Вы здесь

Большой погром. Глава 5 (В. И. Сахаров, 2016)

Глава 5

Норланд. Весна 6658 от С. М. З. X.

Деревню покинули давно, и люди уходили в спешке. Они бросали свои вещи и скарб, которые могли им пригодиться, и почему они торопились, я понимал.

В Норланд пришла чума, чёрная смерть. Откуда и кто принёс болезнь, неизвестно. Возможно, это проделки шведских купцов, которые торговали с севером и почуяли, что вендели ослабели. Но уверенности в этом, как и доказательств, у меня нет.

От поселения к поселению, от стойбища к стойбищу зараза распространялась по северным землям, и спасения не было, ибо люди бежали от болезни и сами её разносили. Началось всё осенью, если верить нашим проводникам-лапонам, а закончилось ранней весной. Умерли многие местные жители, а вендели куда-то исчезли.

Осмотревшись и прогулявшись по деревне, в которой ранее проживали Гест и покойный Олаф, чей амулет лежал в моём кармане, я сделал некоторые выводы.

Находясь за тысячу километров от своей родины, шаман узнал о чуме и не ошибся. Видимо, духи предков сказали ему правду.

Живности в деревне тоже нет. Никакой. Ни кошек, ни собак, ни овец, ни коров. Хотя сараи имелись и за посёлком находились копны с сеном.

Поселение венделей больше похоже на борти шведов и норгов, чем на славянские городища. Сказывалось слияние культур и смешение кровей. Поэтому можно утверждать, что они уже давно не венеды. Язык переиначили. Сильно одичали, и многие забыли, кто они, откуда и как пришли в эти земли. Вендели правили лапонами, иногда торговали с купцами и совершали воровские набеги на соседей. Привычный образ жизни, своя колея, а о будущем они не думали, и вот закономерный итог. Пришла чума, и, бросив оленеводов, они сбежали.

Куда могли направиться вендели? Вариантов немного.

Неподалёку есть лесное святилище Морены, а за лесом, в горах, пещеры. Там шаманы проводили свои обряды, и часть жителей могла спрятаться в подземельях. Насчёт взрослых не уверен, поскольку Олаф говорил, что его народ погиб. А вот дети и подростки должны находиться в укрытии. Как и древние артефакты. Разумеется, если шаман не обманул…

– Вадим! – окликнул меня Хорояр Вепрь.

– Что? – посмотрел я на него.

– Мы дорогу нашли. Проводник говорит, что она ведёт к святилищу.

– По коням. Едем туда.

Отряд у меня небольшой, два десятка варягов, несколько разведчиков-следопытов из группы Калеви Дайне и пять варогов. Иван Берладник после прошлогодней битвы с венд елями и другими местными жителями проявил осторожность и в глубь Норланда идти не захотел. У него и без того забот много, ибо князь укрепляется на берегу, строит причалы и замок. Пока деревянный, а потом, если сможет потянуть, каменный поставит. Я ему не мешаю. У Берладника своя дорога, и с собой я его звать не стал. Собрал информацию о том, что происходит в северных пустошах, взял лошадей, двух проводников и направился вверх по течению реки Питеэльв.

Добирались девять дней. В опустевшие стойбища лапонов не заходили и чужое имущество не брали, ибо зараза могла сохраняться на вещах. Ведь до сих пор непонятно, какая именно болезнь косила людей, слишком расплывчатое понятие – чума, а микробы глазом не увидишь. Выжившие попадались редко, и они, увидев нас, сразу убегали. Пусть бегут. Сейчас не до них.

Наконец мы добрались до конечной точки путешествия, и вскоре, если удача мне улыбнётся, я стану владельцем древних артефактов. Надо только венд елей найти и Геста, который моему появлению может не обрадоваться. Следовательно, об осторожности забывать не стоит…

Покинув деревню северян, по узкой дороге, которая петляла вдоль реки, мы направились на северо-запад. Впереди – дозор и один проводник, испуганный пожилой мужичок. Следом основная группа, которая с правого фланга прикрыта рекой, а с левого – боковым дозором из следопытов. А ещё есть моё чутье на опасность. Оно молчит, и это хорошо. Значит, засады нет.

