Вы здесь

Божественная литургия с переводом и объяснениями. Литургия слова (Андрей Дудченко, 2015)

Литургия слова

Божественная литургия начинается возгласом священника, провозглашающим цель христианской веры и жизни. Взяв в руки напрестольное Евангелие и делая им знак креста, священник возглашает: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков».

Этот возглас указывает на то, что Божественная литургия есть опыт переживания нами Царства Божия. С одной стороны, Царство Божие еще не наступило: мы ожидаем, что во всей полноте оно явится при Втором пришествии Иисуса Христа. С другой стороны, уже здесь и сейчас Царство Божие может быть принято и переживаемо нами – отчасти, насколько каждый из нас сегодня способен его вместить. Иисус Христос проповедовал: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 20–21). Евхаристия, причащение – это и есть участие в трапезе Божьего Царства: Сам Иисус Христос разделяет с нами Свою пищу, и не простую пищу, а Свои Тело и Кровь.

Словами о приближении Царства Божия началась проповедь Иоанна Предтечи и Иисуса Христа. Просьбой о приближении Царства начинается главная христианская молитва, данная Самим Господом: «Да приидет Царствие Твое…» Это Царство – содержание жизни христианина. О нем говорили ветхозаветные пророки, к нему была направлена вся Священная библейская история. С приходом в мир Христа это Царство стало доступным каждому.

После Своего Воскресения и Вознесения Христос воцарился, и всякий верующий в Него принадлежит Его Царству. Жизнь в Царстве Божием, согласно Писанию и преданию Церкви, – это жизнь в познании Бога, в любви к Нему и единстве с Ним. Праведность и мир и радость во Святом Духе, – вот признаки жизни Царства Божия, которые перечисляет апостол Павел (Рим. 14, 17).

Церковь живет Царством Божьим, но это Царство скрыто от постороннего взгляда. Часто мы поддаемся искушению отнести Царство Божие исключительно к «загробному миру», думаем, что некогда Царство Божие придет на смену миру сему, в то время как для первых христиан, о вере которых мы знаем из Нового Завета и творений древних святых отцов, было реальностью именно то, что Царство приблизилось и уже есть среди нас, уже действует в мире.

Литургия – это и есть явление Царства Божия в собрании христиан. Таинство Евхаристии, соединяющее Небо и землю, начинается с самого первого возгласа. Предстоятель благословляет Царство.

Этим он вместе со всей общиной признает и исповедует Царство Божие как высшую и последнюю ценность. В самом начале литургического странствия он провозглашает цель восхождения. Певцы, отвечая «Аминь», тем самым свидетельствуют, что Царство Божие уже даровано Церкви. Царство приходит ныне, пребывает присно – всегда – и во веки веков.

Сразу после возгласа «Благословенно Царство…» начинается великая, или мирная, ектения[16]. Диакон, стоя перед Царскими вратами[17] – центральными вратами иконостаса – лицом к алтарю, возглашает ряд прошений, призывая верующих к молитве. Произнося прошения, диакон поднимает правую руку, держа орарь[18], а после каждого прошения осеняет себя крестным знамением. Если в храме нет диакона, то ектению возглашает священник. На каждое из прошений хор отвечает «Господи, помилуй».


Диакон: Благослови, владыко.

Священник: Благословено Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

Диакон: Миром Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

О свышнем мире и спасении душ наших, Господу помолимся.

О мире всего мира, благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех, Господу помолимся.

О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь, Господу помолимся.

О Великом Господине и отце нашем, Святейшем Патриархе (имя), и о господине нашем преосвященнейшем митрополите (или архиепископе, или епископе) (имя), честнем пресвитерстве, во Христе диаконстве и о всем причте и людех, Господу помолимся.

О Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, Господу помолимся.

О граде сем (или о веси сей, или о святей обители сей), всяком граде, стране и верою живущих в них, Господу помолимся.

