Вы здесь

Большие люди ритейла. Олег Высоцкий. Главный исполнительный директор сети магазинов «Верный». Честно говоря, захотелось совершить еще один подвиг (Диана Машкова, 2014)

Олег Высоцкий

Главный исполнительный директор сети магазинов «Верный»

Честно говоря, захотелось совершить еще один подвиг

Окончил Государственную морскую академию им. адмирала Макарова в Санкт-Петербурге. Занимал должность руководителя по логистике в «единой продовольственной компании», а также в сети «пятерочка». С 2004 по 2012 год был главным исполнительным директором сети «пятерочка». С 2012 года – главный исполнительный директор сети магазинов «верный».


Я правильно понимаю, что в 2012 году вы расстались с «Пятерочкой», организовали новую компанию и с тех пор занимаетесь сетью магазинов-дискаунтеров «Верный»?

Да. В середине 2012 года мы собрались и 30 октября открыли первый магазин. Соответственно, на середину 2014 года у нас уже больше 280 торговых точек. Получается, что за двадцать месяцев мы открыли почти три сотни объектов. И могу сказать, что мы не собираемся останавливаться на этом, дальше будем открывать гораздо больше.


Изначально концепция «Верного» каким-то образом отличается от той, что была в «Пятерочке»?

Она во многом повторяет то, что мы делали в «Пятерочке». Просто, если так можно сказать, это улучшенная «Пятерочка». Опять же, как и тогда, мы делаем акцент на низкие цены и ассортимент, который приспособлен для дискаунтеров, то есть небольшое количество позиций, около 3 тыс. штук. Но все-таки есть и существенные отличия: во-первых, магазины стали более современными в части оборудования, во-вторых, они стали чище и светлее: мы инвестируем в магазины для хорошего восприятия их покупателями, важно место покупки. В-третьих, магазины «Верный» более технологичные. В том смысле, что мы отказались от некоторых вещей и благодаря этому снизили расходы. Например, мы не занимаемся фасовкой товаров в магазине: ни сыра, ничего другого. Мы поставили электронные ценники, что позволяет нам не менять каждый день сотни этих ценников вручную. С первых магазинов используем ролл-кейджи, даже не стали дожидаться, когда у нас появится собственный склад, – уже на арендованных складах стали их применять. Конечно, первоначально это стоило денег, зато потом снижаются затраты. Вот мы и двигаемся в этом направлении – используем технологии, которые сокращают трудозатраты.


Что, на ваш взгляд, выделяет «Верный» среди других дискаунтеров?

Если говорить о сравнении с другими дискаунтерами, у нас более современные магазины. Это относится и к торговому оборудованию, и к количеству света, и к чистоте. Кроме того, мы делаем акцент на «фреш». Выпекаем булочки в каждом магазине «Верный» – то, чего раньше мы в «Пятерочке» не делали. Мы продаем предупакованное охлажденное мясо. То есть наши магазины, несмотря на низкий ценовой сегмент, направлены на то, чтобы соответствовать современным требованиям покупателей. Времена-то меняются, страна меняется. Надеемся, что и дальше она будет меняться в лучшую сторону, а мы просто продолжим улавливать новые тенденции.


Получившийся формат – это результат целенаправленного изучения, исследования потребностей покупателя или информация поступала сама собой в ходе работы в той же «Пятерочке»? Во-первых, и в «Пятерочке» мы делали опросы покупателей собственными силами, а во-вторых, мы ориентируемся на то, что происходит на Западе. С точки зрения розничной торговли, что там уже пройдено, России еще только предстоит пройти. Поэтому нужно говорить о том, что мы используем все в комплексе: и наш предыдущий опыт, и опросы покупателей в настоящее время, и наработки западных ритейлеров.


На кого из западных ритейлеров поглядываете чаще всего, с тем чтобы привнести что-то новое в Россию?

Сеть немецких магазинов Lidl, польская сеть Biedronka, французская сеть Lider Price. Наверное, это основные сети, на которые мы смотрим.


Когда мы встречались в прошлый раз, вы очень интересно рассказывали о происхождении названия «Пятерочка». А какая история у названия «Верный»?