Весна на севере только начинается, и солнце светит, но не греет. Однако, несмотря на это, из походной сумки вылез живойт. Змейка до сих пор со мной. Зимой она впала в спячку и проснулась в тот день, когда я собирался покинуть Рарог. Честно говоря, за многочисленными хлопотами и заботами я о ней совсем забыл. Но тому, что она снова со мной, обрадовался и взял её с собой. Хотел ещё соколов прихватить, да не вышло. Птицы заболели и остались в Рароге под присмотром ловчих.

Покинув сумку, живойт прополз по моей спине и взобрался на плечо. После чего заснул. Ему всё ещё холодно. Покосившись на него, я улыбнулся и потянул повод влево. Мы сворачивали с дороги в глухую чащу, к святилищу венделей, но проехали немного. Дорога исчезла, и это понятно. Многие лесные капища имеют защиту из ловушек, и люди ходят к ним небольшими группами, чтобы враги не смогли сразу к нему выйти.

Отряд спешился, я снял живойта с плеча и спрятал обратно в походную сумку. Всё равно помощи от него пока никакой, холодно. Десяток воинов остался сторожить лошадей, а остальные углубились в лес.

Вскоре обнаружили первую ловушку – прикрытую дёрном яму с острыми кольями. Потом вторую – подвешенное между деревьями бревно с острыми шипами. А следом третью – спрятанные в прошлогодней опавшей листве колышки и капканы.

К счастью, хеме обнаружили ловушки раньше, чем в них кто-то угодил. Мы их обошли и через полчаса вышли к святилищу Морены.

Поляна. В центре – каменный круг из речных валунов. Ровная плита, на которой лежали подношения богине: засохшие цветы, какие-то травы, глиняные плошки с застывшим мёдом, резные фигурки и тряпичные куклы. А за плитой-алтарём – статуя Морены. Я ожидал, что это будет нечто монументальное, может, каменная фигура метров пять высотой или выше. Но статуя богини была самой обычной: украшенный рунами резной дубовый столб и женское лицо. Если не обращать внимания на знаки, можно спутать Морену с Мерцаной, Макошью или Ладой. Просто лик. Сельское капище, и не более того. Никакого зла рядом не ощущалось. Да и не могло его быть.

Конечно, Морена – богиня смерти и увядания. Однако она не зло. Есть тьма. Есть свет. И одно без другого немыслимо. Такова философия славян. Поэтому Морена может не только убивать, но и лечить, и принимать боль человека, который принёс дар от сердца и просит о помощи. Хотя в землях венедов этой богине не поклонялись. Вспоминали, как положено, но отдельного культа и храмов в её честь не было. Думаю, это связано с теми нехорошими поступками, которые творили предки венд елей, когда ещё жили вместе с венедами. Подробностей не знаю, но кровавые жертвы приносились, причём не только добровольные. Вот потому-то их на север и выбили.

«Ладно, – подумал я, прогулявшись по святилищу, – посмотрим, что будет дальше».

Воины стали нарезать вокруг поляны круги. Они бродили больше часа, и я уже собирался отдать приказ возвращаться к лошадям, но в этот момент один из разведчиков громко закричал. Что-то напугало бывалого воина, и я схватился за меч и бросился на голос. Но воевать было не с кем.

Хеме стоял на краю глубокого оврага, а в нём – трупы людей. Много трупов. Старики, мужчины, женщины. Все вперемешку. Все одеты. Все целы, зверьё никого не тронуло, что странно. Они умерли давно. Ещё зимой. Тела замёрзли и потому не сгнили. Лишь весной они стали оттаивать, да и то не сразу, ибо свет солнца в овраг не проникал. И сейчас они сильно воняли, а на лицах мертвецов и открытых участках тела я заметил крупные чёрные фурункулы.

