Гражданское общество, НКО, власть и возможности для развития личности в Татарстане
Р.И.Булатов. Российский экологический центр. Сопредседатель Совета Республиканского общественно-гражданского Форума, Председатель президиума Форума.
Вводный доклад на III Республиканском общественно-гражданском форуме. 08 июня 2016 года. Татарстан, Казань, Центр «Паравитта», пр. Ямашева 36.
«Гражданское общество, НКО, власть и возможности для развития личности в Республике Татарстан»
20 Ноября 2015 в Казани произошло весьма заметное для гражданского общества столицы и республики событие: «Выездное заседание комиссии по гражданскому участию в модернизации экономики в Республике Татарстане».
Фото: Стратегия будущего: дискуссия. (фото Р.Г.Гарифуллина)
Постоянная комиссия по гражданскому участию в модернизации экономики (ПК 9 – председатель Евгений Ясин) Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданскому общества и правам человека 20 ноября 2015 года провела выездное заседание в Республике Татарстан.
В мероприятии приняли участие: глава СПЧ Михаил Федотов и члены Совета Сергей Воробьев, Даниил Дондурей, Ирина Киркора, Леонид Никитинский, Ирина Хакамада и Евгений Ясин.
В первой половине дня состоялось расширенное пленарное заседание на тему: «Взаимодействие власти, гражданского общества и малого бизнеса, как фактор развития инновационной экономики» с участием представителей предпринимательских и отраслевых общественных объединений, депутатов Государственного совета Республики Татарстан, членов Общественной палаты Республики Татарстан, членов общественных советов предпринимателей при главах муниципальных образований, членов общественных советов при органах власти, руководителей республиканских и муниципальных органов власти.
Группа 1. Власть и малый бизнес. Формы и площадки для взаимодействия власти и малого бизнеса. Опыт регионов и муниципалитетов.
Группа 2. Гражданское общество и бизнес. Взаимодействие гражданского общества и малого бизнеса: цель, социальная ответственность и меры воздействия.
Группа 3. Роль государства в развитии предпринимательства и государственная поддержка малого бизнеса.
В качестве отклика на это событие в Татарстане был организован Совет по предпринимательству при Президенте РТ, в котором участники Республиканского общественно-гражданского форума также приняли активное участие.
Нами были предложены к организации 5 проектных групп. Мы участвуем в 2-х действующих группах, одна группа рассматривается, 2 – отклонены. В совместном процессе с нами участвуют представители министерств и ведомств, АН РТ, Экономическое общество РТ, Российский экологический центр, КГЭУ, НКО.
В основе работ секции лежат многолетние изыскания, теоретические и практические работы и публикации, в настоящее время продолженные в рамках совместных исследований «Лаборатории проблем экологической, социо-культурной и промышленной безопасности территорий и анализа климатических изменений», проводимые совместно с Международными организациями, Российским экологическим центром, РАЕН, АН РТ и творческими группами ученых прикладников.
Результаты работы находят применение при разработке, создании и анализе действующих экопромышленных и экосоциальных систем, территориального и отраслевого уровней, а также предложены для использования международным организациям, ООН, Всемирному банку с целью проведения экономико-статистического анализа динамики развития территорий и отдельных государств.
Этот год особенный, с точки зрения развития гражданского общества, расширение сферы деятельности которого признано одним из основных приоритетов современности, наравне со всепланетарной озабоченностью, связанной с глобальными изменениями климата на земле, что специально было отмечено в этом году в Париже.
Глобальные проблемы современности все больше затрагивают не только руководителей и правительства государств, гражданское общество, а равно и самые широкие слои населения планеты.
22 апреля 2016 года станет знаменательной датой в истории мировой цивилизации в связи с подписанием 196 странами в ООН Парижского соглашения об изменении климата.
Парижское соглашение было принято всеми 196 сторонами Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКООНИК) на 21-й Конференции сторон РКООНИК, прошедшей в Париже 12 декабря 2015 года. В этом соглашении все страны обязуются принять меры к тому, чтобы повышение общемировой температуры составило значительно менее 2 градусов Цельсия, а с учетом серьезности существующих рисков – стремиться ограничить рост температуры уровнем 1,5 градуса. Осуществление Парижского соглашения имеет колоссальное значение для достижения целей в области устойчивого развития. Соглашение представляет собой «дорожную карту» мер, которые позволят сократить выбросы и укрепить устойчивость к изменению климата (http://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/about/climate-change/).
Соглашение укрепляет международное сотрудничество в интересах решения проблем, связанных с изменением климата и определяет направление дальнейших действий, а также посылает мощный сигнал рынкам о том, что пришло время для инвестиций в экономику с низким уровнем выбросов, и содержит механизмы обеспечения транспарентости в целях укрепления взаимного доверия и уверенности.
