Вы здесь

Божественный источник радости и счастья. Духовная Анатомия. Глава 4. Заслужить любовь Бога (Шри Сатья Саи Баба Бхагаван, 2014)

Глава 4. Заслужить любовь Бога

Из Бытия все сущее возникло.

И это Бытие собою

наполняет все творенье.

Без силы Бытия ничто

существовать не может,

Так созерцай величие и славу Бытия,

Зовущегося Вечным Богом.

Заброшенный в бурлящий океан

существования мирского,

Ты мечешься в нем взад-вперед

без компаса и без руля,

Но стоит лишь тебе свой ум

хоть на мгновенье успокоить,

Великий Бог пошлет тебе, о человек,

Свою спасательную лодку.


Любовь Бога – высшая награда, которую только можно получить в человеческой жизни. Такая награда драгоценнее, чем все сокровища мира. Богатство и положение в обществе обретаются благодаря Божьей милости и любви. Ценность Бхагават-премы (Божественной любви) может быть осознана лишь в том случае, если правильно понимать значение слова Бхагаван. Брахман, Парабрахман, Шабда – все эти имена используются, когда говорят о Бхагаване. Но самое благозвучное из них – Бхагаван.


Истинное значение слова «Бхагаван»

Бхаг означает «тот, кто вмещает в себя все признаки Божества и кто один достоин любви и почитания». Слог га употребляется при обращении к тому, «кто является воплощением совершенства и кто творит, поддерживает и снова вбирает в себя все сущее». Вха имеет два значения: самбхартха и бхартха. Первое означает «тот, кто способен сделать природу инструментом в процессе творения». Он также способен сохранять то, что создано, и потому именуется бхартха. Бха имеет и другие значения, такие как покой, свет, лучезарность, просветление. Га может означать и «вездесущий». Ван (на санскрите) и вантуду (на телугу) означает «единый, обладающий способностью излучать Божественное сияние и наделять мудростью, составляющей вечный внутренний свет Божественной души». Следовательно, слово Бхагаван означает «тот, кто способен излучать Божественное сияние, просвещать, наделяя мудростью, кто является вечным внутренним светом души». Может ли быть что-то грандиознее, чем снискать любовь такого Вездесущего и Всемогущего Господа? Ни на земле, ни в небесах нет ничего, что могло бы сравниться с Божественной любовью. Делать все возможное, чтобы заслужить такую любовь, – в этом заключается главная цель и смысл человеческого существования.

Чтобы жить счастливо, человеку нужен спокойный ум. Ум подобен бурному течению Ганги. Его необходимо сдерживать с помощью тормозов, как в скоростных видах транспорта. Дхьяна (медитация) – это тормоз, изобретенный для обуздания ума. Дхьяна означает сосредоточение на чем-то одном. Все болезни, обрушивающиеся на человека, – результат беспокойного ума. В наши дни мир в душе утрачен, и потому наблюдается такой чудовищный рост заболеваний. Чтобы избавиться от болезней и вести спокойную, здоровую жизнь, человек должен работать над собой и стараться успокоить свой ум.

Ум человека может быть одним из трех типов: первый – анекагратха (блуждающий ум), второй – шуньята (пустой, ничего не содержащий), третий – экагратха (однонаправленный, сконцентрированный). Что такое шуньята? Это состояние ума, готового отключиться, когда звучат какие-то наставления или поучения. Такой ум невосприимчив ко всему, что благотворно и полезно, он именуется тамасическим. Это – слепота невежества. Блуждающий ум, анекагратха, также нежелателен и ведет к деградации человека.


Нужно, чтобы ум был однонаправленным и сконцентрированным

Существует еще и однонаправленный, сконцентрированный ум. Вот что особенно важно в наши дни. Чтобы выработать силу концентрации, очень важны спортивные состязания и игры. Они способствуют хорошему физическому развитию и умственному здоровью. Игры и спортивные состязания следует проводить главным образом для поддержания тела в хорошей форме. К сожалению, в наши дни торгашеский дух расцвел пышным цветом даже в сфере спорта и культурного отдыха. Когда господствует идея о том, что нужно «делать деньги», забота о здоровье отступает на задний план. Спортивные состязания и изобразительное искусство превратились в искусство коммерции, а не в занятия для укрепления здоровья или ради удовольствия. Искусство возникло в глубинах души, но сегодня душа и искусство «в разводе». Духовными основами искусства пренебрегают.

Студенты сейчас нуждаются в трех вещах, а именно – в духе жертвенности, вере в Бога и любви к Родине. Из-за того, что люди исполнены гордости, эгоизма и преследуют только личные интересы, они теряют человеческий облик. Крайне важно воспитывать в людях веру в Бога, патриотизм и самопожертвование. И первое, что требуется, это избавиться от чувства «твое» и «мое». В студентах необходимо поощрять готовность жертвовать удовольствиями и комфортом ради своего народа. Когда будет много благородных, духовно устремленных студентов, страна достигнет мира и благополучия.


Будьте готовы принести Богу любую жертву

Образование должно давать знания и готовить к встрече с жизненными проблемами, а не просто помогать найти работу. Студентам не следует пресмыкаться перед начальством в своем стремлении получить высокую должность в правительстве. Они должны иметь веру в Бога и склонять голову только перед Ним. Они должны быть всегда готовы на любую жертву для Бога и своей страны. Демонические силы получили поддержку и активизировались, потому что люди утратили веру в могущество Бога и дхарму (праведность). Студентам нужно укреплять веру в себя и свои силы.

Они должны твердо придерживаться основных добродетелей, таких как приверженность истине, праведность, смирение и готовность к самопожертвованию, эти качества присущи всем людям, независимо от их национальности, вероисповедания или языка. Студентам нужно развивать широкие взгляды, основанные на понимании того, что Бог пребывает в каждом. Нет ничего, что было бы им не по силам, если у них есть вера в Бога и Его милость.


Беседа в аудитории Института в день

спортивного праздника,

14 января 1988 г.

Лишь чистый ум вам может

даровать невозмутимость.

Упанишады во весь голос объявили,

что только жертвенность

ведет к бессмертию.

Готовность к жертве – главная черта

того, кто чист и непорочен.

Поэтому студентам

нужно воспитать в себе

и в жизни проявлять

готовность к жертве.

Сатья Саи Баба