Глава 2. Как это работает?
Принцип социального подтверждения
Житель Москвы, привыкший к быстрому темпу главного мегаполиса России, попадая в столицу соседней Белоруссии, первое время удивляется: почему в Минске пешеходы ждут зеленого сигнала пешеходного светофора, даже если на дороге нет ни одной машины? Пустая же дорога в оба конца? Но белорусы ждут, а вместе с ними ждет и москвич. Удивляется, но ждет.
Когда мы не знаем, как себя вести в незнакомой ситуации, мы смотрим на незнакомых людей вокруг и берем с них пример. Считается, если что-то делает множество людей, это поведение правильное. Принятие этого «факта» дает человеку большое преимущество – нет необходимости каждое свое действие анализировать на предмет: можно или нельзя, прилично или вульгарно, культурно или неэтично. Так же и в незнакомых ситуациях: мы охотнее подражаем поведению знакомых нам людей, ожидая, что от такого поведения добьемся точно таких же результатов. Эти два принципа – социальной неопределенности и социального сходства – Роберт Чалдини объединяет в единый принцип «социального подтверждения».
Когда мы не уверены в себе и ситуация представляется неясной или двусмысленной, мы склонны оглядываться на других и признавать их действия правильными.
Проданные аплодисменты
В 1820 году двое завсегдатаев Парижской оперы, Саутон и Порчер, заставили «работать на себя» эту особенность человеческой психики. Открыв фирму «Страхование театрального успеха», Саутон и Порчер стали торговать аплодисментами. Они сдавали в аренду самих себя и нанятых работников певцам и театральным администраторам, которые хотели обеспечить признание спектакля зрительской аудиторией. Саутону и Порчеру настолько хорошо удавалось вызывать бурные овации аудитории своими искусственными реакциями, что вскоре клакеры (от французского le claque – хлопок) превратились в устойчивую традицию повсюду в мире оперы. «Неискушенный зритель не верит себе, зато верит окружающим», – могли бы нам сказать Саутон и Порчер, если бы мы взяли у них интервью. – Когда зритель слышит аплодисменты и восторженные выкрики “Браво!”, он думает, что происходит нечто особенное, а он недостаточно разбирается в теме, чтобы распознать исключительность момента. Не желая выглядеть простофилей, такой зритель присоединяется к аплодисментам».
Мы настолько склонны ориентироваться на реакцию других людей при определении того, что является грустным или смешным, что нас можно заставить реагировать просто на звук плача или смеха, а не на сущность реального явления.
Стоит одному ребенку разреветься, как остальные дети в детсадовской группе подхватывают этот плач. «А вы-то все чего расплакались?» Дети не ответят, они плачут помимо своей воли.
Стоит при ребенке рассказать анекдот, который ребенок в силу возраста понять не способен, – политический, к примеру, – ребенок будет хохотать вместе со взрослыми. Вопрос «А ты-то чего смеешься?» поставит его в тупик – ребенок и сам не знает. Он среагировал на звук смеха.
Наша склонность считать, что действие является правильным, если его совершают другие, проявляется в самых разнообразных обстоятельствах.
Мнение эксперта
В 1972 году психологи Смит и Фаллер в ходе исследований выяснили, что записанный на магнитофонную ленту смех заставляет аудиторию смеяться дольше и чаще, а также заставляет оценивать этот материал как более смешной. А в 1974 году психологи Лайтстоун и Носанчук выяснили, что закадровый смех наиболее эффективен именно при неудачных шутках. Неудивительно, что телевидение непрерывно создает множество ситуационных комедий, в которых используется фальшивый закадровый смех. Телевизионные продюсеры, знакомые с психологическими исследованиями, знают, что зритель смеялся и смеяться будет. Вот почему телекомпании не перестанут включать закадровый смех.
Буллинг от новенького
В сложившийся рабочий коллектив приходит новенький. Он ни с кем не знаком и вообще не в курсе сложившихся правил общения внутри группы. В первые же дни он замечает, что все без исключения участники коллектива подтрунивают над одной девушкой-коллегой – когда по-доброму, но чаще не очень. Не имея для подобной травли никаких собственных оснований, новенький включается в эту «игру» и становится в короткий срок самым активным ее участником – отпускает в адрес девушки самые колкие и неприятные шутки, открыто потешается и даже издевается над совершенно незнакомым человеком.
В психологии за этим поведением закрепился термин «буллинг». По результатам опроса 1998 года до 53 % служащих Великобритании страдали на работе от различных форм буллинга. Много печальнее обстоят дела с травлей в детских коллективах – согласно опросам, проведенным в разных странах, каждый четвертый ребенок подвергается издевательствам со стороны одноклассников! Как только в детском коллективе появляется «жертва», дети молниеносно вовлекаются в травлю помимо своей воли. «Ну ладно, он – хулиган, начал задирать одноклассника. Но ты-то зачем подвизалась? Ты же хорошая девочка!» – на этот вопрос толком не может ответить ни один ребенок, примкнувший к группе агрессивных детей. Дети считают, что поступают правильно, если точно так же поступают другие дети. Иными словами, как только группа детей начинает какую-то деятельность, пусть даже нехорошую, другие дети начинают воспринимать эту деятельность как правильную.
Сигнал к действию
В старших классах школы с печальной регулярностью возникает однотипное ЧП. В конце учебного года, перед годовыми экзаменами, ученики старших классов воруют журнал успеваемости класса, чтобы уничтожить двойки и тройки, полученные в течение года. В одном из таких случаев, произошедшем в 1996 году в средней школе Симферополя, участниками «похищения» оказались четверо старшеклассников, один из которых являлся круглым отличником. Интерес представляет именно этот мальчик, который сразу после инцидента не мог внятно ответить на вопрос, зачем он это сделал, если у него в журнале стояли одни только пятерки. И лишь спустя несколько лет, заканчивая школу, он смог описать свой поступок.
– На меня что-то нашло. Какая-то неподвластная мне воля. Что-то изнутри толкало меня идти с ребятами, вместе с ними рвать журнал и кидать в огонь.
– Тебе нравилось то, что ты делал?
– Я считал, что поступаю правильно.
Наша склонность считать, что действие является правильным, если его совершают другие, эксплуатируется самыми разнообразными способами. Евангельские проповедники часто «засевают» свою аудиторию специально подобранными и подготовленными «звонарями», которые в конце службы выходят вперед и вносят пожертвования. Уличные музыканты всегда «солят» гитарный кофр мелкими купюрами, создавая иллюзию, что кто-то до нас уже не пожалел денег. В последние годы по миру прокатилась волна так называемых цветных революций, в которых используется тот же самый принцип.
