Пролог
Я не верю в богов, но если они существуют, то это пограничники.
Основным признаком государства является наличие территории и четко обозначенных ее границ, в пределах которых в полном объеме реализуется суверенитет и независимость страны. Это определяет особую роль Пограничной службы в системе мер, обеспечивающих безопасность и территориальную целостность государства. Охрана государственной границы РФ на суше, море, реках и иных водоемах возлагается на пограничную службу. Находясь на передовых рубежах, подразделения, непосредственно охраняющие государственную границу, выполняют задачи по пресечению любых попыток проникновения на территорию Российской Федерации нарушителей границы, агентуры спецслужб иностранных государств. Правда, сегодня угрозы носят преимущественно невоенный характер. Угрозой является трансграничная преступность, международный терроризм, наркотрафик, нелегальная миграция, контрабанда.
Сначала несколько определений.
Государственная граница Российской Федерации – линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) России, пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.
Охрана государственной границы производится Пограничной службой ФСБ России в пределах приграничной территории, а также Вооруженными силами России (войсками ПВО и ВМФ) – в воздушном пространстве и подводной среде. Обустройством пограничных пунктов ведает Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации.
Пограничные столбы на российско-белорусской границе
Россия граничит c 18 государствами: Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей, Белоруссией, Украиной, Грузией, Азербайджаном, Казахстаном, КНР, Монголией, КНДР, Японией и США, а также частично признанными Республикой Абхазией и Южной Осетией. Протяженность российской границы (без учета присоединения Крыма в 2014 году) составляет 60 932 км, в том числе 38 000 км морских границ; среди сухопутных границ в 22 125 км выделяются 7000 км границ по рекам и 475 км по озерам.
Морские границы России включают отрезки по морям и океанам:
• Балтийское море – 126,1 км;
• Черное море – 389,5 км;
• Каспийское море – 580,0 км;
• Тихий океан – 16 997,9 км;
• Северный Ледовитый океан – 19 724,1 км.
Спорные участки границы
Урегулированные
Азербайджан
Граница установлена договором, подписанным в Баку 3 октября 2010 года. Он вступил в силу в день обмена ратификационными грамотами (18 июля 2011 года). Проведенная линия границы вызвала в России критику депутатов Госдумы от КПРФ; глава Дагестана заявил, что «Дагестан не то что ничего не потерял, а приобрел гораздо больше». В 1952 году для обеспечения маловодных районов Азербайджана, по ходатайству Азербайджанской ССР, на территории Магарамкентского района Дагестанской АССР был выделен участок земли под строительство гидроузла и водозаборных сооружений Самур-Дивичинского (позже Самур-Апшеронского) канала (административная граница проходила по правому берегу реки, и весь гидроузел располагался на территории Дагестана). Строительство было закончено в 1956 году. После распада СССР Самурский гидроузел был объявлен собственностью Азербайджана (хотя располагался на территории РФ).
Нарукавный шеврон пограничника
C начала 1990-х годов встала проблема по делимитации границы между Россией и Азербайджаном. 28 августа 2010 года было подписано Соглашение № 1416-р o делимитации границы между РФ и РА, а также о рациональном использовании и охране водных ресурсов реки Самур, по которым граница между РФ и РА переносилась с правого берега реки Самур на середину гидроузла, и стороны договорились деление водных ресурсов впредь производить в равных долях и установить размер экологического сброса равным 30,5 %.
Эстония
Эстония претендовала на Печорский район Псковской области и правобережье реки Нарва с Ивангородом. 18 мая 2005 года министры иностранных дел России и Эстонии Сергей Лавров и Урмас Паэт подписали договоры о государственной границе и разграничении морских пространств в Нарвском и Финском заливах, закрепившие прохождение госграницы между двумя государствами по прежней административной границе между РСФСР и Эстонской ССР «c незначительной корректировкой на условиях адекватной территориальной компенсации». Одним из основных предметов переговоров по российско-эстонской границе является «Саатсеский сапог». Его планировалось передать Эстонии, обменяв на другие территории. Договор не был ратифицирован Россией из-за внесенных в него эстонской стороной поправок.
18 февраля 2014 года министры иностранных дел России и Эстонии Сергей Лавров и Урмас Паэт подписали новый договор о границе между двумя государствами. В нынешней версии договора подчеркивается, что стороны не имеют территориальных претензий друг к другу.
Латвия
Латвия претендовала на территорию Пыталовского района Псковской области. 27 марта 2007 года Россией был подписан договор о границах с Латвией, район остался в составе России.
