Вы здесь

Большие люди ритейла. Максим Вайнберг. Исполнительный директор компании «Адамас». Люди верят компании, а компания верит в них – это достаточно прочный синергичный союз (Диана Машкова, 2014)

Максим Вайнберг

Исполнительный директор компании «Адамас»

Люди верят компании, а компания верит в них – это достаточно прочный синергичный союз

Окончил Московский авиационный институт. Профессиональную карьеру начал в ВАО «Автоэкспорт». Осуществлял руководство операционной деятельностью производственных компаний различного профиля – ОАО «Древстройдеталь», «Марта», «Гроссмарт», «Мир» и других. С 2010 года – исполнительный директор компании «Адамас».


Максим, расскажите, пожалуйста, какой путь привел вас из авиации в ритейл?

Это долгий путь, описать его во всех деталях практически невозможно. Скажем так, авиация была для меня только образованием: я изучал в МАИ самолетостроение и экономику. В тот момент даже мыслей не было «кем быть», я не задумывался об этом. Мне просто нравилось жить в Москве, нравилось отдыхать, быть востребованным в среде приятелей и друзей. Понятно, что столица в 90-е создавала совершенно особую атмосферу и возможности: первый бизнес в профсоюзах, случайные заработки… Ритейл возник намного позже и совершенно случайно, на его месте могла быть любая отрасль. Откровенно говоря, я и в Москву-то поехал по воле случая и спонтанно – за большой любовью. Предполагалось, что меня ждут Томский или Новосибирский университеты, но так случилось, что на выпускном балу я влюбился в девочку из параллельного класса, а она должна была ехать поступать в Москву. И я решил, что тоже еду в столицу. Родители, конечно, долго не могли прийти в себя. Самое интересное, что большая любовь прошла довольно быстро, оказалось, что девочек и в Москве много, и жизнь бьет ключом. Студенческие годы мы с товарищами провели очень весело, зажигательно, с небезызвестной поговоркой: «От сессии до сессии прожить бы без агрессии». Это было как раз про нас.


На сегодняшний день нет сожалений по поводу выбора отрасли? Все-таки далеко не у всех людей профессия «торговец» вызывает уважение.

Знаете, наверное, действительно советское прошлое накладывает отпечаток на восприятие, тем более если говорить о детях интеллигенции. Но я всегда был при своем мнении. И когда папа мне говорил: «Сынок, у этого мальчика папа – торгаш», я парировал: «Зато они ездят на машине!». Папа, уловив мое настроение, объяснял: «Я честный человек, коммунист». Но меня это даже тогда не убеждало, я не считал, что быть «торгашом» – плохо. Тем более нет никакого смущения сейчас, поскольку торговля сильно связана с производством и, по сути, является серьезным двигателем прогресса. Я понимаю, что отрасль ритейла очень важна для развития общества. В то же время в моем случае розничная торговля – это не самоцель, не призвание, не профессия. Всего лишь конкретное применение в данный момент времени. Не могу сказать, что я прирожденный ритейлер. Кроме того, в моей работе есть масса других направлений. Медали например, для Олимпиады сделали. Так что меня мой статус ничуть не смущает.


Кстати, о медалях. Мне эта идея показалась гениальной, хотя и затратной, конечно. В компании в связи с ней не возникали трения?

Скажу честно, это был тяжелый проект. Было сложно в том числе убедить учредителей в его целесообразности. В подробности вдаваться не хочу, скажу только, что до сих пор не сформировалось однозначного мнения, правильно мы поступили или нет. Хотя после Игр в Сочи нам доверили государственный заказ к 9 мая, и это тоже своего рода повод для гордости. Собственно, как и сами медали для Сочи 2014, которые в художественном плане, в части идеи и качества ее реализации превзошли самые смелые ожидания.


Когда у вас в принципе появилась гордость, связанная с работой в розничной торговле?

Гордость, с моей точки зрения, появляется у человека независимо от того, чем он занимается. Можно быть ассенизатором и понимать, что делаешь необходимую, важную работу. Недаром людей этой профессии раньше называли золотарями. Когда провожу welcome-тренинги для новых сотрудников, всегда говорю о необходимости понимать одну простую вещь: если просто пытаться зарабатывать деньги, ничего никогда не получится – так и останешься бедным, будешь прозябать всю жизнь. Но если стремиться стать лучшим в своем деле, то придут и благосостояние, и успех.


А если говорить конкретно о ваших достижениях в компании «АДАМАС»?

Я думаю, месяца через 3–4 после начала работы, когда мне удалось развернуть корабль и сделать его управляемым. Наверное, тогда появилось первое удовлетворение от результатов.


