Вы здесь

Большой Домострой, или Крепкие семейные устои, освященные Церковью. Домострой (Игумен Митрофан (Гудков) , 2015)

Домострой

Предисловие к сей книге


Поучение12 и наказание отцов духовных ко всем православным христианам о том, как веровать в Святую Троицу и Пречистую Богородицу, и в Крест Христов, и в Небесные Силы, и как святым мощам поклоняться, и Таинам Святым причащаться, и к другим святыням прикладываться. И как царя чтить, и его князей, и вельмож, ибо говорил апостол: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь13, ибо – не напрасно меч носит, но в похвалу добродетельным, а неразумным же в наказание.

Хочешь ли не бояться власти – делай всегда добро: перед Богом, перед властью, и во всем им покоряйся, праведно служи, и будешь избран, и царское имя в себе понесешь.

И о том, как почитать святителей, священников и монахов, пользу от них получать, молитвы просить на благословение дому своему, всех нужд своих: душевных, телесных, но наиболее всего – духовных. С прилежанием им внимать и поучения их слушать, будто из Божиих уст.

А еще в этой книге найдешь ты поучение о некоем мирском строении: как жить православным христианам в миру с женами, и детьми, и с домочадцами, как их наказывать, и учить, и страхом спасать, и запрещать строго, во всех делах их беречь, сохранять в чистоте душевной и телесной, и во всем о них заботиться, как о собственном теле, ибо сказал Господь: «Да будете оба в плоть едину»14, и как сказал апостол: «Если страдает одна часть тела, то с ним страдает все»15; так же и ты – не о себе только пекись, но и о жене своей, о детях и о прочих, до самого последнего домочадца, поскольку все мы связаны единой верой в Бога. И с добрым таким прилежанием неси любовь ко всем живущим по-Божески, как око сердечное, обращенное к Богу, и будешь как сосуд избран, несущий не себя единого к Богу, но многих, и услышишь: «Добрый раб, верный, будь в радости Господа своего»16.

И еще в этой книге найдешь поучение о домовном устройстве, наставления к жене, и к детям, и к слугам – как запас всякий иметь: хлебный, и мясной, и рыбный, и овощной, – и о дворовом хозяйстве, в том числе в сложных, непредвиденных обстоятельствах.

Часть I

О духовном строении


1. Наставление отца сыну

Благословляю я, грешный, и поучаю, и наставляю, и вразумляю сына своего, и его жену, и их детей, и домочадцев: жить во всем по христианскому закону, в чистой совести и правде, с верой творя волю Божию, и соблюдая заповеди Его, и себя утверждая в страхе Божием, в праведной жизни, и жену поучая, также и домочадцев своих наставляя – не принуждением, не побоями, не работой тяжкою, а как детей, чтобы были всегда упокоены, сыты и одеты, и в теплом дому, и всегда в порядке. И предаю вам, христианам, писание это на память и на вразумление – вам и детям вашим.

Если этого моего писания не примете и наставления не послушаете и по нему не станете жить и поступать так, как здесь написано, то сами за себя ответ дадите в день Страшного Суда, а я к вашим проступкам и греху не причастен, и вина не моя: я ведь благословлял на благочинную жизнь, и плакал, и молил, и поучал, и писание предлагал вам.

Если же это мое простое поучение и слабое наставление примете со всею чистотою душевной, прося у Бога помощи и разума, насколько возможно, и, коли Бог вразумит, в дело его претворите – будет на вас милость Божия, и Пречистой Богородицы, и великих чудотворцев, и наше благословение отныне и до века.

И дом ваш, и чада ваши, и имение ваше, и богатство, какие вам Бог даровал от ваших трудов, – да будут благословенны и исполнены всяческих благ вовеки. Аминь.




2. Как христианам веровать во Святую Троицу, и Пречистую Богородицу, и в Крест Христов, и святым Небесным Бесплотным Силам, и всем святым, и честным и святым мощам и как поклоняться им

Каждому христианину следует знать, как по-Божески жить в православной вере христианской: прежде всего – всею душой веровать в Отца и Сына и Святого Духа – в Нераздельную

Троицу. В воплощение Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, веруй. Называй Богородицей Мать, Его родившую. И Кресту Христову с верою поклоняйся, ибо на нем совершил Господь спасение всех людей. Потому и иконе Христа, и Его Пречистой Матери, и святым Небесным Бесплотным Силам, и всем святым честь воздавай, ибо Сам Он – Любовь.




3. Как Тайнам Божиим причащаться, и веровать в воскресение из мертвых, и Страшного Суда ожидать, и прикладываться к святыням

В Таины Божии веруй. Веруй, что причащаешься со страхом самым Телу и Крови Его – для очищения и освящения души и тела, во оставление грехов. И в жизнь вечную веруй, в воскресение из мертвых и жизнь будущего века, помни Страшный Суд, где воздаяние по нашим делам будет нам. И когда приготовишь себя духовно, с чистой совестью и с молитвою целуй Животворящий Крест, и святые честные иконы чудотворные, и многоцелебные мощи; целуй их после молитвы, перекрестясь, затаив дыхание и не размыкая уст. А коли благоволит Господь причаститься Божественных Христовых Таин, то ложечкой от священника принимай в уста осторожно: губами не чмокать, руки сложить у груди крестом, а дору17 и просфору и все священное вкушать бережно, крошки на землю не ронять, просфору зубами не кусать, как обычный хлеб, но, отламывая, маленькие кусочки класть в рот, есть губами и ртом, не чавкать – с осторожностью есть; и просфоры ни с чем жидким не есть, только воды прихлебнуть или теплоты, с вином церковным или без вина, а иного не примешивать.

Прежде всякой еды вкушать просфору в церкви или дома; никогда просфоры не есть ни с кутьей, ни с кануном и на кутью просфоры не класть. А если с кем во Христе целованье творишь, то поцелуйся, также затаив дыхание, не размыкая уст. Сам подумай: если человеческой немощи, едва заметного запаха гнушаемся чесночного, смрада от хмельного, больного и прочего, то как же мерзок Господу наш смрад и наше дыхание – потому с осторожностью надо совершать все это.




4. Как любить Бога от всей души, также и брата своего, и страх Божий иметь, и помнить о смертном часе

Затем возлюби Господа Бога твоего от всей души своей и со всей твердостью, и стремись, чтобы дела твои, и привычки, и нравы отвечали заповедям Его. И затем возлюби ближнего твоего, то есть всякого христианина, по образу Божию созданного. Страх Божий всегда имей в сердце своем и помни о смерти: волю Божию твори и в заповедях Его ходи. Сказал Господь: «В чем (в каких делах) тебя застану, в том (за то) и сужу»18, – так что следует всякому христианину готовым быть к встрече с Господом – жить добрыми делами, в чистоте и покаянии, всегда исповедоваться, постоянно ожидая смертного часа.

Еще о том же. Возлюбиши Господа от всей души – и страх Его да будет в сердце твоем. Будь и праведен, и справедлив и живи в смирении; очи долу опуская, ум к небесам простирай, в молитве к Богу и в слове к людям приветлив будь; опечаленного утешь, в бедах будь терпелив, со всякими будь обходителен, щедр и милостив, нищелюбив и странноприимен, скорби о грехах и радуйся в Боге, не будь алчен к пьянству и жаден к обжорству, будь кроток, тих, молчалив, друзей возлюби, а не злато, будь неспесив, боязлив перед царем, готовым исполнить волю его, в ответах вежлив; и чаще молись, благоразумный старатель Бога, не осуждай никого, защитник обездоленных, нелицемерен, – чадо Евангелия, Сына Воскресения, наследник вечной жизни во Христе Иисусе, Господе нашем, Ему же слава вовеки.




5. Как духовный чин почитать, священников и монахов

К духовному чину всегда обращайся, и должную им честь воздавай, и благословения и духовного наставления проси у них, и припадай к ногам их, и во всем их слушайся во славу Божию. К священникам и монахам имей доверие, и любовь, и повиновение и во всем покоряйся им, духовную пользу своей душе получая.

В трудных делах без стеснения спрашивай их совета и о духовном, и обо всем греховном. А если какое настигает тебя страдание, душевное или телесное, болезнь или некий недуг, пожар ли, потоп, воровство и разбой, или опала царская, или господский гнев, или поклеп, оговор, или убытки безмерные и иная неизбывная скорбь, – при всем при том не впадай в отчаяние, припомни прежние свои прегрешения, которые горе доставили Богу или людям, и слезы искренние пролей перед милостивым Владыкой, и Пречистою Богородицей, и перед всеми святыми; к тихому обратись пристанищу, к этим духовным наставникам, исповедуй свои согрешения и скорбь – в умилении и со слезами, в сокрушении сердца, и уврачуют тебя во всяких бедах, облегчение душе даровав.

