Глава 6. «По щучьему велению, по моему хотению».
Меня долго мучила загадка этой сказки. Я никак не могла понять: почему Щука, такая могущественная, способная выполнить абсолютно любое чье-то желание, почему она просит Емелю выпустить ее из ведра? Разве она не может выпрыгнуть сама? Она же способна выполнить любое хотение! И тогда я подумала: может, она сама дала себя поймать? Может, поиграть с простаком Емелей решила? Точно, это игра, в которой Щука чувствует себя совершенно безопасно. Да и чего ей боятся! Она же всемогущественная. Если что получится вразрез ее желаниям, она хвостиком махнет, волшебные слова промолвит и снова будет под водой плескаться. Если принять эти данные за основу, то тогда все становится на свои места, все понятно: щука манипулирует Емелей. Но зачем?
Как искусный манипулятор, Щука свое истинное хотение скрывает. Вместо этого она обращает к нему притворные мольбы: отпусти меня, только ты в состоянии быть моим великим спасителем. Разумеется, такая позиция импонирует Емеле, и его самооценка повышается, он чувствует себя героем.
В обыденном сознании Емеля является символом лени, никчемности и глупости. На самом деле, это не так. В финальной части сказки Емеля становится настоящим богатырем, сильным и умным, который умеет справляться с трудностями, умеет соперничать с царем в бою и в управлении государством. Он становится достойным мужем для царской дочери. И таким уверенным его сделала Щука!
Своим поведением Щука демонстрирует слабость, но эта слабость особого характера: это слабость сильной личности, это слабость особо важной персоны. Если такая особа взывает к помощи, то, значит, ее спаситель – достоин уровня своей спасительницы. Даже если он не дотягивает до этого уровня в данную минуту, то он дотянет до этого уровня в самое ближайшее время. Так и случилось с Емелей: он стал героем.
Щука раскрыла Емелин потенциал, смогла побудить его к тому, что он развернул свои лучшие качества. Но это только полдела, это половина успеха Щуки. Это Щука сделала для Емели. А вот вторая половина манипуляции, которую Щука сделала для себя: она навсегда повенчала себя со своим якобы спасителем. Она сделала себя необходимой ему. Она теперь постоянно с ним. Как только у Емели появляется какое-то желание, он тут же вспоминает Щуку и взывает к ее помощи. До встречи с Емелей жизнь Щуки не имела цели. Теперь она стала жить полноценной жизнью, потому что она кому-то нужна, ведь осознание своей значимости в жизни другого человека наполняет жизнь смыслом.
Для того, что использовать прием «по щучьему веленью», необходимо обладать определенным статусом, чуть выше, чем ваш партнер по предполагаемой манипуляции. Тогда Щука, прося о помощи и одновременно выполняя желания партнера, раскрывает его творческий потенциал, вместе с тем привязывая его к себе. На такой основе строятся многие крепкие супружеские союзы.
Используя манипуляцию Щуки, мы можем ненавязчиво воспитать своего партнера, сделать его более сильным и уверенным в себе.
Валерий выбрал в жену Наденьку, потому что из всех знакомых девчонок, одна была единственная, кто мог дать ему достойный отпор. Нет, она с ним не спорила, не вступала в интеллектуальные баталии. Она поднимала на него свои голубые недоуменные глаза, и ему уже не хотелось бахвалиться, размахивать кавалерийской шашкой и распускать перья перед соперниками. Она была похожа на Дюймовочку: нежная, воздушная и лучезарная. Рядом с ней он ощутил себя волшебником, который может все. Они начали встречаться, и он узнал, что она из семьи со скромным достатком. Она привыкла довольствоваться малым, не стремясь вырваться за рамки своего круга. Она закончила экономический колледж по специальности бухгалтер и работала в государственном учреждении, где получала скромную, но надежную зарплату. Валерий учился в престижном институте и работал в солидной компании. К двадцати годам он уже ездил на автомобиле, купленном на собственные деньги. И это была не какая-то «копейка», а «Нисан Кашкай».
Жена в образе тихой и скромной домохозяйки честолюбивого Валерия не устраивала. Он хотел, чтобы его женщина царила, была достойной пассажиркой его будущего «Ламборджини». Надя, слыша эти грандиозные плана, немного тушевалась и покрывалась румянцем. Пару раз она даже сказала:
– Валерочка, может, ты женишься на ком-то другом? Как-то мне не по плечу твои одежки.
Но Валерий резко ее осек:
– По плечу. И чтобы я больше таких слов не слышал. Я ведь тебя выбрал? А я никогда не ошибаюсь.
