Глава 3. Регистрация предпринимателя в органах статистики и внебюджетных фондах
1. Регистрация предпринимателя в органах статистики
Федеральная служба государственной статистики является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов в сфере государственной статистической деятельности, формированию официальной статистической информации о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении страны, а так же в порядке и случаях, установленных законодательством РФ, функции по контролю в сфере государственной статистической деятельности. Положение о Федеральной службе государственной статистики утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 399.
Статьей 71 Конституции РФ установлен официальный статистический учет, отнесенный к ведению Российской Федерации. Нормы, определяющие взаимоотношения государства, органов государственной статистики и хозяйствующих субъектов, а также принципы организации статистической отчетности формируются в основном на подзаконных нормативных актах.
Статьей 2 ГК РФ предусмотрено, что предпринимательская деятельность осуществляется лицами, зарегистрированными в установленном порядке. По российскому законодательству, регистрация имеет правоустанавливающее значение как юридический факт, на основании и с момента совершения которого возникает юридическое лицо, приобретая статус индивидуального предпринимателя.
Целью государственной регистрации является сбор информации, на основании которой происходит осуществление контроля за ведением хозяйственной деятельности, а именно: за выполнением условий для занятия определенными видами деятельности и борьбы с незаконным предпринимательством, проведением налогообложения, получение государственных сведений статистического учета для осуществления мер регулирования экономики.
Государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица является основной, но не единственной ступенью в создании субъектов предпринимательской деятельности. Немаловажную роль в регистрации юридических лиц является их постановка на учет в органах статистики и внебюджетных фондах.
Согласно п. 20 Правил ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений (утв. постановлением Правительства РФ от 16 октября 2003 г. № 630), сведения о лицензиях, полученных индивидуальным предпринимателем, подаются в регистрирующий орган по месту жительства индивидуального предпринимателя в течение пяти рабочих дней с даты принятия решения о предоставлении лицензии, ее переоформлении, приостановлении действия, возобновлении или аннулировании в виде копии документа, подтверждающего принятие соответствующего решения, или в виде выписки из реестра лицензий, ведение которого осуществляется лицензирующим органом, по согласованной сторонами форме с сопроводительным письмом. Указанные сведения могут представляться на электронных носителях. Вид носителя и формат передаваемой информации устанавливаются по соглашению взаимодействующих органов.
При невозможности передачи сведений в указанном виде органы государственных внебюджетных фондов направляют эти сведения почтовым отправлением с уведомлением о вручении (п. 20 названных Правил).
Индивидуальный предприниматель не наделен законодательством РФ обязанностью постановки на учет в органы статистики. Постановка на учет происходит без его личного участия, автоматически, благодаря сведениям, предоставляемым регистрирующим органом.
Постановка на учет в органы статистики необходима для дальнейшей возможности идентификации юридического лица и получения необходимых сведений о нем согласно кодам (ОКПО, ОКАТО, ОКТМО, ОКОГУ, ОКФС, ОКОПФ, ОКВЭД), присваиваемым ему при регистрации Федеральной службой государственной статистики. Эти коды проставляются в документах государственного статистического наблюдения, что позволяет осуществлять оперативную обработку статистической информации. Все юридические лица учитываются в Едином государственном реестре предприятий и организаций (ЕГРПО), в котором каждый хозяйствующий субъект имеет свой персональный, не повторяющийся код и совокупность описывающих его признаков.
ОКПО – общероссийский классификатор предприятий и организаций.
ОКАТО – общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления.
ОКАТО входит в состав национальной системы стандартизации Российской Федерации. Он разработан взамен Общесоюзного классификатора «Система обозначений объектов административно-территориального деления Союза ССР и союзных республик, а также населенных пунктов (СОАТО)».
ОКАТО предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации в разрезах административно-территориального деления в таких сферах, как статистика, экономика и многих других.
Рассмотрим подробнее положения ОКАТО.
Объектами классификации в ОКАТО являются территориальные единицы, такие как: республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа, районы, города, внутригородские районы, округа города, поселки городского типа, сельсоветы, сельские населенные пункты.