А если что повелят священники, все то исполни, каясь в грехах, ибо они – слуги и молельщики Небесного Царя, дано им право у Господа просить о добром и полезном для душ наших, и о прощении грехов, и о жизни вечной.




6. Как посещать в монастырях, в больницах и в темницах всякого, пребывающего в скорби

В монастыре, и в больнице, и в затворничестве, и в темнице заключенных посещай и милостыню – то, что просят, – по силе и возможности подавай. Вникни в беду их, и скорбь, и в нужды их и, насколько возможно, им помогай. И всех, кто в скорби и бедности, и нуждающегося, и нищего не презирай, введи в дом свой, напои, накорми, согрей, одень с любовью и чистою совестью; и этим милость Бога заслужишь и прощение грехов получишь.

Также родителей своих покойных поминай вкладом в церкви Божии, и дома поминки устраивай, и нищим раздавай милостыню, тогда и сам будешь помянут Богом.




7. Как царя и князя чтить, и повиноваться им во всем, и всякой власти подчиняться, и правдою служить. И как вести себя в отношении к большим и малым, скорбным и немощным, и ко всякому человеку, и внимать своей совести

Царя бойся, и служи ему верой и правдой, и всегда о нем Бога моли, и тем паче не лги ему, но с почтением правду ему говори, как Самому Богу, и во всем повинуйся ему. Если земному царю правдою служишь и боишься его, научишься и Небесного Царя бояться: этот – временный, а Небесный вечен, и Судия нелицемерный, каждому воздаст по делам его.

Также и князьям покоряйтесь и должную им честь воздавайте, ибо князь от Бога послан карать злодеев. И чтобы заслужить похвалу в добродетели, будьте всем сердцем преданы своему князю и начальству; не помыслите на них зла. Ибо апостол Павел пишет: «Всякая власть от Бога»19, так что кто противится властям, царю, и князю, и всякому вельможе и клеветою и лукавством вредит, тот Божию повелению противится; погубит Господь всех изрекающих ложь, а изменники и клеветники прокляты от народа.

Тем, кто старше тебя, честь воздавай и кланяйся, средних, как братьев, почитай, немощных и скорбных привечай любовью, а младших – люби, как детей: никакому созданию Божию не будь лиходеем. Славы земной ни в чем не желай, вечного блаженства проси у Бога, всякую скорбь и притеснение с благодарностью терпи, если обидят – не мсти, если хулят – извинись, злом за зло не воздавай, согрешающих не осуждай – помни свои грехи, думай прежде всего о них. Отвергайся общения с дурными людьми, подражай живущим праведно, их деяния запечатлей в сердце своем и сам поступай так же.




8. Как дом свой украсить святыми иконами и в чистоте содержать

Каждый христианин должен в доме своем, во всех комнатах, развесить по старшинству святые образа, красиво их обрядив, и поставить светильники, в которых перед святыми образами зажигаются во время молебствия свечи, а после службы гасятся, закрываются занавеской – чистоты ради и от пыли, ради благоговения и сохранности, и всегда их следует обметать чистым крылышком и мягкою губкою их протирать, а комнату всегда содержать в чистоте.

А к святым образам прикладываться, лишь когда достоин, с чистой совестью; во время священного пения и молитвы свечи возжигать и кадить благовонным ладаном и фимиамом. А иконы святые расставляются по старшинству, сначала – особенно почитаемые, как уже сказано; в молитвах, и в бдении, при поклонах, и во всяком славословии Богу – следует всегда воздавать им честь со слезами и с плачем, с опечаленным сердцем, исповедуясь, просить отпущения грехов.




9. Как в церкви Божии и в монастыри с приношением приходить

А в церкви Божии всегда приходить с верою и с приношением: со свечой, просфорой, фимиамом и ладаном, с кануном20 и кутьею, и с милостыней – и за здравие, и за упокой, и к праздникам также.

И монастыри посещать также с милостыней и с приношением, и, когда приносишь дар свой к алтарю, вспомни евангельское слово: «Если что-нибудь имеет против тебя брат твой, оставь дар твой пред алтарем и пойди помирись прежде с братом своим»21, и только тогда принеси свой дар Богу от честного своего имущества: от бесчестного прибытка не приемлет Бог воздаяния.

Добытое неправедно отдай обиженному – это лучше милостыни, а Богу приятна милостыня от честного прибытка и от добрых дел.




10. Как приглашать к себе в дом священников и иноков и молиться

А в какие-то праздники по обету своему призывайте священников в дом свой, сколько сможете; пусть совершают молебны с различными прошениями и молят Бога за царя и великого князя, всея Руси самодержца, и за царицу и великую княгиню, и за их благородных чад, и за братьев его, и за бояр, и за все христолюбивое воинство: о победе над врагами и освобождении пленных; и о священническом и иноческом чине.

А от стола или от трапезы еду и питье тайно выносить или высылать без разрешения настоятеля и без благословения – святотатство и самовольство, таких людей всячески осуждают.

Когда позовут тебя на пир, не садись на почетном месте, вдруг из числа приглашенных кто-то будет тебя почетнее; и придет пригласивший тебя и скажет: «Дай ему место», – и тогда придется тебе со стыдом перейти на последнее место. Но если тебя пригласят, войдя, сядь на последнем месте, и тогда, если придет пригласивший тебя и скажет: «Друг, садись выше!», – будет тебе почет от остальных гостей. Ибо всякий возносящийся смирится, а смиренный вознесется.

Когда на трапезе поставят перед тобой многоразличные яства и пития и если кто-то будет из приглашенных знатнее тебя, не начинай есть раньше его; если же ты старший по чести, то поднесенную пищу по обстоятельствам начинай есть первым. У некоторых боголюбцев в изобилии бывает еда и питье, и все, что останется нетронутым, убирают, потом еще кому-то сгодится.

Если же кто неуч и невежа, не рассуждая, все блюда подряд начинает, уже насытясь и не заботясь о приличии и сохранении блюд, – будет такой обруган, и осмеян, и обесчещен от Бога и людей.




11. Как кормить с молитвой приходящих в дом

Если выставляешь пришедшим угощение, пусть перед началом трапезы священники восславят Отца и Сына и Святого Духа, затем Пресвятую Богородицу; и если едят с молитвой, в молчании или ведя духовную беседу, Ангелы невидимо предстоят и записывают добрые дела, а еда и питье в сладость бывают; если же начнут предложенную еду и питье хулить, тогда в дерьмо обратится то, что они едят. А коли будут при этом бесстыдные речи, блудное срамословие, смех, глумление, гусли, пляски, рукоплесканья, кривлянья и всякие игры и песни бесовские, – тогда, как дым отгоняет пчел, отойдут Ангелы Божии от такой трапезы и смрадной беседы. А бесы возрадуются и налетят, почувствовав свободу, и все будет твориться так, как им хочется: бесчинствуя, играют в кости и в шахматы, всеми играми бесовскими тешатся, дар Божий – еду, и питье, и всякие плоды – на помойку выбросят и выльют, друг друга бьют, обливают, всячески ругаясь над даром Божиим, а бесы записывают деяния их, приносят к сатане и вместе радуются погибели христиан. И все их деяния представлены будут в день Страшного Суда.

О, горе творящим такое! Когда иудеи в пустыне сели есть-пить и, объевшись и упившись, стали предаваться играм и блуду, тогда земля разверзлась и пожрала их двадцать три тысячи. Устрашитесь, люди, творите волю Божию, как сказано в Писании, а от подобного злого бесчинства сохрани, Господи, всякого христианина.

И есть бы и пить нам во славу Божию, а не объедаться, не упиваться, не пустотой заниматься.

И если кому ставишь еду и питье и всякие яства, если тебе предложат какое яство, не подобает хулить его, говорить: «гнило» или «кисло», «пресно» или «солоно», «горько» или «протухло», «сыро» или «переварено» или высказывать другое какое порицание, но подобает, как дар Божий, всякую пищу хвалить и с благодарностью есть, тогда Бог пошлет на нее благоухание и обратит в сладость. Если же какая еда и питье окажется негодно, наказывать за то домочадцев, того, кто готовил, чтобы впредь подобного не было.

Из Евангелия. А к этому добавь еще: когда пригласят тебя на пир, не упивайся до страшного опьянения и не сиди допоздна, потому что во многом питии и в долгом сидении рождается брань, и свара, и драка, а то и кровопролитие. И ты, если здесь находишься, хотя не бранишься и не задираешься, в той брани и драке не будешь последний, но первый: ведь долго сидишь, дожидаешься этой брани. И хозяин с этим – к тебе упрек: спать к себе не идешь, а его домочадцам нет и покоя и времени для других гостей. Если упьешься допьяна, а спать к себе не идешь-не едешь, тут и уснешь, где пил, останешься без присмотра, ведь гостей-то много, не ты один. И в этом твоем перепое и небрежении изгрязнишь на себе одежду, а колпак или шапку потеряешь. Если же были деньги в мошне или в кошельке, их вытащат, а ножи заберут – и вот уж хозяину, у которого пил, и в том по тебе кручина, а тебе тем более: и сам истратился, и от людей позор, скажут: там, где пил, тут и уснул, кому за ним присмотреть, коли все пьяны? Видишь сам, какой и позор, и укор, и ущерб тебе от чрезмерного пьянства.

