стремятся ограничить права преподавателей, занимающихся исследовательской деятельностью, свободно распоряжаться своими грантами и подрабатывать консультированием. Национальный совет по науке и технологиям каждый год предоставляет около 6 тыс. грантов на исследования, что увеличивает ежемесячный доход получивших эти гранты преподавателей на сумму до 2800 бразил. реалов (1600 долл. США), не облагаемую налогами. Такие выгоды, как правило, недоступны членам трех остальных групп.

Четвертая группа – это преимущественно преподаватели, чьим основным источником дохода является преподавание в частных вузах. Они работают больше, получают меньше и обладают меньшим политическим влиянием. Казалось бы, они не должны быть удовлетворены своим положением. Однако в большинстве случаев они довольны своей работой [Balbachevsky, Schwartzman, forthcoming]. Скорее всего, это объясняется заниженными ожиданиями в их положении. Такие преподаватели не ассоциируют себя с вузом, в котором работают, либо потому, что преподают в нескольких местах одновременно, либо потому, что преподавание является для них второстепенным занятием. У них тоже есть профсоюзы, но в частном секторе они менее политизированы и настроены не так воинственно, как профсоюзы работников государственных вузов. Отметим, что члены профсоюзов в государственном секторе могут бастовать, не рискуя трудоустройством или частью заработка, тогда как членам профсоюзов в частном секторе ни их рабочее место, ни их заработок не гарантированы. И это важное отличие.

Академические квалификации

В федеральных университетах академическая иерархия включает должности вспомогательного персонала, ассистента, адъюнкта, доцента, профессора. Каждая из этих должностей разделена на четыре уровня. Начало карьеры в университете предполагает наличие докторской степени (PhD), а также победу в открытом конкурсе. Такие конкурсы являются формальными процедурами на каждом уровне, в них могут участвовать все желающие. От кандидатов требуется сдать устный и письменный экзамены, прослушать курс лекций и затем пройти квалификационную комиссию, состоящую из университетских и приглашенных специалистов.

Но в федеральных вузах степень PhD для первых двух уровней не требуется. В прошлом многие преподаватели, закончившие лишь первую ступень высшего образования, получали временные контракты, которые затем трансформировались в постоянные. Повышение до позиции ассистента происходит по достижении необходимого стажа и получении докторской степени; продвижение до должности профессора формально тоже должно быть результатом победы в открытом конкурсе. Кандидаты на должность профессора, как правило, отбираются среди доцентов, но в конкурсе могут участвовать и другие кандидаты, обладающие формальным набором необходимых качеств.

В университетах штата Сан-Паулу академическая иерархия включает должности вспомогательного персонала, ассистента, старшего преподавателя, доцента, профессора. Степень PhD необходима для получения должности старшего преподавателя. Для получения должности доцента необходимо сдать экзамен livre docencia, по требованиям похожий на немецкий экзамен Privatdozent[5]. Для получения должности профессора тоже нужно выдержать открытый конкурсный экзамен. В других штатах карьерный рост происходит сходным образом, за исключением экзамена livra docencia, который проводится только в университетах штата Сан-Паулу.

Большинство частных вузов не предоставляет возможностей для карьерного роста, но выплачивает заработную плату в соответствии с ученой степенью преподавателя. Министерство образования собирает информацию обо всех формальных ученых степенях, но не об академических должностях.

В таблице 2.3 приводятся данные об академической квалификации преподавателей по типам вуза. Хотя формально для преподавания в вузе необходима степень PhD, в действительности она есть лишь у 22 % преподавателей, из них в государственных университетах – у 48,1 %, в других государственных вузах – у 17 %. Наилучшая ситуация в этом отношении в государственных университетах штата Сан-Паулу, где 86 % академического персонала имеет степень PhD. В то же время вузами признаются и младшие знаки отличия – степень магистра, диплом специалиста или сертификаты о повышении квалификации.


Таблица 2.3. Академические квалификации преподавателей вузов, %


Источник: [MEC, 2008].


Диплом специалиста выдается по окончании специалитета – вузовской образовательной программы с учебной нагрузкой от 360 часов и выше. Программы повышения квалификации похожи на специалитет, но с меньшей нагрузкой – 180 часов. На данный момент бразильские университеты ежегодно присваивают степени PhD ~11 тыс. аспирантов. Это значительное число, но все еще недостаточное для заполнения 287 тыс. преподавательских позиций, по-прежнему занятых менее квалифицированным персоналом. И поскольку частные недорогие институты, ориентированные на преподавание, не в состоянии нанять на полную ставку преподавателей с докторской степенью, ситуация вряд ли изменится к лучшему в ближайшем будущем.

