Вы здесь

Большая книга славянской мудрости. II. Мудрость военная. Огнем, мечом и разумом (А. Серов, 2015)

II

Мудрость военная

Огнем, мечом и разумом

С древних времен государства всего мира, большие и малые, торговали и воевали, нападая и защищаясь. И от храбрости воинов, стоявших на границах страны, подчас зависело само ее существование. Однако чтобы побеждать врагов, одной отваги и стойкости мало.

Многие века на весь мир славятся сила, бесстрашие и железная воля русских воинов. Но в полную мощь любая сила может развернуться, только если ее направляет острый и проницательный разум. Потому не меньшей славы заслуживает воинская мудрость как знаменитых полководцев, так и простых солдат.

Но как многолика мудрость! Иногда она в том, чтобы отчаянно рваться вперед, как Чапай, иногда в том, чтобы отступить, как Кутузов, иногда в том, чтобы идти наперекор разумным советам, как Нахимов. О разных ипостасях мудрости мы и поведем рассказ в этой главе.

Победу куют не генералы, а солдаты

Всего шесть слов (а больше и не надо), чтобы сразу понять, что речь идет о великом русском полководце Александре Васильевиче Суворове. Всем известна история о том, как физически слабый мальчик, проявивший немалые способности к военной тактике и стратегии еще в детстве, сам выбрал себе дорогу военного и прошел ее до конца с небывалой славой и блеском.

Война закончена лишь тогда, когда похоронен последний солдат.

А. Суворов

Он участвовал в семи войнах, выиграл шесть десятков сражений и написал книгу «Наука побеждать» – одно из лучших пособий по военной тактике. Александр Суворов получил от русских войск прозвище «отец-командир», потому что исповедовал непреложный принцип: воюет солдат, и без него ни один генерал не выиграет ни одной войны. Взамен генералиссимус пользовался безграничным доверием и преданностью своих подчиненных, без которых был бы неосуществим его знаменитый переход через Альпы.

* * *

«Ему было тогда тридцать четыре года. Потемкин, будущий начальник его, служил еще камер-юнкером и не имел значения при Высочайшем дворе; но в то время как предприимчивый царедворец, впоследствии водитель к победам и утонченный министр, пролагал себе дорогу по паркетам придворным, Суворов приступил к исполнению обдуманного им плана; решился быть единственным, ни на кого не походить: отличался ото всех своими странностями, проказами; старался, по-видимому, смешить, не улыбаясь, и в это самое время трунил над другими, осмеивал порочных или вещь предрассудительную, получал желаемое или отклонял неприятный разговор, забавлял и колол; не боялся простирать, иногда слишком далеко, своих шуток, ибо они обратились для него в привычку, удивляли каждого оригинальностью, переливались в сердцах солдат, которые говорили о нем с восторгом в лагере и на квартирах, любили его язык и неустрашимость, были веселы, когда находились с ним. Он учредил для детей их училище в Новой Ладоге, выстроил дом на своем иждивении и был сам учителем арифметики.

Там, где пройдет олень, там пройдет и русский солдат. Там, где не пройдет олень, все равно пройдет русский солдат.

А. Суворов

Держась правила, что солдат и в мирное время на войне, Суворов обучал воинов своих разным манерам и весьма желал показать им штурм. Мысль эта пришла ему в голову, когда он проходил с полком мимо одного монастыря: в пылу воображения, тотчас составил он план к приступу, и полк, исполняя повеления его, бросился по всем правилам штурма, овладел монастырем. Екатерина пожелала увидеть чудака. Это первое свидание, говорил Суворов, проложило ему путь к славе».

Д. Бантыш-Каменский, «Биографии российских генералиссимусов и генерал-фельдмаршалов»

Оружием владеешь – врага одолеешь

Кистень был одним из самых распространенных видов оружия на Руси. Владимир Даль писал: «Кистень летучий, гиря на ремне, который наматывается, кружа, на кисть и с размаху развивается; бивались и в два кистеня, воберучь, распуская их, кружа ими, ударяя и подбирая поочередно; к такому бойцу не было рукопашного приступа». Однако чаще гири крепили на ремень, прикрепленный к рукояти. Несмотря на постепенное удешевление железа, его все равно экономили, поэтому зачастую гирю делали полой, а в нее насыпали мелкие камни, которые смягчали отдачу от удара. Непредсказуемые для противника удары наносились «влет», скорость движения увеличивалась за счет движения лошади, и их сила была порой просто ужасающей.

До XIII века главную силу русского войска составляла кавалерия, и именно в это время кистень был наиболее популярным оружием. Однако в вооружении русских воинов он встречался еще очень долго, вплоть до Отечественной войны 1812 года.


Кистенек с кулачок, а с ним добро. (Пословица)


Мужество, чтобы отступить

Отечественная война 1812 года подарила нашей истории много славных имен, имен людей высокого и низкого сословия, отчаянно храбрых, преданных и стойких, не жалевших отдать свои жизни за Родину. Победу куют солдаты, и большое мужество требуется, чтобы сопротивляться врагу, биться до конца и наступать, не жалея сил. Но иногда полководцу требуется куда больше мужества, чтобы… отступить, как это сделал Михаил Илларионович Кутузов, светлейший князь, генерал-фельдмаршал, командовавший русской армией в 1812 году и принесший ей победу.

На совете в Филях именно он принял тяжелое для сердца любого патриота решение о сдаче Москвы Наполеону. Решение, без которого война была бы проиграна.

* * *

«Бенигсен открыл совет вопросом: „Оставить ли без боя священную и древнюю столицу России, или защищать ее?“ Последовало долгое и общее молчание. Все лица нахмурились, и в тишине слышалось сердитое кряхтенье и покашливанье Кутузова. Все глаза смотрели на него. Малаша тоже смотрела на дедушку. Она ближе всех была к нему и видела, как лицо его сморщилось: он точно собрался плакать. Но это продолжалось недолго.

