II. Проявление бога во вселенной
Все теологии различали между Богом в Его истинной природе и Богом в проявлении. Сама религия не придает особого значения этой разнице, так как имеет дело с отношением человека к Богу, а не с метафизическими умозрениями, которые требуются теологией. Эти требования вызываются потребностью разума ответить на возникающие перед ним задачи, тогда как сердце ищет только одного: объекта для любви, и поклонения. «Логос Души един»; Слово, говорящее человеческому Духу, не нуждается в объяснительной теологии, чтобы защитить Себя перед Своим подобием.
Но религии обладали всегда своими теологиями, и в последних заключались глубокие, истины, выраженные в умозрительных терминах, причем форма этих истин видоизменялась с каждой особой религией и даже с каждым отдельным учителем. Религиозные распри разгораются вокруг этих терминов, а не вокруг самих истин, для которых термины служат лишь частичными и неполными выражениями. Дух един, тогда как интеллект многообразен и, подобно призме, разлагает белый свет истины на его составные цвета, из которых каждый отличается от остальных, оставаясь в то же время нераздельной частью единого белого света.
Во главе этих неизменных истин стоит истина о божественном Самопроявлении во вселенной, и это Самопроявление признается мыслью, способною проникать в глубину, троичным: Бог проявляет Себя в трех Аспектах, в трех основных Видах, тремя существенными Качествами, которые выполняют три первичные Деятельности по отношению к Его вселенной. На основании этой истины возникла идея божественной Троицы во многих религиях, как древних, так и современных; отрицание этой идеи в мусульманской религии обязано, с одной стороны, тому грубому антропоморфизму, с которым идея эта была представлена, а с другой стороны, сказавшейся во времена пророка Магомета великой необходимости подчеркнуть Единство Бога, ввиду того хаоса многобожия, в котором утрачено было сознание Единства. Разумно установленная, эта истина не может вызвать никакого возражения. Но ее понимание, эмоционально выраженное невежественным, хотя бы и любящим поклонником, может действительно возмутить философа.
Индус говорит о непроявленном Боге, о Бесконечном и Абсолютном, неизменно Самосущем и Безусловном, как о «Неимеющем качеств», тогда как проявленного Бога, верховного Владыку вселенной, он представляет «имеющим качества». Этими основными качествами он считает Бытие, Сознание и Блаженство, и в троичности человеческого Духа с его тремя свойствами – деятельностью, познаванием и волей – он видит ограниченное отражение или образ Господа и в то же время доказательство троичности того объекта, который Дух человеческий отражает в себе. В Писаниях последователей Зороастра идея Бога выражается тремя понятиями: «Я есмь»» «Мудрость» и «Блаженство», рядом со многими иными качествами.[26] Точно так же и еврейская религия заявляет, что человек сделан по подобию Божию, а в своем внутреннем учении – скрытом от народа по той же причине, которая повлияла и на арабского Пророка, – она говорит: об Эйн-Соф, о Едином, проявляющемся как Кетер, Корона, – Аспект Блаженства Бога, корень Воли в человеке; о Бина, Разуме, – Аспект Сознания у Бога, корень Познания у человека; о Хокма, Вселенском Разуме, – Аспект Бытия Бога, корень Деятельности у человека. В этом заключается коренная истина, лежащая в основе всех троичных Ипостасей, какими бы именами они ни назывались в различных религиях: Отец, Сын, Святой Дух у христиан; Шива, Вишну и Брама у индусов; Амитаба, Авалокитешвара, Манжусри у китайских и тибетских буддистов; Ахура-Мазда, Спента– и Ангро-Майнью и Армаити у последователей Зороастра; Могучий, Мудрый и Милосердый у мусульман, а также различные названия Троицы у египтян, халдеев и в других мертвых религиях; все в один голос провозглашают эту внутреннюю троичность, обнаруженную Богом в проявлении и отраженную в троичности сознания той вселенной, в которой Он проявляется. Три Аспекта божества, раскрывающихся во вселенной, становятся для обитателей этой вселенной тремя Сущностями; употребляя же слова известного христианского исповедания, – «тремя Лицами единого Бога». За всеми этими представлениями скрывается глубочайшая метафизическая истина – вселенская и отвлеченная, применимая ко всем мирам, прошедшим, настоящим и будущим, которые являют собой не более как выражение этой истины во Времени и Пространстве: Истина эта может быть выражена как «Единое Я», как Не-Я, или вселенная, которая есть Его Мысль, и как Его мышление о ней, которое представляет собой отношение между Мыслителем и Мыслью, благодаря чему последняя живет и приносит плоды.