В классификаторе принята иерархическая система классификации. Все множество объектов административно-территориального деления подразделяется на группы согласно территориальному делению, и эти группы располагаются по трем уровням классификации в соответствии с административной подчиненностью, причем в каждый уровень включаются объекты, непосредственно подчиненные объектам предыдущего уровня.
Первый уровень классификации включает субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа, входящие в состав Российской Федерации.
Ко второму уровню классификации относятся: автономные округа, входящие в состав края или области; районы республики, края, области, автономной области, автономного округа, входящего в состав Российской Федерации, внутригородские районы, округа города федерального значения; города республиканского, краевого, областного подчинения; поселки городского типа краевого, областного подчинения.
К третьему уровню классификации относятся: внутригородские районы, округа, города республиканского, краевого, областного подчинения; города районного подчинения; поселки городского типа районного подчинения; сельсоветы.
В пределах группировок третьего уровня классификации кодируются сельские населенные пункты.
Обозначение «поселок городского типа» распространяется на рабочие, курортные и дачные поселки. В ряде субъектов Российской Федерации взамен категории «сельсовет» введены такие понятия, как «сельский округ» «волость», «сельская администрация», «сомон» и др.
ОКАТО включает два раздела: «Объекты административно-территориального деления, кроме сельских населенных пунктов» и «Сельские населенные пункты».
Каждая позиция в первом разделе ОКАТО структурно состоит из трех блоков:
– блок идентификации объекта;
– блок наименования объекта;
– блок дополнительных данных.
Блок идентификации объекта включает код и контрольное число. Код строится с использованием серийно-порядкового, последовательного и параллельного методов кодирования. Длина кода составляет от 2 до 8 разрядов в зависимости от уровня классификации, на котором находится объект.
Структура кода:
XX XXX XXX, где 1, 2-й знаки – объекты первого уровня классификации;
3, 4, 5-й знаки – объекты второго уровня классификации;
6, 7, 8-й знаки – объекты третьего уровня классификации.
Контрольное число для кода рассчитывается по действующей методике расчета и применения контрольных чисел.
Для кодирования большинства объектов ОКАТО используется следующая структура кода. Разряды 1 и 2 предназначены для кодирования объектов республиканского подчинения, расположенных на первом уровне классификации. Система кодирования этих объектов – серийно-порядковая, обеспечивающая преемственность с ранее действовавшим классификатором СОАТО.
Разряды 3, 4, 5 используются для кодирования объектов второго уровня классификации, разряды 6,7,8 – для кодирования объектов третьего уровня. В этих случаях применяется последовательный метод кодирования. При этом разряды 3 и 6, соответственно Р1 и Р2, отведены под признаки, указывающие уровень классификации и вид кодируемого объекта. В этом случае применяется параллельный метод кодирования.
Признак второго уровня классификации – Р1 (разряд 3) имеет значение:
1 – автономный округ;
2 – район (в том числе внутригородской), округ; 4 – город, поселок городского типа.
Признак третьего уровня классификации – Р2 (разряд 6) имеет значение:
3 – внутригородской район, округ города;
5 – город, поселок городского типа;
8 – сельсовет.
Таким образом, кодовое обозначение, например, Даурского сельсовета Забайкальского района Читинской области – 76 212 825 – структурно состоит из следующих частей:
76 (1-й и 2-й разряды) – Читинская область;
2 (3-й разряд) – признак района (второй уровень классификации);
12 (4-й и 5-й разряды) – Забайкальский район;
8 (6-й разряд) – признак сельсовета (третий уровень классификации);
25 (7-й и 8-й разряды) – Даурский сельсовет.
Если в состав края или области входят два автономных округа (второй уровень классификации), то административно подчиненные им объекты кодируются на втором уровне с использованием серий кодов.
Для незначительного количества объектов (объекты, подчиненные администрациям районов городов республиканского, краевого, областного подчинения) их кодирование осуществляется на 6, 7, 8-м разрядах, однако исключается одна ступень подчиненности, а именно подчиненность администрации района, и указывается их подчиненность администрации города.
Обоснованием для формирования первого и второго разделов ОКАТО и вносимых в них изменений являются законодательные акты субъектов Российской Федерации об их административно-территориальном устройстве.