О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временех мирных, Господу помолимся.

О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их, Господу помолимся.

О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся.

Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

Хор: Тебе, Господи.


ПЕРЕВОД:

Диакон: Благослови, владыка.

Священник: Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда и во веки веков.

Хор: Аминь[19].

Диакон: В мире Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

О мире свыше и о спасении душ наших Господу помолимся.

О мире всего мира, благоденствии святых Божиих Церквей и о соединении всех Господу помолимся.

О святом храме сем и о входящих в него с верою, благоговением и страхом Божиим, Господу помолимся.

О Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе (имя) и о господине нашем преосвященнейшем митрополите (или архиепископе, или епископе) (имя), почтенном пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всем клире и народе Господу помолимся.

О Богохранимой стране нашей, властях и воинстве ее Господу помолимся.

О граде сем (или о селении сем, или о святой обители сей), о всяком граде и крае, и о верою живущих в них Господу помолимся.

О благоприятной погоде, об изобилии плодов земли и о временах мирных Господу помолимся.

О плавающих, путешествующих, больных, страждущих, плененных и о спасении их Господу помолимся.

Дабы избавиться нам от всякой скорби, гнева и нужды, Господу помолимся.

Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянув, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим.

Хор: Тебе, Господи.


Миром Господу помолимся… Мы призваны совершать молитву в мире друг с другом, в мире Христовом. Мир – не просто отсутствие войны или вражды, это очень глубокое и емкое библейское понятие. В Писании слово «мир» означает совокупность всех благословений Божьих и жизненных благ, а также состояние покоя в Боге, переживаемое как блаженство.

О свышнем мире и о спасении душ наших… Церковь имеет мир Господень, как и все христиане имеют дар помазания Духа Святого. Но то, что дано, должно быть активно принято нами. Каждый, кто серьезно относится к своей духовной жизни, знает, как тяжело бывает порой сохранить дар, не растеряв его в соблазнах греха. Каждый христианин ведет постоянную борьбу, отпадая от Бога грехами и возвращаясь к Нему в покаянии от всего сердца. Вся Церковь – это не Церковь уже спасенных, но Церковь спасающихся грешников. Все в пути, все ищут Царствия Божия. Прошение ектении указывает на самое главное предназначение нашей жизни, самую высокую цель.

О мире всего мира… Мы молимся, чтобы мир Господень распространился на всех, чтобы никто не остался вне Царствия Божия. Таким образом, Церковь обнимает любовью всех без исключения.

О благостоянии святых Божиих Церквей и соединении всех… Молитва о верности христиан. Веровать в Бога означает не просто признавать Его существование, но доверять Ему и быть верным. Рассеянная по всему миру Церковь всегда и везде должна быть верной своему призванию и преодолевать все разделения и расколы, помня о том, что она должна приводить всех к соединению во Христе.

О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в него… Мы не должны забывать этих условий участия в Таинстве. Идя в храм, нужно испытывать себя: есть ли у нас благоговение и «страх Божий», не идем ли мы просто по привычке, не благоговея перед неизреченной высотой Таинства, совершающегося на литургии?

О епископе, клире и народе. Мы молимся о Церкви. Единство епископата, клириков и народа Божия являет Тело Христово. «Где будет епископ, там должен быть и народ, так же как где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь», – писал священномученик Игнатий Богоносец.

О стране, городе, властях, о всех людях, о благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных, о плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных… Молитва Церкви охватывает собою весь мир, всех людей. Это действительно всеобъемлющая молитва, ходатайство обо всем творении Божием. Мы так часто думаем только о себе и, даже становясь на молитву, просим Бога о собственных нуждах, о своем здоровье и успехе и о наших близких. На литургии мы должны молиться не частной молитвой, но молитвой Церкви, расширять свои прошения, свое ходатайство на всю полноту мироздания.

