Вы здесь

Больше чем речь. Как управлять мимикой, жестами и интонацией. Глава 3. Семь базисов жестикуляции (Евгения Шестакова, 2017)

Глава 3. Семь базисов жестикуляции

Тут дело не в крыльях, тут дело в корнях.

Светлана Сурганова и Оркестр. Кошка

В основе всех преобразований лежат наши потребности. Помните детскую поговорку: «У кого что болит, тот о том и говорит»? Дети правы. Что открыто, оголено, актуально, то и демонстрирует человек собеседникам, пытаясь всеми силами обратить внимание на свои потребности с целью их закрытия. Потому что, если не дать знать, как об этом узнают окружающие, как смогут помочь, чтобы реализовать желаемое? И если словами мы не всегда подчеркиваем истинный смысл своих желаний в силу обстоятельств, воспитания, внутренних ограничений, а также низкой сенситивности (специфической чувствительности) к самому себе и неспособности оптимальным образом выразить словами то, что нам на самом деле необходимо, то наше тело всегда сделает эту «черную» работу за нас.

Мы пойдем снизу вверх, как и свойственно двигаться энергии, и попробуем объяснить поведение людей, реализацию их целей и задач через жесты. Причем не через конечный жест (например, пресловутую пирамидку из пальцев), а ту часть тела человека, где жест начался и где он локализовался. При этом необходимо помнить, что психология отдельного человека соответствует психологии нации[17]. Соответственно, каждый может влиять на ход истории. Испугает это или вдохновит вас, в том числе зависит от тех возможностей и установок, которые демонстрирует ваше тело. Каждый хочет жить на верхушке горы, но счастье и рост мы испытываем, когда движемся вверх, а не когда уже достигли вершины. Итак, в путь!

В медицине говорят: х в задаче – это предрасположенность. Благодаря работе мозга наши древние инстинкты помогали нам выжить сто, тысячу и миллион лет назад. Структура мозга неоднородна. По сути, у каждого человека одномоментно работает не один, а сразу… три мозга. И возможно, через миллион-другой лет их станет больше. Может быть, интуиция, провидение, ясновидение, так называемый третий глаз, – это не мистика, а как раз признаки формирующегося у некоторых людей четвертого слоя мозгового вещества. А пока их три, и каждый соответствует определенному этапу в эволюции человека. Согласно теории «триединого мозга» американца Пола Маклина, первым получил свое развитие рептильный мозг. Наиболее древний, способный обеспечить самосохранение и выживание каждому живому существу. Наши мышцы приходят в движение через процессы сокращения и расслабления, так же как и миллионы лет назад у всех живых существ. Рептилии тоже умели моргать, чтобы смачивать слизистую глаз, ретикулярная формация управляла бодрствованием и сном, а гипоталамус, по величине чуть больше ногтя, руководил всеми нашими жизненными функциями: голодом, жаждой, терморегуляцией и обменом веществ.

Второй мозг – лимбический. Его главная функция – познание и эмоции. Именно на уровне лимбического мозга происходит закрепление паттернов «приятно» и «наказание». Наш опыт окрашивается благодаря действиям лимбической системы, снабжая нас новыми вариантами поведения в изменяющихся условиях внешней среды, то есть способствует обучению: те способы поведения, которые доставили приятные эмоции, запомнятся и постепенно будут усилены, а те, что мозг связал с наказанием, с течением времени будут отторгаться. Между памятью и эмоциями существует тесная связь. Наслаиваясь на работу рептильной системы, эмоции формируют мышечную память: по походке и осанке человека легко прочитать, какие эмоции он испытывал чаще всего в жизни и о чем чаще всего вспоминает в настоящий момент, что его поддерживает. Наш ум – это инструмент сердца. Гомеостаз нашего организма изнутри, физиологическое и психоаффективное равновесие достигаются благодаря выделению в лимбической части многочисленных нейромедиаторов, например допамина, регулирующего эмоциональное равновесие, удовольствие и радость[18]. И наконец, наше новейшее приобретение – неокортекс, или «мыслящий мозг»[19]. Рефлексия и воля, креативность и воображение – виды деятельности, опирающиеся на развитие серого вещества нашего головного мозга, которым и является неокортекс. Он также отвечает за интеллект, сознание и речедвигательную активность.


