Глава II
Первый день в средней школе
Здание школы имело три этажа. Над центральным входом третий этаж был застеклён большими окнами, за которыми находился актовый зал.
Первого сентября вся школа собралась в этом помещении. Здесь были все преподаватели, обслуживающий персонал и, конечно, все ученики. Дамир, как и новые учащиеся, пребывал в атмосфере общего праздника. После официальной части общего построения по классам и выступления директора школы был дан концерт в исполнении инструментального ансамбля, состоящего из старшеклассников.
Следующее утро началось по расписанию, которое в этой школе строго соблюдалось. Утренняя зарядка, затем пробежка и завтрак, а после – занятия в школьных классах. Здесь был заметен явно спортивный уклон, и те из учеников, кто избегал физкультурных мероприятий, считались отстающими. Дамиру понравился спортивный подход к воспитанию.
С первых дней он заметил, что многие из одноклассников отлынивают от спорта и сбиваются в группировки. Поначалу он приблизился к одной компании одноклассников. Дамир пошёл в школу с шести лет, из-за этого обстоятельства он, по сути, оказался самым младшим по возрасту. В СССР дети начинали учёбу с семи лет, и все удивлялись, как он проскочил, имея целый год в запасе на будущее.
Как выяснилось, основная масса одноклассников были детдомовскими и о родителях никогда не говорили.
Новая компания слонялась за забором школы, и все их развлечения были ограничены добычей курева с бесцельным времяпровождением. Дамир закурил болгарские сигареты вместе со всеми, но ему стало плохо: лицо «позеленело», тошнило долгое время, в глазах мутнело и окружающий мир «раскачивался»… Всё это создавало состояние общей слабости организма, вызванное табаком. Удивительно, что всем из компании новых друзей нравилось дымить, и ребята соревновались между собой в запускании колец из дыма и кто дольше задержит в лёгких дурманящий дымок.
Дамиру говорили:
– Ты слабак что ли? Все взрослые курят.
Однако такая среда была противопоказана ему, а когда Дамир увидел, что мальчишки собирают окурки у магазинов, тогда он испытал отвращение, но не осуждал никого.
– Пусть каждый живёт, как сам пожелает, это не моё, – решил для себя он.
Записался в библиотеку, где приветливая женщина обрадовалась новому читателю.
Единицы из класса уезжали домой после учёбы. В их число входил Дамир, а остальные дети жили прямо в школьном общежитии и были обречены на проживание в казённом жилье, т. е. предоставленное государством. Надо было видеть печальные глаза детей, когда они смотрели на уезжающих домой. Дамир понял в этот год, что свой дом, даже самый скромный – это счастье для человека.
На классном собрании агитировали в новую секцию спорта, которую создали при школе – вольная борьба. Дамира неудержимо потянуло узнать, что это за спорт.
Тренер в спортивном костюме по имени Сергей Николаевич сначала поговорил основательно с каждым и расспросил о серьёзности намерений.
– Время покажет, и останутся те, кто захочет достичь побед. Борьба делает человека сильнее и открывает новые возможности.
Через две недели Дамир впервые выступил на городских соревнованиях и победил в своём весе. Перед всей командой тренер его поздравил. Это был первый в жизни момент, когда его усилия оправдались, и чувство признания понравилось ему. Появилась цель – стать в ряд победителей. Сергей Николаевич говорил приветливо со всеми и рассказывал, что те из борцов, кто будет серьёзно заниматься этим спортом, смогут иметь квартиру и государственное обеспечение, но для этого надо пройти большой путь до сборной страны.
– Вы, наверное, видите, что некоторые ребята курят и бездельничают. Таковые губят свою жизнь. У вас есть возможности построить свою судьбу наилучшим образом.
– Откуда он всё знает? – удивился Дамир.
Тут же вспомнилась прежняя компания одноклассников. Сейчас он понял для себя, что борьба и спорт лучше, чем круг общения, где сверстники курят и матерятся, чтобы казаться взрослыми.
В выходной тренер организовал общий поход в кино на фильм «Непобедимый». Главный герой знал все виды борьбы самообороны без оружия и противостоял злым людям.