В заключительном прошении ектении, помянув Приснодеву Марию и всех святых, мы должны всю жизнь вручить Христу Богу, потому что Он – наша подлинная жизнь. В Крещении мы умерли для жизни греховной, чтобы жить по заповедям Бога силой Его Воскресения. Наши помощники в этом деле – те, кто прошел этот путь раньше, чем мы: Божия Матерь и все святые.

Хор, отвечающий на прошения ектении, – это «уста» церковной общины. Хор поет от имени всего народа, собранного в храме. В некоторых храмах практикуют общенародное пение, но чаще всего весь народ поет только самые главные песнопения: «Верую» и «Отче наш», а остальное – хористы. Как бы там ни было, песнопения, исполняемые хором, произносятся от лица всей общины. Все молящиеся должны вслушиваться в то, что поет хор, и молитвенно участвовать в этом пении.

Точно так же от имени всего народа или с ходатайством за весь народ произносятся и почти все молитвы, которые читает священник. Возглас, которым заканчивается ектения, – это последняя фраза прочитанной перед ним «тайной» молитвы. «Тайными» молитвы называются не потому, что они какие-то «секретные», но от слова «таинство». Порой при служении литургии с микрофоном в алтаре слова этих молитв хорошо различимы. Собственно, в молитвах священника и выражается главный смысл того, что происходит на литургии.


Молитва первая

Священник: Господи Боже наш, Егоже держава несказанна и слава непостижима, Егоже милость безмерна и человеколюбие неизреченно. Сам, Владыко, по благоутробию Твоему при-зри на ны и на святый храм сей, и сотвори с нами и молящимися с нами богатыя милости Твоя и щедроты Твоя.

Возглас: Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.


ПЕРЕВОД:

Священник: Господи Боже наш! Твоя власть несказанна и слава непостижима, милость Твоя безмерна и человеколюбие неизреченно! Сам, Владыка, по благосердию Твоему воззри на нас и на святой храм сей и яви нам и молящимся с нами богатые милости Твои и милосердие Твое.

Возглас: Ибо Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда и во веки веков.


Четыре определения свойств Божиих в молитве начинаются с отрицательной приставки «не»: Божия власть несказанна, слава безмерна, милость непостижима и человеколюбие неизреченно, – что указывает на абсолютную недоступность Бога познанию с помощью человеческих чувств. Бог несоизмерим с нашими понятиями, определениями и представлениями о Нем, даже самыми возвышенными. Ни одно из описаний Бога не может сообщить нам совершенно полного и исчерпывающего представления о Нем. Бог превосходит всякое свойство, которое мы приписываем Ему: любовь Божия несоизмеримо выше человеческой любви, знание Божие не может сравниться ни с какими человеческими познаниями, бытие Бога безмерно превосходит наше представление о бытии… Такой способ рассуждения – не отказ от познания Бога, как может показаться, но путь созерцания. Бог познается не через размышление о Нем, но через жизнь по Его воле и соединение с Ним в Таинствах.

После молитвы и возгласа священника хор поет первый антифон[20]. Антифонное пение было изобретено на заре церковной истории для того, чтобы народ мог принимать активное участие в службе. Во времена, когда о книгопечатании еще и не помышляли, а рукописные книги были довольно дороги, мало кто мог позволить себе иметь свою Псалтирь, не говоря уже о всей Библии. Не все также знали все псалмы из Псалтири наизусть (что было обычным делом для монахов). Поэтому для общенародного пения использовались короткие, легко запоминающиеся фразы – они и служили припевами, исполняемыми между строками псалма. Солист, поставленный на церковное служение певца, пел поочередно строки псалма, а народ после каждой из них повторял припев.

В праздничные дни на литургии поются так называемые «Изобразительны» – псалмы 102-й (Благослови, душе моя, Господа…), 145-й (Хвали, душе моя, Господа…) и перечень блаженств из Нагорной проповеди Спасителя (см. Мф. 5, 3–12). В дни самых больших церковных праздников поются особые антифоны, составленные из строк псалмов, пророчески указывающих на празднуемое событие.