В ОКАТО приняты следующие сокращения: р-н – район; г – город; пгт – поселок городского типа; рп – рабочий поселок; кп – курортный поселок; к – кишлак; пс – поселковый совет; ce – сельсовет; дп – дачный поселковый совет; п – поселок сельского типа; нп – населенный пункт; п. ст – поселок при станции; ж/д ст – железнодорожная станция; с – село; д – деревня: ст – станция; ст-ца – станица; х – хутор и др.
Ведение ОКАТО осуществляется в соответствии с Правилами стандартизации ПР 50.1.024-2005 «Основные положения и порядок проведения работ по разработке, ведению и применению общероссийских классификаторов».
ОКФС – Общероссийский классификатор форм собственности. ОКФС входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (далее – ЕСКК) РФ.
ОКФС разработан в соответствии с ГК РФ и федеральными законами, с учетом практического использования действовавшего ранее Классификатора форм собственности (КФС).
ОКФС предназначен для:
– формирования информационных ресурсов, регистров, реестров и кадастров, содержащих сведения о субъектах гражданского права;
– решения аналитических задач в области статистики, в системе налогообложения и других сферах экономики, связанных с управлением и распоряжением имуществом;
– обеспечения совместимости информационных систем, проведения автоматизированной обработки технико-экономической и социальной информации;
– анализа и прогнозирования социально-экономических процессов, разработки рекомендаций по регулированию экономики.
Объектами классификации ОКФС являются формы собственности, установленные Конституцией РФ, ГК РФ и федеральными законами.
Под формой собственности понимаются законодательно урегулированные имущественные отношения, характеризующие закрепление имущества за собственником на праве собственности.
Собственниками имущества могут быть граждане и юридические лица, а также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации – республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа, городские и сельские поселения и другие муниципальные образования.
В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
С учетом изложенного в ОКФС формы собственности классифицируются в зависимости от типа собственника.
Например, имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, является федеральной собственностью; имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальному образованию, является муниципальной собственностью и т. д.
Каждая позиция в классификаторе содержит:
– двухразрядный цифровой код;
– наименование формы собственности;
– алгоритм сбора.
В целях сохранения преемственности с кодами широко внедренного в сфере экономики КФС, отменяемого с введением в действие рассматриваемого классификатора, в ОКФС сохранены кодовые обозначения форм собственности, ранее использовавшиеся в КФС.
Для раскрытия содержания понятий некоторых форм собственности (группировочных позиций) в классификаторе приведены алгоритмы сбора, каждый из которых представляет собой сумму кодов позиций, входящих в данную форму собственности.
В ОКФС введены позиции форм собственности: «смешанная российская собственность», «смешанная иностранная собственность», «собственность с совместным российским и иностранным участием», – не установленные законодательством, но необходимые для обработки статистической информации.
Формы собственности ОКФС в увязке с кодами КФС, утв. постановлением Госстандарта РФ от 30 марта 1999 г. № 97, приведены в таблице 1.
ОКОПФ – общероссийский классификатор организационно-правовых форм. ОКОПФ входит в состав национальной системы стандартизации Российской Федерации.
ОКОПФ разработан в соответствии с ГК РФ и федеральными законами с учетом практического использования Классификатора организационно-правовых форм.
ОКОПФ предназначен для:
– формирования информационных ресурсов регистров, реестров и кадастров, содержащих сведения о хозяйствующих субъектах;
– решения аналитических задач в области статистики, в системе налогообложения и других сферах экономики, связанных с управлением и распоряжением имуществом;
– обеспечения совместимости информационных систем, проведения автоматизированной обработки технико-экономической и социальной информации;
– анализа и прогнозирования социально-экономических процессов, разработки рекомендаций по регулированию экономики.
Объектами классификации ОКОПФ являются организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов, установленные ГК РФ, а также другими законодательными и нормативными актами Российской Федерации.
К хозяйствующим субъектам в ОКОПФ относятся любые юридические лица, а также организации, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, и индивидуальные предприниматели.
Под организационно-правовой формой понимается способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели предпринимательской деятельности.