Сомнений не было. Мы обнаружили венд елей, которые покинули своё поселение и пришли к святилищу, а потом оказались в овраге. Кто принёс сюда тела? Или люди, поняв, что больны, сами бросались с обрыва? Ответа не было.

– Уходим! – отдал я команду воинам.

Торопясь как можно скорее оставить место гибели сотен людей, варяги и следопыты рысью направились из леса. Никому не хотелось подцепить заразу, которая могла распространяться по воздуху, и когда мы выбрались из чащобы, все облегчённо вздохнули. Кажется, пронесло.

Опять отряд выстроился в походный порядок, и, обходя лес по дуге, мы направились к горам. Но добраться к пещерам засветло не получилось, и я решил сделать остановку.

Воины развели костры, и Хорояр выставил боевое охранение. Вокруг тихо и спокойно, опасаться некого и нечего. Однако с наступлением темноты я почувствовал смутное беспокойство, словно за нами кто-то осторожно наблюдает. А спустя пару минут к моему костру подсел Таино, племянник Калеви Лайне, который в этом рейде командовал разведчиками, и сказал:

– Вождь, за нами следят.

– Кто?

– Вендели.

– Сколько их?

– Пятеро. Я видел двоих, подростки.

– Вооружены?

– Кинжалами и луками. Сумок и рюкзаков нет. Они пришли налегке. Значит, их дом или стоянка рядом.

– Скрутить наблюдателей сможете?

– Двоих или троих. Кто к нам ближе. Остальные держатся в отдалении и успеют сбежать.

– Захватите кого сможете.

Он кивнул, поднялся и скрылся в темноте.

Тишина. Только лошади всхрапывали и негромко переговаривались воины. Но спустя десять минут в темноте раздались громкие крики, а потом на границе света и тьмы, не долетев до костра, упала одинокая стрела.

Воины всполошились, они не знали, что рядом вендели. А потом снова возле моего костра появился Тапио, а с ним следопыты и пленники.

Молодые вендели были ошарашены тем, что они попались, и постоянно дёргались. Однако от нас не сбежишь, если мы сами не отпустим, и я начал разговор с первым пленником, темноволосым худым пареньком:

– Своё имя назовёшь?

Он исподлобья посмотрел на меня и опустил голову. Вендель меня понял, но решил играть в молчанку. Есть верные способы разговорить любого молчуна, но в данном случае можно не торопиться, и я продолжил:

– Меня зовут Вадим Сокол, я ведун и венедский вождь. – Я достал амулет шамана Олафа и покачал его перед лицом парня. – Узнаёшь?

Вендель покосился на амулет и резко дёрнулся. Он его узнал, и я спросил:

– Гест в пещерах?

В этот раз пленник ответил:

– Да.

– Это хорошо. Сейчас тебя отпустят, и беги к шаману. Скажи, что к нему гость, который принёс последнее слово Олафа.

Кивнув следопытам, я дал им понять, что отпускаю пленника, и они его освободили.

Парень медленно поднялся, покосился на своих сородичей, которых связали и кинули рядом с костром, и просипел:

– Что будет с ними?

– Они мои гости. Если договоримся, отпущу. Если нет, тогда смерть. Так что не стой. Поторопись.

Молодой вендель кивнул и резко отпрыгнул от костра. После чего, петляя, скрылся в темноте. Видимо, он опасался выстрела в спину. Но в него, естественно, никто не стрелял…

Ночь прошла спокойно. Наступило холодное туманное утро, и появился шаман. Он медленно шёл к нашей стоянке, не скрывался и выглядел именно так, как положено человеку его рода занятий. Древний матёрый старик, сгорбленный годами, с резным посохом в правой руке. На голове меховой шлем в виде волчьей головы, а на плечах обшитая многочисленными перьями потёртая медвежья шкура.

Шамана встретили следопыты и проводили к моему костру. Он сел на брошенное наземь седло, смерил меня оценивающим взглядом и положил на колени посох. Можно начинать серьёзный разговор, но перед этим он указал на пленников, которые по-прежнему были связаны, и сказал:

– Отпусти мальчишек, ведун.

