Вы здесь

Большая Москва. От Троицка до Сколкова. Москва переходит все границы (Ю. П. Супруненко, 2014)

Москва переходит все границы

Разрывая кольцо

Со времен Юрия Долгорукого, владимиро-суздальского князя, Москва развивалась в одном направлении – радиально-кольцевом. На месте усадьбы легендарного боярина Кучки была выстроена деревянная крепость, вокруг которой, как древесные кольца (или круги по воде), расходились все новые градостроительные окружности: Кремлевский треугольник, а далее концентрические окружности – Белого города, Земляного вала, Бульварного и Садового колец… Антиглобалисты дали бы такому процессу сравнение не с кольцами на пеньковом срубе, а с раковой опухолью, которая поглощает все новые жизненные пространства. Им вторит конструктивистский архитектор Ле Корбюзье, который в 1930-е годы занимался переустройством советской столицы: «В Москве, кроме нескольких драгоценных памятников былой архитектуры, нет твердых основ; она вся нагромождена в беспорядке и без определенной цели». Но закольцовывание продолжалось – Генеральный план 1935 года предусматривал застройку до нынешнего Третьего транспортного кольца; далее пошла кольцевая линия метрополитена и Московская кольцевая…


Москва в пределах современного Садового кольца. Карта XVII в.


Москва, как пожирающий Молох, проглатывает деревни и вбирает в себя население из ближнего и дальнего окружения. В первой половине XX столетия пришло понимание, что такой урбанистический рост не может продолжаться бесконечно. Концентрическое наращивание требует новых развязок, парковок, разъездов, чтобы облегчить жизнь «жилмассивных» монстров. А дальше – транспортные тромбы, непреодолимые проблемы, градостроительная депрессия. И вот наконец порочный круг прорван. Решение создавать Новую Москву в юго-западном направлении предлагает развитие столицы в качественно ином направлении. Вырвавшийся протуберанец Троицкого и Новомосковского административных округов, как луч света, дает надежду на выход из цепких объятий кольцевой планировки. И при необходимости точечного развития присоединенных территорий.

Но это не первая попытка гигантского расширения Москвы в одну сторону. Еще в 1930 г. во время сталинских преобразований был выдвинут смелый план архитектора-мечтателя Николая Ладовского. Он предложил не ограничивать более столицу тесными обручами, а продолжить ее в виде параболы. Исторический центр он видел ядром кометы, а хвост – вытянутым на северо-запад. Осью развития должны были стать промзоны, вокруг которых сформируется пригородное фермерство, а между ними – жилые районы. В конце концов столица должна дотянуться до Ленинграда, а Тверская – влиться в Невский проспект.

Это было фантастично, но даже более реально, чем развитие в предлагаемом юго-западном направлении. Ладовский выбрал вектор с большим потенциалом урбанистического развития – московская агломерация в эту сторону развивалась наиболее интенсивно. Чего не скажешь про новую карту столицы. Прирезанный участок – один из самых незаселенных и неосвоенных в Подмосковье с проживанием около 200 тысяч новых москвичей. Но как раз это и стало решающим доводом в выборе точки роста. Не равномерное расширение столичного пузыря до бесконечности, а создание альтернативных центров притяжения – кластеров в современной терминологии.

Децентрализация Большой Москвы, считают градостроители, должна пойти по пути европейских столиц. «Большой Париж» связан с сердцем французской столицы не только автострадами, но и комфортабельными городскими электричками, составляющими единую транспортную сеть с метро. Метростроевцы появятся в Коммунарке к 2017 году, а еще раньше они освоят Сколково и Румянцево; ведутся разговоры о скоростном трамвае – тоже с успехом освоенного в Европе; на станциях Щербинка и Лесной Городок обещают выстроить новые вокзалы, а между ними проложить железнодорожную ветку через город Московский и Внуково. Но станут ли новые москвичи заядлыми и нервными автомобилистами, проводящими полдня в дороге, или предпочтут более экологичный образ жизни преимущественно в таунхаусах, а не в безликих железобетонных коробках, покажет будущее. Как бы там ни было, у Москвы появился реальный шанс вырваться из многовекового кольца. Но хотелось бы, чтоб сохранялась тенденция: чем дальше от центра, тем ниже этажность; а то ведь сейчас уже преодолена боязнь 9-го этажа в Новой Москве, и высотные жилмассивы (как те же Новые Ватутинки, или, как их называют придорожные рекламные стенды, «Вау-Тутинки») шагнули в глубь присоединенных территорий…


