Кто такие праведники?
Кто такие праведники? – «Праведники воссияют как солнце в Царстве Отца их» (Мф 13:43). Понятно, что это метафора, но о чём она говорит? [Кифа. 2008. № 6 (80)]
Свящ. Георгий Кочетков: То, что праведники воссияют как солнце, это правильно. Дело в том, что праведники в новозаветной традиции и воспринимаются, прежде всего, как носители Света божественной Любви, божественного Духа, божественного Огня. Праведники – это не те, кто своей собственной человеческой праведностью пытаются умилостивить Бога и пройти по пути спасения, а те, кто обретает этот Огонь, попаляющий многочисленные человеческие согрешения, освобождающий от ответственности за них, от их последствий. Все мы много согрешаем, это ни для кого не секрет. Но очень важно иметь внутри себя тот огонь, который попалял бы весь постоянно налетающий на нас «хворост» грехов и согрешений. Исключением здесь являются лишь тяжёлые, смертные грехи. За людей, имеющих такие грехи, «согрешающих к смерти», как говорит апостол Иоанн, даже молиться уже трудно, даже невозможно.
Поэтому здесь, собственно, проблемы нет. Праведники – это те, кто вмещает в себя дары Божьи, у кого сердце открыто и расширено. Это не те, кто просто кажется перед людьми праведным, кто угождает людям, кто «приятен во всех отношениях», как дама известного сорта. Многие ведь, к сожалению, считают, что праведник – это тот, кто похож на такую даму. А на самом-то деле это не так. Откровение праведности и справедливости в Новом Завете – это совершенно удивительное, величайшее откровение, которое сильно отличается даже от мужественных образов Ветхого завета. И очень важно, чтобы мы поняли, что праведники в Новом завете – это те, кто действительно, становятся светильниками в этом мире и сияют как солнце, как звёзды, хотя и отличаются друг от друга во славе, т. е. в силе этого сияния. И это вновь и вновь приобщает к Небесному Царству настоящих праведников и является для них путём не только спасения, но и преображения себя и мира.
Как понимать выражение «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф 5:45)? Учитывая несовершенство человека, эти слова иначе как насмешку трудно воспринимать. [Кифа. 2008. № 14 (88)]
Свящ. Георгий Кочетков: Мне представляется, что прямо наоборот: именно учитывая несовершенство человека, только и можно оценить и правильно понять эти слова и поблагодарить за них Христа. Потому что человек обычно несовершенен и считает, что так и должно быть, что, мол, все грешные, «все чёрненькие и все прыгают». И раз уж никуда не денешься, то и делать ничего особенного не надо, и удивляться в жизни нечему, и стремиться не к чему. А Христос говорит иное. Он задаёт вектор этой жизни. Он не говорит: «Вы достигнете абсолютного совершенства», Он говорит «будьте совершенны», т. е. стремитесь к совершенству, приобщайтесь к Богу. Вы своими силами не можете быть совершенными, но вместе с Богом, сотрудничая с Ним, с содействием благодати, божественной любви и свободы, вы можете это совершенство если не обрести как свою собственность, то во всяком случае в нём пребывать и им реально, жизненно пользоваться как силой Божьей.
В Боге проблем нет, они есть в людях, как известно. И одна из проблем возникает тогда, когда человек обретает нечто не сам по себе, а лишь будучи вместе с другими людьми, и, тем более, с Господом Богом. Именно поэтому нужна Церковь, где человек может пребывать с людьми и с Богом. Может быть, многие современные люди и не понимают церкви потому, что они не понимают этих слов Христа о совершенстве, как и других подобных слов Писания, например, «Будьте святы, как Я свят (1 Петр 1:16), – говорит Господь».
Что нужно для воплощения этих слов в своей жизни? На это тоже отвечает Писание: «Сказал Господь: “Чадо, дай Мне сердце твоё”» (Притч 23:26). Так что нужно лишь довериться Богу, отдать Ему своё сердце, не считать, что наши проблемы сильнее силы Божьей, и тогда мы, обретя Бога, входя в божественную Жизнь и обретая Божьи дары, можем обрести и святость, и совершенство, и, в конечном счёте, Небесное Царство.
