Вы здесь

Большая книга Рун. Скандинавский эпос и руны (Виктор Венгард, 2017)

Скандинавский эпос и руны

Скандинавский фольклор предоставляет множество сведений о происхождении рун и о собственно передаче их людям.

«Старшая Эдда» – великолепный памятник древней культуры, поэтический сборник древнеисландских песен, который сохранился в рукописи второй половины XIII века.

Сборник состоит из очень разных текстов, составленных, судя по всему, на основании песен исландских скальдов – исполнителей и часто авторов песен и баллад.

Скальды, подобно сказителям Древней Руси, являлись хранителями и распространителями древней устной традиции скандинавских народов. Они переносили новости и баллады о давно минувших временах, и в том наследии, которое было записано, сохранились бесценные сведения об истории скандинавских народов, об их конунгах, героях, о войнах и о жизни простых людей. Песни о богах дают достаточно четкое представление о тех, которых почитали эти люди, и о деяниях самих богов.

Однако не следует забывать, что рукопись составлена во времена Средневековья католиком, и, скорее всего, редактура все же имела место. Несмотря на все это, Старшая Эдда и Младшая Эдда являются документами такой колоссальной важности и источниками такого количества ценных сведений, что значение этих памятников трудно переоценить.

«Младшая Эдда» также состоит в основном из баллад и посвящена мифологическим персонажам древнескандинавского эпоса. В ней часто пересекаются сюжеты и сами стихи. Однако существует много мест, где Старшая и Младшая Эдды противоречат друг другу, имеется некоторое несходство имен и расхождения в самих историях персонажей. Очевидно, что это связано с трудностями перевода, а также с влиянием других – римских, а позже и христианских концепций переводчиков.

Исследователи считают, что большая часть героических песен основана на сказаниях южногерманского происхождения. Очевидно, что утраченный пласт этой культуры – большая потеря.

Язык «Эдды» прост и по-своему изящен. Качество русскоязычных переводов, выполненных С. Свириденко, А. Корсуном с примечаниями М. Стеблина-Каменского, Владимиром Тихомировым, Елеазаром Мелетинским, Ольгой Смирницкой, Михаилом Раевским, Игорем Дьяконовым сделают ваше знакомство с этими текстами истинным удовольствием и позволят окунуться в атмосферу событий и отношений, которым многие тысячи лет. Слог стихов различен, но музыкален и легко западает в душу, заставляя сопереживать героям и понимать их жизнь, чувства и чаяния, близкие нам и сегодня.


Титульный лист Младшей Эдды. Рукопись XVIII века


Некоторые песни представляют собой прорицания, изречения, мифологические действа и простые повествования. В песнях излагаются судьбы богов и героев, их речи и поступки. Текст разбит на три части: Песни о богах; Песни о героях и Эддические песни.

Руны в Старшей Эдде (Прорицание вёльвы) однозначно представляются как созданные по велению предвечных богов вместе с миром.

Словами вёльвы о себе:

…Один, ты хочешь,

чтоб я рассказала

о прошлом всех сущих,

о древнем, что помню.

Великанов я помню,

рожденных до века,

породили меня они

в давние годы;

помню девять миров

и девять корней

и древо предела,

еще не проросшее.

В начале времен,

не было в мире

ни песка, ни моря,

ни волн холодных,

земли еще не было

и небосвода,

бездна зияла,

трава не росла.

Интересно, что «Младшая Эдда» упоминает три неба, то есть три верхних мира: первое из небес – небо Асгарда, над ним находятся небеса Андланг («беспредельное») и Видблаин («широкосинее»), где обитают «одни лишь светлые альвы». Причем Мидгард и Асгард соединяет между собой радужный мост Биврест.

Далее описывается, как асы (древние предвечные боги), призвав в помощь великанов, создали наш материальный мир (другие миры существовали и ранее) – небо, землю, луну, время, день, ночь. Затем были созданы и люди.

В людей асы вдохнули жизнь:

Они не дышали,

в них не было духа,

румянца на лицах,

тепла и голоса;

дал Один дыханье,

а Хёнир – дух,

а Лодур – тепло

и лицам румянец.

