Вы здесь

Бог и человек. Вопросы о вере и смысле жизни. Может ли смертная казнь стать милостью для преступников, которые обречены на пожизненное заключение в ужасных условиях? ( Сборник, 2017)

Может ли смертная казнь стать милостью для преступников, которые обречены на пожизненное заключение в ужасных условиях?


В Притчах говорится: «Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение?» (Притч 24:11). Но разве нам сегодня это по силам? Разве можно такой призыв применить в сегодняшней жизни? [Кифа. 2011. № 8 (130)]


Свящ. Георгий Кочетков: В любом случае этот принцип хорош: надо стараться выручать людей, которым грозит серьёзная опасность, тем более если опасность грозит их жизни. И в наше время люди стараются выручать друг друга, иногда рискуя собой, своей жизнью ради своих друзей. Настоящий друг – это человек, который может пожертвовать жизнью своей ради друга своего, может пожертвовать всем своим благополучием, всем своим временем и всеми силами, может пожертвовать своей свободой ради друга своего. Поэтому очень важно, чтобы мы помогали друг другу, чтобы мы ощущали свою ответственность друг за друга, чтобы мы понимали, что спасение жизни человека – это спасение дара Божьего и что всякий человек достоин этой помощи и этого дара. Хотя люди бывают разными и иногда закрадываются сомнения в этом их достоинстве, всё-таки мы должны давать авансы любви и доверия каждому человеку от избытка сердца своего, от избытка собственной любви, и делать добро даже тогда, когда нам делают зло. Максима «побеждай зло добром» может быть отнесена и к этому случаю.

И наше время нисколько не исключительно в этом отношении. Есть много добрых людей, есть и такие, которые и друзей своих спасают, и даже людей далёких, но попавших в беду, жертвуя ради этого очень многим. Только мы это должны увидеть, и зависит это от чистоты нашего сердца, от того, насколько мы сами готовы это делать. Если готовы, то мы увидим это и в других. Если нет, мы даже и не заметим этого в других людях, не заметим тех даров, которые у них есть.


Может ли смертная казнь стать милостью для преступников, которые обречены на пожизненное заключение в ужасных условиях? [Кифа. 2011. № 11 (133)]


Свящ. Павел Бибин: Вопрос очень трудный, потому что он касается жизни конкретного человека. Нам не дано знать, что для кого является милостью. Но если подходить к этому вопросу в целом, полагаясь на опыт, который есть, и на те реальности, в которых мы существуем, то, конечно же, смертная казнь не может быть милостью для преступников. Потому что в убийстве никакой милости быть не может. Милость для человека связана именно с тем, чтобы дать ему возможность обрести веру, принести покаяние и встретиться с Богом. Это самая большая милость, которая в этом мире только и может существовать. Но она не связана с прекращением физической жизни человека. Мы знаем, что как раз те люди, которые в своей жизни пережили эту встречу, за физиологическую жизнь свою не держатся. Для них жизнь в этом смысле уже не имеет определяющего значения, и они не считают, что физическое существование человека – это самая большая ценность. Самая большая ценность – это возможность человека уже здесь, на земле, быть приобщённым к Богу, и значит, иметь возможность встречи с Ним после смерти. Вот если бы мы могли оказывать людям эту милость – независимо от того, в каких ужасных, чудовищных, нечеловеческих условиях они находятся. Но где найти тех людей, которые бы в этих условиях могли помочь обрести свое человеческое достоинство? Иногда это происходит, но чаще всего на уровне чуда, когда люди прорываются перед лицом собственной смерти. Достаточно вспомнить благоразумного разбойника, покаявшегося на кресте. Но один из двух, которые были распяты со Христом, поносил Христа, и смерть не была для него никаким освобождением. А вот тот, кто смог обратиться к Иисусу, получил уже здесь, на земле, самую большую милость.