Наукоград и окрестности
Академгородок Троицк
Долгое время первое упоминание о «пустоши Троицкой» датировалось 1627 годом. Недавняя расшифровка троичанина Е. Н. Горбатова текста писцовой книги (РГАДА, ф. 1209, оп. 1, д. 9807, л. 355–358) позволяет утверждать, что «село Бутаково с пустошью Троицкой было пожаловано Ивану Салтыкову государем в 7125 (1617) году». Так что уже очень скоро будет отмечаться четырехсотлетний юбилей края. Другие даты и узловые события не определяются столь строго. Основание Троицкой фабрики относят или к 1751 году, или к 1797 г., а кто – и к середине XIX века.
Теперь еще об одном узловом событии – о двухдневном пребывании Наполеона в 1812 году в усадьбе Троицкое. Некоторые считают, что это произошло в доме помещицы Е. Н. Левшиной (урожденной Дурново или Евреиновой), другие полагают, что он мог воспользоваться гостеприимством иных владельцев. Пролить свет может расшифровка подлинников писем императора, написанных им в Троицком; пока что в руках краеведов есть лишь плохая фотокопия письма от 28.09.1812, текст которого не совпадает с документом, опубликованным в Correspondance de Napoleon I. Поиск продолжается…
Можно считать началом формирования Троицка как научного центра лето 1938 года. Тогда на 40-м км Калужского шоссе стала строиться геофизическая обсерватория. Помешала война. В 1944 году в недостроенные помещения приехали сотрудники НИИ земного магнетизма (до войны базировавшегося под Ленинградом) во главе с директором Н. В. Пушковым. Так что этот выдающийся физик и талантливый организатор науки с полным правом может быть назван в числе тех, кто стоял у основания наукограда; в 1997 году ему заслуженно присудили звание почетного гражданина города, а улица Академическая в 1981 г., в год кончины Николая Васильевича, была переименована в улицу Пушковых (сын ученого, пошедший по стопам отца, безвременно погиб в экспедиции). Коллектив Ленинградского института стал первым десантом, определявшим развитие города как наукограда.
Торговый центр, носящий имя города
Часть площади в главном здании института использовалась как жилая и была заселена основными научными работниками. Воду возили в бочках, в комнатах устанавливались буржуйки, которые растапливали немецким порохом, оставшимся от военных, квартировавших здесь во время войны. Ввиду отсутствия рабочей силы все бытовые заботы ложились на плечи научного коллектива – заготовка дров, ведение подсобного хозяйства, ремонтные работы.
Перевод института в Пахру полностью себя оправдал. Это научное учреждение как единственное в магнитной картографии завоевывало свои позиции в ионосферной службе. В 1949 году был сдан первый двухэтажный дом, правда, без всяких удобств. Это позволило освободить главное здание института; часть сотрудников вынуждена была снимать комнаты в близлежащих деревнях.
К 1964 году поселок ИЗМИРАН (Института земного магнетизма и распространения радиоволн) вырос в Академгородок, где развернулось строительство Института высоких давлений, Института спектроскопии, Магнитной лаборатории Института атомной энергии им. Курчатова (ФИАЭ им. Курчатова, в дальнейшем «Магнитки», позже ТРИНИТИ). В соответствии с распоряжением президиума АН СССР был создан совет директоров; с 1966 г. объединение научных институтов стало именоваться Научным центром АН СССР в Красной Пахре.
В Пахре собрались те, кого Москва не приняла на жительство. Что же собой представляло поселение? Самым красивым зданием был ИЗМИРАН, «Магнитка» (Курчатовский институт) пряталась за забором и была окружена тайной. Пятиэтажное каменное жилье можно было пересчитать по пальцам, много было финских домиков, сараев, а вокруг прямо-таки «зеленое море тайги». Старожилы говорят, что лучше помнят лес того времени, чем сам поселок. И при этом замечают, что грибы собирали, едва выйдя из подъезда.
Современный жилой дом, прозванный троичанами «Титаник»
Огромную роль в жизни играл служебный автобус. Рейсовый до Черемушек ходил редко, а ехал долго. В автобусе была своя жизнь – там читали, дописывали научные статьи, вязали, обсуждали новости и ругали шепотом советскую власть; то есть разговоры на кухнях продолжались в утреннем автобусе, а вечером шло обсуждение прожитого дня, да и не забывалось и то, как жмут, – но не сапоги, а власти… Одна сотрудница похвасталась, что в дорогах связала столько свитеров, что этой шерстяной нитью можно опутать экватор в несколько витков.
Ученые шутят
Этой категории интеллектуальных работников присуще повышенное чувство юмора. Общеизвестно, что спасительный юмор расслабляет, оживляет, исцеляет, сдерживает, помогает, воспитывает. Ирония, шутка сопутствуют успеху в работе, здоровой атмосфере в трудовом коллективе. Юмором пронизана, перенасыщена вся наша жизнь. Но так уж повелось, что в определенных местах он проявляется чаще, ощутимее. Видимо, как существуют гео активные зоны (патогенные или, наоборот, благоприятные), так фиксируются и населенные пункты с повышенной юморной энергетикой или богатым наследием по этой теме.
Книжные магазины уже не один год представляют широкий набор сборников на определенную тему: «Химики шутят», «Математики шутят», «Геологи шутят» и т. д. Особой популярностью среди них пользуются книги «Физики шутят». Спрос на них такой, что издательство выпустило дополненное второе издание. Большой успех книг отмечен именно в Троицке.
Академик Л. В. Лесков в своем интересном последнем труде «Примет ли нас XXI век?» счел нужным заметить, что среди ученых есть и оптимисты, и пессимисты, но двигают науку вперед оптимисты. При проведении экспериментов и опытов не всегда получаются ожидаемые результаты. Нужно иметь оптимистический настрой, чтобы воспринять неожиданность и отрицательность результатов исследования, преодолеть разочарование, скрасить огорчение шуткой, иронией.
В Троицке умеют ценить остроумное слово издавна. Здесь до сих пор помнят проводимые знаменитые Дни физика, на которых в шутливой форме зачитывались доклады на научные и околонаучные темы, подготовленные кандидатами, докторами наук, членами-корреспондентами, – все в духе Игнобелевской (Шнобелевской) премии. Непревзойденным ведущим популярного у горожан и гостей Дня физиков был эрудированный академик А. М. Дыхне (1933–2005). До сих пор в ходу его виртуозные экспромты и остроумные каламбуры («торжественное нагромождение победителей призами и дипломами»). А в обычной жизни он был серьезным физиком, сотрудником ТРИНИТИ, крупнейшим специалистом по низкотемпературной плазме и электроразрядным лазерам, лауреатом Государственной премии СССР (1986). Недавно ему установлена мемориальная доска на улице Центральной.
Академик А. М. Дыхне
Научные семинары и заседания нередко продолжались и дома, на кухнях, – в гости друг к другу ходили запросто и по бытовой нужде, и для выяснения деловых вопросов.
Из Москвы в городок приезжали заметные личности – физиков уважали за их независимость и гражданскую позицию. Так, известная писательница Н. М. Соротокина («Гардемарины, вперед!»), проживающая до сих пор в Троицке, вспоминает, как в гости к Велиховым приезжал полузапрещенный, но от этого еще более знаменитый бард А. Галич. Он был в черном, очень красивый, несколько надменный, в сопровождении свиты. Это было уже после 68-го года, после чешских событий, и Галич пел: «Граждане, отечество в опасности: наши танки на чужой земле!» Кому еще из компактно проживающей общественности в столице позволялось такое вольнодумство? Троичане до сих пор гордятся тем, что в некотором смысле отстояли лицо города в прошлые застойные времена.
Особенно «диссидентствующий дух» распространялся через Дом ученых. Впрочем, троичане ни с кем не боролись, они просто позволяли себе вольнодумство. На Высоцкого собирался весь город, яблоку было негде упасть. У сцены люди с магнитофонами, с серьезными лицами, как при отправлении церковного культа; тогда еще, в 1970-х, православие не проникло так глубоко в общественную жизнь, и его заменяла другая идеология… Впрочем, зря такое сравнение, подобные концерты были свежим глотком свободы в затхлой атмосфере всеобщей лжи и подхалимажа. То же самое было на вечерах Окуджавы, правда, публика была не такая пестрая, более интеллектуальная, что ли, – поэт в последние годы больше любил поговорить о своей прозе, чем петь. Жванецкий выступал не только в Доме ученых, но и по институтам; он очень любил приезжать в Троицк и ценил вдумчивую публику.