До открытия первого магазина все вокруг были уверены, что название будет Frank, но мы понимали, что такое название не очень подходит этому формату магазинов. Здесь хотелось найти какое-то русское слово, которое в целом народ понимает и воспринимает. Учитывая то, что большое количество названий использовать нельзя, они уже заняты, у нас было несколько вариантов, один из которых «Верный». И нам, в общем-то, удалось его протащить. Почему «Верный»? Потому что это слово вызывает у людей положительные эмоции – верный друг, верный выбор, верный магазин. А если говорить о том, как мы его используем – «верные цены», «верный ассортимент», «верное качество», – это слово еще и хорошо играет.


И еще отражает характер ваших отношений в целом с ритейлом и с Андреем Рогачевым в частности?

Да. С Андреем у нас честные, прозрачные, направленные на достижение результата, в общем, верные отношения. Ну, еще мы, конечно, помнили о том, что очень многие наши покупатели – это женщины. У женщин слово «верный» вызывает свои хорошие ассоциации: «верный муж».


Что заставило вас уйти от управления «Пятерочкой»? Дело было только в смене руководства X5 или уже сами магазины зашли в тупик?

В целом там были три вещи. Во-первых, организационная структура и стиль управления, которые сложились на тот момент. Главное – недостаток свободы действий формата, самой сети магазинов «Пятерочка». Все стало слишком зажато, слишком заскорузло, слишком забюрократизировано. Второе, на каком-то этапе действия компании пошли вразрез с моим пониманием ценовой политики. Я считал, что нельзя ни в коем случае повышать цены в «Пятерочке». Но в такой сложной организационной структуре компании требовалось бороться с ветряными мельницами. В-третьих, да, действительно, после ухода Льва Хасиса пришли другие люди. И у нас оказались разные взгляды на формирование команды, скажем так.


Если я ничего не путаю, у вас военное прошлое?

Нет, не военное, я даже в армии никогда не служил. Но пять лет проучился в Морской академии торгового флота. В этом смысле – да, пять лет шинель я относил и знаю, что такое наряд, утренняя пробежка в -20 °С, выяснение отношений и т. д. Большой жизненный опыт мне дала работа на торговом судне. Хоть проработал я там и недолго, но что такое пожар в котельном отделении, шторм, когда запрещено нос высовывать наружу, знаю. В море настоящие мужчины работают: сегодня можешь с кем-то поконфликтовать, а завтра, когда будет сложно, этот человек подставит тебе плечо. В обычной жизни, на суше, это становится редкостью.


Как состоялся ваш переход в торговлю «на суше»?

Это была достаточно случайная штука. В один из своих длительных отпусков – я тогда работал в Мурманском пароходстве – я решил попробовать работу на берегу. Отпуска у нас были длинные, по 6 месяцев. И я начал трудиться в компании, которая импортировала в Россию продукты питания, в «Единой продовольственной компании». Мне доверили развивать направление в части доставки товаров покупателям автомобильным и железнодорожным транспортом. Я проработал там 6 месяцев, мне понравилось, и решил больше в море не ходить. Уволился из пароходства и стал делать карьеру как раз в части логистики – мне это было близко и понятно, сфера моих компетенций распространилась в том числе и на морской торговый порт. Далее «Единая продовольственная компания» Андрея Рогачева объединилась с «Торговым домом ЛЭК» – компанией Александра Гирды. И, собственно говоря, я возглавил уже всю логистику. Отвечал за работу и складов, и транспорта.


Академия торгового флота – это осознанный выбор? Так и планировали посвятить жизнь торговле?

В детстве я прочитал очень много книг о морских путешествиях. А еще у меня дядя работал в море, и я с удовольствием слушал его рассказы. Так что о море я мечтал с детства. В юности имел интерес к тому, что называется «купи-продай». Раньше можно было, например, спокойно поехать в один город, купить одежду, приехать в другой и там ее продать. Такого рода деятельность была свойственна многим людям в Советском Союзе. Но можно ли сказать, что я мечтал о том, чтобы работать в торговле? Нет. Я как раз мечтал быть моряком. Ну вот, поработал моряком и очень доволен, даже рад, что в реальности ощутил на себе специфику работы в море. А потом достаточно случайно был переброс в логистику, как я уже говорил, и с логистики переход на управленческие позиции «Пятерочки». Поэтому, нет, не планировал торговлю в юности, но жизнь вносит коррективы. И, признаться, очень рад, что так получилось.