О глобальных изменениях климата, инициативах России, руководства РТ мной в книгах, журнале и блогах (в Деловом квартале, Бизнес-онлайн, других интернет изданиях) было опубликовано значительное количество материалов. Да, пожалуй, и не только мной. Если кого-то из присутствующих интересуют конкретные материалы, прошу подойти после окончания форума.
http://kazan.dk.ru/blogs/post/razvitie-ekopromyshlennyh-sistem-po-vossta...
http://kazan.dk.ru/blogs/post/oon-i-glavy-gosudarstv-obratilos-k-grazhda...
http://kazan.dk.ru/blogs/post/nachalo-otscheta
http://kazan.dk.ru/blogs/post/oon-v-kachestve-globalnogo-menedzhera-ot-s...
http://kazan.dk.ru/blogs/post/tatarstan-i-initsiativy-fao-protiv-prodovo...
http://kazan.dk.ru/blogs/post/chastnye-kompanii-investory-i-grazhdanskoe...
http://kazan.dk.ru/blogs/post/buduschee-klimata-na-planete-v-rukah-u-sam...
http://kazan.dk.ru/blogs/post/tretiy-sektor-i-parizhskoe-soglashenie-po-...
http://kazan.dk.ru/blogs/post/ekofaktor-i-ekopromyshlennye-sistemy-v-poi...
Известны инициативы Российского экологического центра как в Республике Татарстан, так и за ее пределами (материалы опубликованы в книгах, журналах, интернете). Парижское Соглашение перекликается со стратегией развития Татарстана до 2030 года и Законом от 17.06.2015 г. №40-ЗРТ «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года», позволяющими широко применять инициативы креативных и предприимчивых граждан в управлении развитием республики.
Направления нашей совместной деятельности с рядом ученых и научных учреждений:
– Разработка технологии выбора наилучших решений при различных обстоятельствах, теоретических и практических посылах при возникновении сложных ситуаций при принятии решений в практических задачах с несколькими критериями на основе принципа Эджварта-Парето, элементов теории относительной важности критериев, методов анализа иерархий, Общей теории критериальной оценки, Закона устойчивого развития (авт. Р.И.Булатов), теории относительной важности критериев, которые предусматривают дальнейшее применение результатов в целевом программировании на основе методе анализа иерархий, разработке и применении интегральных, агрегированных индексов для выбора оптимальных и рациональных управленческих решений в экопромышленных и экосоциальных системах.
– Применение математического анализа и программирования для выявления корреляции при взаимодействии средств современного коммуникативного воздействия и гражданского общества, структур законодательной и исполнительной власти, соотносящихся со сферами жизнедеятельности социума. Анализ взаимного влияния проявлений природных явлений на социум, рефлексивные проявления отдельных сообществ, малых групп граждан и отдельных индивидов.
– Исследование корреляций при изменениях в социальных системах с изменениями в экономических, экологических, экопромышленных, культурологических и т. п. системах и их подсистемах.
– Исследование взаимовлияния воздействий человеческого социума и его групп с изменениями в биосфере, в космических явлениях и энергетических потоках и климате на основе учения В.И.Вернадского о ноосфере и работ его последователей.
– Выработка с помощью ЭВМ методологии системных подходов при множестве индикаторов на основе принципа Эджварта-Парето, элементов теории относительной важности критериев, методов анализа иерархий, Общей теории критериальной оценки, Закона устойчивого развития, требующих применения математического, социологического, и экономико-статистического анализа множества факторов с целью разработки методологии принятия ЛПР (лицом принимающим решения) оптимальных и рациональных решений.
– Разработка интегральных критериев на основе решений и итоговых документов международных организаций, ОНН, Всемирного банка, научных форумов, конгрессов и конференций и внедрение агрегированных индексов (интегральных критериев) с целью анализа процессов в сферах человеческой жизнедеятельности анализируемых институтами последних.
– Разработка методик создания и применения агрегированных индексов для экспертной оценки в сферах: экономики, экологии, социо-культурологии, прикладной науки и управления.
– Выработка рекомендаций с целью разработки системы предложений и мер для сглаживания влияния климатических изменений на территории РФ, ПФО и РТ в сторону увеличения среднегодовой температуры.
– Деятельность лаборатории осуществляется на внебюджетной основе по хозрасчетной модели финансирования.
Идеи, математические модели и новшества, на основе которых разработаны научные продукты, представленные нами в различных ситуациях и уровнях социума, ранее были опубликованы и имеют рецензии от работников теоретической и прикладной науки. Нами выпущен целый ряд статей и 5 книг, сделан целый ряд проектов и программ.
В основе стратегии национальной безопасности лежат следующие посылы:
Определение понятия «экологическая безопасность» долгое время отсутствовало в российском законодательстве. В ранее действующем законе РСФСР от 19 декабря 1991 г. №2061—1 «Об охране окружающей природной среды» не было четкого определения этого понятия. Законом Российской Федерации от 5 марта 1992 г. №2426—1 «О безопасности» установлено: безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, а жизненно важные интересы – совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «Об укреплении Российского государства « (1994 г.), Указе Президента Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. №1037 экологическая безопасность названа составной частью национальной безопасности России.
