Глава 8. Ответный удар правдолюбцу
Нас с детства учат быть честными, говорить правду. Честность – лучшая политика, честность – самая мягкая подушка. Нас с детства хвалят за правду и ругают за ложь. Однако, вырастая, мы постепенно понимаем, что далеко не всегда нужно и можно говорить правду, или, по крайней мере, всю правду. Но встречается такая категория людей, которые не могут солгать. Они всегда говорят правду, даже тогда, когда этой правды никто не требует. Назовем таких людей правдолюбцами, хотя в детстве их чаще называли ябедами.
Когда такой человек появляется в коллективе, другим бывает неуютно. Люди начинают чувствовать свою никчемность на фоне замечательного поборника правды. Собственно, в этом и заключается его манипуляция: своими поступками правдолюбец показывает, что он лучше других, хотя на словах может позиционировать себя совсем иначе. Как же вести себя, если вы оказались рядом с таким патологическим праведником? Приведу один любопытный пример из офисной жизни.
Организация, куда пришел работать Дима, называлась общественной, но при этом активно занималась разнообразной коммерческой деятельностью: и недвижимостью, и банковскими операциями, и оптовой торговлей, и производством кондитерской продукции, и страхованием. Для обеспечения всего этого разнообразия нужно было мощное юридическое сопровождение, вот в юридический отдел Дима и поступил. Это было его первое место работы, он учился всего лишь на первом курсе и решил как можно раньше начать осваивать свою будущую профессию.
Отдел был большой, около дюжины человек, преимущественно женщины, и все располагались в одном помещении. Трое мужчин составляли мужское лобби, и по принципу пола Диме полагалось примкнуть к ним, но с женщинами он чувствовал себя комфортнее. Он вырос в женском доме: его воспитывали мама, тетя и бабушка, все они жили под одной крышей, и ни у кого не было мужей. До семи лет он даже на горшок ходил по-женски. Только придя в школу, он познакомился с себе подобными и начал осваивать мужские навыки. В работе Дима был очень аккуратен и предельно осторожен. Он выполнял поручения от доски до доски, тщательно проверял каждую закорючку.
Сначала молодой сотрудник всем очень нравился: исполнительный, старательный, серьезный. Что ни поручишь – непременно выполнит. На перекуры не ходит, по телефону с родственниками не болтает. Просто золото, а не работник. Но буквально через пару недель, все стали замечать, что Дима частенько наведывается в кабинет к начальству. Гораздо чаще, чем того требовали служебные поручения.
С помощью правды человек тоже может совершать неосознанную манипуляцию, если будет этим приемом демонстрировать свою исключительность.
Затем сотрудники заметили, что начальству становится известно все, о чем говорится в отделе. Соединив одно с другим, в отделе поняли, что Дима занимается доносительством. Крепкое мужское лобби такого допустить не могло. Один из них, Виктор, самый бойкий, подошел к нему и сказал напрямик:
– Ты что, выслужиться хочешь? Метишь в начальственное кресло?
– Нет, не хочу. У меня совсем другие планы в жизни. Я вообще не хочу жить в этой стране. Я накоплю денег, куплю плантацию в Южной Америке и буду плантатором.
– А зачем ты на нас стучишь? – настойчиво допытывался Виктор.
– Я не стучу. Сергей Александрович попросил меня рассказывать о том, что происходит в отделе, вот я и рассказываю, – бесхитростно доложил Дима. – Я же говорю только правду.
– Ты всегда говоришь только правду? – сердито спросил Виктор. – Тебя в школе за это не лупили?
– Нет, я ходил в хорошую частную школу, меня никто не обижал, – объяснил Дима.
– Ну, значит, тебя в армии научат, что почем, – предположил Виктор.
– Я не буду служить в армии, у меня астма.
– Ну, значит, я тебя научу. Еще раз стуканешь на нас начальству, получишь в бубен.
– Это посягательство на личность, это наказуемо, – затараторил Дима.
– А, да ты еще и законы знаешь. Ничего, мы тоже не лыком шиты. Найдем на тебя управу.
Диму стали учить необъявленным бойкотом. Едва он появлялся в комнате, все замолкали. Его перестали приглашать на обед, звать на чашку чая. Через некоторое время Дима обнаружил, что оказался в абсолютной изоляции. К нему не обращались даже по работе. Поручения передавали либо по корпоративной «аське», либо молча клали служебные записки на его стол.
Бедняга запаниковал. Он понял, что делает что-то не так, но решительно не мог понять, что он делает неправильно. А дело было в том, что Дима всегда и во всем, с самого нежного младенческого возраста, старался быть хорошим мальчиком. Этот хороший мальчик делал все для того, чтобы угодить своим домашним воспитателям – маме, тете, бабушке. Они ждали от него подчинения, покорности, правды и никаких инициатив. На работе Дима повел себя точно так же, как всегда вел себя дома. Дома за подобное поведение он получал одобрение и две конфетки, хотя все взрослые могли себе позволить только одну. Взрослые отказывали себе во всем, чтобы только у Димы все было. Он привык манипулировать взрослыми с помощью правды. Но на работе из-за этой методики он оказался в изоляции.