Цветные революции
Начинаются они, как правило, в виде спонтанных массовых протестов гражданского населения, которые неожиданно для всех перерастают в кровавые побоища. Участники побоищ потом признаются, что «ничего подобного не планировалось, мы хотели мирно выражать свой протест». Сейчас известно, что такие массовые беспорядки координируются активными группами людей, которые действуют по заранее утвержденному плану и с понятной целью. Координация их действий происходит через радиосвязь. Одеты эти люди, как правило, одинаково – в красные куртки с капюшонами, к примеру, или имеют одинаковые нарукавные повязки. Они рассредотачиваются среди мирных протестующих и, мимикрируя под обычных людей, ждут сигнала к действию. По команде, звучащей из наушника, они делают то, ради чего пришли. Как это было, например, в Иерусалиме летом 2014 года, когда среди участников мирной акции протеста в знак солидарности с семьями погибших израильских подростков в толпе вдруг стали скандировать: «Смерть арабам!»
«Смерть арабам!»
История этого конфликта начинается вечером 12 июня 2014 года, когда трое учеников израильской религиозной школы пропадают без вести, сев в попутный автомобиль. Их мертвые тела находят 30 июня. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху обвиняет Исламское движение сопротивления ХАМАС в смерти детей, а представитель ХАМАС Сами Абу Зухри отвергает причастность своей организации к этому убийству и предостерегает правительство Израиля от дальнейших обвинений ХАМАС, потому что это может стать причиной для эскалации войны между Израилем и Палестиной. На следующий день случается то самое противостояние, где среди мирно настроенных демонстрантов вдруг раздаются крики «Смерть арабам!», и мирные демонстранты превращаются в разъяренную толпу – оказывают сопротивление полицейским и пытаются прорваться на территорию рынка Махане Иеуда, где находится большое количество арабских лавочников. Ночью следующего дня неизвестные похищают 16-летнего арабского подростка, убивают его и сжигают тело в отместку за смерть трех израильтян. Мирная демонстрация, умело срежиссированная воинствующе настроенными людьми, превратилась в кровожадную толпу.
Числа Милгрема
Здесь уместно вернуться к результатам эксперимента Стенли Милгрема, о котором мы говорили в первой главе: «До 40 % прохожих останавливаются и смотрят в ту же точку, что и искусственно созданная толпа». Интерес представляет разброс показателей. Если на тротуаре неподвижно с задранной вверх головой застывал всего лишь один студент, только 4 % прохожих присоединялись к нему и тоже останавливались и задирали головы кверху. Если выходило 2 студента – уже 10 % прохожих повторяли их поведение. Пять студентов «инициировало» 16 % прохожих, а десять студентов «останавливали» уже больше 20 %. В одной серии экспериментов Милгрем выпустил на улицу сразу пятнадцать студентов, которые одномоментно подняли голову кверху и замерли. Рядом с ними останавливалось четыре прохожих из десяти, то есть 40 %!
Психологи сделали вывод, что размер толпы прямо пропорционален степени воздействия на других людей. Люди тем легче перенимают поведение других людей, чем больше людей занимаются этой деятельностью. Становится понятным, почему единичный выкрик «Смерть арабам!» останется просто выкриком и не сподвигнет толпу возненавидеть арабов. Но если эти выкрики раздадутся сразу с нескольких сторон толпы, люди их подхватят, а подхватив, неожиданно для самих себя ощутят нахлынувшую ненависть к арабам, которой еще несколько минут назад не испытывали.
Мнения экспертов
Исследования Альберта Бандуры и его коллег, которые занимались разработкой способов изменения нежелательных моделей поведения, подтверждают, что можно избавить детей от страхов неожиданно простым способом. Маленьким детям, боявшимся собак, Бандура предложил просто смотреть видеоролики, в которых мальчик весело играет с собакой. Смотреть по 20 минут в день. После четырех сеансов 67 % ребят захотели поиграть с собакой и сделали это даже в отсутствие родителей. Когда исследователи через месяц снова оценили уровни страха у этих детей, они выяснили, что улучшение за этот период не исчезло; дети охотнее, чем когда-либо, «общались» с собаками. Однако наибольшую пользу принесли именно те ролики, в которых было показано несколько детей, играющих со своими собаками. Очевидно, принцип социального подтверждения работает лучше всего, когда подтверждение обеспечивается действиями множества других людей.
Исследование, проведенное психологами Робертом Либертом и Робертом Бэроном, выявило оборотную сторону медали и выглядит зловещим. Одной группе детей показывали эпизоды из телевизионной программы, в которой люди намеренно причиняли друг другу вред, другой группе детей показывали лошадиные скачки. После просмотра дети из первой группы вели себя гораздо более агрессивно по отношению к окружающим, чем дети второй группы. Исследователи сделали следующий вывод: когда дети видят, как люди на экране ведут себя агрессивно, они сами начинают проявлять агрессивность. В эксперименте принимали участие дети из разных возрастных групп – пяти-шестилетние, восьми-девятилетние, девочки и мальчики, – и все они реагировали на сцены насилия практически одинаково.
Когда мы не уверены в себе и ситуация представляется неясной или двусмысленной, мы склонны оглядываться на других и признавать их действия правильными.
А король-то голый!
Однако, ориентируясь на реакции других людей с целью выработки собственного решения, мы часто не обращаем внимания на один важный факт – эти люди, возможно, также следят за нашими реакциями, чтобы понять, как им себя вести. В непонятных ситуациях желание каждого узнать, что делают другие, может привести к феномену так называемого плюралистического невежества. Классический пример этого феномена описан в литературе 1335 года Хуаном Мануэлем. Позже похожее описание этого психологического феномена появляется в нидерландских и немецких легендах о Тиле Уленшпигеле в 1510 году. В наши дни подробное описание невежества толпы встречается в сказке Ганса Христиана Андерсена «Новое платье короля».
Два пройдохи-мошенника обещали королю выткать замечательную ткань – настолько тонкую, что ежели кто ее не разглядит, тот непроходимо глуп. Когда из ткани «пошили» новое платье для короля, никто этого платья, разумеется, не увидел, но виду не подал – каждый невозмутимо следил за реакцией соседа и делал вид, что платье великолепно, – никто не хотел себя выставить глупцом. Не выдал себя король, разделся донага, «облачился» в новое платье и пошел по улицам королевства красоваться. И все подданные королевства на улице восхищались: «Ах, новый наряд короля бесподобен! А камзол-то как чудно сидит! А панталоны какие нарядные!»
Ганс Христиан Андерсен дал предельно точное описание феномена невежества толпы. В непонятных ситуациях желание каждого узнать, что делают другие, привело к массовому самообману, который раскрыл маленький мальчик, выкрикнув: «Ой, а король-то голый!»
Этот феномен был известен уже несколько веков назад, но сформулировали его лишь в 70-х годах прошлого века профессора психологии Бибб Латанэ и Джон Дарлей после события, повергшего в шок всю Америку.