Я в джинсах, футболке и бейсболке поехал по нашим магазинам, смотрел на них глазами покупателя


Если говорить о магазинах «Верный», в какой момент у вас впервые возникло понимание, что задуманное получается?

Это было, когда мы сделали первый большой опрос покупателей после открытия 30 магазинов. Люди в качестве положительных моментов отмечали именно те вещи, которые мы и закладывали в концепт, – говорили, «какое оборудование хорошее, видно, что товар не портится», «хорошо, что выпечка у вас есть», «замечательный запах в магазине», и вообще все отмечали, что магазины у нас очень аккуратные. Тогда я понял, что мы почувствовали то, что им нужно. Даже не почувствовали, точно это выверили. И людям понравилось, они с удовольствием к нам приходят.


Вы, наверное, в принципе, могли бы уже не заниматься бизнесом, учитывая заработанное в X5 и ранее. Зачем было начинать с нуля в 2012? Уже не 1998, не все так просто.

Когда я ушел из X5, сперва так и подумал: поживу для себя, есть источники доходов, которые в целом действительно позволяют не работать. Но, знаете, я очень быстро почувствовал, что у меня сохранилось огромное желание находиться в активной среде, среди людей и идей, которые тебе близки и вместе с которыми ты двигаешься вперед. Вот эта потребность и сыграла главную роль. Я не смог как волк-одиночка где-то сидеть, даже имея доходы, мне важно было сохранить чувство команды и среды. Плюс, честно говоря, захотелось совершить еще один подвиг. Казалось бы, 90-е годы позади, там все уже случилось. Что еще сегодня можно открыть, когда такая конкуренция? Но вот остался задор, нашлись единомышленники и пришло решение «А давай-ка еще раз сделаем». От этого получаешь кайф – все дело в ощущениях. Когда открываются магазины – сотня, две сотни, мне это безумно нравится. Но, конечно, мы не альтруисты, собираемся еще и денег заработать.


Команда у вас в основном прежняя? По-моему, человек 15 ушли за вами из X5 или даже больше?

Многие люди по разным причинам уходили из X5 – и до меня, и после меня. И, кстати, потом не я один поймал себя на мысли о том, что сидеть дома – это скучно, а работать в другой атмосфере, которая не наша, тоже не очень комфортно. Поэтому мы в какой-то части собрались снова. Понятно, что есть люди и из других компаний: из OK, «Дикси», «Магнита» – из разных. Но костяк, конечно же, перешел из «Пятерочки».


Нет ощущения, что на рынке стало меньше, скажем так, адекватного персонала? Речь не о менеджерском составе, а о рядовых сотрудниках.

С сотрудниками магазинов, складов есть определенные сложности. Думаю, что в ближайшей перспективе очень важным будет умение компаний интегрировать приезжих людей. Это – о рядовых сотрудниках. С офисом тоже есть некоторые моменты. Очень много развращенного персонала, развращенного деньгами, особенно если речь идет о Москве. Вопрос в другом. Мы пытаемся набирать молодых людей, которые хотят построить карьеру и вырасти вместе с компанией. Грубо говоря, в этих людей нужно вкладывать гораздо больше, чем в готовых профессионалов, но они не испорчены. Если у человека уже выросла корона, которая не снимается с головы, то мы предпочтем ему молодого, энергичного и азартного. И мы находим таких людей. Думаю, в таком подходе большая перспектива.

Что еще сегодня можно открыть, когда такая конкуренция? Но вот остался задор, нашлись единомышленники и пришло решение „А давай-ка еще раз сделаем“. От этого получаешь кайф – все дело в ощущениях.

Естественно, молодой и азартный требует серьезного обучения. Как вы организовали этот процесс?

У нас компания пока достаточно маленькая, и мы стараемся не раздувать штат, не плодить персонал, опять же это наша культура и отношение к бизнесу. Но, тем не менее, у нас есть свой учебный центр и существует своя программа адаптации. Большое внимание уделяем так называемому наставничеству. У некоторых сотрудников высокого уровня по три человека подопечных на более низких должностях. Вот такая разветвленная система, как крона дерева. И такая система позволяет быстрее адаптировать людей, направлять их в соответствии с нашими приоритетами.


