Проблемы костей и суставов: какие и почему?
Прежде чем говорить о конкретных заболеваниях, их профилактике и лечении, нужно разобраться вот с этими непонятными, проходящими самостоятельно явлениями – хрустами, тупыми и острыми, спонтанными или постоянными болями, ограничением подвижности и пр.
Общеизвестно, что довольно долгое время они возникают и исчезают сами, безо всяких причин и лечения. Эти явления патологией не назовешь: врач утверждает, что мы здоровы, да и мы сами вынуждены с ним согласиться. Однако и здоровыми мы себя с началом этих явлений уже не чувствуем. Потому что некоторые из таких эпизодов подозрительно похожи на то, что мы иногда наблюдаем у старших членов семьи. Словом, нам бы и радоваться, что пока наша молодость берет свое – да еще так легко и быстро. Да только наблюдаемая перспектива радоваться не дает: ведь если эти симптомы служат началом, то конец нам уже известен. И бездействие врача, его оптимистическое «Вы же еще так молоды!» вдруг начинает одновременно и пугать, и безумно раздражать…
На самом деле многие проблемы с суставами долгое время действительно можно повернуть вспять. Этот оптимизм – не врачебный, а биологический. Дело в том, что некоторые ткани тела изначально обладают лучшей восстановительной способностью, а некоторые – худшей. Самая активная регенерация заложена в тканях, созданных для постоянного физического износа. А к таковым как раз относится кожа, мышцы и кости – вернее, суставы и большинство их структурных частей. Так что с одной стороны, переживать нам здесь особо не за что: при врожденном высоком потенциале хрящи и сухожилия могут восстановиться даже после критического износа. С другой же – не стоит забывать: даже самые износостойкие ткани стареют вместе со всем организмом. А старение означает как раз постепенное замедление и разрушение всех восстановительных механизмов. Потому не стоит ожидать и другого – что наши усилия по запуску регенерации пострадавших тканей так уж сразу и дадут результат. Или что они дадут его вообще. Это сильно зависит от возраста, в котором мы озаботились вопросом, от общего состояния обменных процессов в теле и от способа, который мы выберем себе в помощники.
Врожденные заболевания
В принципе, эта часть патологий опорно-двигательного аппарата – самая безнадежная, устойчивая к любому лечению и неизбежная из них. Она закладывается в нашем теле еще при зачатии, передаваясь вместе с наследственной информацией от родителей. Для устранения таких заболеваний необходимо вмешательство в генетический код нашего тела, а до таких высот современная медицина пока не доросла.
Как мы договорились выше, опорный аппарат у нас образуется костями, суставами и сочленениями, а двигательный – мышцами. Одно без другого существовать не может, оттого уточним сразу: врожденные патологии мышц сами собой означают, что наш скелет не сформируется и не будет служить нам так, как нужно. И их совершенно необходимо включить в ряд отклонений этого типа.
Если в целом, запрограммированные отклонения формирования костей встречаются нечасто – равно как и суставов. Обычно они связаны с дефектами системы обмена веществ – например, врожденной неспособностью усваивать кальций или фтор, нарушениями образования некоторых соединений (допустим, мочевой кислоты) и/или белков в самом организме. Такие явления, как «волчья пасть» (незаращение перегородки между носовой и ротовой полостью) или отсутствие некоторых костей (вплоть до целой конечности), означают не столько унаследованный дефект развития, сколько общее отставание плода в развитии. Рахит как неспособность организма усвоить витамин D – это обменное, временное нарушение. Хотя оно нередко весьма заметно сказывается на всем дальнейшем развитии и функционировании скелета.
Что же до самих случаев с наличием у ребенка лишних костей, суставов и пр., то они попадаются так же часто, как, скажем, сиамские близнецы или анацефалы – новорожденные, лишенные головного мозга. В подавляющем большинстве случаев речь идет не о наследственных дефектах, а о пороках развития. А часто – даже не о пороках, относящихся к самому плоду. Виной всему вполне могут стать внутренние проблемы организма матери – острые дефициты, особенности строения и функционирования половой системы, вредные привычки и т. д., и т. п.
Собственно наследственными могут являться случаи карликовости и гигантизма – если, конечно, они не связаны с аномалиями работы эндокринных желез. Кроме того, имеется целый ряд патологий формирования самой костной ткани. Например, наследственный остеопороз (хрупкость костей), остеопетроз (окаменелость костей, или мраморная болезнь), несовершенный остеогенез (когда кость растет в длину, но лишена возможности при этом утолщаться). Непосредственно патологии только суставов обычно встречаются в виде врожденных вывихов – вертела бедра, предплечья и пр. Только в данном случае речь идет не о травме, а именно об особенности строения сустава, приводящей к ненормальному расположению его костей, их движению в своеобразной амплитуде. Наряду с врожденными вывихами существуют и другие наследственные дефекты скелета – например, клиновидная (так называемая птичья) грудная клетка.
