Вы здесь

Большая книга массажа и гимнастики для детей. От рождения до трех лет. Введение. Молодым родителям о детях и массаже (Ирина Тихомирова, 2011)

Введение. Молодым родителям о детях и массаже

Посвящаю семье Андрея Новика и его детям

Владимир Васичкин

Заботливые родители внимательно следят за развитием своего ребенка, особенно в ранний период его жизни. Любые замеченные отклонения в поэтапном становлении младенца отмечаются как специалистами: педиатром, медицинской сестрой и т. д., так и близкими ребенка. В медицине известно три периода возрастных изменений: 1-й период – от рождения до первого месяца жизни; 2-й период – от первого месяца до 12 месяцев жизни; 3-й период – от первого года до 3 лет.

Каждый из данных периодов характеризуется определенными анатомо-физиологическими и нервно-психическими изменениями, происходящими в организме младенца. Ребенок в утробе матери постоянно двигается, что отмечается ею. Весят новорожденные в среднем от 2,5 до 4 кг. Однако вес может колебаться как в меньшую, так и в большую сторону. Известно, что масса новорожденного может вначале уменьшиться на 100–200 граммов, но к 10-му дню от рождения все нормализуется, и вес к 1-му году жизни доходит до 10 кг. Рост, как правило, составляет 48–55 см. В зависимости от возраста, увеличение роста тела у детей происходит тоже по-разному. До 3 месяцев рост увеличивается в среднем на 3 см. От 4 до 6 месяцев – на 2–2,5 см. От 7 до 9 месяцев малыш может вырасти на 1,5–2 см. В возрасте от 10 до 12 месяцев – на 1 см. Со второго года жизни начинается более бурная фаза роста. Рост ребенка может увеличиться на 2-10 см, а на третьем году жизни – на 2–8 см.

Всегда надо помнить о скачкообразном развитии младенца, чему предшествует замедленный, накопительный, индивидуальный период развития, а также о том, что развитие каждого ребенка субъективно, поэтому указанные нормы не являются догмой и не стоит ориентироваться на них слишком педантично.

Что умеет Ваш малыш от рождения до 1 года

1 месяц. На первом месяце жизни ребенок начинает фиксировать взгляд на движущихся игрушках, улыбается, реагирует на яркие цвета и громкие звуки, ищет глазами близких, приподнимает головку без фиксации, плачет без слез.

2 месяца. На втором месяце ребенок длительно находится в положении лежа на животе, сравнительно долго удерживает головку. В хорошем настроении гулит, а в тревожном состоянии громко кричит.

3 месяца. На третьем месяце ребенок проявляет интерес к игрушкам, тянется к ним, удерживает их, ощупывает. Лежа на животе, приподнимается на руках, умеет переворачиваться со спины на живот и на бок. Находясь у взрослых на руках, хорошо держит головку, улыбается окружающим. В этот период он активно двигает ручками и ножками, проявляет общительность.

4 месяца. На четвертом месяце ребенок начинает капризничать, но раздражитель в виде игрушки, бутылочки, соски и т. д. вызывает у него любопытство, заинтересовывает. Он желает больше общаться, выражает удовольствие улыбкой, сам меняет позы, использует много звукосочетаний. Мышцы спины укрепляются, ребенок оживленно реагирует на близких людей активными движениями рук и ног, надолго фиксирует взгляд на игрушках, касаясь их ладонями.

5 месяцев. На пятом месяце у ребенка укрепляются мышцы спины, что позволяет ему самостоятельно переворачиваться с живота на спину и обратно. Опираясь на ладони, он высоко поднимает голову, отыскивает глазами предметы и дотягивается до них. Общение ребенка с близкими людьми становится более активным, он узнает их по голосу, реагирует на свое имя.

6 месяцев. В полгода у ребенка начинают развиваться мышцы нижних конечностей. Ребенок сидит, пытается встать на ноги, при протягивании к нему рук пытается ползти. Он реагирует на новых людей, изучает их, радуется, плачет. Вполне самостоятельно сидит.

7–8 месяцев. В этом возрасте ребенок – настоящий проказник, он активно ползает, добирается до различных предметов, за ним нужен постоянный присмотр.

9 месяцев. В 9 месяцев ребенок что-то лепечет на своем языке, строит рожицы и получает удовольствие от реакции окружающих. Ему уже можно давать задание на отыскание нужного предмета, он увлеченно занимается игрушками. При кормлении сам держит чашку, но если вовремя не подстраховать, может бросить ее на пол. Он требует общения, понимает слова «сядь», «подай», «возьми», «держи крепко», играет в ладушки и т. д.

10 месяцев. В 10 месяцев ребенок пытается ходить без посторонней помощи. Он самостоятельно встает, осознает, что его любят окружающие, ревнует, если другим детям взрослые уделяют больше внимания, четко понимает «да» и «нет».