Пели Ким и Никитины, Юрский читал Пастернака, Козаков – Тютчева и запрещенного Бродского. Бывали здесь Трифонов, Нагибин, Искандер, Тендряков, Залыгин, Бакланов, Амираджиби, Ахмадулина, Евтушенко, Шукшин с «Калиной красной», Тарковский с «Солярисом» и многие другие. Благо, что некоторые и жили рядом в писательском дачном городке «Пахра». Как вспоминает местная писательница Нина Матвеевна Соротокина: «Читали лекции Натан Эйдельман (Пушкин, декабристы, история России), Григорий Померанц (история, философия, религия, эстетика), Наталья Крымова (история театра), Лакшин (изящная словесность). Аверинцев приехал к нам с очень сложной темой, что-то по раннехристианской философии и ее связям с Древней Грецией. Оглушительно интересно! Лекция продолжалась шесть часов, хотя я не уверена, что аудитория (я в том числе) поняла хотя бы половину». Докладчик с упоением переходил на древний верхненемецкий. Собравшиеся хотя и не понимали многое, но вырастали в собственных глазах, чувствуя уважение высокоэрудированного гостя…
Постепенно городок становился городом, а в 1977 г. ему и официально был присвоен статус города областного подчинения. В 2007 г. появился статус наукограда; 2011 г. – принято решение о расширении Москвы с включением в ее границы Троицка, 1 июля 2012 г. – Троицк входит в состав Москвы как городской округ.
«Физическая кунсткамера»
В Троицком Доме ученых создан интересный музей, в котором в занимательной форме посетителей знакомят с серьезными физическими явлениями, демонстрируют не обычные «научные фокусы».
Уникальная экспозиция создана в 2007 г. при поддержке фонда «Династия». Уникальность ее заключается в том, что она состоит, с одной стороны, из научных приборов и установок, реально работавших в институтах города и даже побывавших в космосе, а с другой – это множество необычных инсталляций, «научных фокусов», которые в игровой форме рассказывают о самых разных физических феноменах. Посетители музея оказываются вовлеченными в занимательный процесс, когда экспонаты, представленные в музее, оживают – на них можно не только смотреть, их можно и нужно трогать, провести какой-нибудь эксперимент самостоятельно.
В изобилии демонстрируются интерактивные модели и мини-аттракционы. Так, дозволяется запустить «антигравитационный» волчок или покрутиться на стуле, проверяя закон сохранения момента импульса. А то пройтись по обыкновенным электрическим лампочкам, не разбив ни одной. Или с комфортом посидеть на стуле, утыканном гвоздями, и даже побыть «батарейкой». А еще можно залезть внутрь камеры-обскуры – прообраза нынешних фотоаппаратов – или удивиться тому, как эффект стробоскопа позволяет увидеть зависшую в воздухе каплю воды, а то и вовсе заставляет капли двигаться обратно вверх.
Ясно, все эти чудеса – рукотворные. Но их особенность в том, что каждый побывавший в «Физической кунсткамере» вдруг ощущает свою причастность к ним, и через удивление приходит чувство понимания.
Удивительное рядом!
Недавно завершилась работа над созданием новой экспозиции – «Физического кафе»: предлагаемые блюда, их научная сервировка еще больше погружают посетителей в мир «занимательной науки».
В настоящее время материал и экспонаты по истории Троицка и окружающих земель сосредоточиваются в городском музее. Он был создан еще в 1978 г. на общественных началах. Экспозиция народного музея на площади 100 квадратных метров включала деревянную скульптуру, живопись и графику, коллекции камней и минералов, морской флоры и фауны, привезенные из многочисленных экспедиций сотрудниками троицких институтов, диораму «Природа Подмосковья», мемориал «памяти павших», фотографии и документы по истории города. В 1993 г. создано муниципальное учреждение «Троицкий городской музей».
И вот в 2011 г. собственность музея значительно пополнилась, ему передан в постоянное (бессрочное) пользование парк, сохранившийся от усадьбы барона Черкасова. Эта территория имеет большую историческую ценность и связана с событиями Отечественной войны 1812 г.; здесь планируется создать историко-культурный ансамбль со скульптурным наполнением и информационным освещением. Финский домик, в котором располагался музей, и окружающая его деревянная скульптура сгорели. В 2012 г. музей вместе со своими фондами получил новый временный адрес: Нагорная, 9. Основательное музейное здание планируется построить по соседству с Выставочным залом ТРИНИТИ.
Церкви, храмы, святыни
В наше время возрождения православия после годов большевистского забвения популярными стали окружающие церкви в селах: Пучково, Богородское, Былово и Варварино, Станиславль и Десна-Буревестник; Летово, Никольское, Ворсино, Юдановка. Большинство из них расположено в зоне водосбора реки Десна.
Десна (от старославянского «деснъ» – «правый») – название ряда притоков, впадающих в более крупные реки с правой стороны (при движении от устья к истоку). Правда, в настоящее время понятие «левых» и «правых» притоков рассматривается в обратном направлении – от истоков к устью. Таким образом, Десной стали именоваться левые притоки. Такова Десна – левый приток реки Пахры на новоприсоединенных территориях. Другая Десна в Подмосковье – приток реки Гуслицы. Есть еще Десна – приток Днепра; а также приток Южного Буга; есть Десна в Тверской области, впадающая в реку Белую. Имя Десна носят деревни и поселки на Брянщине, в Московской и Тверской областях, в Винницком и Черниговском краях Украины.
Ближайший храм находится за речкой Десной в деревне Богородское. После плотины проходим по улице Заречная и по деревянным настилам и ступенькам поднимаемся к шатровой устремленности белонарядного строения. Вспоминается церковь Вознесения в Коломенском, тоже расположенная на возвышенном месте; отовсюду вид взлетно-небесного порыва отрывает от земной обыденности. Так и в Богородском. Пусть и в меньших масштабах.
Почему шатровая архитектура в свое время сменилась купольной? Оказывается, так 360 лет назад постановила Русская православная церковь во главе с патриархом Никоном: шатрово-вытянутые пирамидки будто бы не соответствуют православным канонам. Так пресеклась одна из линий церковного зодчества, не имевшая аналогов в Европе.
Московская Русь начинала с деревянных церквей, а их технологически проще было завершать не округлыми, а островерхими главками. Другой версией является мнение о том, что это отголоски западноевропейской готики, добравшейся до Руси. Шатер позволяет отказаться от опорных столбов, затемняющих внутреннее пространство; нижняя его кромка, опираясь на стены, оставляет объем церкви свободным и широко освещенным.
Богородское. Дорога к храму Тихвинской Божьей Матери
Впервые такая церковь была построена в 1510-х годах в Александровской слободе Василием III, отцом Ивана Грозного. Далее последовала церковь Вознесения в Коломенском – взлетающая над Москвой-рекой, она контрастировала и даже затмевала приземистый царский дворец. Как такую свободу духа могло допустить православие с его уничижением личности человека по сравнению с божественной сущностью?! Это был непревзойденный образец шатровых храмов, все последующее равнялось на этот эталон. В том числе и Тихвинская церковь в Богородском.
Не лишенные чувства юмора троичане говорят, что в шатровой устремленности интерьеров русских церквей возникает ощущение, словно пребываешь в ракете. Ну что ж, для Троицка и его окрестностей, соединивших прошлое и высокую науку, этот образ подходит как нельзя более кстати.
Еще одна шатрово-купольная церковь находится на юге от Москвы. Храм Рождества в селе Беседы (принадлежавшем князьям Трубецким, а в 1767 г. пожалованном Екатериной II графу Орлову). И вот появляется небезосновательное объяснение тому, что подобные церкви сооружались к югу и востоку от столицы. Будто бы все они служили крайне важному утилитарному делу и являлись цепочкой «огненного телеграфа». При виде клубов пыли от татарской конницы в маленькой главке, венчавшей шатер, разводился костер, попадавший в поле зрения следующей церкви. Так весть о наступлении врага мгновенно достигала Кремля. Округлые купола для этого подходили в меньшей степени. Всего таких церквей в этом секторе могло быть не менее полусотни, ныне осталось 43. Так охранялась от татарских набегов Засечная черта со стороны Калуги, Тулы, Рязани. Впрочем, точных доказательств столь совершенной «системы сигнализации» не имеется. Скромность интерьеров, монументальность и минимум украшательств в шатровых строениях вполне соответствовало их крепостной функции. В дальнейшем «шатровый стиль» изживает себя и уступает место «купольным излишествам».
