Вы здесь

Боевое айкидо. Философия боя. Система обороны. Глава 1. Боевое искусство айкидо (А. Н. Григорьев, 2013)

Глава 1

Боевое искусство айкидо

«Я нахожусь всего лишь на первой ступени айкидо, и я еще продолжаю постигать его… и будущим поколениям оставлю после себя наследие – айкидо!»

М. Уесиба

Айкидо как искусство самозащиты

Айкидо разработано в Японии. В нем объединены практические способы самозащиты, представленные в фехтовании на копьях и мечах, а также в различных эзотерических видах боевых искусств, таких как дзю-дзюцу (у нас более привычно произношение джиу-джитсу), айки-дзюцу и др. И очень важно, что уже с самого начала упор делался на типичном для айкидо единении в одно целое мысли и действия, а также на высвобождении энергии Ки (в китайской традиции – Ци). Совокупность этих характерных особенностей и делает данное боевое искусство привлекательным и интересным, причем заниматься айкидо могут люди любого возраста и пола, а методы тренировок таковы, что позволяют добиваться очень высоких результатов. Имеет значение и то, что самозащита путем применения приемов айкидо дает возможность противостоять как одному нападающему, так и нескольким.

Длительное время к тайнам айкидо мог прикоснуться лишь небольшой круг посвященных. Сейчас, когда о нем написано и рассказано немало, его считают едва ли не самым сложным из боевых искусств, а при высоком уровне овладения им – уникальным и наиболее эффективным методом развития физических и духовных способностей человека. Именно поэтому все расширяется круг последователей этой системы.

Слово «айкидо» состоит из иероглифов – ай («гармония»), ки («внутренняя сила, дух»), до («путь»), что можно перевести как «Путь обретения гармонии энергии сознания, или духа» или «Метод гармонизации энергии», или «Способ координации (согласования) умственной и физической энергии» (рис. 1).

Рисунок 1. Иероглифы ай, ки, до


Основатель айкидо – О’Сэнсэй Морихеи Уесиба – называл его «Путь к гармонии между человеком и Вселенной». Отсюда и цели, которые ставятся перед этой системой, – понимание себя, других и Вселенной; достижение гармонии с самим собой, с окружающими и природой; воспитание уважения к человеку, жизни, традициям, обычаям и к миру вообще. «Цель айкидо заключается в достижении гармонии человека со Вселенной, превращение человека в необъемлемый элемент Вселенной», – писал М. Уесиба.

С позиций техники айкидо представляет собой совокупность изящных и даже изысканных движений. Его приемы элегантны и красивы, плавно перетекают один в другой, превращаясь в своеобразный танец. С точки зрения практики айкидо – это способ самозащиты, могущий использоваться при различных видах атак. При реальной угрозе человек, владеющий айкидо и исповедующий его принцип ненасилия, оставляет первый шаг за противником. Система приемов самозащиты такова, что соперник никогда не получает сколько-нибудь значительных травм, его просто нейтрализуют. Цель айкидо не победа над агрессором, а защита (по словам мастера Мицуги Саотомэ, «пытаясь победить, вы проигрываете»).

Соответствующая реализация самозащиты предоставляет значительное преимущество в тактике и неограниченную свободу маневра в отличие от нападающего, действия которого сужены исключительным желанием атаковать. Например, в айкидо есть прием, называющийся «шихо нагэ», что в переводе означает «четырехсторонний бросок», т. е. у защищающегося имеются полная свобода действий, выбор направления движения в зависимости от обстановки. Или такой пример: ирими («вход») – важная часть техники айкидо. Однако это вовсе не обязательно шаг навстречу противнику. Его воплощение гораздо шире и предполагает перехват инициативы, причем движение может осуществляться в любую сторону – по кругу, спирали, назад, влево, вправо… М. Уесиба учит: «Перед вооруженным мечом противником, на грани жизни и смерти, нужно полностью контролировать свой разум и тело и сохранять абсолютное спокойствие. Немедленно определите замысел противника и, не давая ему ни малейшего шанса осуществить этот замысел, переместитесь, как считаете нужным, – прямо, по диагонали или в любом другом, соответствующем вашему плану, направлении».

Айкидо – это прежде всего самозащита, но отнюдь не пассивная.

В айкидо нет понятия атаки в том смысле, как это принято в различных видах борьбы. Она строится на ответных действиях, защищающих от неспровоцированной агрессии: можно удачно избежать атаки противника, дезориентировать его, вывести из равновесия, прижать к полу… При этом энергия атаки нападающего постоянно контролируется, усиливается и переориентируется на него. Отсюда колоссальное разнообразие приемов, которые невозможно абсолютно одинаково повторить дважды; отрицание приверженности к одному, даже очень эффективному методу.