Если уйдешь или уедешь, а выпил все же порядочно, то по пути уснешь, не доберешься до дому, и тогда пуще прежнего пострадаешь: снимут с тебя и одежду всю, все отберут, что при себе имеешь, не оставят даже сорочки.

Итак, если не протрезвишься и до конца упьешься, я скажу так: тело лишишь души. Спьяну многие от вина умирают и замерзают в пути. Не говорю: не следует пить, такого не надо; но говорю: не упивайтесь допьяна пьяными. Я дара Божиего не порицаю, но порицаю тех, кто пьет без удержу. Как пишет апостол Павел к Тимофею: «Пей мало вина – лишь желудка ради и частых недугов»22, а нам писал: «Пейте мало вина веселия ради, а не для пьянства: пьяницы Царства Божия не наследуют»23. Многие люди лишаются пьянством и земного богатства. Если кто безмерно придерживается питья, восхвалят его безрассудные, но потом они же его и осудят за то, что глупо растратил добро свое. Как сказал апостол: «Не упивайтесь вином, нет в нем спасения, но упивайтесь восхвалением Бога»24, а я скажу так: упивайтесь молитвой, и постом, и милостыней, и посещением церкви с чистой совестью. Их одобряет Бог, такие примут от Него награду в Царствие Его. Вином же упиваться – то погибель души и телу, и богатству своему разор.

Вместе с земным имением пьяницы лишаются и небесного, ибо пьют не Бога ради, но пьянства для. И единственно только бесы радуются, к которым пьянице путь предстоит, если не успеет покаяться.

Так видишь ли, о человек, какой позор и какой упрек за это от Бога и от святых Его? Апостол причисляет пьяницу, как всякого грешника, к неугодным Богу, по судьбе равным бесам, если искренним покаянием не очистит он душу свою. Так пусть же будут все христиане, с Богом живущие в православной вере, вместе с Господом нашим Иисусом Христом и со святыми Его, славящие Святую Троицу – Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Но вернемся к предыдущему, о чем у нас речь. А хозяин дома (или слуги его) должен подавать всем есть и пить или за стол, или послать в другой дом, разделив по достоинству, и по чину, и по обычаю. От большого стола посылают блюда, от остальных не бывает; за любовь да верную службу – пусть как положено всех оделят и о том прощения просят.

Если случится приветить приезжих людей, торговых ли, или иноземцев, иных гостей, званых ли, Богом ли данных, богатых или бедных, священников или монахов, то хозяину и хозяйке следует быть приветливыми и должную честь воздавать по чину и по достоинству каждого человека. С любовью и благодарностью, ласковым словом каждого из них почтить, со всяким поговорить и добрым словом приветить да есть и пить или на стол выставить, или подать из рук своих с добрым приветом, а иным и послать чего-нибудь, но каждого чем-то выделить и всякого порадовать. Если какие из них ждут в сенях или сидят на дворе – и тех накормить-напоить и, за столом сидя, не забыть высылать им еду и питье.

Если есть у хозяина сын или верный слуга, пусть бы и он присматривал всюду и всех бы почтил и добрым словом приветил и никого обругал, не обесчестил, не опозорил, не высмеял, не осудил, чтобы ни хозяину, ни хозяйке, ни детям их, ни слугам не нанес осуждения.

А если гости или гостьи между собой разругаются – их унимать осторожненько, а кто уж не в себе – бережно препроводить его ко двору его и от всякой драки по пути уберечь; признательно и благодарно, накормив-напоив, с честью и отправить – это и Богу дар, и добрым людям – в честь.

Отнесись и к нищим милостиво и душевно – с того тебе будет от Бога награда, от людей же – добрая слава.

Когда угощаешь или поминаешь родителей в монастыре, поступай точно так же: кормить, и поить, и милостыню раздавать по мере возможности за здравие и за упокой. Если же кто сначала накормит, напоит и одарит, но потом обесчестит и изругает, осудит и высмеет, или заочно ославит, или местом обойдет, или, не накормив да облаяв, еще и ударит, а потом и выгонит со двора, или слуги его обесчестят кого-то, – тогда такой стол или пир на утеху бесам, а Богу во гнев и средь людей и позор, и ярость, и вражда, а обиженным – срам и оскорбление. Безрассудным таким хозяину и хозяйке и слугам их – грех от Бога, от людей неприязнь и укор, а от бедных людей еще и проклятье, и порицание.

Если кого не накормишь, спокойно объясни, не облаяв, и не побив, и не обесчестив, вежливо отпусти, отказав. А пойдет со двора кто, жалуясь на хозяйское невнимание, так учтивый слуга вежливо гостюшке проговорит: «Не прогневайся, батюшка, много гостей у хозяев наших, не поспели тебя употчивать», – тогда они первыми бьют тебе челом, чтобы ты на них не сердился.

А по завершении пира должен слуга рассказать хозяину о госте, который ушел, а если гость нужный, так сразу и сказать господину, а уж тот – как захочет.

У государыни же у жены и добрые и всякие гостьи, каковы у нее ни случаются, с ними ей так же поступать, как в этой главе написано. И детям ее и слугам так же.




12. Как мужу с женою и с домочадцами молиться у себя дома

Каждый день вечером мужу с женой, с детьми и с домочадцами, кто знает грамоту, – пропеть вечерню, повечерницу, полунощницу в тишине, с вниманием и смирением, с молитвою и с поклонами, петь внятно и согласно, а после молитвы уже не пить и не есть. Всегда всему свое правило. Ложась спать, каждый христианин по три земных поклона кладет, а в полночь, тайком встав, со слезами прилежно Богу молится, сколько сможет, о своих согрешениях, и утром, поднимаясь, также. И каждый делает так, по силе и по желанию.

Беременным женщинам – кланяться только до пояса.

Всем христианам следует молиться о своих согрешениях и отпущении грехов, о здравии царя, царицы, и чад их, и братьев его, и бояр его, и о помощи против врагов христолюбивому воинству, об освобождении пленных, и о епископском и священном чине, о болящих, и о заключенных в темницах, и за всех христиан.

Жена должна молиться о своих согрешениях, и за мужа, и за детей, и за домочадцев, и за родичей, и за духовных отцов, – и муж также. А утром, встав, Богу молиться, петь заутреню и часы, а в воскресенье и в праздник молебен с молитвою в тишине, со смирением, петь согласно и со вниманием слушать и образам покадить. А если некому петь все службы, то достаточно молиться вечером и утром, но мужьям отнюдь не пропускать ни в один день церковного пения в вечерню, заутреню, обедню.




13. Как мужу и жене молится в церкви, хранить чистоту и не творить никакого зла

А в церкви стоять на службе со страхом и молча молиться. Дома всегда петь повечерницу, полунощницу и часы. А кто увеличит молитвенное правило ради спасения души, то в его воле, потому как больше и награда от Бога.

А женам ходить в церковь Божию, когда могут, по желанию и по совету с мужем, в церкви ни с кем не беседовать, стоять молча, слушать, по сторонам не озираться, ни к стене, ни к столбу не прислоняться, посохом не подпираться, с ноги на ногу не переступать; руки сложить на груди крестом, твердо и непоколебимо молиться со страхом и трепетом, со вздохами и слезами; прийти в церковь к самому началу и не уходить до конца службы.

По воскресеньям, в праздники Господские и Богородичные (то есть посвященные Христу и Богородице), а также в среду, и в пятницу, и в святые посты пребывать в чистоте; от объедения, пьянства, пустых бесед и неуместного смеха всегда беречься, ни на кого не гневаться, отвращаться от воровства, блуда, лжи и клеветы, от зависти и неправедного стяжания: от ростовщичества, винной спекуляции, от взяток, платы за перевоз или проезд через мост и всякого неправедного богатства. От ранних питья и еды и от поздних после вечерней молитвы воздерживайтесь; есть и пить надо только во славу Божию в положенное время, детей и работников кормить по усмотрению мужа и жены.

Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют, как апостол Павел сказал: «Если же некий брат известен как блудник, или лихоимец, или язычник, или насмешник, или пьяница, или грабитель, – с таким не есть и не пить»25. И еще сказал: «Ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни осквернители, ни рукоблудники, ни мужеложцы, ни лихоимцы, ни воры, ни пьяницы, ни скандалисты, ни разбойники в Царство Божие не войдут»26, – но надлежит каждому христианину блюсти себя от всякого зла.