Фигура Одина более-менее ясна, но о других двух богах сохранились скудные и противоречивые сведения.

Средневековый немецкий хронист Адам Бременский (XI в.) в своем сочинении упомянул о главном святилище свеонов, то есть шведов, в Упсале, неподалеку от Сиктоны (Сигтуны). Поблизости от святилища растет дерево неведомой породы, зеленеющее зимой и летом, а рядом находится источник, в котором свеоны совершали жертвоприношения.


Один


Сам же храм «весь украшен золотом, а в нем находятся статуи трех почитаемых народом богов».

Правда, далее в мифологии некоторые усматривают путаницу: одни называют верховным асом Тора, другие – Одина.

Вот что мы читаем о самом мировом древе Иггдрасиль:

Ясень я знаю

по имени Иггдрасиль,

древо, омытое

влагою мутной;

росы с него

на долы нисходят;

над источником Урд (источник судьбы)

зеленеет он вечно.

Оттуда возникли,

Мудрые девы (норны)

три из ключа

под древом высоким;

Урд (норна, определяющая начало и

рождение) имя первой,

вторая Верданди, (норна, определяющая

рост, судьбу. Пряла нить) –

резали руны, –

Скульд (норна, дающая испытания и

обрезающая нить) имя третьей;

судьбы судили,

жизнь выбирали

детям людей,

жребий готовят.

Норны Урд, Верданди и Скульдпод мировым древом Иггдрасиль. Людвиг Бергер, 1882 г.


Таким образом, руны были созданы вместе с людьми, для людей и как нечто, направляющее их судьбы. Это творение богинь судьбы.

Дальше идет захватывающее, но местами весьма туманное повествование, в котором можно разглядеть и нарушение мира людьми, и Всемирный потоп, и жертву Одина самому себе, после которой он обрел руны. Далее идут войны, бедствия, война асов с различными злобными существами, финальная битва и наступление золотого века. И в самом финале, как в конце хорошего сериала (или баллады), указание на то, что мир снова ждут испытания.

Сам Один в Речи Высокого (Hávamál) начинает с напутствий человеку, житейских советов и временами весьма едких замечаний.

Один рассказывает смертным о том, как следует достойно прожить жизнь.

Это своеобразный Завет, после которого мы читаем о рунах:

Если глупцу

достается в удел

любовь иль богатство,

не добудет ума он,

но чванство умножит

и спесью прославится.

Вот что отвечу,

когда вопрошаешь

о рунах божественных,

что создали сильные,

а вырезал Вещий:

благо в молчанье.

То есть это прямо предостерегает от бездумного обращения с тайным знанием, которым являются руны. Далее следует наставление о том, чему и кому не следует доверять вообще, очень философично перетекающее в рассуждения о безумствах любви и о том, что даже самый мудрый может выглядеть глупцом. Поэтому, советует Один, не стоит спешить осуждать того, кто любит.

Рассказывает Высокий о том, что и ему случалось совершать разные поступки.

Не то чтобы он ими гордился, но все же его рассказ об этом преисполнен как сожаления, так и достоинства.

Есть и совсем интересные строки:

…Прослыть хочешь мудрым –

в речах будь искусен, –

тебя не забудут;

глупцом из глупцов

прослывет безмолвный –

то свойственно глупым.

Далее следует версия о передаче части рун людям.

Руны найдешь

и постигнешь знаки,

сильнейшие знаки,

крепчайшие знаки,

Хрофт (Один) их окрасил (кровью),

а создали боги

и Один их вырезал,

Один у асов,

а Даин у альвов,

Двалин у карликов,

у ётунов Асвид,

и сам я их резал.

Умеешь ли резать?

Умеешь разгадывать?

Умеешь окрасить?

Умеешь ли спрашивать?

Умеешь молиться

и жертвы готовить?

Умеешь раздать (распорядиться

жертвой)?

Умеешь заклать?

Хоть совсем не молись,

но не жертвуй без меры,

на дар ждут ответа;

совсем не коли,

чем без меры закалывать.