Чтобы защита была надежной, необходимо сохранять свободное сознание, которое сможет уловить малейшее изменение обстоятельств и тут же адекватно среагировать на него. Выдающийся мастер Мицуги Саотомэ по этому поводу говорил так: «Движение защиты – это не игра, это очень серьезная вещь. Когда враг пытается вас убить, у вас есть один выбор: остаться жить или умереть… Занятия айкидо учат ваше тело быть гибким и восприимчивым, они учат ваше сознание сохранять спокойствие, а ваш взор – сохранять ясность, чтобы страх, злость или отсутствие уверенности не мешали вашему телу двигаться…»

Будучи искусством самозащиты, айкидо признает, что при внешней агрессии каждый вправе защитить себя. Вопрос в том как. Это полностью определяется уровнем его индивидуального физического или духовного развития. Если он низок, то реакция человека скорее всего окажется неадекватной, непродуманной и поэтому неэффективной. Неподготовленный человек постарается причинить нападающему максимально возможный для него вред; обученный боевому искусству нанесет серьезные травмы или убьет; владеющий айкидо сумеет мягко нейтрализовать даже грубую силу, контролируя все аспекты защиты и нападения. Это дает возможность защититься, не нанося атакующему увечий.

Айкидо не только позволяет защитить себя, но и предлагает технику, дающую возможность сделать это наиболее результативно. При этом всегда имеется в виду, что защищающийся ответствен за непричинение ущерба здоровью нападающего. Ведь он стоит на низкой ступени, а вы ориентированы на достижение высшего уровня, на котором можно защитить себя без применения грубых способов, а только опираясь на свои способности и знание техники.

Перед нами своеобразная и сложная концепция самообороны, которая своей трактовкой слова «защита» отличает айкидо от других видов боевых искусств.

Основатель и истоки айкидо

Айкидо относится к японским боевым искусствам, но пользуется популярностью и широко распространено во всем мире. Это можно объяснить природой самого айкидо, а также личностью его основателя – Морихеи Уесиба – и его выдающихся учеников и последователей.

Морихеи Уесиба родился 14 декабря 1883 г. Он был невысокого роста, рос довольно болезненным ребенком, физически не слишком сильным, подвижным играм предпочитал чтение книг и рассказы о своем прадеде-самурае Кичиемоне. От своего отца он унаследовал решительность и упорство самурая, интерес к общественной деятельности, от матери – любовь к искусству, литературе и религии. Он посещал школу сумо и плавания, куда отдали его родители в надежде укрепить здоровье Морихеи.

Когда ему исполнилось 18 лет, Уесиба перебрался в Токио, где пытался попробовать себя в бизнесе. Именно в это время он заинтересовался боевыми искусствами, начал заниматься дзю-дзюцу и кэндо (фехтованием на мечах). Однако из-за болезни он вынужден был вернуться домой.

С 1903 г. Уесиба служит в армии, где очень быстро продвигается по службе, чему в немалой степени способствовали его энергичность и мастерство владения мечом и штыком. Он участвует в Русско-японской войне 1904–1905 гг., после которой выходит в отставку и отправляется домой. Там Морихеи возобновил занятия дзю-дзюцу под руководством мастера Такаки Киеччи. Здесь же он встретился с выдающимся мастером дайто-рю-айки-дзюцу Такедой Сокаку, который оказал на него большое влияние. (Сокаку был наставником школы древнего клана самураев Такеда. Уесиба вспоминал, что мастер обучал исключительно детей знатных родителей. Чтобы учиться, Морихеи нанялся к нему на службу и за каждый освоенный прием выплачивал 300–500 иен. За 5 лет, что Уесиба провел на Хоккайдо, учитель занимался его обучением не более 3 месяцев.)

После смерти отца в 1920 г. Уесиба меняет свою жизнь, начинает изучать философию, религию и др. Духовная личность Морихеи сформировалась под воздействием Дегучи Онисабуро, известного религиозного деятеля, кредо которого составляла проповедь ненасильственного сопротивления (с 1919 г. Уесиба состоял в религиозной организации Омо токё, которую возглавлял Онисабуро). К этому времени Уесиба приобрел славу известного мастера, владеющего джиу-джитсу, кэндо, айки-дзюцу. Онисабуро рекомендуем ему открыть школу боевых искусств, что он и сделал. Обладая глубокими познаниями в этой области и имея продолжительную практику, Уесиба смог сформировать собственную форму будо («воинского искусства»), которое в 1938 г. получает название сначала «айки-но мити» («дорога айки»), потом «айки-будо» («боевой путь айки»), что подчеркивало философскую и духовную сущность нового вида боевого искусства. Развитие его, однако, сдерживала начавшаяся Вторая мировая война, хотя Уесиба и продолжает работать над его усовершенствованием. События военных лет, окружающая жестокость и царящий вокруг шовинизм потрясли мастера. Он решает изменить название своего детища. С февраля 1942 г. айки-будо именуется айкидо. Уесиба говорил об этом: «Так как слова «гармония» и «любовь» могут выражаться словом «ай», я решил назвать свое уникальное будо – айкидо. Слово «айки» и уходит корнями в прошлое, но то значение, в котором употребляли его воины прошлого, коренным образом отличается от того смысла, который я вкладываю в это слово. В айки я вкладываю свое значение: айки – это не прием, с помощью которого побеждают врага, айки – это путь примирения всего мира, путь, который должен объединить все живое в одну семью».