Какие существенные перемены с момента вашего прихода в компанию уже произошли?

Если честно, я не хочу даже пытаться говорить о том, что за четыре года, которые я работаю в компании, достиг каких-то результатов. Нет никакого желания уподобляться врачу, который рассказывает своему пациенту, что ранее лечившие его доктора ставили не тот диагноз и назначали не те препараты и т. д. Компания «АДАМАС» была великой и на момент моего прихода. Здесь давно сложилась своя культура, свой социум, и он уже не принадлежит ни собственникам, ни руководителям – он живет своей жизнью. Даже если завтра поменять всех ключевых менеджеров в компании, она все равно продолжит жить и работать благодаря своей внутренней атмосфере.


Связаны ли положительные эмоции от работы в ритейле с магазинами, с открытием новых точек продаж?

Может быть, для кого-то из руководителей появление в магазине и открытие нового – это и праздник, но для меня, скорее, повседневные будни. Я обязательно бываю во всех наших точках продаж. Когда приезжаю в тот или иной регион, управляющие вместе с менеджерами заранее ждут огромного списка задач – того, что им нужно будет заменить, исправить, доделать. Каждый новый магазин, который мы открываем, в обязательном порядке проходит через мой личный контроль, вплоть до утверждения планировки. Сейчас я уже чуть меньше участвую в работе инвесткомитетов по открытию новых объектов, но только потому, что этот процесс мы полностью отладили.


Как часто вам лично удается пообщаться с покупателями?

Регулярно. Когда выдается свободная минута, выхожу в торговый зал, продаю. Целый день, конечно, не могу провести за прилавком, но недавно во время ассессмента в одном из регионов поработал продавцом 40 минут и принес магазину 25 % дневной выручки.


Важно оставаться человеком мыслящим и находить возможность для того, чтобы подумать о своей жизни, проанализировать самого себя и решить, как распорядиться самим собой


Какие жалобы или похвалы в адрес «АДАМАС» вы слышите от клиентов?

Во время покупки клиенты, как правило, ничего не говорят, они поглощены процессом. Но мы, разумеется, собираем информацию об удовлетворенности покупателей всеми возможными способами. Это и анкетирование, и «тайный покупатель», и технология «happy or not», когда клиенты нажимают соответствующую кнопку по результатам обслуживания, и справочная служба с записью всех разговоров, и сайт с возможностью оставить отзыв. Я получаю информацию в сводном виде, уже по итогам аналитической работы. При этом хотел бы отметить, что к каждому высказыванию покупателя мы относимся с большим вниманием. Это, конечно, не значит, что любая субъективная жалоба становится причиной принятия принципиальных решений, для этого нам нужно убедиться в системности того или иного недочета в работе.


Если говорить о системности, чего чаще всего не хватает продавцам?

Сервисности. Очень сложно найти сотрудников, которые хотят и умеют обслуживать. Это серьезная внутренняя компетенция, которая, увы, в наших согражданах встречается редко. Мы возвращаемся к тому, о чем говорили в самом начале, – к сожалению, на уровне социального восприятия продавец не стоит в перечне уважаемых и желанных профессий. Постепенно становится легче, поколение меняется, уходят стереотипы. Но набор людей на позицию продавца – довольно сложная задача. Сейчас мы всех сотрудников розницы проверяем на предмет сервисности, это одна из основ в профиле должности продавца. И, конечно, в постоянном режиме проводим тренинги, обучение, оценку.


Какие способы нематериальной мотивации, помимо обучения, существуют в компании?

Их много, боюсь, всего не перечислю. У нас хороший социальный пакет, который постоянно растет. Раз в квартал мы отмечаем ценными призами успехи лучших сотрудников ключевых подразделений, в режиме нон-стоп проходят краткосрочные конкурсы, например, на самый креативный слоган или новость компании. У нас есть традиция чествования самых преданных сотрудников: в день рождения компании мы вручаем памятные драгоценные значки. Тем, кто работает 5 лет, – серебряные, 10 – золотые, 15 – золотые с бриллиантами, в этом году отметили сотрудников с двадцатилетним стажем в компании: создали особые значки из золота высшей пробы с бриллиантами. Представляете, есть люди, которые трудятся в компании практически с момента ее основания! Мы ежегодно проводим исследование удовлетворенности сотрудников условиями труда, работой в компании. И если несколько лет назад этот показатель был 3,68 балла, то сейчас – 4,35 балла из пяти возможных. Я считаю это результатом большого блока работы в области нематериальной мотивации всех уровней сотрудников.


В чем заключается долгосрочная цель компании и к чему вы стремитесь как топ-менеджер?

Захватить весь мир.


