За что нам это?
Мучение приносящая…
Несмотря на то, что боль наносит свои визиты довольно часто, ей обычно удается оставаться таинственной незнакомкой. Ученые и философы бились над загадкой боли с давних времен. Но до сих пор здесь много непонятного. А большинство далеких от науки людей и вовсе затрудняются ответить на вопрос – что же это такое. Мучительное чувство? Острый дискомфорт? Гремучая смесь эмоциональных переживаний и физиологических недомоганий?
Существует множество определений боли, но далеко не все из них в полной мере раскрывают ее многоликую натуру. Одно из самых древних определений, дошедших до наших дней, принадлежит Аристотелю. Великий мыслитель называл боль неприятным ощущением. С одной стороны, с этим трудно поспорить (приятного в боли, действительно, мало). С другой стороны, неприятные ощущения далеко не всегда бывают болезненными. Разве имеют отношение к боли переживания безоружного человека, встретившегося взглядом с хищником? Или студента, ожидающего своей очереди сдавать трудный экзамен?
Что касается самого слова «боль», которым пользуются многие славяне, то оно имеет родственников и в индоевропейских языках. Например, в древнем восточно-немецком было слово «balo», означавшее «болезнь» или «беда», а в древнеиндийском «bhal» означало «приносить мучения». Можно сказать, что с давних пор люди подчеркивали неразрывную связь между болью и страданием.
Большая советская энциклопедия определяет боль как «неприятное, гнетущее, иногда нестерпимое ощущение, возникающее преимущественно при сверхсильных или разрушительных воздействиях на организм человека и животных».
Мы уже говорили о том, что боль – это своеобразная сигнализация. Возникла она в процессе эволюции (простейшие с ней не знакомы). Появление боли служит мобилизации защитных сил организма для того, чтобы направить их на устранение причины дискомфорта и восстановление нормальной работы организма.
Однако в этом определении не указывается, что телесная и душевная стороны боли настолько тесно переплетены, что нередко говорят о «душевной боли», имея в виду тяжелое психическое состояние, вызванное внешними причинами (например, переживанием по поводу утраты близкого) и влияющее на самоощущение человека в целом.
Современные специалисты подчеркивают: боль – нечто большее, чем чистое ощущение, связанное с существующим или возможным органическим повреждением, поскольку обычно сопровождается отрицательными эмоциями. Многие отмечают, что боль является одновременно и физическим, и душевным мучительным состоянием, противоположным удовольствию.
Эта тесная связь порой мешает врачам понять тяжесть положения пациента, который может совершенно искренне описывать свою боль как «разрывающую», «ужасную», «кошмарную» притом, что в организме имеются лишь незначительные отклонения от нормы. Но, разумеется, несмотря на то, что восприятие боли во многом субъективно, есть у нее и объективные, внешние проявления. Обычно они становятся заметны при длительных болях, когда наблюдается изменение ряда физиологических параметров: повышается артериальное давление, учащается пульс, зрачки расширяются. Лабораторные исследования могут показать изменение концентрации гормонов.
Таким образом, появляясь на физическом уровне и подчиняя себе эмоции человека, она добирается до уровня социального, диктуя больному, куда ходить и что делать. В свою очередь, социальные факторы влияют на интенсивность боли, чувствительность к ней, поскольку она является своеобразным отражением имеющихся в организме сбоев и личного опыта.
Современные ученые подчеркивают: боль – не просто ответ тела на раздражитель. Ведь подчас зависимость между силой раздражения и выраженностью болевых ощущений отсутствует. Ну как объяснить эффект плацебо, когда болевые ощущения в организме стихают, стоит пациенту проглотить «пустышку» – таблетку из нейтрального вещества, не имеющего обезболивающего эффекта? Существует и обратный ему эффект – ноцебо (когда человек чувствует ухудшение после приема таблетки-пустышки). То есть боль во многом определяется тем, «что у человека в голове»: его отношением к болезни и методам лечения, его религиозными взглядами и возрастом и многими другими причинами.
Есть и еще один вопрос, который давно волновал мыслящих людей: можно ли считать боль особым чувством наряду с осязанием, зрением и другими? Некоторые до сих пор считают, что боль – это специфическое «чувство жизни», которое формируется под действием потенциально опасного для здоровья раздражителя.
И все же, наверное, не совсем правильно проводить параллель между болью и чувствами. От холода нас спасает шуба. От неприятных запахов – открытое окно. А для того, чтобы избавиться от боли, нужно направить свои усилия не во внешнюю среду, а внутрь организма. Именно там – повреждение, послужившее причиной неприятных ощущений.
