Вы здесь

Большая книга мудрых притч со всего света. Вопросы веры и мироздания (А. Серов, 2015)

Вопросы веры и мироздания

Бывают люди-растения, люди-звери, люди-боги.

Жан Поль Рихтер

Появление притч связывают с библейскими текстами царя Соломона. Предположительно, этот замечательный жанр возник в X веке до нашей эры при активном распространении религиозных и духовных учений. Притчи сочетают в себе простоту и жизненность и в то же время служат стимулом к само развитию. Они помогают мудрецу снизойти с вершин отрешенных размышлений, а простому человеку – подняться, пусть не до уровня философа, оперирующего абстрактными понятиями, но до уровня практика, который обладает житейскими познаниями.

Часто о притчах говорят как о разновидности бытовой смекалки, однако это не всегда верно. Большинство из них ориентировано на формирование определенных нравственных установок. Эти небольшие повествования в ненавязчивой форме преподносят духовную мудрость, часто основанную на религиозных представлениях.


Сад земных наслаждений. Фрагмент триптиха. Иероним Босх. Между 1480 и 1505 годами. Музей Прадо, Мадрид


Сотворение человека Прометеем*. Жан-Симон Бартелеми, Жан-Батист Мозес. 1802–1826 годы. Лувр, Париж


Человек

Библейская притча

Рабби Симон учил: «Когда Всевышний решил создать человека, между духами небесными произошел раскол. Одни говорили: „сотвори его“, другие – „не твори его“.

– Сотвори его, – говорил дух Милосердия, – он будет создавать милость на земле.

– Не твори его, – говорил дух Правды, – он осквернит ложью душу свою.

– Сотвори его, – говорил дух Справедливости, – он украсит жизнь добрыми делами.

– Не твори его, – говорил дух Мира, – он наполнит землю враждою.

Тогда поверг Господь Правду на землю. Взмолились Ангелы-служители:

– Владыка! Зачем пятнаешь Ты Правду, печать величия Твоего? Подними ее с земли, Господи!

Пока духи вели спор между собою, осуществилось дело божественного творчества.

– Для чего, – сказал Господь, – пререкания ваши? Сотворение человека уже совершилось».

Кубок

Притча-мидраш

Был у царя кубок из тончайшего стекла.

– Чем, – думал царь, – мне этот кубок наполнять? Горячей влаги стекло не выдержит, а от холодной оно потускнеет.

И брал царь кубок только для теплых напитков.

Сотворил Бог Вселенную и стал думать, как лучше управлять Своим творением: если руководствоваться одним строгим правосудием – миру грозит разрушение; если полагаться только на милосердие – земля в грехах потонет.

– Соединю, – решил Господь, – правосудие с милосердием. И то, устоит ли кубок?


Бродяга и собака. Аксель Вальдемар Юхансен. 1920 год. Частная коллекция, Осло


Счастье

Славянская притча

Счастье зависит не от богатства и благополучия, а от спокойствия совести.

Одному учителю пришлось видеть бедного старичка – при всей своей болезненности и убогости он продолжал хвалить Всевышнего.

– Как можешь ты прославлять Бога, будучи так беден и несчастлив? – спросил учитель у старика.

– Миленький мой, Господь у меня в сердце. Я буду счастлив даже в аду: схвачу Бога двумя руками и стану держать его, тогда и в преисподней он будет со мною.

Счастье человека не в том, чтобы его телу было хорошо, а в добродетели, кротости и смирении.

Под какой бы звездой ни родился, ты обретешь счастье, только если будешь добродетелен.

Учитель поразился стариковскому уму и поблагодарил за науку:

– Не я, а ты мой учитель!

Все к лучшему

Притча-мидраш

Однажды рабби Акиба отправился в дорогу верхом на осле, взяв с собою петуха, по пению которого определялись ночные смены, и лампаду – для чтения по вечерам.

Пришел он в один город, но остаться на ночлег ему там не дали.

– Что Бог делает – все к лучшему, – сказал рабби Акиба.


Сотворение Евы*. Пауль Лаутензак. Около 1530 года. Баварский национальный музей, Мюнхен


Наутро оказалось, что тем полем, где он ночевал, прошла шайка разбойников. Они ограбили весь город, а жителей увели в плен.

– Не прав ли я был? – сказал рабби Акиба. – Бог всегда все делает к лучшему!

Ева

Библейская притча

«И Господь образовал Еву из ребра Адама». Рассудил Всевышний так:

– Не сотворю ее ни из головы его, чтобы не была высокомерной; ни из глаза его – чтобы не была любопытной; ни из уха – чтобы не подслушивала; ни из уст – чтобы не была болтливой; ни из сердца – чтобы не завидовала; ни из рук – чтобы не была корыстолюбивой; ни из ног – чтобы не была праздношатающейся.

Из ребра – скромной и скрытой части тела – сотворил Господь женщину и, по мере образования каждого из членов ее тела, приговаривал:

– Будь кроткой, женщина! Будь добродетельной, женщина!

Однако же ни от одного из перечисленных недостатков не свободна женщина.

Ева

Притча-мидраш

– Ваш Бог – вор, – сказал кесарь рабану Гамлиэлю, – он усыпил Адама и у сонного ребро украл.


Адам и Ева. Лукас Кранах Старший. 1526 год. Художественная галерея Института искусств Курто, Лондон


– Позволь мне, отец, – сказала дочь рабана, – ответить вместо тебя.

Обращаясь к кесарю, она продолжила:

– Я требую правосудия: прошлой ночью к нам забрались воры и, похитив серебряный кубок, оставили нам взамен сосуд из чистого золота.

– О, если бы каждый день боги посылали нам подобных воров! – воскликнул кесарь.

– Так подумай, дурно ли было для Адама, что вместо ребра ему дана была женщина?