– Священную древнюю столицу России! – вдруг заговорил он, сердитым голосом повторяя слова Бенигсена и этим указывая на фальшивую ноту этих слов. – Позвольте вам сказать, ваше сиятельство, что вопрос этот не имеет смысла для русского человека. (Он перевалился вперед своим тяжелым телом.) Такой вопрос нельзя ставить, и такой вопрос не имеет смысла. Вопрос, для которого я просил собраться этих господ, это вопрос военный. Вопрос следующий: „Спасенье России в армии. Выгоднее ли рисковать потерею армии и Москвы, приняв сраженье, или отдать Москву без сражения? Вот на какой вопрос я желаю знать ваше мнение“. (Он откачнулся назад на спинку кресла.)

Победителя не судят, а уважают и боятся, побежденному – горе!

А. Колчак

Начались прения. Бенигсен не считал еще игру проигранною. Допуская мнение Барклая и других о невозможности принять оборонительное сражение под Филями, он, проникнувшись русским патриотизмом и любовью к Москве, предлагал перевести войска в ночи с правого на левый фланг и ударить на другой день на правое крыло французов. Мнения разделились, были споры в пользу и против этого мнения. <…>

Прения опять возобновились, но часто наступали перерывы и чувствовалось, что говорить больше не о чем.

Во время одного из таких перерывов Кутузов тяжело вздохнул, как бы сбираясь говорить. Все оглянулись на него.

– Итак, господа, стало быть, мне платить за перебитые горшки, – сказал он. И, медленно приподнявшись, он подошел к столу. – Господа, я слышал ваши мнения. Некоторые будут не согласны со мной. Но я, – он остановился, – властью, врученной мне моим государем и Отечеством, я приказываю отступление.

Вслед за этим генералы стали расходиться с той же торжественной и молчаливой осторожностью, с которой расходятся после похорон».

Л. Толстой, «Война и мир»

Храбрый – это не тот… который не боится, а храбрый тот, который умеет свою трусость подавить. Другой храбрости и быть не может. Вы думаете, идти на смерть под пули, под снаряды – это значит ничего не испытывать, ничего не бояться? Нет, это именно значит и бояться, и испытывать, и подавить боязнь.

А. Макаренко

Мудрые мысли

Непобедимо воинство русское в боях и неподражаемо в великодушии и добродетелях мирных.

М. Кутузов

Жизнь – Отечеству, честь – никому.

Девиз русских офицеров

Безумству храбрых поем мы славу!

Безумство храбрых – вот мудрость жизни!

М. Горький

Всякое достоинство, всякая сила спокойны – именно потому, что уверены в самих себе.

В. Белинский

Не тот мужествен, кто лезет на опасность, не чувствуя страха, а тот, кто может подавить самый сильный страх и думать об опасности, не подчиняясь страху.

К. Ушинский

Ближайшая к действию цель лучше дальней.

А. Суворов

Берегите офицера! Ибо от века и доныне он стоит верно и бессменно на страже русской государственности. Сменить его может только смерть.

А. Деникин

Где меньше войска, там больше храбрых.

А. Суворов

В смуте спасение – глас народа

Одним из символов Москвы, да и всей России, является знаменитый памятник, стоящий на Красной площади у собора Василия Блаженного. На постаменте надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лето 1818». Кто же они – герои, удостоившиеся такой чести?

Кузьма Захарьевич Минин держал лавку в Нижнем Новгороде. Дмитрий Михайлович Пожарский был потомком древнего княжеского рода, воеводой города Зарайска. Как мало между ними общего! Но судьбе было угодно, чтобы именно они в трудное время, получившее в истории название Смутного, вместе собрали Второе ополчение и освободили Москву от польских интервентов.

Только одна сила могла добиться победы – общая сила народа. И в том была мудрость Кузьмы Минина – воззвать к помощи простого люда, который на народном вече постановил всем жертвовать часть имущества на вооружение войск и призвать военачальником князя Пожарского, опытного и влиятельного.

* * *

«Бог призрел на ту рать и дал между ними совет и любовь, так что отнюдь не было у них никакой вражды и во всем была спорина: которые покупали лошадей за малую цену тощих, бессильных, тех же лошадей через месяц продавцы не узнавали: от хорошего корма и скотинка-худоба становилась доброю. <…>

Победу решает военное искусство и храбрость полководцев и неустрашимость солдат. Грудь их – защита и крепость Отечеству.

Петр I

Таков был способ расходования Мининым собранной общественной казны. Он ее раздавал щедро, но разумно, ибо на ней держался весь этот достославный народный подвиг. Ни одного намека в летописях и в других актах о том, чтобы Минин обращался с этой казною нечестно. Ни одного летописного замечания о том, чтобы нижегородская рать была когда-нибудь оскорблена со стороны расходования казны, чтобы происходили в казне самовольные захваты со стороны начальников. Между тем летописцы никогда не молчат о таких делах, у кого бы они не случились. <…>

Авторитет Минина как человека высокой честности, высоких патриотических добродетелей, утвердился не фантазиями наших современников, а правдивыми свидетельствами его современников, которые были в великом множестве распространены в хронографах в течение всего XVII столетия и не подвергались сомнениям. <…>

В жизни Пожарского избрание его в воеводы всенародного ополчения является делом первой важности, которое и придает этой личности особое значение. Почему избран был Пожарский, а не другой кто? <…> Отрицающие историки говорят, что они не знают, почему избран именно Пожарский, и употребляют старание пояснить это темное место в нашей истории. Однако современники об этом очень хорошо знали и записали все обстоятельства в своей летописи. Они рассказывают, что когда в Нижнем, после речи Минина, пошел толк о выборе воеводы, какого человека выбрать, то положены были такие условия: „мужа честного, кому заобычно ратное дело, который в таком деле искусен и который в измене не явился“… Последнее условие для нижегородцев было важно не менее первого. Они сами ни разу не являлись в измене и потому дружились только с людьми подобными себе, с людьми крепкими и неизменными».

И. Забелин, «Минин и Пожарский. Прямые и кривые в Смутное время»

Не в силе Бог, а в правде

Россия всегда была на пересечении двух путей, двух культур, двух цивилизаций – Запада и Востока. И правителям Русской земли приходилось проявлять силу и такт, чтобы защищать свою страну. Александр Невский был одним из тех, кто в совершенстве овладел этой наукой.