Зрение, слух, вкус, обоняние, осязание позволяют человеку и животным ориентироваться во внешней среде и составлять представление об окружающей действительности. Они рассказывают нам о том, что происходит вне нашего тела или на его поверхности. Каждую секунду мы что-то рассматриваем, что-то слышим. Но далеко не вся информация, поступающая к нам в мозг через органы чувств, имеет для нас значение и заставляет менять свое поведение. Болевые рефлексы отличаются тем, что всегда сопровождаются движениями, цель которых – защитить организм от воздействия, причиняющего боль. У боли есть одно важное свойство: она заставляет пациента искать выход из неприятной ситуации. Если бы не боль, вряд ли мы бы брали «больничные», отпрашивались с работы ради похода в поликлинику, тратили деньги на покупку лекарств.
Можно предположить, что боль фиксирует только те раздражители, которые таят для человека смертельную угрозу. И заставляет действовать, спасая собственную жизнь. Если же воздействие на организм (даже и неприятное) не представляет опасности, боли обычно не возникает. Причем она бережет не только каждого человека в отдельности, но и все человечество! Ведь вовремя принимая адекватные меры для борьбы с недугом, человек сохраняет себе жизнь и продолжает род! Несмотря на свою мучительную навязчивость, боль – верный помощник организма, необъемлемая часть его защитной системы. Она первой «трубит» о повреждениях тканей и начале грозных процессов.
Помощница или обманщица?
Боль – один из важных симптомов при многих нарушениях жизнедеятельности. Поэтому она имеет особое значение для постановки диагноза и дальнейшего лечения многих заболеваний. Однако не все так просто.
Во-первых, отсутствие четкой связки «сильная боль – сильная проблема» не позволяет нам однозначно воспринимать боль как помощницу. Иногда она может запутать, ввести в заблуждение. Так, например, злокачественная опухоль, представляющая несомненную угрозу для организма, на первых стадиях своего роста совершенно не болит. Известны случаи, когда грозная ишемическая болезнь сердца, способная обернуться инфарктом, протекает без всяких симптомов. Не заявляет о себе болью и туберкулез.
Огромное число болезней, локализующихся во внутренних органах, развиваются без боли. Несмотря на то, что патологические процессы довольно опасны и рецепторы (казалось бы) должны на них реагировать и бить тревогу, этого не происходит. Болезнь подкрадывается незаметно. И лишь на серьезных стадиях на пациента неожиданно обрушиваются болезненные ощущения.
Это неприятно еще и потому, что недуг к этому времени, как правило, успевает «расцвести махровым цветом» и доставляет множество неудобств, поскольку равновесие в организме нарушается. А в некоторых случаях боль возникает уже на тех этапах, когда говорить об излечении, увы, поздно. Она как будто стремится усугубить и без того тяжелое состояние пациента.
Во-вторых, существуют обратные ситуации, когда поражение ткани незначительное (или его вовсе нет), а больной жалуется на невыносимые боли. Известны случаи, когда причиной болезненных ощущений становятся самые обычные прикосновения. Пациент с трудом надевает одежду, превозмогая боль, моет руки. Причем такая боль не поддается традиционным методам обезболивания. Зато спустя некоторое время сама проходит так же неожиданно, как и появляется.
В-третьих, мы уже говорили о том, насколько велика бывает роль психологического фактора. Так, например, женщины, испытывающие панический страх перед родами, описывают процесс появления ребенка на свет как «жуткий», «кошмарный» и т. п. В то время как беременные, которые относились к предстоящему событию как к естественному процессу, не отмечали впоследствии каких-то чересчур болезненных ощущений.
Есть люди, которые буквально заливаются слезами от булавочного укола. А есть и те, которые шутят и улыбаются, когда «скорая помощь» везет их с приступом аппендицита. Недаром один из ученых прошлого разделял боль на «законную» (ту, которая по силе соответствует масштабу разрушительных процессов) и «незаконную». И переоценивать помощь боли не следует.
Наконец, в-четвертых, медикам известны ситуации, когда боль сама становится главным компонентом патологического процесса в организме. Просигнализировав пациенту о том, что в теле имеется проблема, боль порой и не думает стихать, а только усиливается. В этом случае она несет в себе не меньшую угрозу, чем тот процесс, который ее вызвал.