Результатом подвижнической деятельности Уесибы стал комплекс, включающий несколько тысяч приемов. В большинстве своем это болевые захваты и замки рук в сочетании с бросками, в процессе которых активно используются биоэнергетический потенциал организма человека. Психофизической основой айкидо является продолжительный аутотренинг. В 1920-е гг. были сформулированы и программные положения школы: «Подлинное воинское искусство не должно иметь ничего общего ни с грубой физической силой, потребной лишь для того, чтобы свалить противника, ни тем более с каким-либо смертоносным оружием, приводящим мир к разрушению. Подлинное воинское искусство призвано, избегая жестокой борьбы, регулировать всеобщее «ки» (вселенскую биоэнергию), сохраняя мир, позволяя расти и развиваться всему в природе. Таким образом, упражнения в воинском искусстве любого вида не должны иметь целью уничтожение противника, а наоборот – вырабатывать в нас чувство любви и уважения к окружающим».

После войны, в период всеобщего духовного упадка Уесиба решается продемонстрировать свое искусство людям с целью помочь им обрести душевное равновесие и уверенность в будущем. Успех превзошел все ожидания, айкидо очень быстро распространилось по стране, узнали его и в других государствах. У великого мастера появились многочисленные ученики. В 1948 г. была создана Айкикай – Ассоциация айкидо, вопросами организации и деятельности которой стал заниматься Киссемару Уесиба, его сын. Сам гениальный учитель уехал в Ивама, где открыл духовный центр айкидо – храм Айки. Это место поклонения сорока трем богам, которые покровительствуют и дают силу айкидо.

Морихеи Уесиба умер 26 апреля 1969 г. Ежегодно 29 апреля в храме Айки проводятся богослужения в память о нем.

После смерти основателя в айкидо многое изменилось. В настоящее время существуют многочисленные направления, которые в той или иной степени ассоциируют себя с этим боевым искусством. Назовем некоторые из них.

Айкикай Со Хомбу (это стиль, разработанный Морихеи Уесибой, который продолжал сначала его сын Киссёмару Уесиба, а потом его внук Моритеру Уесиба); Ивама-рю (стиль мастера Морихиро Сайто); Айкидо школы Уесиба (стиль мастера Мицуги Саотоме); Йосикай Айки-до (стиль мастера Годзо Сиода) и др.

При изучении айкидо нельзя забывать об его истоках. Япония – страна, которой в области боевых искусств отводится особое место, поскольку их техники разнообразны, систематизированы, совершенны, сопровождаются философскими идеями, бла годаря которым они не только сохранились, но и достигли более высокого уровня, отойдя от исключительно утилитарного использования. В японских боевых искусствах представлены техники боя как с применением оружия, так и без него. Ко второй группе относятся дзю-дзюцу, айки-дзюцу и карате, которые с древних времен формировались и развивались параллельно. Дзю-дзюцу, айки-дзюцу сложились в среде воинов и предназначались для того, чтобы во время боя уметь сражаться без оружия. Поэтому в их техниках немало общего. Различие состоит в том, что айки-дзюцу – принадлежность воинской элиты – самураев (кроме того, на него сильное влияние оказали китайские воинские искусства), а также в том, что в их основе лежат разные философские концепции. Карате (более раннее название – «окинава-тэ» – «рука Окинавы») было распространено среди обычных людей Окинавы (спорной территории Японии и Китая). Но в айкидо можно найти их элементы, причем в более продвинутом виде.

Айкидо представляет собой не просто приемы самозащиты, это путь объединения физического и духовного начал, развития и самосовершенствования человеческой личности. В его основе лежит древнее искусство айки-дзюцу, включающее аутотренинг, психофизическую саморегуляцию, для того чтобы быть способным концентрировать и активизировать Ки, повышать приспособительные возможности организма в конкретной ситуации для нейтрализации агрессора. Точно так же, как в айкидзюцу, в айкидо Уесиба придавал особое значение психической и соматической релаксации, благодаря которой можно удерживать внутреннее равновесие и спокойствие независимо от степени напряженности ситуации и обращать атакующую силу противника на него самого. Увлекая его своими плавными движениями, как будто поддаваясь и противопоставляя натиску свою якобы податливость, мастер вынуждает соперника двигаться в заведомо невыгодном направлении и падать в пустоту под воздействием инерции своего движения. При этом владеющий айкидо, совершая движения и перемещения, остается устойчивым, сохраняет координацию движений и абсолютное душевное спокойствие.

Движения айкидо при взгляде со стороны кажутся воплощением легкости и элегантности, а в действительности они наполнены огромной внутренней силой, которую мастер реализует в нужный момент и с необходимой скоростью. В айкидо практикуются кругообразные движения вокруг собственной оси, что очень похоже на вращение волчка. Заставляя противника перемещаться по плавной, округлой траектории, мастер, вращаясь вокруг оси, втягивает соперника в свое движение, чем нарушает его равновесие. Усилить воздействие в определенных случаях можно посредством применения болевого приема. Отсюда понятно, насколько важно иметь не только отличную физическую подготовку и мастерски владеть техникой айкидо, но и быть психологически натренированным, чтобы не терять самообладания.