Согласного стада и волк не берет.

Русская народная пословица

Княжение сына Ярослава Мудрого пришлось на XIII век, время, когда Русь тонула в раздорах, к ее западным границам подступали ливонцы и шведы, а из Азии уже пришла гроза монголо-татарского нашествия.

Александр Ярославович получил свое прозвище за блестящую победу над шведами в устье Невы. Впереди его ждали сражения с ливонцами, знаменитое Ледовое побоище, а после смерти Ярослава Мудрого – поездка в Золотую Орду к Батыю за ярлыком на великое княжение. Александр знал, где нужно брать умом, а где силой, но главное, он понимал, что стоя за правое дело, и более слабый согнет и сломит врага.

* * *

«Князь Александр побеждал, но был непобедим. <…> Услышав о такой доблести князя Александра, король страны Римской из северной земли подумал про себя: „Пойду и завоюю землю Александрову“. И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным. И пришел в Неву, опьяненный безумием, и отправил послов своих, возгордившись, в Новгород к князю Александру, говоря: „Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою“.

Война подобна шахматной игре.

Л. Толстой

Александр же, услышав такие слова, разгорелся сердцем, и вошел в церковь Святой Софии, и, упав на колени пред алтарем, начал молиться со слезами: „Боже славный, праведный, Боже великий, сильный, Боже превечный, сотворивший небо и землю и установивший пределы народам, ты повелел жить, не преступая чужих границ“. И, припомнив слова пророка, сказал: „Суди, Господи, обидящих меня и огради от борющихся со мною, возьми оружие и щит и встань на помощь мне“. <…> Князь же, выйдя из церкви, осушил слезы и начал ободрять дружину свою, говоря: „Не в силе Бог, но в правде. Вспомним Песнотворца, который сказал: „Одни с оружием, а другие на конях, мы же имя Господа Бога нашего призовем; они, поверженные, пали, мы же устояли и стоим прямо“. Сказав это, пошел на врагов с малою дружиною, не дожидаясь своего большого войска, но уповая на Святую Троицу. <…>

После того Александр поспешил напасть на врагов в шестом часу дня, и была сеча великая с римлянами, и перебил их князь бесчисленное множество, а на лице самого короля оставил след острого копья своего».

«Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра»


Н. Дмитриев-Оренбургский. Захват Гривицкого редута под Плевной, 1885. Инициативность и энергичность русской армии не раз помогали ей справиться с неприятелем


Воинский долг перед отчизной – и собой

В истории остаются имена полководцев, которые разрабатывали стратегии, анализировали донесения, долгими ночами составляли планы сражений и вели за собой армии. Но то, что имена простых солдат уходят из нашей памяти, нисколько не умаляет их отваги. Легко быть героем на виду, а попробуй не отступить и исполнить свой воинский долг, когда, быть может, и о живом тебе уже никто не помнит… Но именно эта бесконечная честность и безграничная преданность самых простых, на первый взгляд, ничем не примечательных людей и есть то, что защищает страну крепче любого щита. Не ищи чужого одобрения, просто выполняй честно свой долг – ничего важнее этого нет!

* * *

«Про батарею Тушина было забыто, и только в самом конце дела, продолжая слышать канонаду в центре, князь Багратион послал туда дежурного штаб-офицера и потом князя Андрея, чтобы велеть батарее отступать как можно скорее. Прикрытие, стоявшее подле пушек Тушина, ушло по чьему-то приказанию в середине дела; но батарея продолжала стрелять и не была взята французами только потому, что неприятель не мог предполагать дерзости стрельбы четырех никем не защищенных пушек. Напротив, по энергичному действию этой батареи он предполагал, что здесь, в центре, сосредоточены главные силы русских, и два раза пытался атаковать этот пункт, и оба раза был прогоняем картечными выстрелами одиноко стоявших на этом возвышении четырех пушек.

На себя надежность – основание храбрости.

А. Суворов

Скоро после отъезда князя Багратиона Тушину удалось зажечь Шенграбен.

– Вишь, засумятились! Горит! Вишь, дым-то! Ловко! Важно! Дым-то, дым-то! – заговорила прислуга, оживляясь.

Все орудия без приказания били в направлении пожара. Как будто подгоняя, подкрикивали солдаты к каждому выстрелу: „Ловко! Вот так-так! Ишь ты… Важно!“ Пожар, разносимый ветром, быстро распространялся. Французские колонны, выступившие за деревню, ушли назад, но, как бы в наказание за эту неудачу, неприятель выставил правее деревни десять орудий и стал бить из них по Тушину.

Из-за детской радости, возбужденной пожаром, и азарта удачной стрельбы по французам наши артиллеристы заметили эту батарею только тогда, когда два ядра и вслед за ними еще четыре ударили между орудиями и одно повалило двух лошадей, а другое оторвало ногу ящичному вожатому. Оживление, раз установившееся, однако, не ослабело, а только переменило настроение. Лошади были заменены другими из запасного лафета, раненые убраны, и четыре орудия повернуты против десятипушечной батареи. Офицер, товарищ Тушина, был убит в начале дела, и в продолжение часа из сорока человек прислуги выбыли семнадцать, но артиллеристы всё так же были веселы и оживлены. Два раза они замечали, что внизу, близко от них, показывались французы, и тогда они били по них картечью.

Маленький человек, с слабыми, неловкими движениями, требовал себе беспрестанно у денщика еще трубочку за это, как он говорил, и, рассыпая из нее огонь, выбегал вперед и из-под маленькой ручки смотрел на французов.

– Круши, ребята! – приговаривал он и сам подхватывал орудия за колеса и вывинчивал винты».

Л. Толстой, «Война и мир»

Уже и маленькая победа над собой делает человека намного сильнее… тренируя свое тело, человек становится здоровым, выносливым, ловким, – так же следует тренировать свой разум, свою волю.

М. Горький

Любые труды не в тягость, если они для победы

Быть может, нет среди государей российских более противоречивой фигуры, чем Петр I. Первый российский император стал реформатором практически во всех областях жизни: государственность, налоги, грамота, финансы, армия… Да, преобразования проводились жестко, порой жестоко, они давались народу тяжело и больно, но это было необходимо для блага Отечества. Несомненно одно: не создай Петр регулярной армии и не заложи верфи и первые российские корабли, история страны была бы иной.