Первый антифон

Хор: Благословляй, душа моя, Господа. / Благословен Ты, Господи! / Благословляй, душа моя, Господа, / и вся внутренность моя – имя святое Его.

Благословляй, душа моя, Господа, / и не забывай всех благодеяний Его.

Он прощает все беззакония твои, / исцеляет все недуги твои.

Избавляет от погибели жизнь твою, / венчает тебя милостью и милосердием.

Исполняет благами желание твое, – / обновится, как у орла, юность твоя.

Творит милость Господь / и суд всем обиженным.

Он открыл пути Свои Моисею, / сынам Израилевым – желания Свои.

Щедр и милостив Господь, / долготерпелив и многомилостив.

Иногда поется псалом полностью:

Не до конца прогневается / и не навек негодует.

Не по беззакониям нашим Он соделал нам, / и не по грехам нашим воздал нам.

Ибо, по высоте неба от земли, / утвердил Господь милость Свою к боящимся Его.

Насколько отстоит восток от запада, / удалил Он от нас беззакония наши.

Как милует отец сынов, / помиловал Господь боящихся Его.

Ибо Он знает состав наш, / помнит, что мы – прах.

Человек – как трава дни его, / как цвет полевой, так отцветет.

Ибо дыхание прекратилось в нем / – и не будет его, / и не узнает он более места своего.

Милость же Господня – от века и до века / на боящихся Его.

И правда Его – на сынах сынов, / хранящих завет Его / и помнящих заповеди Его, / чтобы исполнять их.

Господь на небе уготовал престол Свой, / и Царство Его всем владеет.

Благословляйте Господа, все Ангелы Его, / сильные мощью, исполняющие слово Его, / как только услышат глас слов Его.

Благословляйте Господа, все воинства Его, / служители Его, исполняющие волю Его.

Благословляйте Господа, все творения Его, / на всяком месте владычества Его.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда и во веки веков. Аминь.

Благословляй, душа моя, Господа / и вся внутренность моя – имя святое Его. / Благословен Ты, Господи!


ПЕРЕВОД:

Хор: Благословляй, душа моя, Господа. / Благословен Ты, Господи! / Благословляй, душа моя, Господа, / и вся внутренность моя – имя святое Его.

Благословляй, душа моя, Господа, / и не забывай всех благодеяний Его.

Он прощает все беззакония твои, / исцеляет все недуги твои.

Избавляет от погибели жизнь твою, / венчает тебя милостью и милосердием.

Исполняет благами желание твое, – / обновится, как у орла, юность твоя.

Творит милость Господь / и суд всем обиженным.

Он открыл пути Свои Моисею, / сынам Израилевым – желания Свои.

Щедр и милостив Господь, / долготерпелив и многомилостив.

Иногда поется псалом полностью:

Не до конца прогневается / и не навек негодует.

Не по беззакониям нашим Он соделал нам, / и не по грехам нашим воздал нам.

Ибо, по высоте неба от земли, / утвердил Господь милость Свою к боящимся Его.

Насколько отстоит восток от запада, / удалил Он от нас беззакония наши.

Как милует отец сынов, / помиловал Господь боящихся Его.

Ибо Он знает состав наш, / помнит, что мы – прах.

Человек – как трава дни его, / как цвет полевой, так отцветет.

Ибо дыхание прекратилось в нем / – и не будет его, / и не узнает он более места своего.

Милость же Господня – от века и до века / на боящихся Его.

И правда Его – на сынах сынов, / хранящих завет Его / и помнящих заповеди Его, / чтобы исполнять их.

Господь на небе уготовал престол Свой, / и Царство Его всем владеет.

Благословляйте Господа, все Ангелы Его, / сильные мощью, исполняющие слово Его, / как только услышат глас слов Его.