Принцип плюралистического невежества
В марте 1964 года в районе Квинс в Нью-Йорке была убита тридцатилетняя Кэтрин Дженовезе на глазах у 38 свидетелей. Кэтрин умирала долгой мучительной смертью, убийца гонялся за ней и атаковал ее трижды. На ее собственной улице. Все это время Кэтрин громко кричала, просила о помощи. Дважды звуки голосов и внезапное появление света в окнах соседних домов вынуждали убийцу на время затаиться. Но каждый раз он возвращался, находил свою жертву на оставленном месте и наносил ей очередную порцию ударов ножом. Кажется невероятным, что 38 ее соседей наблюдали из своих окон, как разворачиваются события, и никто не вызвал полицию. Только один свидетель позвонил уже после того, как женщина была убита.
Как могли 38 человек не прийти на помощь в этих обстоятельствах? Общественность Америки не могла этого понять. Даже сами свидетели убийства были в недоумении. «Я не знаю, – говорили они один за другим. – Я просто не знаю». Два или три человека сказали, что были «испуганы» и «не хотели впутываться». Однако эти оправдания представляются неубедительными: один анонимный звонок в полицию мог бы спасти Кэтрин Дженовезе – чтобы позвонить, свидетелям не надо было рисковать своей безопасностью.
Профессора психологии Латанэ и Дарлей сделали предположение, которое по-новому позволяет взглянуть на психологию массового сознания и открывает новые возможности манипулировать группами людей. Трагедия произошла именно потому, что… присутствовали 38 свидетелей. Психологи предположили, что по крайней мере по двум причинам сторонний наблюдатель не окажет помощи жертве, находящейся в критическом положении, если рядом с ним находятся другие наблюдатели.
1. Когда на месте происшествия присутствуют несколько потенциальных помощников, личная ответственность каждого индивида снижается. «Возможно, кто-то другой позвонит в полицию; наверное, кто-то уже это сделал». Так как все думают, что кто-то поможет или уже помог, никто не помогает.
2. Очень часто критическое положение не выглядит таковым с полной очевидностью. Является ли человек, лежащий на дороге, жертвой сердечного приступа или горьким пьяницей? Являются ли резкие звуки, доносящиеся с улицы, выстрелами или эти звуки издает грузовик? Крики у соседней двери – это шум драки, требующей вызова полиции, или особенно «громкая» супружеская ссора, вмешательство в которую не всегда уместно?
«Что там происходит?» В подобных непонятных ситуациях люди склонны оглядываться на других, чтобы получить ключи к разгадке. По реакции других свидетелей мы пытаемся узнать, является ли данная ситуация критической. Здесь и кроется проблема человеческой психологии. Мы не думаем о том, что все другие наблюдатели, вероятно, так же, как и мы, ищут социальное подтверждение. И поскольку все мы предпочитаем казаться уверенными и хладнокровными, мы ищем это подтверждение спокойно, бросая исподтишка взгляды на тех, кто нас окружает. Поэтому в трудных ситуациях все, как правило, кажутся невозмутимыми и бездействующими. В результате, в соответствии с принципом социального подтверждения, важным событиям часто не придается должного значения. В этом, как считают Латанэ и Дарлей, и заключается суть феномена плюралистического невежества.
«Каждый человек решает, что, поскольку никто не озабочен, все в порядке. Тем временем опасность может достигнуть такой точки, в которой тот, кто не находится под влиянием спокойствия других, предпочтет реагировать».
Этот принцип позволяет расширить средства для манипулирования сознанием. Если организовать небольшую группу людей, которая показательно не станет обращать внимание на некое из ряда вон выходящее событие или относиться к нему с демонстративным равнодушием, это сможет подавить в окружающих людях заложенные природой гуманные настроения. Другими словами, когда на дороге лежит сбитый пешеход, автомобилисты будут объезжать его, если будут наблюдать, как впереди идущие машины объезжают тело и не останавливаются. «Кто-то другой поможет». Камеры уличного наблюдения регулярно фиксируют подобные случаи. И пусть в них мы имеем дело с бессознательным поведением людей, но что мешает таким же образом влиять на группы осознанно?
Ракамакафо
В августе 2014 года Николай Соболев и Гурам Нармания из пранк-проекта «Ракамакафо» провели социальный эксперимент в Санкт-Петербурге и в Майами, пытаясь манипулировать сознанием большого количества людей. Цель эксперимента – выяснить, как люди реагируют на то, что человеку стало плохо среди бела дня на оживленной улице. За три дня съемок в Санкт-Петербурге актеру удалось пролежать на тротуаре более часа чистого времени, ему становилось «плохо» порядка 27 раз, сотни людей проходили мимо, бросая лишь взгляды на упавшего, и всего 10 % людей останавливались, чтобы спросить, нужна ли ему помощь. В то же самое время на другом континенте за три дня съемок в Майами актеру не удалось пролежать на земле дольше минуты ни одного раза. «Как же так происходит? – задают с экрана вопрос авторы пранка. – Мы, русские – замечательная нация с многовековой культурой и традициями. Что же заставляет наших людей безучастно проходить мимо в подобных ситуациях?»
На первый взгляд такое поведение соотечественников свидетельствует о нашем махровом равнодушии, но психологи говорят о высокой степени плюралистического невежества и о высокой степени социальной неопределенности россиянина. Другими словами, о неуверенности нашего соотечественника в своих силах: «А что я могу? Я же не врач. Наверняка кто-то другой поможет!»
Из рассуждений Латанэ и Дарлея можно сделать интересный вывод: надежда жертвы, находящейся в экстремальной ситуации, на то, что в толпе она окажется в безопасности, может не оправдаться. Скорее человек, остро нуждающийся в помощи, будет иметь больше шансов на спасение, если поблизости будет находиться один-единственный сторонний наблюдатель, а не толпа. Во время эксперимента, проводившегося Латанэ и Дарлеем в 1968 году в Нью-Йорке, 75 % одиночек, которые видели дым, просачивавшийся из-под двери, сообщали об этом в пожарную службу; тогда как если дым видели трое человек, о нем сообщали только в 38 % случаев. Однако реже всего сторонние наблюдатели предпринимали какие-либо действия тогда, когда группа из трех человек включала в себя двоих подставных лиц, которых проинструктировали игнорировать дым; в этих условиях о дыме сообщали только в 10 % случаев.
Синдром Вертера и подражание
Когда люди не чувствуют себя уверенно, они в большей степени ориентируются на действия других, чтобы решить, как действовать им самим. Именно поведение имеющих с нами много общего людей дает нам наилучшее понимание того, какое поведение является правильным для нас. Поэтому мы более склонны следовать примеру похожего на нас индивида, чем непохожего.
В 1975 году американским социологом Дэвидом Филлипсом выявлен феномен, который он назвал синдром Вертера – массовая волна подражающих самоубийств, которые совершаются после самоубийства, широко освещенного в СМИ либо описанного в популярном произведении литературы или кинематографа. История открытия феномена Вертера является пугающей и одновременно интригующей. Более двух столетий тому назад Иоганн фон Гете опубликовал роман «Страдания юного Вертера». Книга, главный герой которой, Вертер, совершает самоубийство, имела громадное воздействие на читателей. Она не только сделала Гете знаменитым, но, кроме того, вызвала волну самоубийств по всей Европе. Этот феномен был настолько мощным, что власти в некоторых странах запретили роман.