Грехопадение

Притча-мидраш

«Змей был хитрее всех зверей полевых». Он рассуждал:

– Если я обращусь прямо к Адаму, он меня не послушается. Обольщу сначала Еву – женщины легковерны.

И начал змей хулить Господа, говоря:

– Он сам вкусил от этого дерева – и создал мир. А вам, людям, сказал: «Не ешьте от него», ибо опасался, чтобы вы не стали тоже творить миры.

И еще говорил змей:

– Будущее принадлежит позже родившемуся. Вы созданы после всех творений, дабы властвовать над миром. Поспешите же поесть плодов этих, пока Бог еще не создал других людей, которые начнут властвовать над вами.

Подошел змей к дереву, взялся за ствол и начал трясти его.

Затрепетало дерево, зашумела листва его: «Не смей дотрагиваться до меня, нечестивец!».

А змей говорит Еве:

– Вот я дотронулся до дерева – и не умер. Дотронься и ты; увидишь – жива останешься.

Дотронулась Ева до дерева и видит: призрак смерти стоит перед нею.


Шабаш ведьм. Франсиско Гойя. 1797–1798 годы. Музей Ласаро Гальдиано, Мадрид


– Горе мне! – воскликнула она. – Теперь я умру, а Бог сделает другую женщину и даст ее Адаму!

Тотчас же она взяла плодов и ела, и дала также Адаму, и он ел.

И не только Адаму дала Ева поесть плодов от запретного дерева, но покормила ими и животных, и птиц, и зверей. Не поддалась искушению одна только птица феникс.

Эта птица и живет вечно, через каждые тысячу лет сгорая в пламени, выходящем из ее гнезда, и снова возрождаясь из пепла.

Вражда Саваоха и Саваула, светлого и темного духов

Славянская притча

У Господа Саваоха был помощник Саваул. Бог сел управлять небесной колесницей на востоке, а пособника своего определил на западе.

Однако Саваул стал наперекор Саваоху предаваться разврату. Тогда Господь разгневался на него:

– Будь ты проклят, нечистый дух! Уйди, до Суда ты не должен здесь быть!

Нечистый дух, низвергнутый Господом, летел трое суток и попал в пучину тьмы.

От падения у него помутился ум: знает Саваул, что есть рай, да не знает – где.

Утомился нечистый дух, вздохнул. Тут у него изо рта выскочил грех и стал у ворот между светлой и темной пучиной.

Стоял на страже грех, тоже утомился и вздохнул. Выскочила из него смерть и стала между раем и светлой пучиной.

Нечистый дух, летая по темной пучине, увидел грех в образе стоящего человека и начал жечь его огнем.

Грех вертелся-вертелся – терпения нет ему от пламени, – и начал тогда он просить Саваула больше его не мучить:

– Отче, почему ты меня жжешь?


Страшный суд*. Ханс Роттенхаммер II. Около 1610 года


Ужаснулся нечистый дух:

– Почему ты меня называешь отцом?

– Потому что я от тебя создан.

– Каким образом ты от меня создан?

– Когда ты летал по пучине тьмы, то через некоторое время остановился и вздохнул. Из твоего рта выскочил я, грех, – вот почему я называю тебя отцом.

– Если я твой отче, скажи, где есть рай?!

Грех растворил ворота от тьмы в светлую пучину. Нечистый дух влетел в нее и, долго там блуждая, увидел смерть в образе стоящего человека.

Принялся Саваул жечь ее огнем, а смерть стала ужиматься от пламени. Вскоре невмоготу ей стало терпеть лютый жар, тогда она, обратясь к нечистой силе, сказала:

– Отче, за что ты меня жжешь?

Нечистый дух ужаснулся.

– Почему ты меня называешь отцом?

– Потому что я от тебя создана.

– А по какой причине ты от меня создана?

– Когда ты летал по пучине тьмы, утомился и вздохнул, то у тебя изо рта выскочил грех и стал между тьмой и светлой пучиной. Он стоял в воротах, утомился, вздохнул – и тогда уже я, смерть, выскочила у него изо рта. Вот почему я называю тебя отцом.

– Если ты появилась от меня, то покажи, где есть рай?!

Смерть отворила двери рая – и Саваул влетел внутрь.

Вдруг от него пошел смрад. Райские птицы завопили и заквохтали:

– О Господи, мерзкий дух смердит.

– Поди, Архангел Михаил, изгони его!

Михаил взял жезл и загнал нечистого духа – покатился тот, как клубок, кубарем под стену.


Святой Михаил повергает дьявола. Бонифацио Веронезе (Бонифацио де Питати). Около 1530 года. Собор Санти-Джованни э Паоло, Венеция


Обоим будет неплохо

Славянская притча

Дьявол добыл песка со дна моря, а Господь из того песка простер землю ровно да широко, как кленовый лист.

Дьявол (он был в образе лебедя) утаил в клюве земли и понаделал из этой земли болот, трясин, гор.

– Зачем ты понаделал таких гор? – спросил Господь у черта. – Каково-то человеку будет подниматься на них?

– Ах, Господи, это и хорошо, что трудно, – говорит с ухмылкой черт, – о Вас вспомнит человек и меня-то не забудет… Вот как он будет задыхаться, на высокую гору подымаясь, скажет: «Помоги, Господи!» А как с горы станет спускаться, верно, и меня вспомянет: «Черт меня понес на такую высоту: тут запросто голову сломать можно». Обоим нам будет неплохо.

Бог и беззаботный человек

Малоросская притча

Шли один раз Бог со святым Петром. Вдруг они увидели, как человек, который живет в городе, лебеду забивает и лебедою заплетает.

– Что это ты, человече, делаешь? Зачем ты лебеду забиваешь и лебедою заплетаешь?

– Ну и что? Мне все равно завтра помирать.

– А спроси, Пётр, может, он пить хочет?