Если сравнить с другими компаниями, по каким причинам у людей должно возникнуть желание работать именно в сети «Верный»?

Люди идут работать в разные компании: и в нашу, и в другие. Мы в этом смысле не являемся чем-то уникальным. Но есть две вещи, которые, я думаю, стоит отметить, – это то, что мы строим молодую, энергичную, не забюрократизированную компанию. И пока компания небольшая, это удается делать в полной мере. Но мы хотим сохранить эти принципы и в росте.

Во многие компании сегодня приходишь и чувствуешь себя винтиком в системе, ты ничего не можешь придумать, создать – просто отрабатываешь какой-то номер. А у нас много места для подвига, прорыва, творчества и, самое главное, карьерного продвижения, потому что компания очень быстро растет. Второй момент, о котором не буду говорить подробно, но упомяну, – существует очень приличная опционная программа. Те люди, которые создавали компанию, сейчас занимают ключевые должности и в виде опционной программы достаточно крепко прикрепляются к компании. Есть возможность через определенное время заработать другие, серьезные, деньги.


Значит ли это, что компания полностью доверяет своим сотрудникам?

Доверяем, насколько это возможно. У нас есть формальная и неформальная корпоративная культура, или идеология, как это лучше назвать. Знаете, если неофициально о главном, я бы даже лучше продиктовал несколько вещей, у каждого нашего сотрудника в записной книжке это написано. Например, наши принципы: «здесь и сейчас», «трусов и паникеров расстреливать на месте», «важнейшим из искусств для нас является искусство пинков», «когда мало времени, тут уже не до дружбы, сразу любовь», «не изобретайте вечный двигатель, снимите вечный тормоз», «сложным людям – в сложную компанию», «откат – конец карьеры». Вот так.


Звучит более чем неформально. Взаимодействие внутри компании построено на том же принципе?

Конечно, у нас есть иерархия. Но в целом коммуникация в компании очень легко организована. Например, ко мне, в принципе, любой человек может зайти, абсолютно любой, и не всегда при этом нужно записываться через помощницу. Конечно же, люди списываются по оперативным вопросам напрямую. Сейчас коммуникации очень легкие – и вертикальные, и горизонтальные, информацию легко передавать. Посмотрим, что будет года через два, но пока все это очень просто.


В «Пятерочке» была серьезная идеология – гимн, утренний заряд на работу, чего только не было. Какие мероприятия в «Верном» поддерживают корпоративный дух?

Здесь тоже существуют вещи, которые мы уже делаем, а есть то, что пока только планируем сделать. Например, я могу сказать, что у нас понедельник в каждом филиале начинается с того, что собирается весь состав филиала на своеобразную линейку. Мы рассказываем, какие магазины открыли на прошлой неделе, показываем фотографии, поздравляем сотрудников с днями рождения, представляем коллективу всех новичков, которые прибыли за неделю. То есть люди сразу попадают вот в такую атмосферу. Что касается рядовых сотрудников магазинов, то мы уже проводили, например, конкурс, в результате которого возникла группа лучших, и они посетили Венецию на выходных – компания, естественно, все это оплачивает. Ездили кладовщики, водители грузовиков, кассиры, старшие смены из разных магазинов, то есть не сотрудники офиса, а простые сотрудники из всех филиалов. Каждый из них в эту группу попал через определенную процедуру, по результатам. Мы много чего еще задумали на эту тему, так как считаем, что атмосфера в коллективе – это очень важная часть в построении бизнеса. Благодаря атмосфере люди идут в компанию и в ней задерживаются. Конечно, не всем у нас нравится. Например, у нас в магазинах нет кабинета директора, а есть просто место с компьютером в прикассовой зоне, где человек работает и смотрит на торговый зал и кассовую линию. Так вот, были случаи, когда приходил директор, говорил: «Да, я хочу работать», а потом попадал к нам в магазин, и все желание у него тут же пропадало, хотелось иметь свой кабинет. А кто-то в офисе любит долго говорить на рабочих группах – умничать и «набирать очки». Ну что ж, просто нам с ними не по пути, мы расстаемся, вот и все.