Как вы считаете, возможно ли проявление кротости у человека, не знающего Бога? Я часто слышал, что кротость – это непритязательность. [Кифа. 2012. № 7 (145)]
В. И. Якунцев: В подлинном смысле слова кротость у неверующего человека невозможна, потому что кротость – это один из плодов действия Духа Божьего в сердце человека. Это качество царское, это не просто черта характера. Есть люди тихие, есть люди, у которых нет сил ссориться, отстаивать свою позицию. Но кротость – это плод действия большой силы в сердце человека, в его душе. Это плод полной отдачи себя Богу. Поэтому кроткий человек может разбить скрижали, может выгнать торговцев из храма, сделав бичи. Кроткий человек способен на очень сильные, резкие поступки. Но при этом это человек доброжелательный, мягкий, негневливый, нераздражительный.
Кроткий человек – это не тот, кто смиряется с любым проявлением зла, а тот, кто ему противостоит мирно, но непримиримо.
Нужно напомнить, что у всех христианских добродетелей есть свои тёмные двойники. Кротость не исключение. Поэтому дать какие-то однозначные дефиниции здесь невозможно. Кротость – состояние, которое обретает человек, когда он полностью положился на Бога. Ему в каком-то смысле не о чем беспокоиться. Кроткие наследуют землю, ведь кротость – признак непобедимой силы. Поэтому кроткий и не злится.
Почему в Новом завете так часто встречается слово «Дерзайте!»? Не противоречит ли это смирению? Если человек спокоен, мирен, то ему ведь ничего не надо. Значит – или смиренный, или дерзновенный, но не одновременно? [Кифа. 2008. № 14 (88)]
Свящ. Георгий Кочетков: Боюсь, что вы спутали христианство с буддизмом. Смирение не говорит о том, что человеку ничего не надо. Смирение говорит о том, что человек должен знать свою меру и иметь мир внутри себя. А дерзновение говорит о том, что человек должен быть смелым, свободным, мужественным и как раз целеустремлённым, умеющим добиваться своей цели даже в обстановке неблагоприятной, допустим, при определённом сопротивлении извне или изнутри человека. Дерзновение может превратиться в дерзость, тогда это будет нехорошо. Это происходит как раз тогда, когда дерзновение не сопровождается смирением. Если человек дерзновенный, но не смиренный, то он дерзкий. А дерзость – это уже не просто смелость, не просто решительность, не просто проявление свободы и целеустремлённости человека – это уже то, что делается, может быть, смело и решительно, но за счёт другого человека или других людей или наперекор воле Божьей и тем вещам, которые установлены Богом. Дерзость – это способность человека действовать, может быть, даже во благо, но без учёта тех соотношений, той гармонии, которая задана Богом в мире, без учёта самих других людей и других обстоятельств, которые не носят греховного характера, которые не являются злом. Так что здесь налицо недоразумение. Надо быть дерзновенным, в этом великое отличие христианства от буддизма и подобных религий – даосизма и многих языческих культов. Но при этом христианство, в отличие от того же буддизма, от того же язычества, или несовершенного ислама, или несовершенного иудаизма, призывает человека одновременно к смирению и дерзновению, к тому, чтобы не просто сохранять имеющийся мир, но его совершенствовать, и не только совершенствовать, но и сохранять. Именно эта способность вместить в себя и смирение, и дерзновение как две стороны одной медали является уникальной особенностью христианства. И это надо понять, и этим, как радостью, как откровением, можно делиться с другими людьми. А главное, это надо осуществлять в своей жизни. Подумайте, почему часто вас в жизни сопровождает разочарование или неудовлетворение? Чаще всего или из-за отсутствия смирения, когда вы действуете гордо, дерзко, или из-за отсутствия дерзновения, когда вы не действуете, когда должны действовать, не прилагаете всех усилий, не несёте полноты ответственности в тех ситуациях, где она возложена на вас.