Полностью владеть своей личностью редко кому удается. Между тем, согласитесь, это важное преимущество при любых обстоятельствах. Многие научились контролировать свою мимику. Однако тело, за реакции которого отвечает самый опытный и жесткий страж – рептильный мозг, – выдает на уровне глаз, рук, ног и положения тела в пространстве первичные, не обработанные модой или тренингами реакции. Базовое содержание потребностей человека, наиболее актуальных в настоящем времени, всплывает, как подводная лодка из глубин океана, показывая всю свою мощь и влияние. Вытесненное содержание будет вновь и вновь доступно внимательному наблюдателю, особенно если речь идет о первичных потребностях, занимающих большое пространство в перечне человеческих нужд и стремлений. Видеть теневую сторону своей природы, уметь ее понять и принять – вот прекрасная профилактика обид и девиантного поведения. Люди по своей природе склонны к саморазрушению. Спасти общество может только либо полное «застревание» на первичном уровне, либо постоянное поступательное движение вверх, к вершине в каждом, даже самом простом бытовом действии. Второй вариант несет более высокое качество жизни, осознанную деятельность, а также способность ощущать радость и возможность самому быть творцом. Когда самопознания и принятия становится больше, нежели переноса собственных неудач на окружение, общество становится более целостным и здоровым.

Мы выделим семь областей, где в разное время может сосредотачиваться энергия человека, проявляясь для внешнего наблюдателя через жесты. И увидим, что, как и в теории «триединого мозга» Пола Маклина и в представлении духовных практик индуизма и буддизма о чакрах, центрах энергетического каркаса человека, развитие идет снизу вверх, от простого к сложному. Это практически семь уровней судьбы.

Люди первого базиса – самая массовая аудитория в нашей стране. Как правило, усталые, часто демотивированные. Ведущая их потребность – защита собственности и ограниченный гомеостаз внутренней среды. Это люди с крепкими убеждениями и мощной верой, люди борьбы, у них всегда есть враг, видимый или нет, с которым они будут сражаться, ведь именно борьба дает им силы. Преодоление, постоянное сопротивление, отстаивание справедливости и искажение картины прошлого – основные их жизненные стратегии.

Люди второго базиса любят получать удовольствие и весело проводить время. Чаще всего это молодежная аудитория, однако не только. Действиями такого типа людей руководит сила гендера. Гормональный фон определяет их мироощущение и способ организации взаимоотношений с внешним миром. Люди второго базиса – самая сложная в управлении аудитория.

Люди третьего базиса нуждаются в утверждении как никто другой. Это эксперты, руководители, лидеры, харизматики. Третий центр – энергия воли и власти. Место, где сосредоточена данная сила, физиологически определено солнечным сплетением и диафрагмой.

Люди четвертого базиса – самые теплые и душевные. Все движения идут от сердца. Эти люди готовы сотрудничать, уступать и жертвовать. Обратная сторона: они не знают, как сказать о своих трудностях, быстрее эмоционально выгорают и очень ранимы. У них всегда есть «второе дно», своя история, которая может открыться нарывом и выплеснуться наружу потоком слез.

Люди пятого базиса говорливы, всегда обладают собственным мнением. Жесты на уровне органов речи отражают, в первую очередь, эмоциональное содержание послания. Для этих людей важна возможность высказаться. Если вы заметили жесты на уровне рта, скорее всего, у человека с губ вот-вот готова будет сорваться еще не до конца обдуманная, сырая фраза, о которой он сам потом будет сожалеть. А вот если жесты проявляются на уровне горла, гортани, то за этим стоит совсем другая сила – страх. Страх публичной деятельности, коммуникаций и в дополнение низкая самооценка.