Минимализм идет вместе с вами из бизнеса в бизнес. Я помню, вы рассказывали о кресле, в котором сидел Андрей Рогачев, – потрепанном, старом, из него торчал поролон. Ничего не изменилось в принципах экономии?

Но это же очень применимо в целом к ритейлу. Здесь есть одна очень важная деталь – отношение к расходам. Почему? Потому что потенциально, чем меньше расходы, тем больше ты можешь инвестировать в цены. Это в конечном итоге и становится конкурентным преимуществом. И потом, я, откровенно говоря, до сих пор помню, как мы с Львом Хасисом посетили Walmart в Бентонвилле и увидели там получудовищный офис, максимально упрощенный. Но это, кстати, не мешало тому, что на парковке стояли Porshe и Ferrari.


Какие способы общения с покупателем существуют в вашей сети? Как сегодня собираете информацию о потребностях?

Ну, во-первых, у нас есть то, что делают все сети, – мы проводим специальный опрос. В каждом филиале сотрудники делают опросы своими силами. Мы выдаем людям из офисов анкеты, они идут в магазины и там опрашивают покупателей. Причем не всегда это так просто, как кажется на первый взгляд. Нужно задать немало вопросов: что нравится, что не нравится, что нужно улучшить и так далее. И можно услышать очень разные вещи. Дополнительная ценность этой процедуры в том, что наши сотрудники понимают, что они работают на магазины и наш бизнес находится там, а не в кабинетах. Во-вторых, многие из такой деятельности узнают, чего не хватает в магазинах по его части. Где не хватает размена, где – расходных материалов, чем чреваты ошибки в начислениях и выплатах, когда приехали овощи-фрукты и в каком виде. Это очень важная практика! Потому что в некоторых больших компаниях с определенного момента у менеджмента включается такая психология: «Ну вот, мы тут работаем в офисе, а магазины нам мешают». Это с ног на голову! Очень важно, чтобы все понимали: там, в магазинах, куется победа, и все сотрудники должны быть заряжены таким подходом.


Руководители высокого уровня тоже присутствуют в магазинах, общаются с покупателями?

Вообще все сотрудники офиса с определенной периодичностью вот такие анкеты заполняют.


А как выглядел ваш последний выход в магазин?

Мой выход был очень интересным. На прошлой неделе я был в Питере, причем никто, кроме моей помощницы, об этом не знал. Я в джинсах, футболке и бейсболке поехал по магазинам, смотрел на них глазами покупателя, а не следовал «Брежневским маршрутом» – это когда едет делегация и все заранее готовятся. Я приехал вот так, инкогнито, просто заходил, разговаривал с покупателями. Конечно, на пятом-шестом магазине меня уже идентифицировали и рассекретили – сработала система передачи информации, и дальше было уже сложно быть незамеченным. Когда наши сотрудники поняли, что я в Питере и езжу по магазинам, дальше разговаривал с ними: с кассирами, продавцами, грузчиками, заходил во все подсобные помещения. Такие выезды я периодически совершаю с тем, чтобы понимать, какова реальная ситуация в магазинах. Мне не интересно довольствоваться иллюзиями и презентациями.


Уже существует программа лояльности покупателей?

Мы сейчас как раз на стадии запуска программы лояльности. Но даже если мы пока не идентифицируем покупателей по карте, индивидуальному коду, наши продавцы и кассиры уже узнают постоянных клиентов в лицо, здороваются, разговаривают с ними. Очень важно, чтобы покупатель заходил и чувствовал, что его здесь знают. И вот это мы наблюдаем в наших магазинах. Но поскольку средний возраст магазинов «Верный» всего 9 месяцев и они еще очень молодые – у нас все впереди.

Во многие компании сегодня приходишь и чувствуешь себя винтиком в системе, ты ничего не можешь придумать, создать – просто отрабатываешь какой-то номер. А у нас много места для подвига, прорыва, творчества и, самое главное, карьерного продвижения, потому что компания очень быстро растет.

В некоторых больших компаниях с определенного момента у менеджмента включается такая психология: „Ну вот, мы тут работаем в офисе, а магазины нам мешают“. Это с ног на голову! Очень важно, чтобы все понимали: там, в магазинах, куется победа, и все сотрудники должны быть заряжены таким подходом.

Олег Высоцкий, главный исполнительным директор сети магазинов «верный»