* * *

«Тесним мы шведов рать за ратью;

Темнеет слава их знамен,

И бога браней благодатью

Наш каждый шаг запечатлен.

Тогда-то свыше вдохновенный

Раздался звучный глас Петра:

„За дело, с Богом!“ Из шатра,

Толпой любимцев окруженный,

Выходит Петр. Его глаза

Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен,

Он весь, как божия гроза.

Идет. Ему коня подводят.

Ретив и смирен верный конь.

Почуя роковой огонь,

Дрожит. Глазами косо водит

И мчится в прахе боевом,

Гордясь могущим седоком.

Уж близок полдень. Жар пылает.

Как пахарь, битва отдыхает.

Кой-где гарцуют казаки.

Ровняясь строятся полки.

Молчит музыка боевая.

На холмах пушки, присмирев,

Прервали свой голодный рев.

И се – равнину оглашая

Далече грянуло ура:

Полки увидели Петра.

<…>

И с ними царские дружины

Сошлись в дыму среди равнины:

И грянул бой, Полтавский бой!

В огне, под градом раскаленным,

Стеной живою отраженным,

Над падшим строем свежий строй

Штыки смыкает. Тяжкой тучей

Отряды конницы летучей,

Браздами, саблями звуча,

Сшибаясь, рубятся с плеча.

Бросая груды тел на груду,

Шары чугунные повсюду

Меж ними прыгают, разят,

Прах роют и в крови шипят.

Швед, русский – колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

<…>

Но близок, близок миг победы.

Ура! Мы ломим; гнутся шведы.

О славный час! о славный вид!

Еще напор – и враг бежит.

И следом конница пустилась,

Убийством тупятся мечи,

И падшими вся степь покрылась,

Как роем черной саранчи.

Пирует Петр. И горд, и ясен,

И славы полон взор его.

И царской пир его прекрасен.

При кликах войска своего,

В шатре своем он угощает

Своих вождей, вождей чужих,

И славных пленников ласкает,

И за учителей своих

Заздравный кубок подымает».

А. Пушкин, «Полтава»

Ударь вовремя – и наполовину победишь

Одно из главных свойств хорошего правителя – заботиться о единстве своих земель и умение защитить их. Но эту обязанность совсем непросто было выполнять владетельным русским князьям во времена монголо-татарского ига. Как сложно было правильно выбрать момент, найти весомые доводы и добиться, чтобы все правители выступили единым фронтом против общего врага. Но это блестяще удалось Дмитрию Донскому, князю Московскому и Владимирскому.

Самое лучшее предназначение есть защищать свое Отечество.

Г. Державин

Победа над ханом Мамаем на Куликовом поле стала поворотным, знаковым событием, несмотря на то что освободиться из-под гнета Золотой Орды Русь смогла только два века спустя.

* * *

«И сказал князь великий Дмитрий Иванович своим боярам: „Братья, бояре и воеводы, и дети боярские, здесь ваши московские сладкие меды и великие места! Тут-то и добудьте себе места и женам своим. Тут, братья, старый должен помолодеть, а молодой честь добыть“. <…>

Мы русские, мы все одолеем.

А. Суворов

И тогда, как соколы, стремглав полетели на быстрый Дон. То ведь не соколы полетели: поскакал князь великий Дмитрий Иванович со своими полками за Дон, а за ним и все русское войско. И сказал: „Брат, князь Владимир Андреевич, тут, брат, изопьем медовые чары круговые, нападем, брат, своими полками сильными на рать татар поганых“. <…>

Тогда князь великий Дмитрий Иванович и брат его, князь Владимир Андреевич, полки поганых вспять повернули и начали их бить и сечь беспощадно, тоску на них наводя. И князья их попадали с коней, а трупами татарскими поля усеяны, и кровью их реки потекли. Тут рассыпались поганые в смятении и побежали непроторенными дорогами в лукоморье, скрежеща зубами и раздирая лица свои, так приговаривая: „Уже нам, братья, в земле своей не бывать, и детей своих не видать, и жен своих не ласкать, а ласкать нам сырую землю, а целовать нам зеленую мураву, а в Русь ратью нам не хаживать и даней нам у русских князей не прашивать“. Вот уже застонала земля татарская, бедами и горем наполнившись; пропала охота у царей и князей их на Русскую землю ходить».

«Задонщина»

Только в бодром горячем порыве, в страстной любви к своей родной стране, смелости и энергии родится победа. И не только и не столько в отдельном порыве, сколько в упорной мобилизации всех сил, в том постоянном горении, которое медленно и неуклонно сдвигает горы, открывает неведомые глубины и выводит их на солнечную ясность.

М. Ломоносов

Ловля на живца

Военная хитрость родилась вместе с человечеством. Сражения за территорию и ресурсы велись много сотен лет, и у каждого племени и народа были свои приемы и уловки, благодаря которым они одерживали победы над врагом, вторгавшимся на их земли. Тот, кто не мог защититься, погибал и исчезал с исторической карты мира.

Древние славяне, жившие в стране, полной многоводных рек и густых лесов, прекрасно умели использовать особенности рельефа для устройства засад и ловушек, появляясь словно ниоткуда и исчезая в никуда, стремительными ударами нанося противнику тяжелый урон. Но ничуть не хуже умели они использовать в войне охотничьи приемы, не раз приносившие им победу.

* * *

«Житель полунощных земель любит движение, согревая им кровь свою; любит деятельность; привыкает сносить частые перемены воздуха и терпением укрепляется. Таковы были древние славяне по описанию современных историков, которые согласно изображают их бодрыми, сильными, неутомимыми. Презирая непогоды, свойственные климату северному, они сносили голод и всякую нужду; питались самою грубою, сырою пищею; удивляли греков своею быстротою; с чрезвычайною легкостию всходили на крутизны, спускались в расселины; смело бросались в опасные болота и в глубокие реки. <…>

Если бы мои планы знала моя подушка, я бы на ней не спал.

