Щербинка и окрестности
Щербинка
Город Московской области, Подольского района; после образования Новой Москвы это второй город (после Троицка) на присоединенных к Москве территориях (городской округ Щербинка – в Новомосковском административном округе). Поэтому к нему такое внимание в свете новых градостроительных и инфраструктурных планов. До 1 июля 2012 г. это был город обла стного подчинения Московской области.
Поселение имеет давнюю историю и ведет свое начало аж с XIV века, позже упоминается как Щербинино, Щербинки; вероятно, топоним является производным от личного имени Щербина, но почему он обрел уменьшительную форму, остается загадкой. Ясно одно: имя это некалендарное, то есть древнерусское, ведущее свое начало со времен дохристианской Руси. Христианские личные имена входили в обиход постепенно, поэтому древнерусские традиционные прозвища долго использовались в повседневной жизни. Но от кого конкретно пошло название, остается невыясненным. В писцовых книгах XV века упоминается дьяк Иван Щербина, но подобных имен было немало.
Народная молва знакомит и с такой легендой, объясняющей топонимику. Еще в самом начале XIX в. на месте нынешней Щербинки находилось богатое имение помещика Щербы, который заложил для своих крестьян сельцо. Это были мужики Щербины. С тех пор так и повелось. В 1812 г. при нашествии Наполеона бежал Щерба из своего поместья, зарыв где-то у прудов все свои ценности. После изгнания французов возвращаться помещик отказался, и вокруг его клада до сих пор ведутся споры среди местных краеведов. Поместье неоднократно перепродавалось. Последним владельцем земель являлся Сушкин. Его доходное хозяйство кроме угодий включало жилые дома со службами, дачи, парк, пруд, купальни, баню, фруктовый сад, приносивший немалый урожай. Парадно был оформлен въезд: усадьбу украшали ворота, открывающие дорогу на тополевую аллею, ведущую к господскому дому. У ворот же располагалась новинка – солнечные часы; все было рассчитано на частые приемы богатых гостей. Щербинские дачи сдавались летом московским дачникам, среди которых завсегдатаями были французы.
В материалах Генерального межевания упоминается село Щербинино, этот топоним утвердился с 1766 г., в последующих источниках указано сельцо, а затем и деревня Щербинки. Отсюда можно заключить, что статус поселения за время его существования менялся. И только в 1895 году железнодорожная станция получила устойчивое название Щербинка, что и определило окончательно название места. В годы первых пятилеток Щербинка становится рабочим пристанционным поселком, с 1975 г. – городом, а с 1992 г. – городом областного подчинения. В 2004 г. в состав города был включен поселок гарнизона «Остафьево», граничащий с усадьбой Вяземских, где бывал Пушкин. Так что места культурно-заповедные. С 2005 г. образован одноименный городской округ, в состав которого, правда, вошел всего лишь один населенный пункт, а именно город Щербинка.
Спальный район Щербинки
Современными градостроительными предприятиями являются: штамповочно-механический (в народе его называют «Штамповка) и лифтостроительный заводы, а также электроплавленных огнеупоров, металлоконструкций, авиационного технологического оборудования, защитных покрытий, Щербинское экспериментальное Кольцо – железнодорожный полигон по испытанию техники. Вокруг этого производственного стержня и сложилась современная Щербинка. Эти же атрибуты отразились и на гербе города: рельс и кольцо символизируют железнодорожное экспериментальное кольцо, НИИ железнодорожного транспорта; кирпичная арка – завод электроплавленных огнеупоров, шестерня – лифтостроительный завод; лучи символизируют жизнь и молодость, лазурь указывает на аэропорт «Остафьево». Если судить по этому геральдическому рисунку, то складывается впечатление, что место представляет собой промзону с кучей дымящих труб и кольцевым железнодорожным полигоном. В определенном смысле так и является. На особом счету – завод художественных промыслов и сувениров, а также «Государыня» – музейная коллекция фарфоровых персон.
Иронически настроенные и озабоченные экологией жители не избегают сарказма. Они предлагают присвоить городу почетную букву «У», дабы впредь именовать его «Ущербинка». Это, настаивают они, не противоречило бы его антиэкологической сути. Город и так задыхается в объятиях промышленных монстров, а в последнее время к его границам подступают свалки технических и бытовых отходов.