Он получил ответный удар на свои манипуляции, а вот отдел выиграл от его вредного поведения. Сотрудники сплотились в борьбе против Диминой правды, они стали вместе проводить время после работы, вместе ездить за город на выходные.
– А все-таки Димку жалко, – сказала одна девушка во время такой коллективной загородной прогулки. – Мы тут развлекаемся, а он страдает.
– Если он будет развлекаться, то страдать будем все мы, – резко оборвал жалостливую коллегу Виктор.
Единодушие в коллективе помогло и Диме излечиться от его правдолюбия. Он пошел к психологу, стал заниматься собой и сумел скорректировать свое поведение.
Описанный мною пример, в общем-то, уникальный в том смысле, что среди коллег Димы выявилось единодушие и сплоченность. Вероятно, в этом случае помогло то, что все сотрудники были примерно одного возраста. Чаще всего в жизни кто-то обязательно поддержит правдолюбца, кто-то будет использовать его способность всегда говорить правду в своих целях, а кто-нибудь при этом окажется страдающей стороной. Чаще всего справляться с правдолюбцами приходится все-таки в одиночку. Как это происходит, мы расскажем в следующей главе.
Манипуляциям правдолюбца на работе можно положить конец, если все в коллективе будут за одно.
Дружба дружбой, а мужичок врозь
Полина и Даша дружили с самого раннего детства: они жили в одном дворе, играли в одной песочнице, потом вместе пошли в один детский сад, потом в одну школу и к окончанию учебы с гордостью говорили, что их дружбе уже пятнадцать лет. После окончания школы они выбрали разные пути. Полина лучше училась, ко всему подходила рассудительно и пошла на экономический факультет, потому что считала экономику основой всего. Даша выбрала иностранные языки, потому что хотела стать стюардессой и летать в красивом форменном костюме во все страны света. Несмотря на разницу в выборе, они продолжали дружить. Когда пришла пора влюбляться, они влюблялись в разных мальчиков, так что их дружбе снова ничего не угрожало. И после окончания института, буквально через год-другой девушки вышли замуж. Первой вышла замуж правильная Полина. Следом за ней, желая не отставать от подруги, вышла замуж Даша.
Супружеская жизнь не отдалила девушек. Они продолжали часто встречаться, теперь они дружили семьями. Муж Полины был коренастый, среднего роста, не отличающийся сильной привлекательностью, но зато очень надежный и заботливый. Полина ставила себя в пример и говорила: «Муж должен быть надежным и стабильным».
Полина со школьных лет любила делать правдивые замечания. Она любила давать советы, о которых ее никто не спрашивал. Даша мучилась от этого, подруги, но ее другие качества перекрывали этот значительный недостаток. Даша была уверенной в себе девушкой, и это помогало ей справляться с Полининым стремлением к правде. Она умела останавливать рвение подруги, зато Даша знала, если что-то случиться, Полина расшибется в лепешку, но поможет. За долгие годы общения Даша научилась общаться с этим человеком и гордилась их дружбой. Но реплики по поводу ее мужа становились все более угрожающими.
Уверенность в себе помогает справиться с манипуляциями правдолюбца.
Муж Даши был красавец. Ни одна девушка не проходила мимо него. Даше было лестно, что такой красивый мужчина с ней рядом.
– Ты не понимаешь, на что ты себя обрекаешь, – время от времени повторяла Полина своей подруге. – Он же не может быть тебе верным!
– Он – может. Толя уникальный.
– Да, посмотри, как у него глазенки бегают! Он же ни одну юбку не пропускает!
– Это не он смотрит, это они на него палятся.
– А-а-а, конечно, а он у тебя железный!
– Ты предлагаешь мне разойтись? – холодно спрашивала Даша у подруги.
– Я предлагаю тебе за ним бдеть. Я знаю наверняка, что он тебе изменяет.
– Это слухи, – не сдавалась Даша.
С такой внешностью Анатолий, Дашин муж мог бы быть актером. Но он выбрал профессию более надежную. Он закончил технический вуз и уже на последних сроках учебы создал свою собственную студию звукозаписи. В его студии самые популярные звезды делали свои клипы и, разумеется, соблазнов было море, о чем назойливо напоминала Полина своей подружке.
Но даже Дашина уверенность в себе меркла под натиском Полины. Несколько раз Даша поделилась сомнениями своей подружки с мужем, на что она получила естественный ответ: «Нашла, кого слушать. Она тебе просто завидует».
Однажды они большой компанией, вместе с друзьями, поехали отдыхать в Грецию. Как-то вечером Полина и Даша сидели в баре, вдвоем, за стаканчиком вина. Полина, выпив лишний стаканчик, решила замучить Дашу правдой.