Следует христианину всегда держать в руках четки, а молитву Иисусову – неустанно на устах; и в церкви, и дома, и на торгу – ходишь, стоишь ли, сидишь ли, и на всяком месте, по словам пророка Давида: «На всяком месте благослови, душа моя, Господа!»27 Творить же молитву так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного», – и так говорить шестьсот раз, а седьмую сотню – Пречистой Богородице: «Владычице моя, Пресвятая Богородица, помилуй мя, грешного!» – и опять возвращаться к началу, и так говорить постоянно.

И Пречистая Богородица со всеми Небесными Силами и со всеми святыми защитницей станет от диавольских козней всех в этой жизни и в будущей – для того, кто с верою молится и Божиим заповедям следует.


Как следует креститься и кланяться

Святителям и попам и монахам, царям и князьям, и всем христианам следует кланяться образу Спасову, и Животворящему Кресту, и Пречистой Богородице, и святым Небесным Силам, и всем святым, и священным сосудам, и святым почитаемым мощам таким образом: правой руки соединить персты – первый крайний да нижних два концами сомкнуть, – этим знаменуется Святая Троица; средний перст выпрямить, чуть наклонив, а соседний повыше, выпрямив, – они знаменуют две ипостаси: Божеское и человеческое. И перекрестить себя спереди так: сначала руку возложить на чело, потом на грудь, после на правое плечо и, наконец, на левое – так по смыслу представлен и крест Христов. Потом головой поклониться до пояса, большой же поклон – головой до земли.

Молитвы и мольбы – на устах, а на сердце – умиление, и во всех твоих членах – сокрушение о грехах, слезы текут из очей и от души – воздыхание. Устами – Бога славить и воспевать, умом, и сердцем, и дыханием молить о благом, рукою креститься, а телом склоняться до земли или в пояс – и всегда поступать только так.

Архиереям же и священникам рукой точно так же перекрестить христианина, просящего у них благословения.

О кресте Христове как знаке, о поклонении ему в «Патерике» достоверно пишут; все прочтя там, постигнешь силу креста Христова.

Из Феодорита. Рукою благословлять и креститься так: три перста держать вместе вровень по образу Троицы – Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух; не три бога, но единый Бог в Троице, именами различается, а Божество едино: Отец не рожден, Сын же рожден, а не создан, а Дух Святой ни рожден, ни создан – нисходит, – трое в одном Божестве. Едина сила – одна Божеству и честь, один поклон от всего творения, от Ангелов и от людей. Вот каково трем тем перстам основание. Два же перста нужно держать наклонно, не сгибая, они знаменуют две природы Христа, Божественную и человеческую: Бог по Божеству, а человек по вочеловечению, совместно же обе они – совершенство. Верхний перст знаменует Божество, а нижний – человечество, поскольку, от вышних сойдя, спас нижних. Он же изъясняет и сведение вместе перстов: ибо, склонив небеса, сошел ради спасения нашего. Так вот надлежит и креститься, и благословлять, так установлено святыми отцами.

Из Афанасия и Петра Дамаскина. О том же. Поскольку начертанием Честного и Животворящего Креста изгоняются бесы и различные недуги без всякой платы и без труда – кто может слишком восславить его? Святые отцы оставили нам это знамение для споров с неверными еретиками: два перста (но на одной руке) являют Христа, Бога нашего, в двух естествах, но в одном существе познаваемого. Десница же знаменует неизреченную силу Его, и одесную Отца восседание и сошествие свыше, с небес к нам Его являет, а также указывает нам, что следует с правой стороны на левую отгонять врагов, ибо непобедимой силой Своей покорил Господь диавола: шуйца (левая рука) же, в сущности, и невидима, и некрепка.




14. Как почитать отцов своих духовных и повиноваться им

Следует знать, как почитать своего отца духовного. Найди себе отца духовного – доброго, боголюбивого, благоразумного и рассудительного, а не потаковщика, не пьяницу, не сребролюбца, не гневливого. Такого подобает чтить и повиноваться ему во всем, каяться перед ним со слезами, исповедуя грехи свои, не боясь стыда или срама, и заповеди его хранить. Призывать же его к себе в дом почаще и исповедоваться всегда по всей совести, и поучение его с признательностью принимать, и слушаться его во всем, и почитать его.

И бейте челом ему низко: он учитель наш и наставник, старайтесь приходить к нему со страхом и любовью, и давайте ему приношения от своих трудов по возможности; и советуйтесь с ним почаще о правильном житии, о том, как преодолевать грехи свои, и как мужу любить и учить жену свою и детей, а жене – как слушаться мужа своего и спрашивать во всем разрешения. А когда исповедуешься в грехах своих пред духовным отцом, открывай ему все грехи и покоряйся ему во всем, ибо они заботятся о наших душах и дадут ответ за нас в день Страшного Суда.

И не смей поносить их, ни осуждать, ни укорять; если станут за кого заступаться (печаловаться), то прислушайся к этому и виновного помилуй, смотря по проступку, рассудив обо всем с духовным отцом.




15. Как детей своих воспитать во всяком наставлении и страхе Божием

А пошлет Бог кому детей – сыновей или дочерей, нужно заботиться о чадах своих отцу и матери, обеспечить их и воспитать в добром научении; учить страху Божию, и вежливости, и всякому порядку, а затем, по детям смотря и по возрасту, их учить рукоделию – матери дочерей, отцу сыновей, кто к чему способен, какие кому Бог возможности даст; любить их и беречь, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а по обстоятельствам и сечь. «Наказывай детей в юности – упокоят тебя в старости твоей»28. И беречь и блюсти чистоту телесную и от всякого греха отцам чад своих как зеницу ока и как свою душу. Если же дети согрешают по отцовскому или материнскому небрежению – о грехах детей родителям держать ответ в день Страшного Суда. И если дети, лишенные науки отцов и матерей, в чем согрешат или зло сотворят, то отцам и матерям от Бога грех, а от людей укоризна и посмешище, дому раззор; себе скорбь и убыток, а от судей штраф и позор.

Если же у богобоязненных родителей, рассудительных и разумных, дети воспитаны в страхе Божием и в добром наставлении и научены всякому разуму, и вежливости, и промыслу, и рукоделию, – такие дети с родителями своими будут Богом помилованы, священниками благословлены и добрыми людьми похвалены, а вырастут – добрые люди с радостью и благодарностью женят сыновей своих на их сверстницах, по указанию Божию; или своих дочерей за сыновей их выдадут замуж.

Если же кого из детей возьмет Бог в покаянии и с причастием, это как бы непорочная жертва родителей Богу, такие чада вселяются в чертоги вечные и получают от Бога право просить милости и прощения грехов родителей своих.


Часть II

О мирском строении

(О семейных отношениях)


16. Как дочерей воспитывать и с приданым замуж выдавать

А у кого дочь родится, то тогда рассудительные люди от всякой прибыли на дочь откладывают или на ее имя животинку растят с приплодом, а из полотен, и из холстов, и из кусков ткани, и из убрусов, и из рубашек все эти годы ей в особый сундук кладут; и платье, и уборы, и мониста, и святыни, и посуду оловянную, и медную, и деревянную. Добавляй всегда понемножку, а не все вдруг, себе не в убыток, – всего будет полно. Так что дочки растут, страху Божию и вежеству (благовоспитанности) учатся, и приданое их понемногу прибывает, и как замуж сговорят – а все уже готово.

А кто заранее о детях не думает, то как замуж отдавать, тотчас же и покупать все, так что скорая свадьба – трудное дело.

А коли по Божиему произволению дочь преставится, то из ее приданого заказывают по душе ее сорокоуст и милостыню раздают. А если другие дочери есть, так же и о них промышляй.




17. Как детей учить и страхом спасать

Наказывай сына своего в юности его – и упокоит тебя в старости твоей, и придаст красоты душе твоей; и не жалея, бей ребенка: если прутом посечешь его, не умрет, но здоровей будет, ибо ты, наказывая тело, душу его избавляешь от смерти.

Если дочери у тебя, будь с ними строг, тем сохранишь их от греха: чтобы не посрамили лица своего, пусть в послушании ходят, а не по своей воле, а то по глупости осквернят девство свое, будет всем знающим тебя в посмешище, и осрамишься перед множеством людей. Если отдашь замуж свою дочь невинной, то великое дело сделаешь, и в любом обществе похвалишься, и при конце жизни не будешь плакать о ней.

Если же любишь сына своего, почаще его бей, чтобы потом радоваться о нем; наказывай сына с детства – порадуешься на него, когда вырастет, и среди недоброжелателей сможешь им похвалиться, и позавидуют тебе враги твои. Воспитай дитя в строгости и найдешь в нем покой и благословение, не смейся с ним, играя: в малом послабишь – в большом пострадаешь, скорбя, и после будто оскомину почувствуешь в душе своей.