…Свое название Троицк унаследовал от старинного села Троицкое, находившегося на месте северной части современного города. За давностью лет определить точное расположение этого поселения не представляется возможным. После того как в 1646 г. была построена церковь Святой Троицы с приделами Троицкое стало селом.
Но нынешний Троицк образован не только деревнями Троицкое и Ботаково (Батаково, Бутаково), но также и селом Богородское, находившимся в соседстве с Ватутинками (поначалу многим казалось, что это место имеет отношение к украинскому генералу Ватутину – герою последней Отечественной войны; в процессе краеведческих изысканий выяснилось, что топоним происходит от неканонического личного имени Ватута или от фамилии Ватутин, а уже от них – и все производные слова с общим корнем). Местные краеведы приводят дату самого раннего совместного упоминания Троицкого и Ботаково – 1622 г.; это следует из писцовой книги 1627 г.: «…пустошь Троицкая на речке на Рыжкове… старая вотчина Ивана Ивановича Салтыкова». Там же отмечается, что на этой речке (по-другому Рыжковка, местные жители называют ее Рыжовкой) стоит деревня Пучниково (Пучково).
В первоисточниках указанные села упоминаются по их владельцам. Деревней Ватутиной владел князь Иван Борисович Репнин; в 1674–1675 гг. здесь строится церковь во имя иконы Тихвинской Пресвятой Богородицы, а по ней и село получило название Богородского. Боярин принадлежал к известному роду Репниных, имевших свой потомственный герб с ангелом в сребротканой одежде и черным одноглазым коронованным орлом, держащим золотой крест, а также двумя птицами, из коих каждая держит во рту стрелу, а в лапе – золотой шар. В соответствии с геральдической символикой каждая деталь на гербе имеет свой смысл и даже тайную расшифровку.
В Патриаршей приказной книге 1677 г. отмечается «пустошь Ватутинская, Яковлевская тож, у речки Десны», так что топонимы древние; невдалеке имеется даже деревня Яковлево, но то ли это древнее поселение, нуждается в документальном подтверждении. И. Б. Репнин попал даже на портрет неизвестного художника, так что он был достаточно известным человеком во властной верхушке, а скончался предположительно в 1697 г. именно в своей вотчине в селе Богородском.
Наиболее известной личностью из рода Репниных был сын Ивана Борисовича – Никита (Аникита), унаследовавший и Богородское. Отмечен он и на страницах многотомного издания «Дворянские роды Российской империи». С юношеских лет был он одним из сподвижников царя Петра Великого. Стольник, поручик «потешной роты», генерал, генерал-фельдмаршал (1725) – вот послужной список восхождения НИ. Репнина. Отличился он и захватом береговых башен у турок во время Азовского похода, в Полтавском сражении командовал центром армии; при взятии Риги первым вошел в город, за что и был назначен рижским генерал-губернатором. За отвагу, проявленную в Полтавской битве, из рук самого царя он получил орден Св. Андрея Первозванного «За веру и верность» – первый российский орден в иерархии наград. Впоследствии назначен президентом Военной коллегии.
Иван Борисович Репнин
После смерти Петра Великого способствовал возведению на престол Екатерины, которая по достоинству оценила помощь и одарила его богатыми подарками.
В 1732 г. село было продано В. Б. Толстому, который возвел в усадьбе существующую ныне каменную церковь с шатровой колокольней. В дальнейшем Богородское принадлежало Плавильщиковым (из знаменитого рода, в который входили также братья Плавильщиковы: один – драматург и актер, другой – издатель и книготорговец). Дом Плавильщиковых находился рядом с церковью, но в советские годы был заброшен и снесен. Бывшие хозяева выселены и в 1920-е годы объединились в Богородско-Ватутинскую трудовую артель. В 1936 г. храм закрыли, он быстро приходил в запустение и через три года был почти полностью разрушен. Строение еще как-то держалось за счет общежития камвольной фабрики. На рубеже веков церковь была взята под охрану, реконструирована и восстановлена троичанами, и православными, и просто жителями с гражданским чувством ответственности.
На берегу реки Десны угадывается пейзажный парк из смешанных пород деревьев. Когда-то это была усадьба Репниных, Толстых, Плавильщиковых. Двухэтажный главный дом XVIII века, с переделками следующего столетия, не сохранился; перестроенные и руинированные остатки его были снесены совсем недавно, в 1998 году! В Троицком музее сохранились фотографии избы-школы, куда ходили школьники Троицкого поселка и села Богородское; ее называли «домом Плавильщикова», но здание это настолько невзрачное, что трудно предполагать, будто тут обитали хозяева имения.
Главная икона храма на одноименной улице в Богородском посвящена Тихвинской Божией Матери. В честь нее именуют и церковь с ее престольным праздником 9 июля. Вот уже несколько столетий стекается народ с окрестных деревень и из города. Приятно осознавать, на какой улице стоит храм, и то, что она даже в самые безбожные годы не меняла своего названия.
Многие жители микрорайона «В» Троицка еще помнят времена, когда дорога на Пучково после леса выходила на открытое поле, которое периодически засевалось то люцерной, то кукурузой на силос, то горохом, который в чуть-чуть недозрелом виде некоторые горожане даже собирали на еду (собирательство, что в лесу, что на колхозном поле, было характерной чертой зрелого социализма!): все-таки приварок в скудном рационе городского индивида. Здесь еще в 1980-х был животноводческий комплекс.
Ныне, проезжая на маршрутке или на любой попутной машине, места просто не узнать. Коттеджные поселки с заборами выше человеческого роста, здания с причудливыми башенками, высоко на соснах всякие коммерческие предложения, растяжки между деревьями… Пучково, Ново-Троицкое, Лесной Ручей…
Скорее всего, пустошь была названа Троицкой по имени села с церковью, которая, вероятно, была разрушена при польско-шведской интервенции, а позже восстановлена. Земли эти принадлежали известному роду Салтыковых (со своим гербом с одноглавым коронованным орлом), что следует из описи их имения 1678 г.: «…село Троицкое, Бутаково тож, на речке Десне, Малая Пахра тож, а в селе церковь Живоначальныя Троицы, да в приделах Рождества Пророка и Предтечи Иоанна…».
В 1691 г. боярин Салтыков построил в Москве на Никольской улице домовую церковь. Она сохранилась до сих пор и называется церковью Успения Пресвятой Богородицы «на Чижевском подворье». Любопытно, что спустя два века рядом, по этому же адресу, расположатся правления Прохоровской мануфактуры и Троицкой суконной фабрики немца Риша…
Церковь Казанской Божьей матери. Век нынешний и век минувший…
В дальнейшем село Троицкое было продано Строгановым, чья династия одна из старейших в России. В родовое древо входили представители разных социальных слоев и профессий – купцов, промышленников, дипломатов, военных, меценатов…
Храм Казанской иконы Божией Матери отсчитывает свое начало от деревянной церкви 1686 г., заложенной старинным дворянским родом Хитрово во имя Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия. Но в следующем столетии храм сгорел, и уже в начале XIX в. наследники из того же рода возводят каменную церковь, в формах переходных от позднего барокко к раннему классицизму. Храм являлся двухэтажным, на хорах – придел Зосимы и Савватия. Приход был небольшой и какое-то время даже не имел своего священника; жителей в окружающих деревнях было немного, поэтому, когда в 1936 г. службу прикрыли, особенно никто не возмущался.
Древний дворянский род Хитрово известен в России с XIV в. Из Золотой Орды к великому князю Рязанскому Олегу Ивановичу выехал Эду-Хан, по-другому прозываемый Сильно-Хитр. Потомки осевшего на Руси выходца из ордынских земель вначале назывались «Хитров», потом «Хитрово». Когда Рязанское княжество было присоединено к Московскому, носители необычной фамилии перешли на службу к новым князьям.
Церковь, отданная под склад и различные хозяйственные нужды, постепенно разрушалась. Многие, наверное, еще помнят времена, когда детвора лазила на колокольню. В конце 1980-х гг. здание стояло вовсе бесхозным, и разрушение было особенно активным; выворачивали петли и двери, снимали решетки с оконных проемов, вывозили даже добротный кирпич. Уже набирало обороты дачное строительство.