Кроме приемов айки-дзюцу, Уесиба использовал и искусство дзю-дзюцу («мягкое искусство»), в частности принципы гибкости и изворотливости; из кен-дзюцу заимствовал движения рук, способы перемещения и искусство избегать ударов; из яридзюцу – ирими («вход в схватку»); традиции дайторю, кито-рю (школ в которых он обучался в свое время), а также других японских и китайских видов боевого искусства, причем он существенно их модернизировал.

В духовном плане особенности айкидо восходят к религиозно-философским истокам (синто, буддизму, омото-кё). На их основе Уесиба сформулировал пять постулатов айкидо.

1. «Айкидо – это путь, который вечно объединяет все пути Вселенной; это Универсальный разум, который содержит все и все объединяет».

2. «Айкидо – это истина, которой учит Вселенная и которая должна применяться к нашим жизням на Земле».

3. «Айкидо – это принцип и путь, который объединяет человечество с Универсальным сознанием».

4. «Айкидо придет к своему завершению, когда каждый, кто следовал своему истинному пути, станет одним целым со Вселенной».

5. «Айкидо – это путь силы и сострадания, который ведет к бесконечному совершенству и вечно растущей славе Бога».

Философия и принципы айкидо

Об айкидо говорят, что это самое философское из всех известных боевых искусств. Это так и есть, тем более что и сам основатель «Пути гармонии» говорил по этому поводу следующее: «Нет философии – нет айкидо». М. Уесиба – великий мастер боевых искусств, однако, будучи глубоко верующим человеком, он много времени и сил отдал исканиям духовным. Пережив в 1942 г. просветление, Уесиба беседовал со своими учениками о философии айкидо, а также говорил со всеми, кому требовался его мудрый совет.

Его высказывания были революционными и одновременно имели глубокие корни в классической традиции. Жизнь самураев, известных своим бесстрашием и презрением к смерти, была такова, что делала их не только воинами, но и философами. Но до этого немало лет уходило на обучение и приобретение опыта. Уесиба прошел суровую школу жизни, и его мудрость – это итог напряженных тренировок и результат глубоких духовных поисков и размышлений.

Философская система айкидо построена на определенных принципах, понять которые можно из отдельных высказываний О’Сэнсэя, сделанных им в разное время. И самыми важными из них являются:

1) благодарность Вселенной за дарованную жизнь. Как говорил мастер Уесиба, «когда вы кланяетесь Вселенной, она кланяется в ответ; когда вы произносите имя Бога, оно эхом отзывается внутри Вас»;

2) благодарность предкам и предшественникам (прародителям, учителям, первооткрывателям и др.), жившим до нас и оставившим нам культуру и традиции;

3) благодарность окружающим людям за то, что они строят дома, растят хлеб, поддерживают нас и т. д. Уесиба говорил: «На самом деле у меня нет учеников. Вы – мои друзья, и я учусь у вас. Я продвинулся настолько далеко только благодаря вашим упорным тренировкам. Я всегда благодарен за ваши усилия и сотрудничество. По определению, Айкидо означает взаимодействие со всеми, взаимодействие с богами и богинями всех религий»;

4) благодарность растениям и животным, дающим нам хлеб насущный.

Любая философская система опирается на нравственные принципы. В айкидо это:

1) добродетель храбрости, под которой подразумеваются «смелое действие», «храбрая отдача» и «доблестная жизнь». Благодаря этой добродетели развиваются сила воли и решительность. Айкидо учит действовать на высших уровнях и побеждать честно, поэтому для него неприемлемо нападать на доступные цели, поэтому оно отдает первый удар противнику.

По словам основателя Уесибы, «победа, к которой мы стремимся, в том, чтобы преодолеть все вызовы и сражаться до конца, достигая своих целей». Символ добродетели храбрости – огонь;

2) добродетель мудрости, которой можно достичь, если никогда не останавливаться и не прекращать учиться. По этому поводу Уесиба сказал: «Учитесь и тренируйтесь, а потом размышляйте над своим продвижением. Айкидо – искусство глубокого изучения, искусство знания». Символ – небеса как знак всеобъемлющего знания;

3) добродетель любви, о которой Уесида говорил следующее: «В истинном будо нет врагов. Истинное будо – это проявление любви. Путь воина не в том, чтобы разрушать и убивать, но способствовать жизни, непрерывно созидать. Любовь – это божество, которое действительно может защитить нас. Без любви ничто не может процветать. Если не будет любви между людьми, это будет концом нашего мира. Любовь рождает тепло и свет, который поддерживает мир». Символ любви – Земля;

4) добродетель сочувствия. Философия не существует в пустоте. Поэтому всегда следует думать о том, как те или иные наши поступки и действия отражаются на окружающих людях и на мире вообще. Если понимание айкидо неприложимо к сфере человеческих взаимоотношений, то ценность его невелика. О’Сэнсэй говорил: «Прежде всего, Вы должны привести в порядок свою собственную жизнь. Затем Вы должны узнать, как сохранить идеальные взаимоотношения в собственной семье. После этого Вы должны стремиться улучшить условия в своей стране и, наконец, жить в гармонии с миром в целом».