Не давай ему воли в юности, но пройдись по ребрам ему, пока он растет, иначе, ожесточившись, не будет тебя слушать, но станет тебе расстройством, и болезнью души, и разорением дома, погибелью имущества, и укоризной соседей, и насмешкой врагов, и денежными взысканиями от начальства, и злою досадой.




18. Как детям отца и мать любить, и беречь, и повиноваться им, и утешать их во всем

Чада, слушайтесь заповедей Господних, любите отца своего и мать свою; слушайте их, и повинуйтесь им по-Божески во всем, и старость их чтите, и немощи их и скорби на себя берите, и благо вам будет, и долго будете жить; за это простятся вам грехи ваши, и от Бога помилованы будете, и от людей прославитесь, и дом ваш благословится навеки, и наследуют сыны сынам вашим, и достигнете старости маститой, в благоденствии дни свои проводя. Если же кто злословит или оскорбляет своих родителей, или клянет их, или лается, тот перед Богом грешен, а от людей проклят; кто бьет отца и мать – да будет отлучен от Церкви и от причастия и да умрет лютою смертью от гражданской казни, ибо написано: «Отцовское проклятье иссушит, а материнское искоренит».

Если сын или дочь непослушны отцу или матери, в пагубу им будет и не доживут дней своих, если гневают отца и досаждают матери. Кажется он себе праведным перед Богом, но он хуже язычника, сообщник нечестивых, о которых пророк Исаия сказал: «Погибнет нечестивый, да не видит славы Господней»29. Он назвал нечестивыми тех, кто бесчестит родителей своих, насмехается над отцом и укоряет старость матери, да склюют их вороны и сожрут орлы! А кто почитает отца и мать и повинуется им в Боге, те в свою очередь порадуются о детях своих, и в день печали избавит их Господь Бог, молитву их услышит и все, что попросят, подаст им благое; покоющий мать свою – волю Божию творит и угождающий отцу будет во всем благополучен.

Вы же, дети, делом и словом угождайте родителям своим во всяком добром замысле, и они вас благословят: отчее благословение утвердит дом, а материнская молитва избавит от напасти.

Если же оскудеют разумом в старости отец или мать, не обесчестите их, не укоряйте, и тогда почтут вас и ваши дети; не забывайте труд отца и матери, которые о вас заботились и печалились о вас, покойте старость их и о них заботьтесь, как и они о вас. Не говори: много сделал им доброго, что одеваю, кормлю и всем обеспечиваю, – это еще тебя не освобождает от сыновнего почтения, ибо не ты их родил и не заботился о них так, как они о тебе; поэтому со страхом служите им, как рабы, тогда и сами от Бога получите награду и наследуете вечную жизнь, как исполняющие заповеди Его.




19. Как всякому человеку рукодельничать и всякое дело делать, благословясь

В домовитом хозяйстве и всюду всякому человеку, хозяину и хозяйке, или сыну, или дочери, или слуге – мужчине или женщине, и старому и малому всякое дело начать или рукодельничать: или есть, или пить, или еду готовить, или печь что, и разные припасы делать, и всякое рукоделье исполнять, и всякое ремесло, – и, приготовясь, очистясь от всякой скверны и руки вымыв чисто, прежде всего – святым образам поклониться трижды в землю, а при невозможности – до пояса. А кто умеет сказать молитву «Достойно есть», тот, благословясь у старшего, пусть прочтет и молитву Иисусову проговорит да, перекрестясь, молвит: «Господи, благослови, Отче!» – с тем и начать всякое дело, ибо тому Божия милость помогает, Ангелы невидимо содействуют, а бесы отбегут, и будет дело во славу Божию, а душе на пользу.

И есть и пить – если с благодарностью, так будет сладко, а что впрок сделано, тоже хорошо. А работать надо с молитвой и доброй беседой или в молчании, а если во время работы начнется разговор праздный, или непристойный, или с ропотом, или со смехом, или с кощунством, или грязные и блудные речи, – от такой работы и такой беседы милость Божия отступит, Ангелы отойдут в скорби, а нечестивые бесы возрадуются, видя, что волю их исполняют безумные христиане. И приступят лукавые, влагая в мысль всякую злобу, и всякую вражду, и ненависть, и подвигнут помыслы на блуд, и на гнев, и на кощунство, и сквернословие, и всякое иное зло, и вот уже ни работа, ни еда и ни питье не спорятся, и всякое ремесло и любое рукоделие без Бога свершается, и Богу во гнев. А людям неблагословенное не нужно и не мило, да и непрочно оно, а еда и питье не вкусны и не сладки, только диаволу да слугам его все то удобно, и сладостно, и радостно.

А кто в еде, в питье и в любой стряпне нечисто готовит, и в рукоделье украдет что или соврет, и потом побожится ложно; не столько сделано или не столько стоило, а он врет, – все те дела, неугодные Богу, записывают бесы, и за это все взыщется с человека в день Страшного Суда.




20. Похвала мужьям

Если дарует Бог хорошую жену – это дороже камня драгоценного; такая выгоды не упустит, всегда хорошую жизнь устроит своему мужу. Купив шерсть и лен, сделает все, что нужно, своими руками, будет как корабль торговый: издалека вбирает в себя богатства. И встанет ночью; и даст пищу домашним и работу служанкам, от плодов своих рук увеличит достояние намного; перепоясавшись туго, руки свои укрепит работой и поучает как детей, так и слуг, и не угаснет светильник ее всю ночь; руки свои протягивает к прялке, а персты ее берутся за веретено, милость обращает на убогого и плоды трудов подает нищим.

Муж ее не беспокоится о доме: самые разные одежды расшитые сделает мужу своему, и себе, и детям, и домочадцам своим. И потому ее муж всегда соберется с вельможами и сядет, всеми друзьями почтен, и, мудро беседуя, знает, как делать добро, ибо никто без труда не увенчан.

Блажен муж, если у него хорошая жена, число дней его жизни удвоится, хорошая жена радует мужа своего и наполнит миром лета его; хорошая жена наследует благую часть с теми, кто боится Бога, если честна перед своим мужем; во-первых, исполнив Божию заповедь, благословлена будет Богом, а во-вторых, хвалима и людьми.

Жена добрая, терпеливая и молчаливая – венец своему мужу. Коли нашел себе муж добрую жену – только хорошее выносит из дома своего; блажен муж такой жены, и жизнь свою проживут они в добром мире. За хорошую жену мужу – хвала и честь.




21. Наказ мужу, и жене, и работникам, и детям, как подобает им жить

А тебе, господину, – жену, и детей, и домочадцев надлежит учить: не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать; не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим по положению быть послушным и покорным; к ровне – дружелюбным, с младшими и бедными – приветливым и милостивым, со всяким обращающимся к тебе разбираться без волокиты и особенно – не обижать в оплате работника. Всякую же обиду с благодарностью терпеть Бога ради; и поношение, и укоризну; если за дело поносят и укоряют, с любовию принимать и подобного безрассудства впредь избегать, а в ответ не мстить. Если же ни в чем не повинен, от Бога получишь награду.

Домочадцев своих учи страху Божию и всякой добродетели и сам так же поступай, тогда вместе от Бога получите милость. Если же по небрежению или нерадению сам или жена, не наученная мужем, согрешит или что нехорошее сотворит, и кто из домочадцев, мужчины, женщины, дети, хозяйского наставления не получив, если грех какой или что злое совершат: брань, воровство, блуд, – все по делам своим получат: зло сотворившие – муку вечную, а добро сотворившие, богоугодно прожившие, – жизнь вечную в Царствии Небесном.




22. Каких людей держать в доме и как руководить ими во всяком учении, и в Божественных заповедях, и в домашней работе

А людей дворовых у себя держать хороших, чтобы были рукодельные, кто в чем силен и какому ремеслу учен: чтобы был не вор, не бражник, не игрок, не грабитель, не разбойник, не блудник, не колдун, не мошенник, не обманщик. Всякий человек у хорошего хозяина должен быть научен страху Божию, и культуре, и смирению, и всем добродетелям; хорошему ремеслу, чтобы не солгал, не разбил, никого бы не обидел, сыт бы был да одет господским жалованием или своим рукоделием.

А чем господин пожалует – платьем, или лошадью и всяким снаряжением, или пашенкой, или какой торговлей, да и сам что приобретет своими трудами, – из этого лучшее платье, верхнее и нижнее, и рубашку, и сапоги беречь по праздникам и при добрых людях в хорошую погоду, чтоб всегда бы было чисто, и не измято, и не грязно, не залито, не намочено, не разорвано.

А какой человек груб, и глуп, и невежда, и не бережлив, и есть у него платьишко, господина пожалование или своими трудами добытое, да беречь не умеет, – тогда господину или кому он прикажет таковых нерадивых платье беречь у себя, что получше, да давать им на время, когда нужно, и снова, сняв, у себя же хранить.