Контракты

Государственные вузы. Преподаватели и сотрудники администрации государственных вузов Бразилии являются государственными служащими и подчиняются соответствующим национальным законам и нормам. Число вакансий для каждого федерального университета устанавливает Министерство образования и культуры, от вузов требуется открытая публикация вакансий, а право отбора преподавателей оставлено за университетами. Кандидат обязан представить учебный план, прочесть публичную лекцию и сдать письменный и устный экзамены Комиссии из приглашенных и университетских преподавателей соответствующего департамента (приглашенным должен быть как минимум один из экзаменаторов). Департаменты университетов в определенной мере влияют на состав Комиссии. Надо отметить, что в вузах нет специальных подразделений по поиску кандидатур, из которых администрация могла бы выбирать. Экзаменаторам разрешено совещаться между собой, прежде чем дать заключение по каждому из кандидатов, исходя из его формальной квалификации, результатов письменного и устного экзаменов и публичной лекции. Предложить свою кандидатуру может любой, но работу, как правило, получают обладатели более высоких оценок. С прошедшим отбор кандидатом заключается трудовой договор. Его принимают на полную ставку, и он становится государственным служащим национального или регионального уровня, в зависимости от принадлежности университета.

Статус государственного служащего в Бразилии дает много преимуществ, в том числе и преподавателям. После найма на государственную службу преподавателя нельзя уволить, кроме как за грубейшее нарушение дисциплины. Причем процедура увольнения сложна и требует окончательного вердикта на уровне Министерства, хотя и он может быть отменен через суд. Практически это означает, что преподаватели, поступающие на государственную службу, получают гарантии трудоустройства независимо от своей производительности. Их заработная плата, как правило, выше, чем в среднем по рынку в частном секторе. Пенсионный возраст в стране составляет 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин, но для работников сферы образования, в том числе университетских профессоров, он на пять лет ниже – 60 и 55 лет соответственно. Выйти на пенсию с государственной службы можно и раньше – после 10 или более лет стажа, получив рассчитанное из этого срока службы вознаграждение. А далее можно занять другую позицию в другом университете и получать две заработные платы.

В государственных университетах преподавателей на всех должностях ниже доцента постоянно повышают по мере роста трудового стажа и академических достижений. Это бюрократическая процедура, не зависящая ни от какой оценки. Заработная плата во всех федеральных университетах одинакова и зависит от должности; обсуждение размера заработной платы на индивидуальном уровне не допускается. Среди других льгот: 45 дней оплачиваемого отпуска, медицинская страховка и щедрый пенсионный пакет. До недавних пор преподаватели продолжали получать свою заработную плату в полном объеме и по выходе на пенсию. Однако в последние годы льгот стало меньше – теперь их получение зависит от стажа на каждой позиции, возраста преподавателя и других условий. Университеты могут предоставлять преподавателям продолжительный отпуск для получения магистерских и докторских степеней в других вузах, а также творческий отпуск каждые пять лет.

К основной заработной плате преподаватели могут получать надбавку за ученую степень, а также за прошлую или текущую административную работу. При полной занятости в университете работа где-либо еще не предусматривается, но преподаватель может получить грант на исследование и дополнительные надбавки за результаты исследовательской деятельности, а также техническую поддержку со стороны университета. Многие государственные университеты создали собственные фонды, которые распределяют контракты на исследовательскую и иную деятельность между государственными и частными агентствами и фирмами и выплачивают дополнительные надбавки исследователям, участвующим в их проектах. Такая практика разрешена только университетам, она запрещена в других сферах государственной службы.

Частные вузы. Большинство частных вузов предлагают своим преподавателям почасовые контракты или контракты, предусматривающие неполную занятость, но сохраняют костяк преподавательского состава, работающий на полной ставке. Минимальным квалификационным требованием является наличие первой ступени высшего образования, но вузы должны набирать определенное количество преподавателей с дипломами специалиста и магистерской или докторской ученой степенью, чтобы соответствовать требованиям Министерства образования. Для набора таких преподавателей нет формальных требований. Вуз, нуждающийся в преподавателе определенной дисциплины, может разместить объявление о соответствующей вакансии в газете или Интернете, и решение о найме принимает ответственное лицо. Условия частного трудового договора регулируются бразильским законодательством. Даже когда оплата производится в соответствии с количеством лекционных часов, трудовой договор все равно необходим, если только это не единичный случай. По закону, таким работникам, как и всем остальным, полагается месячный отпуск и дополнительное «рождественское» пособие.

Конец ознакомительного фрагмента.