Жизнь несовершенна и часто несправедлива, человек страдает от болезней, старости, потери близких, но добродетели айкидо помогают выстоять и принимать то, что каждому предназначено. Философия айкидо, призывая нас становиться храбрее, мудрее, более внимательными и любящими, дает средство справиться с теми вызовами, которые предлагает нам жизнь.

«Каждый день человеческой жизни содержит радость и гнев, боль и удовольствие, темноту и свет, рост и распад. Каждый момент оставляет неизгладимый след в соответствии с великим замыслом природы. Не отрицайте и не выступайте против космического порядка вещей. Радостно, с нетерпением ждите каждого нового дня и примите все, что бы он ни принес» (М. Уесиба).

Итак, айкидо – это относительно молодое боевое искусство, однако вобравшее в себя подходы и мировоззрение, насчитывающие тысячелетия. Главное, что отличает его от других видов спортивных единоборств, состоит в том, что в айкидо придается особое значение подлинному духовному развитию. Идея айкидо в том, что, даже не будучи сильным физически, можно справиться с мощным противником благодаря блестящей технике, подвижности ума и гармонии со Вселенной («Когда на меня нападают, я остаюсь спокойным, меня ничто не связывает ни с жизнью, ни со смертью. Я все передаю в руки духа Вселенной», – говорил М. Уесиба).

Практикующий айкидо должен еще до нападения мысленно проститься с жизнью, что позволит ему слиться с противником. Такое состояние, при котором сознательное мышление отсутствует, японцы называют «мусин». При этом рассудок и тело превращаются в единое целое и функционируют, ведомые исключительным внутренним чувством и силой духа. Овладев этим искусством, можно перемещаться с огромной скоростью и в ситуации, когда дело решают секунды, действовать невероятно быстро. Когда встречаются равные по всем параметрам противники, тот из них будет обладать преимуществом, у кого разум доведен до состояния мусин, чье внимание безгранично. Имея духовное превосходство, можно одержать победу еще до схватки.

Традиционно айкидо относится к боевым видам искусства, но по своей сути оно есть шаг в развитии будо в сторону воцарения в мире гармонии и рассматривания конфликта, который является неотъемлемой частью жизни, в качестве дисбаланса, который необходимо разрешать на основе доброй воли. Айкидо уважает право каждого человека на безопасность и здоровье и исключает наказание и месть.

Айкидо базируется на ряде принципов, одним из которых является принцип несопротивления, поскольку чем сильнее сопротивление, тем агрессивнее нападение. На него опираются в различных боевых искусствах наряду с положением, что каждое прямолинейное воздействие на человека обязательно встречает ответную реакцию. Айкидо предлагает двигаться по траектории атаки («Позвольте противнику идти и поворачиваться, когда он хочет, помогите ему согнуться в том направлении, в каком он хочет, а потом дайте ему возможность упасть там, куда он стремится»).

В айкидо принято, что любой человек обладает жизненной энергией (Ки), которую можно направить в нужную сторону, если сосредоточить ее в хара (центре). В соответствии с этим в айкидо единый для разных боевых искусств принцип несопротивления трансформируется в принцип ведущего контроля («Не препятствуйте движению своего противника в любом направлении, дайте ему возможность двигаться туда, куда он хочет, но любое его движение должно происходить под вашим контролем. Нельзя расслаблять внимание»).

Айкидо – это прежде всего гармония, без нее оно становится обычным спором для выяснения того, кто сильнее или быстрее. При атаке гармония нарушается, айкидо преследует цель ее восстановления. Принцип ведущего контроля и есть первый шаг на пути решения этой задачи. С его помощью можно переориентировать действие в нужное направление и контролировать его.

Айкидо активно использует энергию Ки, которая концентрируется в хара и распространяется вовне. Эти два принципа (сосредоточения и выброса Ки в нужном направлении) предполагают кругообразность и сферичность действия. Атака направляется по многочисленным кругам, центром нейтрализации которых является хара. Поэтому многие приемы в айкидо строятся на вращении, бросках в круг, еще раз подтверждая, что прямолинейный (поэтому и самый короткий) путь не всегда самый действенный и эффективный.

В основе айкидо лежат плавные движения, которые похожи на поток воды, которая, несмотря на свою мягкость и податливость, может быть и разрушительной. Мастер, как водой, заполняет пространство, в котором нападающее и защищающееся действия сливаются и далее управляемые защитой направляются против агрессора. Принцип слияния – еще один принцип айкидо. Являясь фактором обороны, он, кроме того, содержит и психологический аспект: мастер как будто видит сознание соперника и чувствует, что тот хочет сделать. В обыденной жизни мы бы сказали, что мастер айкидо может поставить себя на место другого, способен к сопереживанию («В айкидо мы контролируем разум противника прежде, чем видим его, т. е. мы как бы поглощаем его»).

Айкидо не просто искусство самозащиты, его техника и движения пронизаны элементами философии и психологии, законами динамики. Поэтому, овладевая приемами, мы тренируем разум, укрепляем и поддерживаем здоровье и развиваем доверие к себе. В айкидо чисто физическая сила не работает, она всегда контролируется сознанием. Поняв и освоив искусство манипуляции чужим сознанием, можно управлять соперником, используя его силу. Поэтому высокое мастерство айкидо позволяет женщине и даже ребенку нейтрализовать физически крепкого мужчину.

