Вы здесь

Будущее высшего образования и академической профессии. Страны БРИК и США. Введение ( Сборник статей, 2013)

THE GLOBAL FUTURE OF HIGHER EDUCATION AND THE ACADEMIC PROFESSION

The BRICs and the United States


Edited by

Philip G. Altbach

Center of International Higher Education, Boston College, USA

Gregory Androushchak

National Research University Higher School of Economics, Russia

Yaroslav Kuzminov

National Research University Higher School of Economics, Russia

Maria Yudkevich

National Research University Higher School of Economics, Russia

Liz Reisberg

Reisberg & Associates, USA palgrave


Palgrave

macmillan


Selection and editorial matter

© Philip G. Altbach, Gregory Androushchak, Yaroslav Kuzminov, Maria Yudkevich, and Liz Reisberg 2013 Individual chapters

© Respective authors 2013


Под редакцией

Ф.Альтбаха

Центр международного высшего образования, Бостон-колледж, США

Г. Андрущака

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Россия

Я. Кузьминова

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Россия

М. Юдкевич

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Россия

Л.Райсберг

Райсберг и партнеры, США


Перевод с английского А. Гордеева (главы 1–5) и Г. Петренко (глава 6)

Научный редактор перевода М.М. Юдкевич

Ответственный редактор Н.М. Халатянц

Введение

Страны БРИК – Бразилия, Россия, Индия и Китай – относятся к числу стран с наиболее быстро растущей экономикой. Их роль в мире все заметнее, и именно им вместе с США суждено определить черты глобальной экономики будущего. А по мере развития международного рынка образования страны БРИК будут занимать главенствующие позиции и в этой сфере. Кроме того, вузы этих стран, вероятно, будут конкурировать друг с другом за места в глобальных рейтингах, добиваясь мирового признания и укрепляя свои исследовательские университеты.

В трех странах БРИК – Китае, Бразилии и Индии – в ближайшие годы продолжится бурный рост сферы высшего образования, а в течение следующих десятилетий на них придется более половины прироста численности студентов в мире. У России, как и у США, зрелая академическая система. Но ее принципы оказались подорваны из-за кардинальных изменений в экономике страны, произошедших за последние десятилетия. Теперь у России избыток мест в вузах, и она вынуждена заполнять их, чтобы сохранить вузовские бюджеты. Делать это, не снижая качества образования, – задача практически невыполнимая.

Статус образовательной сверхдержавы не определяется одним только размером системы высшего образования. Тем не менее страны БРИК будут все в большей мере доминировать в мировой экономике знаний. Их роль уже растет, и все они, особенно Китай и Бразилия, демонстрируют положительный тренд в части эффективности исследований и расходов на них. Вдобавок, каждая из стран БРИК разрабатывает наступательные стратегии по созданию новых направлений сотрудничества с иностранными партнерами. Однако перед всеми четырьмя странами стоят непростые задачи: им необходимо удовлетворять свои экономические и социальные нужды, создавать университеты мирового уровня и поддерживать академическую культуру, а также повышать качество системы высшего образования в целом.

Система высшего образования США, видимо, самая влиятельная в мире. Она включена в наш обзор как ориентир для сравнения со странами БРИК. Высшее образование во всем мире впитало в себя множество разных традиций. Но сплошь и рядом национальные системы высшего образования воспроизводят многие аспекты именно американской системы; она по-прежнему основной источник фундаментальных исследований. Впрочем, как и странам БРИК, США сейчас приходится решать проблемы, обусловленные зачастую ограниченностью источников дохода при растущей стоимости обучения и исследований. Анализ этих проблем важен для понимания вызовов, с которыми столкнутся страны БРИК по мере того, как будет расти их вклад в глобальное образование и исследовательскую деятельность.

Наша книга посвящается анализу систем высшего образования каждой из стран БРИК, задачам, которые стоят перед ними, а также сравнению этих систем с системой высшего образования США. В этих системах есть общие черты, но есть и много различий. Мы рассматриваем все существенные аспекты развития высшего образования в каждой из стран, но центральное место в нашем анализе занимает академическая профессия.

Академическая профессия – ядро любого университета и любой системы высшего образования, поэтому главная роль в книге отведена профессуре. Исследуется сложная ситуация со статусом и условиями труда преподавателя, изменение этой ситуации по мере того, как меняется экономика каждой из рассматриваемых стран – растущая в странах БРИК и сравнительно сжимающаяся в США. Анализируются заработная плата, компенсационные пакеты и условия контрактов, т. е. ключевые факторы, от которых зависит эффективность работы профессуры.

Отправной точкой для нашей книги послужило исследование данных ключевых факторов, изложенное в книге «Как платят профессорам», которая вышла в Нью-Йорке под редакцией Филипа Альтбаха, Лиз Райсберг, Марии Юдкевич, Григория Андрущака и Ивана Пачеко[1]. Мы поставили своей целью углубить этот анализ, сфокусировавшись на положении дел в странах БРИК. Главы 2–5 посвящены описанию и анализу академических систем этих стран, что может быть полезно как политикам, так и ученым.

Сейчас время стратегических решений, и каждая из этих стран пытается определить роль высшего образования в своем будущем экономическом развитии и сформировать необходимые условия для продуктивной работы профессуры. В книге дан разносторонний анализ ряда ключевых вызовов, с которыми столкнулись системы высшего образования четырех важнейших развивающихся стран мира, перспектив этих систем образования, а также их сравнение с системой высшего образования США.


Филип Альтбах

Григорий Андрущак

Ярослав Кузъминов

Мария Юдкевич

Лиз Райсберг


Бостон (США), Москва (Россия)