Православная школа на территории храма
С передачей РПЦ Казанской церкви в 1989 г. началось ее постепенное возрождение; достроили новый купол на колокольне, возвели крестильню Петра и Павла в формах русской псевдоготики, окончательно отреставрировали храм. Ныне при нем действует православная школа, издается своя газета. В храме пребывает местночтимая Казанская Пучковская икона Божией Матери.
К слову, инициатором реставрации церкви в деревне Пучково был В. С. Летохов (1939–2009), профессор физики и почетный гражданин города Троицка (2000 г.). Он был человеком с повышенной гражданской ответственностью и, как видим, с осознанием необходимости сбережения народной памяти. Он занял достойное место среди пионеров лазерной физики. Работы руководимой им группы легли в основу трудов американских ученых, получивших Нобелевскую премию по физике (1997). По мнению как российских, так и зарубежных лауреатов, фамилия Летохова несправедливо отсутствует в списке награжденных.
Местночтимыми считаются праздники, в честь которых именуется сама церковь или ее иконы. В 1994 г. Священный Синод Русской православной церкви установил специальный день 2 июля, в который православные почитают эту икону. Есть свидетельства, что в 1985 г. на протяжении трех недель она мироточила. С тех пор каждый год приход храма в селе Пучково совершает молебен в честь этой реликвии. Кроме того, тщательно фиксируются все случаи чудесной помощи иконы – верующие без обсуждения считают ее чудотворной. Собор духовенства всегда придает особую торжественность дню, когда ее почитают.
Совсем недавно наукоград отметил еще один престольный праздник (в дополнение ко 2 июля – в честь храма Казанской Божией Матери в Пучкове и 9 июля – в честь храма Тихвинской Божией Матери в Богородском). На Святую Троицу, в 50-й день после Пасхи, а это в 2013 г. приходится на 23 июня, в строящемся храме на улице Солнечной священник совершил Божественную литургию. Это своеобразные именины Троицка! Служба прошла в нижнем, еще строящемся храме; здесь просторно, достаточно места для уединения, много уголков, где можно, стоя на богослужении, укрыться от посторонних глаз и побыть наедине с самим собой и… Богом. Временное деревянное здание Троицкого храма уже давно не вмещало всех прихожан. Крестный ход при этом прошел не только вокруг храма, но и по улицам города. После причастия под колокольный звон, с иконой Святой Троицы, хоругвями и свечами верующие вышли на святое шествие. Впереди, как принято, – дети и мужчины.
Строительство каменного храма становится одним из главных дел в жизни города. Когда-то пожилые прихожане сетовали, что не доживут до богослужения в новой каменной церкви. Как говорится, с Божьей помощью дело мало-помалу двигается. Верхняя, надземная часть уже начала строиться.
А начиналось все с трудных времен и тяжелых предзнаменований. В 2006 году по инициативе жителей города и с благословения митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия совместно с городской администрацией начали поиск и оформление участка под строительство Троицкого храма. 10 апреля 2009 года перед Пасхой было положено начало храму – установлен поклонный крест. Но в ночь с 10 на 11 апреля крест спилили – на Россию нашло какое-то варварское поветрие по спиливанию крестов. Утром в Лазареву субботу крест был отремонтирован и снова воздвигнут. В ночь на Великую субботу, когда на месте будущего храма планировалось первое освящение куличей, крест спилили вновь и унесли в лес. Утром крест был восстановлен, и более трехсот человек смогли разделить предпасхальную радость и освятить куличи. Меньше чем за месяц был построен временный деревянный храм, где идут ныне службы.
Таким будет храм на ул. Солнечная
В эти летние погожие дни 2013 года Троицкий храм отмечал еще несколько памятных дат: 11 июля 2009 г. в нем была отслужена первая Божественная литургия, а 8 июля 2011 г. – в больничном храме в честь блаженной Матроны Московской в Троицкой городской больнице. А 18 июля 2012 г. состоялась Божественная литургия в больничном храме в честь преподобномученицы великой княгини Елисаветы в больнице РАН (в городе две крупные больницы). Это заметные события и начало нового периода в жизни городской православной общины и всего города. Появление храмов призвано способствовать духовному преобразованию, оздоровлению и укреплению нравственного стержня как отдельных людей, так и всего общества. Тем более это относится к больничным храмам, где пациенты могут помолиться об укреплении здоровья, отогнать депрессию, развеять тоску и попросить помощи.
В этот день в новом здании просторного нижнего храма всем хватало места. Повсюду – ветки березы, на полу – свежескошенная трава, в центре помещения – икона Святой Троицы. Стены еще не оштукатурены, на многих кирпичиках белой краской выведены имена: Владимир, Юрий, Марина, Елена… Это «именные кирпичи» – посильный вклад прихожан в строительство новой городской церкви. Благотворительная акция «Кирпичик» еще продолжает свою работу.
Как сказал высокий чин Святейшего Патриарха Московского и всея Руси: «…если не будем строить храмы, то придется строить тюрьмы». Храмы учат благочестию. И приятно осознавать, что Троицкий храм строится всеми горожанами, на строительном дворике высится горка именных кирпичей, они покупаются за символический рубль и за подписью имени аккуратно кладутся рядами; так принято при строительстве всем миром. Есть надежда, что после завершения строительства храм будет освящен Святейшим Патриархом Кириллом.
Еще одна церковь вблизи Троицка расположена на 42-м км Калужского шоссе, правый поворот через реку Пахру и далее 4 км. Первое упоминание о деревянном храме в селе Былово, являвшемся вотчиной Симонова монастыря, отмечено в 1627 г. Эта мужская обитель на юге Москвы вела свое начало с XIV в. и обладала крупнейшими земельными владениями в округе; в послереволюционные годы XX века была упразднена. Церковь в Былово, как и часть каменной стены, три башни и трапезная (все оставшееся – памятники архитектуры XVII в.) самого монастыря в столице напоминает о былом могуществе и влиянии этого центра духовности и учености.
В 1864 г. храмовое строение заменила каменная церковь Михаила Архангела (Михайло-Архангельская). Особых поворотов в ее истории не наблюдается. Примечательная характеристика состоит лишь в том, что в советские годы храм был единственным действующим в округе; его закрыли в 1938 г., но еще в годы войны, в 1944 г., открыли для поднятия патриотического духа прихожан. С тех пор храм более не закрывался. Его отреставрировали, благоустроили и привели в порядок двор и прилегающую территорию. Ныне это строение считается одним из красивейших в округе.
Симонов монастырь в наши
Рядом протекающая река Жилетовка питает несколько прудов, изобилующих рыбой; один из водоемов находится вблизи церкви. Вверх по течению речушки, за деревней Поляны, через 2 км за широкой просекой газопровода можно подойти к первому роднику. За Биостанцией в урочище Малинники встречается старый поселок. Левым берегом той же реки тропа выводит к сильно железистому источнику, по прямой проселок связывает с красивым комплексом деревянных храмов.
Напрямик от Былово совсем близко расположено селение Варварино. Но добираются до него через 44-й км Калужского шоссе, в центре поселка Красная Пахра правый поворот у светофора и далее пара километров. Село упоминается аж с 1588 г., через столетие оно перешло во владение симбирского воеводы И. Б. Милославского в награду за его активное участие в подавлении восстания Степана Разина. Церковь Рождества Христова, Илии Пророка построил сын воеводы Сергей Иванович, освящение ее состоялось в 1693 г. С тех пор за селом закрепилось второе название – Рождественское. В дальнейшем к церкви пристроили трехъярусную колокольню в стиле русского классицизма, а еще чуть позже – северный придел. Селом владели также Нарышкины и Голицыны. Во время наполеоновского нашествия в этих местах были французы, поведшие себя варварски в стенах православной святыни. Однокупольная церковь построена в стиле московского (нарышкинского) барокко с характерным декором. Кирпичный храм состоит из бесстолпного одноглавого четверика, прямоугольного помещения главного алтаря и трапезной с двумя приделами.
После небрежения советских времен церковь постепенно восстанавливается; но работы идут медленно, леса не снимаются уже многие годы. Нарядно и величественно уже выглядит колокольня из красного кирпича с подчеркнутыми деталями белого цвета; образец русской псевдоготики 1800-х годов. Железная табличка, информирующая о том, что здание является памятником культуры, висит на видном месте.