11–12 месяцев. В возрасте от 11 месяцев до года ребенок самостоятельно стоит, приседает, сидит на корточках, поднимает упавшую игрушку, отдельными пальцами кисти берет мелкие предметы, иногда норовя положить их в рот. Он подражает звукам, жестами выражает свои желания, заменяя ими слова «дай», «возьми на ручки» и т. д. В этот период развития ребенка становится ясно, какая рука у него более развита – правая или левая. Кроме того, он начинает самостоятельно делать первые шаги, и этому необходимо всячески способствовать.

В завершение необходимо отметить, что слух и вкус у детей развиваются и совершенствуются еще в период внутриутробного развития. С 1,5–2 лет у новорожденного устанавливается цветовое зрение, а к 4 годам жизни проявляется максимальная острота зрения. Запахи малыш начинает различать уже в 2–3 месяца, а к 6–7 годам обоняние формируется окончательно. Тактильная чувствительность развивается с 5-6-й недели жизни ребенка, поэтому приемы массажа и самомассажа во время беременности просто необходимы для развития нормального, здорового младенца.

Мы растем и мир меняется!

1 месяц. В состоянии бодрствования новорожденный ребенок находится совсем небольшую часть суток. Однако начиная с 3–4 недель жизни над кроваткой ребенка необходимо подвешивать красочные игрушки, чтобы он мог их рассматривать. На высоте около 70 см над грудью ребенка подвешивается яркий шар, крупная игрушка. Движения глаз у ребенка становятся координированными, он фиксирует взгляд, появляется улыбка. Ребенок пытается удерживать головку, если оказывается в вертикальном положении, например находясь на руках у взрослых. Тактильные раздражители через кожный анализатор вызывают положительные эмоции, двигательные реакции. Но движения еще случайные, беспорядочные. Число дыханий – 40–45 раз, пульс – 130–140 ударов в минуту.

Родителям и специалисту по детскому массажу необходимо помнить, что именно в этот период жизни ребенка двигательные рефлексы у него основаны на безусловных врожденных связях. Основное в этот период – стимулирование активных движений, направленных на мышцы-разгибатели, так как в это время их тонус снижен.

2 месяца. Ребенок, которому пошел второй месяц, отвечает улыбкой на нежный, ласковый разговор, следит за двигающейся игрушкой, может сосредоточить свой взгляд на зрительном раздражителе, фиксировать слуховой источник. У малыша появляются движения выпрямленных рук, он ощупывает понравившиеся игрушки. В связи с этим необходимо вешать более яркие игрушки на более низком уровне, чтобы ребенок мог их касаться, доставать, захватывать, наталкиваться, изучать, осязать. Если взрослый начинает разговор, ребенок поднимает голову, поворачивает ее в соответствующую сторону, улыбается в ответ на ласковые слова. Лежа на животе, хорошо поднимает голову и удерживает ее в течение 1–1,5 минуты в вертикальном положении. Но пассивных движений делать еще нельзя. В это время происходит закрытие малого родничка, если он был открыт. Ребенок начинает гулить, удерживать в ручках предметы.

3 месяца. В 3 месяца ребенок при общении оживленно двигает ручками и ножками, улыбается, лежит на животе, опираясь на предплечья, высоко поднимает голову, фиксируя ее. Он свободно удерживает голову в вертикальном положении, поворачивает ее в различных направлениях, находя глазами взрослого, прислушивается к его словам, песне, прибауткам, проявляя при этом положительные эмоции, радостное настроение. Исчезает феномен ползания.

4 месяца. У 4-месячного ребенка постепенно исчезает физиологическая гипертония мышц нижних конечностей. Лежа на животе, ребенок уже опирается на ладони, поворачивается со спины на живот, делает «мостик», прогибая позвоночник, удерживает в руках предметы. Громко смеется при общении, узнает мать, смотрит в сторону источника звука, рассматривает и захватывает висячие предметы, сам придерживает бутылочку во время еды. Пытается переворачиваться со спины на бок. Число дыханий – 35–40 раз, пульс – 130–135 ударов в минуту.

5 месяцев. 5-месячный ребенок отлично узнает мать, уверенно хватает предметы и тащит их в рот. Протягивает руки к игрушкам уже сознательно, удерживает их по 20–30 секунд. Хорошо сидит, устойчиво стоит при поддержке под мышки. Переворачивается со спины на живот, на бок, долго лежит на животе. Различает строгую и ласковую интонацию взрослого. В этом возрасте малыш уже может оценить классическую музыку – 5-ю симфонию Бетховена, 2-ю сюиту Баха, концерт Вивальди, однако ритмичная или джазовая мелодия раздражает ребенка. Некоторые дети в этом возрасте начинают хорошо держаться на воде, плавать. Как мы знаем, к 3 месяцам жизни ребенка исчезает физиологическая гипертония мышц на руках, а к 4 месяцам то же происходит и на ногах ребенка.

