Вы здесь

Большая книга мудрости победителей. 2. Победа разума ( Сборник, 2017)

2. Победа разума

Казалось бы, слово «победа» имеет мало отношения к науке и философии. Но – лишь на первый взгляд. Подчас ученому приходится отстаивать свои взгляды, преодолевая косность, агрессию и нежелание общества по-иному посмотреть на окружающую действительность. Бывало, что за свои убеждения люди всходили на костер или становились изгнанниками…

Наука невозможна без стремления к истине. Но настоящий ученый желает познать истину не для того, чтобы возвыситься над окружающими, а для того, чтобы щедро поделиться с ними вновь обретенными знаниями.

И тогда он остается в истории как победитель, даже если не получил признания при жизни.

История рассудит всех.


Рафаэль Санти. Афинская школа. 1509-1510


Жан-Леон Жером, Диоген. 1860


Сократ. Первый среди философов

Герман Эрнандес Амopec. Сократ застает своего ученика Алкивиада в доме гетеры. 1857


Почему имя древнегреческого философа Сократа до сих пор ассоциируется с победой моральных устоев человека над суровыми обстоятельствами? Должно быть, потому, что Сократ на протяжении всей жизни был самоотверженным служителем истины, которая была для него единственной целью и главной добродетелью. Его оригинальные методы, заложившие основы философии, до сих пор помогают нам побеждать невежество и разоблачать ложные суждения, а его пример вдохновляет всех стремящихся обрести мудрость, Сократ готов был следовать истине до конца, он не отрекся от своих взглядов и пошел на смерть, морально восторжествовав над врагами.

• Сократ родился в 470 или в 469 году до нашей эры в Афинах, умер в 399 году до нашей эры там же.

• Философ утверждал, что с детства слышал внутренний голос, который указывал ему, что правильно, а что нет.

• Участвовал во многих сражениях и показал себя бесстрашным воином. В одном из боев Сократ спас правителя Алкивиада.

• Разработал принципы рационального мышления и метод анализа понятий.

• Учение Сократа было устным, сам он не оставил никаких текстов, его взгляды известны со слов учеников и современников.


Бюст Сократа. Гравюра. XVII в.


Мудрым свойственно сомнение

Глупость самоуверенна, и лишь подлинный ум допускает сомнения. Тот, кто ищет истину, а не славу, не будет провозглашать себя мудрым и не даст лести затуманить свой разум.


При жизни Сократа в Афинах было немало мудрецов и философов, и многие из них кичились своим умом и хвастались познаниями. Сократ же часто повторял: «Я знаю лишь то, что ничего не знаю».

Однажды ученик Сократа пришел к Дельфийскому оракулу и спросил:

– Кто самый мудрый из людей?

Жрица оракула провозгласила:

– Мудрее всех, без сомнения, Сократ.

Сократ, услышав эти слова, не поверил. Он знал, что боги, говорящие устами оракула, не могут ошибаться, но все равно усомнился. Вокруг столько умных людей, неужели он превосходит их всех? Он отправился к политикам, надеясь встретить мудрецов среди них, но понял, что они имеют довольно смутное представление о благе народа. Тогда он пошел к людям искусства, к ремесленникам, к ученым, но все они разочаровали пытливого искателя истины. Мало того, что эти люди ничего не знали, они даже не догадывались о собственном невежестве. Сократ же осознавал несовершенство своего разума и поэтому мог считать себя мудрее остальных.


Рейер ван Бломмендаль. Сократ и Ксантиппа. Ок. 1655


Настоящий мудрец – не тот, кто самоуверенно заявляет об обладании знанием, а тот, кто постоянно находится в поиске правды, исследует, размышляет, сомневается.

«Человеческая мудрость стоит немного или вовсе ничего не стоит»

Сократ

Глубокая концентрация

Далеко не все мыслители могут похвастаться умением концентрироваться на волнующем их вопросе при любых внешних обстоятельствах. Сократ таким даром обладал.


Когда Сократ размышлял о какой-то философской проблеме, он не замечал того, что творится вокруг, – идет ли дождь, палит ли солнце или летают стрелы неприятеля.

Как-то на привале во время военного похода Сократ задумался и застыл неподвижно на месте. День сменил вечер, лагерь готовился ко сну, а философ все стоял и стоял, глубоко погрузившись в свои мысли. Вокруг него собралась любопытная толпа, всем было интересно – сколько еще он сможет продержаться?

– Он с самого утра не двигается, – говорили люди друг другу. – Как у него это получается?