Я кивнул воинам. Они развязали венделей, и я спросил шамана:

– Ты Гест?

– Это моё имя, – слегка усмехнулся старик. – А ты Вадим Сокол?

– Так и есть. Зачем я сюда прибыл, знаешь? – В моих руках появился амулет Олафа.

– Знаю. – Шаман протянул раскрытую ладонь и попросил: – Отдай.

Спорить пока ни к чему, я передал ему амулет, и он, тяжело вздохнув, снова посмотрел на меня, и наши взгляды встретились. Я не отвернулся, выдержал испытание на твёрдость духа, и Гест произнёс:

– Вижу, что есть ещё у венедов достойные мужи.

– Есть, – согласился я.

Пауза. Старик что-то обдумывал или подбирал правильные слова, и я его не торопил.

– Призрак брата приходил ко мне после смерти, – через пару минут сказал Гест. – Олаф хотел, чтобы я отдал тебе артефакты богов и вместе с последними венделями ушёл под твою руку. Так мы избавимся от древнего проклятья, которое настигло наш народ. Но мне эта идея не по душе.

– Отчего же?

– Несмотря на кровное родство, для вас мы чужаки, и я искал другие пути. Долго искал и о многом думал. Только ничего из этого не вышло. Нет иного пути спасения. Либо смерть и забвение, либо потеря свободы и переселение.

– Я не собираюсь лишать вас свободы.

– Это сейчас не собираешься. А что будет потом?

«Опять двадцать пять, – промелькнула мысль. – Тут каждый год новые испытания – то крестоносцы, то внутренние свары, то ещё какая напасть, а все думают о будущем, словно они могут его видеть. Или Гест желает получить какие-то гарантии?»

– Ты намерен что-то предложить, шаман?

– Давай заключим сделку.

– И каковы условия?

– Мы отдаём тебе артефакты, ты заберёшь нас из этих мест и поселишь отдельно. А когда снова пошлёшь свои корабли через океан, отправишь нас туда.

– Зачем?

– Я верю, что в иных землях наше племя возродится.

– Откуда ты знаешь о новых землях? Духи сказали?

– Они, – кивнул шаман.

В принципе мне от венделей, кроме артефактов, ничего не нужно, и я согласился:

– Твои условия принимаются.

– Ты дашь своё слово перед ликом нашей богини?

– Дам.

– Меня это устраивает.

Он хотел встать, но я его задержал:

– Погоди. У меня есть вопросы.

– Спрашивай, ведун.

– Сколько людей в пещерах?

– Пять десятков и ещё шесть.

– Взрослые есть?

– Только молодёжь, не старше пятнадцати годков.

– А что стало с остальными венделями?

– Ты же был в нашем святилище и знаешь, что они погибли.

– Знаю. Однако как они умерли?

Шаман нахмурился и опустил голову:

– Я почуял вестников беды за день до их появления. Поэтому увёл молодёжь в пещеры и предупредил о беде вождя, который мне не поверил. Потом прибежали лапоны, они уже были больны, и зараза стала быстро распространяться. Вождь приказал убить носителей болезни, и люди, пролив кровь, обезумели. Кто-то выкрикнул, что спасти жителей посёлка сможет только богиня, и мои сородичи пошли в лесное святилище. Что было потом, не ведаю. Несколько человек пытались попасть в пещеры, но я и мои мальчики завалили входы камнями и так спаслись.

– А почему тела твоих сородичей оказались в овраге?

– Не все погибли. Кого-то чума не смогла убить, и они сваливали тела в овраг.

– И где уцелевшие сейчас?

– Наверное, уже мертвы. Они потеряли разум и жаждали крови. Почему-то они решили, что кровь сможет прогнать чуму.

– Нам стоит их опасаться?

– Нет. Они ушли в начале зимы и больше не возвращались. Следы вели в сторону деревень, где проживают норги-изгои.

– А что с артефактами? Сколько их?