Дэвид Филиппс предположил, что все самоубийства, следующие за публикацией рассказа о самоубийстве, являются по своей сути подражательными. Узнав о самоубийстве какого-либо человека, некоторое число людей решает, что самоубийство является и для них подходящим действием. Некоторые из этих индивидов не колеблясь сразу же следуют страшному примеру, что вызывает скачок уровня кривой самоубийств. Изучив статистические данные о самоубийствах в США с 1947 по 1968 год, Филлипс обнаружил, что в течение двух месяцев после каждой громкой публикации о самоубийстве в среднем суициды совершало на 58 человек больше, чем обычно.
Филлипс отметил закономерное сходство между первым самоубийцей и его подражателями: если самоубийца был в возрасте – возрастали самоубийства среди пожилых людей, если принадлежал к определенному социальному кругу или профессии – то учащались самоубийства в этих сферах. И что немаловажно, налицо сходство между первым и последующими способами сведения счетов с жизнью. В первой половине 1980-х годов в Германии, во время и после показа телесериала «Смерть студента», где в начале каждой серии демонстрировался акт суицида студента под колесами поезда, было отмечено увеличение самоубийств на 175 % среди молодежи 15–19 лет именно тем образом, который и был показан в сериале – под колесами поезда. Год спустя, когда сериал показали по ТВ повторно, снова возник резкий скачок самоубийств среди той же группы молодежи. Если выводы Филиппа адекватно отражают ситуацию, широкое освещение самоубийств в СМИ могут подвести к роковой черте многих людей. Любые информационные программы на телевидении, документальные или художественные фильмы, в которых освещается данная проблема, влекут за собой волну самоубийств, причем наиболее частыми жертвами оказываются впечатлительные, склонные к подражанию подростки.
Жить или умереть?
В Чикаго в октябре 1982 года, в преддверии 100-летней годовщины компании Johnson & Johnson, один за другим умерли семь человек, приняв от головной боли по одной капсуле популярного тогда обезболивающего – тайленола. Оказалось, в капсулы тайленола кто-то добавил цианид – смертельный яд. Следствием установлено, что фармацевтическая компания Johnson & Johnson никоим образом не причастна к отравлениям.
В течение нескольких последующих дней трудно было включить телевизор или радио и раскрыть газету, чтобы не столкнуться с сообщениями СМИ об этой трагедии. В центральную больницу Чикаго за день поступило около 700 звонков от граждан, утверждавших, что их тоже «убили тайленолом», яды стали «обнаруживаться» в жидкости для полоскания рта, глазных каплях, спрее для носа, содовой воде, даже в булочках с сосисками. Ложные тревоги превосходили по численности реальные случаи отравлений в пропорции 7 к 1.
Интересный факт. Именно после этого случая компания Johnson & Johnson первой в мире придумала для своих препаратов запаивать горлышко банки металлической фольгой, гарантируя покупателям, что препарат никто до вас не открывал. До этого случая все лекарства закрывались лишь завинчивающейся крышечкой.
Принцип социального доказательства является настолько универсальным и могущественным, что он влияет на принятие человеком наиболее фундаментального решения – жить или умереть. Кто обладает подобным могуществом в современном мире? Кто входит в каждый дом, не спрашивая разрешения? Кого мы сами регулярно зовем к себе в гости и чьи слова принимаем за истину? Ответ простой – средства массовой информации.
Мнение эксперта
В 1983 году Филлипс провел серию широкомасштабных исследований причин убийств и выяснил, что число совершенных убийств резко увеличивается после широкого освещения СМИ актов насилия. Сообщения в вечерних новостях о боях боксеров-тяжеловесов вызывают, по всей видимости, заметное увеличение числа убийств в Соединенных Штатах. В течение 10 дней после того, как на ринге терпит поражение черный боксер, значительно увеличивается число убийств, жертвами которых становятся молодые черные мужчины, но не молодые белые. Если же проигрывает белый боец, именно молодых белых мужчин, а не молодых черных убивают чаще в последующие 10 дней.
Стрельба в учебных заведениях
Очень показательна история влияния другого популярного художественного произведения на сознание большого количества детей. В 1977 году Стивен Кинг издает роман «Ярость», в котором школьник Чарли Декер захватывает в заложники свой класс, застрелив перед этим двоих учителей. Роман постепенно завоевывает популярность и становится для многих школьников «настольной книгой».
Первый случай группового подросткового насилия в США, спровоцированный чтением романа Кинга, датируется 1986 годом, когда в городе Сан-Габриэль, штат Калифорния, Джеффри Лин Кокс берет в заложники около шестидесяти школьников. По признанию друга, на этот шаг его натолкнула книга «Ярость», которую тот перечитывал не один раз.
В 1989 году Дастин Пирс, вооружившись дробовиком, берет в заложники учеников в классе алгебры. При обыске дома в комнате Дастина снова находят «Ярость».
В феврале 1996 года четырнадцатилетний Барри Лукайтис убивает двоих одноклассников и одного учителя, а взятым в заложники одноклассникам говорит: «Это ведь интереснее, чем говорить об алгебре, не так ли?», аналогично тому, как герой «Ярости» Чарли Деккер произносит на страницах романа: «Это ведь интереснее, чем говорить о бабах?»
Финалом этой серии помешательств под впечатлением от художественной книги становится убийство троих учеников в школе, которое совершает Майкл Корнил 1 декабря 1997 года, он тоже «фанател» от романа «Ярость». Именно этот случай стал последней каплей терпения Стивена Кинга: «Инцидента с Корнилом для меня достаточно. Я попросил своих издателей больше не печатать эту проклятую вещь. Они согласились». Начиная с 1997 года «Ярость» больше не издается, но массовые школьные убийства на этом не прекращаются.
20 апреля 1999 года в школе «Колумбайн», штат Колорадо, США, двое учеников старших классов – Эрик Харрис и Дилан Клиболд с помощью огнестрельного оружия и самодельных взрывных устройств убивают 15 человек и тяжело ранят еще 24, после чего кончают жизнь самоубийством. Являлись ли они фанатами «Ярости», не установлено, но, сами того не осознавая, подростки становятся новыми объектами подражания, и огромную роль в этом играют средства массовой информации. Известно, что на место трагедии в «Колумбайн» прибыло около 20 съемочных групп телевидения из разных стран. Событие освещалось, по разным подсчетам, от 400 до 500 репортерами. Одна только газета «Денвер пост» отправила туда пятьдесят четыре репортера, восемь фотографов и пятерых художников. Телевизионные компании круглосуточно поставляли в эфир все новые и новые факты о трагедии.
Всего через восемь дней, 28 апреля того же года, 14-летний Тодд Смитт Кэмирон открывает стрельбу в школьном коридоре из полуавтоматической винтовки, убивая 17-летнего Джейсона Ланга. На суде он признается, что на преступление его вдохновила стрельба в «Колумбайн».