Из числа мышечных дефектов такого рода наиболее распространена наследственная миопатия – заболевание, которое передается по материнской линии. Хотя болеют наследственной миопатией только мальчики. Обычно сыновья, поскольку до стадии отцовства такие пациенты, в отличие от гемофиликов и диабетиков, доживают крайне редко. Наследственная миопатия проявляется в подростковом периоде, начинаясь с образования мышечных контрактур, очагов воспаления, иногда – некроза. До некоторого времени развитие патологии можно замедлять, но ей вообще свойственно циклическое течение. В любом случае, долее 30 лет больные этой миопатией не живут. Смерть наступает по мере вовлечения в процесс мышечных тканей сердца или диафрагмы – из-за остановки дыхания либо сердечного ритма.
Кроме того, открытым остается вопрос, к чему следует относить так называемые аутоиммунные процессы – аллергию собственной иммунной защиты тела на его же ткани. Например, среди аутоиммунных заболеваний костей или суставов значатся ревматоидный артрит и подагра. А вопрос здесь в том, что аллергии, как известно, наследуются. Но у детей они могут проявиться как в той же форме, что и у родителей, так и в другой.
Обычно, унаследованное заболевание дает о себе знать внезапно, развивается быстро, ни лечению, ни купированию не подлежит и заканчивается летальным исходом. Впрочем, в истории всех наследственных патологий имеются случаи, когда у кого-то они начались сами по себе, без предыстории среди других членов семьи. Это касается как остеопетроза, так и гемофилии, системной волчанки и пр.
Приобретенные заболевания
Этот список, в отличие от предыдущего, просто пугает разнообразием. Прежде всего, приобрести такую патологию можно в разное время – в утробе матери, в детском возрасте, во взрослой жизни. Первые два случая зависят не столько от нас, сколько от наших родителей – их внимания к нашему здоровью, широты их знаний, их финансовых возможностей, благодаря которым мы получаем (или не получаем) достаточный рацион и удобную одежду с обувью. А вот проблемы с костями и суставами, возникшие во взрослой жизни, это, конечно, полностью наша вина – наша и пресловутого старения.
Отклонения периода внутриутробного развития появляются не из-за наследственного дефекта, а из-за патологий, сопровождающих беременность.
То есть сюда входят заболевания, имеющиеся у матери на момент зачатия или перенесенные в период вынашивания плода. А также ее личные привычки и достаточность рациона.
Считается, что общее эмоциональное состояние матери в период беременности тоже может отразиться на развитии ребенка. Но, скажем по секрету, это – случаи крайне редкие, почти недоказуемые.
Неблагоприятная эмоциональная обстановка чаще приводит к срыву беременности, чем к дефектам развития плода. Тем не менее существует один случай, когда слишком неблагоприятные условия вынашивания и рождения могут создать ребенку проблему на всю оставшуюся жизнь. Речь идет о детском церебральном параличе (ДЦП) – повреждении двигательных центров коры головного мозга. Эта травма характерна для тяжелых, затянувшихся, искусственных или, напротив, неожиданных, слишком быстрых родов. Ею чревата недоношенная беременность – то есть преждевременные роды.
Словом, при родах нередко происходит ущемление головки младенца или шейного отдела его позвоночника. Может произойти и локальное кровоизлияние в мозг. Постоянство расположения очага травмы (именно двигательные центры) связано с особенностями развития скелета и центральной нервной системы новорожденных. В любом из таких случаев наступает мгновенный, частичный паралич, характерный для некоторых видов инсульта и у взрослых. В случае с новорожденным это приводит к наступлению атрофии парализованных мышц, множественным деформациям суставов по всему телу. ДЦП лечится теми же средствами, что и инсульт, но, к сожалению, с еще меньшей степенью результативности.
Во внутриутробном развитии чаще всего «приобретаются» сифилитические поражения позвоночника, сходные с мраморной болезнью. А также «волчья пасть» и тесно связанная с нею «заячья губа», недоразвитие костей конечностей. В период активной, повсеместной борьбы с холестерином (участвует, как известно, в развитии атеросклероза) рахит и различные миопатии наблюдались у новорожденных и детей сплошь и рядом. Теперь такие дефекты костной и мышечной массы можно встретить у детей, чьи мамы весь период беременности стремились сохранить минимальную массу тела. Или оставались верны низкохолестериновому рациону – скажем, если до беременности они являлись вегетарианками.
В детстве очень многие успевают перенести рахит. Это обменное заболевание, связанное с высокой потребностью организма в витамине D на фоне его острого дефицита в пище. Или, что бывает чаще, временной неспособности детского организма полностью его усвоить. Дефицит кальция и фосфора в этом же периоде нередко приводит к остановке роста костей, явлениям, сходным с остеопорозом, порче и выпадению зубов. Кстати, очень многие люди с естественными хорошими задатками для развития скелета нуждаются в богатом кальцием рационе не только в детстве, но вообще все годы вплоть до 20–25 лет. То есть до самой остановки активного роста костей. В частности, именно эта ошибка сперва родителей пациента, а после – и самого пациента обычно превращает подростков и молодежь в завсегдатаев стоматологических клиник. Причем часто более постоянных, чем даже люди старшего возраста.