6 месяцев. Полугодовалый ребенок реагирует на свое имя, начинает лепетать, подолгу занимается любимыми игрушками, свободно переворачивается с живота на спину, ползает, сидит без поддержки, берет предмет одной рукой. Произносит слоги «ба», «ма», «да». Ползание восстанавливается, но уже на условном рефлексе: ребенок сам, отталкиваясь, продвигается вперед по поверхности массажного стола. В этом возрасте у него начинают развиваться молочные зубы, сначала нижние средние резцы. Укрепляются мышцы спины и плечевого пояса. Ребенок понимает просьбы взрослого «сядь», «повернись», «ляг», «дай». В этот период нужно проводить меньше массажных манипуляций на нижних конечностях, а больше внимания уделять области спины и живота.

7 месяцев. 7-месячный ребенок хорошо ползает, выполняет различные манипуляции с предметами, игрушкой. Взглядом находит нужный предмет, выполняет простейшие задания: «брось», «возьми в другую руку», произносит слоги «ма-ма», «ба-ба», много лепечет. Самостоятельно сидит, берет бутылочку с молоком и тянет в ротик, встает на колени, четвереньки. Прорезаются верхние средние резцы, число дыханий – 30–35 раз, пульс – 120–125 ударов в минуту.

8 месяцев. В 8 месяцев ребенок сравнительно хорошо сидит, стоит, длительно и разнообразно занимается с различными игрушками. Выполняет просьбы «поиграем в ладушки», «дай игрушку», «ручку». Находит взглядом, фиксируя, несколько предметов. Его интересует отражение в зеркале, он делает попытки ходить. Выполняет много различных манипуляций, таких как складывание кубиков, пирамиды, садится и ложится без посторонней помощи.

9 месяцев. На девятом месяце ребенок начинает самостоятельно ходить, слегка придерживаясь за руку родителя, знает свое имя, встает на колени, собирает мелкие предметы. Малыш уже усваивает смысл многих слов: «вот мишка», «вот киска», повторяет много слогов, пытается стоять без поддержки и опоры. Есть верхние молочные зубы, и уже выходят резцы.

10 месяцев. Ребенок взрослеет, как говорится, не по дням, а по часам. Он поднимается и стоит без опоры, хорошо сидит на стуле, делает попытки самостоятельно ходить, держась за одну руку. Знает много слов: «сделай так», «подай мяч», «сложи кубики», рассматривает картинки в книжке. В это время родителям необходимо обучать его ходить, удерживая за обе ручки одновременно. Разговор лучше поддержать демонстрацией, например так: «Это корова – му», «Это автомобиль – би-би», «Это собака – ав-ав». Ребенок начинает понимать запрещающие слова: «нельзя», «не трогай», «верни», «отдай» и т. д.

11 месяцев. В 11 месяцев малыш овладевает многими действиями: поднимается из позы сидя, приседает, нагибается, надевает в определенном порядке кольца, ставит кубики, делает первые самостоятельные шаги, выполняет многие просьбы взрослого, приносит требуемую игрушку, мячик, куклу, машинку. При поддержке за одну руку хорошо ходит, самостоятельно стоит. Правая рука в выполняемых манипуляциях начинает преобладать, особенно выделяется второй палец правой кисти. Пытается самостоятельно снимать носки, обувь.

1 год. В год ребенок делает первые шаги без поддержки, знает название многих предметов, показывает части своего тела, произносит отдельные слова, выполняет поручения: «принеси», «дай», «найди». Легко повторяет за взрослыми новые слоги, слова. Использует около 5-10 слов, но произносит их по-своему. Пьет самостоятельно из чашки, кружки. Спит уже около 14–16 часов в сутки. Часто на практике родители, не владея манипуляцией, инстинктивно поглаживают и растирают свое чадо, сопровождая эти действия сопутствующими словами, приговорами:

Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы (поглаживание, пиление).

Ехал поезд запоздалый (плоскостное поглаживание одной рукой).

Из последнего вагона сыпался горох (пунктирование кончиками пальцев).

Пришли куры, поклевали, поклевали (щипцеобразное разминание пальцами).

Пришли гуси, пощипали, пощипали (разминание).

Пришел слоненок, потоптал, потоптал (надавливание пальцами).

Пришла слониха, потоптала, потоптала (разминание).

Пришел слон, потоптал, потоптал (надавливание пальцами, основанием ладони).

Пришел дворник, все убрал, все убрал (граблеобразное поглаживание).

Пришел почтальон Печкин, поставил стол, поставил стул и начал печатать (приемы точечного массажа, выполняемые одним или несколькими пальцами).

Дорогие жена и дочка, цзинь-точка, цзинь-точка (пунктирование).

Я купил вам два платочка, цзинь-точка, цзинь-точка (акупрессура локальных точек).

А для маленькой для дочки я купил еще носочки, цзинь-точка, цзинь-точка (последовательное воздействие на биологически активные точки, релаксация или стимуляция).

В разных семьях свои присказки, которые произносятся с одновременным выполнением приемов массажа.