– Ты сам всё увидишь.

Задав ещё несколько вопросов, я приказал выдвигаться к пещерам. Отряд был на конях, а я вместе с шаманом пошёл пешком. Хотел по дороге продолжить беседу, но не вышло. Шагая по каменистой тропе, старик начал молиться, и всё, что мне оставалось, – это прислушиваться к его словам.

Слава тебе, Великая тёмная мать,

Слава тебе, дочь и мать богов,

Слава тебе, владычица смерти и подательница жизни.

Услышь меня, покровительница моего племени,

Услышь меня, наша праматерь, и наставь на путь истинный.

Мы, дети твои, утеряли Тёмную тропу и блуждаем в сумраке,

Мы, потворники твои в мире Яви, лишились божественной милости,

Мы, потомки сыновей и дочерей твоих, не чувствуем опоры,

Окажи милость, Великая тёмная мать,

Обрати на меня, последнего твоего слугу, свой взор,

Посмотри на меня, о Великолепная, и дай ответ,

Правильно ли я поступаю, о Вечная?

Укажи верный путь, дай ответ или знак,

Выведи слепого на тропу и помоги…

Гест говорил без остановки и время от времени бросал взгляды на небеса. Но его никто не слышал, и ответа, конечно, не было. Боги далеко, и им сейчас не до нас. Я это понимал, а шаман, судя по всему, – не до конца. Он продолжал надеяться, поэтому ждал знака и бормотал свои молитвы до тех пор, пока мы не добрались к пещерам.

Вход в пещеры находился недалеко от реки. Тропка узкая, подняться можно только по одному, и шаман пошёл первым. Я последовал за ним не сразу, потому что рядом с горой обнаружил рунный камень, выход на тропу Трояна.

«Выходит, место здесь непростое, – отметил я, приблизившись к камню и осмотрев его. – Очень может быть, что в пещерах есть что-то интересное помимо артефактов, и, когда будет время, можно по ним побродить».

Отойдя от рунного камня, я направился за Гестом. Подъём был недолгим. Мы вошли в большую полутёмную пещеру, остановились, и я осмотрелся. Есть два костра, между ними – разделанная туша коровы. Дым уходил вверх, в щели под сводом. Вдоль стен кучками стояли дети венделей. В основном подростки от десяти до пятнадцати лет, но были и малыши, не старше трёх-четырёх лет. Все худые и вид имели истощённый. Понятно, что зимой им было тяжело. Но больше меня занимало другое. Каким образом шаман смог увести молодёжь из деревни? Неужели родители не возражали?

«Всё-таки Гест что-то недоговаривает», – подумал я и поторопил его:

– Веди к артефактам.

– Пойдём.

Он пересёк пещеру и свернул в тёмный коридор. Я с несколькими воинами, которые зажгли заранее заготовленные факелы, последовал за ним, и мы оказались в просторной комнате. Самой настоящей, которая была вырублена в скале, это сразу бросалось в глаза. А за ней – ещё коридоры и снова помещения.

«Когда в этом глухом месте производились работы? Кто мог это сделать? Кому это было нужно?»

Как обычно, вопросов много, а с ответами туго. А почему так? Да потому, что люди бродят по планете Земля почти двести тысяч лет. Они создают цивилизации и сами их разрушают. Однако кое-что всё же остаётся. Даже в моё «просвещённое» время, при наличии солидной научной базы и компьютеров, было много загадок, которые никто не мог разгадать, и подземное поселение, ставшее обителью шаманов племени венделей, наверняка построено за тысячи лет до рождения Христа. Возможно, в ту благословенную эпоху, когда боги ещё жили среди людей. Ведь не зря рядом выход на тропу Трояна.

Впрочем, я выкинул из головы мысли о прошлом. Не до этого сейчас. Тем более что мы добрались до хранилища артефактов.

Очередная комната, и в ней три продолговатых сундука. Крышек не было, дерево подгнило, и форма удерживалась только за счёт стяжек из бронзовых и медных полос.