Благословляйте Господа, все воинства Его, / служители Его, исполняющие волю Его.

Благословляйте Господа, все творения Его, / на всяком месте владычества Его.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда и во веки веков. Аминь.

Благословляй, душа моя, Господа / и вся внутренность моя – имя святое Его. / Благословен Ты, Господи!


После антифона диакон возглашает малую ектению, во время которой священник тихо читает вторую молитву.


Диакон: Паки и паки миром Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

Хор: Тебе, Господи.

Священник (молитва): Господи Боже наш, спаси люди Твоя и благослови достояние Твое, исполнение Церкве Твоея сохрани, освяти любящия благолепие дому Твоего. Ты тех воспрослави Божественною Твоею силою и не остави нас, уповающих на Тя.

Возглас: Яко Твоя держава и Твое есть Царство и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.

Хор: Аминь.


ПЕРЕВОД:

Диакон: Снова и снова в мире Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянув, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим.

Хор: Тебе, Господи.

Священник (молитва): Господи, Боже наш, спаси народ Твой и благослови наследие Твое, полноту Церкви Твоей сохрани, освяти любящих благолепие дома Твоего! Ты их прославь Божественной Твоей силою, и не оставь нас, надеющихся на Тебя.

Возглас: Ибо Твоя власть, и Твои – Царство, сила и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда и во веки веков.

Хор: Аминь.


Второй антифон

Хор: Хвали, душе моя, Господа. / Восхвалю Господа в животе моем, / пою Богу моему, дондеже есмь.

Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, / в нихже несть спасения.

Изыдет дух его, / и возвратится в землю свою: / в той день погибнут вся помышления его.

Блажен, емуже Бог Иаковль помощник его, / упование его на Господа Бога своего.

Сотворшаго небо и землю, / море и вся, яже в них.

Хранящаго истину в век, / творящаго суд обидимым, / дающаго пищу алчущим.

Господь решит окованныя, / Господь умудряет слепцы.

Господь возводит низверженныя, / Господь любит праведники.

Господь хранит пришельцы, / сира и вдову приимет, / и путь грешных погубит.

Воцарится Господь во век, / Бог твой, Сионе, в род и род.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Хор: Единородный Сыне и Слове Божий, Безсмертен Сый и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, Един Сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас.


ПЕРЕВОД:

Хор: Хвали, душа моя, Господа. / Хвалить буду Господа всю жизнь мою, / петь Богу моему, пока существую.

Не надейтесь на князей, на сынов человеческих, / в которых нет спасения.

Выйдет дух его, / и он возвратится в землю свою, / в тот день погибнут все помышления его.

Блажен тот, кому Бог Иакова – помощник его, / надежда его – на Господа Бога своего.

Сотворившего небо и землю, / море и все, что в них.

Хранящего истину вовек, / совершающего суд обиженным, / дающего пищу алчущим.

Господь освобождает узников, / Господь умудряет слепых.

Господь поднимает поверженных, / Господь любит праведных.

Господь хранит пришельцев, / сироту и вдову Он примет, / а путь грешных обратит в ничто.

Будет царствовать Господь вовек, / Бог Твой, Сион, – в род и род.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, / ныне и всегда и во веки веков. Аминь.

Хор: Единородный Сын и Слово Божие, Бессмертный Сущий и благоволивший ради нашего спасения воплотиться от Святой Богородицы и Приснодевы Марии, неизменно ставший человеком и распятый, Христе Боже, смертью смерть поправший, Один из Святой Троицы, прославляемый со Отцом и Святым Духом, спаси нас!


Песнопение, которым заканчивается второй антифон – гимн «Единородный Сыне», написанный византийским императором Юстинианом в V веке. Этот гимн представляет собой своего рода «символ веры», исповедание православного вероучения о Лице Иисуса Христа – Сына Божия, ставшего человеком.


