Глава 7. Восхождение к Богу
Сверкающий ярче, чем солнце,
Белее и чище, чем снег,
Прозрачней и тоньше эфира,
Таков Параматман,
собой наполняющий все,
Собой охватил Он весь Космос,
Он в атоме каждом сияет.
И вы пребываете в Нем
И вы – это Брахман, и Он – это вы.
Что может быть выше,
Чем истина эта?
Человек – это не просто комплекс, состоящий из физического тела, ума и интеллекта. Он окружен пятью оболочками: плотной, телесной оболочкой (аннамайя коша), оболочкой жизненной энергии (пранамайя коша), ментальной оболочкой (маномайя коша), оболочкой интеллекта (виджнаямана коша) и оболочкой блаженства (анандамайя коша). В Упанишадах указывается, что эти оболочки важны, священны и обладают Божественными качествами.
Физическое тело, которое поддерживается потребляемой нами пищей, – это плотное тело. Затем следуют пранамайя, маномайя и виджнанамайя коши, представляющие собой тонкие оболочки и в совокупности составляющие лингасварупу – «то, что внутри», или «тело души». Третья форма, анандамайя коша, – тончайшее тело, обладающее «знанием истинной сущности».
Есть некто, осуществляющий контроль над этими тремя тонкими телами – пранамайя, маномайя и виджнанамайя кошами. Это антхаратма – пребывающий в нас Дух, или Божественное Начало, известное также как чайтанья пуруша (Божественное сознание). Местонахождение этого чайтанья пуруши – пещера сердца, хридайя гухьям. Имеется в виду не физическое сердце человека, но его духовное сердце, вездесущее, всеведущее и не знающее преград.
Уровни сознания
Атман, или Дух, ассоциирующийся с физическим телом, именуется аннамайя пуруша. Таково состояние обычного сознания. Дух, наполняющий пранамайя кошу, именуется пранапурушей, а когда он объединяется с разумом, то именуется манопурушей. Четвертый уровень сознания – превыше человеческих чувств. Он именуется атитха манасатвам – трансцендентное сознание. В Ведах и Упанишадах это трансцендентное сознание описывается как брихат (Высший принцип) и рита (Вселенский закон). Оно выходит за пределы человеческого восприятия и приближается к Богу. Такое сознание называют Высшим сознанием. В этом состоянии Атман именуется виджнана пуруша. Выше этого состояния – анандамайя пуруша (наслаждающийся блаженством). Это состояние Высшего Сознания, которое, должным образом расширившись, сливается с Вселенским сознанием.
Это наполняющее собой все Вселенское сознание было названо чит-тапас. Высшее сознание охватывает все другие уровни сознания и является для них основой. Это – суддха сатва (всемогущая воля), или бытие Всевышнего Бога. Таков закон бытия, закон Саи – Саитатва.
Суддха-сатва, составляющая закон Саи, всесильна. Не существует ничего выше этой силы, являющейся воплощением всех сил. Познание этого Высшего закона должно стать целью для всех людей.
Познание Бога
Существует ряд вполне определенных методов, предназначенных для достижения данной цели. Взор человека, направленный в наши дни наружу, на внешние явления проявленной Вселенной, должен быть обращен внутрь, на пребывающий в нем Дух. При этом человеку необходимо проявить присущее ему от рождения Божественное сознание. Он должен полностью погрузиться в это Божественное сознание, относясь к этому как к духовной практике. Такой метод именуется «Сознательное переживание Бога, пребывающего внутри».
Прежде всего, необходимо проникнуться осознанием того, что Бог пребывает внутри. Следующая стадия – признание истины, что Бог, пребывающий в одном человеке, точно так же пребывает и во всех остальных. Нужно понять, что занавес или барьер, возникший для того, чтобы отделить людей друг от друга, рожден заблуждением, и необходимо приложить все усилия, чтобы удалить этот барьер. Только тогда будет возможно испытать единство всех живых существ. Ахам эва идам сарвам – говорится в Шрути, то есть «я, в действительности, это все вокруг». Становится ясно, что «я вмещаю в себя все». И затем приходит осознание: «Я – Бог. Бог – это я. Я – Брахман. Брахман – это я сам. Я не отличен от Брахмана».
Шесть состояний ума
После достижения этой стадии существует третья стадия, которая была названа арохана – аварохана (стадия восхождения и нисхождения). Человек обладает шестью различными типами сознания. Это:
1) обычное сознание;
2) очень мощное сознание;
3) более высокое сознание;
4) просветленное сознание;
5) интуитивное сознание;
6) запредельное сознание.
Стартовая площадка для шести уровней сознания – обычное сознание, а вершина всего – это запредельное сознание. В ходе мыслительного процесса может происходить восхождение от обычного сознания к запредельному, а также нисхождение от апогея до самой низшей точки. Наличие таких взлетов и падений составляет полноту человеческого бытия.