Самые любопытные из воинов вынесли свои подстилки из палаток, чтобы поспать на свежем воздухе и заодно понаблюдать за Сократом. Но никто из них не дождался окончания размышлений философа. Сократ оказался выносливее наблюдателей – он простоял до самого восхода солнца, ровно до того момента, как в его голове появился ответ, разрешающий все сомнения. Человек, способный погрузиться в столь глубокую медитацию, непременно извлечет из своих размышлений мудрые мысли!

Все ради самосовершенствования

Человек не властен над обстоятельствами, но от него зависит, обратит он их во зло или во благо. Сократ не просто одерживал верх над любыми житейскими невзгодами, он неустанно использовал их для самосовершенствования.


Известно, что жена философа и мать троих его сыновей, Ксантиппа, была на редкость сварливой и вздорной женщиной. Она постоянно упрекала мужа в том, что он тратит время впустую, провоцировала ссоры, устраивала скандалы, не гнушаясь и рукоприкладством… Сократ же, несмотря на свой острый язык, всегда проявлял по отношению к ней удивительную кротость.

Иногда друзья спрашивали его:

– Почему ты не перевоспитаешь или не прогонишь Ксантиппу, женщину, сварливее которой нет на свете?

– Люди, желающие стать хорошими наездниками, берут себе лошадей не смирных, а горячих. Вот и я взял ее в убеждении, что если смогу жить с ней, то мне легко будет с любыми людьми, – отвечал мудрый Сократ,

Так он терпел выходки жены, ежедневно упражняясь в терпении и кротости. После разъяренной Ксантиппы никакой противник в философских диспутах не был ему страшен! Всем, кто стремится к развитию своих лучших качеств, можно посоветовать оглянуться вокруг: наверняка и у вас есть своя Ксантиппа – кто-то или что-то, постоянно испытывающие ваше терпение. Может, и у вас получится использовать это для самосовершенствования?

«Если беды, о которой ты говоришь, можно избежать, то почему ты жалуешься? А если она неизбежна, тем более – какой смысл жаловаться?»

Сократ

Пьер Франческо Мола. Сократ и его ученики. 1660-е.


Ничего лишнего

«Чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам», – говорил Сократ. И не просто говорил, а постоянно придерживался этой простой истины.


Как многие духовные люди, Сократ вел аскетический образ жизни, обходясь самым малым из необходимого. Он стремился к обретению знания и добродетели и понимал, что привязанность к материальным благам может стать препятствием на этом пути.

Среди последователей философа были и богатые, облеченные властью афиняне. Один из них, Алкивиад, в знак признательности и уважения хотел подарить Сократу большой земельный надел и помочь выстроить дом.

– Я хочу отблагодарить тебя, учитель, – сказал Алкивиад.

Но философ отказался от дара, превышающего его потребности.

– Если бы мне нужны были сандалии, а ты предложил бы мне для них целую бычью кожу, разве не смешон бы я стал с таким подарком? – воскликнул Сократ.

Философ круглый год ходил босой, в одной и той же старой хламиде. Он мог очень долго переносить голод и жажду и иногда сознательно отказывал себе в еде, чтобы воспитать волю и терпение.

Он всегда поражался тому, как много усилий люди тратят на удовлетворение телесных нужд, на роскошь и удовольствия, забывая при этом о собственной душе. А ведь мудрость и благодетель не купить за деньги, они достаются лишь тем, кто посвятил им жизнь.

«Быть довольным – это наше природное богатство, роскошь – это искусственная бедность»

Сократ

Идти до конца

О многих мудрецах и философах можно сказать, что их судьба и учение тесно переплетены, к Сократу это утверждение относится в полной мере. Он всю жизнь следовал тому, что считал истинным, и не отступил от своих взглядов даже под страхом смерти.


Сократ был прямолинеен, он смело обличал человеческие пороки и изъяны общества, чем нажил немало врагов в Афинах. Философа обвинили в богохульстве и развращении юношества, и он предстал перед судом. Если бы он признал вину, то был бы помилован.

Но разве может преданный служитель истины покориться невежественной толпе? Сократ заявил, что радел о благе соотечественников и не заслуживает наказания.

Афинский суд приговорил философа к казни, но у него еще была возможность спастись – друзья подготовили ему побег.

– Разве есть за пределами Аттики место, куда бы не было доступа смерти? – воскликнул философ в ответ на их предложение.