Люди шестого базиса нуждаются в систематизации знаний. Каждое движение их мысли сопровождается характерным жестом в районе коры головного мозга. Размышление, анализ, причинно-следственные связи – вот их стихия. Неспешные, медлительные в решениях, нуждающиеся в покое и тишине – необходимых условиях для реализации столь любимых ими мыслительных процессов.

Люди седьмого базиса, как правило, проявляют себя только в момент речедвигательной активности. Жесты, увеличивающие фигуру человека, делающие его более значимым и заметным в глазах аудитории, не возникают спонтанно, в момент бытовой речи. Седьмой центр – это энергия идеи, миссии, творчества, высший центр. Будучи связанным по рукам и ногам, с незакрытыми потребностями первых шести базисов, невозможно сгенерировать идею, которую подхватит толпа. Люди седьмого базиса уже проделали весь путь от начала до самой вершины, прошли через все тернии и стали на голову выше многих. Они полностью свободны и независимы.

В таблице ниже представлены все базисы жестикуляции.




№ 1. Базис земли

Когда жаба в первый раз увидела цветок своими злыми и безобразными глазами, что-то странное зашевелилось в жабьем сердце. Она не могла оторваться от нежных розовых лепестков и все смотрела и смотрела. Ей очень понравилась роза, и она чувствовала желание быть поближе к такому душистому и прекрасному созданию. И чтобы выразить свои нежные чувства, она не придумала ничего лучше таких слов: «Постой, – прохрипела она, – я тебя слопаю».

Всеволод Гаршин. Сказка о жабе и розе




К первичным базовым потребностям мы относим потребности в воздухе, еде, воде, крове и безопасности – витальные потребности, то есть то, что может обеспечить человеку выживание. Любая, пусть даже кажущаяся попытка отнять жизненно важные блага, моментально встречает протест. В основе жестов, идущих от базиса земли, лежит реакция защиты. У людей с жестами, сосредоточенными в области земли, обострено чувство социальной справедливости, они очень тонко чувствуют неравенство. Где бы ни оказались, эти люди готовы ждать. При этом они сразу же начинают обустраиваться и «вить гнездо». Чаще всего людей с актуальным, обостренным базисом земли мы можем видеть в социальных учреждениях и общественном транспорте. Очередь – это их стихия. Человек, который нигде не чувствует себя в полной безопасности, готов встречать на своем пути препятствия и выстраивать оборонительную баррикаду. Сопротивление – смысл их жизни. Вместо того чтобы облегчить себе жизнь, они будут делать ее сложнее. Например, если за окном идет дождь, однако поехать куда-то все равно необходимо, они будут часами стоять на автобусной остановке, дожидаясь общественного транспорта, потому что сесть в маршрутку или вызвать такси для них невозможно. Они всегда найдут, как объяснить свое поведение: дорого, опасно, «а вдруг завезет к черту на кулички». И дело не в том, что они не могут себе позволить заплатить 300 рублей таксисту, нет, дело в том, что они не видят в этом смысла. Комфорт, удобство, экономия времени для них не являются приоритетными. Они могут потерпеть и подождать. И терпят всегда.

Людей базиса земли сопровождает многочисленная поклажа, зачастую и являющаяся главным организационным моментом в распределении жестов. С людьми первого базиса рядом всегда идут непременные сумки, пакеты; все это шуршит, гремит, делая своего обладателя более заметным, как бы более значимым для аудитории, увеличивая занимаемую в пространстве площадь. Однако это движение не вверх, как у людей седьмого базиса – базиса идеи, а «вширь». При этом у людей базиса земли нет ощущения полного спокойствия в отношении своих вещей и права на увеличенную временную жилплощадь. Они, чувствуя потребность во всех этих предметах и обозначении собственного места в очереди на жизнь, в то же самое время испытывают чувство неловкости за то, что занимают места больше, чем могли бы. Это люди конфликтов. Внутренних или внешних.