Исходя из целей предпринимательской деятельности, хозяйствующие субъекты, являющиеся юридическими лицами, разделяются на организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.
К хозяйствующим субъектам, не являющимся юридическими лицами, но имеющим право осуществлять свою деятельность без образования юридического лица, относятся паевые инвестиционные фонды, представительства, филиалы и другие обособленные подразделения юридических лиц, а также простые товарищества.
К индивидуальным предпринимателям относятся граждане, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица.
С учетом изложенного в ОКОПФ выделены следующие основные классификационные группировки: юридические лица, являющиеся коммерческими организациями; юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями; организации без прав юридического лица; индивидуальные предприниматели, – и определен состав относящихся к ним позиций.
Каждая позиция в классификаторе содержит:
– двухразрядный цифровой код;
– наименование организационно-правовой формы;
– алгоритм сбора.
В целях сохранения преемственности с кодами широко внедренного в сфере экономики КОПФ, отменяемого после введения в действие ОКОПФ, в ОКОПФ сохранены кодовые обозначения организационно-правовых форм, ранее использованные в КОПФ.
Для раскрытия содержания понятий отдельных организационно-правовых форм (группировочных позиций) в классификаторе приведены алгоритмы сбора, каждый из которых представляет собой сумму кодов позиций, входящих в данную организационно-правовую форму.
где 60 – код акционерных обществ (акционерные общества – наименование организационно-правовой формы); 47 + 67 – алгоритм сбора акционерных обществ, состоящих из открытых акционерных обществ (код 47) и закрытых акционерных обществ (код 67).
В ОКОПФ введена позиция «иные неюридические лица», не установленная законодательством, но необходимая для обработки статистической информации.
Организационно-правовые формы по ОК 028-99 (ОКОПФ) приведены в таблице 2.
ОКВЭД – Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. ОКВЭД входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации.
ОКВЭД построен на основе гармонизации с официальной версией на русском языке Статистической классификации видов экономической деятельности в Европейском экономическом сообществе.
Особенности, отражающие потребности российской экономики по детализации видов деятельности, учитываются в группировках ОКВЭД с пяти– и шестизначными кодами.
ОКВЭД предназначен для классификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о них.
ОКВЭД используется при решении следующих основных задач, связанных с:
– классификацией и кодированием видов экономической деятельности, заявляемых хозяйствующими субъектами при регистрации;
– определением основного и других фактически осуществляемых видов экономической деятельности хозяйствующих субъектов;
– разработкой нормативных правовых актов, касающихся государственного регулирования отдельных видов экономической деятельности;
– осуществлением государственного статистического наблюдения по видам деятельности за развитием экономических процессов;
– подготовкой статистической информации для сопоставлений на международном уровне;
– кодированием информации о видах экономической деятельности в информационных системах и ресурсах, едином государственном регистре предприятий и организаций, других информационных регистрах;
– обеспечением потребностей органов государственной власти и управления в информации о видах экономической деятельности при решении аналитических задач. Объектами классификации в ОКВЭД являются виды экономической деятельности. Экономическая деятельность имеет место тогда, когда ресурсы объединяются в производственный процесс, имеющий целью производство продукции (оказание услуг). Экономическая деятельность характеризуется затратами на производство, процессом производства и выпуском продукции (оказанием услуг).
ОКВЭД включает перечень классификационных группировок видов экономической деятельности и их описание.
В ОКВЭД использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Код группировок видов экономической деятельности состоит из 2–6 цифровых знаков, и его структура может быть представлена в следующем виде:
XX. – класс;
ХХ.Х – подкласс;
ХХ.ХХ – группа;
ХХ.ХХ.Х – подгруппа;
ХХ.ХХ.ХХ – вид.
Для обеспечения соответствия записей кодов ОКВЭД записям кодов КДЕС в кодах ОКВЭД между вторым и третьим знаками кода ставится точка.
В качестве классификационных признаков видов экономической деятельности в ОКВЭД используются признаки, характеризующие сферу деятельности, процесс (технологию) производства и т. п. В качестве дополнительного может выделяться признак «используемые сырье и материалы».