Ле Корбюзье


«Московское время – без двадцати восемь», – шутят географы при взгляде на карту присоединенных к столице территорий. Но авторы Новой Москвы были не первыми, кто предложил мегаполису двигаться в этом направлении. Художник Юрий Пименов, будто фоторепортер, выхватил сценку из транспортного потока на Охотном Ряду и назвал картину «Новая Москва». То было вдохновение, порожденное сталинским Генпланом 1935 года. Но не только живописное. Известно, что, согласно этому градостроительному плану, юго-западное направление стало единственным разрывом в прежней радиально-кольцевой структуре.

Факторы были те же, что и сейчас, – неосвоенность и незастроенность территории. За счет этих пустующих земель предлагалось облегчить перенаселенные районы столицы. Вначале пошли по пути помпезного градостроительства; от Дворца Советов (впрочем, он так и не был построен) по плану шла парадная магистраль Комсомольского проспекта. Юго-западное направление продолжало осваиваться и после смерти вождя, а проектировщики – руководствоваться довоенными установками. От экспериментов массового строительства в Черемушках до Олимпийской деревни и комплекса зданий биоорганической химии, которые их архитектор, Юрий Платонов, уподобил двойной спирали молекулы ДНК.

В ту же сторону Москва готовится к прыжку и сейчас…

Деление на кластеры

Как же будет организована Новая Москва? Как она вольется в старые границы – транспортно, административно, функционально? Какие задачи на нее лягут прежде всего? Вопросы, вопросы… Сейчас их больше, чем ответов. Но кое-что уже проясняется, пусть пока еще и в зыбкой перспективе. Но так ведь всегда: вначале строятся планы, а в процессе их исполнения они корректируются. Только чтоб не очень расходились первоначальные установки с наступающей действительностью.

Столичные урбанисты в рамках новосозданного Департамента новых территорий уже приняли определенные решения. Речь о кластерах – узлах развития территории. Вот лишь сухие выкладки.

В районе поселения Румянцеве) уже создается административно-деловой центр, застройщик и инвестор – «Ростелеком». Рядом с офисными зданиями строятся мало этажные жилые микрорайоны. Новые рабочие места появятся в технопарках «Румянцево» и «Мосрентген» (торгово-административный кластер), а также в инновационном центре «Сколково» и международном финансовом комплексе «Рублево-Архангельское».

Неподалеку, в районе усадьбы Остафьево, будет разбит парк исторических реконструкций. Вокруг него тоже развиваются объекты жилого назначения и места приложения труда. Остафьево с его небольшим аэропортом входит в административный и производственно-логистический технопарк «Рязаново».

Другой точкой роста станет Внуково. Здесь планируется крупный аэрополис площадью 1,5 миллиона квадратных метров. Он выполняет логистические функции и служит центром притяжения всей прилегающей территории. Кроме офисных зданий во Внукове уже строятся выставочный центр и гоночная трасса.


Троицк с высоты птичьего полета


«Старинная» карусель. Парк исторических реконструкций близ села Воскресенское


В районе Коммунарки планируется размещать административные органы управления – федеральные и столичные, а также другие государственные учреждения. А кроме того, здесь предполагается организовать медицинский и образовательный кластеры.

Троицк – это инновационно-научный центр, там в скором времени появится образовательный и кластер здравоохранения. Здесь же рядом логистический кластер Ярцево-Михайловское (Шишкин Лес), аграрно-логистический кластер Щапово. Это пояс низкой урбанизации с целым рядом объектов отдыха и культуры.

Прочие обширные территории будут представлять собой рекреационную зону для москвичей с обилием, как оказывается, исторических достопримечательностей – усадеб, храмов и обителей, старинных парков, мемориальных комплексов и музеев, центров ремесел и промыслов, санаториев и курортов, гостиниц.

Большая территория требует большой мобильности. Поэтому предполагается дополнительно к стационарным больницам и поликлиникам организовать мобильные медицинские лечебно-диагностические комплексы.

Появилось и такое понятие, как зеленые кластеры, – экологически благоприятные места для отдыха и проживания. Дальние поселения Троицкого административного округа входят в рекреационную зону с малоэтажной застройкой. Это Киевский транспортно-логистический кластер, культурно-развлекательный центр Вороново, агрорайон Рогово, аграрно-производственный кластер Кленово.