В ходе работ лаборатории нами показаны цели и задачи научного поиска доказательств ноосферных связей между экологией, инновационной деятельностью социума в техносфере, антропосфере со степенью его биогеохимического (антропогенного, техногенного) взаимодействия с природой и космическим разумом с его обратной связью и воздействием на окружающую среду и человека; разработана общая методика исследований.
Вследствие этого мы тесно сотрудничаем с базовым журналом Ростехнадзора «Промышленная и экологическая безопасность, охрана труда», где я, являясь членом экспертной коллегии журнала, тесно сотрудничаю с главным редактором, научной коллегией и коллективом издания. Выпущен целый ряд статей, практически, затрагивающих большинство вопросов, рассматриваемых в настоящем докладе.
Часть работ я докладывал на различных конференциях и круглых столах, также в том числе и международных, в АН РТ, в частности, в дни приезда известного ученого В.М.Бронникова, а также в нашем казанском элитном клубе «Прометей».
Фото: Акадеия Наук Республики Татарстан. 2016 год. В.М.Бронников, Р.И.Булатов, В.В.Хоменко.
Фото: После заседания клуба «Угол зрения» при АН РТ. 2016 год
Специально следует отметить, что политтехнологии будущего апробированы и адекватно воспринимаемы гражданским обществом, например, наше и мое личное окружение, с положительной стороны отмечает наше непосредственное, с коллегами, участие в праймериз, организованной ПП «Единая Россия», где, благодаря активности членов РОГФ, поддерживаемый нами кандидат набрал максимальное количество голосов в социальных сетях, – это впечатляющий результат. В работе с ПП «Единая Россия» нами также наметилось продолжение, начатых в прошлом году, работ по трудовым ресурсам, человеческому капиталу, прекаризации части социума, профдвижению в среде малых предприятий и перспективам в организации рабочих мест в области малого предпринимательства, на что у нас есть свой особый взгляд. На эту тему мной был выдвинут проект постановления Кабинета Министров РТ совместно с Минэкономики РТ, где я являюсь членом экспертной комиссии по развитию МСП, куда вошла часть работ И.В.Гатауллина, но об этом он расскажет далее сам.
Еще один наш большой проект сделал в этом году значительные успехи. Это развиваюзийся в реальном времени Территориально-отраслевой комплекс (кластер) Агрополис «Алькиагробиопром», который за полтора года прошел путь от идеи до признанной на международном уровне новой системной социальной сущности. Мы вошли в 4 рабочие группы при Минсельхозпроде РТ, ЦОП «Новая инициатива» при правительстве РФ, карту кластеров при ВШЭ и Правительстве РФ, Международный Санкт-Питербургский кластер чистых технологий и переработки отходов, наравне с партнерами из России, Финляндии, Швеции, Норвегии и других стран Европы, борющихся за экологию на континентальном уровне. На сегодняшний день кластер насчитывает 25 членов, юридических лиц, в том числе и общественные структуры, такие как «Деловая Россия», ВТБ банк, Российский экологический центр. По ходу доклада мной будет показана небольшая презентация о кластере.
Практически секция «Экологии и инноваций» сотрудничает по многим направлениям деятельности РОГФ, а часть работ тесно переплетается с работами других наших секций, что показывает высокую живучесть и продуктивность нашей общей модели построения подобной системной социальной сущности как РОГФ, в основе которой лежит инициатива граждан и их общественных объединений, представителей партий, хозяйствующих субъектов, ведомств и учреждений, без образования юридического лица, но объединенных меморандумом, принятым на I РОГФ, постоянно действующим Советом форума и секциями по направлениям, без государственного финансирования и какой либо финансовых вливаний из-за рубежа. Подобным опытом, думается, надо делиться и с другими регионами для зарождения истинно гражданского общества в России. По моим воззрениям, это новый тип взаимодействия граждан на основе 3-й статьи Конституции РФ и РТ.
Что касается работы с регионами Республики Татарстан, мной во время творческой и деловой командировки на Юго-Восток, Альметьевская экономическая зона (согласно Стратегии-2030) был создан ряд проектов, с позиции создания и развития туристско-рекреационных зон, в частности в Азнакаевском районе РТ. Также мы разработали подобный проект по всей Альметьевской экономической зоне, вступили в контакт с руководством Камских Полян, Набережных Челнов; побывали в Уфе с IT-проектами «Единая Семья», «Семейный туризм», «Патенторинет». По последнему мы вступили в переговоры с татарской диаспорой Азербайджана, о возможности его реализации на территории дружественной нам страны. Также мы по проектам из IT-индустрии планируем зайти в Иннополис. Все вышеуказанные работы рассматриваются нами в качестве основы для тематических и проектных площадок Стратегии-2030.
Конец ознакомительного фрагмента.