Физкультура для младенцев

Наука, изучающая особенности детских болезней, методы профилактики и течения заболеваний, особенности физиологии и гигиены детского возраста, называется педиатрией. Благодаря многолетнему труду А. Ф. Тура, К. Д. Губерта, М. И. Фонарева, С. М. Иванова, С. А. Бортфельда, Е. И. Рогачевой, М. С. Лавровой, Е. Л. Мугиновой и других была разработана методика детского массажа, в которой учтены особенности психомоторного развития ребенка в возрасте до одного года. Л. И. Чулицкая пишет, что «ранний возраст представляет собою тот корень, от крепости которого зависит ценность физического состояния всего населения нашего общества». Наблюдения и выводы многих исследователей показывают, что в яслях, детских домах ребенка дети чаще всего оказываются физически неполноценными, малообщительными, они стремятся к уединению, угрюмы, плохо себя чувствуют. В то же время дети, выпестованные мамой и папой, обычно более здоровы, энергичны, подвижны, у них наблюдаются более раннее развитие всех возрастных функций.

Основа системы физического воспитания детей раннего возраста разработана в Санкт-Петербургском педиатрическом медицинском институте. В руководствах В. К. Добровольского (1960), В. Н. Мошкова (1963), С. М. Иванова (1969), М. И. Фонарева (1973) и других все основные рекомендации по применению гимнастики и массажа в раннем возрасте делятся на три группы: активные, пассивные, рефлекторные. Давайте остановимся на каждой группе отдельно.

Активные движения

Активные движения – это произвольно выполняемые ребенком движения. Данные движения могут быть вызваны речевой инструкцией, игрушкой или исходным положением (начальной позой) ребенка. Для более точного исполнения гимнастических упражнений используют палочки, кольца, игрушки или манипуляции рук инструктора, массажиста, родителя.

Применять гимнастику в сочетании с массажем рекомендуется с 1,5-2-месячного возраста. Первые активные движения связаны с реакцией на положение тела. Так, в позе лежа на животе (рис. 1) дети активно поднимают и удерживают головку. Руки ребенка при этом располагаются перед грудной клеткой, головка слегка повернута в сторону.


Рис. 1


Для выполнения активного упражнения «парение» специалист по массажу располагает обе или одну руку (рис. 2) у ребенка под животиком и, приподнимая его, фиксирует в данной позе в течение нескольких секунд. Ребенок при этом отводит головку и плечики назад, прогибает спинку. При выполнении этого упражнения в работе участвуют мышцы-разгибатели спины и мышцы-разгибатели тазобедренного сустава. После 5–6 месяцев жизни упражнения можно усложнить. Например, из исходного положения лежа на спине (рис. 3) ребенка приподнимают за ручки, затем переводят его в позу стоя, усложняя движение колец или предметов, за которые кистями хватается ребенок.


Рис. 2


Рис. 3


В возрасте от 3 до 5 месяцев гимнастические упражнения усложняют за счет поворотов со спины на живот при поддержке ребенка за одну ручку. При этом фиксируют голени обеих ножек ребенка, лежащего на спинке, всегда поддерживая ручку ребенка, противоположную стороне поворота (рис. 4).


Рис. 4


В 6–8 месяцев подключают гимнастические упражнения на стимуляцию ползания по направлению к игрушке или ползание с помощью специалиста по массажу, который выполняет упражнение с малышом, подложив ему ладонь под животик.

После освоения элементов ползания необходимо постепенно перейти к упражнениям, связанным с позой ребенка сидя. Приподнимание головы и плеч из позы лежа на спине необходимо проводить, отводя руки в стороны и одновременно приподнимая их.

Упражнение «парение» в позе ребенка лежа на спине выполняется за счет мышц шеи, груди, брюшного пресса (рис. 5). Гимнастическое упражнение присаживание при хорошем тонусе мышц ребенка может быть выполнено при поддержке как за обе ручки, так и за одну, а также с использованием колец или предметов, которые ребенок может удерживать. Постепенно можно переходить к присаживанию с удержанием за согнутые ручки.


Рис. 5


В конце первого года жизни ребенка для развития мышц брюшного пресса включают самостоятельные присаживания с фиксацией коленных суставов. При нормальном развитии ребенка в этот период жизни осваивают более сложные гимнастические упражнения, такие как переход в позу стоя с помощью рук. Упражнения проделывают с предметами, кольцами, игрушками, усложняя движения сгибанием и разгибанием рук – «бокс».

Постепенно вводят движения для развития верхних конечностей, такие как круговые вращения руками, поднятие рук вверх вместе и поочередно, скрещивание их, усложняя эти движения одновременным захватом предметов, палочек. В этом же возрасте подключаются команды «возьми игрушку» – наклоны туловища ребенка вперед, приседания.

С детьми на 2-3-м году жизни проводят индивидуальные занятия, применяя ходьбу по доске, наклонной поверхности, гимнастической скамейке, используя ребристые поверхности для укрепления мышечного свода стоп.