Так вырезал Тунд

до рожденья людей;

вознесся он там,

когда возвратился.

Там же можно найти упоминания о заклинаниях, рекомендации по использованию магических атрибутов, также об отношении и осторожности в отношениях с магами и женщинами(!).

Здесь мы можем сделать интересное замечание: существовала магия и магия. Одна использовалась многими и, судя по всему, была довольно распространенной, особенно среди женщин. Другая же ассоциировалась с особым посвящением, подобным тому, которое прошел Один, когда он, принеся жертву самому себе, висел, пригвожденный копьем к мировому древу. В результате он получил понимание рун. Трансформация через смерть – это часто встречающаяся практика в шаманизме многих народов.

У северных шаманов сохранились похожие ритуалы посвящения. Один, как воин-шаман-бог, и то, что происходило с ним, – это прообраз, прототип посвященного в руны. Это высшее знание, дающее совершенно другие возможности. Язык рун давал возможность не только получать ответы на вопросы, но и составлять мощные заклинания. О них упоминается в «Речи Высокого», и многие рунологи соотносят каждое заклинание с определенной руной.

Заклинанья я знаю –

не знает никто их,

даже конунгов жены;

помощь – такое

первому имя, –

помогает в печалях,

в заботах и горестях.

Знаю второе,

оно врачеванью

пользу приносит.

Знаю и третье,

оно защитит

в битве с врагами,

клинки их туплю,

их мечи и дубины

в бою бесполезны.

Четвертое знаю, –

коль свяжут мне члены

оковами крепкими,

так я спою,

что мигом спадут

узы с запястий

и с ног кандалы.

И пятое знаю,

коль пустит стрелу

враг мой в сраженье,

взгляну – и стрела

не долетит,

взору покорная.

Знаю шестое,

коль недруг корнями

вздумал вредить мне, –

немедля врага,

разбудившего гнев мой,

несчастье постигнет.

Знаю седьмое,

коль дом загорится

с людьми на скамьях,

тотчас я пламя

могу погасить,

запев заклинанье.

Знаю восьмое,

это бы всем

помнить полезно:

где ссора начнется

средь воинов смелых,

могу помирить их.

Знаю девятое,

если ладья

борется с бурей,

вихрям улечься

и волнам утихнуть

пошлю повеленье.

Знаю десятое,

если замечу,

что ведьмы взлетели,

сделаю так,

что не вернуть им

душ своих старых,

обличий оставленных.

Одиннадцатым

друзей оберечь

в битве берусь я,

в щит я пою, –

побеждают они,

в боях невредимы,

из битв невредимы

прибудут с победой.

Двенадцатым я,

увидев на дереве

в петле повисшего,

так руны вырежу,

так их окрашу,

что он оживет

и беседовать будет.

Тринадцатым я

водою младенца

могу освятить, –

не коснутся мечи его,

и невредимым

в битвах он будет.

Четырнадцатым

число я открою

асов и альвов,

прозванье богов

поведаю людям, –

то может лишь мудрый.

Пятнадцатое

Тьодрёрир пел

пред дверью Деллинга;

напел силу асам,

и почести – альвам,

и Одину – дух.

Шестнадцатым я

дух шевельну

девы достойной,

коль дева мила,

овладею душой,

покорю ее помыслы.

Семнадцатым я

опутать смогу

душу девичью;

те заклятья, Лоддфафнир,

будут тебе

навек неизвестны;

хотя хороши они,

впрок бы принять их,

на пользу усвоить.

Восемнадцатое

ни девам, ни женам

сказать не смогу я, –

один сбережет

сокровеннее тайну, –

тут песня пресеклась –

откроюсь, быть может,

только жене

иль сестре расскажу.

И в завершение подчеркнуто говорится, что руны были созданы СПЕЦИАЛЬНО и ТОЛЬКО для людей.

Вот речи Высокого

в доме Высокого,

нужные людям,

ненужные ётунам.

Благо сказавшему!

Благо узнавшим!

Кто вспомнит – воспользуйся!