М. Кутузов

Славяне дунайские, оставив свое древнее отечество на севере, в VI веке доказали Греции, что храбрость была их природным свойством и что она с малою опытностию торжествует над искусством долголетным. Несколько времени славяне убегали сражений в открытых полях и боялись крепостей; но узнав, как ряды легионов римских могут быть разрываемы нападением быстрым и смелым, уже нигде не отказывались от битвы и скоро научились брать места укрепленные. Греческие летописи не упоминают ни об одном главном или общем полководце славян; они имели вождей только частных; сражались не стеною, не рядами сомкнутыми, но толпами рассеянными и всегда пешие, следуя не общему велению, не единой мысли начальника, а внушению своей особенной, личной смелости и мужества; не зная благоразумной осторожности, которая предвидит опасность и бережет людей, но бросаясь прямо в средину врагов. Чрезвычайная отважность славян была столь известна, что хан Аварский всегда ставил их впереди своего многочисленного войска, и сии люди неустрашимые, видя иногда измену хитрых аваров, гибли с отчаянием.

Византийские историки пишут, что славяне сверх их обыкновенной храбрости имели особенное искусство биться в ущельях, скрываться в траве, изумлять неприятелей мгновенным нападением и брать их в плен. Так, знаменитый Велисарий при осаде Авксима избрал в войске своем славянина, чтобы схватить и представить ему одного готфа живого. Они умели еще долгое время таиться в реках и дышать свободно посредством сквозных тростей, выставляя конец их на поверхность воды. Древнее оружие славянское состояло в мечах, дротиках, стрелах, намазанных ядом, и в больших, весьма тяжелых щитах».

Н. Карамзин, «История государства Российского»

Мудрые мысли

Всякий правитель, который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет.

Екатерина II

Опасности лучше идти навстречу, чем ожидать на месте.

А. Суворов

Плох тот солдат, который не надеется быть генералом.

Русская народная пословица

Крепость сильна, гарнизон – целая армия. Но ничто не устоит против русского оружия – мы сильны и уверены в себе.

А. Суворов

Без войны никакой народ ни от какого чужого ига не освобождается…

Н. Чернышевский

Самое дорогое в жизни – быть всегда бойцом, а не плестись в обозе третьего разряда.

Н. Островский

Только доблесть бессмертно живет,

Ибо храбрые славны вовеки!

В. Брюсов

Истинный герой отличается простотою нравов и нежностию чувств в мирное время, мужеством и храбростью на брани и пламенной любовью к Отечеству.

Ф. Глинка

Используй просчеты врага

Кто-то думает, что эпоха богатырей – это древняя старина, а сами они – лишь былинные герои. Но русская земля всегда была богата на славных воинов, не уступающих легендарному Илье Муромцу. Таковым был и казачий атаман Ермак Тимофеевич, покоривший Сибирь для государства Российского. В 1577 году купцы Строгановы наняли Ермака для охраны своих владений от набегов хана Кучума. Четкая организация, строжайшая дисциплина, умелое сочетание рукопашного боя и огнестрельного оружия – все это обеспечило успех похода Ермака.

На то казак родился, чтобы царю пригодился.

Казачья пословица

Но помимо бесстрашия и воинской доблести, казаки всегда умели использовать в своих целях просчеты противника.

* * *

«Ермак, избранный единожды верховным начальником своею собратею, умел над ними удержать свою власть во всех противных и неприязненных ему случаях: ибо если нужно всегда утвержденное и наследованное мнение, чтобы владычествовать над множеством, то нужно величие духа или же изящность почитаемого какого-либо качества, чтобы уметь повелевать своею собратею. Ермак имел первое и многие из тех свойств, которые нужны воинскому вождю, а паче вождю непорабощенных воинов».

А. Радищев, «Слово о Ермаке»

Герой – это тот, кто творит жизнь вопреки смерти, кто побеждает смерть.

М. Горький

* * *

«Тяжелая была эта ночь! Много храбрых казаков оказалось порублено, много изранено… Во мраке ночи собрался „круг“. Раздались голоса о возвращении назад… Но дух истинного мужества одержал верх, и круг решил сражаться. 23 октября рано утром при восходе солнца Ермак сам начал битву: его отважная дружина с криком „с нами Бог“ стройными рядами пошла на приступ на засеку, устроенную татарами. Враги, видя малочисленность казаков, сами, разметав засеку в трех местах, вырвались и схватились с казаками врукопашную. Выдержав натиск, казаки огнем прогнали врага в засеку и отважно бросились на приступ ея. <…> Татары бежали…».

А. Пивоваров, «Донские казаки»

Храбрость сердца доказывается в час сражения, а неустрашимость души во всех испытаниях, во всех положениях жизни.

Д. Фонвизин

Не предавай сам себя!

Мужество бывает разное. Отчаянная решимость выручит в штыковой атаке, неизбывное терпение поможет в засаде, без несгибаемой воли не выдержать осады, и для всего этого нужно иметь храброе сердце. Но у войны есть и другая сторона. Погибнуть в бою – для солдата честь, но что если он попадает в плен? Есть особый вид мужества: умение верить в себя. Самое страшное предательство по отношению к себе самому – это отступить перед трудностями и смириться. Если отступаешь ты сам, то можно ли ждать помощи от других? Вера в свои силы и решимость идти до конца – вот что стало спасением для кавказского пленника из рассказа русского писателя.

* * *

«Дошел до лесу – никто не попался. Выбрал Жилин местечко в лесу потемнее, сел отдыхать. Отдохнул, лепешку съел. Нашел камень, принялся опять колодку сбивать. Все руки избил, а не сбил. Поднялся, пошел по дороге. Прошел с версту, выбился из сил – ноги ломит. Ступит шагов десять и остановится. „Нечего делать, – думает, – буду тащиться, пока сила есть. А если сесть, так и не встану. До крепости мне не дойти, а как рассветет, лягу в лесу, переднюю, и ночью опять пойду“.

Всю ночь шел. Только попались два татарина верхами, да Жилин издалека их услышал, схоронился за дерево.