Пассивные движения

Пассивные гимнастические упражнения проводятся родителями, специалистом по детскому массажу или методистом по ЛФК без сопротивления со стороны ребенка. Закрепление и автоматизация двигательного навыка происходят за счет многочисленных сигналов – зрительного, вестибулярного, суставно-мышечного, тактильного, речевого. Примерные разновидности пассивных гимнастических движений: отведение рук в стороны; скрещивание рук на груди (рис. 6 и 7); сгибание и разгибание рук; сгибание и разгибание ног вместе (рис. 8). Данные движения можно выполнять как попеременно, так и одновременно. Все выполняемые пассивные движения необходимо проводить медленно, с учетом физиологического направления движений, не допускать насильственных действий. Амплитуду, дозировку и повторяемость движений нужно постепенно увеличивать, строго учитывать индивидуальность ребенка и его состояние в настоящее время.


Рис. 6


Рис. 7


Рис. 8

Рефлекторные движения

Рефлекторные гимнастические упражнения, в основе которых лежат врожденные двигательные рефлекторные реакции, проводятся первые три-пять месяцев жизни ребенка, когда еще не утрачены безусловные двигательные рефлексы – «автоматическая походка», ладонно-ротовой рефлекс, хоботковый рефлекс, сохранение равновесия, защитно-оборонительные рефлексы.

Рефлекторные гимнастические упражнения для стоп, в основе которых лежит рефлекс Бабинского, выполняются при легком надавливании на подошву в середине средней линии стопы при сжатии пальцев (точка юн-цуань). Пальцы стопы ребенка при этом сжимаются «в кулачок» (рис. 9). При надавливании на наружный свод стопы по линии наружного края стопы (точка пу-шэнь) вызывается рефлекторное движение пальцев – разведение, разжимание, круговые движения стопы (рис. 10).


Рис. 9


Рис. 10


Гимнастическое упражнение на рефлекторное ползание, в основе которого лежит рефлекс Бауэра, выполняется при раздражении подошв обеих стоп лежащего на животике ребенка. Ребенок, отталкиваясь от подпирающей ладони специалиста по массажу, проползает вперед по плоской, жесткой поверхности стола. Надо заметить, что данный рефлекс угасает у здоровых детей в возрасте 3–4 месяцев, а у недоношенных сохраняется до 5–6 месяцев.

Гимнастическое упражнение на рефлекторное разгибание позвоночника, основанное на рефлексе Галанта, происходит при движении пальцами снизу вверх вдоль паравертебральной линии, параллельно позвоночнику, от каудального до краниального отдела позвоночника. Ребенок при этом прогибает спинку назад и отводит головку в том же направлении. Если данное движение выполнять слева, то позвоночник ребенка изгибается вправо, и наоборот. Необходимо заметить, что это рефлекторное гимнастическое упражнение для разгибателей спины используют первые 4 месяца жизни ребенка и позднее, что необходимо для укрепления мышц спины.

В практике выполнения наиболее распространенных рефлекторных гимнастических упражнений используют рефлекс Моро. Он проявляется в том, что при внезапном резком звуке, щелчке или ударе и пассивном поднятии обеих ног рефлекторно разгибаются обе руки и пальцы на них, затем ручки и ножки возвращаются в исходное положение – согнутую позу. Необходимо отметить, что асимметрия рефлекторных движений конечностей указывает на гемипарез или травматическое поражение соответствующей стороны. Рефлекс Моро физиологически сохраняется в течение 6 месяцев, затем утрачивается.

Еще одно из рефлекторных упражнений у детей раннего возраста связано с симметричным хватательным рефлексом, в основе которого лежит рефлекс Робинсона. Если на ладонь новорожденного слегка надавить, возникает ответная реакция – рефлекторное сгибание пальцев кисти и удерживание. Естественно, при нарушении хватательного движения или при его асимметрии можно предположить наличие пареза сгибателей пальца одной руки. Физиологический рефлекс Робинсона убывает с 4-го месяца жизни ребенка, а к году полностью исчезает.

Массаж и гимнастика по возрастам от В. И. Васичкина

В этом разделе книги наш автор Владимир Васичкин расскажет об особенностях детского массажа и гимнастики и перечислит массажные приемы, которые рекомендуется использовать во время оздоровительных занятий с грудными детьми.

«Начать свой рассказ я хочу с общих рекомендаций всем родителям и специалистам по детским занятиям. Проводя массаж и гимнастику с грудными детьми, следует помнить о противопоказаниях к упражнениям, таким как воспаление и раздражение кожи, гиперемия отдельных групп мышц, гипотрофия, пассивность ребенка, отсутствие умения стоять, сидеть и т. д. Представленные далее комплексы упражнений являются примерными, поэтому в плане последовательности и дозировки их следует корректировать в зависимости от индивидуального состояния ребенка и его возможностей. Необходимо дозировать каждое движение вначале 2–5 раз и постепенно увеличивать нагрузку и время проведения процедуры, начиная с 10–15 минут. Специалисту по детскому массажу полезно обучить родителей простейшим приемам массажных манипуляций и гимнастических упражнений. Желательно проводить занятия ежедневно с постепенным увеличением нагрузки и обязательно вызывать положительные ответные эмоции у массируемого ребенка, строго соблюдая режим дня. Обязательно нужно следить за всеми возрастными изменениями, наблюдаемыми у ребенка. Постоянно находиться в контакте с лечащим педиатром, выполняя его рекомендации по воздействию на ребенка».