Кстати, совсем недавно, в 2008 г., на всю округу разнесся возрожденный благовест – на звонницу был водружен новый колокол; язык для этого использовали дореволюционный, от того колокола, который был сброшен в 1930-е годы и разбит. Храм вновь открыт для службы в 1992 г.
В деревне сохранился бывший усадебный парк. Рядом расположены полузаброшенные строения пионерского лагеря. В свое время в храме располагались подсобные помещения. Горы мусора и сбитых железобетонных ступеней. Строения располагались в старом липовом парке, остатки которого угадываются и поныне. С высокой точки близ церкви распахивается вид на открытые просторы; приятно удивляешься, что остались еще места, не застроенные коттеджами…
Еще одна церковь Михаила Архангела расположена в селе Станиславль на 33-м км Калужского шоссе, правый поворот. Построена она в 1696 г. на «иждивение» Чудова монастыря, который когда-то располагался в Московском Кремле. (Эта мужская обитель тоже была посвящена Михаилу Архангелу, но основана значительно раньше, в 1365 г.; примечательна тем, что в ней располагался центр книгописания, а в дальнейшем и центр всякой учености – здесь находилось греко-латинское училище.) При большевиках монастырь закрыли, а в 1930-е годы и вообще разобрали. Храмовое строение на берегу подмосковной речки Десны тоже сильно пострадало в советский период – были уничтожены алтарь, барабан и купол, а также колокольня и трапезная; растащили даже кладбищенские плиты и кирпичи трапезной. Но хоть главное строение не было уничтожено до фундамента: здание церкви использовалось под кузницу и склады. В 1990-е годы началось восстановление, это была очередная перестройка – в XIX веке церковь уже пережила переделку: достроили колокольню и трапезную.
В настоящее время храм красуется в белом одеянии среди относительно низких домов деревни. На колокольне установлена звонница из девяти колоколов. Уместна и умеренная ограда (не в пример высоким заборам высокомерных и высоколобых хозяев коттеджей в округе) на толстеньких тумбах. О былом запустении и небрежении напоминают лишь старые кладбищенские плиты, приставленные к заборной изгороди и выложенные по тропкам аккуратного церковного дворика.
Церковь Михаила Архангела в Станиславле
Храм в недалеко расположенном селении Летово (сельское поселение Сосенское, от Калужского шоссе поворот на Летово, 2 км) был сооружен в честь одного святого, а переосвящен в наше время в честь другого, Архангела Михаила, как в Былово и Станиславле. Первая деревянная церковь, посвященная Николаю Чудотворцу, возведена здесь в 1667 г. Век спустя возведена существующая каменная церковь в стиле барокко; в 1902 г. храм перестроен, а в 30-е годы закрыт и разорен, колокольня снесена. В 2000-е годы произведена основательная реставрация с воссозданием колокольни.
От 34-го км Калужского шоссе, в 1,5 км от поворота на Фоминское, расположен новый деревянный храм Покрова Божией Матери, возведенный в 1999 г. (Десна-Буревестник); конкретный адрес: деревня Десна (поселение Десеновское Новомосковского административного округа Москвы). Именно в том году на колокольню высотой 25 м подняли девять колоколов общим весом более 70 пудов. В дальнейшем рядом появилась трехэтажная православная школа, выполненная в старинном русском стиле из бревен. Это Покровский православный центр. В целом же строительством занималась компания «Бранден» совместно с российской грузовой авиакомпанией «Тесис».
Рядом протекает река Десна с впадающей в нее речкой Незнайкой. Раньше селение называлось деревня Мостовая, так как в нем был переброшен мост через Десну. Именно по нему проходит Старокалужское шоссе. В советское время село известно тем, что в нем трудилась бригада крупного колхоза «Огородный гигант».
Места широко известные со времен Отечественной войны 1812 г. После оставления Москвы русской армией ее занял Наполеон. Именно в Десне стоял арьергард русских под командованием Милорадовича, на главном направлении возможного наступления французских войск. Существуют исторические свидетельства, что в окрестностях деревни действовали разрозненные партизанские отряды под общим командованием Фигнера. Так, у деревни Десна произошла первая стычка с французами, отправленными на поиски якобы «потерянной» русской армии. Французы окружили неопытный и плохо вооруженный башкирский полк, выставленный Милорадовичем в охранение. Впрочем, партизаны и подошедшая из Поливанова кирасирская дивизия князя Васильчикова все же отбила атаку и выручила полк; французы были вынуждены отступить. Из этих мест на Десне (историки расходятся во мнении, где конкретно он останавливался) Наполеон писал письма жене в Париж, выражая в последний раз надежду разбить Кутузова на Калужской дороге, где тот выиграл битву над Мюратом.
Особенно ценными образцами деревянного зодчества являются резной иконостас работы суздальских мастеров, а также наличники окон как на здании школы, так и на самой церкви. Да сам храм выглядит игрушечным теремом из русской сказки. При храме Покрова Пресвятой Богородицы на Десне действует семейный фольклорный клуб «Братчина» (художественный руководитель И. А. Набатова), основанный еще в 1984 г. в стенах Московского государственного педагогического института имени Ленина (ныне Московский государственный педагогический университет). Сейчас это музыкальный фольклорный театр, получивший церковное благословение.
Поселок Десна. Покровский Православный центр
Прихожане, да и просто экскурсанты-туристы, неизменно посещают ключевой источник, над которым возвышается деревянная часовня в честь Новомучеников и Исповедников российских. После храма дорога идет под горку, первый поворот направо, и далее путь к роднику пролегает по тропке вдоль стоящего справа высокого забора.
Одна из самых дальних к наукограду как центру округа примечательных церквей – объект на 52-м км Калужского шоссе в деревне Никольское. До революции село называлось Никольское-Колычево – в честь первых владельцев, бояр Колычевых.
По В. Далю, «колча» означало в прежние времена «хромого человека», когда «ноги хером, то есть колесом», или того, кто «ходит вперевалку, ковыляет». Видимо, кто-то из предков Колычевых выделялся такой особенностью при ходьбе.
Вели эти бояре свою родословную из глубины веков, как и Романовы, а именно от Андрея Кобылы. В роду прославился Федор Колычев, ставший в начале XVI в. митрополитом Московским Филиппом. Монашеский постриг он принял в Соловецком монастыре и здесь же стал игуменом; при нем монастырь стал промышленным и культурным центром Северного Поморья. Он имел большой авторитет среди верующих. При Иване Грозном был посвящен в сан всея Руси митрополита. Выступал против опричнины, за что и был забит в деревянные колодки и отправлен в Тверской Отрочь-Успенский монастырь. Здесь над ним издевались, морили голодом, но сломить его дух не могли.
Перед усмирением новгородцев царь послал за благословением к опальному митрополиту своего кровавого подручного Малюту Скуратова. Не склонивши его на свою сторону, тот, видимо с согласия Грозного, просто задушил Филиппа. Впоследствии пострадавший за веру митрополит был причислен церковью к лику святых. Вот такие личности были в роду Колычевых, оставивших свой след и на подольской земле. Погребены мощи Филиппа в Москве, в Успенском соборе.
Когда Грозный ополчился на весь род, родственник митрополита, двоюродный дядя Григорий Колычев, стольник царя, скрылся, но его поймали, заковали в цепи и заключили в темницу. По преданию, остаток своих дней он провел в родовой деревне Ворсино (60-й км Калужского шоссе), в посте и молитве. Его могила находилась в пещере под приделом святителя Филиппа деревянной церкви в этой деревне. И она, по слухам, обладала «чудодейственным эффектом», к ней приносили больных, служили панихиды, и от нее шло свечение. Владелица села Карина утверждала, что в пещере рядом с боярином Григорием погребены родители митрополита Филиппа. Над могилой находились надгробные камни (это место сейчас считается усыпальницей Колычевых), но при постройке церкви муж в ее отсутствие приказал использовать их для строительства. Кощунственные действия не сегодня начались…
В дальнейшем имение Никольское было продано Алексею Голохвастову, – одному из воевод, служивших в охранных войсках Троицкого монастыря, в 1744 г. ставшего Троице-Сергиевой лаврой. Во время польской интервенции монастырь выстоял благодаря стойкости гарнизона; осада продолжалась 16 месяцев; по одной из версий, осаждавших снабжали продовольствием и боеприпасами из Черниговского скита по подземному ходу. Недалеко от этих мест находится деревенька Голохвастово, также принадлежавшая хозяину Никольского.
