Вы здесь

Боевое искусство стратегии. Русский стиль. 9 изящных решений. Истоки[11] (И. А. Гришин, 2011)

Истоки[11]

В книге рассматриваются девять стратегических концепций:

1. Прояснение

2. Альтернативы

3. Скрытый ресурс

4. Избыточность

5. Размены

6. Косвенная борьба

7. Превосходство

8. Вынуждение

9. Передряга

Эти концепции древнего происхождения, и их формирование происходило в богатой культурной среде. Искусство И, известное в Китае под названием Вейцы[12], а в Японии под названием И-Го[13], изучалось императором и ближайшим кругом его сановников. Лишь в средние века это искусство начало распространяться в более широких кругах аристократии. Практиковать Го вне пределов Запретного города (в Китае) или вне пределов резиденций даймё[14] (в Японии) было запрещёно на протяжении столетий. С этим, возможно, связано то, что это искусство почти не известно на Западе. Оно было и остаётся достаточно «закрытым» для постороннего взгляда.

При переводе названий концепций на русский язык мы постарались передать полноту их смысла. Авторский перевод с китайского и японского языков, ставший возможным на основе наших многолетних исследований и экспедиций в страны Дальнего Востока, достаточно точно, без серьёзных смысловых искажений, передаёт содержание концепций.

Пробегая взглядом их список, читатель, возможно, «споткнулся» на девятом пункте – странном слове передряга. Эта остановка может быть полезна. Важно сразу предупредить попытку быстро понять «знакомые» слова в списке.

Каким образом из девяти стратегических концепций были получены изящные решения? Авторы подобрались к ним изнутри. Стратегические концепции лежат в самом мыслеметоде руководителя, но применяются[15] через упрощённые формы. Эти формы знает каждый. Каждый, кто воспитывался в русской культуре. Каждый, кто видел их в фильмах, читал в книгах, применял сам по отношению к своим сотрудникам, бойцам, подчинённым. Кто-то согласится понять их как команды. Команды, которые быстры, ясны, понятны и исполнимы. Кто-то захочет предпринять совместно с авторами книги путешествие на тот уровень, на котором эти «команды» рождены.

Почему мы рассматриваем стратегические концепции через призму искусства, которое мало известно широкому кругу российских читателей? Авторы этой книги свыше пятнадцати лет изучают боевые и стратегические искусства древнего Востока. Когда мы говорим о стратегических искусствах, то держим в уме, что возраст некоторых из них насчитывает более 5000 лет. То есть, речь идёт об очень древних стратегических технологиях. Скажем больше, Китай лишь претендует на право родоначальника этих искусств[16]

Авторы предполагают, что стратегическое искусство И принадлежит всей индоевропейской цивилизации, к наследникам которой относится и Россия[17]. На взгляд авторов, для современного русского человека использование древнего искусства стратегии может быть полезно потому, что речь не идёт о «чуждых» ценностях и ином мировоззрении. Стратегическое искусство И воспитывает такие качества, как: широта взгляда, хозяйственность, творческий подход. Те черты характера, которыми издревле славились русские.

Интересно отметить, что русскому человеку освоение этого искусства даётся легче, чем, например, китайцу или японцу. Наши дети удивительно быстро схватывают основы и показывают хорошие успехи. То, что способен изучить русский ребёнок за год, требует от азиатских детей гораздо большего времени [18].

Природная русская склонность к расчёту[19] и аналитическому осмыслению[20], в сочетании с поиском целостной картины мира – те качества, которые особенно быстро развиваются с помощью И. Много ли известно в мире проверенных временем инструментов развития стратегического мышления? И – это, без сомнения, самый древний такой инструмент из всех известных человеческой цивилизации.

В то время как компьютерным шахматным программам с трудом противостоят лучшие шахматные гении планеты, программы по игре Го до сих пор не способны составить конкуренцию даже игрокам среднего уровня. В ближайшие столетия искусственный интеллект, видимо, останется бессилен перед древнейшим стратегическим искусством. Превосходство человеческого разума над машинным раскрывается с помощью Го в полной мере.

Конечно, авторы не могут гарантировать, что изучение Го поможет решить «все проблемы» в бизнесе или в жизни.

Чисто игровое или чисто спортивное отношение к Го может и подчас даёт, скорее, отрицательный результат. Это происходит от того, что древнее искусство стратегии используется не по назначению – в качестве соревнования «кто умнее». Однако во власти каждого взять на себя ответственность и попытаться применить новое знание для своей пользы. Если у императора Китая было время изучать это стратегическое искусство, не значит ли это, что оно способно отвечать даже на сложные вызовы с очень высокого уровня?