Наш разум не может избежать троичности, присущей проявлению, и эта основная истина была выражена всевозможными способами – и первобытным, и философским, и мистическим, и антропоморфическим; выражения ее разнообразны, но сама истина остается всегда одна и та же, внедренная в самую суть нашего существа. Верно понятая, она не может быть отвергнута.
Проявленный Бог есть Корень вселенной; некоторые религии говорят об эманации, другие о творчестве; верно лишь одно, что нет ничего, кроме Бога, а самый метод, которым Он осуществляет вселенную, есть второстепенный вопрос. Он – Создатель, Строитель, Архитектор Своих миров. Его жизнь зарождает их и сохраняет во все время, положенное для их существования, а когда время это заканчивается, Он возвращает их из состояния раздельности в Свое Единство. «А затем (наступает) конец», дабы был «Бог все во всем»[27] или, как говорит мусульманин, «все погибнет, кроме Его Лица».[28]
Дело осуществления вселенной, одарение ее участием в Его Бытии, внедрения в нее, если можно так выразиться, части Его Жизни принадлежит по необходимости третьему божественному Аспекту: «И Дух Божий носился над водою»,[29] – говорит еврейское Писание. Брама, говорит индус, есть Создатель, «Предок всех Миров».[30] «Тот Господь есть Создатель… чье Имя есть невидимо Развивающий, Бог»,[31] – говорит последователь Зороастра. «Бог есть ваш Господь… Создатель всех вещей»,[32] – говорит мусульманин. Не существует никакого разногласия в религиях относительно того, что Бог есть Источник жизни, что все существующее обязано своим бытием Ему. Эта творческая деятельность Бога есть проявление Его третьего Аспекта, христианин сказал бы – Его третьего Лица.
Бог поддерживает и сохраняет миры, и этот второй вид Его деятельности есть то, что называется проявлением Его второго Аспекта или Лица по отношению к Его вселенной. «Он заботится обо всех вещах»,[33] – заявляет мусульманин. «Его жизнью поддерживается вселенная»,[34] – говорит индус. Еврейские Писания переполнены заявлениями о непрестанном присутствии в мире Бога, руководящего, правящего и наставляющего.[35] А когда наступает период покоя, Он призывает снова к Себе Духов, исшедших из Него, разрушая созданные Им миры. «Я есмь имя Разрушителя всего»,[36] – возвещает Ахура-Мазда Зороастру. «В твоем Господе будет конец всех вещей, – говорит Магомет, – и к Богу возвратятся все вещи».[37] Для индусов Шива есть Разрушитель всех форм и Освободитель всех Духов, конечный мир и Блаженство. «Таким образом один и тот же единый Бог… принимает назначение Брамы, Вишну и Шивы по мере того, как Он создает, сохраняет или разрушает… Он есть Причина создания, сохранения и разрушения».[38]
В этом учении о трех божественных Аспектах – о Боге по отношению к Его вселенной – мы имеем первичную истину о божественном Единстве, выраженную конкретно и примененную к основным деятельностям Бога в Его мирах. Как один человек может быть одновременно и супругом, и отцом, и господином и может быть виден с одной стороны своей жене, с другой – своим детям, с третьей – своим слугам и все же во всех своих сношениях с людьми оставаться одним и тем же человеком, так же и Бог в Своих трех Аспектах, как Создатель, Охранитель и Освободитель, остается одним и тем же Богом. Он есть Отец нашего духовного Начала, Покровитель наших жизней, Источник наших деятельностей; в этом тесном отношении мы стоим к Нему как индивидуальности, тогда как Его собственная природа познается нами как глубочайшая Суть.
Из индусских Священных Писаний
Познавший Бога, Который без начала и без конца, Который в этой твердой материи есть Творец вселенной, Который имеет бесконечный образ, познавший Единого, проникающего вселенную, освобождается от всех оков.
Он творит вселенную и знает вселенную; Он есть Причина Духа, Владыка времени, проявляющий качества; Он всеведущий, Господь материи и сознательного воплощенного существа. Правитель качеств, Причина освобождения, существование и рабство. Он подобен Самому Себе, бессмертный, пребывающий в, образе Правителя, премудрый, вездесущий, хранитель этого мира; нет другого источника господства.
Когда Он проявляется, все проявляется за Ним; Его проявлением весь мир становится проявленным.