Однако не существует различия между одним типом сознания и другим, все уровни сознания одинаковы, потому что все они суть проявления Брахмана, то есть Абсолюта. Это – Брахман, проявивший себя в виде Космоса. Теория эволюции весьма популярна, и многие ее принимают. Однако нужно постараться понять, какую роль играет эволюция во Вселенной. В действительности эволюционное развитие в природе представляет собой постепенное раскрытие внутренних сил природы.
Эволюционный процесс
Например, жизнь развилась из материи, и из нее стало развиваться сознание. Что подразумевается под материей? Материя – это то, во что облачена жизнь. Рассмотрите пример с неочищенным рисом (пэдди). Пока рисовое зерно покрыто шелухой, оно называется пэдди. Когда шелуха удалена, зерно становится рисом. Пэдди обладает силой прорастать до тех пор, пока на нем остается шелуха. Таким же образом жизненный принцип пребывает в материи, и из этого можно заключить, что жизнь возникла из материи. Точно так и сознание возникло в процессе жизни. Современные люди готовы признать, что сознание развивалось в ходе жизни, а жизнь возникла из материи. Но они не готовы превзойти эту стадию человеческого развития. Эволюция людей не может быть завершена, пока не выйдет за пределы сознания.
Следующая стадия в человеческом развитии – очень мощное сознание. Но, даже обладая могучим интеллектом, человек должен двигаться вперед, к завершающей стадии – состоянию Бытия-Сознания-Блаженства (сат – чит – ананды), чтобы достичь своей конечной цели. День, когда человек может испытать Божественное состояние сат-чит-ананды – это Шиваратри, поистине святой день.
Если человек привязан к телу и считает физический уровень единственной реальность, то он обречен оставаться в неведении. Грубое тело поддерживается пищей и ограничено этой материальной основой своего существования. Но есть и тонкое тело, превосходящее физический уровень. Оно называется линга деха. Познав природу тонкого тела, люди должны стараться продвигаться дальше, чтобы познать природу карана деха, то есть причинного тела, которое еще тоньше, чем линга деха. Познание причинного тела дает возможность испытать Божественное блаженство – ананду. Такое блаженство является первопричиной всего, благодаря которой все существует. Блаженство присутствует в своей тонкой, невидимой форме во всем творении.
Стремитесь измениться к лучшему и возвыситься духовно
Какой смысл изучать Упанишады и Бхагавад-гиту, если наши мысли и образ жизни не меняются? Необходимо стремиться к совершенству и стараться возвысить свое сознание. Лишь достигнув более высоких стадий, мы сможем в какой-то степени постичь связь между проявленной Вселенной и Богом. В действительности все мы являемся воплощениями сат-чит – ананды. Ваше истинное «Я» существует во всех состояниях – бодрствования, сна со сновидениями и глубокого сна, но в двух последних вы не осознаете свое тело. Сущность, пребывающая во всех трех состояниях, не подвергается никаким изменениям. Вы должны стараться постичь природу этой сущности, вашего истинного «Я».
Вам нужно четко осознавать, куда приведут вас все ваши духовные практики, на что они направлены. Необходимо продвигаться от стадии развитого интеллекта к высшей стадии – запредельному сознанию, когда переживается опыт единения с Универсальным Сознанием. Вам может показаться, что это невероятно трудно. Но если вы предались Богу и обладаете настойчивостью, это будет совсем легко. Нет в мире ничего более легкого, чем духовный путь. Он кажется трудным, когда нет серьезной и искренней устремленности. Именно поэтому в «Гите» говорится: «Высшую мудрость обретает тот, кто искренне стремится» (Шрадхаван лабхаие джанам). Если вы глубоко заинтересованы в чем-то, вы добьетесь этого.
Космическое Сознание
Поэтому вам необходимо постоянно напоминать себе: «Я – воплощение Божественного сознания. Я представляю собой Бытие-Сознание-Блаженство (сат – чит-ананду)». Современный человек забыл свою истинную природу и смотрит на мир, всецело полагаясь на органы чувств, разум и интеллект. Однако за всем этим стоит сат-чит-ананда, то есть основополагающий принцип. И потому, что этот Атмический принцип блаженства заложен в нем самом, человек всегда стремится к блаженству. Из Парабрахмана (Всевышнего Вездесущего Абсолюта) возник весь Космос, внешне кажущийся материальным. Но с материального уровня нам нужно возвыситься до духовного – до Вселенского Сознания.
В человеке присутствует Высшее Сознание, и это присутствие позволяет человеку превзойти физический и ментальный уровни и достичь Бога. Обычная жизнь представляет собой сумму материи и сознания. Но материя плюс бытие выходят за пределы человеческого разумения и указывают путь к Высшему Сознанию.
Множество объектов, попадающих в поле зрения человека, привлекают его ум, и из-за этого возникает целый ряд качеств, отношений и привязанностей. Прежде всего, это способствует увеличению ахамкары, то есть эго. Человек с раздутым эго теряет способность к различению и не понимает, что мимолетно и эфемерно, а что вечно. В результате он делается объектом насмешек. Лишь когда эго исчерпано и уничтожено, человек может постепенно осознать свою духовную сущность. Пока эго доминирует, о духовности не может быть и речи. И что толку от духовных практик и бесед для того, кто не понимает основ духовности?