Что это значит? Что все люди планеты будут с ног до головы украшены изделиями «АДАМАС»?

Да! И чтобы ели наше золото. Знаете, в высокой кухне есть такой тренд – съедобное золото. Но это, конечно, шутка. Мы потребителей не обманываем – это одна из ценностей компании. Если говорить серьезно, наша цель «завоевать мир» означает стремление быть наиболее интересными, наиболее конкурентными, наиболее востребованными. Не в том смысле, что мир должен лежать у наших ног, а скорее мы – у ног наших потребителей всего мира, и они получают от этого громадное удовольствие. Я думаю, что, продолжая двигаться выбранным курсом, лет через 10 мы вполне сможем этого достичь. У нас есть определенные операционные задачи, есть план – мы не просто так развиваем портфель брендов, расширяем производственные линии. Завоевание мира – это вполне достижимая цель, конечно, если не произойдет фатальных изменений. Но и в этом случае мы будем меняться вместе с окружающим миром. Недавно на большом внутреннем совещании мы приняли решение, что стратегия нашей компании – это отсутствие стратегии. И связано это как раз с переменчивостью всего вокруг. Если увидим, что ситуация на рынке поменялась, появилось какое-то новое направление, мы тоже станем его осваивать.

Целый день, конечно, не могу провести за прилавком, но недавно во время ассессмента в одном из регионов поработал продавцом 40 минут и принес магазину 25 % дневной выручки.

Может статься, это будет уже не ювелирное направление?

Вполне может быть. Мы не исключаем для себя возможности стать не только ювелирной компанией. Мы будем совершенствоваться в соответствии с нашими ценностями, будем развиваться вместе с рынком и внимательно следить за теми сигналами, которые он подает. Как говорил Чарльз Дарвин, «выживает не самый сильный и самый умный, а самый приспособленный к переменам». Мы хотим быть адаптивными.


Каковы, в таком случае, ценности вашей компании?

Когда я прочел книгу Тони Шея о Zappos «Доставляя счастье», то понял, что мы тоже созрели для выявления собственных ключевых ценностей. И, формулируя их, взяли за основу приведенную в книге процедуру. На бренд-шторме вместе с коллегами набросали большой список, который в итоге сократили до пяти ключевых, они получились очень простыми и человечными. Это доброжелательность, открытость, сопричастность, постоянное развитие, ответственность. Эти ценности влияют на то, каким образом принимаются решения внутри компании, какие люди приходят в компанию, какие задачи мы перед собой ставим. Все они понятны – мы хотим работать без интриг, нам не все равно, мы должны развиваться личностно и т. д., и они легко применимы.


В чем ваша личная цель как менеджера, как человека? Она совпадает с целью компании?

Я не отделяю своих целей от целей компании. И это не прибыль как самоцель. Материальный успех – логичная производная от стремления «быть лучшим». В том случае, когда 2 тыс. человек реализуют в компании свои личные цели и эти цели совпадают с целями компании, это обязательно приносит результаты. Уверен, если спросить сотрудников, нравится ли им работать в «АДАМАС», 99 % ответят утвердительно. Значит, мы движемся в нужном направлении, мы – единомышленники, у нас есть положительная динамика. Для меня это индикатор того, что моя персональная цель как руководителя реализуется правильно. А деньги далеко не всегда являются самым важным. Думаю, что если вдруг произойдет какая-то тяжелая кризисная ситуация и я обращусь к работникам с призывом продержаться пару месяцев, поработать без зарплаты, чтобы сохранить компанию, 80 % людей останутся. Люди верят компании, а компания верит в них – это достаточно прочный синергичный союз.


Какие методы использует компания, чтобы двигаться вперед? Копируете с западных ритейлеров или что-то изобретаете сами?

Мы внимательно наблюдаем за всем, что происходит в мире, и, конечно, перенимаем опыт. Когда я вижу интересные решения, обязательно снимаю на камеру, возвращаясь, делюсь с командой, примеряем их на себя, многое внедряем. Мы не боимся консультироваться и получать новую информацию, участвовать в конференциях, учиться. Я, в принципе, считаю, что развитие – это одна из основополагающих конкурентных стратегий. И она обеспечивается в первую очередь сбором информации. Многие решения – наши ноу-хау. При этом у нас нет цели «изобрести ноу-хау», это, на мой взгляд, очевидные решения, продиктованные временем, спросом, тенденциями. Например, круглосуточный режим в ряде наших салонов – ответ на то, что мегаполисы живут и днем, и ночью; появление в портфеле молодежных брендов APM Monaco и AGATHA – ответ на запрос со стороны молодежи на fashion-изделия.