Пример использования классификационного признака «сфера деятельности»:
Раздел А. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство.
01. Сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях;
01.1. Растениеводство;
Раздел С. Добыча полезных ископаемых.
Раздел I. Транспорт и связь.
60. Деятельность сухопутного транспорта;
61. Деятельность водного транспорта;
62. Деятельность воздушного транспорта;
63. Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность;
64. Связь;
64.1. Почтовая и курьерская деятельность.
В соответствии с международной практикой в ОКВЭД не учитываются такие классификационные признаки, как форма собственности, организационно-правовая форма и ведомственная подчиненность хозяйствующих субъектов, не делается различий между внутренней и внешней торговлей, рыночными и нерыночными, коммерческими и некоммерческими видами экономической деятельности.
Классификация видов деятельности по установке и монтажу строительных элементов и оборудования, необходимых для эксплуатации зданий, в соответствии с международной практикой, осуществляется в группировке 45 «Строительство».
Классификация видов деятельности по техническому обслуживанию и (или) ремонту приборов, аппаратуры, машин, оборудования, транспортных средств и др. осуществляется в группировках, в которых отражается производство данной продукции, за исключением технического обслуживания и (или) ремонта автотранспортных средств и мотоциклов (группировки 50.2 и 50.4), бытовых изделий и предметов личного пользования (группировка 52.7), офисных машин и вычислительной техники (группировка 72.5).
При использовании ОКВЭД для классификации деятельности, выполняемой за вознаграждение или на договорной основе, следует рассматривать эту деятельность как деятельность хозяйствующих субъектов, производящих ту же продукцию или оказывающих услуги за собственный счет. При этом выделяются два основных типа деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляемой за вознаграждение или на договорной основе:
– выполнение работ по документации заказчика, когда подрядчик представляет субподрядчику всю техническую документацию, необходимую для производства заказанной продукции. Например, в металлургическом производстве (ковка, резка, штамповка, литье);
– выполнение работ по заказу, когда субподрядчик подвергает определенной обработке объект, поставляемый подрядчиком. К таким объектам может относиться сырье, детали машин, подвергнутые механической обработке и т. д. Выполняемая по заказу работа может заключаться в обработке металлов, подготовке фруктов для консервирования и т. д. Ведение ОКВЭД осуществляет Минэкономразвития. При ведении ОКВЭД Минэкономразвития России осуществляет взаимодействие с другими органами государственной власти Российской Федерации.
Постановка на учет индивидуальных предпринимателей и иных юридических в органы статистики необходима для возможности осуществления государственного статистического наблюдения, на основе которого формируется сводная официальная статистическая информация о социально-экономической деятельности страны. Официальная статистическая информация является частью государственных информационных ресурсов.
Порядок предоставления статистической отчетности установлен Положением о порядке предоставления государственной статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений. Данное положение утверждено постановлением Госкомстата РФ от 15 июля 2002 г. № 154.
Юридические лица, их филиалы и представительства, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, представляют статистическую отчетность в федеральный статистический орган, его территориальные органы, другие федеральные органы исполнительной власти по утвержденным формам на безвозмездной основе.
Полнота, достоверность, своевременность являются основными требованиями статистической отчетности. Ответственным за предоставление статистической отчетности является руководитель организации, филиала, представительства или индивидуальный предприниматель.
Предоставляемая хозяйствующими субъектами статистическая информация в зависимости от характера сведений, содержащихся в ней, может быть общедоступной или отнесена к категории ограниченного доступа. Статьей 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) предусмотрена ответственность за нарушение должностным лицом, ответственным за предоставление статистической информации, порядка ее предоставления, а равно предоставление недостоверной статистической отчетности. Ответственность за предоставление недостоверной статистической отчетности организациями и индивидуальными предпринимателями наступает также и в соответствии со ст. 3 Закона РФ от 13 мая 1992 г. № 2761-1 «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности». Согласно названной статье, отчитывающаяся организация возмещает в установленном порядке органам статистики ущерб, возникший в связи с необходимостью исправления итогов сводной отчетности при предоставлении искаженных данных или нарушении сроков предоставления отчетности.
Конец ознакомительного фрагмента.