1980-е годы в СССР начались с олимпиады в Москве и всплеск интереса к спорту возрастал.
Дамир чувствовал силу и уверенность. Турник стал его любимым тренажёром. В классе он подтягивался больше всех и стал недосягаем. Всё тело окрепло, гармоничное самочувствие делало жизнерадостным и уверенным. Спортсменка по лёгкой атлетике из класса Дамира стала с ним дружить, и между ними появилась общая симпатия. Здоровье делает красивыми людей, поэтому Оксана была лучшей в классе. Самая весёлая, отличница по учёбе и, вообще, порядочная девочка. Дамир убедился, что нужно быть сильным, чтобы быть смелым. После уроков они встречались с Оксаной и прогуливались по городу. Много говорили о мечтах в будущем и всегда радостно смотрели в глаза друг другу.
Был в их классе высокий паренёк Лёша по кличке Каланча. Возвращаясь с тренировки, Дамир шёл к автобусу и увидел, что Каланча бьёт слабого больного их одноклассника. Дамир вспомнил слова Сергея Николаевича: «Когда видишь несправедливость и проходишь мимо, ты виновен в происходящем вдвойне!»
Дамир вмешался:
– Зачем трогаешь его, он уже жизнью обделён, не имеет хорошего здоровья.
– Иди куда шёл, лучше со своей Оксаной общайся, а будешь вмешиваться, тебе твоя борьба не поможет.
В этих словах Лёши Каланчи было что-то язвительное, но он говорил о самом дорогом. Теперь борьба и Оксана являлись самым светлым явлением в жизни Дамира. Он вмешался. Отбил от Лёши слабого одноклассника, который сразу убежал. Каланча ударил без предупреждения. Сила рук Дамира показала ему превосходство борца над ним, но удар кулаком Каланча нанёс сноровисто. От него несло табаком. В голове у Дамира перемкнуло, его немного закачало, но ежедневно занимаясь в борцовском зале, он научился легко выходил из такого состояния. Желание было одно – ответить этому Лёше таким же способом. Ударил в челюсть, а затем хотел сделать бросок. Каланча отдыхал на полу, и казалось, что притворяется.
– Выше меня на голову, а как по-актёрски притворяется.
Дамиру был противен этот тип, который за счет слабых самоутверждается.
Оксана ждала у выхода из ворот школы, и они прогуливались счастливые от общения друг другом. Дамир увидел, что Оксана носит подаренный им значок «Олимпиада 80» – это был знак, что ей дорого его внимание.
Следующий день был ответственным, по двум предметам назначены зачёты за четверть. Все волновались и делали шпаргалки. Во время контрольных общее внимание отвлекал Лёша-Каланча. Он постоянно просился выйти, был бледен и осунулся. Сам на себя не похож. Многие из одноклассников благодарны были Лёше, считая, что он специально разыгрывает очередную сцену, чтобы выделиться.
После уроков Дамира вызвали к завучу школы. Она сказал, что его ставят на учёт как трудного подростка. Ничего не понимая, это было явно видно по Дамиру, он стал расспрашивать, в чём собственно проблемы. Завуч сказала, что его одноклассник Лёша получил сотрясение мозга от удара по голове и рассказал, кто это сделал. После этих слов она зачитала Дамиру характеристику, которую написала учительница Анастасия Фёдоровна по окончании начальной школы. Там она его характеризовала как человека способного к учёбе, целеустремлённого, способного вести за собой и верного своему мнению. Единственное, что разбавляло эту хорошую характеристику, было то, что учительница высказывалась о его безразличии к пионерской организации. За это и зацепилась завуч школы:
– Видишь, любишь по-своему решать вопросы. Нельзя самому кого-то наказывать, а нужно говорить учителям или директору.
Потом она закончила и увидела, что Дамир никак не комментирует её замечания, холодно сказала:
– Иди в спорткомитет к своему тренеру Сергею Николаевичу. Он сказал, что они тебя берут на поруки.
После кабинета замдиректора школы по учебе и воспитательной работе Дамир вышел немного озабоченным.