Из лекции профессора В. И. Васичкина

Родителям о детском массаже

Приемы массажа и гимнастики можно начинать с 1,5 месяца жизни ребенка, а в некоторых случаях, например при явно выраженной патологии, и ранее. Рациональнее проводить массажные манипуляции на специальном массажном или пеленальном столе. Дома можно проводить детский массаж на обычном столе или даже в детской кроватке, но предварительно нужно постелить вдвое сложенное байковое одеяло, сверху положить клеенку или непромокаемую ткань и пеленку. Летом, если есть возможность, можно массировать на открытом воздухе при температуре не ниже 20–24 °C.

Желательно начинать массаж не ранее чем через 40–45 минут после еды. Ребенок должен быть спокоен. При всех видах раздражительности, возбудимости, плаче, отказе от предстоящей процедуры массаж делать не стоит. Специалист по детскому массажу не должен использовать никаких мазей и растираний. Даже детскую присыпку, тальк и масло следует применять по необходимости. Массаж необходимо выполнять осторожно, мягко, чистыми, теплыми руками. Массажный стол должен быть высотой до 75 см, шириной – 80 см, длиной – 110–120 см, хотя некоторые авторы рекомендуют другие размеры – 70×70×90 см.

Перед массажем ребенка раздевают, подмывают, укладывают на массажный стол на спину, ногами к массажисту, затем проводят воздействие, начиная с массажа рук, ног, живота, груди, затем спины, ягодичной области и завершая массажем нижних конечностей, стоп с выполнением гимнастических упражнений.

Массажист должен помнить о физиологических возрастных особенностях развития ребенка, при этом строго индивидуально применять различные манипуляции, руководствуясь ответной реакцией.

Специалисту необходимо соблюдать основные принципы составления оздоровительных комплексов в соответствии с возрастной группой и состоянием ребенка. В первый год жизни ребенок утраивает свой первоначальный вес, его рост увеличивается в среднем на 25 см, а вес мозга – в 2 раза. В связи с этим при выполнении массажа и гимнастики необходимо обеспечить охват всех мышечных групп. На одном занятии следует чередовать упражнения для различных мышечных групп, менять исходное положение согласно возрасту и начинать занятия с простых движений, постепенно переходя к более сложным упражнениям. Точность выполнения всех движений обеспечивать простейшими приспособлениями, игрушками, предметами, часто менять позу ребенка.

Массаж обязательно нужен, если у ребенка:

• врожденная мышечная кривошея;

• врожденный вывих бедра, дисплазия тазобедренного сустава;

• врожденная косолапость;

• пупочная грыжа;

• рахит;

• детский церебральный паралич;

• сколиоз;

• послеоперационный период;

• врожденные дефекты позвоночника;

• гипотрофия, анемия;

• пневмония у новорожденных, бронхиальная астма;

• родовые травмы периферических нервов;

• асфиксия в легкой форме;

• лимфатико-гипопластический диатез раннего возраста;

• хронические бронхиты, плевриты, ателектазы;

• дискинезия и дисфункция желудочно-кишечного тракта;

• болезни щитовидной железы. Массаж направлен также на улучшение физического развития.

Массаж не стоит делать, если у малыша:

• острые лихорадочные состояния;

• заболевания кожи (гнойные и гнойничковые);

• остеомиелит;

• склонность к кровотечениям;

• тяжелые формы недостаточности питания (гипотрофия, атрофия);

• острые воспалительные поражения лимфатических узлов, мышц, костей (экзема, лимфадениты, флегмоны);

• острые артриты, туберкулез костей и суставов;

• врожденные пороки сердца, протекающие с выраженным цианозом и расстройством компенсации;

• диатез (геморрагическая форма), особенно при гемофилии;

• острые формы нефрита;

• острые формы гепатита;

• большие пупочные, бедренные, мошоночные грыжи с явным выпадением органов брюшной полости и наклонности ущемления;

• значительные расстройства нервной системы.

Гимнастика и массаж для детей от 1,5 до 3 месяцев

Особенности. У детей этого возраста наблюдается гипертония мышц-сгибателей конечностей, поэтому в занятиях не используют пассивные движения. Активные движения основаны на врожденных рефлексах: защитном, кожно-мышечном. Расслабление сгибателей проводится легким поглаживающим массажем.

• Массаж рук – поглаживание.

• Массаж ног – поглаживание.

• Массаж живота – поглаживание.

• Выкладывание на животик.

• Массаж спины – поглаживание.

• Рефлекторное разгибание спины – на правом, затем на левом боку.

• Массаж живота – поглаживание.

• Выкладывание на животик 2–3 раза по 2–3 минуты.

• Массаж стоп – поглаживание, растирание, рефлекторное воздействие.

• Рефлекторное ползание.

