Вы здесь

Большая книга афоризмов и цитат. Античный период ( Сборник, 2018)

Античный период


Гомер

(IX век до н. э., Смирна, Эгейский регион, Турция – VIII век до н. э., остров Иос)

Легендарный древнегреческий поэт-сказитель, создатель эпических поэм «Илиада» (древнейшего памятника европейской литературы) и «Одиссея».


* * *

…от вина

Всякий, его неумеренно пьющий, безумеет.

* * *

Время на все есть: свой час для беседы, свой час для покоя.

* * *

Нет ничего худшего, чем блуждать в чужих краях.

* * *

Несправедливо ликовать над телами погибших.

* * *

Можно что хочешь добыть – и коров, и овец густорунных, можно купить золотые треноги, коней златогривых – жизнь же назад получить невозможно.

* * *

При юности и красоте мудрость проявляет себя очень редко.

* * *

Всё скоротечно; всего же, что ни цветёт, ни живёт на земле, человек скоротечней.

* * *

Мужчины устают от сна, занятий любовью, песен и танцев быстрее, чем от войны.


* * *

Глупец познает только то, что свершилось.

* * *

Сотни воителей стоит один врачеватель искусный.

* * *

Какое слово ты скажешь, такое в ответ и услышишь.

* * *

Я – тебе, ты – мне.

* * *

Бог находит виновного.


* * *

Гибок язык человека: речей в нем край непочатый.

* * *

Дым отечества сладок.

* * *

Женщину украшает молчание.

* * *

Не навязывай услуг против воли.

* * *

Нет ничего пагубнее женщины.

* * *

Об одном следует говорить, о другом молчать.

* * *

Прекрасное недолговечно.


* * *

Приятны завершенные труды.

* * *

Сделанное и дурак поймет.

* * *

Стыд, о ахеяне! вы забываете бранную доблесть,

Вы, ратоборцы храбрейшие в воинстве! Сам я не стал бы

Гнева на ратника тратить, который бросает сраженье,

Будучи подл, но на вас справедливо душа негодует!

«Илиада»

Периандр

(VII век до н. э. – 587 г. до н. э., Коринф)

Второй по счету правитель, Коринфа, традиционно причисляется к семи древнегреческим мудрецам.


* * *

Наслаждение бренно – честь бессмертна.

* * *

Ничего не следует делать из-за денег.

* * *

На вопрос, почему он остаётся тираном, он ответил: «Потому что отречение и низложение опасны одинаково».

* * *

Ничего не делай за деньги: пусть нажива печётся о наживе.

* * *

Кто хочет править спокойно, пусть охраняет себя не копьями, а общей любовью.

* * *

Прекрасен покой, опасна опрометчивость, мерзостна корысть.

* * *

Власть народная крепче тирании.

* * *

В счастье будь умерен, в несчастье разумен.

* * *

К друзьям и в несчастье будь неизменен.

* * *

Сговора держись.

* * *

Тайн не выдавай.


* * *

Наказывай не только за проступок, но и за намерение.

* * *

В старании – всё.

* * *

Главное в жизни – конец.

Солон

(ок. 640 г. до н. э., Афины – 559 г. до н. э., Афины)

Афинский политик, законодатель и поэт, один из «семи мудрецов» Древней Греции.


* * *

Кто для многих страшен, тот многих должен бояться.

* * *

От богатства рождается пресыщение, а от пресыщения – наглость.

* * *

Молчание скрепляет речь, а своевременность скрепляет молчание.

* * *

Ничего слишком!

Питтак

(651 г. до н. э. – 559 г. до н. э.)

Древнегреческий мудрец, один из «семи мудрецов».


* * *

Дело умных – предвидеть беду, пока она не пришла, дело храбрых – управляться с бедой, когда она пришла.

Задумав дело, не говори о нем: не удастся – засмеют.

* * *

Человека выказывает власть.

* * *

Трудно человеку быть хорошим.

Корысть ненасытна.

* * *

С неизбежностью и боги не спорят.

Фалес

(ок. 640 г. до н. э., Милет – ок. 545 г. до н. э., Милет)

Древнегреческий философ и математик, представитель ионической натурфилософии.


* * *

Познай самого себя.

* * *

Поручись – и пострадаешь.

* * *

Худших везде большинство.

* * *

Что трудно? – Познать самого себя.

Что легко? – Давать советы другим.

Биант

(625 г. до н. э., Приена – 540 г. до н. э., Приена)

Древнегреческий мудрец и общественный деятель, один из «семи мудрецов».


* * *

Лучше разбирать спор между своими врагами, чем между друзьями, – ибо заведомо после этого один из друзей станет твоим врагом, а один из врагов – другом.

* * *

Следует любить друга, помня при этом, что он может стать врагом, и ненавидеть врага, помня, что он может стать другом.

* * *

Жизнь надо размеривать так, будто тебе осталось жить и много, и мало.

* * *

Все свое ношу с собой.

Феогнид

(ок. 546 г., Мегара – год смерти неизвестен)

Древнегреческий лирический поэт, аристократ, участник политической борьбы, долго жил в изгнании. Под его именем сохранилось две книги наставительных «Элегий».


* * *

Завещаю: ни в чем не усердствуй.

* * *

Во всем выбирай середину.

Тот же увидишь успех, что и трудясь тяжело.

* * *

Трудно разумному долгий вести разговор с дураками.

Но и все время молчать – сверх человеческих сил.

Эзоп

(ок. 620 г. до н. э., Несебыр – ок. 564 г. до н. э., Дельфы, Фокида, Греция)

Полумифический древнегреческий баснописец. Его считают основоположником жанра басни; по его имени названа иносказательная манера выражения мыслей, которой пользуются до наших дней, – эзопов язык.


* * *

Исправить злого человека невозможно, он может изменить только вид, но не нрав.

* * *

Необходимо либо вовсе не приближаться к царям, либо говорить им лишь то, что им приятно.

* * *

Огонь, женщина и море – три бедствия.

* * *

Плохо придется всем людям, когда каждый потребует своего.

* * *

Истинный друг познается в несчастье.

«Дурной человек» творит и будет творить зло, несмотря ни на что.


* * *

Те, на кого надеешься, могут погубить, а те, кем пренебрегаешь, – спасти.

* * *

Если что можно доказать делом, то на это незачем тратить слова.

* * *

С женою будь хорош, чтобы не захотелось ей испытать и другого мужчину.

Убийцы – не те, кто делает кинжалы, а те, кто пользуется их изделиями; так и обо мне злословят не клеветники, а ты, если ты пользуешься их клеветой.

* * *

Мы часто будем жалеть, если все наши желания будут удовлетворены.

* * *

Жизнь все-таки всегда лучше смерти.

* * *

Когда посетит тебя горе, взгляни вокруг и утешься: есть люди, доля которых еще тяжелее твоей.

Хилон

(ок. 596 г. до н. э., Спарта – 470 г. до н. э., Пиза, Италия)

Древнегреческий политический деятель и поэт, прославившийся краткостью изречений.


* * *

Хорошо начальствовать учись на своем доме.

* * *

Языком не упреждай мысль.

* * *

На непосильное не посягай.


* * *

Сдерживай язык, особенно в застолье.

* * *

О мертвых либо хорошо, либо ничего.

* * *

Брак справляй без пышности.

* * *

Когда говоришь, руками не размахивай, это знак безумства.

Гераклит

(535 г. до н. э., Эфес, Турция) – 475 г. до н. э., Эфес, Турция)

Древнегреческий философ. Основатель первой исторической или первоначальной формы диалектики.


* * *

Нельзя дважды войти в одну и ту же реку.

* * *

Все течет, все меняется.

* * *

Да не будем на авось гадать о величайшем!

* * *

Когда все желания людей сбываются – не лучше им.

* * *

Многознание уму не научает.

* * *

Мнения людские – детские забавы.

Если бы счастье заключалось только в телесных удовольствиях, мы назвали счастливыми быков, нашедших горох для еды.

* * *

Наглость надо гасить попроворней, чем пожар.


Пифагор

(ок. 570 г. до н. э., Самос, Греция – ок. 490 г. до н. э., Метапонт, Италия)

Древнегреческий философ-идеалист, математик, основатель пифагореизма, политический, религиозный деятель.


* * *

Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом.

* * *

Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные торговать, а самые счастливые – смотреть.

* * *

Делай великое, не обещая великого.

* * *

Из двух человек одинаковой силы сильнее тот, кто прав.

* * *

Начало есть половина всего.

* * *

Не рассуждай с детьми, с женщинами и с народом.

* * *

Старайся прежде быть мудрым, а ученым – когда будешь иметь свободное время.

* * *

Только одно божество может обладать всеобъемлющей мудростью, а человеку свойственно лишь стремиться к ней.

* * *

Статую красит вид, а человека – деяния его.

* * *

Шутку, как и соль, следует употреблять с умеренностью.

Эсхил

(525 г. до н. э., Элефсис, Греция – 456 г. до н. э., Джела, Италия)

Древнегреческий драматург, отец европейской трагедии. Он придумал вид выступлений в театре – трагедию.


* * *

Казаться глупым мудрому не страшно.

* * *

Тех лишь не хулят, кто зависти не стоит.

* * *

Удачливый глупец – большое бедствие.

* * *

Кровь, живущая в воспоминаниях, склеивает века.

* * *

Глас народа опасен, когда за ним истина.

* * *

Я думаю, убитым все равно, спят ли они и поднимутся ли вновь.

* * *

Свершивший да несет последствия дел своих.

* * *

Если сила соединяется со справедливостью, то что может быть сильнее этого союза?

* * *

Двойною плетью хлещут празднословного.

* * *

Всем тиранам свойственна болезнь преступной недоверчивости друг к другу.

* * *

Хоть плохо мне, но это не причина, чтобы доставлять страдания другим.

* * *

Преуспевающие негодяи невыносимы.

Софокл

(ок. 496 г. до н. э., Колон – 406 г. до н. э., Афины)

Выдающийся древнегреческий драматург, автор трагедий, один из трех (Эсхил, Еврипид, Софокл) знаменитейших литераторов античной эпохи.


* * *

Много говорить и много сказать не есть одно и то же.

* * *

Кто ищет – тот находит.

* * *

Не в мудрости заключается сладость жизни.

* * *

Непреклонный нрав скорей всего сдается.

Зенон Китийский

(ок. 334 г. до н. э., Китион, Кипр) – ок. 262 г. до н. э., Афины, Греция)

Древнегреческий философ, основоположник стоической школы.


* * *

Любовь – это стремление к сближению, вызванное видимостью красоты.

* * *

Жить надо согласно с природой, и это то же самое, что жить согласно с добродетелью.

* * *

Друг – это наше второе я.

* * *

У нас для того два уха и один рот, чтобы мы больше слушали и меньше говорили.

Еврипид

(480 г. до н. э., Греция – 406 г. до н. э., Древняя Македония)

Древнегреческий трагик, представитель новой аттической трагедии.


* * *

Не умершего следует вам оплакивать, а рождающегося для тяжкой борьбы с тяготами жизни.

* * *

Уста клялись; ум клятвою не связан.

* * *

Менее мучительна сама смерть, чем ее ожидание.

* * *

Если ты ценишь свою жизнь, помни, что и другие не меньше ценят свою.

* * *

Истинное мужество – осторожность.

* * *

Король должен помнить три вещи: что он управляет людьми, что он обязан управлять ими согласно с законами, что он не вечно будет управлять.

* * *

Звание свободного человека дороже всего.


* * *

Когда божество хочет наказать человека, оно прежде всего лишает его рассудка.

* * *

Кто знает, может быть жить, это значит умереть, а умереть – жить.

Сократ

(ок. 470 г. до н. э., Афины – 399 г. до н. э., Афины)

Античный мыслитель, первый афинский философ, учение которого знаменует поворот в философии – от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека.


* * *

Я знаю, что я ничего не знаю.

* * *

Когда слово не бьет, то и палка не поможет.

* * *

Я ем, чтобы жить, а другие люди живут, чтобы есть.

* * *

Глупость собственного изобретения никогда не предпочитай дельному совету.

* * *

Кто мудр, тот и добр.

* * *

Лучше работать без определенной цели, чем ничего не делать.

* * *

Заговори, чтоб я тебя увидел.

* * *

В каждом человеке – солнце. Только дайте ему светить.


* * *

Это удивительно: всякий человек без труда скажет, сколько у него овец, но не всякий сможет назвать, сколько он имеет друзей – настолько они не в цене.

* * *

Людям легче держать на языке горячий уголь, чем тайну.

* * *

Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре.


* * *

Злой человек вредит другим без всякой для себя пользы.

* * *

Лучшая семья – это когда жена слепая, а муж глухой.

* * *

Женишься ты или не женишься – все равно раскаешься.

* * *

Обязательно женись. Если попадется хорошая жена – станешь счастливым, а если плохая – станешь философом.


Демокрит

(ок. 460 г. до н. э., Абдеры – 370 г. до н. э., Абдеры)

Древнегреческий философ, один из основателей атомистики и материалистической философии.


* * *

Богат тот, кто беден желаниями.

* * *

Жизнь без праздников – это длинный путь без заезжего двора.

* * *

Спрашивать о причине вещей то же, что искать начало бесконечного.

* * *

Слово – тень дела.

* * *

Или ничто не истинно, или истинное нам неизвестно.

* * *

Пусть женщина не рассуждает: это ужасно.

* * *

Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости.

* * *

Не слово, а несчастье есть учитель глупцов.

* * *

Не стремись все знать, чтобы не оказаться невеждой.


* * *

Прекрасное постигается путем изучения и больших усилий, дурное усваивается само собой, без труда.

* * *

Свободным я считаю того, кто ни на что не надеется и ничего не боится.

* * *

Смелость – начало дела, но случай – хозяин конца.

* * *

Кому попался хороший зять, тот приобрел сына, а кому дурной – тот потерял и дочь.


Антисфен

(ок. 440 г. до н. э., Афины – 365 г. до н. э., Афины)

Древнегреческий философ, родоначальник и главный теоретик кинизма, одной из самых знаменитых сократических школ.


* * *

Какая наука самая необходимая? – Наука забывать ненужное.

* * *

Все, кто стремится к добродетели, друзья между собой…

* * *

Лучше сражаться среди немногих хороших людей против множества дурных, чем среди множества дурных против немногих хороших.

* * *

Надо запастись либо умом, чтобы понимать, либо веревкой, чтобы повеситься.

* * *

Не пренебрегай врагами: они первыми замечают твои ошибки.

* * *

Хороший человек достоин любви.

* * *

Сходиться нужно с теми женщинами, которые сами за это будут благодарны.

Аристипп

(435 г. до н. э., Кирена, Ливия – 356 г. до н. э., Кирена, Ливия)

Древнегреческий философ из Кирены, основатель киренской, или гедонической, школы, ученик и друг Сократа.


* * *

Нет ничего справедливого, прекрасного или безобразного по природе: все это определяется установлением и обычаем.

* * *

Лучшая доля не в том, чтобы воздерживаться от наслаждений, а в том, чтобы властвовать над ними, не подчиняясь им.

* * *

Лучше быть нищим, чем невеждой: если первый лишен денег, то второй лишен образа человеческого.

* * *

Человеку, говорил Аристипп, принадлежит лишь настоящее, а не прошлое и будущее: прошлое ушло, а наступит ли будущее – неизвестно.


Платон

(427 г. до н. э., Древние Афины – 347 г. до н. э., Древние Афины)

Древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Платон – первый философ, чьи сочинения дошли до нас не в кратких отрывках, цитируемых другими, а полностью.


* * *

Все находятся в войне со всеми как в общественной, так и частной жизни, и каждый с самим собой.

* * *

Надежды – сны бодрствующих.

* * *

Нет более верного признака дурного устройства городов, чем обилие в них юристов и врачей.

* * *

Все, что вызывает переход из небытия в бытие, – творчество.

* * *

Хорошее начало – половина дела.

* * *

Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное.

Не золото надо завещать детям, а наибольшую совестливость.

Диоген

(412 г. до н. э., Синоп, Турция – 323 г. до н. э., Коринф, Греция)

Древнегреческий философ, ученик Антисфена, основателя школы киников.


* * *

Злословящий есть самый лютый из диких зверей, а льстец – самый опасный из ручных животных.

* * *

Влюбленные мыкают горе себе на радость.

* * *

Когда Александр Македонский сказал Диогену: «Проси у меня, чего хочешь.» Диоген ответил: «Не заслоняй мне солнца».

* * *

На вопрос, откуда он, Диоген сказал: «Я – гражданин мира».

* * *

На вопрос, почему люди подают милостыню нищим и не подают философам, он сказал: «Потому что они знают: хромыми и слепыми они, может быть, и станут, а вот мудрецами никогда».


Аристотель

(384 г. до н. э., Стагира, Фракия – 322 г. до н. э., Халкида, остров Эвбея)

Древнегреческий философ. Ученик Платона. Наиболее влиятельный из философов древности; основоположник формальной логики.


* * *

О, друзья мои! Нет на свете друзей!

* * *

Счастье – на стороне того, кто доволен.

* * *

Выдающаяся душа не чужда безумия.

* * *

Уничтожение одного есть рождение другого.

* * *

Нам хорошо иногда, Богу – всегда.

* * *

Друг всем – ничей друг.

* * *

Чтобы делать добро, надо прежде всего им обладать.

* * *

У кого есть друзья, у того нет друга.

* * *

Душа никогда не мыслит вне образа.

* * *

Познание начинается с удивления.

* * *

Платон мне друг, но истина дороже.

* * *

Тот, кто находит удовольствие в уединении, либо дикий зверь, либо бог.

Эпикур

(341 г. до н. э., Самос, Греция – 270 г. до н. э., Афины, Греция)

Древнегреческий философ, основатель эпикуреизма в Афинах.


* * *

Счастье – это вытеснение страдания и беспокойства.

* * *

Из всех вещей, подаренных нам мудростью для того, чтобы прожить всю жизнь счастливо, превыше всего стоит умение дружить.

* * *

Не порти впечатление от того, что имеешь, желая того, чего у тебя нет. Помни о том, что когда-то ты лишь только надеялся получить то, чем обладаешь сейчас.

* * *

Каждый уходит из жизни так, словно только что вошел.

* * *

Если в жизни ты сообразуешься с природой, то никогда не будешь беден, а если с людским мнением, то никогда не будешь богат.

* * *

Не избегай делать мелкие услуги: будут думать, что ты также способен и на большие.

* * *

Ни один глупец не является счастливым, ни один мудрец не является несчастным.

* * *

Ничего нет страшного в жизни тому, кто по-настоящему понял, что нет ничего страшного в не-жизни.

* * *

Не бойся смерти: пока ты жив – её нет, когда она придёт – тебя не будет.

* * *

Свобода – величайший плод ограничения желаний свободы.

* * *

Живи незаметно!

Жизнь не горька для того, кто твердо убежден, что вовсе не жить – не беда.

* * *

Кто говорит, что заниматься философией еще рано или уже поздно, подобен тому, кто говорит, что быть счастливым еще рано или уже поздно.

* * *

Лучше вытерпеть некоторые страдания, чтобы насладиться большими удовольствиями; полезно воздерживаться от некоторых удовольствий, чтобы не терпеть более тяжких страданий.

* * *

Лучше с разумом быть несчастным, чем без разума – счастливым.

* * *

Лучше не бояться, лежа на соломе, чем быть в тревоге на золотом ложе.


* * *

Те, кто объявляет душу бестелесной, – бредят.

* * *

Необходимость есть бедствие, но нет никакой необходимости жить с необходимостью.

* * *

Поблагодарим мудрую природу за то, что нужное она сделала легким, а тяжелое ненужным.

Плавт

(ок. 254 г. до н. э., Сарсина, Италия – 184 г. до н. э., Рим, Италия)

Выдающийся римский комедиограф, мастер паллиаты. Написал около 130 комедий, из которых сохранилось 20.


* * *

Кто удачно сделал дело, тот для нас умен, хитер. Для кого же обернулось плохо дело, тот дурак.

* * *

Кто пришел первым, тот и уносит добычу.

* * *

Всякий слышит лишь то, что понимает.

* * *

Нужда всему научит тех, кого она коснется.

* * *

Злому делать добро так же опасно, как доброму зло.

Теренций

(185 г. до н. э., Карфаген – 159 г. до н. э., Стимфалия, Греция)

Драматург, представитель древнеримской комедии.


* * *

Сколько людей, столько и мнений.

* * *

Высшее право часто есть высшее зло.

* * *

В конце концов не скажешь ничего уже, что не было б другими раньше сказано.

Когда у нас успех во всем, тогда-то вот особенно готовым надо быть к тому, какие нас невзгоды ждут.

* * *

Первый бой – труднейший бой!

Выдержишь – потом как хочешь можешь маневрировать.

* * *

Превратный смысл легко придать чему угодно злостным толкованием.

* * *

Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо.

* * *

Правда родит ненависть.

Цицерон

(106 г. до н. э., Арпино, Италия – 43 г. до н. э., Формия, Италия)

Древнеримский политический деятель, оратор и философ. Будучи выходцем из незнатной семьи, сделал благодаря своему ораторскому таланту блестящую карьеру: вошёл в сенат не позже 73 года до н. э. и стал консулом в 63 году до н. э.


* * *

А наши философы? Сочиняя книги о презрении к смерти, ни один не забывает надписать на них свое имя.

* * *

Благо народа – высший закон.

* * *

Бумага все стерпит.

* * *

Ведь такого рода рассуждения, вложенные в уста людей прежних времен, и к тому же самых знаменитых, неведомым образом приобретают особый вес и возвышенную важность.

* * *

Вероятностные знания – вот предел человеческого разумения.

* * *

Возможна ли в жизни радость, когда денно и нощно приходится размышлять, что тебя ожидает смерть?

* * *

Все прекрасное редко.

* * *

Всему свое время.

* * *

Поступки мудрых людей продиктованы умом, людей менее сообразительных – опытом, самых невежественных – необходимостью, животных – природою.

* * *

Высшее право – высшее бесправие.


* * *

Глупости так глубоко в нас засели, что всегда что-нибудь останется, но постараемся оставить лишь самое неизбежное.

* * *

Даже и теперь я не более завидую силе молодых, чем прежде завидовал силе быка или слона.

* * *

Всякому – свое.

Друзья познаются в беде.

* * *

Если есть что-либо почтенное, то это цельность всей жизни.

* * *

Желающим научиться препятствует авторитет тех, кто учит.

* * *

Жить – значит мыслить.

* * *

Когда гремит оружие, законы молкнут.

* * *

Когда нечем гордиться в настоящем, хвастаются вчерашними заслугами.

* * *

Лучшая философия: все оспаривать и ни о чем не высказывать определенного мнения.

* * *

Молчание тоже красноречиво.

* * *

Наиболее трудная часть – вступление.

* * *

Наши души долговечны, но не бессмертны.

* * *

Невелика заслуга, если человек честен лишь потому, что никто и не пытается его подкупить.

* * *

Нет ничего более противного разуму и природе, чем случайность.

* * *

Ничто так не вредит, как возлагаемые надежды.

* * *

О Греция, как порою ты скудна в своем обилии слов!

* * *

Огорчение существует не само по себе, а в нашем представлении.

Для которых их учения – это закон жизни, а не только знания, выставляемые напоказ?

* * *

Поэтами рождаются, ораторами становятся.

* * *

Привычка – вторая натура.


* * *

Природа не дала нам познания предела вещей.

* * *

Приятно вспоминать невзгоды, если они миновали.

* * *

Человек – свой злейший враг.

* * *

Те, кто хочет узнать, что мы думаем о всякой вещи, более любопытны, чем нужно.

* * *

То, что боги существуют, – это я не буду оспаривать, но я буду оспаривать любые доказательства.

* * *

Самое трудное в дружбе – быть вровень с тем, кто ниже тебя…


* * *

Если ты в силах оказать другому любую услугу, взвесь прежде, по плечу ли она ему.

* * *

Часто даже не полезно знать, что произойдет в будущем: ведь это несчастье – сокрушаться о том, чему нельзя помочь и не иметь последнего и, однако, всеобщего утешения – надежды.

* * *

Фортуна не только сама слепа, но и ослепляет каждого, кого заключит в объятия.

* * *

Человеку свойственно ошибаться, а глупцу – настаивать на своей ошибке.

* * *

Чем честнее человек, тем менее он подозревает других в бесчестности.

* * *

Что посеешь, то и пожнешь.

* * *

Что я делаю без охоты и из необходимости, того не могу делать долго и со старанием.

* * *

Чьи уши закрыты для правды и кто не в силах выслушать ее из уст друга, того не спасет уже ничто.

Цезарь

(100 г. до н. э., Рим, Италия – 44 г. до н. э., Рим, Италия)

Древнеримский государственный и политический деятель, полководец, писатель.


* * *

Люблю предательство, но ненавижу предателей.

* * *

Правителя не так легко столкнуть с первого места на второе, как потом со второго на последнее.

* * *

Задача полководца – побеждать столько же умом, сколько мечом.

* * *

Победа зависит от доблести легионов.

* * *

Нельзя обижать гостя.

* * *

Двадцать три года, и ничего не сделано для бессмертия.

* * *

Когда любит один – назови это как хочешь: рабство, привязанность, уважение… Но это не любовь – любовь всегда взаимность!

* * *

Живи так, чтобы знакомым стало скучно, когда ты умрешь.

* * *

Никакая победа не принесет столько, сколько может отнять одно поражение.

* * *

Война дает право завоевателям диктовать покоренным любые условия.

* * *

Пока они нас боятся, пусть ненавидят сколько хотят.

* * *

Власть только выигрывает и усиливается оттого, когда ею пользуются умеренно.

* * *

Победители и влюблённые не болеют.

* * *

Никто не отважен настолько, чтобы не испугаться неожиданного.


* * *

Сегодня победа осталась бы за противниками, если бы у них было кому победить.

* * *

Я прожил долго и по меркам природы, и по меркам славы.

* * *

Divide et impera. Разделяй и властвуй.

* * *

Я предпочел бы быть первым здесь (в бедном городке), чем вторым в Риме.

* * *

Таков порок, присущий нашей природе: вещи невидимые, скрытые и непознанные, порождают в нас и большую веру, и сильнейший страх.

* * *

Alea jacta est. Жребий брошен!

* * *

Величайший враг прячется там, где вы будете меньше всего его искать.

Лукреций

(ок. 99 г. до н. э., Помпеи, Неаполь – 55 г. до н. э., Рим, Италия)

Римский поэт и философ. Считается одним из ярчайших приверженцев атомистического материализма, последователем учения Эпикура.


* * *

Нет вещи, которая могла бы возникнуть и расти одна.

* * *

Нет ничего, на что бы не дерзнуло воображение человека.

* * *

Новое мнение губит предшествующее.

* * *

Не ясно ли всякому, что природа наша требует лишь одного – чтобы тело не ощущало страданий и чтобы мы могли наслаждаться размышлениями и приятными ощущениями, не зная страха и тревог?

Саллюстий

(65 г. до н. э., Амитерн, Италия – 35 г. до н. э., Рим, Италия)

Древнеримский историк, реформатор античной историографии. Стал одним из первых римских историков, кто ввёл в исторические произведения развёрнутые речи главных героев.


* * *

Все рожденное обречено гибели.

* * *

При согласии малые дела растут, при несогласии великие дела рушатся.

* * *

Всякий человек – кузнец своей судьбы.

* * *

Богатство не уменьшает жадности.

Гораций

(65 г. до н. э., Веноза, Италия – 8 г. до н. э., Рим, Италия)

Древнеримский поэт золотого века римской литературы.


* * *

Никто не бывает доволен своей участью.

* * *

Гнев есть кратковременное безумие.

* * *

Держись золотой середины.

* * *

Можно убежать из отечества, но нельзя убежать от самого себя.

Публий Корнелий Тацит

(ок. 55 г. до н. э., Нарбонская Галлия – 117 г. до н. э., Римская империя)

Древнеримский историк, один из самых известных писателей античности, автор трёх небольших сочинений («Агри́кола», «Германия», «Диалог об ораторах») и двух больших исторических трудов («История» и «Анналы»).


* * *

Неужели вы думаете, что у римлян такая же храбрость на войне, какая распущенность во время мира?


Публий Овидий Назон

(43 г. до н. э., Сульмона, Италия – 17 г. до н. э., Констанца, Малая Скифия, Римская империя)

Один из самых даровитых римских поэтов, известен как автор поэмы «Метаморфозы»


* * *

Быть побежденным нередко выгодно людям,

Когда победитель и мягок и кроток.

* * *

Если бы нам сговориться о том, чтобы женщин не трогать,

Женщины сами, клянусь, трогать бы начали нас.

* * *

Если ты в здравом уме, не мечтай, что верна тебе будет

Та, что в объятья твои пала с такой быстротой.

* * *

Плохи, согласен, стихи, но кто их читать заставляет?

* * *

Искусство заключается в том, чтобы в произведении искусства его не было заметно.

* * *

Книга – не оттиск души, но просто дозволенный отдых.

* * *

Кто неприметен – безвестен, а разве безвестное любят?

* * *

… лжива богиня надежд, но без нее не прожить.

* * *

Пусть не хватает сил, но желание похвально.

* * *

Пусть о себе мнит каждый что хочет.

* * *

Менее мучительна сама смерть, чем ее ожидание.

* * *

Тот не несчастен, кто счет знает несчастьям своим.

Марк Аврелий

(121 г. н. э., Рим – 180 г. н. э., Виндобона)

Римский император из династии Антонинов, философ-стоик, последователь Эпиктета.


* * *

Если это неправильно – не делай этого. Если это неправда – не говори этого.

* * *

Мир – изменение, жизнь – восприятие.

* * *

… Жизнь коротка, так поживись настоящим с благоразумием и справедливостью.

* * *

Если бы ты ведал, из какого источника текут людские суждения и интересы, то перестал бы домогаться одобрения и похвалы людей.

* * *

Во-первых, не делай ничего без причины и цели. Во-вторых, не делай ничего, что бы не клонилось на пользу обществу.

* * *

Надо покорять умом то, что нельзя одолеть силой.

* * *

Человек должен быть честным по натуре, а не по обстоятельствам.

* * *

Приставлять одно доброе дело к другому так плотно, чтобы между ними не оставалось ни малейшего промежутка, – вот что я называю наслаждаться.

* * *

Человек живёт только в настоящее мгновение. Всё остальное или прошло уже, или неизвестно будет ли.

* * *

Работай постоянно, не почитай работу для себя бедствием или бременем и не желай себе за это похвалы и участия. Общее благо – вот чего ты должен желать.

* * *

Проблема в том, что, не рискуя, мы рискуем в сто раз больше.

* * *

Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное, и ты выполнишь всю задачу своей жизни.

* * *

Кто бы что ни делал и ни говорил, я должен оставаться хорошим человеком.

* * *

Сколько можно говорить о том, каким должен быть человек?! Пора уже стать им!

* * *

Кто не исследует движение своих мыслей, не может быть счастлив.

* * *

Есть люди, которые, оказав кому-нибудь услугу, тотчас считают себя в праве ожидать за неё награду; другие, не рассчитывая на прямую награду, ни на минуту, однако, не забывают оказанной услуги и в душе своей признают, что у них есть должники; наконец, бывают и такие, которые всегда готовы услужить, почти невольно, по одному влечению сердца; эти подобны виноградной лозе, которая, вырастив свои грозди, вполне удовлетворена тем, что созрел на ней одной свойственный плод её.

Если кто меня оскорбил – это его дело, такова его наклонность, таков его нрав; у меня свой нрав, такой, какой мне дан от природы, и я останусь в своих поступках верен своей природе.

* * *

Если ты сделал добро, а другой испытал добро, то чего же ты, уподобляясь глупцам, стремишься ещё к чему-то третьему, вроде славы доброго человека или награды? (Когда ты сделал кому-нибудь добро и это добро принесло плод, зачем ты, как безрассудный, домогаешься еще похвалы и награды за свое доброе дело?)

* * *

Не мудри над собой, старайся быть простым. Прегрешает кто-нибудь? Он прегрешает против самого себя. Случилось с тобой что-нибудь? Прекрасно. Все случающееся с тобою было изначально суждено тебе и сопряжено с тобою в силу устройства целого.

* * *

Когда в силу обстоятельств нарушается равновесие духа, восстанови самообладание как можно быстрее и не оставайся в подавленном настроении слишком долго, иначе тебе будет уже нельзя ничем помочь. Привычка восстанавливать гармонию усовершенствует тебя.

* * *

Пусть дела твои будут такими, какими ты хотел бы их вспомнить на склоне лет.

* * *

Человека хорошего, благожелательного и искреннего можно узнать и по его глазам.

Луций Апулей

(ок. 124 г. н. э., Мадавр – ок. 170 г. н. э., Карфаген)

Древнеримский писатель и поэт, философ-платоник, ритор, автор знаменитого романа «Метаморфозы» («Золотой осёл»).


* * *

Жизнь есть сочетание мёда и желчи.

* * *

Нет для меня уважения дороже, чем уважение человека, которого сам больше всех по заслугам уважаю.

* * *

Время [людей] крылато, мудрость медлительна, смерть скорая, жизнь жалкая.

* * *

Всё, чем бы ты в жизни ни пользовался, оказывается скорее обременительным, чем полезным, если только выходит за пределы целесообразной умеренности.

* * *

Всему (…) есть цена, и не малая: её платит тот, кто просит (…), – поэтому всё необходимое удобнее покупать, чем клянчить.

* * *

Голого раздеть и десяти силачам не удастся.

* * *

Коли в суждениях доверяться больше глазам, нежели разуму, то мы мудростью далеко уступили бы орлу.

* * *

Люди порознь смертны, в совокупности – вечны.

* * *

Мера богатства – не столько земли и доходы, сколько сама душа человека: если он терпит нужду из-за жадности и ненасытен к наживе, то ему не хватит даже золотых гор, он постоянно будет что-нибудь выпрашивать, чтобы приумножить нажитое прежде. Но ведь это и есть настоящее признание в бедности, потому что всякая страсть к стяжательству исходит из предположения, что ты беден, и несущественно, насколько велико то, чего тебе не хватает.

* * *

Не дано увидеть те силы, которые позволено только ощущать.

* * *

Неполно счастье тех, богатство которых никому не ведомо.


Иисус Христос

(ок. 12—4 гг. до н. э., Вифлеем, Иудейское царство, Римская империя – ок. 26–36 н. э., Иерусалим, Иудея, Римская империя)

Центральная личность в христианстве, которое рассматривает Его как предсказанного в Ветхом Завете Мессию, ставшего искупительной жертвой за грехи людей.


* * *

Разве можно чем-либо обогатить человека, если он при этом теряет душу?

* * *

Вера без дел мертва.

* * *

Есть люди, которые много ходят и никуда не продвигаются.

* * *

Проси, и дано тебе будет.

* * *

Возлюби ближнего своего, как самого себя.

* * *

Во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.

* * *

И будут первые последними и последние первыми, ибо много званных, а мало избранных.

* * *

Не судите, и да не судимы будете.

* * *

Истина не пришла в мир обнаженной, но она пришла в символах и образах. Он не получит ее по-другому.

* * *

Будьте прохожими.


* * *

Но да будет слово ваше: «да-да», «нет-нет», а что сверх этого, то от лукавого. (Мф., 5, 37)

* * *

Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас. (Мф., 7, 6)