– Что теперь? Этот Лёша Каланча постоянно бьёт одноклассников-сирот, но стоило ему получить в назидание, как он тут же оказался обиженным, а Дамир – трудным подростком.
Спорткомитет ДЮСШ
Сергей Николаевич сидел в кабинете за столом. Впервые Дамир его увидел в официальной обстановке. Он был одет в костюм, а на пиджаке красовался значок Федерации борьбы СССР.
– Зачем ударил его? – спросил он.
– Избежать нельзя было конфликта, Лёша первый начал драку, и мне пришлось его остепенить.
– Знаю, что этот мальчишка шкодничает, но не всегда ты бываешь в лучшем свете, когда отстаиваешь справедливость.
При этих словах тренер строго, изучающе смотрел на Дамира. В этот момент зашёл тренер по боксу, и Сергей Николаевич с жёстким акцентом в словах обратился к нему:
– К тебе таких надо. С удара сделал сотрясение мозга.
Затем обратился к Дамиру:
– Тренировку сегодня можешь пропустить, но впредь запомни – самостоятельность в нашей стране не поощряется. Необходимо всё рассматривать коллективно, – он заметно акцентировал на этих словах.
Под пристальным взглядом двух тренеров Дамир вышел и решил сходить к старшему брату на берег Белого моря на базу, где он занимался виндсёрфингом. Была весна, набережная у моря была заполнена людьми. По ступенькам Дамир спустился к морю и направился по песку побережья в удалённый участок на краю города. Пляж простирался на многие километры, волны с шумом накатывали на сушу. Это морское действие заставляет каждого отстраниться от суетных мыслей, всматриваться в далёкие горизонты моря, откуда приходят подгоняемые ветром волны с белыми пенящимися бурунами.
База виндсёрфинга состояла из двух ангаров, больше похожих на гаражи, и обозначалась флагом с надписью NORD на высоком флагштоке. Двери одного ангара были открыты, и там стояло несколько человек.
– Где мой старший брат? – спросил Дамир.
– Похож ты сильно на него внешне, почему к нам не приходишь в секцию? – спросил приветливо один из спортсменов.
– Я борьбой занимаюсь, и времени не остаётся на другие виды спорта, – ответил он.
Всем стало ясно, что Дамир пришёл проведать старшего брата, а не в их ряды виндсёрферов включаться.
– Видишь парус на волнах? Это твой брат.
Посмотрев в сторону моря, он увидел, что маленькая точка перемещается в сторону берега, иногда меняя направление. Подойдя к берегу, он стал ждать приближение паруса на доске, которым управлял его брат. Вскоре Сергей, старший брат Дамира, увидел его и взмахом руки поприветствовал. У берега волны были сильнее и больше. Сергей показывал мастерство маневрирования, меняя постоянно направление. Приближаясь близко к берегу, разворачивался и вновь удалялся против ветра. Дамир смотрел с восхищением и гордостью на умения своего брата.
Человек на доске управляет парусом и движется в нужном ему направлении среди стихии моря – символ самостоятельной свободы!
Его брату было восемнадцать лет, он являлся кандидатом в мастера спорта по виндсёрфингу. Именно в этот день, наблюдая за действиями своего старшего брата под парусом в море, Дамир усомнился в достоверности слов старших наставников, что самостоятельность в нашей стране не поощряется.
– А как же человек будет управлять своей жизнью, если откажется вовсе от самостоятельности?
Эти доводы Дамир решил оставить при себе. Сергей обрадовался ему и сказал, чтобы его подождал немного, пока он сменит морскую экипировку на обычную одежду.
Этот вечер братья провели вместе. Сходили в кафе. Сергей купил Дамиру новые кеды. Он сказал, что слышал о том, что Дамир сделал сотрясение мозга однокласснику. Все учителя, оказывается, говорили об этом случае на своих уроках. В глазах Сергея он не видел осуждения, но и оценок никаких не услышал. Удивило только одно, что он не расспросил Дамира, как всё в конфликте было на самом деле. Такой подход к этой истории вполне устраивал Дамира, и он постепенно забыл об этом инциденте.