Есть только один путь отточить искусство айкидо – тренировки, но нельзя ограничиваться только додзё.

В айкидо большое значение придается элегантности и точности движений. Их отрабатывают с самого начала. Есть мнение, что айкидо – это боевое искусство для интеллигентных людей.

В занятиях айкидо важна и уравновешенность. Чем более напориста атака, тем большую мягкость необходимо проявлять. Выверенные и осознанные действия лучше слепой агрессии.

С постижением принципов и техники айкидо дух конкуренции исчезает. Многое из того, что человек узнал и понял на татами, он переносит в обыденную жизнь и применяет в своей деятельности.

Лучше всего объяснял суть, принципы и философию айкидо его создатель, в духовном наследии которого можно прочитать следующее.

«Айкидо не является средством победы над врагами. Айкидо – средство установления мира и братской любви между людьми.

Айкидо – это несопротивление, а потому всегда победа.

Не имеющий гармонии в душе проигрывает с самого начала.

Поместите Великую и Вездесущую Божественную Любовь в ваше сердце и ваше Будо станет настоящим и созидательным.

Соревнования, а значит и связанные с ними победы и поражения не являются Истинным будо. Истинное Будо не знает поражения. «Не быть пораженным» означает «Никогда не сражаться».

Настоящая победа – это победа над самим собой. Практика является основой овладения вашим Ки.

В Айкидо необходимо сознание, направленное на установление мира и гармонии в природе.

Истинное Будо – это работа во имя Любви. Любовь – Хранитель Божественности и всего сущего. Айкидо является реализацией Божественной Любви.

Айкидо, лишенное привязанности к чему-либо, поддерживает и защищает все сущее в этом мире, не делая различий.

Мы беспрестанно выступаем против каких-либо битв и войн. Вот почему мы строго запрещаем реальные схватки и матчи в Айкидо. Сила Любви очищает и соединяет партнеров в Айкидо в одно целое.

Понимайте Айкидо: во-первых, как Будо; во-вторых, как средство создания единой семьи людей. Айкидо служит не кому-то лично, не отдельной нации или государству. Его цель – практическое претворение Божественного Промысла.

Ввиду того что слова «гармония» и «любовь» (иероглиф «ай») по-японски пишутся по-разному, а звучат одинаково, я решил назвать свой вид уникального Будо – Айкидо, хотя само слово «Айки» известно с древних времен. Однако смысл, который вкладывали бойцы Будо в это слово раньше, принципиально отличается от моего.

Секрет Айкидо в достижении гармонии со Вселенной и совместном движении с ней. Тот, кто познал секрет Айкидо, может сказать:» Вселенная – это я».

Я никогда не был поражен врагами не потому, что я был быстрее их – это вообще не вопрос скорости. Они проигрывали еще до того, как начинали атаковать. Как только противник пытается атаковать меня, а значит и саму Вселенную, – это значит, что он пытается разрушить ее. С того момента, когда он пытается остановить меня или атаковать, он уже поражен. Скорость здесь не имеет никакого значения.

Не смотрите противнику в глаза, иначе ваше сознание будет притянуто ими. Не смотрите на его меч, иначе он вас зарубит. Не смотрите на противника, иначе ваше духовное равновесие будет разрушено. Истинное Будо есть культивация духовного притяжения, которое привлекает противника к вам. Я так всегда и делаю, чтобы остаться на верном пути. Даже если партнер находится сзади меня, этого достаточно. Когда он атакует, он поразит сам себя своим намерением атаковать. Я – одно целое со Вселенной. У Уэсибы нет врагов. Ошибаются те, кто думает, что Будо – средство стать сильным и победить всех врагов. В Истинном Будо нет врагов. Истинное Будо означает быть в центре Вселенной.

Когда меня спрашивают: «Верно ли, что ваши принципы Айки-Будо взяты из религий?» – я говорю: «Нет. Мои истинные принципы Будо проливают свет на религии и ведут их к завершению».

Я спокоен, как бы и где бы меня не атаковали. Я не привязан ни к жизни, ни к смерти. Я предоставил все Провидению Божьему. Находясь между привязанностью к жизни и смерти, предоставьте все Создателю, и тогда, когда вас атакуют, и тогда когда живете обычной жизнью.

В Айкидо мы контролируем сознание противника до того, как увидим его. Мы притягиваем его к себе. Мы идет по жизни с таким притяжением нашего Ки и пытаемся установить полный взгляд на мир.

Истинное Будо – это защита с любовью всего сущего на земле, с миром и покоем в душе. Позвольте каждому развиваться своим путем. Те, кто хочет изучить Айкидо, должны раскрепостить свое сознание прислушаться к искреннему голосу Природы через Айки и неустанно тренировать это. Начните старательно развивать свой Дух (свое Ки).

Встать на путь «До» – познать Промысел Божий и претворить его на практике. Шаг в сторону – и вы сошли с Истинного Пути.

Желаю внимательным людям прислушаться к голосу Айкидо не для того, чтобы учить других, а для очищения собственного сознания. Это и есть миссия айкидо.