Тогда Самосущий, Господь, непроявленный, но проявлявший вселенную, явился с мощной силой, Рассеятель Тьмы. Он, постижимый тому, что превыше чувств, непроявленный, древний, содержащий все существа, непостижимый, Он Сам воссиял.
Он есть невидимое, неосязаемое Существо, без происхождения, без различия, без ока или уха, без руки или ноги, вечное, всепроникающее, вездесущее, тонкое, неистощимое Существо, Которого мудрые признают источником вселенной.
Подобно тому как от горящего пламени на тысячу ладов исходят подобные же искры, так и из Неразрушимого, о любимый, рождаются различного рода существа и затем возвращаются к Нему…
От Него рождаются Дыхание, Разум и все Чувства, Эфир, Воздух, Огонь, Вода и Земля, опора их всех…
От Него различными путями рождены Лучезарные, Садхи, Люди, Животные, Птицы.
Воистину все это есть Вечный Единый, от Него оно исходит, в Него погружается и Им держится.
Он захотел: «Да буду Я множеством, да буду Я рожденным».
В конце века, о Каунтея, все сущее поглощается Моей низшей природой; при начале века Я их снова рождаю. Скрытый в Моей собственной природе, с силою Я снова и снова зарождаю это множество существ, бессильных и беспомощных.
Неразрушимый, Высочайший есть Вечный; Суть Его именуется Самопознанием; Эманация, которая есть причина рождения существ, именуется Действием; знание Элементов касается Моей преходящей природы, а знание Лучезарных касается жизнедающей энергии.
Единый, единственный Бог, Джанардана, принимает названия Брахмы, Вишну и Шивы, согласно тому, что Он творит, хранит или разрушает… Он есть причина творения, сохранения и разрушения.
Из Священных Писаний парсов
Армаити, Совершенная Мысль, есть Твоя мысль, о Ахура-Мазда! Твое есть духовное знание творить мир.
О Ахура-Мазда! Я несомненно Тебя признаю как Всемогущего и Кормильца, ибо той Десницей, которой Ты оказываешь помощь и грешнику, и святому, – той самой Ты благословляешь их.
Ахура-Мазда говорит: «Я – Защитник, Я – Жизнедатель и Кормилец, Я – Ведающий и самый духовный Руководитель… Я от имени Ахуры (Жизнедателя), и Я от имени Мазды (Премудрого)».
О Ахура-Мазда! Скажи Мне воистину, что Я спрашиваю. Кто был вначале Творец и Отец Истины? Кто указал путь Солнцу и звездам? Кто есть, кроме Тебя, направляющего рост и увядание месяца?
О Пресвятый Ахура-Мазда! Звезды и Солнце, вестник дня, вращаются лишь ради славы Твоей.
Первый Великий Мыслитель, чья сияющая слава проникнута Светами бесконечных сфер. Тот, Кто в силу всеобъемлющего могущественного знания Своего есть Творец, Вседержитель.
О Ахура-Мазда! Когда Ты впервые Своим Разумом сотворил все живые существа и создал Законы, тогда Ты одарил нас физической жизнью и разумом, а также дал нам способность к работе и религиозные учения.
Хвала Тебе, Ахура-Мазда, троякая хвала перед лицом всех творений.
О Ахура-Мазда! по Твоей царской праведности Ты пребываешь в одной обители с Аша (Истина) и с Вогу-Мано (благой Разум).
Тот, Кто известен как самый Премудрый и Жизнедатель в своем неистощимом могуществе и Кто решил в своей сфере, что счастье и бессмертие будут достигаться через Истину и благой Разум.
Когда родившиеся в истинном счастье[39] вступают в благую обитель Ахура-Мазды, Вогу-Мано и Аша, тогда воистину разбивается власть Дружи (материи).
Ахура-Мазда говорит: «Вследствие Моего знания и Моей мудрости мир был с самого своего начала, и потому мир и продолжит быть до самого конца».
Мы вспоминаем Ахура-Мазду, сотворившего животных и хлеба, сотворившего воду и прекрасные деревья, сотворившего Светы (сферы), и землю, и все творения.
Арурвиле, Ахура-Мазде и вам, Аша и Вогу-Мано, я пою хвалу, вам, Которых есть растущая мудрость и царствие вечное. Да приблизитесь вы через это поклонение ради моей радости.
Примечание. Ахура-Мазда, Аша (Истина) и Вогу-Мано (Благой Разум) составляют любимую Троицу парсов. Иногда два последних относятся к Амешаспентам.
Конец ознакомительного фрагмента.