Развеять миф о том, что ее муж никогда не ошибается, Надя боялась. По его настоянию она бросила малобюджетную работу и поступила в финансовую академию. Когда он открыл свою фирму, жена смогла стать достойной ему партнершей. Он разрабатывал стратегические направления, она их осуществляла. Через некоторое время Надежда так освоилась, что уже могла справляться с самыми сложными делами. Муж предложил под нее создать отдельный бизнес, а он будет главой холдинга. Надя было робко пискнула, но муж грозно зыкнул:
– Справишься. Ты же знаешь, я никогда не ошибаюсь.
Теперь супруги работают параллельно, но вместе. Надежда уверена, что совсем самостоятельное плавание окунуться она не в состоянии, но под крылом супруга она добивается серьезных успехов.
Для того, чтобы применить прием «по щучьему веленью», необходимо обладать статусом более высоким, чем ваш партнер по манипуляции.
Как и в сказке про Емелю, в описанном выше примере прием «по щучьему веленью» употребляется не как разовый, а как жизненная стратегия. Валерий помогает своей жене раскрыться, он постоянно поднимает ее до своего уровня, но и сам при этом охотно выполняет ее желания.
Кто же такая Щука с точки зрения психологических позиций?
На мой взгляд, это материнский символ. Щука принимает героя, как мать, она любит его безусловной любовью, ничего не требуя взамен. Она готова выполнять его любое желание, не подвергая их ни критике, ни корректировке. Такое безусловное принятие однозначно поднимает самооценку объекта заботы Щуки. Щука дает Емеле понять, что она не сомневается в том, что он может ее спасти. Она считает его достаточно сильным человеком, который может оказать содействие самой Щуке.
Именно поэтому прием «по щучьему веленью» успешно применяется в воспитании детей. Мать дает ребенку ощущение силы и понимание того, что она всегда радом. Манипуляциями мама может легко привлечь 8-10-летнего ребенка к выполнению домашних уроков. Достаточно сказать что-то наподобие: «Какие, солнышко, вам в школе задания дают сложные! Мне ни за что такой задачки не решить. А у меня ведь два высших образования!» И довольное чадушко, подбодренное словами мамы, охотно начнет корпеть над задачками.
Еще более важным фактором воспитания послужат приемы Щуки в исполнении папы. Не надо бояться похваливать ребенка такими конструкциями, как: «ну ты пострел, быстрее папы поспел». Или: «Я хорошо в школе соображал, а ты еще лучше соображаешь». Этими словами родители гораздо быстрее приохотят своего отпрыска к выполнению домашних заданий, чем прямыми командами и долгими наставлениями.
Но, применяя этот прием, очень важно понимать, какие у него существуют ограничения. Его нужно очень четко дозировать. Это только в сказке Емеля не перечил Щуке. В жизни, как только Емеля поймет, что он силен и могуч, тут же начнет выкручивать того, кто так старательно поднимал его самооценку.
С помощью приема «по щучьему веленью» родители могут без особого напряжения усадить своего ребенка выполнять уроки.
Используя этот прием манипуляции, необходимо постоянно быть на чеку, прислушиваться к реакциям партнера. Если партнер отвечает вам благодарностью, значит, ваши усилия не напрасны. Но как только вы слышите пренебрежительные нотки в интонациях вашего собеседника, прием «по щучьему веленью» надо немедленно прекращать.
Например, родители замечают, что дети уже не так однозначно реагируют на мамины восторги. Вместо того, чтобы бежать делать уроки, упрямое чадо произносит: да куда уж тебе, мам, своими мозгами до такого додуматься. Или говорят незатейливому папаше: ну, ты сдаешь, старик, простейшего примера не можешь сделать. Это означает, что можно нужно стремительно сокращать прием «по щучьему велению». Допустим, его уже не стоит использовать как побуждение к выполнению уроков. Оставьте его для использования только в крайних случаях, когда сын или дочь попадают в особенно трудную ситуацию. Тогда родительский статус снова поможет детям поднять собственную самооценку. В противном случае авторитет родителей упадет ниже критического, и поведение ребенка станет неуправляемым.
В супружеских отношениях так же необходимо дозировать применение приема «по щучьему веленью».
Чтобы пояснить свою мысль, я приведу один красноречивый пример.
Как вернуть себе уважение
Рита и ее муж жили в небольшом городе, где оба родились и добились значительных успехов. Рита занимала хорошую должность, была известным в своей сфере человеком, у нее было много друзей. Муж тоже занимал солидное положение в городе. Словом, семья их процветала. Между тем, компания, где работал муж, развивалась, и открылся филиал в Москве. Ему предложили его возглавить, и на семейном совете решили: принимаем предложение. Все дружно переехали в столицу.