У рецепторов, реагирующих на боль, есть одна важная особенность: они не способны к адаптации, то есть могут возбуждаться и посылать импульсы в центральную нервную систему в течение всего действия стимула и даже некоторое время после прекращения его воздействия.
При длительном и сильном болевом раздражении наступает истощение нервных центров (в первую очередь коры головного мозга). Это может привести к состоянию шока, а иногда – даже к смерти пациента. Упорные и длительные боли приводят нередко к расстройству жизнедеятельности отдельных органов, физиологических систем и организма в целом, вызывая ряд патологических явлений (нарушение деятельности центральной нервной системы, желудочно-кишечного тракта, эндокринных желез и др.), которые исчезают по прекращении боли.
Вот почему ученые упорно продолжают попытки проникнуть за покров ее тайны.
Так почему же возникает боль?
Из школьной программы мы помним, что боль каким-то образом связана с нервной системой. Но как именно? Специалисты различают механизм формирования боли (так называемая ноцицептивная система) и механизм контроля боли (антиноцицептивная система).
Поговорим сначала о первом механизме. Чувство боли формируется на разных уровнях ноцицептивной системы. В нее входят чувствительные нервные окончания, воспринимающие болевые ощущения, проводящие пути и центральные нервные структуры. Наш головной мозг принимает болевые импульсы от любой частицы нашего тела вне зависимости оттого, где именно находится повреждение (в руке, в ноге, в желудке). Мы обычно ощущаем ее там, где локализован очаг опасности. Именно там происходит раздражение нервных окончаний.
Итак, каждый человек имеет особый аппарат, воспринимающий боль. Однако точно объяснить принцип его работы исследователям пока не удалось. Есть две точки зрения. Сторонники первой гипотезы утверждают, что боль не является специфическим физическим ощущением. А значит, в организме не может быть каких-то особых рецепторов, «настроенных» на восприятие исключительно боли. То есть чувство боли вызывает раздражение любых других рецепторов – но только в том случае, если раздражение принимает потенциально опасный для здоровья и жизни масштаб.
Есть и другая гипотеза, согласно которой особые болевые рецепторы все же существуют. Они отличаются высоким порогом восприятия: их приводят в возбуждение только стимулы, достаточно сильные для того, чтобы говорить об угрозе. Они присутствуют в виде свободных нервных окончаний в коже и внутренних поверхностях.
Информация от раздраженных рецепторов идет по проводящим путям. Основой данной структуры является спинной мозг. Это часть центральной нервной системы, расположенная в позвоночном канале и обеспечивающая связь между головным мозгом, туловищем, конечностями, внутренними органами. Чувствительные сигналы передаются по задним корешкам спинного мозга и достигают проводящих путей головного мозга.
Болевая информация передается по спинно-бугровому пучку, достигает зрительных бугров.
Само же субъективное ощущение боли (которое заставляет нас «лезть на стену», бежать к аптечке, глотать таблетки, вызывать «скорую») рождается в нервных клетках коры головного мозга, куда добираются болевые импульсы и оказывают на нее активирующее влияние. Подчеркнем еще раз: чувство боли – многокомпонентное. Ответ мозга на полученный болевой стимул всегда бывает сложным, состоящим из нескольких элементов. Это и специфические движения, и ухудшение настроения, и особое поведение.
А система формирования боли (ноцицепция), которую мы только что рассмотрели, – это лишь ее составная часть, половинка.
Далее пути распространяются к различным областям мозга: к нейронам таламуса, гипоталамуса, миндалевидного комплекса и в другие участки. Это определяет не только характер боли, но и связанные с ней эмоциональные реакции (мимику, плач, стоны) и вегетативные проявления (изменения кровяного давления, сердечной деятельности, дыхания, расширение зрачков).
Но целостное ощущение боли формируется только в тот момент, когда одновременно задействованы кора и подкорковые структуры головного мозга. В коре мозга происходят отбор и интеграция информации о болевом воздействии. Можно сказать, что именно здесь боль становится страданием. Здесь же формируется так называемое «болевое поведение» – совокупность осознанных и целенаправленных действий, призванных сделать все возможное для того, чтобы устранить повреждение или, по крайней мере, уменьшить масштаб его разрушительных последствий.
Любопытный факт: сам мозг является единственным органом, который вообще не ощущает боли, потому что лишен нервных болевых рецепторов! Отсюда вывод: причина головной боли, доставляющей нам столько неприятных минут, просто не может возникать в самом мозге. Есть мнение, что все дело в мембране, которая окружает головной и спинной мозг (так называемой твердой мозговой оболочке). Возможно, она снабжена нервами с болевыми рецепторами, раздражение которых и заставляет нас тереть виски и принимать анальгин.
