Вы здесь

Бог и человек. Вопросы о вере и смысле жизни. Почему христиане воюют против других? ( Сборник, 2017)

Почему христиане воюют против других?


Почему христиане воюют против других? [Кифа. 2011. № 15 (137)]


А. М. Копировский: Когда христиане ведут войну с оружием в руках, то они всегда это делают от имени определенного государства. Но даже если такое государство именует себя христианским, это не значит, что его Бог признал христианским. И поэтому христиане практически всегда воюют за государственные цели, даже если они это называют «за Веру, Царя и Отечество». Протоиерей Всеволод Шпиллер говорил, что у нас канонизировано много святителей, преподобных и т. д., но князей очень мало, единицы. И ещё: что христианин, идущий на войну, должен рассуждать примерно так: «Война – ужас, война – грех. Но, вот – надо воевать…» Потому что ты в этой стране живёшь, а она воюет. Ты вместе с ней воюешь, но это всегда ужас и грех. Вот и всё.

Не надо к тому же забывать, что христианин, убивший кого-то на войне (даже освободительной), в виде церковной «награды» отлучался от Церкви на меньшее число лет, чем если бы он был просто убийцей – на пять, а за вольное убийство – на пятнадцать и больше.


Если человек, будучи христианином, из патриотических чувств становится военным – это достойный поступок или компромисс? Ведь ему, возможно, придётся убивать врагов. С другой стороны, что же, не защищать Родину? Кстати, Иоанн Воин канонизирован за военные подвиги [Кифа. 2009. № 8 (98)]


Д. С. Гасак: Действительно, в этом мире часто приходится воевать и защищать правду, справедливость, любовь, свободу, которые всегда находятся под агрессией зла. Мы живём в агрессивной среде, это всегда важно помнить. Но важно помнить также, о чём просил Христос Отца: не взять учеников из мира, но сохранить их от зла. И вот это настоящая, подлинная задача всякого христианина, будь он военным или гражданским человеком, потому что зло проявляет себя не только на войне. Другой момент. Мы не имеем права быть агрессивными, алчными и недоброжелательными, желать быть захватчиками. Поэтому раньше в России, например, в кадетских корпусах, будущих офицеров учили не убивать врагов, а полагать душу свою за друзей своих. Только важно очень хорошо понимать, что это означает. В конце концов, важно помнить и слова Христа о любви к врагам. Это тоже тайна. Что означает любовь к врагам? Это не значит, что всех врагов надо воспринимать как друзей и близких. Враг есть враг. Но при этом Христос говорил о любви к врагам: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас» (Мф 5:44). Что же касается Иоанна Воина, то, насколько я помню, он был канонизирован не за военные подвиги, а как раз наоборот. Он был благородный воин и претерпел мучения за то, что, будучи воином, он к врагам своим относился с любовью и старался не причинять зла тем, против кого он воевал. Он попал в заключение во времена Юлиана Отступника и, собственно говоря, пострадал за то, что оказывал милость представителям противной стороны. Многие святые, бывшие при жизни воинами, прославлены не за военные подвиги, а за свидетельство о Христе.

Всякая идеология здесь вредна. Важно иметь трезвенное отношение к своей стране, к своему народу, к обществу и к тем, кто нас окружает. Но также важно быть во всей нашей жизни, во всех её сторонах по-настоящему христианином, а значит – не только читать, но исполнять то, что Христос говорит в Евангелии.


Считается, что убийство не поощряется в христианстве, но в Библии постоянно убивают людей. Саул убил тысячи филистимлян, Давид – Голиафа и многих других. И при этом они оставались авторитетными, старшими в народе. Давид, убив Голиафа, не нарушил заповедь, он герой Убийство на войне – это ведь подвиг? [Кифа. 2011. № 11 (133)]


Свящ. Павел Бибин: Здесь есть некоторая путаница в различении времён и сроков. Конечно же, убийство не поощряется не только в христианстве, оно и в Ветхом Завете никогда не поощрялось. Заповедь «не убий» никто не отменял. Но дело в том, что для того, чтобы эта заповедь существовала, для того, чтобы она обретала силу, нужна была определённая среда. Этой средой во времена Саула и Давида являлся народ Божий, народ Израильский. Внутри народа Божьего убивать было нельзя под страхом смерти. Но для того, чтобы сохранить единство народа Божьего, Израилю приходилось вести священные войны, где сражались не только за своё физическое существование, но и за то, чтобы народ Божий мог совершать своё служение, чтобы он мог воспринимать Божественное откровение. И в этом контексте заповедь «не убий» не распространялась на язычников.

Мы с вами живём в другую эпоху. И убийство даже в ситуации вынужденного выбора меньшего из двух зол – например, на войне – не проповедуется церковью. Существуют каноны, отлучающие за это от евхаристического общения на продолжительный срок.