– Может, ты, человече, напился бы?

– Э! Если бы у вас было!..

– Есть.

Бог с Петром дали человеку напиться и пошли дальше. Вот идут назад, а он уже дубы ворочает да сарай строит.

– Что это ты, человече, делаешь? Ты же говорил, что завтра помрешь.

– Ну и что, дети останутся, так они поживут.


Дом с луговыми цветами*. Ханс Андерсен Брендекильде. 1909 год. Частное собрание, Люксембург


И всякая тварь

Притча-мидраш

Рав Иегуда учил со слов Равва:

– Ничто в мире Божьем не сотворено без цели. Даже те твари, существование которых кажется человеку совершенно бессмысленным, содействуют строю и порядку мироздания.

Создатель исполняет волю через каждое Свое творение, не исключая даже змеи, лягушки и комара.

Рабби Негорай учил:

– Когда люди грешат и кара небесная грозит обрушиться на них, милосердный взор Всевышнего останавливается на гадах и паразитах, и Господь говорит: «Этим, в которых надобности нет, Я даю жизнь. Отниму ли ее у тех, кому Мною дано высокое назначение на земле?».

Собачья доля

Малоросская притча

В старину колос ржи не помещался на стебле – все растение представляло из себя цельное длинное зернистое соцветие от верхушки до самого корня.

Однажды ленивая баба стала жаловаться Богу что очень тяжело жать такую рожь. Всевышний разгневался, и колос вдруг стал заметно уменьшаться, подбираясь к макушке стебля – пока еще только она оставалась усеянной зернами.

Возле жнеи сидела собака. Она лучше своей хозяйки поняла, что дело неладное. Завыла собака, взмолилась Богу:

– Оставь, покинь, Боже, колоса хоть на собачью долю.

По просьбе собаки Господь перестал гневаться. С тех пор колос на ржи маленький и Бог редко посылает урожай неблагодарным людям.


Создание мира. Мельхиор Боксберг. Около 1575 года. Музей изящных искусств, Страсбург


Свет

Притча-мидраш

– Как был сотворен свет? – спросил рабби Симеон бен-Егосадок.

– Господь, – ответил раби Самуил бар-Нахман, – облачился в ослепительно-белые ризы, от которых потоками хлынул свет, засиявший от края до края Вселенной.

Рабби Елиазар учил:

– Свет, образованный Предвечным в первый день творения, был такой чистоты и силы, что человек мог видеть от конца до конца Вселенной. С появлением на земле греха и порока сей дивный свет начал тускнеть и, наконец, был отнят Всевышним у земного мира и уготован для праведников в загробной жизни.

Деревья и злаки

Притча-мидраш

Когда было сотворено железо, по деревьям прошел трепет страха. Однако железо сказало:

– Не давайте рукоятки для топора – и ни одно из вас не будет повреждено.

Рабби Симон учил:

– Каждая былинка имеет ангела-хранителя, который власт но повелевает ей: «Расти!».

Солнце и луна

Притча-мидраш

«И создал Бог два светила великие».

– Господи, – сказала Луна, – невозможно двум царям один венец носить.

– Иди, – ответил Всевышний, – и сама умали себя.

– За то ли, Господи, что правдивое слово я молвила, Ты умалить себя повелеваешь мне? – взмолилась Луна.


Благословение Христа. Джованни Беллини. Около 1500 года. Музей искусств Кимбелла, Форт-Уэрт (Техас)


И ответил ей Всемилосердный:

– Да будут звезды спутниками тебе.

Сеятель

Библейская притча

Когда Спаситель выходил из дома Симона-фарисея, за Ним последовало множество народа, жаждавшего послушать божественное учение. Христос направился к берегу озера. Толпа была велика и теснила Его к самой воде, не давая возможности свободно вести повествование.

Именно поэтому Он, как было и раньше, вошел в лодку и с ее возвышенной кормы, как бы с некоторой кафедры, обратился к толпившемуся у берега народу с поучением, а именно притчами.

Первой из этих дивных сказаний была притча о сеятеле, изображающая самое начало насаждения слова Божия в сердце человека. В такой стране, как Галилея, ничего не могло быть известнее и понятнее тех образов и картин, которые излагаются в этой притче; да и сам сеятель мог быть тут же на глазах у всех, засевая только что вспаханное поле на близлежащем косогоре, спускавшемся к озеру.

Из рассеиваемых им семян, как хорошо было известно слушателям, иное упало возле дороги; и налетели птицы, и поклевали то. Иное упало на места каменистые, где немного было земли; и так как земля была неглубока, то семя вскоре взошло, но, не имея надлежащего корня, быстро увяло и засохло под палящими лучами солнца. «Иное упало в терние (которого как тогда, так и теперь много растет в Палестине), и терние заглушило его. Иное, наконец, упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, остальное же – в тридцать».

Закончив эту притчу, Спаситель многозначительно добавил: «Кто имеет уши слышать, пусть слышит!»


Спаситель мира. Альбрехт Дюрер. До 1505 года. Метрополитен-музей, Нью-Йорк


Прибавление было нелишним, потому что у многих были уши для слышания притчи, но не хватало разума для ее понимания.

Только избранным ученикам дано «знать тайны Царства Небесного», и им как предвестникам этих тайн Спаситель мог предложить и объяснение внешних образов притчи.

Под сеятелем семени разумеется Сам божественный Проповедник слова Божия, а под семенем – Его слушатели.

