Вы здесь

Большая книга Рун. Рунические памятники (Виктор Венгард, 2017)

Рунические памятники

Рунические памятники, как и сами руны, являются предметом изучения, интерпретаций, спекуляций и поклонения самых разнообразных сообществ: от иезуитов до нацистов и адептов современных сект разного толка. В основном это камни, как предметы, которые труднее всего поддаются уничтожению.

Очень много подделок и притянутых за уши теорий делают изучение рун подобным блужданию в лабиринте. Однако добросовестные исследования историков и этнографов говорят о том, что в мире известно 6578 подлинных рунических камней, из которых более половины находятся в Швеции (3628). Почти половина из них расположена в одном регионе страны – Уппланде. В Норвегии и Дании их намного меньше. Рунические камни есть на Британских островах, в Гренландии, Исландии и на Фарерах. Есть несколько и в России, в частности на Валааме. Последние недостаточно исследованы учеными, но являются привлекательными для современных мистиков.

Не утихают споры о том, можно ли прочесть их с помощью современного русского алфавита. С одной стороны, славянские четы и резы – это тоже руны. Совершенно очевидно и то, что древние языки и культуры на территории Европы имели больше общего, чем сегодня. Не самой фантастической теорией выглядит предположение о том, что многие языки формировались на одной основе. В таком случае попытка соотнести русский алфавит и руническое письмо не бессмысленное занятие. Однако оно довольно неблагодарно в силу огромных пробелов в знании как фонетики, так и трансформации устной, а тем более, знаковой культуры наших предков.

Совпадения естественны и закономерны, однако вряд ли это может стать ключом к сакральной трактовке в силу колоссального искажения и недостатка информации. Широта распространения германских племен, в том числе обитавших на Днепре готов (Черняховская культура), позволяет предположить общность скандинавских и славянских рун. Как и языков.


Рунический камень из Хиллерсьё


Рунический поминальный камень усопшей жене


В основном камни поминальные. Они возводились не только на могилах, но и в память тех, кто погиб далеко за пределами родины. Считалось, что душа умершего может вселиться в камень, на котором начертано его имя, получать жертвы, общаться с живыми и отвечать на их просьбы. В силу этого Церковь яростно боролась с ними: уничтожала надписи и сами камни. Но камни, как и уважение к ушедшим предкам, вечны.

Согласно древним верованиям, человек, имя которого читают, произносят и пишут, вечно жив. Именно поэтому на камнях можно прочесть как имена ушедших, так и имена тех, кто поставил этот камень. По той же причине рисунки, сопровождающие надписи, появляются гораздо позже. То есть надпись важнее, чем изображение.

Совершенно очевидно, что грамотность была всеобщим явлением: дети изучали руны, читали и писали на них. Почему так мало осталось свидетельств? Догадайтесь сами. Однако поражает размах самой борьбы с древней письменностью. Сколько усилий было приложено, чтобы уничтожить почти все (кроме камней). Да и камни уничтожались, перемещались, надписи скалывались с них. Масштаб репрессий потрясает. Но, видимо, по прошествии времени давление потеряло первичную агрессивность. Это дало шанс многим памятникам культуры.


Дети учат руны. Гравюра Оле Ворма


Готланд, на территории которого найдены самые разнообразные рунические камни, в раннем железном веке был сакральным местом. На его территории найдены некрополи, каменные насыпи, и даже была обнаружена каменная башня для погребения конической формы. В Средние века Готланд дольше других сохранял независимость, поэтому культурные потери здесь были меньше. Остались памятники культуры и мифологии, например «Гутасага», которая доносит до нас много бесценных данных о дохристианской культуре Европы в целом.


Рунический камень из Рока с тайнописными рунами (вверху)


Дощечка от рунического календаря (обе стороны). Между линейками – «дневные руны», над ними – лунные руны, под ними – отметки, обозначающие различные дни


Рунный календарь


Рунами пользовались вплоть до XIX века. Найдены рунические календари, амулеты с упоминанием Христа и другие надписи, что говорит о том, что традиция рунического письма была достаточно распространенной и отнюдь не только сакральной.