Службу продолжает еще одна малая ектения, молитва и возглас, после которого хор обычно поет евангельские Блаженства.


Диакон: Паки и паки миром Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

Хор: Тебе, Господи.

Священник: Иже общия сия и согласныя даровавый нам молитвы, иже и двема или трем согласующимся о имени Твоем прошения подати обещавый, Сам и ныне раб Твоих прошения к полезному исполни, подая нам и в настоящем веце познание Твоея истины, и в будущем живот вечный даруя.

Возглас: Яко благ и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, / егда приидеши, во Царствии Твоем.

Блажени нищии духом, / яко тех есть Царство Небесное.

Блажени плачущии, / яко тии утешатся.

Блажени кротции, / яко тии наследят землю.

Блажени алчущии и жаждущии правды, / яко тии насытятся.

Блажени милостивии, / яко тии помиловани будут.

Блажени чистии сердцем, / яко тии Бога узрят.

Блажени миротворцы, / яко тии сынове Божии нарекутся.

Блажени изгнани правды ради, / яко тех есть Царство Небесное.

Блажени есте, егда поносят вам, / и изженут, и рекут всяк зол глагол на вы, лжуще Мене ради.

Радуйтеся и веселитеся, / яко мзда ваша многа на Небесех.


ПЕРЕВОД:

Диакон: Снова и снова в мире Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянув, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим.

Хор: Тебе, Господи.

Священник: Господи, даровавший нам эти общие и согласные молитвы и двум или трем, согласно просящим во имя Твое, обещавший исполнить прошение! Сам и ныне рабов Твоих прошения к полезному исполни, подавая нам в нынешнем веке познание Твоей истины и в будущем жизнь вечную даруя.

Возглас: Ибо Ты – благой и человеколюбивый Бог, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда и во веки веков.

Хор: Аминь.

Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, / когда придешь, во Царствии Твоем.

Блаженны нищие духом, / ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны плачущие, / ибо они утешатся.

Блаженны кроткие, / ибо они наследуют землю.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, / ибо они насытятся.

Блаженны милостивые, / ибо они помилованы будут.

Блаженны чистые сердцем, / ибо они Бога узрят.

Блаженны миротворцы, / ибо они будут наречены сынами Божиими.

Блаженны гонимые за правду, / ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны вы, когда будут поносить вас / и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

Радуйтесь и веселитесь, / ибо велика ваша награда на небесах.


Вся эта структура: ектения – молитва – возглас – пение антифона, – возникла из константинопольского обычая совершать процессии по городу в дни церковных праздников. Верующие переходили из одного храма в другой, воспевая псалмы, а во время остановок читались краткие молитвы. Такой обычай византийской столицы находит параллели и в древнем иерусалимском богослужении, где группы верующих вместе со священниками переходили из главного храма, удобного для собрания множества людей, в другие места, связанные с событиями земной жизни Иисуса Христа или Матери Божией.

Во время пения третьего антифона священник с дьяконом, который несет напрестольное Евангелие, выходят из алтаря и становятся напротив Царских врат. Это – малый вход[21], или вход с Евангелием.

В древности Евангелие хранилось не на престоле, а в отдельном помещении вместе с облачениями и священными сосудами. Перед чтением Апостола и Евангелия диаконы отправлялись в хранилище, приносили книги Писания и читали их, а затем снова уносили в место хранения. Сам вход был началом литургии – собственно, это и был вход в храм всех молящихся вместе с духовенством.

Во время процессии входа священник читает молитву, которая указывает на сослужение Небесных ангельских Сил и восхождение земной Церкви на Небо, к Престолу Божию.


Диакон (тихо): Господу помолимся.

Священник: Владыко Господи Боже наш, уставивый на небесех чины и воинства Ангел и Архангел в служение Твоея славы, сотвори со входом нашим входу святых Ангелов быти, сослужащих нам и сославословящих Твою благость. Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Конец ознакомительного фрагмента.