Ныне существующую Никольскую церковь построил в 1692 г. следующий владелец имения – Потемкин, стольник Петра I, погибший в Азовском походе. Но подмосковное имение осталось на последующие века за его родом, вплоть до родного племянника знаменитого Г. А. Потемкина-Таврического.
Храм был сооружен в традиционных формах приходских церквей XVII в. – бесстолпное внутреннее пространство перекрыто сомкнутым сводом; в следующем веке возвели трехъярусную колокольню. Уникальной церковь делает тот факт, что с момента первоначальной постройки она не изменялась. Так, до наших дней дошли голосники – вмурованные в свод горшки для улучшения акустики, чудом уцелел иконостас времен первого освящения церкви: он представляет собой полки для установки икон. А вот древние иконы, а также часть наиболее ценной утвари были переправлены, якобы для лучшей сохранности, в столичный Центр древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Внимания заслуживает древний тип оконных рам с методом их крепления.
Во время нашего посещения храм был еще в строительном мусоре, везде стояли небольшие бетономешалки, полным ходом шла косметическая реставрация, но нам разрешили зайти внутрь и зычным голосом испытать акустические достоинства внутреннего помещения. Эхо ушло под купол, и сам человек был готов устремиться ввысь – такова сила культовых строений.
Алтарь местного храма
Храм даже после закрытия в 1930-х годах не подвергался полному разорению, хотя и использовался под зернохранилище, а большой колокол разломали на куски. Больший урон ему нанесла бесхозность, которая наступила с 1970 г. Кирпич и решетки ограды растаскивались по окрестным деревням. Часть кирпичекованой ограды пошла на строительство моста через Пахру. Ныне церковь действует, об этом свидетельствует и табличка: «Храму Святителя Николая 320 лет»; значит, основные реставрационные работы закончились в 2012 г.
Еще одно село, но уже более длительное время принадлежавшее роду Колычевых, – это Ворсино, где потомки древних бояр правили в течение трех веков. Начиная с XVI в. здесь в каждом веке воздвигался новый храм. Вначале была деревянная церковь во имя мученика Андрея Стратилата, потом деревянный же храм Пресвятой Богородицы Федоровской с приделом Святого Филиппа. В документах начала XVIII в. в селе уже значится церковь Святого Филиппа Митрополита, того самого, замученного по приказу Ивана Грозного. Через пару десятков лет был построен новый деревянный храм Федоровской иконы Богоматери, простоявший около ста лет.
В начале XIX века владелица села, коллежская советница Карина, вместо обветшалого деревянного сооружения строит каменную церковь (1834–1837 гг.). При строительстве соблюдается стиль ампир со скромным белокаменным декором и оригинальным обрамлением. В плане церковный ансамбль представляет собой четверик с алтарем и притвором, в него же входит колокольня. Рядом стоял усадебный дом и простирался липовый парк. Именно эта церковь и просуществовала до 30-х годов прошлого столетия. После закрытия использовалась под колхозный склад и более-менее поддерживалась от разрушения. В вырытой подземной части хранили картофель, на верхних этажах – зерновые. Содержалось и клубное хозяйство с деревянным полом, новым входом и завешанными плакатами стенами. Потом наступили времена почти окончательной разрухи, к моменту передачи здания верующим в 1998 г. на крыше храма росли деревья.
Федоровская церковь в селе Ворсино
А род Колычевых продолжался до конца XIX века. После смерти последнего представителя наследник, правда, получил разрешение носить фамилию и герб Колычевых. До революции храм неоднократно подновлялся. Сейчас внешние отделочные работы Федоровской церкви завершены, выглядит она нарядно, с ухоженным садом и журчащими ручейками вокруг. Храм достаточно обеспеченный, в приход жертвуются немалые средства, имеется даже собственный транспорт в виде микроавтобуса (так же как, кстати, и у церкви Пучково).
На 60-м км Калужского шоссе расположено еще одно примечательное селение с церковью и усадьбой. Это Покровский храм в Юдановке, построенный в 1722–1726 гг., когда здесь располагалось имение стольника Стрешнева. Род этот примечателен тем, что из него происходила царица Евдокия, жена Михаила Федоровича Романова. Сам стольник был посланником царя Алексея Михайловича к гетману Украины Богдану Хмельницкому. А также уговаривал по царскому приказу смириться непокорного старообрядца Аввакума. Первая миссия была успешно выполнена, со второй получилась осечка, протопоп оказался несломленным и был сожжен заживо. Когда Стрешнев обустраивал свою усадьбу, ему приходилось крутиться и ловчить. Тогда строился Санкт-Петербург, и весь белый камень шел к берегам Балтики; за ослушание грозила ссылка и конфискация имущества. Стрешневу же удалось получить разрешение на возведение усадебного храма.
Часовня-купель в Юдановке
Восьмерик на четверике представляет собой образец петровского барокко, характерные черты которого сохранились и после перестройки. Даже трапезная и колокольня не нарушали первоначального гармоничного замысла. Больший урон нанесли нерадивость и гонения в XX веке. В 1937 г. церковь закрыли, настоятеля арестовали, в церковных помещениях разместили мастерские. В 1960-х годах начали разбирать колокольню и главный алтарь, снесли ограду. В 90-х пришло время возрождения, образована женская обитель Покрова Богородицы с приютом для девочек-сирот. Территория огорожена мощным кирпичным забором. Возведен сестринский корпус, построен монастырский погреб. Обитель имеет статус Патриаршего подворья. Это высокий статус, и есть за что. В церковном дворике от всего веет какой-то благодатью – фруктовый сад, цветочные клумбы, могилы над спуском к воде и тут же лавочка, чтоб посидеть и отдаться своим размышлениям о вечном. Живописности места добавляет вид на пруд с высокого берега. На самом деле это каскад прудов с местами для пикников и платной рыбалкой; от церкви идут деревянные настилы и ступеньки к водосвятной часовне – купели.
Усадьбы Новомосковии
Дворцы, усадьбы, парковые комплексы, несомненно, являются национальной гордостью. Создание дворцово-парковых ансамблей приветствовал Петр I, стремившийся «жить по-европейски». Среди построек, окруженных парками, проводились шумные праздники и гуляния, танцы и игры. До этого такой досуг был непривычен русскому духу. И вскоре не только в Петербурге, но и в Москве, а также в других городах появилось немало дворцово-парковых ансамблей удивительной красоты и облика. И формировались они вплоть до начала XX столетия. Дворцы-ансамбли и дворянские усадьбы всегда были связаны с конкретными историческими событиями и лицами. Все это мы наблюдаем в Подмосковье, в частности в Новой Москве.
Русская усадьба играла огромную роль в жизни не только окружающей сельской местности, но и в повседневности городского уклада. Сюда приезжали многие гости, останавливались для поиска вдохновения и спокойной работы труженики интеллектуального труда. Тем самым вовлекая в культурный оборот поместье и его ауру. Эти места становятся феноменами русской культуры, наиболее видные из них – очагами духовности.
После исчезновения собственника, кровно заинтересованного в судьбе имения, место начинает утрачивать признаки живого института. На грани XIX и XX веков на место насыщенной эмоциями и многообразной жизни приходят ностальгические настроения. После недолгого использования усадеб под дачи наступает время их сугубо утилитарной ценности. Поместья дробятся, в старых зданиях и парковых комплексах располагаются дома отдыха и дома творчества, санатории, а также дома престарелых, интернаты и больницы; не забываются и пионерские лагеря. Музеи остаются лишь в немногих усадьбах. Большинство передается трудящимся как профсоюзные здравницы. Невостребованные быстро разрушаются и приходят в запустение.
Лучше всего сейчас содержатся музеи-заповедники и музеи-усадьбы федерального уровня. На территории Новой Москвы таковыми могут быть названы только Вороново и Остафьево. Использование подмосковных усадеб в качестве домов отдыха и детских лагерей никогда не было щадящим. А что касается занятия исторических памятников колхозно-совхозными конторами и сельскими клубами, то именно эти усадьбы являются первыми кандидатами на уничтожение.