Уж стал месяц бледнеть, роса пала, близко к свету, а Жилин до края леса не дошел. „Ну, – думает, – еще тридцать шагов пройду, сверну в лес и сяду“. Прошел тридцать шагов, видит – лес кончается. Вышел на край – совсем светло; как на ладонке перед ним степь и крепость, и налево, близехонько под горой, огни горят, тухнут, дым стелется, и люди у костров.

Мужество есть великое свойство души; народ, им отмеченный, должен гордиться собою.

Н. Карамзин

Вгляделся, видит: ружья блестят – казаки, солдаты.

Обрадовался Жилин, собрался с последними силами, пошел под гору. А сам думает: „Избави Бог тут, в чистом поле, увидит конный татарин: хоть близко, а не уйдешь“.

Только подумал – глядь: налево на бугре стоят трое татар, десятины на две. Увидали его, пустились к нему. Так сердце у него и оборвалось. Замахал руками, закричал что было духу своим:

– Братцы! Выручай! Братцы!

Услыхали наши. Выскочили казаки верховые, пустились к нему – наперерез татарам.

Казакам далеко, а татарам близко. Да уж и Жилин собрался с последней силой, подхватил рукой колодку, бежит к казакам, а сам себя не помнит, крестится и кричит:

– Братцы! Братцы! Братцы!

Казаков человек пятнадцать было.

Испугались татары – не доезжаючи стали останавливаться. И подбежал Жилин к казакам.

Окружили его казаки, спрашивают: кто он, что за человек, откуда? А Жилин сам себя не помнит, плачет и приговаривает:

– Братцы! Братцы!

Выбежали солдаты, обступили Жилина – кто ему хлеба, кто каши, кто водки; кто шинелью прикрывает, кто колодку разбивает.

Узнали его офицеры, повезли в крепость. Обрадовались солдаты, товарищи собрались к Жилину.

Рассказал Жилин, как с ним все дело было, и говорит:

– Вот и домой съездил, женился! Нет, уж видно не судьба моя.

И остался служить на Кавказе. А Костылина только еще через месяц выкупили за пять тысяч. Еле живого привезли».

Л. Толстой, «Кавказский пленник»

Слушать народное сердце

Вряд ли найдется у нас в стране человек, который хоть раз не слышал бы имени знаменитого начдива Василия Ивановича Чапаева. Участник Первой мировой и герой Гражданской войны, он вошел в историю не просто именем, а настоящей легендой. О нем написаны книги и сняты фильмы, ему поставлены памятники, о нем сложены сотни анекдотов – вот уж подлинная народная слава!

Чем поднимал он за собой людей, простой человек, не то что не обладавший особыми военными знаниями, но и почти совсем неграмотный? Сила и мудрость Чапая была в полной душевной открытости и умении слушать сердцем своих бойцов.

* * *

«Чапаев выделялся. У него уже было нечто от культуры, он не выглядел столь примитивным, не держался так, как все: словно конь степной сам себя на узде крепил. Отношение к нему было тоже несколько особенное, – знаете, как иногда вот по стеклу ползает муха. Все ползает, все ползает смело, наскакивает на других таких же мух, перепрыгивает, перелезает, или столкнутся и обе разлетаются в стороны, а потом вдруг наскочит на осу и в испуге – чирк: улетела! Так и чапаевцы: пока общаются меж собою – полная непринужденность; могут и ляпнуть, что на ум взбредет, и двинуть друг в друга шапкой, ложкой, сапогом, плеснуть, положим, кипяточком из стакана. Но лишь встретился на пути Чапаев – этих вольностей с ним уж нет. Не из боязни, не оттого, что неравен, а из особенного уважения: хоть и наш, дескать, он, а совершенно особенный, и со всеми равнять его не рука. <…>

Смелость города берет.

Русская народная пословица

Да потому, что он полнее многих в себе воплотил сырую и геройскую массу „своих“ бойцов. В тон им пришелся своими поступками. Обладал качествами этой массы, особенно ею ценимыми и чтимыми, – личным мужеством, удалью, отвагой и решимостью. Часто этих качеств было у него не больше, а даже меньше, чем у других, но так уж умел обставить он свои поступки, и так ему помогали это делать свои, близкие люди, что в результате от поступков его неизменно получался аромат богатырства и чудесности. Многие были и храбрей его, и умней, и талантливей в деле руководства отрядами, сознательней политически, но имена этих „многих“ забыты, а Чапаев живет и будет долго-долго жить в народной молве, ибо он – коренной сын этой среды и к тому же удивительно сочетавший в себе то, что было разбросано по другим индивидуальностям его соратников, по другим характерам».

Д. Фурманов, «Чапаев»

Бог не выдаст, свинья не съест!

В 1 242 году на Чудском озере состоялось знаменитое Ледовое побоище, в котором князь Александр Невский наголову разбил крестоносцев Ливонского ордена. Что же позволило русским воинам одолеть рыцарей, закаленных в боях и закованных в броню?

Пеший воин слабее конного, а простому ратнику трудно противостоять рыцарю.

Вот тут на помощь предводителю новгородской и владимирской дружин и пришла военная хитрость. Хорошо известен был строй, которым выступали рыцари-феодалы, на Руси его называли «свиньей», – выстраиваясь клином, они раскалывали центральное ядро армии противника.

Обычный строй русского войска в то время подразумевал сильный центр («чело») и более слабые фланги («крылы»). Но Александр Невский пошел на хитрость, усилив фланги и приказав центру при наступлении ливонцев расступиться перед клином и пропустить его на лед. Всем известно, что весенний лед не выдержал тяжести закованных в железные доспехи рыцарей, нашедших гибель на дне Чудского озера.


Ледовое побоище. Летописная миниатюра


Без понимания – невозможно

Имя Павла Степановича Нахимова по праву вошло в историю русского флота. Сподвижник Михаила Лазарева, совершивший под его командованием кругосветное путешествие, герой Синопского сражения, легендарный защитник Севастополя – перечисление его заслуг заняло бы много времени. Нахимов был прекрасным тактиком и стратегом, отлично знал морское дело, был талантливым флотоводцем. Павел Нахимов придерживался мнения, что все его подчиненные, до самого последнего матроса, должны понимать, за что они идут в бой. За это флотоводец пользовался искренней любовью и преданностью своих людей. А еще за то, что считал: не флот и люди принадлежат ему, а он – им. И всегда доказывал это делами.