Многие из них подобны тому семени, которое упало возле дороги и было поклевано птицами да потоптано прохожими. Это люди с бесчувственным и невосприимчивым сердцем, в котором слово Божие совершенно не находит почвы для своего прозябания и из которого оно или тотчас же похищается духом злобы, или теряется и гибнет на каменистой дороге житейских забот. Другие из слушателей подобны посеянному на каменистых местах, на которых есть немного почвы, но ее недостаточно для того, чтобы дать возможность семенам укорениться. Эти люди с живой радостью воспринимают слово Божие, но оно не укрепляется в их сердце, и они под влиянием гонений и житейских невзгод с такой же легкостью отвергают его, потому слово вянет и засыхает в их душе. Семя, посеянное в тернии, означает того, кто воспринимает слово и дает ему возможность произрастания в своем сердце; но забота века сего и обольщение богатства с течением времени заглушают в них слово Божие, и оно бывает бесплодным. Наконец, семя, посеянное на доброй земле, означает слово слышащего и разумеющего, который бывает плодоносен, так что одни приносят плод во сто крат, другие – в шестьдесят, а остальные – в тридцать.


Добрый самаритянин. Эме Николя Моро. 1880 год. Малый дворец, Париж


Добрый самаритянин

Библейская притча

Один законник встал и, искушая Иисуса, сказал:

– Учитель! Что мне делать, чтобы унаследовать вечную жизнь?

Христос же сказал ему:

– В законе что написано? Как читаешь?

Тот ответил:

– Возлюби Господа Бога всем сердцем, и всей душою, и всей своей крепостью, и всем разумением твоим, а также ближнего, как самого себя.

Иисус сказал ему:

– Правильно ты ответил. Так поступай – и будешь жить. Однако законник, желая оправдать себя, возразил Иисусу:

– А кто мой ближний?

На это Иисус сказал:

– Один человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам. Они сняли с него одежду, изранили его и бросили, оставив едва живым. По случаю один священник шел той дорогою и, увидев несчастного, прошел мимо. Также и левит – побывал на том месте, подошел, посмотрел и тоже прошел мимо. Самаритянин же, проезжая, нашел раненого и, увидев его, сжалился. Он подошел к человеку и перевязал его раны, возливая масло и вино. Затем он посадил беднягу на своего осла, привез его в гостиницу и хорошо позаботился о нем. На другой день, отъезжая, самаритянин вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: «Позаботься о раненом; если потратишь больше, я, когда возвращусь, отдам тебе деньги». Как ты думаешь, кто из этих троих был ближним человеку, попавшемуся разбойникам?

Законник ответил:

– Оказавший ему милость.


Рынок рабов. Жан-Леон Жером. 1871 год. Художественный музей, Цинциннати (Огайо)


Тогда Иисус сказал ему:

– Иди и поступай так же.

Царь и должники

Библейская притча

Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими. Когда начал он считаться, к нему привели некоего, кто должен был ему десять тысяч талантов. Однако у должника не было чем заплатить, поэтому государь приказал продать его, жену, детей и все, что он имел, и заплатить. Тогда раб тот пал и, кланяясь царю, сказал:

– Государь! Потерпи на мне – и все тебе заплачу.

Царь, умилосердившись над рабом, отпустил его и простил ему долг. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, начал душить, приговаривая:

– Отдай мне, что должен.

Тогда товарищ пал к его ногам и, умоляя, сказал:

– Потерпи на мне – и все тебе отдам.

Однако раб не захотел ждать; он пошел и посадил товарища в темницу, пока тот не отдаст долга. Товарищи его, увидев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали своему государю о случившемся. Тогда царь призвал раба и сказал ему:

– Злой раб! Весь твой долг я простил, потому что ты упросил меня.

Не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как я помиловал тебя?

Разгневавшись, государь отдал раба истязателям, пока тот не отдаст ему всего долга.

Так и Отец мой Небесный поступит с вами, если каждый от всего сердца не простит согрешений своему брату.


Притча о брачном пире*. Андрей Николаевич Миронов. 2014 год. Собрание автора


Бесплодная смоковница

Библейская притча

В Вифании провел Иисус ночь. Поутру же, возвращаясь в город, взалкал, увидя близ дороги смоковницу, подошел к ней. И, ничего не найдя на ней, кроме листьев, говорит ей:

– Да не будет же впредь от тебя плодов вовек! И смоковница тотчас засохла.

Увидев сие, ученики дивились и говорили:

– Как смоковница тотчас засохла? Иисус же сказал им в ответ:

– Истинно говорю вам: ежели будете иметь веру и не усомнитесь, не то еще сотворите.

Скажете этой горе: двинься и ввергнись в море – и будет!

Фарисей и мытарь

Библейская притча

Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.

Фарисей стал молиться так: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи или как этот мытарь. Пощусь я два раза в неделю, отдаю десятую часть из всего, что приобретаю».

Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо. Однако, ударяя себя в грудь, он говорил: «Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!»

Сказываю вам, что мытарь пошел в свой дом более оправданным, нежели фарисей: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.


Притча об умных и глупых девах*. Питер Йозеф фон Корнелиус. 1813–1816 годы. Музей Кунстпаласт, Дюссельдорф


Брачный пир

Библейская притча

Царство Небесное подобно десяти девам, которые, взяв свои светильники, вышли навстречу жениху. Пять из них были мудрыми и пять неразумными. Глупые, взяв светильники, забыли о масле. Мудрые же вместе со светильниками взяли его в своих сосудах. Жених замедлил, потому все девы задремали и уснули.

В полночь раздался крик:

– Вот жених идет, выходите ему навстречу.

Тогда все девы встали и поправили свои светильники. Неразумные же сказали мудрым:

– Дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут.

Мудрые отвечали:

– Чтобы не случилось недостатка ни у нас, ни у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе.

Когда же отправились они покупать, пришел жених. Готовые девы последовали за ним на брачный пир, и двери затворились. После пришли прочие девы и сказали:

– Господи, отвори нам!

Он же сказал им в ответ:

– Истинно говорю вам: не знаю вас.

Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, когда придет Сын Человеческий.

Светильник

Библейская притча

Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет. Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно.

Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма? Если же тело твое все лучисто и не имеет ни одной темной части, то будет светло все так, как бы светильник освещал тебя сиянием.


Пшеничные снопы в поле. Винсент Ван Гог. 1885 год. Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло


Зерна и плевелы

Библейская притча

Царство Небесное подобно человеку, посеявшему на своем поле доброе семя. Когда люди спали, нагрянул враг, посеял между пшеницею плевелы и ушел. После того как проросла зелень и показался плод, явились и плевелы. Придя же, рабы сказали своему домовладыке:

– Господин! Не доброе ли семя посеял ты на поле? Откуда же на нем плевелы?

Он же ответил им:

– Враг человека сделал это.

А рабы сказали ему:

– Хочешь ли, мы пойдем и выберем плевелы?

Однако домовладыка ответил:

– Нет. Чтобы выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы. Во время сбора урожая я скажу жнецам: «Соберите преж де плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь, а пшеницу уберите в житницу мою».

Сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир; доброе семя – это сыны Царствия, а плевелы – сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы – ангелы.

Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века: пошлет Сын Человеческий ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную. Там будет плач и скрежет зубов. Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их.


Воскрешение Лазаря. Себастьяно дель Пьомбо. 1517–1519 годы. Национальная галерея, Лондон


Нищий Лазарь

Библейская притча

Один человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день блистательно пиршествовал. Другой был нищим и звался Лазарем. Он лежал у своих ворот в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, а псы, приходя, лизали его раны.

Когда нищий умер, ангелы отправили его на лоно Авраамово. Когда же умер богач и его похоронили, он попал в ад. Будучи в муках, он поднял свои глаза и увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне. Тогда он, возопив, сказал:

– Отче Аврааме! Умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил мой язык, ибо я мучаюсь в пламени.

Однако Авраам сказал:

– Чадо! Вспомни, что ты в своей жизни получил доброе, а Лазарь – злое. Ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь.

Сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.

Тогда богач сказал:

– Так прошу тебя, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев. Пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.

Авраам ответил ему:

– У них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.


Возвращение блудного сына. Рембрандт Харменс ван Рейн. Около 1668 года. Эрмитаж, Санкт-Петербург


Богач же на это сказал:

– Нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, они покаются.

Тогда Авраам сказал ему:

– Если они Моисея и пророков не слушают, то если кто из мертвых воскреснет, им и вовсе не поверят.

Блудный сын

Библейская притча

У человека было два сына. Младший из них сказал отцу:

– Отче! Дай мне часть имения.

И отец разделил имущество.

Через несколько дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там, живя распутно, расточил свое имение. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и юноша начал нуждаться. Он пошел и пристал к одному из местных жителей, а тот послал его на свои поля пасти свиней. Юноша рад был наполнить чрево рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, он сказал:

– Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я тут умираю от голода. Встану, пойду к отцу моему и скажу: «Отче, я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. Прими меня в число наемников».

Юноша встал и пошел к отцу. Когда он был еще далеко, отец увидел его и сжалился; он, побежав, пал ему на шею и поцеловал его. Сын же сказал ему:

– Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться твоим сыном.

А отец сказал рабам своим:

– Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся.


Возвращение блудного сына*. Корнелис Массейс. 1538 год. Рейксмюзеум, Амстердам


И все начали веселиться.

Старший же сын в то время был на поле. Когда же он, возвращаясь, приближался к дому, то услышал пение и ликование. Тогда он призвал одного из слуг и спросил:

– Что это такое?

Тот сказал ему:

– Брат твой пришел, и отец заколол откормленного теленка, потому что принял свое чадо здоровым.

Старший сын осердился и не захотел войти. Отец же, выйдя, позвал его, но тот сказал в ответ:

– Я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты не дал мне даже козленка, чтобы повеселиться с друзьями. А когда пришел этот сын твой, расточивший свое имение с блудницами, ты заколол для него откормленного теленка!

Отец же сказал ему:

– Сын мой! Ты всегда со мною, и все мое – твое.

А радоваться и веселиться нужно о том, что брат твой был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

Наемники

Библейская притча

Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано утром нанять работников в виноградник и, договорившись с ними по динарию в день, послал их трудиться. Выйдя около третьего часа, хозяин увидел других работников, праздно стоящих на торговой площади, и сказал им:

– Идите и вы в виноградник мой, что заработаете, то и дам вам.


Притча о работниках на винограднике*. Рембрандт Харменс ван Рейн. 1637 год. Эрмитаж, Санкт-Петербург


Опять выйдя около шестого и девятого часа, хозяин дома сделал то же.

Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и сказал им:

– Что вы здесь стоите целый день?

Они ответили ему:

– Никто нас не нанял.

– Идите и вы в виноградник мой, что заработаете, то и получите.

Когда же наступил вечер, господин виноградника сказал управителю:

– Позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых.

Пришедшие последними получили по динарию. Пришедшие же первыми думали, что получат больше, но получили столько же. Тогда они стали роптать:

– Эти последние работали один час, а ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной.

Хозяин же сказал одному из них:

– Друг! Я не обижаю тебя. Не за динарий ли ты договорился со мною? Возьми свое и пойди. Я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе. Разве я не властен делать что хочу? Или глаз твой завистлив? Так будут последние первыми и первые последними, ибо много званых, а мало избранных.

Виноградник Навуфея

Библейская притча

У Навуфея-израильтянина в Изрееле подле дворца Ахава, царя Самарийского, был виноградник. Однажды Ахав сказал ему:

– Отдай мне свой виноградник. Взамен я дам тебе лучший из своих или столько серебра, сколько он стоит.

На это Навуфей ответил:

– Сохрани меня Господь, чтоб я отдал наследство моих отцов!


На винограднике*. Джон Фредерик Льюис. Около 1829 года. Йельский центр британского искусства, Нью-Хейвен (Коннектикут)


Ахав пришел домой встревоженный и огорченный словами израильтянина и лег спать, даже не поев хлеба.