Ровно через месяц, 20 мая 1999 года, 15-летний Томас Соломон-младший открывает стрельбу в своей школе из полуавтоматической винтовки и ранит 6 человек. Позже один из друзей Томаса, отвечая на вопрос, почему его друг мог взяться за оружие, говорит: «Мы видим это и слышим об этом постоянно. Наверное, он подумал, что нашел новый способ решить свои проблемы».
Спустя два года, 5 марта 2001 года, 15-летний Чарльз Уильямс убивает в школе 2 учеников и ранит еще 13. Волна подражательных убийств катится до наших дней.
16 апреля 2007 года Чо Сын Хи в Виргинском политехническом институте расстреливает из автоматического оружия 58 человек, 33 из которых гибнет.
14 декабря 2012 года Адам Питер Лэнза в начальной школе Ньютауна убивает 27 человек.
3 февраля 2014 года первое подобное убийство случается в России. Московский десятиклассник Сергей Гордеев захватывает в заложники одноклассников, убивает учителя географии и сотрудника вневедомственной охраны, ранит полицейского патрульно-постовой службы. Сейчас Гордеев находится под принудительным лечением в психиатрической клинике, но есть мнение, согласно которому Гордеев совершил свой поступок под впечатлением от растиражированных СМИ школьных убийств в США и от прочитанного им романа Стивена Кинга «Ярость».
Большим количеством людей несложно манипулировать по двум причинам. Люди склонны обращать внимание на действия других и считать эти действия правильными, когда не уверены в правильности своих поступков и ситуация представляется непонятной. И вторая причина – люди склонны подражать тем, кто на них похож. Зная эти принципы, несложно понять и даже самим придумать технические приемы, с помощью которых можно менять сознание больших групп людей.
Чтобы продать ведро воды, нужно устроить пожар
«Цель оправдывает средства» – эта слова приписывают Николо Макиавелли, философу, жившему в XV веке. Некоторые исследователи ставят знак равенства между терминами «манипуляторство» и «макиавеаллизм», приводя в защиту своего мнения цитаты из труда Николо Макиавелли «Государь», где автор описывает приемы сохранения власти любыми средствами. Похожие выражения встречаются позже в трудах французского математика Блеза Паскаля, английского философа Томаса Гиббса, немецкого теолога Германа Бузенбаума. Встречаем мы их и в народном творчестве: «Чтобы пожарить яичницу, придется разбить яйца», «На войне все средства хороши». Однако особенно точно отражает смысл приемов манипуляции фраза, которую, возможно, произнесла королева Франции Екатерина Медичи, та самая, кто спровоцировал кровавую резню 1572 года, известную как Варфоломеевская ночь:
«Чтобы продать ведро воды, нужно устроить пожар».
Не этим ли девизом руководствуются манипуляторы, когда побуждают людей к совершению определенных действий или к изменению мнения, скрывая свои истинные намерения? Какими приемами манипуляторы создают иллюзию, будто бы человек сам принимает решение, что у него есть свобода выбора и независимость в этом выборе? Какими способами они заставляют человека делать то, чего он делать не хотел, и думать о том, что выгодно в данный момент манипуляторам, а не самому человеку?
Способов множество: фабрикация, смещение акцентов, высмеивание, демонизация, полуправда, обобщение и еще около сотни – в этой главе мы рассматриваем самые значимые из них.
Любой прием или искажает саму информацию, или искажает ее подачу.
В комнате смеха каждое зеркало меняет облик человека. Потешно смотреть на себя в искаженном виде – здесь у тебя бычья шея и малюсенькая голова, а в том зеркале длинные ноги и короткое туловище; тут ты карлик, а вон там уже гигант. Человеку смешно, потому что он точно знает, как в действительности он выглядит. А если ребенка растить в такой комнате, не показывая ему себя в гладком зеркале? Что произойдет с его психикой, если он будет видеть только искаженную информацию о себе? Сможет ли он адекватно воспринимать реальность?
А мы с вами способны адекватно воспринимать реальность? Откуда нам знать, что информация в газетах и на телеэкранах подается правдивая? Как рядовой гражданин мог узнать, что президент США лжет, утверждая, что в Ираке есть оружие массового поражения? Получается, граждане всего мира могли только безосновательно верить президенту США и мировым средствам массовой информации? Возникает непростой вопрос: «Если лгут даже президенты, кому тогда можно верить?»
Похоже, у рядового гражданина вообще нет другого способа узнать о происходящем в мире, кроме как через СМИ. Даже новогоднее обращение президента происходит через телевизионный канал, то есть через СМИ. Выходит, что вся объективная реальность приходит к человеку через посредника, через фильтр, который может не пропускать какие-то частицы информации или, наоборот, добавлять свои собственные частицы.
Социолог М. Паренти: «СМИ отбирают большую часть информации и дезинформации, которыми мы пользуемся для оценки социально-политической действительности. Наше отношение к проблемам и явлениям во многом определено теми, кто контролирует мир коммуникаций».
Даже когда мы смотрим на новогоднее обращение президента, мы не можем быть уверены, что СМИ не исказили голос темп речи или не вырезали какие-то фрагменты, или даже не добавили что-то от себя, – уже созданы такие технологии, с помощью которых берется видеозапись реального человека и преобразовывается так, словно человек говорил другие слова, – подделывается и мимика человека, и его голос, почти не отличишь.
Так и получается, что манипуляторы могут создавать для общества свою собственную реальность, которая может в корне отличаться от подлинной модели мира. В голливудском фильме «Хвост виляет собакой» Дастин Хоффман и Роберт Де Ниро убедительно сыграли двух манипуляторов, которые разыграли перед американским обществом грандиозный спектакль, создав в средствах массовой информации не только никогда не существовавшую войну, но и повлияв на отношение граждан Америки к этой войне. И все это стало возможным благодаря умелому использованию манипулятивных техник.
Обладая практически монополией на информацию, СМИ задают приоритеты событий. В мире ежедневно происходят миллионы событий, но обсуждается только та их часть, которую СМИ вводят в сферу нашего внимания.
Массовым сознанием манипулируют с помощью «правильно» подобранных слов и «правильно» сформулированных мнений. Если, например, критикующая правительство пресса пишет о «бомбежке населенных пунктов» в Чечне, то проправительственные газеты называют эти же события «поддержкой федеральных сил с воздуха». Одни журналисты, оценивая экономическую ситуацию в стране, говорят о «безработице», другие – о «неполной занятости». Многое определяет уровень социальной ответственности журналиста: в какой контекст он вмонтирует факты, какими словами опишет их, что подчеркнет, о чем умолчит, как оценит.
Каким образом рядовой гражданин Индии или Пакистана может убедиться, что информация о крушении малайзийского боинга над территорией Донбасса в 2015 году правдива? Звучало и до сих пор звучит сразу несколько «правд» – какой из них верить? Как человеку понять, где истина? Давайте посмотрим, каким образом искажают информацию или как искажают ее подачу в СМИ. Если разобраться в механизмах искажения, возможно, человека будет труднее обмануть, даже если этим занимаются первые лица государства.