Рекомендации. Необходимо осуществлять содействие уравновешиванию сгибателей и разгибателей мышц конечностей, особо выделить верхние конечности – ручки и плечики малыша. Проводить «комплекс оживления», положительного эмоционального восприятия действия массажа и гимнастики. Исходное положение ребенка – горизонтальное.

Гимнастика и массаж для детей от 3 до 4 месяцев

Особенности. К этому возрасту исчезает физиологическая гипертония сгибателей рук. Постепенно можно вводить в комплекс упражнений пассивные движения. Укрепляются мышцы шеи. Появляются попытки изменения положения тела, такие как поворот со спины на живот. Исчезает феномен ползания. При оздоровительных занятиях с детьми данного возраста используются следующие массажные приемы на указанных областях тела.

• Массаж рук – поглаживание.

• Пассивные упражнения для рук – скрещивание их на груди.

• Массаж ног – поглаживание, растирание, разминание.

• Упражнения активные и пассивные – поворот со спины на животик вправо.

• Упражнение рефлекторное – «поза пловца».

• Массаж спины – поглаживание, растирание, разминание.

• Массаж животика – поглаживание, разминание.

• Массаж стоп – растирание, похлопывание, рефлекторное воздействие.

• Ребенок находится лицом к специалисту по массажу. При поддерживании малыша под мышки выполняется пританцовывание. Наклоняя тело ребенка на себя, массажист вызывает у него шаговую реакцию.

• Упражнение пассивное – сгибание и разгибание рук, «бокс».

• Массаж грудной клетки – поглаживание, легкая вибрация.

• Поворот ребенка со спины на животик влево.

Рекомендации. Во время проведения массажа и гимнастики необходимо содействовать уравновешиванию сгибателей и разгибателей ног. Поддерживать все манипуляции ласковыми словами, разговорами. Дозировать все движения по 5–6 раз. Помнить, что в этом возрасте появляются первые признаки торсии при повороте со спины на животик.

Гимнастика и массаж для детей от 4 до 6 месяцев

Особенности. Происходит уравновешивание сгибателей и разгибателей ног. Это значит, что следует проводить пассивные движения ног. Укрепляются мышцы шеи – нужно вводить комплекс упражнений для поднимания головы, плечевого пояса, например выполнять упражнение «парение» на спине. Двигательные условные рефлексы нужно подтверждать звуковыми сигналами, например счетом «раз, два, три…» и т. д. При проведении оздоровительных занятий родителям и профессионалам рекомендуется использовать следующие приемы.

• Массаж рук – поглаживание, разновидности этого приема.

• Скрещивание рук на груди.

• Массаж ног – поглаживание, растирание, разминание.

• Пассивные движения – «скользящие шаги», велосипедные движения, 6–8 раз.

• Поворот со спины на животик вправо.

• Массаж спины – поглаживание, растирание, разминание, вибрация в виде похлопывания.

• Рефлекторное упражнение «парение» на животе.

• Массаж живота – поглаживание, растирание.

• Упражнение активное – приподнимание головы и туловища с фиксацией ребенка за руки и разведение их в стороны.

• Массаж стоп – растирание, рефлекторное воздействие.

• Сгибание и разгибание рук – «бокс», 6–8 раз.

• Сгибание и разгибание ног как попеременно, так и одновременно, выполняя упражнения пассивно.

• Рефлекторное упражнение «парение» на спине.

• Массаж грудной клетки – поглаживание, растирание, вибрация.

• Поворот ребенка со спины на животик влево.

• Массаж спины и ягодиц.

Рекомендации. Советую применять различные игрушки, например, кольца, погремушки, подготавливать малыша к ползанию. Желательно больше звуковых сигналов, особенно на развитие ритма всех движений. Массаж рук можно дозировать меньше.

Гимнастика и массаж для детей от 6 до 10 месяцев

Особенности. Ребенок выполняет сложные координационные движения. Развиваются статические функции, такие как сидение без опоры, стояние с опорой. Возникновение условных связей с внешней средой. Используются раздражители первой сигнальной системы – слуховые, зрительные, подкрепляемые соответствующими согласованными двигательными движениями. Массаж и гимнастика выполняются по следующему плану.

• Поглаживающий массаж рук и сведение-разведение их в стороны, 8-10 раз.

• Массаж ног – сгибание-разгибание одновременное и попеременное, «скользящие шаги», 6–8 раз.

• Массаж животика – поглаживание, растирание, разминание, легкая вибрация.

• Поворот со спины на животик вправо – движение делает сам ребенок.

• Массаж спины и ягодиц – поглаживание, растирание, разминание, вибрация.

• Ребенок уже ползает, лежа на животике, усложняйте гимнастику движением «парение» на животе (рис. 11) и на спине.


Рис. 11


• Круговые движения руками.

• Попеременное сгибание и разгибание ног, 8-10 раз.

• Напряженное выгибание на руках массажиста.

• Поворот со спины на животик влево.

• Из позы ребенка лежа на животике приподнимание туловища за руки.

• Упражнение активное – присаживание с поддержкой за руки.

• Массаж грудной клетки – поглаживание, растирание, разминание, вибрация.