Есть ли новые формы использования усадеб? Чаще называется частная и корпоративная собственность или частно-государственное партнерство. Но это должно быть обеспечено правовыми нормами. А до этого времени разрушение (или, как говорят специалисты, руинирование) будет продолжаться. К счастью, в настоящее время интерес к усадьбам стал возрождаться. В 1992 г. было воссоздано Общество изучения русской усадьбы, и этот объект стал главной целью изучения не только искусствоведов и архитекторов, но и широкой общественности. Большое внимание стало уделяться формированию и развитию усадеб, усадебным ландшафтам, среди которых гармонично создавались и вписывались в них стилевые постройки, экономике усадьбы, библиотекам и художественным коллекциям, взаимоотношению хозяев усадеб с властями и церковью, соседями и крестьянами.
Целый ряд богатых и даже роскошных усадеб, созданных крупными землевладельцами, представителями самых знатных русских фамилий, сохранились и на территории Новой Москвы: Остафьево (Вяземских), Вороново (Воронцова и Ростопчина), Валуево (Мусиных-Пушкиных), Михайловское (Шереметевых), Суханово (Волконских). И они не менее значимы, чем традиционно находившиеся до последнего времени в черте Москвы. И большие площади присоединенных территорий позволяют превратить музеи-усадьбы в крупные музеи-заповедники, которые включат не только мемориальные постройки, но и значительные окружающие площади, соседние исторические населенные пункты. Пласт национального наследия непредставим без усадебной культуры.
Всякая наука, как и практика, начинается с классификации. В краеведении есть свои критерии, но какие выбрать для ограниченной территории? Владельца, собственность, состояние, профиль использования в наши дни? Представляется целесообразным, что некоторые из них можно совместить. Так, состояние зависит от собственника, что, в свою очередь, связано с характером современного использования. Прежде всего, на присоединенных территориях двух московских административных округов бросается в глаза, в каком состоянии дошла до нас усадьба. Руинированная, законсервированная, или отреставрированная… От этого же зависит современное использование: усадьбы брошенные, отданные под местные хозяйственные нужды, включенные в территорию домов отдыха, санаториев, интернатов, больниц; выделенные под музеи – федерального или муниципального подчинения.
Щапово – владение помещика-недворянина
Вроде бы малоприметный поселок в Подольском районе Подмосковья, а теперь уже и в Москве, но с интересной историей и старинной усадьбой, сохранившейся в хорошем состоянии до настоящего времени; но, главное, вошедший в Новую Москву (Троицкий административный округ). На присоединенных территориях достаточно старинных строений в исторических парках, но Щапово (поселение Ща́повское), безусловно, выделяется и становится своеобразным центром краеведческого и туристского притяжения.
Поселение упоминается в писцовых книгах 1627 г. как село Александрово и было вотчиной бояр Морозовых. Во второй половине XVIII века владельцем усадьбы стал Василий Грушевский, при котором построили главный дом и каменную Успенскую церковь с необычной четырехскатной крышей. Позже Александрово пребывало в собственности у И. Муравьева-Апостола, а также участника войны 1812 года генерала Н. Арсеньева. Примечательная эстафета, потому как края эти прославились еще и тем, что по Старой Калужской дороге отступала еще неповерженная армия Наполеона, преследуемая войсками легендарного полководца М. И. Кутузова.
Въезд к Музею истории усадьбы Щапово
В документах XIX века указывается, что село принадлежало роду потомственных почетных граждан Щаповых. В 1890 г. усадьбу приобрел московский текстильный фабрикант Илья Васильевич Щапов, русский интеллигент, основавший на свои средства сельскохозяйственную школу для крестьянских детей (церковно-приходская школа – для мальчиков и кружевная – для девочек, дома для учителей). За несколько лет он обновил парк, перестроил дом и оранжереи, восстановил церковь, соорудил богадельню. Имение Щапов завещал Министерству государственных имуществ и на содержание новаторской по тем временам школы оставил немалые средства; в 1903 г. его воля была исполнена.
В 1986 г., отдавая дань памяти И. В. Щапова, Александрово было переименовано. В последнее время усадьбу все же называют двойным топонимом – Александрово-Щапово, видимо, чтобы сохранить корни. Но, главное, строения не пришли в упадок, а предстают ныне в былом ухоженном виде, что, сказать прямо, не очень характерно для нынешних времен. В барском доме с чудесными резными украшениями в русском стиле находится аптека. Отдельно стоят кухня, гармонирующая по архитектуре с прилегающими строениями, каретный сарай, кузница и маслобойка, три старинных здания и декоративный кирпичный мостик. В бывшей сельскохозяйственной школе теперь оборудован органный зал, где часто проходят музыкальные вечера, а также музей истории усадьбы Щапово, по экспозиции которого можно составить всестороннее представление о быте интеллигентных «олигархов» конца XIX века. Директором музея народного быта являлся до последнего времени академик Щапов, потомок хозяев усадьбы.
Отдельные строения усадьбы сегодня находятся в плачевном состоянии
На живописном берегу притока реки Мочи сохранился липовый парк с тремя прудами, 350-летний дуб, через овраг перекинуты старые декоративные мостики сказочного вида. Храм Успения Пресвятой Богородицы неплохо отреставрирован – даже идут часы с курантами, выписанные в свое время Щаповым из Англии.
Михайловское – Шишкин Лес
Усадебный дом в Михайловском построен в стиле раннего классицизма (1774–1784), хотя и лишен характерных для этого архитектурного направления портика с колоннами. Но масштаб главного здания, распахивающегося видом на пойменные просторы, напоминает о времени его постройки. Величественно смотрится полукруглая центральная часть фасада господского дома, украшенная мезонином и «кружевными» (обрешетка напоминает кружевные сплетения) балконами с вензелями «М. К.». По мнению специалистов-архитекторов, соразмерность и гармоничность, уравновешенность всех частей здания предполагает, что в его проектировании могли участвовать такие известные мастера, как П. Р. Никитин и И. Е. Старов.
В традициях классицизма XVIII века выполнена и планировка строения – двусветный круглый зал с колоннами и овальные комнаты. Хотя, обходя один из корпусов ныне расположенного здесь санатория, трудно это угадать, а тем более увидеть. По стенам как мох висит осыпающаяся штукатурка, из балконов растут чахлые березки, лесные заросли едва ли не вплотную подходят к дому. И только новые пластиковые оконные рамы с пожелтевшей и выступающей застывшими пузырями строительной пеной свидетельствуют о будто теплящейся жизни; на самом деле санаторная жизнь идет в полном объеме. Хотя в литературе скромно пишется, что «сохранился заброшенный двухэтажный с мезонином главный дом». Это остатки бывшей усадьбы крупного администратора и вельможи времен Екатерины II генерал-аншефа («главного генерала» в соответствии с табелью о рангах) М. Н. Кречетникова.
В усадьбе были разбиты два парка – регулярный и пейзажный. Регулярный был выполнен в виде геометрически четко расположенных восьми аллей, ведущих от круга на главной линии; парадный двор украшали цветники и по периметру подстриженные деревья. За рекой располагался пейзажный парк со множеством павильонов и так называемых затей, среди которых белокаменная пещера и беседка на берегу пруда с островом; под этими сооружениями был устроен подземный ход, ведущий к дому. Подъездная дорога проходила через мост-плотину на Большом пруду. Местные краеведы по крупицам собирают сведения о подземном тоннеле и не теряют надежды когда-то его открыть. Словом, как писали паркостроители тех времен, «положение места было пышное и такое, что похвалы достойно».
Главное здание усадьбы Михайловское
Следующие владельцы земли, Шереметевы, обновляют старые людские флигели, возводят новые служебные постройки, а также баню, мельницу на речке, оранжерею для выращивания фруктов, а также разбивают плодовый сад, открывают конюшни и конный двор. Потом поместье перешло к Мусиным-Пушкиным, а затем снова к Шереметевым.
Ныне за высоким бетонным забором располагается и медленно разрушается то, что в народе обрело устойчивое определение как усадьба Шереметевых, надолго ставших владельцами земель и считавших их своим родовым гнездом. Поначалу здесь находился санаторий ВЦСПС, а теперь курорт Михайловское. В свое время в поместье устраивали традиционные праздники, дни рождения, храмовый праздник Михаила Архангела, различные увеселения со световыми эффектами. Для гуляний в парке устроены дорожки, стилизованные под мостики. Ныне все это заброшено и обтянуто зеленой строительной сеткой.