Благо внимавшим!

Скандинавский эпос сохранил сказания о богах, героях и существах из других миров, отношения между которыми были весьма сложными. Его персонажи часто вмешиваются в жизнь людей, а люди воюют с ними или обращаются за поддержкой.

Центральной фигурой эпоса является Один – ас, который является шаманом, воином и богом. Живет в верхнем мире – Асгарде, ездит на восьминогом коне Слейпнире. Обладает мудростью и тайным знанием.

В своем небесном дворце – Вальхалле, каждый день он пирует с дружиной из самых славных воинов, павших в бою. Обладает копьём Гунгнир (не дающим промаха) – символом победы и смертоносной военной магии.

Тор считается богом войны. Тор описывается рыжебородым богатырём с боевым молотом Мьелльниром. Его символом служит молот и руна Турисаз. Турисаз означает удачу, эффективность, власть, победу, разрушающую мощь.

Это активная защита. Тор повелевает громами и молниями. Уничтожает все старое, отжившее и ненужное. Тор защищает Мидгард (мир людей) и Асгард (мир богов) от великанов и прочих сущностей. Защищает людей от великанов и чудовищ. Является предводителем в битвах.

Боги, олицетворяющие собой изобилие и плотскую любовь, – это Фрейр и его сестра Фрейя. Попав заложником к асам во времена войны асов и ванов, Фрейр причисляется к асам, становится мужем богини Герд.

Он защищает Мидгард от великанов, которые вечны и существуют снаружи нашего мира.

Атрибутами Фрейра служат чудесный вепрь Гуллинбурсти (золотая щетинка) и чудесный корабль Скидбландир, которому всегда сопутствует попутный ветер. Корабль вмещает любое количество воинов и может быть уменьшен до размеров платка.

В битве пред концом мира Фрейр погибает в поединке с великаном Сиртом.

Сестра Фрейра, прекрасная мудрая Фрейя, волшебница из ванов, помогает мужчинам и женщинам в обретении семьи и детей и дает защиту любящим.

Бальдр – сын Одина и Фригг, брат Хермода, муж Нанны, отец Форсети. Бог света и радости, красноречия, мира и согласия. С ним связывают руну Соулу. Соулу – это жизненная сила, теплота, любовь, внутренний свет, успех. Руна указывает на звёздный час человека и благословение асов.

Хеймдаль – сын Одина и Фрейи, его определяют «как светлейшего из асов», соединяющего небо и землю и помогающего связи богов с населением земли. В золотых доспехах на коне с золотой гривой, он напоминает Архангела Гавриила. По преданию, перед концом мира он трубит в рог, призывая богов к битве. В битве Хеймдаль сражается с Локки, выступающим на стороне великанов и чудовищ, и они убивают друг друга.

Фригг – любимая жена бога Одина, покровительствует браку, деторождению, воспитанию. Она мать Бальдра.

Фригг заклинает все живые существа не наносить вреда сыну. Она упускает из виду одну омелу, которая и послужила причиной гибели Бальдра.

Локки – брат Одина, коварен, хитёр и завистлив. Обманным путем достает божественные атрибуты для асов и цвергов и в то же время всячески пытается занять место Одина. В последней битве пред концом мира выступает на стороне великанов и чудовищ. Он приводит корабль мертвецов из мира Хель для борьбы с богами. Сражается с Хеймдалем, в результате чего они убивают друг друга.

У корней дерева Иггдрасиль живут три норны – три девы судьбы. Урд (судьба прошлое), Верданди (становление, развитие событий) и Скульд (долг), которые определяют судьбы всех живых существ. Они прядут пряжу. Одна выделяет нить (из пакли хаоса), другая прядет ее, третья – наблюдает за нитью и обрезает ее. Эти три девы ткут полотно мироздания, и узор, который они создают, неведом никому.

Норны знают все. Это у них Один подсмотрел руны, и у норн следует спрашивать о судьбе.

Они могут рассказать все о прошлом, настоящем и будущем.

Древние скандинавы верили, что с норнами можно общаться посредством рун.