К нему зашла жена Иезавель и сказала:

– Отчего ты встревожился, что и хлеба не ешь?

Ахав ответил:

– Когда я стал говорить Навуфею-израильтянину: «Отдай мне твой виноградник за серебро или, если хочешь, возьми себе вместо него другой виноградник», – он сказал: «Не отдам тебе виноградника моего, наследства отцов».

И сказала ему Иезавель:

– Что за царство было бы в Израиле, если бы ты так поступал?

Встань, ешь хлеб и будь спокоен. Я доставлю тебе этот виноградник!

Она написала от имени Ахава письма, запечатала их и послала знатным в городе людям, живущим с Навуфеем. Она писала так: «Объявите пост и посадите Навуфея на первое место в народе. Против него посадите двух негодных людей, которые будут говорить ему: «Ты хулил Бога и царя». Потом выведите его и побейте камнями, чтоб он умер».

И исполнили мужи города, жившие здесь, приказ Иезавели. Они объявили пост и посадили Навуфея во главе народа. Два негодных человека сели против него и свидетельствовали перед народом:

– Навуфей хулил Бога и царя.

Тогда израильтянина вывели за город, побили камнями, и он умер.

Услышав о свершенном, Иезавель сказала Ахаву:

– Встань и возьми во владение виноградник Навуфея-израильтянина, он умер.

Ахав, услышав, что Навуфей убит, разодрал свои одежды, облачился во вретище и пошел в виноградник израильтянина.


Виноградные лозы в Кане*. Пьер Огюст Ренуар. 1908 год. Бруклинский музей, Нью-Йорк


И сказал Господь Илии Фесвитянину:

– Встань и пойди навстречу Ахаву, царю Израильскому, который в Самарии. Он сейчас в винограднике Навуфея. Скажи ему: «Так говорит Господь: ты убил и еще вступаешь в наследство?» И еще скажи:

«Так говорит Господь: на том месте, где псы лизали кровь Навуфея, они будут лизать и твою кровь».

Ахав сказал Илии:

– Нашел ты меня, враг мой!

Проповедник ответил:

– Нашел, ибо ты предался тому, чтобы делать неугодное пред очами Бога. Так говорит Господь: «Вот, Я наведу на тебя беды и вымету за тобою. И поступлю с домом твоим так, как поступил с домом Иеровоама, сына Наватова, и с домом Ваасы, сына Ахиина, за оскорбление, которым ты раздражил Меня и ввел Израиля в грех».

О Иезавели Господь сказал: «Псы съедят ее за стеною Изрееля. Кто умрет у Ахава в городе, того съедят псы, а кто умрет на поле, того склюют птицы небесные. Не было еще такого, как Ахав, который начал делать неугодное пред очами Господа, к чему подущала его жена Иезавель. Он поступал весьма гнусно, следуя идолам, – так делали аморреи, которых Господь прогнал от лица сынов Израилевых».

Выслушав все эти слова, Ахав умилился перед Господом и заплакал. Он разодрал свои одежды и возложил на тело вретище, постился, спал во вретище и ходил печально. И было слово Господне к Илии Фесвитянину об Ахаве:

– Видишь, как смирился предо Мною Ахав? За это Я не наведу бед в его дни, а во дни его сына наведу беды на весь дом.


Прогулка по винограднику. Эдуард Виллард. Около 1897–1899 годов. Музей современного искусства, Лос-Анджелес (Калифорния)


Два сына виноградаря

Библейская притча

У одного человека было два сына. Подойдя к первому, он сказал:

– Сын! Пойди сегодня поработай в моем винограднике.

Тот сказал в ответ:

– Не хочу.

Однако позже он раскаялся и пошел.

Тогда человек подошел к другому сыну и сказал ему тоже поработать в винограднике. Этот ответил:

– Иду государь.

Однако он никуда не пошел.

Который из двух сыновей исполнил волю отца?

Ему ответили:

– Первый.

Тогда Иисус сказал:

– Истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие.

Ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, но вы не поверили ему, а мытари и блудницы приняли его истину.

Вы же, увидев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему.

Виноградари

Библейская притча

Один хозяин дома насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг взять поспевшее. Однако виноградари, схватив слуг, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Чуть позже хозяин опять послал слуг, больше прежнего, но с ними поступили так же. Наконец послал он к виноградарям своего сына, говоря:

– Постыдятся сына моего.


Притча о работниках на винограднике. Саломон Конинк. Между 1647 и 1649 годами. Эрмитаж, Санк-Петербург


Виноградари, увидев сына хозяина, сказали друг другу:

– Это наследник. Пойдем убьем его и завладеем имуществом.

Они схватили его, вывели вон из виноградника и убили.

Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Ему ответили:

– Злодеев сих он предаст смерти, а виноградник поручит другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды в свое время.

Тогда Иисус сказал им:

– Неужели вы никогда не читали в Писании:

«Тот самый камень, который отвергли строители, сделался главою угла».

Это от Господа и дивно в наших очах? Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу приносящему плоды его. Тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.

Истина

Библейская притча

Однажды царь Дарий устроил большой пир всем своим подданным и домашним, и всем вельможам Мидии и Персии, и всем сатрапам и военачальникам, и начальникам подвластных ему стран от Индии до Эфиопии в ста двадцати семи сатрапиях. Все ели и пили, а насытившись, разошлись. Царь же отправился отдыхать в свою спальню.


Горькое зелье*. Адриан Брауве. 1637 год. Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне


Между тем трое юношей, охранявшие тело правителя, сказали друг другу:

– Пусть каждый из нас скажет одно слово о том, что всего сильнее? Чье слово окажется разумнее других, тому царь Дарий даст великие дары и большую награду. И будет тот одеваться багряницею, пить из золотых сосудов и спать на золоте, начнет ездить на колеснице с конями в золотых уздах, носить на голове повязку из виссона и ожерелье на шее. За мудрость свою он сядет вторым после Дария и будет называться его родственником.