Муж очень нервничал, волновался. Столичная жизнь его пугала, но Рита пообещала ему всяческую поддержку. Она решила стать домохозяйкой. Дохода мужа хватало, а вот жизнь в Москве действительно оказалось эмоционально тяжелой. Дороги, транспорт, расстояния – все казалось очень сложным после их компактного города, где можно за полчаса добраться до любой точки. Все бытовые заботы Рита мужественно взяла на себя. Много времени занимало погружение в московскую жизнь детей. Муж все время падал духом, и Рита интуитивно спасала своего мужчину методикой Щуки. Она с трудом запихивала его на пьедестал, откуда муж постоянно сваливался. Через год такой поддержки муж залоснился, налился соками, заиграл всеми красками и заважничал. В жестах его появилась вальяжность, а в голосе снисходительность.
Если один человек слишком часто употребляет прием «по щучьему велению», то другой человек перестает ценить его вклад в отношения.
Теперь он очень комфортно чувствовал себя в столичной жизни. Он оброс друзьями, деловыми партнерами, с которыми ужинал в престижных ресторанах, ездил на охоту, посещал закрытые клубы. Жену с собой не брал никуда, хотя в своем родном городе они практически всегда и везде ходили вместе.
Рита не сомневалась в том, что эти встречи были деловые. Иногда новые друзья и коллеги мужа заглядывали к ним домой, и она видела, как эти мужчины равнодушно скользили по ней взглядами, хотя она была хороша собой, находилась как раз в той поре наивысшего цветения женщины, когда зрелость и красота объединяются в притягательной гармонии. В своем городе, куда она регулярно наезжала, чтобы проведать родителей, она постоянно ловила на себе мужские взгляды. В Москве ее окружало равнодушие. У нее складывалось такое впечатление, что московских мужчин интересовали только деньги, в глазах у них стояли счетчики, которые мешали замечать женскую прелесть. Она видела, что и у мужа в глазах поселились эти счетчики. Она чувствовала, что он потерял интерес и к женщинам вообще, и к ней в частности. Пару раз она заикнулась, чтобы он взял ее с собой на корпоративные мероприятия. На что тот возмущенно воскликнул:
– В каком свете ты хочешь меня выставить? Там никто не берет с собой жен!
Однажды она заявила в ответ на реплику мужа:
– Ну, ладно, тогда я с подружками пойду развлекаться.
Она познакомилась с несколькими женщинами, женами сотрудников фирмы, где работал муж. Они тоже были не москвички и на этой почве быстро сдружились.
В ответ на ее простодушную реплику муж закатился раскатистым смехом. Он хохотал ровно полчаса, сам себя прерывая репликами:
– Хо-хо-хо! Представляю, как вы будете выглядеть! Хо-хо-хо! Провинциалки пошли на разбой! Хо-хо! Вот уж народ насмешите!
Насмешки мужа так оскорбили Риту, что она рыдала три дня, а потом все-таки утерла слезы и стала думать. Она поняла, что, превратившись в услужливую домохозяйку, она утратила всякое влияние на мужа. Значит, надо искать работу. Рита не хотела работы, которая занимала бы весь ее день, чтобы к вечеру чувствовать себя старой половой тряпкой. Она любила свой дом, ей нравилось наводить в нем порядок. Ей хотелось достаточно времени посвящать детям. Стало быть, надо искать работу интересную по содержанию, но не слишком интенсивную по времени. Материальный фактор не имел значения, так как муж в этом смысле был благородным человеком, он никогда не ставил супругу в финансовую зависимость. Как только цель была сформирована, поступило предложение: преподавать в колледже, и Рита с удовольствием согласилась.
Уже месяца через полтора она заметила, что ее жизнь стала меняться в лучшую сторону. Работа ее увлекла. Она требовала от нее новых знаний, и теперь все чаще и чаще вечерами она сидела над книгами. Ей очень нравилось общаться со студентами, молодыми ребятами и девчонками. В их глазах горел живой огонь, а не мертвые счетчики, подсчитывающие деньги. Она приосанилась и помолодела, стала часто меняла наряды и в один прекрасный день отметила, что глаза ее мужа оживились.
Чтобы методика «по щучьему веленью» работала к удовольствию обеих сторон, необходимо все время подкреплять свой собственный высокий статус.