И всем дворовым людям наказ: работать всегда в старой одежде, а как перед господином или на люди – в чистом повседневном платье, а в праздники и при добрых людях, или с господином, или с госпожою куда идти – тогда в лучшем платье; и беречь его от грязи, и от дождя, и от снега, а воротясь и сняв одежду, высушить да вытряхнуть, и вытереть, и почистить хорошенько, уложить и спрятать на место, где что хранится, – и себе приятно, и от людей уважение, и господину прибыль: служит долго и всегда как новое.

А люди чтобы были в уважении и страхе и всегда под присмотром, меж собой бы не воровали, чужого не желали, а господское берегли бы, и господину бы и госпоже не лгали и не клеветали ни на кого ни в чем. Да и господа бы таким не потакали, проводили дознание прямо, делая очную ставку, дурному бы не попускали, а доброго бы жаловали. Ведь каждый склонен к добру и господское жалованье желает заслужить правдой и честной службой; господским наказом и доброй наукой век проживет и душу спасет, господину послужит и Богу угодит.

Особенно следить и напоминать, чтобы все, кто хочет в церковь Божию идти по праздникам, или в доме молебны слушать, или наедине молиться, – чтобы чистоту телесную хранили от всякого блуда, и пьянства, и лакомства, и от неурочных питья и еды, и от обжорства воздерживались. И чтобы иметь им и их женам духовников, к которым на исповедь бы приходили.

Холостых же парней и девок, вошедших в возраст, жени, ибо, согласно апостолу: «Честен брак и ложе нескверно, прелюбодеев же судит Бог»30. Какие же из холостых блуд творят твоим небрежением или тайком от тебя, тебе о том распытать с пристрастием, чтобы никогда у тебя таковых не бывало дел. Если же нерадив ты в этом: слуг держишь, а заботы о душах их не имеешь, и только поручаешь им дела, так или иначе служить тебе, еду и одежду и всякую службу справлять, – тебе самому за души их отвечать в день Божьего Суда, согласно слову апостола, сказавшего в послании своем: «Не брашен ради, не пития разоряй дела Божии»31. И вот что такое «дела Божии»: презирать плотское, заботиться о душе, сущности бессмертной. Как сказал апостол: Имея пропитание и одежду, будем довольны тем32.

Женатые же слуги со своими женами законно бы жили по наказу духовного отца, на стороне от жен своих не блудили, а жены – от мужей. И по твоему наказу и отца духовного поучению так же и они учили бы жен своих страху Божию, вежеству и смирению, чтобы слушались госпожи, повиновались во всем ей, трудами своими да ремеслом заслуживали награду, а не крали бы и не врали, не бражничали и не блудили, и не слушали баб, какие ко греху склоняют молоденьких женщин – то есть тех, которые сводят их с чужими мужчинами, да сверх того учат их красть и блудить и прочим порокам.

Слышал о многих я женках и девках, бабами-сводницами подстрекаемых, которые, хозяина обокрав и хозяйку, со многим добром убегают с чужими мужиками: когда мужик заберет у нее все, с чем сбежала, ее убьет или в воду бросит: себя погубит, а добро пропадет.

Если же не веришь ты рассказам об этих бабах, вот что скажу. Если вдруг в твой дом придет незнакомый мужик или так: женка или девка пойдут по воду или белье полоскать и станут говорить с мужиком там, то будь он даже и знакомый мужик, стыдно с ним и переглядываться: ведь говорит с мужиком, а не с мужем своим. А бабе той всегда найдется минутка о всяком деле с девками перемолвиться. Прикинется она торговкой и, придя, станет расспрашивать их: нужно ли вам то или это иль госпоже вашей?

И девки у нее порасспросят, есть ли то-то – ответит она: «Есть». А они ей: «Дай нам, мы госпоже покажем». Станет она отнекиваться: дала, мол, той или этой женщине доброй, того да этого, да такого почтенного человека по имени еще назовет, а сама-то врет: «Я-де пойду к ней, у нее возьму и вам принесу». И девки запричитают ей: «Принеси нам еще до обеда или к вечерне». Баба же проворчит: «У-у, потаскушки, знаю я, как к вам идти – все вы хозяина боитесь!» И уйдет от них и не приходит к ним день или два, а через день-другой уже не во двор к ним идет, а подстерегает у речки, когда отправятся те по воду или белье стирать. И пройдет эта баба как бы мимо, а они заметят ее, и покличут, и скажут ей: «Эй, почему у нас не была, не принесла того, что принести хотела?» И удивится этому баба, да еще и очень, и молвит: «Ох, и вчера, да и третьего дни была я у той-де да у этой жены доброй (и имя мужа ее назовет), а у них был пир, так она, моя кормилица, не отпустила меня, и ночевала я у нее, с ее служками, вот оттого и не смогла прийти; да меня ведь многие жены добрые жалуют». Они и скажут ей: «Принеси ж нам» – да еще и с просьбой нижайшей.

Да нет, ничего не плету я, в подобных делах те бабы и сходятся с женками или с девками-служанками. И начнет та баба, с какой познакомились, беспрестанно стоять с ними, встретившись у реки, и болтать. Если хозяин увидит, что девки стоят не с мужчиной, а с женщиной, то успокоится, но потом ведь станет она и во двор заходить, сведут ее служки и с хозяйкой своею. Горе мне! Все соблазняемся мы общим нашим врагом – диаволом, нашим же оружием нас побеждает он.

Дерзну и то сказать: блаженная Феодора Александрийская не женщиной ли прельщена, ложе мужа своего не сохранила и лишь покаянием и страданием многим сподобилась Божиего прощения? О прочем же и умолчим, о том непристойно и слушать. Так имеющий уши слышать да слышит и постигает смысл прикровенных слов!

Но вернемся опять к тем же слугам.

И с глупыми речами к госпоже не ходили бы, и с волхвами, что промышляют кореньем и зельем, отнюдь бы не знались, и господам про таких людей не сказывали б, ибо бесовские это все слуги. Служили бы господам своим верой и правдой, добрыми делами и трудами своими, а господин бы и госпожа людей своих жаловали, и кормили-поили, и одевали, в тепле бы держали и в покое, всегда в достатке. Если станут жить в таких правилах, какие тут записаны, – господин и госпожа душу свою спасут, дом свой устроят и слуг своих также – в душевном и телесном покое, без всяких бед.

Также следует хозяину и хозяйке заботиться и о нищих, о странниках, убогих, вдовицах и сиротах, подобает их окружить заботами, удовлетворяя их нужды, душевные и телесные, от праведных своих трудов: в душевные вникай, телесные же рассмотри.

Также и в церкви Божии (и церковникам), и в монастыри, и в темницы приноси или посылай милостыню свою по мере своей возможности. Если же нет ничего, так ты хоть слово скажи утешное, а коли и этого нет, так сам не озлобись, не опечалься своей нищетою – тем, что не можешь ничего подать, – но припомни Господне слово: «Кому много дано, еще больше с него и спросится»33, то есть больше, чем много; а кому дано мало, еще меньше с него спросится, то есть меньше, чем малая чаша воды или слово утешное, ибо «малейшее» – дальше некуда.

Но также и в дом к себе приглашай, это и Богу приятно, и душе полезно; вот только ничего б не входило в дом твой ни насилием, ни грабежом, ни воровством, ни какой-то корыстью, ни наветом, ни неправедным судом, ни корчемным доходом (прибыль от подпольной торговли алкоголем. – Прим. ред.) Если от этих бед сбережешься, будет дом твой благословен отныне и вовеки.

А хозяин и хозяйка с чадами своими и со слугами своими дворовыми, мужчинами и женщинами, старыми и молодыми, каждый год на Великий пост к отцам духовным на исповедь бы приходили, а достойные того и Святых Даров причащались; если же будут не по разу в год, то и большую награду от Бога получат. А отцы бы духовные господина и слуг его при том поучали, и господин о своей душе и о душах слуг своих при этом тем более бы озаботился: слуге за душу свою церкви дать нечего, так за них господину бы дать, а также и все, им нужное, кроме вредного дела. И в течение всего года: в воскресенье, и в среду, и в пятницу, и в праздники Господни, и во все святые посты хранили бы чистоту телесную и пребывали во всех добродетелях, воздерживаясь от пьянства, и в Божии церкви ходили бы с подношением во здравие и за упокой, ко всяким святыням прикладывались по вере и по совету отца духовного.




23. Как врачеваться христианам от болезни и всякой скорби

Если Бог пошлет на кого болезнь или какое страдание, – врачеваться ему Божией милостью, да слезами, да молитвою, да постом, да милостынею, да искренним покаянием, да благодарностью, и прощением, и милосердием, нелицеприятною любовью ко всякому.