Сократ отказался бежать, он полагал, что, как и любой гражданин, обязан подчиняться законам. Перед казнью мыслитель сохранял удивительное спокойствие, он считал смерть освобождением души от оков тела и не боялся ее.

Его решение подчиниться суду и пойти на смерть стало беспрецедентной победой духа над обстоятельствами. Философ мудро использовал сложившуюся ситуацию для того, чтобы его услышали и запомнили. В прощальной речи на суде, вошедшей в анналы истории, Сократ призвал сограждан заботиться о душе и превыше всего ценить истину.

«Лучше подвергаться несправедливости, чем самим совершать ее»

Сократ

Жак-Луи Давид. Смерть Сократа. 1787


Турецкая миниатюра. Сократ и ученики. XIII в.


Мудрые мысли

Кто хочет – ищет способ, кто не хочет – ищет причину.


Если ты будешь любознательным, то будешь много знающим.


К родителям относись так, как ты желал бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе.


Воспитание – дело трудное, и улучшение его условий – одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного как образование самого себя и своих ближних.


Добрым людям следует доверяться словом и разумом, а не клятвой.


Хороший советчик лучше любого богатства.


Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности.

Сократ

Галилео Галилей. Понять, как устроен мир

Юстус Сустерманс. Портрет Галилео Галилея. 1636


Бог не менее открывается нам в явлениях природы, нежели в речениях Священного Писания», – говорил Галилео Галилей. Он был уверен, что между наукой и религией не должно быть противоречий, ведь разум, в котором заложена способность познавать мир, создан самим Творцом. Галилей верил в могущество человеческого ума, в то, что при помощи науки он способен постичь истину. Для него истина была очевидна – Галилей был уверен, что Земля вращается вокруг Солнца, и до самых последних дней делал все, чтобы истину услышало как можно больше людей.

• Галилео Галилей родился 15 февраля 1564 года в итальянском городе Пиза, а умер в 1642 году в местечке Арчетри.

• Он первым направил телескоп в звездное небо и сделал множество астрономических открытий, доказывающих гелиоцентрическую теорию Коперника.

• Галилей считается одним из основателей теоретической и экспериментальной физики, а также классической механики.

• Несмотря на конфликт с церковью, Галилей всегда считал себя добрым католиком и никогда не испытывал колебаний в вере.


Феликс Парра. Галилей преподает в Падуанском университете. 1873


Неординарный взгляд

Очень часто научные открытия и технологические прорывы совершаются благодаря тому, что кто-то сумел посмотреть на вещи под неожиданным углом. Неординарное мышление, безусловно, было присуще Галилею – человеку, совершившему десятки удивительных открытий.


В начале XVII века несколько мастеров-стеклодувов из Нидерландов догадались укрепить пару линз внутри полой трубки. Так появились первые зрительные трубы, которые нашли применение в мореплавании и военном деле. Галилео Галилей услышал об изобретении, находясь в Италии. Он никогда не видел зрительной трубы, у него было лишь ее примитивное описание, но он сразу понял, какие возможности могут открыться благодаря этому прибору. Зрительная труба может стать настоящей дверью во Вселенную!

Ученый занялся экспериментами с линзами. Полгода он шлифовал стекла, подбирал размеры, диаметры и расстояния, пока ему не удалось создать трубу с трехкратным увеличением. Для наблюдений за звездным небом этого было недостаточно, так что Галилей продолжал работу до тех пор, пока не сконструировал прибор, увеличивающий объекты в 32 раза.

В 1609 году Галилей первый в мире направил зрительную трубу в небо и обнаружил, что на поверхности Луны имеются горы и впадины, у Юпитера есть спутники, а Млечный Путь состоит из отдельных звезд. Это было настолько невероятно, что ученому долгое время не верили. Даже те, кому посчастливилось собственными глазами посмотреть в телескоп, думали, что это какой-то обман. А Галилей уже делал из своих наблюдений смелые выводы о движении Земли и планет – таков пытливый ум настоящего ученого.

Ухищрения ученого

«На войне как на войне», – говорят французы о ситуациях, где для достижения цели приходится использовать любые средства. Ученые, естественно, не по своей воле нередко оказываются в ситуациях, когда приходится действовать хитростью, чтобы проложить дорогу своим открытиям.


Галилей много лет занимался наблюдениями за звездным небом, и у него не осталось сомнений: Земля, так же, как и другие планеты, вращается вокруг Солнца. Это подтверждало гелиоцентрическую теорию Коперника и опровергало представления об устройстве мира, которых придерживалась католическая церковь.