* * *

«Русский адмирал не сомневался в блистательном успехе… К тому же он судил о своем флоте по себе: он знал, как безгранично предана ему вся эскадра; он имел твердую уверенность, что она разделяет его геройскую отвагу, его преданность Отечеству и долгу; что же касается ее технического знания своего дела, то в завершавшемся тогда опасном крейсерстве эскадры, при неистовых осенних бурях вдоль сурового Кавказского берега, адмирал находил в этом отношении достаточно несомненных залогов. По справедливому замечанию контр-адмирала Асланбегова, высказанному в составленной им биографии Нахимова, „он вполне сознавал свое сильное влияние и слепую преданность к нему его сослуживцев, от адмирала до матроса, и, особенно искусно и прозорливо пользуясь ими, вел их к благотворной цели“. Он называл матросов своими „детками“. Он не только любил их как отец, но и уважал их как человек, вполне оценивший их достоинства.

У России есть только два союзника: армия и флот.

Александр III

Никто лучше Нахимова не умел говорить с матросами: его простая, но обдуманная и исходившая от сердца речь не только всегда была им понятна, но и неизменно производила подобающее действие. Никто лучше Нахимова не изучил трудной науки обращения с подчиненными, умения согласовать справедливую строгость с заботливостью и кротостью. „Нельзя принять поголовно, – говорил он, – одинаковую манеру со всеми. Подобное однообразие в действиях начальника показывает, что у него нет ничего общего с подчиненными и что он совершенно не понимает своих соотечественников. <…>

Некоторые так увлекаются ложным образованием, что никогда не читают русских журналов, и хвастают этим, я это наверное знаю. Понятно, что господа эти до такой степени отвыкают от всего русского, что глубоко презирают сближение со своими соотечественниками-простолюдинами. А вы думаете, что матрос не замечает этого? Замечает лучше, чем наш брат. Мы говорить умеем лучше, чем замечать, а последнее уж их дело; а каково пойдет служба, когда все подчиненные будут наверное знать, что начальники их не любят? Вот настоящая причина, что на многих судах ничего не выходит и что некоторые молодые начальники одним только страхом хотят действовать“».

Е. Богданович, «Битва славная… Ура, Нахимов!»

Патриотизм есть любовь ко благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях. Он требует рассуждения, а потому не все люди имеют его…

Н. Карамзин

Не можешь убить врага, так не давай ему жить

Стихи, удаль и гусарство совсем не препятствуют проявлениям военной мудрости. Примером тому служит знаменитый герой войны 1812 года Денис Васильевич Давыдов. Еще мальчиком ему довелось увидеть Александра Суворова, который, пообщавшись с Денисом, сказал: «Этот удалой будет военным; я не умру, а он уже три сражения выиграет».

Надеясь на мир, не надлежит ослабевать в военном деле.

Петр I

Талантливый поэт и баснописец, шутник, балагур, кавалергард, Давыдов был отчаянно смел. Он искренне страдал, наблюдая отступление русской армии, и, наконец, решился обратиться к своему начальнику, князю Багратиону, предложив тому создать «летучий полк» и став основателем первого партизанского движения.

* * *

«Усач. Умом, пером остер он, как француз,

Но саблею французам страшен:

Он не дает топтать врагам нежатых пашен

и, закрутив гусарский ус,

Вот потонул в густых лесах с отрядом —

И след простыл!.. То невидимкой он, то рядом,

То, вынырнув опять, следом

Идет за шумными французскими полками

И ловит их, как рыб, без невода, руками.

Его постель – земля, а лес дремучий – дом!

И часто он с толпой башкир, и с козаками,

И с кучей мужиков и конных русских баб,

В мужицком армяке, хотя душой не раб,

Как вихорь, как пожар, на пушки, на обозы,

И в ночь, как домовой, тревожит вражий стан.

Но милым он дарит в своих куплетах розы.

Давыдов! Это ты, поэт и партизан!

Ф. Глинка, «Партизан Давыдов»


И. Айвазовский. Синопский бой (дневной вариант), 1853. Военно-морской флот Российской империи завоевывал славу в бою


Жертвуй малым

Имя князя Петра Ивановича Багратиона воистину является предметом гордости любого русского солдата вот уже более двух веков. Воевавший с Суворовым и Кутузовым, Багратион спас российскую армию, отступавшую после Аустерлица, а позже обрел вечную славу на полях Бородина.

Посвятивший всю свою жизнь армии, князь всегда был там, где требовались отвага и готовность без сомнений пожертвовать собой, в самом опасном месте любого сражения. Была ли его жертвенность результатом безрассудства? Нет, нисколько. Просто Багратион всегда был уверен: если нужно, жертвуй малым во имя спасения большего.

* * *

«Чтобы спасти армию, нужно было достигнуть Цнайма раньше французов – это было единственной возможностью избежать разгрома и позора, но предупредить французов со всей армией и с обозами было немыслимо: дорога французов от Вены до Цнайма была и короче и лучше, чем дорога русских от Кремса до Цнайма. Но и из этого безвыходного положения всегда находчивый Кутузов нашел выход: в его уме быстро созрел отчаянно смелый план, и для приведения его в исполнение он избрал того, чьему мужеству он безгранично верил – он избрал Багратиона. Послав его с пятью тысячами авангарда горами с кремско-цнайской дороги на венско-цнаймскую, Кутузов предписал ему безоговорочно пройти этот переход, постараться опередить французов, остановиться лицом к Вене и тылом к Цнайму и тут задерживать движение французских войск, насколько это будет возможно. <…>

Родина наша – колыбель героев, огненный горн, где плавятся простые души, становясь крепкими, как алмаз и сталь.