Разделяем, упрощаем и властвуем
Первые два приема называются «дробление» и «срочность». Информацию о событии сознательно разбивают на разобщенные фрагменты и передают их хаотично, разрозненно. Газета публикует материал, разбитый на несколько заметок в одном номере: броский заголовок на первой странице с сенсационным материалом о событии; где-то в середине выпуска вторая статья о том же событии, но подается другая часть; и где-то между рекламными блоками можно прочитать еще одну колонку, из которой узнать пару новых фактов о том же событии. Эти же «новости» сыпятся из телевизора, словно леденцы монпансье ссыпаются в коробочку с конвейера, при этом действительно новой информации в новостях «пшик». Читатель не способен осмыслить произошедшее событие полностью, потому что принимает разобщенную информацию, и еще потому, что такие новости передаются в режиме репортерской хроники – максимально оперативно. «Срочная информация! Как стало известно минуту назад…» Слушаешь выпуск новостей, но ничего нового не узнаешь – журналист повторяет уже известные «факты», лишь только чуть иначе сформулированные.
Нет времени на обдумывание
Люди не успевают осмысливать информацию, если она поступает непрерывным потоком и состоит из разрозненных фактов. Мозг человека пытается анализировать, но не справляется с объемом информации, «перегревается» и отключает сознательную обработку, передавая услышанное и увиденное в подсознание. Человек не успевает составить своего независимого мнения, потому что только что услышанное сразу же вытесняется другими, «самыми свежими» и «эксклюзивными» сообщениями, на деле переформулированными повторениями, зато создается ощущение полной информированности: «Я же целый день слежу за событием в новостях, я столько всего про это узнал!»
Иллюзия важности информации
Внимая быстрой череде срочных новостей на телеканалах и в соцсетях, у человека создается иллюзия, что он следит за необычайно важными событиями в своей жизни. Эта иллюзия ослабляет способность личности самостоятельно разграничивать информацию по степени важности и мешает составлению собственных оценок и суждений. Как говорит Г. Шиллер, мозг превращается в решето, куда ежечасно сваливается ворох пустых информационных сообщений, среди которых лишь иногда появляются действительно важные. Целыми днями человек получает дробленую информацию, которую легко прожевать и проглотить, но насытиться ей невозможно. Не поспоришь – кто-то предпочитает в шоколадной плитке орех дробленый вместо цельного. Но когда мы рассуждаем об информации, о вкусах говорить не приходится – только цельные орехи, а не переработанный продукт позволяют полностью осознать происшедшее событие и сформировать собственное мнение.
«Разделяй и властвуй»
Считается, этот лозунг имеет отношение к нечестной политике государственного управления – разделяй общество на группы, сталкивай их интересы, и пока группы дерутся между собой, контролируй их. Похоже, этот принцип мы наблюдаем сейчас в СМИ.
Когда информация подается порциями, которые трудно стыкуются друг с другом и не укладываются в общую непротиворечивую картину, – это манипуляция.
Чем проще написана компьютерная программа, тем легче ее отлаживать и тем проще ею управлять. «Не переусложняй!» – учат опытные программисты своих учеников. «Упрощай!» – возможно, именно таким призывом опытные манипуляторы учат своих подмастерьев.
Всего век назад жизнь текла медленнее, чем сейчас, – газеты выходили один раз в неделю, журналы раз в месяц. Человек обладал достаточным количеством времени, чтобы каждую новость обдумать самому и обсудить ее с близкими людьми, выработать собственное отношение к событию и сформировать личное мнение. Сейчас мы не успеваем ничего – тысячи информационных сообщений мы получаем ежедневно. Нам не хватает времени не только для того, чтобы осмыслить услышанное и увиденное. Нет времени даже услышать и увидеть все, что происходит в мире. От такого изобилия человек изменился – мы больше не хотим получать информацию, насыщенную различной терминологией. Чем проще, тем лучше.
«Будь проще, и люди к тебе потянутся»
Информацию теперь подают так, чтобы человек воспринимал ее без умственных усилий, без внутреннего сопротивление и, что очень важно, без критического анализа. «Ты просто запомни, а поверишь потом» – если рок-группа «Чайф» в этой строчке призывала ребенка поверить на слово своему отцу, кому верим мы, когда нас к этому призывают средства массовой информации? Специалисты создали большое количество простых лозунгов, банальных клише, громких ярлыков и эпитетов, которые человек легко выхватывает из бурного водопада новостей и понимает их однозначно.
Понятный язык и стереотипы
Со своей аудиторией нужно говорить на понятном языке. Бесполезно первоклашкам рассказывать о «проблемах поставок электроэнергии вследствие аварийного обрушения высоковольтных столбов» – не поймут. Им нужно сказать: «Ребята, сегодня в школе нет света, на провода упало дерево». Это понятно, и правильно. Если целевая аудитория новостного издания – люди рабочего класса, в статьях не пользуются специальными терминами, не употребляют, к примеру, слова «электорат». Говорят просто «избиратели». Такое упрощение всегда хорошо, потому что с людьми лучше говорить на простом понятном языке, без замысловатых изысков.
Здесь-то и кроется возможность манипулировать мнением читателей. Человек мыслит стереотипами – собственными мысленными образами, которые скрываются за простыми словами. Зная это, несложно направить суждения читателей в нужное русло. На первой странице газеты заголовок: «Избиратели недовольны депутатом Ивановым». Что может происходить в голове некоего читателя этой газеты, когда он пробегается глазами по заголовку, даже не вчитываясь в текст? Множественное число слова «избиратель» рисует в голове образ не одного, а нескольких людей. Много или мало? Слово «избиратели» ассоциируется с людьми, пришедшими на избирательный участок, чтобы голосовать. Во время выборов на участках обычно мы наблюдаем какой-то хаос – очереди на регистрацию, кипы бумаг на столах у регистраторов, бюллетени, очереди в кабинки для голосования. Суета и незнакомые люди. Очень вероятно, со словом «избиратели» ассоциируется большое количество людей. Следовательно, фраза «избиратели недовольны депутатом Ивановым» может быть трансформирована в головах у читателей в «большое количество людей недовольны депутатом Ивановым». А если чем-то недовольны большое количество людей, активируется механизм социального доказательства Милгрема – тот самый психологический феномен, который заставляет нас кидать взгляд туда же, куда смотрят 15 незнакомых нам людей. Так и получится, СМИ всего лишь опубликует стереотипное слово «избиратели», а какое-то количество читателей автоматически почувствуют недовольство депутатом, которого в глаза не видели. Можно ли обвинить СМИ в манипуляции? С точки зрения закона для этого нет ни единого основания. Но психологи подмигивают нам, как бы говоря: «Но мы-то с вами уже понимаем, что происходит».
Когда информация формулируется нарочито простыми словами, за которыми скрываются стереотипы, – это манипуляция.