Прямое противостояние с инквизицией было смертельно опасно – печальным примером этому служил

Джордано Бруно, которого в 1600 году сожгли на костре как еретика за пропаганду идей Коперника.

– Я пойду другим путем, – сказал Галилей.

Он выпустил в свет книгу «Диалог о двух системах мира», написанную в форме беседы между сторонником и противником гелиоцентрической системы. Для верности он снабдил ее предисловием, в котором утверждал, что его цель – опровергнуть систему Коперника. На деле он доказывал ее правоту, но чтобы понять это, нужно было внимательно изучить данный труд, чего цензура не сделала.

Уловки Галилея были раскрыты, но произошло это уже после того, как книга вышла и ее прочитала вся образованная Европа. Так ученый обошел запреты инквизиции и добился своего. Мудрый человек не идет напролом, если есть возможность прийти к цели другими, более безопасными путями.

«Требовалась исключительная сила духа, чтобы извлечь законы природы из конкретных явлений, которые всегда были у всех перед глазами, но объяснение которых тем не менее ускользало от пытливого взгляда философов»

Жозеф Луи Лагранж

Анри Детуш. Галилей демонстрирует телескоп венецианскому дожу Леонардо Донато. Ок. 1900


Сдаться, но выстоять

Иногда давление обстоятельств настолько велико, что приходится отступить просто ради того, чтобы выжить. Это не поражение, а тактический маневр, призванный обмануть более могущественного противника.


В 1632 году инквизиция обвинила Галилея, который в то время уже был немощным семидесятилетним стариком, в распространении еретического учения. Сам папа римский Урбан VIII был безмерно возмущен содержанием его книг.

– Ваш Галилей вступил на ложный путь, – заявил он покровителям ученого, просившим за него, – добром это не кончится. Речь идет о вере и религии!

Галилея вызвали на допрос в Рим, следствие тянулось несколько месяцев, возможно, к ученому применяли пытки. Сохранить жизнь он мог только одним способом – отречься от своих идей. По приговору суда Галилей прочел заранее приготовленный текст отречения, где соглашался с тем, что Земля неподвижна, а Солнце вращается вокруг нее. Когда все закончилось, он не удержался и воскликнул:

– И все-таки она вертится!

Скорее всего, последние слова Галилея – всего лишь красивая легенда, но она очень точно отражает его позицию. Всю оставшуюся жизнь ученый был под надзором инквизиции, но все равно написал новый трактат, защищающий теорию Коперника, и планировал издать его анонимно.


Питер Пауль Рубенс. Галилео Галилей. Ок. 1630


Далеко не каждый на месте Галилея, вырвавшись из лап инквизиции, смог бы продолжить дело, за которое могли сжечь на костре, Такое под силу лишь личностям с исключительной силой духа.

«Священное Писание и природа оба исходят из Божественного Слова: одно – как повеление Святого Пуха, другая – как исполнитель Божьих повелений»

Галилео Галилей

Соломон Александр Харт. Поэт Джон Мильтон, посещающий заточенного инквизицией Галилея. 1847


Мудрые мысли

Разум человека есть творение Бога, и притом одно из самых превосходных.


Требовать, чтобы люди отказывались от собственных суждений и подчинялись суждениям других, и назначать лиц, совершенно невежественных в науке или искусстве, судьями над людьми учеными – это такие новшества, которые способны довести до гибели и разрушить государство.


Невежество – мать злобы, зависти, алчности и всех прочих низких и грубых пороков, а также грехов.


Математика – это ключ и дверь ко всем наукам.


Правду легко понять, когда она раскрывается, главное – раскрыть ее.

Г. Галилей

Михаил Ломоносов. «Универсальный человек»


Этьен Фессар, Христиан Вортманн.

Портрет Михаила Васильевича Ломоносова. 1757


Миру известно немало великих поэтов и филологов, выдающихся физиков и химиков, замечательных географов и астрономов, знаменитых художников и историков. Но тех, кто соединял в себе все эти ипостаси, за всю историю человечества насчитываются единицы. Академик С. И. Вавилов писал: «Ломоносову по необъятности его интересов принадлежит одно из самых видных мест в культурной истории человечества. Даже Леонардо да Винчи, Лейбниц, Франклин и Гёте более специальны и сосредоточенны. Замечательно при этом, что… Ломоносов был всегда увлечен своим делом до вдохновения и самозабвения…»

• Михаил Васильевич Ломоносов родился 8(19) ноября 1711 года в деревне Мишанинской Архангелогородской губернии, умер в 1765 году в Санкт-Петербурге.