И отцов духовных подвигнуть на моление Богу: петь молитвы, воду святить с честных крестов, и со святых мощей, и с чудотворных образов, и освящаться маслом, и по святым чудотворным местам пойти по обету и молиться со всею чистой совестью. И тем самым исцеление от разных недугов от Бога получить, и впредь от всяких грехов уклоняться, и никакого зла не творить; а наказы духовных отцов соблюдать и епитимьи совершать: тем очистишься от греха, и душевные и телесные болезни исцелишь, и заслужишь от Бога милость.

Вот рецепт, как каждому христианину исцелять себя от самых разных недугов душевных и телесных, от душетленных и болезненных страданий: жить по заповедям Господним, по отеческому преданию и по христианскому закону, как и в начале этой книги написано, первые пятнадцать глав и все остальные тоже, – принять душой и всё соблюдать, – тогда и Богу он угодит, и душу спасет, и от греха избавится, и здоровье получит душевное и телесное, и станет наследником вечных благ.

Кто же нагл, и страха Божиего не имеет, и воли Божией не творит, закона христианского и отеческого предания не соблюдает, о церкви Божьей, о церковном пении, о келейном правиле, о молитве и славословии Бога не старается; ест и пьет без воздержания до объедения и пьянства и в неурочное время и уставных правил не соблюдает – воскресенья, среды и пятницы, праздников и Великого и Успенского постов – но без удержу блудит, в неподобное время, нарушая природу и закон, или те, что от жены блудят или совершают содомский грех и всякую мерзость творят и всякие богомерзкие дела: блуд, распутство, сквернословие и срамословие, песни бесовские, игру на бубнах, трубах, сопелках, – все угодное бесам, всякую непристойность, наглость, а к ним еще чародейство, и волхвование, и колдовство, астрологию, чернокнижие, чтение отреченных книг (альманахов, гадальных книг, «Шестокрыла»), веру в громовые стрелы и топорки, в камни и кости волшебные и прочие всякие козни бесовские.

Если же кто чародейством, и зельем, и кореньями, и травами для умерщвления или околдования окормит или бесовскими словами, наваждением и наговором наведет на всякое зло или прелюбодеяние, или если кто-то клянется именем Божиим ложно, или клевещет на друга, – о тех прочти в двадцать четвертой главе.

При таких делах, привычках и нравах рождается в людях гордость, ненависть, злопамятство, гнев, вражда, обида, ложь, воровство, проклятие, срамословие и сквернословие, насмешки, кощунства, объедение, пьянство безмерное день и ночь, и всякие злые дела, и всякий блуд, и всякое распутство. Но благой человеколюбец Бог, не терпя в людях злонравия, дурных привычек и всяких подобных дел, как чадолюбивый отец через страдания приводит к спасению, и наставляя, и наказывая за многочисленные наши грехи, но скорой смерти не предает, ибо не желает смерти грешника, а ожидает его покаяния, чтобы мог исправиться и остаться в живых.

Если же люди не исправятся и не покаятся в злых делах, наводит Бог тогда по нашим делам то голод, то мор, то пожар, или потоп, или смерть от басурман, городам разорение, Божиим церквам и всем святыням уничтожение, всему имуществу расхищение. Иногда и по царскому гневу приходит разграбление имущества, и казнь самому без милости, и позорная смерть.

А то от разбойников и воров покража или от судей мзда и грабеж. Или бездождье, или неблаговременные дожди, пасмурное лето, неблагополучная зима, лютые морозы, бесплодие земли и всякой живности – скотине, зверью, и птицам, и рыбам, и всяким хлебам скудость.

Или смерть родителей, жены, детей – неожиданная, насильственная или скоропостижная, от тяжких недугов в страданиях и без покаяния.

Неужели во всех этих постигающих нас несчастьях мы не исправимся и не научимся, не раскаемся и не придем в чувство, не убоимся, видя наказания праведного гнева Божия за многие наши грехи?

И снова Господь, наставляя нас и обращая к покаянию, искушая, как долготерпеливого Иова, посылает различные страдания: болезни, тяжкие недуги, душевные болезни (беснование), огнивание тела, ломоту костям, отек и опухоль на все члены, обоим проходам запор, и камень в почках, и глухоту, и слепоту, и немоту, боли в желудке, и страшную рвоту, и вниз на оба прохода кровь и гной, и чахотку, и кашель, и боль в голове, и зубную боль, и подагру, и чирья, и паралич, и тряску, и прочие тяжкие недуги, – все это в наказание по Божиему гневу.

И мы все свои грехи прозрели, а не покаялись, и ничто нас не может ни исправить, ни устрашить, ни научить, ни увидеть Божию кару в тяжких болезнях за то, что оставили Бога, создавшего нас, и милости и прощения грехов от Него не просим за все зло, что сотворили, а обратимся к нечистым бесам, от которых отрекались в святом Крещении, как и от дел их, призываем к себе чародеев, и кудесников, и волхвов, и всяких колдунов и знахарей с их корешками, от которых ждем душетленной и временной помощи и тем готовим себя диаволу мучить на дне ада вовеки.

О безумные люди! Увы неразумию нашему, не осознаем мы своих грехов, за которые Бог нас наказывает, и не раскаиваемся в них, не перестаем творить зло и всякие непотребства, не помышляем о вечном, но хотим тленного и временного. Оставьте пороки и всякие душетленные дела, очистим себя искренним покаянием, и милостивый Господь помилует нас в грехах, даст телам нашим здоровье и душам спасенье и вечных благ не лишит, если кто трудится в этом мире Царства ради Небесного. Ибо писано в Святом Апостоле: «Многими страданиями предстоит нам войти в Царство Небесное»34, и в Святом Евангелии сказано: «Узкий и скорбный путь, ведущий в жизнь вечную, но широкий и просторный, вводящий в пагубу»35. И еще сказал Господь: «Трудно достичь Царства Небесного, и только те, кто приложит усилия, получат его»36.

Вспомянем святых мужей, их страдания Бога ради, самые разные недуги и болезни, и благое терпение тех, кто не призывал к себе ни чародеев, ни кудесников, ни волхвов, ни травников, никаких бесовских врачевателей, но все упование возлагал на Бога, благодарно претерпевая очищение за грехи свои и ради наслаждения вечными благами, – словно долготерпеливый и преподобный Иов или нищий Лазарь, который перед вратами богатого в навозе лежал, гноем и червями снедаем, а ныне на лоне Авраама почивает; и точно Симеон Столпник, сам сгноивший тело свое, червями пенясь; и многие праведники, Богу угодившие, всякими болезнями и различными недугами страдая, благодарно терпели все спасения ради души своей и ради жизни вечной и за страдания те вошли в Небесное Царство, многие – и богатые, и бедные – христианского рода, всяких чинов люди – и княжеского, и боярского, и священники, и монахи – в бесконечных болезных и недугах страдая, всякими одержимы бывали горестями и даже обиды ради Бога стерпели, и у Бога просили милости, и уповали на помощь Его.

И тогда милосердный Бог на рабов Своих изливает бесконечные милости, и дарует исцеление, и прощает грехи, и от страданий спасает: тех с помощью животворящих крестов и чудотворных икон, святых образов Христовых и Богородичных, архангельских и всех святых, и посредством святых мощей, и елеопомазания, и елеосвящения, и через молебны в богослужении, которые бывают на всенощной в Божиих святых и церквах, и монастырях, и в чудотворных местах, и в дому, и в пути, и на водах, – везде призывая с верою Господа Бога, Пречистую Богородицу, их угодников даровать прощение, здоровье телу и душе спасение.

Многие так и скончались в недугах и тяжких болезнях, в различных страданиях, ими очистившись от грехов, жизни вечной сподобились. Постигнем смысл сего в точности, станем подражать житию их и их терпению, по житию соревнуясь со святыми отцами, пророками и апостолами, святителями и мучениками, преподобными и юродивыми Христа ради, со святыми женами, православными царями и князьями, священниками и монахами – со всеми христианами, богоугодно прожившими век.

До конца постигнем, как в жизни этой претерпели они страдания Христа ради – постом, и молитвами, и долготерпением, жаждой и голодом, наготой в морозы или в солнечный жар, поруганием и оплеванием, всякими упреками, битьем и мучением от нечестивых царей различными муками ради Христа; их казнили, в огне сжигали, звери их пожирали, каменьями их забивали, топили в водах, в пещерах, в пустынях и в земных пропастях окончили жизнь они, в узах в темницы заключены и пленены, всякие понесли труды, претерпевали страдания и различные муки, их кто исчислит, как говорит Святое Писание37.

И за такие страдания страшные, за муки свои какую награду они получили от Христа в жизни этой и в жизни вечной! Наслаждение вечными благами, каких не видело око, не слышало ухо и на сердце человеку не пало, – вот что Бог уготовит любящим его. Да и как восславляются ныне они, как Церковь Божия славит их! Мы сами только этим святым и молимся, на помощь их призываем с просьбой молиться перед Богом за нас, а от их чудотворных образов и чтимых мощей исцеление получаем. Воспоследствуем же таковых святых житию и страданию благодарно и кротко, и в награду подобную же благодать получим от Бога.