– Владей, ведун. – Шаман, горделиво вскинув подбородок, отступил в сторону и освободил проход.

Я шагнул к первому сундуку и взмахнул рукой:

– Хорояр, неси факел.

Главный телохранитель с факелом встал рядом, и я заглянул в сундук. Ну и что же я там обнаружил? Кинжал с костяной рукояткой. Три обломанных копейных древка с рунными наконечниками. Свёрток материи. Металлическое зеркало в оправе. Слитки железа, каждый примерно по два килограмма весом. Небольшую раскрытую шкатулку с несколькими необработанными рубинами и полусотней изумрудов. Искусно сделанную железную корону.

Второй сундук. В нём два коротких меча и три кинжала. Круглый щит, настолько маленький, будто его делали для лилипута. Слитки меди, не меньше тридцати. Ветхий плащ красного цвета. Боевой топор. Стальная цепочка, а на ней перстень с крупным алмазом.

Третий сундук. Шлем. Кольчуга. Поножи. Пара сапог. Десяток сухих веток какого-то хвойного дерева. Тряпичный мешок, кажется с семенами. Несколько книг из тонко выделанной кожи, предположительно телячьей. Три бронзовых кольца. Серебряный браслет. Кузнечный молот. Верёвка с наконечниками для стрел. Клыки неизвестного хищника, возможно махайрода. Пояс из костяных пластин.

Всё это я увидел, не прикасаясь к вещам, и, осмотревшись, снова вернулся к первому сундуку. На миг замер, а затем провёл над ним раскрытой ладонью. Какое-то сильное излучение имелось, сомнений нет, и сила, которую можно назвать магической, или волшебной, в вещах была.

Браться голой рукой за древние артефакты я остерёгся. Ещё не время, ибо не настолько я крут, чтобы рисковать, и за плечами опыт, который подсказывал, что торопиться не стоит.

– Ты знаешь, что это за вещи, кому они принадлежали и в чём их суть? – посмотрел я на шамана, который оставался у входа, следил за мной и, как мне показалось, в любой момент был готов броситься наутёк.

Гест поморщился и мотнул головой:

– Нет.

– Почему?

– Знания утеряны. Шаманы, которые были до нас, иногда пользовались артефактами, а мы с братом уже не могли.

– Кто последним прикасался к артефактам?

– Мой отец, и ничем хорошим это не кончилось.

– Что случилось?

– Он хотел взять железную корону и лишился руки. Она отсохла, а он ещё и дар речи потерял. К вечеру же у него отнялись ноги. Два дня отец лежал пластом и молчал, сильно мучился и умер.

– Ты точно ничего об артефактах сказать не можешь?

– Не могу. Поверь, ведун, я не лгу.

Я снова стал осматривать содержимое сундуков, а заодно поразмыслил над ситуацией, в которой оказался.

Итак, артефакты, которые принадлежали древним богам и героям, теперь мои. Цель достигнута. И что дальше? Отдавать их волхвам не хотелось, ибо один раз они их уже потеряли, а последние события показали, что Венедский союз не так уж и устойчив. Следовательно, придётся всё спрятать, а потом самостоятельно, или привлекая особо грамотных и надёжных жрецов, разбираться в сути вещей и предметов, которые являются национальным достоянием.

Конечно, на это потребуется много времени. Но разве я куда-то тороплюсь? Есть тактические задачи, которые необходимо выполнять. А исследование артефактов – задача стратегическая, и сейчас проблема одна: каким образом переправить артефакты в Рарог? Хотя это как раз и не проблема, а мелочь.

Сундуки ещё держатся. Под них надо подтянуть полога и сделать узлы, которые можно погрузить на повозку. В посёлке венд елей парочку их видел. А потом кораблём доставить до моего города. Ответственным за транспортировку артефактов и венделей назначу Хорояра, а сам отправлюсь домой по тропе Трояна.

«Да, так и поступлю, – с удовлетворением подумал я. – Хорояр – человек верный и неглупый, с поручением справится».