И еще одно занятное совпадение, которое обнаружили ученые: оказывается, чувство зависти и боль вызывают активность в одном и том же участке мозга. Не потому ли нам иногда кажется, что чересчур завистливые люди выглядят больными?
На что именно реагируют болевые рецепторы?
Мы выяснили, что первыми на потенциально опасные для организма сигналы реагируют рецепторы, которые через передающие пути сообщают информацию об угрозе в мозг. Но что именно служит причиной их раздражения?
Факторы, воздействующие на рецепторы (соответственно, вызывающие боль), могут иметь различную природу. И ученые их по-разному классифицируют. Так, например, все они могут быть условно подразделены на физические, химические и биологические.
О физических факторах мы вспоминаем чаще всего – заметить их влияние можно невооруженным глазом. К их числу относятся механические травмы. К этой же группе физических причин боли исследователи причисляют «удары» электрическим током, ожоги и обморожения, «перегрев» на солнце (и, соответственно, получение повышенной дозы ультрафиолета) и ряд других.
Факторы химические могут действовать по-разному. Например, если произошло попадание на кожу сильной кислоты, боль будет нестерпимой. Но неблагоприятные для организма химические процессы могут воздействовать не только извне, но и изнутри. Так, можно вспомнить всем известное «отложение солей», которое мешает безболезненно ходить, садиться, подниматься по лестнице, – это тоже пример боли, имеющей «химическую природу».
Наконец, в данной классификации существует и третий вид факторов – биологические. К их числу, в частности, относится повышение концентрации в организме гистамина или серотонина.
Все эти факторы обобщенно называют термином «алгогенты» (то есть агенты, вызывающие боль). Их воздействие приводит к высвобождению из поврежденных клеток ряда веществ (так называемых медиаторов боли). Эти самые вещества и раздражают чувствительные нервные окончания. К числу таких агентов относят брадикинин, каллидин, гистамин и некоторые другие.
Разделение факторов по данному принципу указывает на то, какими разными могут быть воздействия на рецепторы. Однако такая классификация не подходит для понимания способов борьбы с болью. Ведь при ушибе и обморожении требуются принципиально разные подходы. Так же как при ожоге кислотой и отложении солей. А эти виды повреждений объединены в группы.
Существует и другая, более полная классификация факторов, активирующих болевые рецепторы.
Группа экзогенных факторов. Сюда относят внешние причины, способные разрушить (полностью или частично) живые ткани. В свою очередь эти внешние причины подразделяются следующим образом:
• механические травмы;
• воздействие температур (нагревание выше 45° С или, напротив, сильное переохлаждение);
• действие активных химических веществ;
• реакция на электрический ток.
Острое нарушение периферического кровообращения. В первую очередь речь идет об ишемии (недостаточном содержании крови в органе или ткани из-за сужения или непроходимости артерии), а также венозной гиперемии (или застоя, когда венозный ток крови затруднен). Эти состояния опасны тем, что ухудшают доставку кислорода к органам, расположенным рядом с поврежденными сосудами. В итоге развивается гипоксия (состояние кислородного голодания), которая может привести к некрозу – омертвению ткани. При этом нарушаются биохимические процессы. Наблюдается увеличение концентрации ионов водорода, а также образование протеолитических ферментов и брадикинина, который, как мы уже знаем, «умеет» раздражать болевые рецепторы.
Воспалительный процесс. При воспалении одни вещества (например, протеолитические ферменты) вызывают повреждение болевых нервных окончаний, в то время как другие раздражают их и без повреждения (например, простагландины и брадикинин).
Мышечные спазмы. Спазмы скелетных и гладких мышц являются весьма распространенной причиной появления боли. Болезненное ощущение возникает потому, что происходит непосредственное механическое воздействие мышцы на болевые рецепторы. Если же спазм сильный и наблюдается ишемия, то есть ухудшается ток крови и изменяется обмен веществ, это тоже оказывает действие на рецепторы и увеличивает боль.
Растяжение стенок полых внутренних органов. Боль возникает в том случае, если растяжение будет сильным, резким и быстрым. Такое состояние, например, может возникнуть при неожиданном появлении препятствий для оттока биологической жидкости или прохождения кишечного содержимого в просвете кишечника (острая закупорка камнем мочеточника, желчного протока).