• Чтобы попасть в Славяно-греко-латинскую академию, куда крестьянских детей не принимали, ему пришлось выдать себя за сына холмогорского дворянина.

• Среди всех своих многочисленных достижений Ломоносов считал самыми важными девять «открытий», относящихся к физике, химии, минералогии и геологии.

• В «Российской грамматике», одном из первых трудов такого рода, Ломоносов описал нормы русского языка.


Христиан фон Вольф – учитель Ломоносова во время его пребывания в университете Марбурга. Гравюра XVIII в.


Выбор жизненного пути

В начале жизненного пути мы нередко оказываемся перед выбором: следовать заданным шаблонам, делать то же, что и все вокруг, или вырваться из своего окружения и совершить что-то необыкновенное. Лишь единицы решаются на прыжок в неизвестность, ведь никто не может предсказать, чем это закончится…


Крестьянский сын Михаил Ломоносов с детства задавал странные вопросы, на которые никто не мог дать ответ. Почему дует ветер? Что заставляет стрелку компаса смотреть на север? Как день сменяет ночь? Научившись читать, он стал искать ответы в книгах. Близкие считали чтение блажью, пустой тратой времени, так что пытливому отроку нередко приходилось прятаться с учебником на холодном сеновале или в хлеву.

Когда он услышал, что в Москве есть академия, где учат всему на свете, то мгновенно загорелся мечтой попасть туда. Отец, зажиточный помор, думал, что сын унаследует его состояние, станет рачительным хозяином. Он и жену ему присмотрел… Уступить воле отца значило поставить крест на страсти к наукам, которая безраздельно владела умом Михаила Ломоносова.

Юноша решился на побег. Ночью он тайком выбрался из дома и пешком бросился догонять рыбный обоз, ушедший накануне в столицу.

Немалых трудов ему стоило уговорить рыбаков взять его с собой, еще труднее было поступить в академию, куда брали лишь дворянских детей. Но будущий ученый был готов к любым испытаниям.

«Неусыпный труд все препятствия преодолевает», – говорил Ломоносов. Можно пожелать всем, кто чувствует в себе таланты и дарования, преодолеть страх, запастись терпением и сделать шаг в свое новое будущее.

«Жажда науки была сильнейшею страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник…»

А. С. Пушкин

На благо Отечества

Величие человека проявляется в заботе не только о личном успехе, но и о благе Отечества. Ломоносов как никто другой радел о создании в России достойной системы образования и становлении науки. Взялся он за это дело с присущим ему пылом и, несмотря на все препятствия, не остановился, пока не добился значимых результатов.


В 1741 году Ломоносов вернулся из Европы в Санкт-Петербург состоявшимся ученым. Казалось, Академия должна была принять его с распростертыми объятиями, но на деле ему пришлось добиваться права получить должность. В правление Анны Иоанновны все посты в Академии заняли немцы, которым она покровительствовала. Некоторые из них прямо говорили: «Из русских ученых быть не может».

Ломоносов не мог смириться с таким положением дел и с первых дней в Академии начал яростную борьбу за развитие русской науки, за продвижение отечественных талантов. Он делал доклады, составлял проекты, вступал в прямые конфликты с иностранцами, презиравшими русскую культуру.

Ученый и поэт не лез за словом в карман. Однажды именитый немецкий вельможа заметил дыру в его кафтане.

– Что это у вас, уважаемый академик, ум из кафтана выглядывает? – с издевкой спросил он.

– Нет, это глупость туда заглядывает, – не растерялся Ломоносов.

Усилия первого русского профессора Михаила Ломоносова не прошли даром. Он добился того, чтобы в гимназии и университеты стали принимать людей низшего сословия, с его помощью был создан Московский университет, открывший путь в науку множеству способных молодых людей со всей страны. Просвещение народа, как и предсказывал Ломоносов, способствовало процветанию и усилению мощи государства.

«В лице Ломоносова русский народ свободно, гордо предъявлял миру свои права на самостоятельное участие в деле общечеловеческого просвещения…»

И. С. Аксаков

Неожиданный ход

Все исследователи обладают аналитическим умом, но далеко не каждый может похвастаться поэтическим талантом. Даже если таковой имеется, вряд ли ученому придет в голову использовать его для продвижения своих научных интересов. Ломоносову такая идея в голову пришла, и он осуществил ее с большой пользой для науки.