Воплощения Божественной любви! Вы выполняете различные духовные упражнения. Некоторые считают такие занятия мирскими, несущественными и преходящими, называя их майей или митьей, то есть иллюзией и заблуждением. Это абсолютно неправильно. Я – Истина, и потому реален, вы также реальны. Вся Вселенная реальна. Сознание присуще всему в этом мире, все – есть проявление Брахмана. Если мы признаем эту основополагающую истину, то мы сможем познать природу Бога.
Мир реален
Утверждать, что мир нереален, иллюзорен, непостоянен, означает вводить людей в заблуждение и не говорить им правды. Если мир нереален, то тогда и теория об этом – тоже нереальна и не имеет никакого смысла. Но нет, это не так! Вселенная реальна. Вопрос не в том, есть ли истина в нереальном или есть ли нереальность в истине. Нужно признать истину в реальности. Только когда эта основополагающая истина нам откроется, мы будем способны постичь природу своей истинной сущности.
Вселенная реальна. Ее составляющие могут изменяться. Тела могут изменяться. Изменчивость – это свойство процесса развития. Но необходимо признать тот факт, что сутью всего является единая основополагающая реальность. Таков тройной закон: асти, бхасти, прийям (то, что существует, сияет внутренним светом и наслаждается любовью), это – Сат-Чит-Ананда (Бытие-Сознание-Блаженство), или Сатьям-Шивам-Сундарам (Истина – Праведность – Красота).
Если признавать, что тело, являющееся основным компонентом жизни, подвержено изменениям, то разве можно описывать феноменальный мир, как заблуждение, лишь потому, что он также подвержен переменам? Вселенная изошла из Брахмана, Вселенского Сознания. Разнообразие форм подобно различным видам фигур, сделанных из сахара на радость детям. Формы различны, но в их основе – единое сознание. Так же как кукла, сделанная из сахара, тает во рту, внешняя телесная форма должна раствориться при переживании атмического блаженства. Брахман – это источник жизни. Эволюционное развитие и перемены – естественны. Но даже в подверженном переменам теле нужно ощущать присутствие неподвластного переменам Бога.
В ходе эволюции Божественное Начало, заложенное в материи, преобразуется в жизненный процесс, к которому подключается и ум, резким скачком выплеснувшийся из Вселенского сознания. Но ум не должен останавливаться на материальном уровне. Он должен преобразовываться в Божественное сознание и в конечном счете растворяться во Вселенском сознании – сат-чит-ананде.
Истина, мудрость, бесконечность
Каждому человеку нужно стремиться духовно развиваться, чтобы достичь конечной стадии и превзойти свой ум, обретя запредельное сознание, – то есть перейти в состояние, описанное провидцами как виджнанамайя коша (состояние, запредельное уму, или Высший разум). Современная наука сконцентрирована на изучении физических объектов. Но виджнанамайя коша, или высший разум, направлен на исследование Высшей Реальности – Вездесущего Сознания. Только это есть истинно научный подход. Именно со стадии виджнанамайя коши можно перейти к анандамайя коше – состоянию Запредельного сознания Вселенского блаженства.
Может показаться, что достигнуть подобного состояния очень трудно. Однако, если прилагать необходимые усилия, то это вовсе не недостижимо. Слушайте Мои слова. Я укажу вам путь. Но если вы будете просто слушать, а не претворять в жизнь, то не достигнете цели.
Устремите свой ум к Богу
Этот процесс – естественен. У еще не распустившегося цветочного бутона аромат очень слабый. Но когда бутон увеличивается в размере и расцветает, то приобретает прекрасное благоухание. Точно так же, когда человеческое сознание расширяется, оно испытывает состояние сат-чит – ананды во всей его полноте. Начиная с обычного состояния ума, сознание восходит к сверхмощному уму. Затем оно поднимается до более высокого сознания.
Следующая, более высокая стадия, – просветленное сознание. Проходя через все эти стадии, личность продолжает оставаться той же самой, как в случае, когда один и тот же человек с возрастом претерпевает изменения на телесном уровне. Это и есть Вселенское Сознание, присутствующее в каждом человеке – Единый во многих. Вселенское Сознание – это истина (сатьям), мудрость (джнанам), бесконечность (анантам).
Устремите свой ум к Богу. Чтобы отвратить его от всего мирского, вам рекомендовано в качестве духовной практики повторение имени Господа. Если вы посвятите всю эту ночь мыслям о Господе, ваше сознание преобразится, даже если вы не сможете достичь высшего, запредельного состояния. Стремитесь достичь высшей цели человеческой жизни, и пусть в вашем сознании всегда звучит, словно мантра, перечисление трех качеств Бога – истина, мудрость, бесконечность (сатьям, джнанам, анантам).
Беседа в зале Пурначандра по случаю Махашиваратри,
16 февраля 1988 г.