Тотчас юноши написали каждый свое слово, запечатали, положили под изголовье царя и сказали:

– Когда правитель встанет, ему подадут это писание. За кем царь и трое вельмож персидских признают, что слово его мудрее, тому дастся преимущество, как написано.

Один написал: «Сильнее всего вино». Другой написал: «Сильнее царь». Третий написал: «Сильнее женщины, но над всем одерживает победу истина».

Когда царь встал, ему подали это писание и он прочитал его. Тогда Дарий призвал всех вельмож Персии и Мидии, сатрапов и военачальников, начальников областей и советников. Все они сели в совещательной палате, и пред ними было прочитано писание. И сказал царь:

– Призовите этих юношей, пусть они объяснят свои слова.

И были они призваны. Тогда Дарий сказал им:

– Объясните нам написанное.

Первым начал говорить юноша, сказавший о силе вина:

– О мужи! Как сильно вино! Оно приводит в омрачение ум всех людей, пьющих его;

оно делает ум царя и сироты, раба и свободного, бедного и богатого одним умом.


„Что есть Истина?“ Христос и Пилат. Николай Николаевич Ге. 1890 год. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Всякий ум превращается в веселье и радость, так что человек не помнит никакой печали и долга. Вино делает все сердца богатыми, так что никто не думает ни о царе, ни о сатрапе, и всякого оно заставляет говорить о своих талантах. Когда люди пьянеют, они не помнят о приязни к друзьям и братьям и скоро обнажают мечи, а когда трезвеют от вина, то не помнят, что делали. О мужи! Не сильнее ли всего вино, когда оно заставляет нас так поступать?

Сказав это, первый юноша замолчал.

Тогда начал говорить второй, сказавший о силе царя.

– О мужи! Не сильны ли люди, владеющие землею и морем и всем содержащимся в них? Однако царь превозмогает их, господствует над всеми и повелевает ими. Во всем, что бы он им ни сказал, они повинуются. Если скажет, чтоб ополчались друг против друга, они исполняют; если пошлет их против неприятелей, те идут и разрушают горы, стены и башни, убивают и бывают убиты; но они не преступают царского слова. Если же люди победят, они приносят царю все, что получают в добычу. Те, которые не ходят на войну и не сражаются, но возделывают землю, после посева, собрав жатву, также приносят урожай царю и, понуждая один другого, отдают ему дань. Только если он один скажет убить – люди убивают; если скажет отпустить – отпускают; скажет бить – бьют; велит опустошить – опустошают; скажет строить – строят; прикажет срубить – срубят; скажет насадить – насадят. Весь народ его и войско повинуются царю. Кроме того, он возлежит, ест, пьет и спит, а они стерегут вокруг него и не могут отойти и начать делать свои дела, не могут ослушаться его.

О мужи! Не сильнее ли всех царь, когда так повинуются ему?

Сказал так второй юноша и замолчал.


Обнаженные модели. Ивар Камке. 1918 год


Третий же, сказавший о женщинах и истине, – это был Зоровавель, – начал говорить:

– О мужи! Не велик ли царь и многие из людей и не сильно ли вино? Однако кто господствует над ними и владеет ими? Не женщины ли? Жены родили царя и весь народ, который владеет морем и землею. От них родились и ими были вскормлены насаждающие виноград, из которого делается вино. Они делают одежды для народа и доставляют украшения, и люди не могут быть без жен. Если соберут золото, серебро и всякие драгоценности, а потом увидят одну женщину, хорошую и красивую лицом, то, оставив все, они устремляются к ней, раскрыв рот, смотрят на нее и прилепляются к ней более, чем к золоту, серебру и ко всякой дорогой вещи. Человек оставляет воспитавшего его отца и страну свою и присоединяется к жене своей; с нею он оставляет душу и не помнит ни отца, ни матери, ни страны.

Из этого вы должны понять, что женщины господствуют над вами.

Не трудитесь и не напрягаете ли вы усилий, и не отдаете и не приносите ли все это женам? Человек берет свой меч и выходит на дороги, чтобы грабить и красть. Он готов плавать по рекам и морям, встречает льва и скитается во тьме. Однако только он украдет, похитит или ограбит, как относит все своей возлюбленной. Человек любит жену больше, нежели отца и мать. Многие сошли с ума из-за женщин и сделались через них рабами. Многие погибли, сбились с пути и согрешили из-за женщин. Неужели теперь не поверите мне? Не велик ли царь властью своею? Не боятся ли все страны прикоснуться к нему? Я видел его и Апамину, дочь славного Вартака, царскую наложницу, сидящую по правую сторону от правителя; она снимала с его головы венец и возлагала на себя, а левою рукою ударяла государя по щеке. При всем том царь смотрел на нее раскрыв рот: если она улыбалась ему – улыбался и он; если же она сердилась на него – он ласкал ее, чтобы помириться.


Истина. Антон Рафаэль Менгс. 1756 год. Музей изящных искусств, Хьюстон (Техас)


О мужи! Как же не сильны женщины, когда они так поступают?

Тогда царь и вельможи взглянули друг на друга, а юноша начал говорить об истине.

– О мужи! Не сильны ли женщины? Земля велика, небо высоко, а солнце быстро в своем движении, ибо оно в один день обходит круг неба и возвращается на свое место. Не велик ли тот, кто сотворил это? И истина велика и сильна. Вся земля взывает к истине, небо благословляет ее, и все дела трепещут пред нею. В ней нет неправды. Неправедно вино, неправеден царь, неправедны женщины, несправедливы все сыны человеческие; все их дела таковы, нет в них истины, и они погибают в своей неправде; а истина пребывает и остается сильною, она живет и владычествует из века в век. У истины нет лицеприятия и различения, но она вершит правосудие, удаляясь от всего несправедливого и злого, и все одобряют ее дела. В ее суде нет ничего неправого; она есть сила, царство, власть и величие всех веков: благословен Бог истины!