А. Толстой

Пройдя без отдыха, в бурную ночь, в горах, без дороги, с голодными и разутыми солдатами с лишком сорок пять верст, Багратион вышел к Голлабруну (Шенграбену) на венско-цнаймскую дорогу несколькими часами раньше французов… Кутузову требовались еще целые сутки, чтобы достигнуть Цнайма, и потому, чтобы спасти армию, Багратиону не оставалось ничего иного, как с пятью тысячами голодных и измученных солдат в продолжение суток удерживать напор всей неприятельской армии, подходившей к Голлабруну (Шенграбену). <…>

Забывая о жизни и помня только о чести, Багратион бился отчаянно, воодушевляя боготворивших его солдат своим личным примером и присутствием в самых опасных местах, а своих ближайших подчиненных полным доверием к их мужеству и инициативе. Восемь часов длился этот кровавый бой; наконец, Багратион, получив известие о том, что Кутузов уже в Цнайме, отступил, прорвался сквозь успевший обойти его отряд Леграна и соединился с Кутузовым в Брюнне, куда привел с собой даже нескольких пленных. Обрадованный и растроганный до слез Кутузов восторженно обнял своего достойного сподвижника, а вся армия с благоговейным изумлением смотрела на героя и оставшуюся в живых горсть его непобедимых солдат».

Ф. Тарапыгин, «Известные русские военные деятели. Краткое их жизнеописание»

Зло войны и благо мира до такой степени известны людям, что с тех пор, как мы знаем людей, самым лучшим пожеланием было приветствие «мир вам».

Л. Толстой

Лучшая защита – нападение

Легендарным имя Федора Федоровича Ушакова стало отнюдь не волей случая. Ему принадлежит множество открытий в тактике морского боя, таких как единый походно-боевой порядок, при котором не нужно перестраиваться для максимального сближения с противником на море, создание эскадры резерва перед боем, техника нанесения целевого совместного удара по флагманскому кораблю для деморализации и преследования врага до полного разгрома. Ушаков умел предвидеть действия противника и упреждать их. Это позволило ему за всю жизнь не проиграть ни одного сражения и не допустить, чтобы хоть один его подчиненный попал в плен.

В 2001 году Русская православная церковь причислила Федора Ушакова к лику святых как праведного воина.

* * *

«Сражение 8 июля [1790 года] было упорным и продолжалось пять часов. На русской эскадре было убито два обер-офицера… и нижних чинов 27… Турки же были „совершенно разбиты“, на судах их находилось большое количество десантного войска, и артиллерия наша производила между ними величайшее опустошение. <…>

Корабль контр-адмирала два раза загорался от брандскугелей, но пожар успевали гасить. Наконец турецкие суда принуждены были в беспорядке обратиться в бегство, и из них наиболее пострадавшие, не в состоянии будучи держаться с флотом, устремились в Синоп, к Румельским берегам и к устью Дуная для исправления повреждений, несколько же мелких судов потонуло в пути. Темнота ночи и ходкость турецких кораблей не позволили настичь бегущего неприятеля и, по всей вероятности, завладеть несколькими разбитыми судами его, в том числе и кораблем самого Капудана-паши, поврежденным более прочих.

Бей врага, не щадя ни его, ни себя самого, побеждает тот, кто меньше себя жалеет.

А. Суворов

Смелые движения и храброе нападение доставили Ушакову победу эту, первую, одержанную Черноморским корабельным флотом. Перевес сил был на стороне неприятеля, в количестве судов, величине их и числе орудий…

„В морском сражении не может быть ничего верного у одних перед другими, – замечает Нельсон, – ядра одинаково могут сбить мачты и реи как на своих кораблях, так и на неприятельских“; и поэтому зная степень искусства своего противника, русский адмирал предпочел дать ему сражение под парусами, чтобы пользоваться всеми ошибками и замешательством, в какое он может быть приведен разными неудачами.

Фрегаты первоначально занимали места в линии батареи, вероятно для того, чтобы большее число орудий обратить на неприятеля, находившегося с наветра и сила коего была неизвестна; но, когда намерения его обнаружились, и авангард русского флота составлял главную цель нападения, фрегаты выведены были из линии и составили из себя резерв для подания помощи там, где она будет наиболее необходима, между тем как крейсерские суда подкрепляли кордебаталию. Сомкнувши линию, корабли наши вскоре заставили неприятеля отказаться от своего намерения и искать спасения в отступлении, адмирал, воспользовавшись переменой ветра, сделавший его на-ветре у неприятеля, пожелал сам занять передовое место и повел наскоро устроенную линию свою для возобновления нападения. Такой пример храбрости, без сомнения, заслуживает полного подражания».

Р. Скаловский, «Жизнь адмирала Ф. Ф. Ушакова»

Стреляй редко, да метко. Штыком коли крепко. Пуля обмишулится, штык не обмишулится: пуля – дура, штык – молодец.

А. Суворов

Преимущество неожиданности

Найдется ли тот, кто станет отрицать огромную роль, которую сыграли казачьи летучие отряды в победе над Наполеоном? Верные сыны России, они откликнулись на призыв атамана Донского войска Матвея Ивановича Платова, и с первых же дней Отечественной войны 1812 года под его командованием 14 казачьих полков, объединенных в конный корпус, бились с французскими войсками бок о бок с пехотой и конницей регулярной армии.

Русских красавцев-казаков запомнила не только Россия, но и Европа, которую они освобождали от ига Наполеона. Они были грозной силой, неважно, прикрывали ли отступление армии или шли в ее авангарде. И главным оружием казаков всегда была неожиданность, будь то стремительные налеты на обозы и авангарды противника, рейды по тылам или обманные маневры, отвлекающие главные силы врага.

* * *

«С началом Отечественной войны 1812 года Платов, командуя всеми казачьими полками, прикрывал со стороны Поречья и Рудни отступление нашей армии; после сражения 4–6 августа у Смоленска, он составлял арьергард соединившихся армий; 26 августа в сражении под Бородиным, он начальствовал правой оконечностью русской позиции, откуда и пускал казаков в знаменитую атаку генерал-адъютанта Уварова на левый фланг позиции Наполеона, против вице-короля итальянского; при отступлении от Москвы снова пошел в арьергард <…> 13 октября на реке Луже, близ Малоярославца, едва не захватил в плен самого Наполеона. <…>

Конец ознакомительного фрагмента.