Мы можем сказать, что Айкидо – средство победить дьяволов чистотой своего Ки, а не мечом. Это означает превратить мир дьявольских соблазнов в Мир Высокого Духа. Это и есть Айкидо».

Атрибуты и этикет в айкидо

Для занятий айкидо предназначается униформа, которая практически не отличается от той, что носят практикующие дзюдо и карате.

Она состоит из куртки (кэйкоги, доги, ги), брюк, пояса (оби) определенного цвета и в соответствующих случаях – из хакама (рис. 2). Комплект дополняют сандалии – дзори.

Первое упоминание о техниках айки встречается в японских хрониках VIII в., в частности в легенде о двух божествах Синто, – Такэ-ми-кадзути-но-ками и Такэ-минаката-но-ками. Состязаясь, Такэ-ми-наката захватил запястье Такэ-ми-кадзути, которое мгновенно обернулось сначала ледяным столбом, а потом лезвием меча. Такэ-ми-наката, испытывая благоговейный страх, отскочил в сторону. Когда Такэ-ми-кадзути проделал то же самое, запястье Такэ-ми-наката переломилось, словно тростинка. Он признал победу соперника и в ужасе удалился. Так и мастера айки умеют превращать свои руки в лезвия мечей и железные дубинки.

Рисунок 2. Униформа для занятий айкидо: 1) ги; 2) хакама; 3) дзори


Брюки сшиты из ткани белого цвета, они имеют свободный в бедрах покрой и завязываются тесемками. Куртка с запахом (левая пола должна быть сверху независимо от пола) сшита из плотной белой ткани, не имеет пуговиц.

Пояс шириной 5–6 см дважды оборачивается вокруг тела и завязывается плоским узлом (рис. 3), который должен находиться на 5 см ниже пупка, т. е. центра тяжести (хара), что не мешает сосредоточивать внимание на этой зоне. Концы пояса обязательно должны быть одинаковой длины.

В различных культурах есть слова, обозначающие гармонизирующую энергию – Ки. В Древнем Риме – аура, в Индии – прана, в Китае – Ци, или Ни, в Японии до Второй мировой войны – рэйки, или рэйси.

Завязывая оби, надо следить за тем, чтобы он не перекручивался за спиной, иначе при падении не исключено травмирование.

Рисунок 3. Способ завязывания оби


Пояс выполняет две функции – фиксирует куртку и указывает на степень мастерства своего хозяина (при этом в каждом клубе могут быть свои правила, например занимающиеся могут носить пояса только белого, коричневого и черного цвета). Например, в стиле ёсинкан принята такая градация:

1) белый пояс – восьмой, девятый и десятый кю;

2) желтый пояс – седьмой кю;

3) оранжевый пояс – шестой кю;

4) зеленый пояс – пятый кю;

5) синий пояс – четвертый кю;

В хрониках Кодзики говорится о двух божествах – Таками-мусуби и Ками-мусиби, воплощающих принципы инь и ян и с помощью мусуби (созидательной энергии) сотворившие мир. Она представлена и в техниках айки, где укэ и нагэ объединяют свою Ки.

6) коричневый пояс – третий, второй и первый кю;

7) черный пояс – от первого дана и выше.

После занятия форму нужно сложить, соблюдая правила (рис. 4).

Рисунок 4. Последовательность складывания кэйкоги


Мужчины, имеющие дан, и женщины с третьего разряда кю получают право носить юбку-брюки (хакама). (Ги изначально представляло собой нижнее белье, поверх которого самураи носили хакама, чтобы предохранять ноги всадника от кустов и т. п. После упразднения класса самураев им удалось сохранить за собой эту одежду как знак отличия от простолюдинов. Кроме того, за хакама движения ног были не видны, что давало определенное преимущество в бою, а сейчас этот атрибут делает движения айкидока изящными и пластичными.) Этой традиции придерживаются в большинстве школ айкидо. Хакама бывает темно-синего или черного цвета. На ней заложены семь складок – пять спереди и две сзади, причем каждая имеет особое название и значение (табл. 1).


Таблица 1

Значение складок на хакама

Хакама носят поверх брюк и завязывают низко на бедрах (рис. 5). Ее длина должна доходить до щиколоток, иначе она создавать помехи при движении.

Рисунок 5. Способ надевания хакама

В айкидо физическая сила мышц объединяется и фокусируется в одной точке (в руке, плече и др.), превращаясь в сфокусированную силу.

Как и ги, хакама нужно уметь правильно складывать (рис. 6).

Рисунок 6. Последовательность складывания хакама


В практике айкидо находят применение некоторые виды оружия (рис. 7).

Рисунок 7. Оружие ученика айкидо (айкидока): 1) боккэн; 2) дзё; 3) танто


Боккэн – японский деревянный меч, изготовленный по образцу катаны, причем это слово используют исключительно за пределами Японии. Сами японцы деревянное оружие именуют словом «бокуто», которое переводится тоже как «деревянный меч», но пишется другими иероглифами.

Время появления боккэна неизвестно, но это оружие такое же древнее, как и японские мечи вообще. В Средние века с его помощью готовили воинов. Сохранилась история, связанная с боккэном и знаменитым фехтовальщиком Миямото Мусаси, который победил противника Сасаки Кодзиро боккэном, который он выстрогал из весла, пока на лодке добирался до места поединка.