Но в первые дни муж неодобрительно отнесся к ее новому занятию. Он ворчал, выражал недовольство по поводу того, что она перестала порхать вокруг него с одежной щеткой, сдувая пылинки. Ему не понравилось, что супруга перестала подавать к столу изысканные ужины – ему приходилось самому брать котлеты из сковородки. Но Рита выдержала его натиск. Она не превратилась вновь в услужливую и покорную тень. И муж признал за ней право снова стать личностью, как это было в их родном городе. Он снова стал советоваться с ней, он начал больше рассказывать ей о своих делах. Выяснилось, что и на корпоративные вечеринки можно было с собой брать жен, и супруги стали проводить больше времени вместе. Жизнь в этой семье восстановилась и приняла те привычные радужные формы, какие существовали в их родном городе до переезда в Москву.
Принцип равновесия
С некоторыми поправками методика Щуки может быть применена, где угодно. Она помогает, в частности, в дружбе. Эта методика будет хорошо работать в таких ситуациях, когда оба участника пары прибегают к этому приему попеременно. Один друг помогает другому справиться с трудностями либо освоить новые навыки.
Одна моя клиентка, по имени Вера помогла своей подруге Тане с помощью этого приема выучить английский язык. Сама блестяще владея языком, Вера хитрила, спрашивала совета Тани, просила помочь сделать сложный перевод. Благодаря этому Таня возобновила занятия на курсах, которые совсем было забросила. В ответ на это Таня помогла подруге освоить вождение. Вера боялась машин, боялась пробок, уверяла всех, что с технической точки зрения – абсолютно пещерный житель. Вера купила автомобиль, но сама на не ездила – фактически отдала машину в распоряжение своего друга. Таня, используя методы подбадривания, утешения, прося помощи и советов, смогла усадить свою подругу за руль. Они обе стали хорошо говорить по-английски и хорошо водить машину.
Применяя манипуляции, важно соблюдать принцип равновесия.
Сохранить принцип равновесия нелегко. Уж так устроена человеческая психика, что мы всегда норовим сесть на шею тому, кто нам готов эту шею подставить. Один предлагает помощь, а другой пытается этой помощью злоупотребить, возникают обиды, недомолвки, раздражение друг на друга. Можно убрать разногласия позитивными манипуляциями, о которых говорилось выше, или освоить приемы защиты от нежелательных манипуляций. Какие бывают вредные манипуляции, почему они возникают и что с этим делать, мы будем рассматривать подробно в последующих главах нашей книги.
А пока еще несколько слово о том, где и как можно использовать прием «по щучьему веленью».
Например, с его помощью можно скинуть с себя ряд каких-то поручений на работе. Если вы, исполнительный, добросовестный сотрудник, вдруг осознаете, что на вас навалили столько, что вы не можете уйти домой не только в восемь часов, но и к девяти едва управляетесь с делами, пора позаботиться о себе. Сказать впрямую руководству о том, что вас перегружают, – довольно опасно, потому что вас могут упрекнуть в нерадивости, поставив под сомнение ваше умение организовать рабочее время. Куда проще перекинуть парочку заданий своим коллегам по отделу. Например, таким образом.
– Катя, ну как ты ловко придумала! Я хоть и старший эксперт, но мне бы никогда не догадаться сделать так-то и так. Не позвонишь ли ты в министерство? Кроме тебя, никто не сможет так уговорить Петра Петровича, чтобы он дал нам это разрешение. А я пока сбегаю в магазин и куплю чего-нибудь к обеду.
Таким образом мы подчеркиваем собственный статус, побуждая партнера к новым подвигам, а так же соблюдаем принцип равновесия, предлагая вознаграждение за оказанную услугу.
Мы также помним и о наличие риска, потому что он существует в каждом приеме манипуляции: подруга, коллега по работе, может не согласиться на ваши условия. Но ничего страшного, в сущности, не произойдет. Придется выполнять это задание самой. Разгрузить себя с помощью этого приема вам, на сей раз, не удалось. Но вы непременно сделаете это в следующий раз, когда станете более уверены в себе. Упражнения по повышению уверенности в себе мы сделаем несколько позже. А пока подведем предварительные итоги.
Вспомним основные достоинства и слабости приема «по щучьему веленью».
Кто-то с помощью этого приема может раскрыть лучшие черты в объекте для манипуляций, повысить его самооценку и придать ему уверенность.
Но для самой Щуки существует опасность: ее могут перестать ценить и замечать, поэтому приемом щуки надлежит пользоваться в ограниченных количествах.
Всегда нужно заботиться о том, чтобы восстанавливать свой понижающийся статус.