Наконец юноша перестал говорить. Тогда все возгласили и сказали:

«Истина велика и сильнее всего».

Царь же сказал юноше:

– Проси, чего хочешь, более написанного. Дадим тебе все, что пожелаешь, так как ты оказался мудрейшим. Отныне ты будешь сидеть подле меня и называться моим родственником.

Разум и воля

Египетская притча

До появления Озириса и Изиды и сотворения Мира существовал только один Разум. В Нем заключалась Воля. Они не могли никак перевесить друг друга и оба оставались в бездействии. В пространстве не создавалось ничего.


Анкх, Джед и Солнце. Около 1300 года до нашей эры. Виньетка из египетской Книги мертвых. Британский музей, Лондон


Разуму надоело это положение.

– Отделюсь я, – думает он про себя, – однажды от этой упрямой Воли! Я – Разум, у меня есть разные чудесные соображения.

Мне стоит только быть совершенно свободным – и стану я созерцать да думать, и приведу всю мудрость в действие, и создам нечто удивительное!

Но здесь я никак не останусь! Нас будет двое, родится число два, начало зла, лжи, кривизны, несовершенства, ссоры, оно все мне перепортит. Я полечу вдаль по беспредельной тьме, чтоб всегда быть единицей и действовать во всем с полным единством!..

В то же время Воля точно так рассуждала со своей стороны.

– Я – Воля, – говорит она себе тихомолком, – у меня бездна прихотей, одни затейливее других! Зачем мне вечно корпеть здесь с этим тяжелым Разумом? Я полечу себе вдаль по тьме, с ним уж конечно не останусь! Явится число два, будет беда.

Там стану я действовать по моему произволу, исполнять все свои капризы и мне будет весело. Где-нибудь в удобном месте я создам такие чудеса, которые Разуму и во сне не снились!

Как они составляли единицу, то, чтобы понять друг друга, договоры и объяснения были не нужны.

– Ну так разойдемся! – сказали оба они в одно слово.

– Ты погнись немножко вот в эту сторону, – присовокупил Разум, – я сделаю то же – и мы переломимся.

От первого соединенного усилия великая единица лопнула. Разум и Воля разорвались.


Счастливый союз*. Паоло Веронезе. Около 1570 года. Национальная галерея, Лондон


Воля тотчас помчалась. Отлетев на некоторое расстояние, она, однако ж, оглянулась назад – ей желательно было удостовериться, в которую сторону отправился Разум, чтобы с ним опять где-нибудь не столкнуться. Смотрит она и видит… Что это такое? Разум не трогается с места!

Она возвратилась к нему и спрашивает:

– Зачем ты лежишь здесь? Ты хотел лететь вдаль!

– Не могу пошевелиться, сестрица, воли никакой во мне не имеется! Толкни меня, пожалуйста, хорошенько!

Воля дала ему толчок изо всей мочи, и Разум полетел во тьме по направлению пространства, а Воля полетела по направлению времени.

Прошли века. Воля много напроказничала, она поминутно то создавала какой-нибудь странный мир, то уничтожала его, то починяла полуразрушенный, то бросала неоконченный и начинала новый. После бесчисленных опытов, в которых не было никакого толку, утомившись, пожелала она посмотреть, как действует Разум, по каким законам производит он постройку Миров в своей стороне.

Она полетела по направлению пространства и вскоре нашла Разум.

– Что это? – вскрикнула Воля с крайним изумлением. – Ты спишь? Ты ничего не сделал? Ты же хотел развернуть всю мудрость, созерцать, думать, выдумывать, сочинять удивительное?

– Ничего не думается, сестрица, – печально отвечал Разум, – не знаю, о чем и думать! Нет никакого желания! Пока составляли мы единое, ты рассуждала мною, разумом, я желал тобою, волею. Мы разошлись – и мне ровно ничего не хочется без тебя! А ты, я думаю, ничего без меня не смыслишь. Вот и начало зла, сестрица.

Мир еще не создан, а зло уже создалось само собою!


Аллегория истинной любви. Диптих. Ганс Мемлинг. Между 1485 и 1490 годами. Метрополитен-музей, Нью-Йорк


Я обдумал одно только, а именно, что мы очень нехорошо сделали, уничтожив наш союз. Как бы мы теперь ни удалялись друг от друга, мы уже двое! Будем ли бегать или искать друг друга, это зла не исправит, зло во все будет вмешиваться, потому что я и ты – теперь двое нас.

Воля спросила:

– Как же быть? Разве нет средства оградиться от зла?

– Одно только есть средство, любезнейшая сестрица, – отвечал Разум, – если не совсем оградиться, по крайней мере уменьшить его действие. И оно состоит в том, чтобы мы жили вместе и общими силами произвели третье, которое пополнит нас, новое и еще высшее совершенство.

– Как же это сделать, любезнейший братец? Я готова! – сказала Воля. – Научи!

– С моим удовольствием! – продолжал Разум. – Я буду муж, а ты будешь жена, и мы произведем чадо.

– Что же это будет за чадо? – спросила Воля.

– Это будет Любовь! – сказал Разум.

– Без Любви мир создать невозможно.

Одна она может противостоять злу. Мы, конечно, будем с тобою иногда ссориться, потому что нас двое, но Любовь примирит нас – и все пойдет ладно. Нужна только Любовь! Примемся, сестрица, за дело!

– Изволь, – сказала Воля. – Я люблю всякую новость и не прочь опыту!

Разум и Воля поцеловались – и родилась Любовь.