Боккэны изготавливают из древесины твердых пород, например из дуба, бука и др. Часто их пропитывают тем или иным составом (морилкой, древесной смолой и пр.), чтобы увеличить плотность материала и вес изделия. Это необходимо для того, чтобы боккэн мог выдерживать достаточно сильные удары, которые на тренировках могут наноситься боккэнами или дзё.

Боккэн имеет определенную длину – 95– 105 см, длина рукояти составляет 25–27 см, клинка – 76–78 см (в идеале длина боккэна должна равняться расстоянию от пола до пояса айкидоки). Эксклюзивные деревянные мечи украшают резьбой.

Боккэн применяется в качестве альтернативы настоящему мечу, но, несмотря на то что он деревянный, им могут быть нанесены серьезные раны и ушибы. Поэтому занятия с боккэном проводятся в присутствии инструктора. Его применяют для отработки субури и практики.

В Японии к боккэну относятся с большим пиететом. Его переносят в специальном чехле, отсутствие которого расценивается как ношение холодного оружия.

Дзё представляет собой деревянный шест, длина которого может варьироваться в зависимости от школы и области применения, но обычно она равна 128 см при диаметре 24–30 мм. С дзё упражняются в айкидо, хотя существует особое искусство владения дзё – дзё-дзюцу («искусство шеста»). Занятие, которое проводится в айкидо с использование шеста, называется айки-дзё. Шестом можно наносить различные удары – прямые тычковые (цуки), рубящие в направлении сверху вниз (кэсагири), косые рубящие по туловищу и ногам (ути).

Кроме того, с помощью дзё блокируют удары руками и оружием.

Деревянный шест по сравнению с мечом был простым оружием, доступным для любого простолюдина, но, несмотря на это, самураи признавали его эффективность и применяли, тем более что занятия айки-дзё развивали ощущение дистанции (маай).

В разных школах техника работы с дзё может иметь определенные отличия, хотя есть базовые приемы, в частности самозащита от атаки с дзё; спарринг дзё против дзё; спарринг дзё против меча; броски с помощью дзё при нападении вооруженного или безоружного противника.

Основу айкидо составляют круговые движения, благодаря которым можно переориентировать силу другого человека, не вступая в непосредственное столкновение с ней; можно вплотную приблизиться к укэ и быстро реализовать ту или иную технику. Охватывая его движение своим круговым, можно целиком увести его силу. Важно не только это, но и то, что круговое движение позволяет перенаправить силу, не обрывая потока энергии.

Танто («короткий меч») – японский нож или кинжал длиной от 15–30 см. Клинок бывает односторонним или обоюдоострым. Он признан национальным достоянием Японии. Его изготавливают только мастера, имеющие особую лицензию (с 1945 г. выдано всего 600 лицензий). Принято считать, что танто, катана и вакидзаси – это «один и тот меч, но разного размера».

Нож, который применяют на тренировках айкидо, носит название «боку-танто» – «деревянный танто».

Для персонального оружия должен быть специальный футляр или, по крайней мере, оно должно быть завернуто в ткань. Несмотря на то что оно может использоваться не всегда, оружие следует приносить на каждое занятие. Перед тренировкой его надо извлечь и положить рядом с татами (причем острием его нельзя направлять в сторону камизы), чтобы при команде инструктора его можно было легко взять.

Место, где проходят тренировки по айкидо, называется додзё – «место, где постигают Путь». Так в буддизме назывался зал для медитаций, концентрации дыхания и других практик, в которых упражнялись монахи. Со временем словом «додзё» начали обозначать место, посвященное изучению дисциплин, не связанных с религией, например каллиграфии, танцев, фехтования и др.

Пространство, где непосредственно проходят тренировки, должно быть ровным, достаточно мягким, чтобы при падениях и кувырках не травмировать занимающихся, но при этом и довольно твердой, чтобы не вредить ногам и не создавать препятствий для плавных, но быстрых движений, которые есть основа айкидо.

В Японии это место застелено татами – матами, изготовленными из рисовой соломы или другого растительного сырья и обтянутыми тканью. Нередко татами кладут на раму, выполненную из деревянных реек, на которую натянута стальная проволока, благодаря чему эластичность татами еще более возрастает.

В других странах, где традиционное татами может отсутствовать, его заменяют борцовскими матами, пенорезиновыми коврами и пр. Как правило, они обтянуты брезентом и лежат на упругом деревянном основании, а оно – на бетонном полу.

Пространство для занятий бывает квадратной или прямоугольной формы. Каждая его часть именуется по-разному согласно этикету, принятому в данном додзё.

Главная часть татами называется камидза («верхнее место»). Оно предназначено для мастера, почетных гостей и должностных лиц клуба. Это место нельзя перепутать с другими, поскольку здесь традиционно висит портрет О’Сэнсэя Уесибы или свиток с текстом философского содержания. В Японии тут стоит помост с эмблемой зала, церемониальным барабаном, мечами и другими атрибутами.

Конец ознакомительного фрагмента.