Есть ли в вашем воображении некий «магазин мечты»? То, к чему вы хотели бы прийти через 10 или 20 лет?

Картинка «магазина мечты» все время разная, она меняется в режиме онлайн. Кто бы мог подумать, что в вагонах метро могут продаваться продукты? А в Корее уже есть такие мини-маркеты. В Гонконге можно, ожидая поезда на станции, моментально, через QR-код, заказать домой необходимые продукты, и к моменту вашего приезда они уже будут доставлены. Amazon недавно начал тестировать доставку товаров клиентам с помощью беспилотных геликоптеров. Я глубоко убежден, что нельзя мыслить стереотипами, которые навязывают нам маркетологи, и ориентироваться только на классическую практику «анализ рынка – выявление потребности – тестирование – вывод продукта на рынок». В 90 % случаев предложение рождает спрос, а не наоборот. Если удается придумать что-то интересное, новое, удобное, технологичное, это обязательно станет необходимостью для современного человека. Достаточно посмотреть на историю изобретения гаджетов, например, смартфона, – как такового запроса на него не было, а сегодня его покупает каждый.


Вы с интересом рассказываете о новинках ритейла. Вас можно назвать увлеченным покупателем? Много времени проводите в магазинах?

Конечно, я хожу в магазины и как покупатель, но скорее по необходимости. Могу поехать за продуктами, купить технику, или дети могут затащить меня в торговый центр. Но шопинг в современном понимании этого термина лично мне не нравится, я его не приемлю, считаю ненормальным. В системе ценностей человека нет такого пункта – убить часть своей жизни на походы по магазинам. А торговый центр, по моему мнению, – универсальный «убийца времени». Просто у людей появилось свободное время, которое им обеспечила бытовая техника, и, пока они не научились распоряжаться им, идут «по магазинам». Это пройдет. Появятся другие интересы. Если говорить о том, что увлекает лично меня, то я в свободное время стараюсь отвести семью в театр, цирк или на выставку, мне нравится проводить время с толком, мне многое интересно. К примеру, очень люблю читать, даже специально в метро езжу, а не на машине, чтобы оставалось время на книги. Вокруг столько всего нового, неизведанного – жаль, времени на все не хватает.


На ваш взгляд, именно недостаток времени – основная проблема современного человека? Или есть что-то еще, чего нам всем не хватает?

Я считаю, нам всем не хватает возможности оставаться самими собой. Пока мы беседовали, например, у меня на телефоне образовалось 20 непринятых звонков, 30 непросмотренных смс. Исходя из темпа жизни, информационного обмена, становится все сложнее уделить время самому себе. Еще 200 лет назад человек мог спокойно «побеседовать» с собой, пока куда-то шел или ехал, а сейчас и в дороге покоя нет. Заходя в метро, слышишь объявления, садясь в машину – радио, проходя или проезжая по улице, видишь информационные сообщения, заходя в помещение, получаешь большой объем видео– и аудиоинформации. Только мобильный телефон и электронная почта вышибают до 30–40 % жизненного времени! Скорость информационного обмена сегодня очень высокая, объем информации, которую приходится перерабатывать, на порядки выше, чем даже 50 лет назад. И это меняет человека, влияет на его сознание. Причем не стоит думать, что достаточно только захотеть и можно запросто отказаться от этого влияния. Если раньше сам процесс жизни располагал к размышлениям о действительно серьезных материях, то сегодня для того, чтобы оставаться человеком и успевать проводить минимальный самоанализ, нужно обладать специальными навыками и прилагать особые усилия. Этот процесс сложнее, чем мы его себе представляем, и лишь немногие умеют отключаться от реальности, наверное, 2 % из 100, они и двигают мир вперед. Остальные живут так, словно плывут по течению: пока ребенок в детском саду и школе, за него все решают родители, потом, на работе, – начальник. К сожалению, уровень самоидентификации сегодня угрожающе низкий: в большинстве случаев люди не отдают себе отчет в том, какие именно мотивы ими двигают в данный конкретный момент времени. Важно оставаться человеком мыслящим и находить возможность для того, чтобы подумать о своей жизни, проанализировать самого себя и решить, как распорядиться самим собой.

Мы ежегодно проводим исследование удовлетворенности сотрудников условиями труда, работой в компании. И если несколько лет назад этот показатель был 3,68 балла, то сейчас – 4,35 балла из пяти возможных.

Если просто пытаться зарабатывать деньги, ничего никогда не получится – так и останешься бедным, будешь прозябать всю жизнь. Но если стремиться стать лучшим в своем деле, то придут и благосостояние, и успех.

Максим Ваинберг, исполнительным директор компании «Адамас»