Само собой, особенности обязательного обучения в школе часто становятся причиной ранних, детских нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата. Считается, что школа «виновна» более чем в 2/3 случаев детских искривлений позвоночника – сколиоза, лордоза, кифоза. В оставшейся трети виноваты не столько неудобные парты и необходимость проводить полдня в сидячем положении, сколько общее слабое развитие мышц спины ребенка. То есть ситуация, в которой к искривлению приведет практически любая более или менее постоянная нагрузка на отдельные участки позвоночного столба.
Взрослая жизнь – это время неудобной одежды и особенно обуви. Это время сумок, надеваемых только на одно плечо и пр. Иными словами, это время подошвенных фасциитов, миозитов, мышечных спазмов, ишиаса, остеохондроза, пяточных шпор. А также вальгусной деформации пальцев, плоскостопия, так называемой полой стопы (противоположности плоскостопия), вторичного сколиоза. А кроме того, это – период начала старения и, следовательно, ускорения в развитии всех патологий, какие у нас только были с детства и сохранились/появились по мере взросления.
Заболевания костей как следствие других патологий
Наконец, существует еще одна большая группа проблем скелета, которая наступает по мере развития нарушений совсем с другой стороны. Эти заболевания не заложены в нас генетикой и не развились бы сами по себе. Они появляются в случаях, когда мы заболеваем чем-то другим. И когда это «другое» косвенно влияет на жизнедеятельность костей, костного мозга или мышц. А также в случаях, когда мы лечим некое отклонение способами, имеющими побочные эффекты на опорно-двигательный аппарат.
В частности, патологии суставов неизбежно наступают вслед за подагрой. Как мы уже сказали чуть выше, подагра – это нечто вроде аллергии. Только при ней иммунитет вмешивается в процесс образования мочевой кислоты – одного из продуктов дыхания клеток. Вместо того чтобы выводиться почками в обычном порядке, мочевая кислота начинает скапливаться в суставных сумках, вызывая их воспаление, раздражение, разрушение хрящей и связочного аппарата. Как видим, изначально процесс к суставам не относится, но тем не менее задевает именно их.
Точно так же при сахарном диабете постепенно, но неизбежно наступает нефропатия. Сахарный диабет – это заболевание поджелудочной железы, при котором она перестает производить инсулин. Инсулин является гормоном, захватывающим из кровотока и доставляющим в клетки глюкозу – то есть сахар. Постоянно высокое содержание сахара в крови больного диабетом разрушает сосуды – слой коллагена в их стенках, обеспечивающий этим стенкам эластичность.
Особенно сильно и быстро от этого страдают капилляры – в периферической крови содержание сахара всегда выше, чем в артериальной или венозной. А ткани почек пронизаны капиллярами очень густо – это необходимо для того, чтобы они могли успешно фильтровать кровь от продуктов распада. Помимо почек при сахарном диабете попадают под удар капилляры кожи (особенно конечностей, вызывая так называемую диабетическую стопу) и глазной сетчатки (диабетическая ретинопатия). Но именно по мере дегенерации тканей почек в организме нарушается водно-солевой и кальциевый обмен. В зависимости от характера нарушений у данного конкретного больного кальций и многие другие необходимые костям соединения начинают вымываться из организма. Что, разумеется, не может не сказаться на состоянии костей скелета пациента.
Самый распространенный пример вторичного остеопороза связан с патологиями, при которых больному требуется более или менее постоянно регулировать состав крови – особенно ее свертываемость. Необходимость длительных инъекций гепарина и его препаратов возникает при склонности к тромбозам. А между тем именно курс его инъекций довольно быстро вызывает остеопороз – особенно нижних конечностей.
Аналогично, к ускоренному рассасыванию некоторых структур кости приводит лечение гемофилии инъекциями свертывающих белков плазмы – например, фибрина. Увеличение пористости и хрупкости скелетных костей является частым побочным эффектом гемодиализа, который назначается в качестве постоянной меры при почечной и печеночной недостаточности. А значит, помимо тромбофилии и гемофилии в этот ряд следует также поставить цирроз, все гепатиты, нефриты, мочекаменную болезнь и другие виды нефропатии.
Причины патологий опорно-двигательного аппарата
Если свести все факторы, под действием которых у нас могут возникнуть патологии костей, в общий список, он гарантированно выйдет внушительным. Может даже показаться, что при таком положении дел нам заболеваний скелета не избежать – ни при каких усилиях. Что ж, для начала выясним, с чем мы имеем дело, а уж после поговорим о вариантах борьбы. Итак, к патологиям опорно-двигательного аппарата приводят:
Конец ознакомительного фрагмента.