Вы здесь

Болезни позвоночника. Опорно-двигательный аппарат в детском возрасте (Г. Н. Ужегов, 2014)

Опорно-двигательный аппарат в детском возрасте

На ранних стадиях развития плода между формирующимися костями имеется только небольшое количество рыхлой волокнистой соединительной ткани, которая в дальнейшем исчезает, образуя полость сустава.

После появления на концах костей точек окостенения их суставные поверхности продолжают оставаться покрытыми хрящом. Из прилегающей к суставу соединительной ткани постепенно начинают формироваться суставная сумка и сухожилия. У новорожденного уже имеются все элементы сустава. Но сформированный сустав еще не полноценен. Его окончательное формирование происходит в процессе работы и связано с усилением функции мышц, расположенных вблизи него.

В мышечной системе самыми первыми начинают развиваться мышцы плеча, затем развиваются мышцы предплечья и к шести годам – мышцы рук. Мышцы пальцев еще не развиты, поэтому тонкую работу маленьким детям поручать нельзя. Кстати, к тонкой мышечной работе можно отнести письмо. Обучать детей письму можно начинать только после шести лет.

Обычно в скелете детей дошкольного возраста преобладает хрящевая ткань. Ребенок усиленно растет, поэтому костная ткань не успевает развиваться в полном объеме. Уже сформировавшиеся кости любого ребенка обычно очень податливы, легко искривляются и изменяют свою форму под влиянием перегрузок и при переноске тяжестей. Не стоит заставлять малыша много ходить, бегать, сидеть в одной и той же позе. Это приводит к нарушению формы костного скелета, к сутулости, кифозу, лордозу или плоскостопию.

Молочные зубы начинают выпадать у ребенка в возрасте 4–4,5 лет. Первые постоянные зубы начинают прорезываться приблизительно в пять лет. На первых этапах становления костно-мышечной системы у ребенка сначала развивается грубая моторика (прыжки, бег, лазание по табуреткам и низким деревьям, метание) и только позже – тонкая моторика: лепка, рисование и т. д.

После четырех лет у него уже вырабатывается координация «глаз – рука». В 4–5 лет движения ребенка еще угловаты, он не может рассчитать свою силу при совершении каких-либо действий. После пяти лет движения ребенка становятся более плавными и ритмичными. Постепенно развиваются мышцы рук и ног. В три года ребенок уже может бросить мяч на 1–1,5 метра и прыгнуть в длину почти на полметра.