Вы здесь

Божественная сила женщины. Вернуть утраченное. Архетипическая психология. Начало или тайна первозданной женщины (Оксана Розанова)

Начало или тайна первозданной женщины

Мы начинаем своё начало оттуда,

где ещё нет света,

но где уже есть жизнь.

У первых женщин много имен и одно из них Ева – как олицетворение всего женского рода. Кроме того, она символизирует материальный аспект жизни. Ева предстает перед нами, как мать всего сущего, или Natura naturans, природа рождающая.

В контексте средневековой культуры этот образ наделяется негативным значением – Ева воплощает присущую женскому началу сексуальность, в соответствии с библейским изречением: «К мужу твоему влечение твое» (Быт.3).

Согласно еврейской легенде, «до Евы была Лилит», первая жена Адама, покинувшая его либо покинутая им из-за Евы. Имя Лилит восходит к именам шумерских демонов Лилу и Лилиту. Первоначально изображалась в облике змея, который, желая отомстить Еве, уговорил её отведать запретный плод. Впоследствии трактовалась как демон ночи (от еврейской «лил», ночь), вредительница деторождения и губительница новорожденных. В некотором смысле соответствует греческим Гекате (божеству ночных призраков) и Ламии (чудовищу, похищавшему детей).

Женский архетип дуален и проявлен как через «персону» – то, что видимо и показывает себя на людях в многообразии социальных ролей так и через «тень». Это та сторона личности, которую мы подавляем и таим. В тени заключаются наши подавленные импульсы агрессии, сексуальности, эмоциональные порывы, страсти и губительные мысли – все то, что мы отбросили как неприемлемое.

В то же время это источник творческой мысли и жизненной силы.

В древних сказках образ Бабы Яги – не что иное, как теневая сторона женщины, которая может быть спрятана от посторонних глаз, а потом проявится в неподходящий момент. Когда, например, в сказке «Гуси-лебеди» она посылает гусей украсть Иванушку и принести на обед. Аленушка и Баба-Яга – персона и тень, видимое и невидимое, рациональное и интуитивное.




Природа женской психики требует сублимации, выхода творческой энергии, кричит о необходимости считаться с её скрытыми желаниями.

На консультациях я часто вижу страх и нежелание женщины встретиться с самой собой, соединиться со своей темной стороной. Она перестает думать, останавливается на полпути, если видит, что приближается к своей «тени». Ведь для неё это будет знаменовать завершение этапа, законченность и рождение новой женской сути, также и новые роли. А это всегда происходит болезненно и, идущая, может отложить своё выздоровление на более длительный период.

У каждой женской души свои индивидуальные страхи по отношению к своей персоне.

По Юнгу Анимус являет собой внутренний образ мужского в женщине, её мужскую сторону, оставшуюся в области бессознательного. Также как Анима – внутренняя женщина в мужчине.

Именно внутренний архетип бога притягивает в жизнь женщины соответствующего мужчину. И до тех пор, пока она не зафиксирует и не выведет на сознание мужской архетип своей души, – она не сдвинется в своих отношениях с противоположным полом ни на шаг.

Женщина соответствует пассивному принципу природы. Согласно Фрейду, представления о женщине имеют три ипостаси: мать, возлюбленная, роковая женщина (то есть смерть).

Женщина, таким образом, выступает, во-первых, в качестве матери (также и в самом широком значении понятия —

как родина, родной город или мать-природа); во-вторых, в качестве девы; возлюбленной; в-третьих, в качестве сирены или Лилит, очаровывающая и уводящая мужчин в сторону от пути эволюции.

В рамках архаической культуры женское начало в качестве олицетворения жизнедарующей силы приобретает сакральный статус. Женская сексуальность сочетается с тайной творения; женщина наделяется влиянием на плодородие земли (последняя уподобляется матке). Наиболее яркое воплощение эти представления получили в образе богини-матери, ставшей ключевой фигурой культа на определенном этапе.

Растительность, очаг, потомство, традиция – таковы основные символические коннотации, связанные с образом женщины в этот период.

Архетипу Великой Богини присуща сила, которой обладала сама Великая Богиня в те времена, когда ей действительно поклонялись. И потому из всех архетипов именно этот в состоянии оказывать наиболее сильное воздействие. Этот архетип способен вызывать иррациональные страхи и искажать представления о реальности. Греческие богини были не столь могущественны, как Великая Богиня. Они более специализированны. Каждая из них обладала собственной сферой влияния, и их силы имеют определенные пределы. В женских душах греческие богини также не столь могущественны, как Великая Богиня; их способность эмоционально подавлять и искажать восприятие окружающей действительности гораздо слабее.

Греческие богини, как и мы, жили в патриархальном обществе. Боги-мужчины управляли землей, небом, океаном и подземным царством. Каждая богиня приспособилась к такому положению дел по-своему – кто посредством обособления от мужчин, кто благодаря присоединению к мужчинам, кто посредством ухода в себя. Богини, ценившие патриархальные взаимоотношения, были уязвимы и относительно слабы в сравнении с мужчинами-богами, которые властвовали в сообществе и могли отказывать им в их желаниях.

Таким образом, греческие богини воплощают жизненные модели женщины в патриархальной культуре.

Кларисса П. Эстес в своей книге «Бегущая с волками» так описывала базовый архетип женщины: «Я называю этот архетип «Первозданной Женщиной», так как именно эти слова: первозданность и женщина образуют llatnar о tocar a la puerta – сказочный стук в дверь глубокой женской души. В буквальном смысле выражение «llamar о tocar a puerta» означает «играть на инструменте имени, чтобы распахнулась дверь», то есть пользоваться теми словами, которые действуют как заклинание, как открывающий ключ. К какой бы культуре ни принадлежала женщина, сочетание слов «первозданная, дикая» и «женщина» ей интуитивно понятно.

Где живет Первозданная Женщина? На дне колодца, у истоков рек, в том эфире, который существовал прежде времени. Она живет в слезинке и в океане. Она обитает в звонком камбии растущих деревьев. Она относится и к будущему, и к началу времен. Она живет в прошлом и приходит оттуда на наш зов. Она живет в настоящем, сидит на одном

из стульев за нашим столом, стоит за нами в очереди, едет впереди нас по дороге. Она в будущем, и потому движется во времени вспять, чтобы найти нас в нашем «сейчас»».