Хорошее в плохое – и наоборот
В 1986 году советские психологи, осмыслив результаты отечественных и зарубежных исследований, посвященных свойствам стереотипного мышления, публично заявили, что советская пропаганда слишком эффективна и вскорости приведет к печальным последствиям для советского общества. Человек, воспитанный на советских стереотипах и «культуральных трюизмах», не крепок духом, как считалось тогда, а наоборот, очень уязвим! Стоит ему попасть в неясную или двусмысленную ситуацию, которая пойдет вразрез с его стереотипным представлением об устройстве жизни, как человек не только не откажется от неправильного стереотипа, а, наоборот, укрепится в нем, при этом кардинально поменяв к нему отношение на противоположное – плюс на минус и наоборот. То есть безусловно хорошее превратит в безусловно плохое, и наоборот.
Тогда психологов «не услышали», партийные товарищи упрекнули их в «наклонности к парадоксам и эпатажу», и все осталось, как было. Теперь, изучая настоящее, очевидно, как советские специалисты были правы. Открытые шлюзы «гласности», потоки новой информации и неожиданных интерпретаций затопили гражданское сознание, и всего через несколько лет массы наших соотечественников были склонны считать себя, свой народ и родную страну самыми худшими в мире, а каждого западного политика – средоточием всех мыслимых и немыслимых доблестей. Многие готовы были утверждать тогда (и утверждают сейчас), что «на самом деле» и Великую Отечественную войну мы не выиграли, а просто «забросали противника трупами», и на космос зря только деньги тратили, и нации в СССР всегда друг друга ненавидели, и вообще вся история СССР – исключительно череда беззаконий и безобразий. Прямо сейчас мы живем в обществе стереотипов-перевертышей.
Великая Отечественная война и стереотипы-перевертыши
27 января 2014 года, ровно через 70 лет после снятия блокады Ленинграда, на сайте российского телеканала «Дождь» появился опрос, в котором предлагалось проголосовать, «не стоило ли отдать Ленинград нацистам, чтобы спасти тысячи жизней?». Опрос провисел на сайте 10 минут, после чего его убрали из-за шквала недовольств от пользователей сайта, обвинивших руководство телеканала в цинизме. Этический и моральный аспекты поступка телеканала «Дождь» не очень интересны, интересно другое. 53 % людей, успевших ответить на этот вопрос, ответили положительно: «Да, следовало сдать Ленинград, чтобы сберечь жизни людей»! Что это, если не стереотип-перевертыш в сознании? Половина ответивших, оказывается, вообще незнакома с историей Великой Отечественной войны и с политикой нацистов в отношении славян на захваченных территориях.
В апреле 2016 года проживающая в США выпускница МГУ имени Ломоносова публицист Ирина Зорькина пишет в своем Facebook, мол, немецко-фашистская оккупация СССР была бы благом для советского народа в силу… природной приверженности немцев к законности и порядку:
«При всех ужасах фашизма, у среднестатистического жителя было бы намного больше шансов выжить при гитлеровском режиме, чем при сталинском. Хотя бы потому, что нищие, умирающие от голода и болезней колхозники получили бы землю в собственность и стали бы фермерами, а промышленность не перерабатывала бы ресурсы в бесполезный металлолом, а реально бы работала на потребление и науку».
Ее высказывание – сплошная манипуляция, состоящая из нескольких приемов, о которых мы подробно будем говорить дальше. Ирина приравнивает коммунизм к нацизму. Приукрашивает действительность, не договаривает всей правды и додумывает невозможное будущее. На ее сообщение моментально отреагировали пользователи Сети.
«Ну, видимо, сожженные деревни вместе с людьми, концлагеря, насильное отправление гражданского населения, начиная с 14-летнего возраста, на работы в Германию, тотальное уничтожение евреев, а следующими на очереди были славяне как не арийская раса – это так, ничего не значащие штришки к облику «честных и справедливых» арийцев. Ирина, у меня даже нет слов, чтобы дать оценку вашему пасквилю. То, что вы написали, цинично, подло и мерзко», – ответила ей Антонина Уфаева.
К сожалению, Ирина выражает мнение немалой группы людей, наших соотечественников, которые считают, что СССР, а теперь и Россия – это плохо-плохо, а остальные страны – это хорошо-хорошо. Налицо новый стереотип-перевертыш, который мы встречаем не только в сообщении Ирины, его нередко можно увидеть в сообщениях других пользователей соцсетей и даже услышать от некоторых политических деятелей. Последние годы все чаще возникают спекуляции на теме Великой Отечественной войны, построенные на примитивных манипуляциях общественным мнением.
Развешиваем ярлыки
Сорняк может превратиться в розу
В 1975 году Ричард Миллер провел исследование с целью выяснить, с помощью чего эффективнее меняется поведение человека – посредством устного убеждения или при помощи приписывания человеку свойств, которыми он не обладает (психологи называют это словом «атрибуция»). Исследование проводилось в трех пятых классах Чикагской школы – пятиклассников пытались научить не сорить в классе и привить им привычку убирать мусор за другими.
Испытуемым из первой группы (группа устного убеждения) в течение недели по 45 минут в день читали лекции о том, что дети должны быть аккуратными и опрятными, призывали соблюдать чистоту, рассказывали об экологии и опасностях, связанных с загрязнением окружающей среды.
Испытуемым из второй группы (группа атрибуции) постоянно говорили о том, что они уже являются аккуратными и опрятными. В первый день учитель похвалил учащихся за то, что они не бросали обертки от конфет на пол в общем зале во время проводившегося в этот день школьного собрания. В тот же день учитель передал классу слова, якобы произнесенные уборщицей, о том, что их классная комната является одной из самых чистых во всей школе. На третий день учитель отметил, что ученики, сидящие в первом ряду, отличаются исключительной аккуратностью… и так продолжалось восемь дней.
Критерием эффективности эксперимента являлось количество мусора, оказавшегося в классной мусорной корзине. Замеры до проведения эксперимента показали, что в каждой группе из трех в мусорной корзине оказывалось приблизительно 20 % всего мусора. Сразу после эксперимента в контрольной группе, где не происходило никакого воздействия, количество мусора в корзине не увеличилось. В группе убеждения количество мусора в корзине выросло до 45 %. А в группе атрибуции – до 80 %! Но и это еще не все. Через две недели исследователи провели повторный замер и выяснили, что в группе убеждения поведение детей почти вернулось к прежнему, в корзине оказалось чуть больше 30 % мусора. А в группе атрибуции – внимание! – выросло до 85 %. Миллер провел следующее исследование, чтобы повторить или опровергнуть результаты. Оказалось, что случайно выбранные второклассники, выделенные как «имеющие достижения в математике», впоследствии добились более серьезных успехов в математике, чем их соученики, которых просто призывали и уговаривали лучше заниматься математикой. В обоих случаях имя создало вещь – сорняк под другим названием, оказывается, может превратиться в розу.
Каждый советский ребенок знает бессмертную фразу из мультфильма: «Как вы лодку назовете, так она и поплывет». Знал ли советский писатель А. С Некрасов, написавший в 1939 году повесть «Приключения капитана Врунгеля» (по мотивам которой позже снимут одноименный мультфильм), что спустя тридцать пять лет слова его персонажа научным образом убедительно докажут американские психологи? Осознаём ли мы сейчас, живя в двадцать первом веке и щедро раздавая ярлыки окружающим нас людям, что этим мы способны менять их поведение в лучшую или худшую сторону? Осознаём ли мы, что есть люди, которые способны, используя ярлыки, манипулировать нашим сознанием и менять поведение целого общества?
Стереотипы с неприятным душком
В предыдущей главе мы говорили о стереотипах. Ярлыки работают куда эффективнее. Ярлык – это частный случай стереотипа, – стереотип с неприятным душком, оскорбительный эпитет, скользкий синоним, гадкая метафора.
«Избиратели недовольны депутатом-пройдохой Ивановым».
В слове «избиратели» нет никакой оценки – это просто люди, избирающие кого-то, и в слове «депутат» нет двойного смысла. Но стоит к «депутату» добавить оценочный эпитет «пройдоха», как заголовок вдруг обретает в умах читателей обвиняющий смысл. Читателям подсказывают, как во время чтения относиться к Иванову – он пройдоха, вор, обманщик. Еще даже не начав просматривать текст статьи, читатель неосознанно соглашается с тем, что он будет считать Иванова негодным человеком.
Ярлыки вызывают эмоционально негативное отношение, ассоциируются с бесчестными и социально неодобряемыми поступками. Их используют, чтобы опорочить организацию, или человека, или идею, которую высказывает человек. Во время выборов в Государственную думу России 2011 года оппозиционные политические партии в материалах своей предвыборной кампании грубо критиковали партию «Единая Россия». Вот дословный текст одного агитационного плаката:
«Все знают, что “Единая Россия” – партия жуликов и воров. Но у тебя появилась возможность уничтожить этот клан воров. Проголосуй против воров, против “Единой России” – за любую другую партию. Твой голос станет решающим».
Агитация начинается словами «Все знают, что…» – об этом манипулятивном приеме мы подробно поговорим чуть позже, а пока все внимание на курсив. Слова «жулики», «воры», «уничтожить», «клан воров» призваны рождать в умах читателя малоприятные ассоциации с «Единой Россией», и хочет читатель того или нет, – они с этой задачей справляются – они создают в ассоциативном мышлении читателя малосимпатичные образы. Как в 2011 году оппозиционные партии России приклеили этот ярлык к «единороссам», так и используют его в своих агитационных материалах по сей день, только их мастерство становится все филиграннее.
В 2016 году перед парламентскими выборами в Ростове на одной из плохих дорог, побитой ямами, появился плакат «Голосуй за “Единую Россию”! Твоя жизнь будет как эта дорога!». С точки зрения закона подобные сообщения и ярлыки не являются преступлением. Но с точки зрения психологии они бездоказательно меняют отношение людей к объекту, на который наклеен ярлык.
Ярлык – оружие уничтожения
Как только в школе ребенка уличают в мелком воровстве, к нему приклеивают ярлык «вор». Трудно сказать, что дети поступают неправильно – похоже, группа маленьких людей делает все, чтобы как можно больше личностей в этой группе узнало об опасности, исходящей от нечистого на руку индивидуума. Это оправдано для стабильности отношений в группе. Но что случится, если на ребенка наклеят ярлык вора ни за что – бездоказательно и безосновательно? Не воровал он, его оклеветали. Случится то, над чем мы так весело смеемся в анекдоте:
– Рабинович, не приходите больше к нам в гости, после вашего ухода пропали серебряные ложечки.
– Но, Циля, я же их не брал!
– Да я знаю! Ложечки мы потом нашли, но осадочек-то остался.
Как быть уверенным, что ярлык «депутат-пройдоха» соответствует действительности? Можно ли безоговорочно верить журналисту, написавшему такое? Есть ли у рядового читателя способ проверить такую негативную оценку? Грузинская поговорка гласит: «Когда собаку хотят убить, говорят, что она бешеная». Как читатель может убедиться, что ярлык, прилепленный к человеку или к организации, нужен не для того, чтобы «убить собаку»?
Кровавые диктаторы
«НАТО – это фашизм», – сообщали югославские СМИ. «Хусейн – арабоговорящий Гитлер», – печатали американские газеты. «Путин – русский Гитлер», – повторяют украинские политики. Эти метафоры включают ассоциативное мышление и поэтому экономят интеллектуальные усилия человека. Вместо изучения и осмысления проблем человек, принимая эти метафоры, прибегает к ассоциациям и подмене понятий, которой выделена отдельная глава.
Например, российский гражданин слышит в телевизионной программе утверждение, мол, нынешняя власть – это режим, похожий на режим времен Петра Первого. Если слушатель обладает какими-то знаниями про времена Петра Первого, то в этом кроется сила манипуляции: не нужно ничего объяснять, достаточно сместить акцент, подменить понятие – и слушатель уже сам достроит в своей голове, что если Петр Первый славился крутым нравом, прямотой, граничащей с грубостью, и даже необузданной жестокостью, следовательно, и настоящий президент обладает всеми теми же качествами. А дальше все зависит от нервно-эмоциональной устойчивости зрителя – кто-то, может, начнет побаиваться президента, а кто-то почувствует к нему отвращение.
На предвыборных дебатах – 2016 кандидатов в президенты США кандидат от Демократической партии Берни Сандерс высказался о Северной Корее: «С ней все очень непонятно, потому что это изолированная страна, которой управляет горстка диктаторов или, возможно, один диктатор, который, по всей видимости, страдает паранойей. И у такой страны есть ядерное оружие». Неизвестно, станет ли Сандерс следующим президентом Америки, но, будучи кандидатом, он сознательно развешивает ярлыки на лидеров другой страны. Ярлыки «диктатор» и «параноик» – очень сильные слова, они легко формируют негативное отношение граждан США к лидеру Северной Кореи в частности и ко всем гражданам Кореи в целом.
На тех же дебатах другой кандидат в президенты – Хиллари Клинтон говорила о В. В. Путине и использовала слово «bully», что можно перевести как «хулиган» или «задира». Понятно, что ее будущие избиратели уже точно знают, как «правильно следует» относиться к президенту России.
В 1991 году Соединенные Штаты Америки развязали войну в Персидском заливе. 15 октября 1990 года, незадолго до начала войны, президент США Буш заявил:
«Теперь [из Кувейта] ежедневно просачиваются новые известия об ужасных злодеяниях, совершаемых силами Саддама… о систематическом оскорблении души нации, смертных казнях без суда и следствия, ставших обычными пытках… новорожденных младенцах, выброшенных из роддомов… беспомощных пациентах, оторванных от капельниц… Гитлер вернулся. Но помните, когда война, развязанная Гитлером, закончилась, был Нюрнбергский процесс».
Конец ознакомительного фрагмента.