Китайская Народная Республика
Демаркация российско-китайской границы состоялась в 2005 году. Китай получил ряд спорных территорий общей площадью 337 квадратных километров: участок земли в районе острова Большой (верховья реки Аргунь в Читинской области) и два участка в районе островов Тарабаров и Большой Уссурийский в районе слияния рек Амур и Уссури.
Открытые
Украина
Россия считает большую часть полуострова Крым неотъемлемой частью своей территории. В соответствии с результатами общекрымского референдума, состоявшегося 16 марта 2014 года, 18 марта 2014 года подписан Договор о вхождении Республики Крым в состав Российской Федерации. Украина считает Крым «временно оккупированной территорией Украины». C 25 апреля 2014 года между Крымом и Украиной в одностороннем порядке установлена государственная граница России.
Протяженность государственной границы РФ в пределах Крымского полуострова составляет 735 км, в том числе сухопутной – 8,5 км, озерной – 159,5 км, морской – 567 км.
C 27 сентября 2014 года вступил в силу Закон Украины «O создании свободной экономической зоны „Крым“». На основании Закона Украины о СЭЗ создается свободная экономическая зона «Крым», которая должна действовать 10 полных календарных лет (то есть до 27.09.2024).
Граница между территорией СЭЗ «Крым» и материковой территорией Украины проходит по линии сухопутной административной границы между Автономной Республикой Крым и Херсонской областью. Соответственно, на административной границе СЭЗ «Крым» предусматривается создание зон таможенного контроля. То есть при ввозе товаров в СЭЗ «Крым» через административную границу на них оформляется экспортная декларация, при вывозе из СЭЗ «Крым» – импортная.
Япония
Япония настаивает на передаче ей 4 островов Южно-Курильской гряды: Кунашир, Шикотан, Итуруп, Хабомаи. Россия эти притязания не признает и считает острова неотъемлемой частью своей территории.
Границы исключительных экономических зон
Россия имеет морские границы исключительных экономических зон (ИЭЗ) в Баренцевом море, Чукотском, Беринговом, Охотском, Японском, Азовском, Черном и Балтийском морях со следующими странами: Норвегия, США, Япония, КНДР, Абхазия, Турция, Украина, Польша, Швеция, Литва, Эстония, Финляндия. Согласно Федеральному закону от 17.12.1998 № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» и соответствующей Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, внутренней границей исключительной экономической зоны РФ является внешняя граница территориального моря (территориальных вод), а внешняя граница ИЭЗ находится на расстоянии 200 морских миль (370,4 км) от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.
Пограничные войска предназначены для охраны государственной границы Российской Федерации на суше, море, реках, озерах и иных водоемах.
Непосредственное руководство Пограничными войсками осуществляет Федеральная пограничная служба. Структурно Пограничные войска состоят из пограничных округов, отдельных соединений, специальных частей (подразделений) и учебных заведений. В настоящее время состав и структура Федеральной пограничной службы Российской Федерации приведены в соответствие с задачами охраны государственной границы, пограничные округа преобразованы в региональные управления, а Пограничные войска – в пограничную охрану. Предусмотрено наращивание усилий по созданию органов пограничной охраны на участках, где войсковая охрана государственной границы Российской Федерации нецелесообразна.
На сегодняшний день охрана границы представляет собой задачу, связанную не только с первоначальным отражением нападения агрессора и пресечением попыток несанкционированного пересечения рубежей государства. Таким образом, прошедшее в 2003 году переподчинение погранвойск Федеральной службе безопасности – не просто формальность. По сути, войдя в состав ФСБ, соединения пограничников переквалифицировались в специальное ведомство, задача которого состоит в широкомасштабной борьбе с международной организованной преступностью (в первую очередь наркокартелями), терроризмом и иностранными разведками. Соответственно, уровень подготовленности кадров существенно возрос – достаточно сказать, что ежегодно сокращается призыв солдат срочной службы в пограничные войска, постепенно переходящие на профессиональную основу. Сегодня пограничники переходят на оперативно-разыскные методы работы.
Шеврон Дальневосточного пограничного округа
Отныне на службу заступают мощные технические средства: радары, датчики движения и тепловизоры. И многое другое. А на всех участках развертываются подразделения специального назначения, в том числе отряды для действий в горах или на море. Полностью изменились методы управления и в центральном аппарате. Раньше в пограничном ведомстве было множество управлений: разведки, связи, морской охраны, кадров и так далее. Сейчас все силы сведены в два департамента: Береговой охраны и Пограничной охраны. Последний отвечает за сухопутные рубежи, а также речные и озерные.
Пример работы погранслужбы: только за десять месяцев 2007 года пограничники задержали более шести тысяч нарушителей госграницы. Изъято около 800 килограммов наркотиков. Осмотрено более 27 тысяч судов, оштрафовано более 400 судов. По решениям судов конфисковано 12 российских и 6 иностранных судов.
Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «O Федеральной службе безопасности»
(c изменениями от 30 декабря 1999 г., 7 ноября 2000 г., 30 декабря 2001 г., 7 мая, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 7 марта 2005 г., 15 апреля, 27 июля 2006 г., 5, 24 июля, 4 декабря 2007 г., 25 декабря 2008 г.)
Статья 11.1. Пограничная деятельность
Направлениями пограничной деятельности являются:
защита и охрана государственной границы Российской Федерации в целях недопущения противоправного изменения прохождения государственной границы Российской Федерации, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;
защита и охрана экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также охрана за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации.
Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации»
(c изменениями от 10 августа 1994 г., 29 ноября 1996 г., 19 июля 1997 г., 24, 31 июля 1998 г., 31 мая 1999 г., 5 августа, 7 ноября 2000 г., 24 марта, 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 7 марта 2005 г., 20 апреля, 15 июня, 30 декабря 2006 г., 26 июня, 4 декабря 2007 г., 14 июля, 3, 25, 30 декабря 2008 г.)
Статья 3. Защита и охрана государственной границы
Защита государственной границы как часть системы обеспечения безопасности Российской Федерации и реализации государственной пограничной политики Российской Федерации заключается в согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляемой ими в пределах своих полномочий путем принятия политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-разыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер. В этой деятельности в установленном порядке участвуют организации и граждане.
Меры по защите государственной границы принимаются в соответствии со статусом государственной границы, определяемым международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.
Российская Федерация сотрудничает с иностранными государствами в сфере защиты государственной границы на основе общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.
Защита государственной границы обеспечивает жизненно важные интересы личности, общества и государства на государственной границе в пределах приграничной территории (пограничной зоны, российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, где установлен пограничный режим, пунктов пропуска через государственную границу, а также территорий административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий, объектов и других территорий, прилегающих к государственной границе, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водных объектов, побережью моря или пунктам пропуска) и осуществляется всеми федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации.
Шеврон Тихоокеанского пограничного округа
Охрана государственной границы является составной частью защиты государственной границы и осуществляется пограничными органами, входящими в состав Федеральной службы безопасности (далее – пограничные органы), в пределах приграничной территории, Вооруженными Силами Российской Федерации в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами (органами) обеспечения безопасности Российской Федерации в случаях и в порядке, определяемых законодательством Российской Федерации. Охрана государственной границы осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу. Меры по охране государственной границы рассматриваются в настоящем Законе как пограничные меры.
Пограничные меры входят в систему мер безопасности, осуществляемых в рамках единой государственной политики обеспечения безопасности и соответствующих угрозе жизненно важным интересам личности, общества и государства. Задачи охраны водных биоресурсов и государственный контроль в этой сфере были возложены на пограничные органы Указом Президента Российской Федерации от 29 августа 1997 г. № 950 «O мерах по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и государственного контроля в этой сфере» и постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 1998 г. № 90 «O реализации Указа Президента РФ от 29 августа 1997 г. № 950 “O мерах по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и государственного контроля в этой сфере”. C 2003 года задача защиты и охраны экономических и иных законных интересов государства во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе Российской Федерации поставлена перед ФСБ России, составной частью которой являются пограничные органы. Деятельность пограничных органов в указанной сфере регламентирована ведомственными нормативными правовыми актами:
– приказом ФСБ России от 11 января 2009 г. № 1 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и осуществлению государственного контроля в этой сфере»;
– приказом ФСБ России от 26 сентября 2005 г. № 569 «Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов».
Пограничники отделения (пограничной заставы) в селе Марково Пограничного управления ФСБ России по Амурской области на наблюдательной вышке
Охрана морских биологических ресурсов и обеспечение государственного контроля в этой сфере является одной из приоритетных задач в деятельности Пограничной службы ФСБ России. Пограничная служба ФСБ России осуществляет государственный контроль:
– за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере охраны водных биологических ресурсов;
– за соблюдением пользователями условий лицензий (разрешений) на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также других документов, на основании которых возникает право пользования водными биологическими ресурсами;
– за выполнением международных договоров в сфере охраны водных биологических ресурсов.
Пограничная служба ФСБ России осуществляет охрану запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне Российской Федерации и за ее пределами.
Пограничная служба ФСБ России выполняет функции по обеспечению охраны биологических ресурсов во внутренних морских водах, Каспийском и Азовском морях до определения их правового статуса. Деятельность Пограничной службы ФСБ России по охране водных биологических ресурсов и государственному контролю в этой сфере осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов.