Античный период
Гомер
(IX век до н. э., Смирна, Эгейский регион, Турция – VIII век до н. э., остров Иос)
Легендарный древнегреческий поэт-сказитель, создатель эпических поэм «Илиада» (древнейшего памятника европейской литературы) и «Одиссея».
…от вина
Всякий, его неумеренно пьющий, безумеет.
Время на все есть: свой час для беседы, свой час для покоя.
Нет ничего худшего, чем блуждать в чужих краях.
Несправедливо ликовать над телами погибших.
Можно что хочешь добыть – и коров, и овец густорунных, можно купить золотые треноги, коней златогривых – жизнь же назад получить невозможно.
При юности и красоте мудрость проявляет себя очень редко.
Всё скоротечно; всего же, что ни цветёт, ни живёт на земле, человек скоротечней.
Мужчины устают от сна, занятий любовью, песен и танцев быстрее, чем от войны.
Глупец познает только то, что свершилось.
Сотни воителей стоит один врачеватель искусный.
Какое слово ты скажешь, такое в ответ и услышишь.
Я – тебе, ты – мне.
Бог находит виновного.
Гибок язык человека: речей в нем край непочатый.
Дым отечества сладок.
Женщину украшает молчание.
Не навязывай услуг против воли.
Нет ничего пагубнее женщины.
Об одном следует говорить, о другом молчать.
Прекрасное недолговечно.
Приятны завершенные труды.
Сделанное и дурак поймет.
Стыд, о ахеяне! вы забываете бранную доблесть,
Вы, ратоборцы храбрейшие в воинстве! Сам я не стал бы
Гнева на ратника тратить, который бросает сраженье,
Будучи подл, но на вас справедливо душа негодует!
Периандр
(VII век до н. э. – 587 г. до н. э., Коринф)
Второй по счету правитель, Коринфа, традиционно причисляется к семи древнегреческим мудрецам.
Наслаждение бренно – честь бессмертна.
Ничего не следует делать из-за денег.
На вопрос, почему он остаётся тираном, он ответил: «Потому что отречение и низложение опасны одинаково».
Ничего не делай за деньги: пусть нажива печётся о наживе.
Кто хочет править спокойно, пусть охраняет себя не копьями, а общей любовью.
Прекрасен покой, опасна опрометчивость, мерзостна корысть.
Власть народная крепче тирании.
В счастье будь умерен, в несчастье разумен.
К друзьям и в несчастье будь неизменен.
Сговора держись.
Тайн не выдавай.
Наказывай не только за проступок, но и за намерение.
В старании – всё.
Главное в жизни – конец.
Солон
(ок. 640 г. до н. э., Афины – 559 г. до н. э., Афины)
Афинский политик, законодатель и поэт, один из «семи мудрецов» Древней Греции.
Кто для многих страшен, тот многих должен бояться.
От богатства рождается пресыщение, а от пресыщения – наглость.
Молчание скрепляет речь, а своевременность скрепляет молчание.
Ничего слишком!
Питтак
(651 г. до н. э. – 559 г. до н. э.)
Древнегреческий мудрец, один из «семи мудрецов».
Дело умных – предвидеть беду, пока она не пришла, дело храбрых – управляться с бедой, когда она пришла.
Задумав дело, не говори о нем: не удастся – засмеют.
Человека выказывает власть.
Трудно человеку быть хорошим.
Корысть ненасытна.
С неизбежностью и боги не спорят.
Фалес
(ок. 640 г. до н. э., Милет – ок. 545 г. до н. э., Милет)
Древнегреческий философ и математик, представитель ионической натурфилософии.
Познай самого себя.
Поручись – и пострадаешь.
Худших везде большинство.
Что трудно? – Познать самого себя.
Что легко? – Давать советы другим.
Биант
(625 г. до н. э., Приена – 540 г. до н. э., Приена)
Древнегреческий мудрец и общественный деятель, один из «семи мудрецов».
Лучше разбирать спор между своими врагами, чем между друзьями, – ибо заведомо после этого один из друзей станет твоим врагом, а один из врагов – другом.
Следует любить друга, помня при этом, что он может стать врагом, и ненавидеть врага, помня, что он может стать другом.
Жизнь надо размеривать так, будто тебе осталось жить и много, и мало.
Все свое ношу с собой.
Феогнид
(ок. 546 г., Мегара – год смерти неизвестен)
Древнегреческий лирический поэт, аристократ, участник политической борьбы, долго жил в изгнании. Под его именем сохранилось две книги наставительных «Элегий».
Завещаю: ни в чем не усердствуй.
Во всем выбирай середину.
Тот же увидишь успех, что и трудясь тяжело.
Трудно разумному долгий вести разговор с дураками.
Но и все время молчать – сверх человеческих сил.
Эзоп
(ок. 620 г. до н. э., Несебыр – ок. 564 г. до н. э., Дельфы, Фокида, Греция)
Полумифический древнегреческий баснописец. Его считают основоположником жанра басни; по его имени названа иносказательная манера выражения мыслей, которой пользуются до наших дней, – эзопов язык.
Исправить злого человека невозможно, он может изменить только вид, но не нрав.
Необходимо либо вовсе не приближаться к царям, либо говорить им лишь то, что им приятно.
Огонь, женщина и море – три бедствия.
Плохо придется всем людям, когда каждый потребует своего.
Истинный друг познается в несчастье.
«Дурной человек» творит и будет творить зло, несмотря ни на что.
Те, на кого надеешься, могут погубить, а те, кем пренебрегаешь, – спасти.
Если что можно доказать делом, то на это незачем тратить слова.
С женою будь хорош, чтобы не захотелось ей испытать и другого мужчину.
Убийцы – не те, кто делает кинжалы, а те, кто пользуется их изделиями; так и обо мне злословят не клеветники, а ты, если ты пользуешься их клеветой.
Мы часто будем жалеть, если все наши желания будут удовлетворены.
Жизнь все-таки всегда лучше смерти.
Когда посетит тебя горе, взгляни вокруг и утешься: есть люди, доля которых еще тяжелее твоей.
Хилон
(ок. 596 г. до н. э., Спарта – 470 г. до н. э., Пиза, Италия)
Древнегреческий политический деятель и поэт, прославившийся краткостью изречений.
Хорошо начальствовать учись на своем доме.
Языком не упреждай мысль.
На непосильное не посягай.
Сдерживай язык, особенно в застолье.
О мертвых либо хорошо, либо ничего.
Брак справляй без пышности.
Когда говоришь, руками не размахивай, это знак безумства.
Гераклит
(535 г. до н. э., Эфес, Турция) – 475 г. до н. э., Эфес, Турция)
Древнегреческий философ. Основатель первой исторической или первоначальной формы диалектики.
Нельзя дважды войти в одну и ту же реку.
Все течет, все меняется.
Да не будем на авось гадать о величайшем!
Когда все желания людей сбываются – не лучше им.
Многознание уму не научает.
Мнения людские – детские забавы.
Если бы счастье заключалось только в телесных удовольствиях, мы назвали счастливыми быков, нашедших горох для еды.
Наглость надо гасить попроворней, чем пожар.
Пифагор
(ок. 570 г. до н. э., Самос, Греция – ок. 490 г. до н. э., Метапонт, Италия)
Древнегреческий философ-идеалист, математик, основатель пифагореизма, политический, религиозный деятель.
Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом.
Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные торговать, а самые счастливые – смотреть.
Делай великое, не обещая великого.
Из двух человек одинаковой силы сильнее тот, кто прав.
Начало есть половина всего.
Не рассуждай с детьми, с женщинами и с народом.
Старайся прежде быть мудрым, а ученым – когда будешь иметь свободное время.
Только одно божество может обладать всеобъемлющей мудростью, а человеку свойственно лишь стремиться к ней.
Статую красит вид, а человека – деяния его.
Шутку, как и соль, следует употреблять с умеренностью.
Эсхил
(525 г. до н. э., Элефсис, Греция – 456 г. до н. э., Джела, Италия)
Древнегреческий драматург, отец европейской трагедии. Он придумал вид выступлений в театре – трагедию.
Казаться глупым мудрому не страшно.
Тех лишь не хулят, кто зависти не стоит.
Удачливый глупец – большое бедствие.
Кровь, живущая в воспоминаниях, склеивает века.
Глас народа опасен, когда за ним истина.
Я думаю, убитым все равно, спят ли они и поднимутся ли вновь.
Свершивший да несет последствия дел своих.
Если сила соединяется со справедливостью, то что может быть сильнее этого союза?
Двойною плетью хлещут празднословного.
Всем тиранам свойственна болезнь преступной недоверчивости друг к другу.
Хоть плохо мне, но это не причина, чтобы доставлять страдания другим.
Преуспевающие негодяи невыносимы.
Софокл
(ок. 496 г. до н. э., Колон – 406 г. до н. э., Афины)
Выдающийся древнегреческий драматург, автор трагедий, один из трех (Эсхил, Еврипид, Софокл) знаменитейших литераторов античной эпохи.
Много говорить и много сказать не есть одно и то же.
Кто ищет – тот находит.
Не в мудрости заключается сладость жизни.
Непреклонный нрав скорей всего сдается.
Зенон Китийский
(ок. 334 г. до н. э., Китион, Кипр) – ок. 262 г. до н. э., Афины, Греция)
Древнегреческий философ, основоположник стоической школы.
Любовь – это стремление к сближению, вызванное видимостью красоты.
Жить надо согласно с природой, и это то же самое, что жить согласно с добродетелью.
Друг – это наше второе я.
У нас для того два уха и один рот, чтобы мы больше слушали и меньше говорили.
Еврипид
(480 г. до н. э., Греция – 406 г. до н. э., Древняя Македония)
Древнегреческий трагик, представитель новой аттической трагедии.
Не умершего следует вам оплакивать, а рождающегося для тяжкой борьбы с тяготами жизни.
Уста клялись; ум клятвою не связан.
Менее мучительна сама смерть, чем ее ожидание.
Если ты ценишь свою жизнь, помни, что и другие не меньше ценят свою.
Истинное мужество – осторожность.
Король должен помнить три вещи: что он управляет людьми, что он обязан управлять ими согласно с законами, что он не вечно будет управлять.
Звание свободного человека дороже всего.
Когда божество хочет наказать человека, оно прежде всего лишает его рассудка.
Кто знает, может быть жить, это значит умереть, а умереть – жить.
Сократ
(ок. 470 г. до н. э., Афины – 399 г. до н. э., Афины)
Античный мыслитель, первый афинский философ, учение которого знаменует поворот в философии – от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека.
Я знаю, что я ничего не знаю.
Когда слово не бьет, то и палка не поможет.
Я ем, чтобы жить, а другие люди живут, чтобы есть.
Глупость собственного изобретения никогда не предпочитай дельному совету.
Кто мудр, тот и добр.
Лучше работать без определенной цели, чем ничего не делать.
Заговори, чтоб я тебя увидел.
В каждом человеке – солнце. Только дайте ему светить.
Это удивительно: всякий человек без труда скажет, сколько у него овец, но не всякий сможет назвать, сколько он имеет друзей – настолько они не в цене.
Людям легче держать на языке горячий уголь, чем тайну.
Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре.
Злой человек вредит другим без всякой для себя пользы.
Лучшая семья – это когда жена слепая, а муж глухой.
Женишься ты или не женишься – все равно раскаешься.
Обязательно женись. Если попадется хорошая жена – станешь счастливым, а если плохая – станешь философом.
Демокрит
(ок. 460 г. до н. э., Абдеры – 370 г. до н. э., Абдеры)
Древнегреческий философ, один из основателей атомистики и материалистической философии.
Богат тот, кто беден желаниями.
Жизнь без праздников – это длинный путь без заезжего двора.
Спрашивать о причине вещей то же, что искать начало бесконечного.
Слово – тень дела.
Или ничто не истинно, или истинное нам неизвестно.
Пусть женщина не рассуждает: это ужасно.
Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости.
Не слово, а несчастье есть учитель глупцов.
Не стремись все знать, чтобы не оказаться невеждой.
Прекрасное постигается путем изучения и больших усилий, дурное усваивается само собой, без труда.
Свободным я считаю того, кто ни на что не надеется и ничего не боится.
Смелость – начало дела, но случай – хозяин конца.
Кому попался хороший зять, тот приобрел сына, а кому дурной – тот потерял и дочь.
Антисфен
(ок. 440 г. до н. э., Афины – 365 г. до н. э., Афины)
Древнегреческий философ, родоначальник и главный теоретик кинизма, одной из самых знаменитых сократических школ.
Какая наука самая необходимая? – Наука забывать ненужное.
Все, кто стремится к добродетели, друзья между собой…
Лучше сражаться среди немногих хороших людей против множества дурных, чем среди множества дурных против немногих хороших.
Надо запастись либо умом, чтобы понимать, либо веревкой, чтобы повеситься.
Не пренебрегай врагами: они первыми замечают твои ошибки.
Хороший человек достоин любви.
Сходиться нужно с теми женщинами, которые сами за это будут благодарны.
Аристипп
(435 г. до н. э., Кирена, Ливия – 356 г. до н. э., Кирена, Ливия)
Древнегреческий философ из Кирены, основатель киренской, или гедонической, школы, ученик и друг Сократа.
Нет ничего справедливого, прекрасного или безобразного по природе: все это определяется установлением и обычаем.
Лучшая доля не в том, чтобы воздерживаться от наслаждений, а в том, чтобы властвовать над ними, не подчиняясь им.
Лучше быть нищим, чем невеждой: если первый лишен денег, то второй лишен образа человеческого.
Человеку, говорил Аристипп, принадлежит лишь настоящее, а не прошлое и будущее: прошлое ушло, а наступит ли будущее – неизвестно.
Платон
(427 г. до н. э., Древние Афины – 347 г. до н. э., Древние Афины)
Древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Платон – первый философ, чьи сочинения дошли до нас не в кратких отрывках, цитируемых другими, а полностью.
Все находятся в войне со всеми как в общественной, так и частной жизни, и каждый с самим собой.
Надежды – сны бодрствующих.
Нет более верного признака дурного устройства городов, чем обилие в них юристов и врачей.
Все, что вызывает переход из небытия в бытие, – творчество.
Хорошее начало – половина дела.
Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное.
Не золото надо завещать детям, а наибольшую совестливость.
Диоген
(412 г. до н. э., Синоп, Турция – 323 г. до н. э., Коринф, Греция)
Древнегреческий философ, ученик Антисфена, основателя школы киников.
Злословящий есть самый лютый из диких зверей, а льстец – самый опасный из ручных животных.
Влюбленные мыкают горе себе на радость.
Когда Александр Македонский сказал Диогену: «Проси у меня, чего хочешь.» Диоген ответил: «Не заслоняй мне солнца».
На вопрос, откуда он, Диоген сказал: «Я – гражданин мира».
На вопрос, почему люди подают милостыню нищим и не подают философам, он сказал: «Потому что они знают: хромыми и слепыми они, может быть, и станут, а вот мудрецами никогда».
Аристотель
(384 г. до н. э., Стагира, Фракия – 322 г. до н. э., Халкида, остров Эвбея)
Древнегреческий философ. Ученик Платона. Наиболее влиятельный из философов древности; основоположник формальной логики.
О, друзья мои! Нет на свете друзей!
Счастье – на стороне того, кто доволен.
Выдающаяся душа не чужда безумия.
Уничтожение одного есть рождение другого.
Нам хорошо иногда, Богу – всегда.
Друг всем – ничей друг.
Чтобы делать добро, надо прежде всего им обладать.
У кого есть друзья, у того нет друга.
Душа никогда не мыслит вне образа.
Познание начинается с удивления.
Платон мне друг, но истина дороже.
Тот, кто находит удовольствие в уединении, либо дикий зверь, либо бог.
Эпикур
(341 г. до н. э., Самос, Греция – 270 г. до н. э., Афины, Греция)
Древнегреческий философ, основатель эпикуреизма в Афинах.
Счастье – это вытеснение страдания и беспокойства.
Из всех вещей, подаренных нам мудростью для того, чтобы прожить всю жизнь счастливо, превыше всего стоит умение дружить.
Не порти впечатление от того, что имеешь, желая того, чего у тебя нет. Помни о том, что когда-то ты лишь только надеялся получить то, чем обладаешь сейчас.
Каждый уходит из жизни так, словно только что вошел.
Если в жизни ты сообразуешься с природой, то никогда не будешь беден, а если с людским мнением, то никогда не будешь богат.
Не избегай делать мелкие услуги: будут думать, что ты также способен и на большие.
Ни один глупец не является счастливым, ни один мудрец не является несчастным.
Ничего нет страшного в жизни тому, кто по-настоящему понял, что нет ничего страшного в не-жизни.
Не бойся смерти: пока ты жив – её нет, когда она придёт – тебя не будет.
Свобода – величайший плод ограничения желаний свободы.
Живи незаметно!
Жизнь не горька для того, кто твердо убежден, что вовсе не жить – не беда.
Кто говорит, что заниматься философией еще рано или уже поздно, подобен тому, кто говорит, что быть счастливым еще рано или уже поздно.
Лучше вытерпеть некоторые страдания, чтобы насладиться большими удовольствиями; полезно воздерживаться от некоторых удовольствий, чтобы не терпеть более тяжких страданий.
Лучше с разумом быть несчастным, чем без разума – счастливым.
Лучше не бояться, лежа на соломе, чем быть в тревоге на золотом ложе.
Те, кто объявляет душу бестелесной, – бредят.
Необходимость есть бедствие, но нет никакой необходимости жить с необходимостью.
Поблагодарим мудрую природу за то, что нужное она сделала легким, а тяжелое ненужным.
Плавт
(ок. 254 г. до н. э., Сарсина, Италия – 184 г. до н. э., Рим, Италия)
Выдающийся римский комедиограф, мастер паллиаты. Написал около 130 комедий, из которых сохранилось 20.
Кто удачно сделал дело, тот для нас умен, хитер. Для кого же обернулось плохо дело, тот дурак.
Кто пришел первым, тот и уносит добычу.
Всякий слышит лишь то, что понимает.
Нужда всему научит тех, кого она коснется.
Злому делать добро так же опасно, как доброму зло.
Теренций
(185 г. до н. э., Карфаген – 159 г. до н. э., Стимфалия, Греция)
Драматург, представитель древнеримской комедии.
Сколько людей, столько и мнений.
Высшее право часто есть высшее зло.
В конце концов не скажешь ничего уже, что не было б другими раньше сказано.
Когда у нас успех во всем, тогда-то вот особенно готовым надо быть к тому, какие нас невзгоды ждут.
Первый бой – труднейший бой!
Выдержишь – потом как хочешь можешь маневрировать.
Превратный смысл легко придать чему угодно злостным толкованием.
Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо.
Правда родит ненависть.
Цицерон
(106 г. до н. э., Арпино, Италия – 43 г. до н. э., Формия, Италия)
Древнеримский политический деятель, оратор и философ. Будучи выходцем из незнатной семьи, сделал благодаря своему ораторскому таланту блестящую карьеру: вошёл в сенат не позже 73 года до н. э. и стал консулом в 63 году до н. э.
А наши философы? Сочиняя книги о презрении к смерти, ни один не забывает надписать на них свое имя.
Благо народа – высший закон.
Бумага все стерпит.
Ведь такого рода рассуждения, вложенные в уста людей прежних времен, и к тому же самых знаменитых, неведомым образом приобретают особый вес и возвышенную важность.
Вероятностные знания – вот предел человеческого разумения.
Возможна ли в жизни радость, когда денно и нощно приходится размышлять, что тебя ожидает смерть?
Все прекрасное редко.
Всему свое время.
Поступки мудрых людей продиктованы умом, людей менее сообразительных – опытом, самых невежественных – необходимостью, животных – природою.
Высшее право – высшее бесправие.
Глупости так глубоко в нас засели, что всегда что-нибудь останется, но постараемся оставить лишь самое неизбежное.
Даже и теперь я не более завидую силе молодых, чем прежде завидовал силе быка или слона.
Всякому – свое.
Друзья познаются в беде.
Если есть что-либо почтенное, то это цельность всей жизни.
Желающим научиться препятствует авторитет тех, кто учит.
Жить – значит мыслить.
Когда гремит оружие, законы молкнут.
Когда нечем гордиться в настоящем, хвастаются вчерашними заслугами.
Лучшая философия: все оспаривать и ни о чем не высказывать определенного мнения.
Молчание тоже красноречиво.
Наиболее трудная часть – вступление.
Наши души долговечны, но не бессмертны.
Невелика заслуга, если человек честен лишь потому, что никто и не пытается его подкупить.
Нет ничего более противного разуму и природе, чем случайность.
Ничто так не вредит, как возлагаемые надежды.
О Греция, как порою ты скудна в своем обилии слов!
Огорчение существует не само по себе, а в нашем представлении.
Для которых их учения – это закон жизни, а не только знания, выставляемые напоказ?
Поэтами рождаются, ораторами становятся.
Привычка – вторая натура.
Природа не дала нам познания предела вещей.
Приятно вспоминать невзгоды, если они миновали.
Человек – свой злейший враг.
Те, кто хочет узнать, что мы думаем о всякой вещи, более любопытны, чем нужно.
То, что боги существуют, – это я не буду оспаривать, но я буду оспаривать любые доказательства.
Самое трудное в дружбе – быть вровень с тем, кто ниже тебя…
Если ты в силах оказать другому любую услугу, взвесь прежде, по плечу ли она ему.
Часто даже не полезно знать, что произойдет в будущем: ведь это несчастье – сокрушаться о том, чему нельзя помочь и не иметь последнего и, однако, всеобщего утешения – надежды.
Фортуна не только сама слепа, но и ослепляет каждого, кого заключит в объятия.
Человеку свойственно ошибаться, а глупцу – настаивать на своей ошибке.
Чем честнее человек, тем менее он подозревает других в бесчестности.
Что посеешь, то и пожнешь.
Что я делаю без охоты и из необходимости, того не могу делать долго и со старанием.
Чьи уши закрыты для правды и кто не в силах выслушать ее из уст друга, того не спасет уже ничто.
Цезарь
(100 г. до н. э., Рим, Италия – 44 г. до н. э., Рим, Италия)
Древнеримский государственный и политический деятель, полководец, писатель.
Люблю предательство, но ненавижу предателей.
Правителя не так легко столкнуть с первого места на второе, как потом со второго на последнее.
Задача полководца – побеждать столько же умом, сколько мечом.
Победа зависит от доблести легионов.
Нельзя обижать гостя.
Двадцать три года, и ничего не сделано для бессмертия.
Когда любит один – назови это как хочешь: рабство, привязанность, уважение… Но это не любовь – любовь всегда взаимность!
Живи так, чтобы знакомым стало скучно, когда ты умрешь.
Никакая победа не принесет столько, сколько может отнять одно поражение.
Война дает право завоевателям диктовать покоренным любые условия.
Пока они нас боятся, пусть ненавидят сколько хотят.
Власть только выигрывает и усиливается оттого, когда ею пользуются умеренно.
Победители и влюблённые не болеют.
Никто не отважен настолько, чтобы не испугаться неожиданного.
Сегодня победа осталась бы за противниками, если бы у них было кому победить.
Я прожил долго и по меркам природы, и по меркам славы.
Divide et impera. Разделяй и властвуй.
Я предпочел бы быть первым здесь (в бедном городке), чем вторым в Риме.
Таков порок, присущий нашей природе: вещи невидимые, скрытые и непознанные, порождают в нас и большую веру, и сильнейший страх.
Alea jacta est. Жребий брошен!
Величайший враг прячется там, где вы будете меньше всего его искать.
Лукреций
(ок. 99 г. до н. э., Помпеи, Неаполь – 55 г. до н. э., Рим, Италия)
Римский поэт и философ. Считается одним из ярчайших приверженцев атомистического материализма, последователем учения Эпикура.
Нет вещи, которая могла бы возникнуть и расти одна.
Нет ничего, на что бы не дерзнуло воображение человека.
Новое мнение губит предшествующее.
Не ясно ли всякому, что природа наша требует лишь одного – чтобы тело не ощущало страданий и чтобы мы могли наслаждаться размышлениями и приятными ощущениями, не зная страха и тревог?
Саллюстий
(65 г. до н. э., Амитерн, Италия – 35 г. до н. э., Рим, Италия)
Древнеримский историк, реформатор античной историографии. Стал одним из первых римских историков, кто ввёл в исторические произведения развёрнутые речи главных героев.
Все рожденное обречено гибели.
При согласии малые дела растут, при несогласии великие дела рушатся.
Всякий человек – кузнец своей судьбы.
Богатство не уменьшает жадности.
Гораций
(65 г. до н. э., Веноза, Италия – 8 г. до н. э., Рим, Италия)
Древнеримский поэт золотого века римской литературы.
Никто не бывает доволен своей участью.
Гнев есть кратковременное безумие.
Держись золотой середины.
Можно убежать из отечества, но нельзя убежать от самого себя.
Публий Корнелий Тацит
(ок. 55 г. до н. э., Нарбонская Галлия – 117 г. до н. э., Римская империя)
Древнеримский историк, один из самых известных писателей античности, автор трёх небольших сочинений («Агри́кола», «Германия», «Диалог об ораторах») и двух больших исторических трудов («История» и «Анналы»).
Неужели вы думаете, что у римлян такая же храбрость на войне, какая распущенность во время мира?
Публий Овидий Назон
(43 г. до н. э., Сульмона, Италия – 17 г. до н. э., Констанца, Малая Скифия, Римская империя)
Один из самых даровитых римских поэтов, известен как автор поэмы «Метаморфозы»
Быть побежденным нередко выгодно людям,
Когда победитель и мягок и кроток.
Если бы нам сговориться о том, чтобы женщин не трогать,
Женщины сами, клянусь, трогать бы начали нас.
Если ты в здравом уме, не мечтай, что верна тебе будет
Та, что в объятья твои пала с такой быстротой.
Плохи, согласен, стихи, но кто их читать заставляет?
Искусство заключается в том, чтобы в произведении искусства его не было заметно.
Книга – не оттиск души, но просто дозволенный отдых.
Кто неприметен – безвестен, а разве безвестное любят?
… лжива богиня надежд, но без нее не прожить.
Пусть не хватает сил, но желание похвально.
Пусть о себе мнит каждый что хочет.
Менее мучительна сама смерть, чем ее ожидание.
Тот не несчастен, кто счет знает несчастьям своим.
Марк Аврелий
(121 г. н. э., Рим – 180 г. н. э., Виндобона)
Римский император из династии Антонинов, философ-стоик, последователь Эпиктета.
Если это неправильно – не делай этого. Если это неправда – не говори этого.
Мир – изменение, жизнь – восприятие.
… Жизнь коротка, так поживись настоящим с благоразумием и справедливостью.
Если бы ты ведал, из какого источника текут людские суждения и интересы, то перестал бы домогаться одобрения и похвалы людей.
Во-первых, не делай ничего без причины и цели. Во-вторых, не делай ничего, что бы не клонилось на пользу обществу.
Надо покорять умом то, что нельзя одолеть силой.
Человек должен быть честным по натуре, а не по обстоятельствам.
Приставлять одно доброе дело к другому так плотно, чтобы между ними не оставалось ни малейшего промежутка, – вот что я называю наслаждаться.
Человек живёт только в настоящее мгновение. Всё остальное или прошло уже, или неизвестно будет ли.
Работай постоянно, не почитай работу для себя бедствием или бременем и не желай себе за это похвалы и участия. Общее благо – вот чего ты должен желать.
Проблема в том, что, не рискуя, мы рискуем в сто раз больше.
Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное, и ты выполнишь всю задачу своей жизни.
Кто бы что ни делал и ни говорил, я должен оставаться хорошим человеком.
Сколько можно говорить о том, каким должен быть человек?! Пора уже стать им!
Кто не исследует движение своих мыслей, не может быть счастлив.
Есть люди, которые, оказав кому-нибудь услугу, тотчас считают себя в праве ожидать за неё награду; другие, не рассчитывая на прямую награду, ни на минуту, однако, не забывают оказанной услуги и в душе своей признают, что у них есть должники; наконец, бывают и такие, которые всегда готовы услужить, почти невольно, по одному влечению сердца; эти подобны виноградной лозе, которая, вырастив свои грозди, вполне удовлетворена тем, что созрел на ней одной свойственный плод её.
Если кто меня оскорбил – это его дело, такова его наклонность, таков его нрав; у меня свой нрав, такой, какой мне дан от природы, и я останусь в своих поступках верен своей природе.
Если ты сделал добро, а другой испытал добро, то чего же ты, уподобляясь глупцам, стремишься ещё к чему-то третьему, вроде славы доброго человека или награды? (Когда ты сделал кому-нибудь добро и это добро принесло плод, зачем ты, как безрассудный, домогаешься еще похвалы и награды за свое доброе дело?)
Не мудри над собой, старайся быть простым. Прегрешает кто-нибудь? Он прегрешает против самого себя. Случилось с тобой что-нибудь? Прекрасно. Все случающееся с тобою было изначально суждено тебе и сопряжено с тобою в силу устройства целого.
Когда в силу обстоятельств нарушается равновесие духа, восстанови самообладание как можно быстрее и не оставайся в подавленном настроении слишком долго, иначе тебе будет уже нельзя ничем помочь. Привычка восстанавливать гармонию усовершенствует тебя.
Пусть дела твои будут такими, какими ты хотел бы их вспомнить на склоне лет.
Человека хорошего, благожелательного и искреннего можно узнать и по его глазам.
Луций Апулей
(ок. 124 г. н. э., Мадавр – ок. 170 г. н. э., Карфаген)
Древнеримский писатель и поэт, философ-платоник, ритор, автор знаменитого романа «Метаморфозы» («Золотой осёл»).
Жизнь есть сочетание мёда и желчи.
Нет для меня уважения дороже, чем уважение человека, которого сам больше всех по заслугам уважаю.
Время [людей] крылато, мудрость медлительна, смерть скорая, жизнь жалкая.
Всё, чем бы ты в жизни ни пользовался, оказывается скорее обременительным, чем полезным, если только выходит за пределы целесообразной умеренности.
Всему (…) есть цена, и не малая: её платит тот, кто просит (…), – поэтому всё необходимое удобнее покупать, чем клянчить.
Голого раздеть и десяти силачам не удастся.
Коли в суждениях доверяться больше глазам, нежели разуму, то мы мудростью далеко уступили бы орлу.
Люди порознь смертны, в совокупности – вечны.
Мера богатства – не столько земли и доходы, сколько сама душа человека: если он терпит нужду из-за жадности и ненасытен к наживе, то ему не хватит даже золотых гор, он постоянно будет что-нибудь выпрашивать, чтобы приумножить нажитое прежде. Но ведь это и есть настоящее признание в бедности, потому что всякая страсть к стяжательству исходит из предположения, что ты беден, и несущественно, насколько велико то, чего тебе не хватает.
Не дано увидеть те силы, которые позволено только ощущать.
Неполно счастье тех, богатство которых никому не ведомо.
Иисус Христос
(ок. 12—4 гг. до н. э., Вифлеем, Иудейское царство, Римская империя – ок. 26–36 н. э., Иерусалим, Иудея, Римская империя)
Центральная личность в христианстве, которое рассматривает Его как предсказанного в Ветхом Завете Мессию, ставшего искупительной жертвой за грехи людей.
Разве можно чем-либо обогатить человека, если он при этом теряет душу?
Вера без дел мертва.
Есть люди, которые много ходят и никуда не продвигаются.
Проси, и дано тебе будет.
Возлюби ближнего своего, как самого себя.
Во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.
И будут первые последними и последние первыми, ибо много званных, а мало избранных.
Не судите, и да не судимы будете.
Истина не пришла в мир обнаженной, но она пришла в символах и образах. Он не получит ее по-другому.
Будьте прохожими.
Но да будет слово ваше: «да-да», «нет-нет», а что сверх этого, то от лукавого. (Мф., 5, 37)
Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас. (Мф., 7, 6)