О волхвовании и колдунах

Шестого Собора правило 61-е. И тем, кто поддался волхвованию или так называемым мудрецам (или иным таковым же, которые могут предсказывать), если кто захочет раскрыть неведомое по первой, полученной от святых отцов заповеди – пусть следует правилу канона: на шесть лет они лишены причастия, как и те, кто водит медведей или другого какого зверя на развлечение толпе и для заработка, кто предсказывает судьбу при рождении и родословную по звездам и подобными речами вводит народ в заблуждение. Гадающие по облакам, чародеи, создатели амулетов и волшебники, этим занятые и не отступающие от пагубных сих языческих дел, – изгонять таковых повсюду из Церкви требуем, как и повелевает закон священнику. «Что общего у света со тьмой?»38 – как сказал апостол, и как сочетается Церковь Божия с идолами языческими? Какое соучастие верного с неверным? Какое согласие Христу с диаволом? Толкование. Те, которые следуют пагубному колдовству, ходят к волхвам и колдунам или приглашают их в дом свой, желая узнать через них неизреченное нечто, как и те, кто кормит и держит медведей или каких-нибудь псов или ловчих птиц для охоты или развлечения и для прельщения толпы, или верят в судьбу и в родословцы, то есть в рожаниц, и в колдовство по звездам и гадают по облакам бегущим, – всех, творящих такое, повелел Собор на шесть лет отлучать от причастия: пусть четыре года стоят с оглашенными, а остальные два года – с верными, и тем самым сподобятся Божественных Даров. Если же не исправятся они и после отлучения и языческого обмана не оставят, то от Церкви – везде и всегда – пусть изгонятся. О волхвах и колдунах говорили богоносные отцы и церковные учителя, а больше всех

Иоанн Златоуст говорит: те, кто занимается волшебством и колдовство творит, если даже они и изрекают имя Святой Троицы, если даже и творят знамение Святого Креста Христова, – все равно подобает их избегать и от них отвращаться.

Анкирского Собора правило 24-е. Те, кто волхвует, кто следует обычаям язычников, и те, кто вводит колдунов в дома свои для совершения колдовства и для очищения от отравления, лишены причастия, согласно правилам, на пять лет в определенном порядке: три года внутри пребывать и вне церкви два года, – только молитвы без просвиры и без причастия.

Толкование. Если кто доверится волхвам, колдунам, или травникам, или иным им подобным и призывает их в дом свой, чтобы испытать судьбу, и те проясняют ему, чего он захочет, или во время колдовства, желая познать таинственное, ворожит на воде, чтобы злом исцелить злое, – пусть три года стоит с оглашенными, а два года – с верными, одной лишь молитвой приобщась с ними, но лишь по истечении пяти лет он причастится Святых Таин.

Шестого Собора правило 61-е, происходившего в дворцовом Трулле. Шесть лет таковым не велит приобщаться Таин, то есть не причащаться.

Шестого Собора в Константинополе правило 11-е, в дворцовом Трулле происходившем. Не должно быть никакого общения у христиан с иудеями. Поэтому если сыщется кто-то, кто их опресноки ест, или приглашает врача их для своего исцеления, или кто моется с ними в бане, или иначе как-то общается с ними, если из причта он – из Церкви его изгнать, если мирянин – отлучить.

Из Василия Великого правило 72-е. Доверившийся волхвам или им подобным, убивающим время, – пусть станет это запретным.

Толкование. Пошедший на обучение вредной мудрости к волхвам, колдунам или чародеям пусть будет наказан как преднамеренный убийца; верящий же волхвам или вводящий их в дом свой для лечения от отравления или предсказания будущего – на шесть лет пусть будет наказан, как повелевает 61-е правило Шестого Вселенского Собора, бывшего в Константинополе, в дворцовом Трулле, и 83-е правило в том же послании Василия Великого.




24. О неправедной жизни

А кто не по-Божии живет, не по-христиански, чинит всякую неправду, насилие и обиду: силой отнимает, долгов не платит, томит волокитой, младшего по чину во всем изобидит, с соседями не добр, в селе на своих крестьян, или волости, или в приказе накладывает тяжкие дани и незаконно налоги, или чужую ниву распахал, или песок посек, или землю перепахал, или луг скосил, или ловил рыбу на чужой ловле, или борти, перевесища и всякие ловчие угодья неправдою и насилием захватит и ограбит, или покрадет, или уничтожит, или кого в чем ложно обвинит, или кого в чем подведет, или безвинно оштрафует, или в рабство неповинных лукавством или насилием охолопит, или нечестно судит, или неправедно производит розыск, или ложно свидетельствует, или к кающимся не милостив, или лошадь, и всякое животное, и всякое имущество, села, сады, дворы и всякие угодья силою отнимет, или задешево в неволю купит, или сутяжничеством оттянет, или мошенничеством, процентами, разным лукавым ухищрением, ростовщичеством, поборами или мздой; если всякие непотребные дела: блуд, распутство, сквернословие, срамословие, клятвопреступление, ярость, гнев, злопамятство, – сам господин или госпожа творят, или дети их, или люди, или крестьяне их, а они, господа, в том не возбранят им, не уберегут от зла и управы на них не найдут, – точно будут все в аду и прокляты будут на земле, ибо за все грешные дела хозяин такой Богом не прощен и народом проклят, и обиженные им вопиют к Богу.

И своей душе погибель, и дому запустение, все проклято, а не благословлено: и владеть, и есть, и пить – то все стяжание не Божие, но бесовское; исходят в ад их живые души, и милостыню их от неправедного богатства не приемлет Бог ни при жизни их, ни после смерти.

Если хочешь от вечной муки избавиться, отдай неправдой захваченное обиженному и впредь обещай не поступать так – ни самому, ни домашним твоим. Ибо писано: «Скоро Господь на милость Свою истинно кающихся принимает и от великих грехов освобождает».




25. О праведном житии, если кто по-Божески живет, по заповедям Господним, по отеческому преданию и по христианскому закону, и если владетель судит справедливо и нелицеприятно всех одинаково – богатого и бедного, ближнего и дальнего, достаточно будет ему честных доходов

Если же в селах, а также и в городе с соседями кто добр, то у своих крестьян или в силу власти, в приказе сидя, законные сборы в нужное время взимает не силою, не грабежом и не пыткой; а коль чего не родилось и заплатить нечем, так он немного послабит; а у соседа или у своего крестьянина чего не достало на семена, лошади или коровы нет или государственную подать не с чего сдать, то ему ссудить и помочь, а коль у самого мало, то занять, но о таких заботиться от всей души и от всякого обидчика оберечь их в суде и самому тебе и людям твоим отнюдь никого и ни в чем не обидеть: ни в пашне, ни в земле, ни в домашнем, ни в ином припасе, ни в животине. Никакого неправедного богатства не желать, законными доходами и праведным богатством жить подобает всякому христианину.

И, видя ваши добрые дела и милосердие, нелицемерную любовь ко всему и правду во всем, пошлет вам Бог щедрую милость и урожай плодам и всякое изобилие умножит. Милостыня же от праведных трудов Богу приятна, и Бог молитву вашу услышит, грехи простит и жизнь вечную дарует.

Люди торговые, и мастеровые, и земледельцы тоже пусть праведным только и благословенным торгуют, и производят, и пашут – без покражи, разбоя и грабежа, без поклепов и лжи, клеветы и обманов; пусть торгуют и промышляют нажитым праведными трудами, не ростовщичеством, но благодаря приплоду, труду и всякому урожаю исполняют дела свои добрые по христианскому закону и по заповедям Господним: угодит в сем мире – вечную жизнь заслужит.




26. Как жить человеку по своему достатку

Во всем своем обиходе: в лавочном, и в любом товаре, и в казне, и в жилище, и в дворовом всяком припасе, деревенском и ремесленном, и в приходе и в расходе, и в займах и в долгах – во всем знать меру: согласно достатка и живешь, хозяйство держишь, по приходу и расход.




27. Если кто живет неразумно

Всякому человеку: богатому и бедному, большому и малому – должно все рассчитать и размерить, исходя из ремесла и из доходов, а также и по имуществу; служащему же человеку все рассчитывать по государеву жалованью, по доходу и по поместью – и соответственно достатку двор держать, и имущество, и всякий припас; соответственно достатку и людей держать и весь обиход, и есть и пить, и одежду носить, и людей одевать, и в общество входить.

Если же кто, безрассудный, не сочтя житья своего, дохода и достатка, начнет, на людей глядя, жить не по средствам, занимая или беря незаконным путем, то честь его обернется великим бесчестием со стыдом и позором, и в лихое время никто ему не поможет, и будет ему от Бога грех, а от людей смех.

Конец ознакомительного фрагмента.