Вспомните какое-нибудь общественное заведение. Например, зал театра или концертный холл без предварительной рассадки, где каждый может занять любое удобное место. Кто-то заранее договаривается о местах, кто-то приходит пораньше, чтобы успеть занять «свое» кресло. А кто-то, зайдя, долго не может определиться с тем, где же будет удобнее. Вот оказался человек в зале, окинул беглым взглядом пространство, вычислил свободное и безопасное, на его взгляд, место и направился туда. Сел. Начал раскладывать вещи, я называю это «вить гнездо»: сумку повесил на ручку кресла, пакет поставил в ноги, верхнюю одежду сложил за спиной (люди базиса земли никогда не сдают в гардероб все полностью, не остаются без запасного варианта, тщательно продумывая детали – а вдруг станет холодно/жарко?). После того как гнездо свито, человек первого базиса начинает осматриваться, но не в поисках знакомых лиц, людей он вообще сейчас не видит, потому что вопрос с местом еще окончательно не закрыт. Наступает этап сравнения: не прогадал ли с выбором (люди первого базиса вообще всегда все сравнивают и бесконечно сомневаются, все равно оставаясь недовольными своим выбором). И вдруг видит место более привлекательное, как правило, ближе к сцене, двери кабинета, входу/выходу. Сложная задача: оставить «насиженное гнездо» или попытать счастье в новых краях? Выбор – вот что сложнее всего дается этим людям. Несколько мучительных минут: займут или не займут, решиться или нет. И наконец решение принято, переезд состоится. В обратной последовательности, но с удвоенной скоростью вновь собираются одежда, пакет, сумка… Еще раз на прощанье оглядывается на уже свое, родное место и начинает движение вперед. По пути человек продолжает испытывать сомнения: вдруг и то и другое место успеют занять или, что еще страшнее, на новом будет хуже, чем на предыдущем. Постоянные сомнения, огромное количество движений, как физических, так и эмоциональных. Эта работа не приносит удовлетворения, от нее чувствуется лишь тяжелая усталость, ведь нас поддерживает то, что нас вдохновляет, а какое тут вдохновение, здесь почти война. Но, впрочем, вот уже развязка… Место никто не занял, операция по перемещению прошла успешно. Вновь «картина, корзина, картонка» и… снова сравнение – может, то, предыдущее, уже свое, родное, еще теплое место, оставленное второпях гнездо, было все-таки лучше? Не слишком ли здесь близко, не будет ли шумно, больше сквозняков, суеты? И так всегда и везде. Очередь в кассу на оплату коммунальных услуг занимается за полчаса до открытия. В поликлинику прийти позже чем за 40 минут до начала приема означает почти опоздать. Всего должно быть много – времени, пространства, неуверенности, угроз, опасностей.

Люди земного базиса – это атланты нашей жизни. Если бы они были сбалансированны в своих действиях и эмоциях, они стали бы самой надежной опорой поступательного прочного развития мира. Однако материальное для них гораздо важнее, чем сфера эмоций, которую они не понимают, не считают важной, а потому не включают в список своих интересов. Если бы они на чуть-чуть отвлеклись от своих внутренних переживаний и развили общую сенситивность, они смогли бы изменить мир. Ведь земле нужен не просто поэт, управленец, добрый человек или аналитик. В первую очередь земле нужен крепкий хозяин.

Когда у человека «все дома», когда он чувствует себя комфортно и уверенно, он мыслит совершенно иначе, на уровнях выше. Базис земли всегда тянет нас к самому простому, жизненно важному, бытовому. Пословица «Сытый голодному не товарищ» как раз про людей первого базиса. И хотя понятие сытости у каждого свое, кому-то не хватает на самое необходимое, хлеб, оплату тех же коммунальных счетов, а у кого-то перечень необходимого гораздо шире, каждый может оказаться в такой ситуации. Это не плохо и не хорошо. Это данность, предрасположенность.

У психологов есть очень хорошее понятие для определения ситуаций, которые порой возникают в рабочем коллективе, – «примитивная группа». Примитивная группа не занимается творческими процессами, не производит сложный продукт Уровень сотрудничества в таких группах минимален, сами взаимоотношения механистичны (иначе в иерархии ценилась бы способность сотрудничать), результат мало зависит от качества действий членов группы (в противном случае ценились бы эффективные игроки).

Конец ознакомительного фрагмента.