Вроде бы до последнего времени легкими города считались Бутовские поля, расположенные на севере. Но еще когда город принадлежал Московской области, здесь уже планировались «грязные» предприятия: асфальтобетонный завод, мусоросжигательный объект, канализационно-насосная станция, завод железобетонных конструкций. Кое-чему удается противостоять. Так, экологически обеспокоенные щербинцы отстояли землю от масштабного асфальтобетонного производства; но с властями не так-то просто было бороться, не мытьем, так катаньем они начали монтировать установку того же профиля, и вновь без экологической экспертизы. Местная администрация подкупает население подачками в виде земли под гаражи, городской инфраструктурой. Но экология за последние годы неизменно ухудшается, растет число заболеваний – онкологических и аллергических. По многим показателям Щербинка уже превысила ПДК, предельно допустимые концентрации того же свинца в городской среде увеличились более чем в 5 раз. Пожалуй, это самые загрязненные территории изо всей Новой Москвы.
Детская площадка в Щербинке
Ну а так город как город, без ярко выраженного лица. С набором улиц шаблонного названия (Почтовая, Высотная…). В центральном городском сквере – освежающий фонтан и скамейки на бетонных несдвигаемых основаниях. Детская площадка «Колобок» с деревянными разукрашенными скульптурами – игривыми медведями, обнимающими стойки навеса, гномом, будто стоящим на страже покоя граждан, сказочным персонажем со щукой.
Церковь Святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы Федоровны в лесах и за строительным забором, со щитом-обращением к гражданам: «Соберем всем миром средства на строительство храма во имя покровительницы нашего города». Не лишняя информация о том, под чьей защитой находятся гости и жители города.
И почти незаметный рельс, врытый в землю. Вначале воспринимаешь его как остатки какого-то недостроя. Может, так и есть… Но потом, просматривая цифровые фотографии, догадываешься, что это очень похоже на памятный знак. Даже если он таким и не является, то очень подходит под объект малой скульптуры, городской ориентир, приметный оригинальный памятник.
В заключение заметки о Щербинке отметим, что связь с Большой Москвой неплохая. Есть железнодорожная станция, по которой электрички доходят до Курского вокзала, имеется автобусное сообщение и до метро не очень далеко – «Бунинские аллеи» или «Царицыно».
Для всех увлекающихся историей представляет интерес Щербинский музей фарфоровых кукол «Государыня», располагающийся в помещении местного дома культуры. За стеклами массивных витрин обилие исторических деятелей: Сталин с Черчиллем, Петр I, Екатерина II, Денис Давыдов… Таких музеев в мире с постоянной экспозицией можно по пальцам перечесть, куклы из фарфора удается увидеть разве что на временных выставках или в торговых галереях.
Музей – детище семьи Иванниковых. Детали выверены в соответствии с историческими реалиями: и костюмы, и карты дислокации войск, и мебель. И главное, все сделано вручную, начиная с пуговиц на камзолах и кончая оружием.
– Мы очень трепетно относимся к истории, – делится своими воспоминаниями родоначальница музея Ольга Иванникова. – Перед производством куклы изучаем все имеющиеся источники, ездим по выставкам.
Все члены семьи с техническим образованием, но это же и помогает в производственном процессе. Вначале рисуется эскиз, потом делается болванка, и она же обжигается. Затем ее расписывают, шьют платье, вышивают и плетут, обрамляют бисером и укладывают прически. И куклы, одетые в достоверно выполненный исторический костюм, объехали уже полмира. Но это были изделия из папье-маше. Из того времени почти ничего не осталось, что-то осело у чиновников, ездивших на международные выставки, какие-то изделия попали в частные коллекции.
Место отдыха горожан
Для Щербинского музея специально выполнены куклы из фарфора. На каждый образец уходило до полугода. Ездили по музеям и собирали детали одеяний буквально по крупицам. Много значили и выражения лиц, они тоже соответствуют личности персонажа. «Логика и вдохновение» – семейное кредо Иванниковых. Ювелирно выполняются вышивка и украшениенаряда. Так, миниатюрные шинели полководцев до последней нитки повторяют форму, которую носили Суворов и Жуков при жизни. Имеет значение и создание антуража. Та же газета в руках фарфорового Жукова соответствует фронтовому времени. Так что «игра в солдатики» происходит со знанием дела, достоверно воспроизводя исторические события.
В семейном арсенале пять коллекций, какие-то уже закончены, что-то продолжает пополняться. Одна посвящена допетровской Руси, вторая – российским императорам, третья рассказывает об истории моды. Есть собрание, объединенное образами защитников Отечества разных времен. «Великие русские писатели и герои их произведений» еще в работе. Всего клан кукольников уже создал более сотни экспонатов. В будущем мастера планируют обратиться и к веку XXI. Пока же самый современный костюм в их музее родом из 60-х годов.
Остафьево – «Русский парнас»
Поселение названо так по имени одного из владельцев, но сильна и поэтическая энергетика легенд. Народу так хочется связывать любой жизненный поворот с «нашим все и вся», что он при каждом удобном случае поминает А. С. Пушкина.