Научные интересы Ломоносова были весьма обширны. Чем только он не занимался! В конце 1840-х годов у него возник интерес к изготовлению цветного стекла. В России его тогда делать не умели, да и за границей было немного мастеров, владевших непростой технологией. Для сложных опытов, связанных одновременно и с химией, и с физикой, была необходима лаборатория, денег на нее, как водится, не было. Академик три года был вынужден обивать пороги, чтобы получить средства.

Проведя несколько тысяч опытов по теории цвета и света, Ломоносов достиг выдающихся результатов и очень хотел применить их на практике. Требовалось сложное производство, а значит, немалые средства. Нужно было снова обивать пороги… И тогда Ломоносов решил пойти нестандартным путем. Он написал не очередное прошение, а стихотворное «Письмо о пользе стекла» и адресовал его фавориту императрицы графу Шувалову. Оно начиналось так:

«Неправо о вещах те думают, Шувалов,

Которые Стекло чтут ниже Минералов,

Приманчивым лучем блистающих в глаза:

Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса».

Далее на протяжении трех тысяч слов Ломоносов высоким поэтическим слогом расписывал пользу, красоту и уникальные качества стекла. Говоря современным языком, это была настоящая реклама, созданная одним из лучших поэтов своего времени. Не проникнуться воодушевлением ученого было просто невозможно, Шувалов был покорен и поспособствовал строительству стекольной фабрики. Так один талант «универсального человека» Михаила Ломоносова принес пользу другому и всей российской науке заодно.

«За общую пользу, а особливо за утверждение науки в Отечестве, и против отца своего родного восстать за грех не ставлю»

М. В. Ломоносов

Ломоносов был достойным наследником европейских «революционеров в науке» (Джозеф Райт, философ, объясняющий модель Солнечной системы. 1766)


А. Д. Кившенко. Ломоносов демонстрирует Екатерине II свои мозаичные работы. Ок. 1890


Вечное преодоление

Среди талантливых людей есть счастливчики, любимцы фортуны, которым все дается легко. А есть те, кому приходится всю жизнь преодолевать сопротивление. Опыт показывает, что вторые в итоге добиваются большего, ведь талант, закаленный трудностями, получает немыслимые возможности.


На долю Михаила Ломоносова выпала вечная борьба – с ограничениями, наложенными происхождением, с материальными невзгодами, с чиновниками, с недругами и завистниками, со всем государственным устройством, тормозящим прогресс и развитие науки.

Но главным его противником было время. Он столько всего хотел сделать – и делал! Ломоносов мог в один день работать над поэтическим произведением, ставить химический эксперимент, читать лекции, создавать новые проекты… При этом каждому из занятий он отдавался полностью, в каждом стремился к совершенству.

Незадолго до своей кончины, предчувствуя ее, Ломоносов сказал Якобу Штелину:

– Друг, я вижу, что я должен умереть, и спокойно и равнодушно смотрю на смерть. Жалею токмо о том, что не мог я свершить всего того, что предпринял я для пользы Отечества, для приращения наук и для славы Академии…


Михаил Васильевич Ломоносов похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры, фото 1880-х


Михаил Ломоносов был слишком строг к себе. Мы, потомки, окидывая взглядом грандиозные масштабы его деятельности, можем только поражаться тому, как много он успел за свою недолгую жизнь. Пусть же пример этого невероятного человека вдохновит нас на борьбу – с обстоятельствами, всевозможными препятствиями и, конечно, с собственной ленью.

«Ежели ты что хорошее сделаешь с трудом, труд минется, а хорошее останется, а ежели сделаешь что худое с услаждением, услаждение минется, а худое останется»

М. В. Ломоносов

Михаил Васильевич Ломоносов. Гравюра П. Ф. Бореля. 1860-е


Мудрые мысли

Дерзайте отчизну мужеством прославить!


Наука есть ясное познание истины, просвещение разума, непорочное увеселение жизни, похвала юности, старости подпора, строительница градов, полков, крепость успеха в несчастий, в счастии украшение, везде верный и безотлучный спутник.


Ничто не происходит без достаточного основания.


Кто малого не может, тому и большее невозможно.


Малый человек и на горе мал; исполин велик и в яме.


Неусыпный труд все препятствия преодолевает.


Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением.

М. В. Ломоносов

Дмитрий Менделеев. «Отец» периодического закона

Дмитрий Иванович Менделеев. 1880

Конец ознакомительного фрагмента.