• Массаж и рефлекторные упражнения для стоп.

Рекомендации. Укрепляя мышцы спины и ног, родители должны постепенно способствовать переходу ребенка в вертикальное положение. Необходимо также укреплять двигательные рефлексы, улучшать понимание речевой инструкции. В этом возрасте ребенок может стоять и переступать ножками, чему необходимо способствовать. Нужно продолжать выполнение упражнений на развитие торсии позвоночника.

Гимнастика и массаж для детей от 10 месяцев до 1 года 2 месяцев

Особенности. Ребенок может стоять без опоры и самостоятельно ходить, поэтому упражнения делаются с учетом этих поз. Ребенок любит сидеть на корточках, в связи с этим следует использовать больше инструкций, речевых подтверждений по выполнению различных движений с применением всевозможных предметов. У ребенка развивается понимание речи, интонации, и этому надо способствовать. При оздоровительных занятиях с ребенком рекомендуется использовать следующие приемы.

• Обхватывающие движения руками с использованием кольца и поддержкой речевыми командами.

• Сгибание и разгибание рук и ног, сопровождаемые речевой командой и выполняемые приемами поглаживания, растирания, разминания, а также легкими вибрационными воздействиями с выполнением «скользящих шагов» как одновременно двумя ногами, так и попеременно то правой, то левой ногой.

• Поворот со спины на животик вправо, удерживая малыша за ноги. Сопровождать упражнение речевой инструкцией. Данное движение ребенок должен выполнять и без поддержки.

• Массаж спины – поглаживание, растирание, разминание, вибрация.

• Присаживание ребенка при поддержке его за обе ручки, с речевой инструкцией.

• Круговые движения руками – упражнение пассивное.

• Поднятие прямых ног с речевой инструкцией – упражнение пассивное.

• Движение по паравертебральным линиям вдоль позвоночника с соответствующим рефлекторным прогибом позвоночника.

• Поворот со спины на животик при поддержке ребенка за руки, с речевой инструкцией, движение выполнять влево.

• Приподнимание ребенка из позы лежа на животике при фиксации рук, с речевой инструкцией.

• Упражнение для сгибания рук на приседание.

• Массаж грудной клетки и животика – поглаживание, растирание, разминание, вибрация.

• Дыхательные упражнения, сдавливание на выдохе по боковым линиям грудной клетки.

Рекомендации. Ребенок лежит, а при некоторых упражнениях сидит. Следует стимулировать ребенка к ползанию, для чего широко использовать соответствующие речевые инструкции: «сядь», «дай», «возьми», «держи крепче», «отдай» и т. д. Нужно стремиться укреплять мышцы для сидения, стояния и воспитывать двигательные условные рефлексы с пониманием речи и координации движений, соблюдать ритмичность выполнения движений. Массаж следует проводить до выполнения гимнастических упражнений.

Гимнастика и массаж для детей от 1 года 2 месяцев до 1 года 6 месяцев

Особенности. Ребенок в этом возрасте требует больше активных упражнений, но при этом нужно помнить как о его быстрой утомляемости, так и о способности быстро восстанавливать силы. Групповые занятия следует чередовать с индивидуальным общением, большее количество упражнений на занятиях проводить в игровой форме. Около половины гимнастических упражнений нужно начинать в исходном положении лежа, разгружая позвоночник, мышцы ног, учитывая особенности нагрузки на стопы. В этом возрасте велик процент детей, страдающих плоскостопием, поэтому следует исключить из упражнений спрыгивание с высоты и делать лишь подпрыгивания. Кроме того, требуется давать больше речевых инструкций и подкреплять их соответствующими предметами и действиями. Гимнастика и массаж должны включать следующие упражнения.

• Сгибание и разгибание рук с кольцами и предметами в позе стоя.

• Самостоятельное присаживание ребенка с фиксацией его коленей в позе лежа на спине с возвращением в исходное положение.

• Напряженный прогиб позвоночника ребенка в позе лежа на животике.

• Приседание с кольцами в позе стоя на полу.

• Подъем выпрямленных ног до предмета: гимнастической палки, рук массажиста, при этом ребенок лежит на спине.

• Напряженное выгибание, можно стоя на коленях массажиста.

• Присаживание в позе лежа на спине.

• Наклон туловища и выпрямление, стоя на полу или столе.

• Ходьба по неровной поверхности – по ребристой доске, резиновому коврику, специально оборудованному месту.

• Лазание под гимнастической скамейкой в позе лежа на животе.

Рекомендации. Необходимо следить за дозировкой, поскольку дети быстро утомляются, коллективные упражнения чередовать с индивидуальными движениями, во время которых дети отдыхают.

Начинать упражнения нужно с двумя детьми, затем постепенно образовать группу из 4–6 детей. Во время индивидуальных упражнений остальные дети должны быть заняты. Точность и правильность гимнастических упражнений следует корректировать руками и гимнастическими приспособлениями, а также с помощью простейших аппаратов. Периоды отдыха между упражнениями не должны быть слишком длительными во избежание утраты работоспособности.