Будто бы Русским Парнасом назвал первым эту усадьбу неоднократно гостивший здесь поэт. Более того, исконный топоним предание тоже связывает с высоким гостем. Якобы тогдашний наследник и хозяин Петр Андреевич Вяземский (1792–1878) ждал как-то Пушкина и надумал назвать свое владение первым словом, которое произнесет знаменитость. Когда экипаж остановился у дворца, лакей поинтересовался, что делать с саквояжем. «Оставь его», – последовал ответ поэта. Так и пошло – Остафьево. На самом деле название происходит от календарного личного имени Евстафий (разговорное Остафий).
Впрочем, документы упоминают о сельце Астафьево, а уже Вяземские, окающие на волжский манер, вводят новое употребление. Первым известным ныне владельцем был герой Смутного времени Ляпунов, свергавший с русского престола царя Василия Шуйского и возглавлявший ополчение против поляков. В XVIII в. село вместе с крестьянами и суконной мануфактурой переходило от одного хозяина к другому. Пока его не купил в 1792 г. генерал-поручик А. И. Вяземский. Это был образованнейший человек своего времени, аристократ, бравирующий своей независимостью, англоман, масон; в своей усадьбе он привечал видных людей того времени. Его зять, историк Н. М. Карамзин, прожил здесь 12 лет, работая над своей «Историей государства Российского» – первый рассчитанный на широкого читателя исторический труд в стране. Считается, что именно с него фактически и началась российская общественная жизнь, давшая простор дискуссиям и свободным политическим спорам.
Усадьба Остафьево
Усадьба с прудом, парком, классическим колоннадным домом и хозяйственными службами была одним из многих дворянских гнезд в этих местах. Если бы не Вяземские и их видные гости. Пожалуй, все общественно заметные личности перебывали здесь – Жуковский, Денис Давыдов, Батюшков, Грибоедов, Гоголь, Тургенев, Мицкевич, Кюхельбекер… На берегу пруда хорошо сохранилось «сердце усадьбы» – главный дом с ротондой-бельведером. С 1860-х годов имение фактически было мемориальным – с перерывом на половину XX столетия. Сейчас здесь снова дом-музей с интересными экскурсиями и действующими выставками, но главный «экспонат» здесь – сама атмосфера творческого вдохновения и душевного благолепия. Открыты для посещения музей, парковый ансамбль, церковь Живоначальной Троицы, памятники А. С. Пушкину, П. А. Вяземскому, Н. М. Карамзину, В. А. Жуковскому.
В 20-е годы XIX в. семья Вяземских живет здесь неотлучно, под особым надзором полиции. За фрондерство последовала государственная опала. Впрочем, это не мешало собираться литераторам и читать свои произведения, не всегда выражающие лояльные к власти взгляды. В 1898 г. усадьба переходит к родственникам Вяземских – Шереметевым. Музейный комплекс продолжает тщательно сохраняться.
Пруд возле усадьбы
После национализации поместья его бывший владелец, а теперь член Всероссийского союза писателей Павел Сергеевич
Шереметев становится первым директором музея. Вроде как бы соблюден баланс интересов, как принято сейчас выражаться. Исход гуманный, но … ненадолго. В 1929 г. семью выселяют из родового гнезда, усадьбу отдают под советские учреждения, а после войны размещают дом отдыха Совета министров СССР. Далекое от музеефикации использование приводит к обветшанию здания, зарастанию парка, захламлению пруда. Но главное, что уникальные коллекции, произведения искусства, архивы – все вывозится, частично распродается, частью убирается на хранение в другие места. Возрождение «гения места» берет отсчет только с 1989 г., в дальнейшем музей-усадьба обретает свой полноправный статус и становится объектом исторического и культурного наследия федерального значения. Таких в Новой Москве немного – Остафьево и Вороново.
Памятник Н. М. Карамзину
Бросается в глаза ухоженность усадебных построек, парковых аллей и малой скульптуры на федеральных объектах по сравнению с запущенностью не менее уникальных имений, но уже рангом ниже – региональных.
Храм Троицы Живоначальной (Свято-Троицкая церковь) в Остафьеве, построенный в конце 1770-х годов, является интересным объектом раннего классицизма с элементами барокко. Храм не устоял против воинствующего атеизма и был закрыт в 1935–1937 гг. и даже разорен. Впоследствии восстановлен и реставрирован, в 1991 г. возобновлено богослужение.
