Вы здесь

Бруксизм излечим…. Ошибки среднего возраста (Дмитрий Чесноков)

Ошибки среднего возраста

Сорокалетие показало – спиной и конкретно позвоночником надо серьезно заниматься. Сон был не крепкий. Просыпаясь по утрам, я чувствовал затекшую шею, спину. Замена подушек на ортопедические, с памятью, с экологическими наполнителями, а также приобретение супер-матраса ситуацию не особенно меняли. За столом спина и шея быстро уставали. В спине регулярно слышались пощелкивания. В движении было ощущение, что позвоночник ниже лопаток как-то «болтается». Иногда от привычных движений у основания шеи то слева, то справа стали возникать легкие прострелы. Боль была не сильная, вполне сносная. Шея при этом неплохо двигалась, но с меньшей амплитудой. Я не использовал мази и другие эффективные средства принципиально. В течение дня мягко разминал пальцами больное место и вокруг. Осторожно разминал ближайшие позвонки. Чувствовалась приятная ломота, но боль стихала, через пару дней растворялась. Сильных прострелов у меня не случалось, идти к врачам было неохота, хотя появилась масса мануальных клиник.

Пришлось расширить обычную мою утреннюю гимнастику. Я много слышал об эффективности комплекса упражнений для оздоровления позвоночника «крокодил». Стал регулярно по утрам выполнять начальные серии. Делал, как много лет спустя понял, неправильно. Может сказалось детское увлечение восточными единоборствами, может советы Амосова, что гимнастика должна утомлять, может общее наше представление о физкультуре: «И раз-два-три-четыре. И раз-два-три-четыре. Дышим глубже!» Я делал упражнения на счет, в приличном темпе, с махом и с большой амплитудой, правда до сильной боли не доводил. Мышцы растягивались, суставы весело и приятно щелкали, при этом возникало чувство некоторого облегчения. Когда была возможность, вечером тоже занимался минут по двадцать. Амплитуда движений со временем действительно увеличивалась. Пощелкивание суставов позвоночника не пропадало, но жить сильно не мешало.

Поиск методов оздоровления продолжался. Как-то в отпуске на южном пляже я увидел китайцев, которые предлагали оздоровительный массаж. Я пару дней присматривался. Их услугами пользовались многие из отдыхающих. Массаж делался добросовестно, минут по сорок. Массировались все конечности, голова и конечно спина и шея. Цена была достойная, но услуга того стоила. Я сделал один сеанс. Китаец, который оказался вьетнамцем, своими сильными пальцами с какими-то ароматными бальзамами хорошенько всего меня промял. Я остался очень доволен и в последующие дни повторил у него процедуру еще девять раз. Отдохнувший и оздоровленный я вернулся домой. Однако вскоре я заметил у себя какое-то новое ощущение. После непродолжительного неподвижного сидения шея сзади начинала как-то мелко и несильно покалывать, постепенно ощущение расширялось и превращалось в некоторое легкое жжение. Смена положения, разминание спасали ненадолго. К счастью, через несколько недель эти ощущения притупились и почти исчезли. Но к массажу я стал относиться очень аккуратно.

Однажды я участвовал в очень длительном совещании. Три часа сидения с небольшим перерывом были утомительны. Скоро кончится. Вдруг я почувствовал нарастающую боль где-то между лопаток, боль быстро усиливалась. Ощущение было, как будто в позвоночник воткнули раскаленный гвоздь. Какое-то мгновение я не мог вдохнуть. Но боль отпустила. Превратилась в тупую ноющую. Совещание кончилось. Я, осторожно выпрямляясь, встал и поплелся к себе. Грудь как-то внутри тоже ныла. На месте отсиделся, успокоился. Ощутимо ныло сердце. Я пошел сдаваться кардиологу. Очень пожилой доктор внимательно меня выслушал, осмотрел, измерил давление, направил на ЭКГ. Посмотрев через полчаса результаты, произнес:

– С сердцем я у Вас больших проблем не вижу.

– А что со мной, доктор? – удивился я.

– Похоже невралгия, но мы Вас еще проверим.

Я был не просто удивлен. В голове стало что-то проясняться. Сдав анализы, пройдя велоэргометр, посетив невролога, через несколько дней я снова оказался у кардиолога. Он внимательно посмотрел результаты, снова меня всего прослушал, взял под локоть и повел куда-то по коридору. В кабинете физиотерапии доктор передал меня с рук на руки коллеге. Десять сеансов массажа спины, курс магнитотерапии.

Через три недели я был здоров.

Этот случай произвел на меня как говорят, неизгладимое впечатление. Теперь я почти не сомневался, что моя юношеская «сердечная проблема» была просто проявлением травмы позвоночника во время неграмотных тренировок. Ведь и тогда кардиолог не нашел проблем с сердцем, да и откуда им было взяться у активного физически развитого парня. А давление поднималось от элементарного волнения. И эффективность моих оздоравливающих пробежек в настоящее время объяснялась просто. Легкие спазмы, вызванные недостатком движения и проявляющиеся в тянущих болях в груди, снимались во время аэробной физической нагрузки. И выявленный тогда сколиоз…

Конец ознакомительного фрагмента.