– Какая ты наивная! Твой муж изменяет тебе прямо на твоих глазах, а ты – хоть бы хны.
Даша пожала плечами:
– Знаешь, Полина, честно говоря, мне уже надоели эти разговоры. Что ты прицепилась ко мне и к Толику?
– Да потому, что он изменяет тебе со мной!
Хочешь, чтобы я представила тебе неоспоримые доказательства? Это правда!
Даша замолчала. Перед ней встал поистине Гамлетовский вопрос: быть их дружбе дальше или не быть? Даша очень привязана к подруге, но в этот момент она четко осознала: она готова потерять подругу ради того, чтобы не слышать о неверности своего мужа. На самом деле Даша вполне допускала, что Толя время от времени соблазняет других женщин. Она видела, что ему это нужно, потому что он был прирожденным Казановой. Но она выбрала этого мужчину и хотела быть с ним.
Справиться с нежелательными манипуляциями нам помогает четкое понимание того, что мы хотим получить от жизни.
– Правда! Да, ты всегда у нас была поборником правды, – произнесла Даша вслух. – А ты не подумала, что мне эта правда не нужна? Мне не нужна твоя правда, и доказательства твои не нужны. Мне нужен мой муж. Такой, какой он есть. Так что не вздумай приводить мне неоспоримые аргументы в виде родинок на ягодицах и других интимных местах. Я не испытываю на себе признаки ненадежности Толика. Он прекрасно ко мне относится, и мне достаточно того внимания, которое я от него получаю. А вот твои постоянные бу-бу-бу меня уже достали. У тебя есть выбор: либо ты говоришь, что неудачно пошутила, и прекратишь раз и навсегда надоедать мне своей правдой, либо мы с Толей завтра же берем напрокат автомобиль, уезжаем из этого отеля и никогда, запомни, никогда, не будем с тобой больше общаться.
– Несмотря на двадцать лет нашей дружбы? – опешила Полина.
– Да, несмотря на нашу общую песочницу.
Полина помолчала некоторое время. Она тоже знала свою подругу. Она знала, что, несмотря на легкий характер, она свое слово держала крепко. Если сказала, что дружба прекратится, так и будет. Она тоже не могла себе представить, что из ее жизни исчезнет Даша.
– Да, я неудачно пошутила. И ничего про родинки на ягодицах Толика я не знаю.
Отношения Полины и Даши продолжались, хотя из них ушла прежняя непринужденность. Ни одна, ни другая не могли расслабиться: одна все время помнила, что нельзя подвергать критике мужа подруги, хотя очень хотелось, а другая все время держала под прицелом их разговоры, чтобы Полина не касалась нежелательных тем.
Даша справилась с вредными манипуляциями подруги, потому что хорошо знала, чего она хочет, и умела расставлять приоритеты.
Умение расставлять приоритеты поможет справиться со многими нежелательными манипуляциями.
Манипулятор пользуется нашей растерянностью, но человек, умеющий расставлять приоритеты, не попадет в расставленные силки. Расставлять приоритеты – вовсе не такая легкая задача, как может показаться на первый взгляд. Стоит человеку самому оказаться перед проблемой выбора, вот тут и начинаются муки Буриданова осла.
Напомню этот знаменитый философский парадокс: осел застыл между двумя совершенно одинаковыми охапками сена, которые находились на равном расстоянии по равные стороны от него. Глаза осла бегали, мозги мучительно выполняли сложные арифметические вычисления. Но решение бедолага так и не принял. И прямо тут же, возле еды, умер голодной смертью.
Чтобы не стать Буридановым ослом и не умереть от голода возле двух холодильников, заполненных продуктами, давайте потренируемся расставлять приоритеты.
Практикум: как расставлять приоритеты
Предлагаю вам небольшое упражнение.
Вот десять жизненно важных ценностей: любовь, здоровье, деньги, карьера, дети, саморазвитие, семья, родители, друзья, дом. В течение одной минуты проранжируйте эти ценности, то есть, расставьте их в столбик и пронумеруйте. Не хитрите: у каждого номера должна быть только одна позиция!
Главное в этом упражнении скорость его выполнения: расставлять приоритеты надо на одном дыхании, без размышлений, а потом уже задумываться над тем, что получилось. Возможно, что после размышлений вы захотите какие-то позиции поменять местами. Это ваше право. Не пугайтесь, если в некоторых случаях проставленные номера покажутся вам удивительными. В этой задачке нет правильного ответа, у каждого человека будут свои приоритеты, которые могут не совпадать с общепринятыми нормами. Важно также понимать, что приоритеты будут постоянно меняться, поэтому эту задачку надо повторять регулярно через некоторое время.
Вы также можете поменять какие-то позиции, вместо тех, что предложила я, если считаете, что у вас другие ценности. И никому эту задачку не показывайте! Это очень интимно, только для вас.