Глава II. Case 1: Община Карма-кагьюпа
Санкт-петербургская община Карма-кагьюпа начала формироваться на организационном уровне раньше всех прочих европеизированных буддийских сообществ города и с первых дней своего существования претендовала на полную автономию от Традиционной буддийской сангхи России. Этот процесс развернулся со времени первого приезда в Санкт-Петербург (1989) международного функционера тибетской буддийской школы Карма-кагьюпа Оле Нидала.
Нидал был первым европейцем-проповедником буддизма, появившимся в Санкт-Петербурге, при этом он обладал статусом тибетского ламы, что удостоверяли сопровождавшие его тибетцы. На волне идеологической открытости советского общества времен перестройки Нидал воспринимался определенными слоями молодежи города как яркая и необычная личность, как международный духовный лидер, проповедующий в цивилизованных странах Запада сокровенное буддийское знание, помогающее сделать человеческую личность по-настоящему свободной.
Уже в 1991 г. буддийская община Карма-кагьюпа была легализована на муниципальном уровне. В настоящее время эта организация представляет собой самую многочисленную общину, объединяющую буддистов-европейцев. Кроме того, центр Карма-кагьюпа, созданный Нидалом в городе, является штаб-квартирой всех общин Карма-кагьюпа не только России, но и СНГ. Санкт-петербургская община изначально позиционирует полную автономность от буддийского Дацана и безразличие к Традиционной буддийской сангхи России.
Исследуя данную общину, мы выяснили, что на 1998 год своими проповедями Оле Нидал создал себе в Санкт-Петербурге репутацию единственного авторитетного носителя буддийской традиции Карма-кагьюпа, хотя, наблюдая функционирование подобных общин в Германии, мы имели возможность убедиться в существовании иных авторитетных проповедников и организаторов общин данной школы. Феномен духовной монополии Нидала и созданная им религиозная организация представляют значительный социологический интерес в аспекте европеизации буддизма и возникновения новых форм религиозной жизни в городе.
В ходе исследования удалось не только осуществить включенное наблюдение жизнедеятельности городской общины Карма-кагьюпа, но и провести обширное интервьюирование групп респондентов, в различные периоды являвшихся адептами Нидала. Данные группы респондентов могут быть представлены следующим образом:
– последователи-ветераны, объединившиеся в группу, переросшую затем в общину, периода 1989–1991 годов;
– адепты, покинувшие нидаловскую организацию по тем или иным причинам, но не переставшие считать его своим учителем;
Конец ознакомительного фрагмента.