По велицей Твоей милости и живы будем
Есть замечательная картина Виктора Васнецова «Витязь на распутье». Многие в ее сюжете видят нечто сказительное, былинное, но сдается мне, что автором много больше отражено на этой картине, нежели просто нечто сказочное. Известно, что сам художник говорил о полотне, как о «Витязе в раздумии», ибо только одна надпись видна на камне, и гласит она «Как прямо ехати – живу не бывати – нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». Как бы то ни было, но все-таки у витязя было несколько вариантов для выбора, вплоть до возвращения назад. Замысел самого художника, действительно, на грани гениального, т.к. речь идет, видимо, только о прямом пути, на котором, как оказалось, ждет витязя явная гибель. Васнецов не рассматривает никаких иных решений, кроме как идти в ту сторону, где смерть. Вот витязь и призадумался, и конь его головой поник.
Предвижу возмущение многих читателей от прочтения нижеизложенного мною, но не сказать не могу, а потому, что есть, то есть, решайте сами. Итак…
Жизнь наша не так детерминирована, как запечатленное навеки в искусстве, и дает каждому немало вариантов решения трудных проблем и даже утверждает, что безвыходных ситуаций нет. Может оно, конечно, и так, но сегодня мы с вами поговорим о действительном распутье на нашем жизненном пути, а точнее о почти непреодолимых ловушках на нем.
Существует три бездонных ловушки, попадая в которые можно начисто забыть обо всем на свете и так и остаться в любой из них до скончания собственного века.
Теперь обо всем по порядку.
Первая – это ловушка общепринятого поведения. Ставится у нас на пути в момент нашего воспитания, можно сказать со школы. К среднему возрасту мы уже давно в ней находимся и не замечаем совсем. Ловушка эта заключается именно в слепом следовании нами общепринятым нормам, традициям, когда социум напрямую решает за нас многие вопросы индивидуального выбора, кои на нас с вами. Стремление жить, как говорится, по-человечески, жить так, чтобы все было, как у людей, медленно и неизбежно заманивает нас в капкан. Следование традиции становится навязчивым поведением, зачастую определяемым самим человеком, как покой и норма. Однако и не поспоришь, но… Зачастую, эти нормы настолько главенствуют в нашей жизни, что мы, и это совсем не кажется, но ради них и живем. Мы живем новогодними праздниками, тратя, порой, месяцы на их ожидание. Зимою мы живем планами на лето, весною ожиданием майских пикников и наведением порядка на дачных участках, мы живем днями рождения, ремонтами, отпусками и т. д. Мы живем традиционными вставками, фрагментами, а не всей жизнью. Одна моя знакомая, не имея возможности встретится с друзьями, в связи с предновогодней суетой, охватившей её сознание, увы, так и не дожила до самого нового года и до так желаемого ею застолья, где и видела себя среди друзей. Убрав эти традиционные вставки из жизни, мы ощутим крайне неприятное состояние. Ловушка общепринятого медленно замораживает наше благое мышление, лишая его желания менять нас. Лозунг ловушки – будь, как все! Главное, так это не нарушать сложившегося и это уже хорошо. Кто возразит?
Вторая – это ловушка материального благосостояния. Здесь все намного коварнее. Все начинается с желания хорошо зарабатывать (неплохое желание), которое обязательно приведет к стремлению тратить заработанное (и это разумно). Результатом такого процесса станет многочисленное имущество (вполне естественно), которое будет требовать постоянного внимания к себе (а как иначе). Вот с этого самого, а как иначе, мы и попадаем в силки ловушки благосостояния. Внимание на заработки и траты забирает у нас, а с этим не поспоришь, и время, и силы, и здоровье. С годами это обслуживание нажитого вырастет в огромную проблему, т.к. сил и здоровья не останется, а имуществу все равно, и оно громче и громче на всю, что называется, будет трубить о внимании к себе, мол, дом перекашивается, огород зарастает, забор кренится, краны текут, окна грязнятся, машина не заводится, одежда износилась, холодильник течет, даже телевизор не показывает и цветы сохнут на окне. Нужны, стало быть, деньги, да побольше, чтобы нанять помощников по хозяйству, либо возложить это все на детей и внуков, так сказать, сразу их поместить в западню, без всякого ихнего права на выбор. Наследство, это почти всегда бесплатная путевка в пожизненное заточение. О какой свободе можно говорить, если даже лишняя чашка в доме может начать мешать. А приходилось ли вам видеть женщин с полным гардеробом вещей, которые при этом обязательно скажут, что носить-то и нечего, всё старье. А так ли это в действительности? Ну, да ладно. Задача второй ловушки украсть у вас жизнь. Заставить вас ее потратить на то, что отнимет смерть в одно мгновение, одним махом снесет всё и сразу. Естественно, тратя жизнь на благосостояние вы пропустите что-то иное. «Что?» – спросите вы меня. Думаю, что и смысл, и цель, и талант, и призвание, и любовь, и в конце концов свое счастье вы пропустите. Хотя кто-то сейчас возразит мне, что замок, яхта, автомобиль – это уже счастье. Пусть так, спорить не буду, время покажет. Вот в этом и коварство имущественной ловушки.
Третья… Если вам по каким-то причинам удалось избежать первых двух, которые, как вы заметили, расставляются извне, то вас ждет третья, поставленная внутри, – это бездонная пропасть собственного ума, который вас либо незаслуженно возвеличит, и этим ослепит, либо забичует до невыносимого. Как вы поняли, третья ловушка неправильно выставленной самооценки. Недооценили себя – плохо, переоцениваете, еще хуже. В первом случае с места не сойти вам от сомнений и уныния, а во втором всю душу испепелите фанатизмом и прельщениями.
Мне кажется, что витязь, тот самый, что на картине Виктора Васнецова, побывал и на левом пути, в первой ловушке, когда соблазнялся общественным опытом поведения, побывал и на правом, где искусился богатством и возможностями, но выбрался, как никак витязь. И вот он вернулся к себе и поехал, соответственно, только прямо. Тут его и ждала она, последняя ловушка, и гласит ему надпись на камне «как прямо ехати – живу не бывати». Преткнулся витязь о собственное «я», о свою волю, и поник он, и задумался. Оставил его Васнецов навеки сидящем на коне пред камнем в раздумии. А ответ есть и решение тоже. Знал ли его художник? Ведь в своих письмах он говорит об этой картине, как о своем состоянии души. И все-таки я уверен, что знал, знал Виктор Михайлович правду, а витязя нам всем оставил, как постоянное напоминание о главном.
В свое время мне немало доводилось бывать в Киеве. Попав в это красивейший город мира, нельзя не посетить Софийский собор, который расписывал и Виктор Васнецов. В этих фресках следует искать ответ мастера на собственный вопрос.
«Я крепко верю в силу идей своего дела, – писал он В. Д. Поленову, – я верю, что нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела — как украшение храма — это уже поистине и дело народное, и дело высочайшего искусства… Я не отвергаю искусство вне церкви — искусство должно служить всей жизни, всем лучшим сторонам человеческого духа — где оно может — но в храме художник соприкасается с самой положительной стороной человеческого духа — с человеческим идеалом».
Может этого вразумления и ждет витязь. Глядишь, еще немного и поймет он жизнь, и слезет он тогда с коня, снимет шелом и порфиру, облачится в чернеца, а то и в рубище нищего духом, да и пойдет вперед пёхом. И знаете – обязательно дойдет!