Троица (лат. Trinitas: бог-отец, сын божий, святой дух) – устойчивое представление в теологии. Это один из основных догматов христианства, впрочем, не избежавший многочисленных еретических толкований. На землях новоприсоединенных территорий пользуется широкой популярностью благодаря топонимическому воплощению (села и деревни Троицкие, город Троицк, ТРИНИТИ – Троицкий институт инновационных и термоядерных исследований, Троицкий административный округ). В христианстве это понятие достигло своего высокого смысла через иконографическое отражение (седовласый старец, отрок или взрослый муж по правую руку от Бога-отца и ангел, явившийся в виде голубя в момент крещения Иисуса Христа) и посвящения церквей этой знаменательной и глубокой сущности; на территории Новой Москвы таких церквей немало: храмы Троицы Живоначальной в Ознобишине, поселке Мосрентген, Васюнине, Троицкая церковь Князь-Владимирского женского монастыря в селе Филимонки.
Иконы с изображением подобного сюжета, несмотря на некоторые запрещения, были широко распространены на русской почве в последние века допетровской культуры. Впрочем, Троица долго не была предметом изображения в искусстве, считалось, что Бог изобразим только в облике Христа, ибо только в нем сделал себя зримым и явленным. Ветхозаветная Троица доведена до совершенства Андреем Рублевым. В дальнейшем триединство становится более широким обобщением, что и доходит до нашего времени: три способности души (память, мысль, любовь), тройное деление времени (прошедшее, настоящее, будущее).
Впоследствии Троица стала великим христианским праздником, знамением сошествия Святого Духа на апостолов – учеников Христа, первых проповедников. День Троицы – день рождения Церкви. На Руси Троица слилась со славянским традиционным праздником Семиком, отмечавшим приход лета.
На картине неизвестного художника (1840-е годы) изображен Троицын день в Красном селе близ Москвы (теперь вошедшем в столичный регион). Народные Троицкие гуляния включают веселые пляски в кругу зрителей; художник тщательно выписывает перспективу улицы и стоящие в одну линию избы…
В понятие Троицы входит главный христианский догмат о Боге. Троичанам с научно заостренным мировосприятием близок символ с присущими ему направленностью и осмысленностью. Математики видят в нем самый обычный вектор с его тремя ортогональными составляющими. Академик Борис Раушенбах, не раз бывавший в Троицке и выделявший гражданскую и научную общественность города, видел в Троице математический символ с присущими ему шестью свойствами – триединость, единосущность, нераздельность, соприсущность, специфичность и взаимодействие.
Церковь Троицы Живоначальной возле усадьбы Остафьево
Летописные источники сообщают, что на Руси первый храм в честь Святой Троицы построен в 1342 году. Троицкие обители в Московии традиционно связаны с именами Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Стефана Яворского, Амвросия Оптинского, святителя Феофана (Говорова), Евфимия Болховитинова. Троице-Сергиева лавра – вот уже несколько столетий чтимый верующими и просвещенными миллионами центр духовности, благости (или добротолюбия), гуманизма.
Остафьево входит в Рязановское сельское поселение, и это настолько значительное место для всей округи, что характеризующие его черты попали на герб поселения. Перо и корона говорят о том, что здесь Карамзин писал свою «Историю государства Российского». Символ арки многозначен – это аллегория гостеприимства, чем славились хозяева усадьбы и где побывало немало известных людей; но эта же конструкция и образное отражение каменоломен, где добывали известняк. Арка напоминает очертаниями монумент защитникам Отечества – атрибут, также указывающий на усадьбу Остафьево. Зеленая полоса символизирует природу и оздоровительный санаторий «Ерино».
Ерино
Санаторий «Ерино» представляет собой оздоровительное заведение по лечению болезней желудочно-кишечного тракта (имеется природный источник), сопутствующих отклонениям сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, нарушений обмена веществ. Здесь открыт передовой в курортно-санаторном деле профиль по лечению урологии и пульмонологии; имеются крытый 25-метровый бассейн, детская комната, бильярд, сауна, русская баня, дискотека; имеются прокат спортивного и туристского инвентаря, кафе, бар, кинозал на 230 мест, танцевальный зал, библиотека, шашлычная с мангалами.
Санаторий «Ерино» имеет мощную лечебную и диагностическую базу; это один из немногих санаториев Подмосковья, имеющих бювет с минеральной водой. Прием минеральной воды входит в комплекс лечебных мероприятий.
Каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Ерине впервые упомянута в 1628 г. Существующий белокаменный храм, вероятно, был построен в первой половине XVIII в. Постройка относится к уникальной группе белокаменных храмов XVII–XVIII вв. Колокольню возвели в 1790-е годы; в конце 1920-х годов ярусы колокольни были снесены, в 1937 г. храм закрыт и разорен, богослужения возобновились в 1993 г.; церковь отреставрирована, воссозданы верх колокольни, ограда с воротами.