В усадьбе семья переживала нелегкие годы начала XX века. Сыновья были арестованы, зятья расстреляны, сам С. Д. Шереметев скончался в 1918 г. В Михайловском недолгое время был музей дворянского быта, организованный Наркомпросом, но долго музейная обитель простоять не смогла, победившему пролетариату не нужно было наследие поверженных властей.
В усадьбе расположили дом отдыха политкаторжан, в послевоенные годы – санаторий Министерства угольной промышленности. В дальнейшем здесь появились новые корпуса сталинского типа, которые оказались на переднем плане, а на заднике располагались старые усадебные постройки. Ныне здесь работает климатический санаторий с минеральными источниками, а весь дворцовый комплекс открыт для туристов. Охраняемая территория не спасает от разрушения, протекает крыша, окна и двери выбиты, камины и печи разбиты; несколько лет назад случился пожар, или же его устроили умышленно те, кто решил построить здесь что-то новое и современное и стереть память о дворянском гнезде.
Рядом с имением сохранилась церковь Архангела Михаила (1794), в честь которой и были позднее названы имение и липовый парк с павильонами, за Пахрой переходящий в нерегулярный пейзажный парк и лесные угодья. Именно в память о первом владельце усадьбы М. Н. Кречетове, у которого не было наследников, и была освящена домовая церковь во имя Архистратига Михаила; с тех пор утратилось старое название Бынево, и поместье стало называться Михайловское.
В постсоветское время в одной из уцелевших часовен устроили храм. В 1997 г. храм-часовня сгорел, остались одни развалины и свалка. На пепелище обрели чудом уцелевшую Владимирскую икону Божьей Матери, которая ныне установлена в воссозданном храме, находящемся при входе в усадьбу-санаторий, и особо почитается прихожанами.
Обладая немалыми материальными средствами, граф С. Д. Шереметев (1844–1918) значительно расширил усадьбу и по сторонам дома пристроил новые объемы. Судя по выложенным вверху главного строения датам, строительство продолжалось до 1903 года. По проекту этого же архитектора А. Ф. Мейснера были возведены хозяйственные постройки в дополнение к больнице и родильному приюту.
В 1895 г. по инициативе супруги хозяина (урожденной княжны Вяземской, дворянское гнездо которых находилось недалеко отсюда, в Остафьеве) был открыт естественно-исторический музей, просуществовавший здесь до 1921 г. В нем были представлены флора, фауна, образцы почвы, минералогические, палеонтологические и другие коллекции. В конце концов музей закрыли и опечатали, большая часть экспонатов пострадала от сырости.
Одна из часовен усадьбы
Особую ценность представляло находившееся в Михайловском собрание картин; здесь были работы Айвазовского, Максимова, Богданова-Бельского и многих других известных художников. Познакомиться с уникальной библиотекой в 80 000 томов приезжали из Москвы. Все это было вывезено, экспонаты музея сожжены, книги сданы в макулатуру. Печать запустения лежит на главном усадебном доме. Как быстро пришло в запустение то, что создавалось веками…
В 2007 году началась реставрация комплекса. На сегодняшний день застеклены все окна. Правда, остекление произведено несвойственными зданиям прошлого пластиковыми стеклопакетами. Не будет ли такой ремонт и восстановление фактическим уничтожением памятника архитектуры?!
Шишкин Лес – известное место в Новой Москве и своим бизнесом (выпуск бутилированной воды), и историей поместья; поселение расположено на малой бетонке, примерно в месте ее пересечения Калужским шоссе. Как же оно появилось?
В давние времена на месте федеральной трассы пролегал торговый путь из Москвы в Калугу и Верею. К XVIII веку здешние земли считались статусными и элитными, иметь здесь поместье было очень престижно. Владелец рядом находящейся усадьбы Михайловское граф С. Д. Шереметев в свое время сделал окрестные леса опытно-показательной территорией. Разбивались новые лесопарки, расчищались просеки, планировались каскады прудов, приводились в порядок родники. Шла высадка новых деревьев, особенно хвойных – пихт и кедров. По лесу вроде бы и пошло название поселка, но окончательная топонимическая этимология не совсем ясна. Есть некоторые народные толкования, связывающие имя населенного пункта с обилием «шишечного» материала. Как бы там ни было, но лес примечательный: это одно из немногих мест в Подмосковье, где растут почти столетние пихты. Кроме растений Сергей Дмитриевич занимался и акклиматизацией животных, дотоле в московских землях невиданных.
Научное ведение сельского и лесного хозяйства способствовало увеличению доходности принадлежавших Шереметьеву имений. Так случилось и с Михайловским, где он создал культурный центр и одну из лучших сельскохозяйственных экономий России; здесь он провел с семьей 47 лет. После прогрессивного владельца усадьбы остались архивы, библиотека, большое собрание картин, естественно-исторический музей. В соответствии с Декретом о национализации семейство покинуло родное Михайловское. Сам Шереметев уделял много внимания усадебному хозяйству и написал о нем два тома «Архива села Михайловского».
Оригинальный памятник строителям в Шишкином Лесу
До Шереметевых поместьем владел генерал-аншеф Кречетников (при нем Михайловское именовалось Крашенниковым). Это один из тех, кто участвовал в разделе Польши и был потом губернатором одной из ее провинций, ныне известной как Белоруссия. Усадьбу граф обустраивал основательно, думал, что дело его продолжат наследники, но умер бездетным. Кстати, в имении во времена Отечественной войны 1812 года стояла французская армия.
В начале 2000-х годов по инициативе жителей поселка на самом высоком рельефном месте был построен новый каменный храм в честь собора Новомучеников Подольских, замученных и расстрелянных в 1930-х годов. Сооружение возвели всего лишь за три года. Одноглавый четверик храма завершается высоким барабаном и большой луковичной главкой. В храмовый комплекс входят также большой церковный дом с помещениями для приходской школы, библио теки, крестильни. Рядом стоит скромная часовня Архистратига Божия Михаила, гармонирующая с основным зданием храма.
Перед церковной оградой – клумба с радующими глаз выложенными красно-зелеными цветами буквами «ХВ». Близко располагается оригинальный макет раскрытой книги с надписью «Новомученики Подольские, молите Бога о нас…».
И тут же необычный памятник строителям «Дорстройсервис». Вход на аллею через арку в виде сдвоенной буквы «М». Самое оригинальное – ротонда с тремя колоннами, на верхней площадке которой высится строительная вагонетка. Вроде бы привлекает взгляд своей нестандартностью, но не оставляет чувство недоделанности и заброшенности; кажется, что ушедшие строители в спешке при сдаче объекта забыли свои орудия труда…
При въезде в поселок встречают вертикальные растяжки: «Минеральная вода: Шишкин Лес». А также деревянный гербовый медведь с шишкой, правда с отбитой лапой. Если посмотреть на лесного жителя анфас, то может показаться, что от боли за рану он зашелся в рычащем реве через приоткрытый рот. Это к вопросу о малых памятниках, или тронутых временем, или поврежденных нерадивостью, а то и варварством людей. Будем надеяться, что столица, включив в зону своего влияния прилегающие территории, позаботиться и о скульптурных достопримечательностях. Перефразируя известные строчки, надо быть в ответе за тех, кого мы берем под свою опеку… А гербовый – потому что на эмблеме поселения Михайлово-Ярцевское, куда входит Шишкин Лес, изображен в виде шишки как раз медведь – символ России, хозяин леса. А шишка как аллегория леса указывает на название административного центра поселения. Образ медведя (Михайло Потапыча) в сочетании с красным (ярким, ярым) полем флага созвучен названию поселения (Михайлово-Ярцевское); зеленое возвышение на гербе отражает всхолмленный рельеф местности.
Тот самый медведь, сошедший с герба поселка
Медведь – едва ли не самый древний символ нашей страны в восприятии европейцев. Ведь еще в 1526 г. австрийский посол Сигизмунд Герберштейн попал к нам в лютую зиму, когда медведи нападали на обозы и даже врывались в дома. Авторитет автора «Записок о Московии» был настолько высок, что надолго к русским землям приклеился образ медведя, чуть ли не гуляющим по улицам городов. В дальнейшем и на шведской карте 1539 г. отразился медведь как символ страны. Возможно, какая-то доля правды в том, что русских ассоциируют с медвежьими повадками, есть. Они также редко нападают первыми, на первый взгляд выглядят увальнями, но тронь их – беды не оберешься…
Конец ознакомительного фрагмента.