Будни коуча группы
Она готовилась к групповому коучингу для успешных людей. На самом деле всё должно было бы называться совсем не так: группа развития для тех, кто хочет развития. Но в последнее время стало модно говорить слово «коучинг» и она использовала сейчас его, применяя методы маркетинга, который помогал продавать свои услуги всем профессионалам в рыночной экономике. Конечно, тем профессионалам, кто хотел продавать свои услуги.
«Что значит коучинг? Честно сказать – это слово (или вопрос, или намек, или даже молчание) в нужное время нужному человеку (тому, кто уже идёт и точно дойдёт до успеха). Т. е. коучинг – это просто некая „телега“, как впрочем, это слово и переводится, которая довозит успешного человека до его успеха. Все хотят стать успешными, ну почти все! Но не все могут. И им тоже хочется думать, что коучинг к ним применим. Но они на самом деле хотят тренерства, наставничества, психотерапии. И нисколько им не хочется самим находить ответы на свои же вопросы. Раньше были у неё клиенты для коучинга: они имели очень хорошие корни и ресурсы, просто не могли ими пользоваться. Именно из них получились успешные богатые дельцы, бизнесмены, успешные люди, „звёзды“. Они и сами могли бы стать успешными, просто с помощником это было быстрее и проще. Но это время прошло, оно было в России с 1994 по 2010 годы. Сейчас они все далеко ушли вперед и ввысь. Теперь нужно больше наставничество, чтобы из молодых начинающих менеджеров низшего звена „сделать“ хороших менеджеров высшего звена. И тут будет большой отсев. И дело не в том, что эти начинающие менеджеры мало знают. Дело в том, что они думают, что много знают», так было написано в её брошюре для набора группы.
И дальше: «Групповой коучинг помогает начинающим успешным людям стать успешнее. Группу будет вести коуч первых лиц компаний и собственников, О. Г., стаж работы которой уже больше 20-лет».
О.Г. действительно работала бок о бок с руководителями крупных компаний и собственниками. В приватной беседе они благодарили её за своё становление, за свои превращения из «гадких утят» в «орлов», «волков», «львов». Но на людях они старались обходить стороной этот деликатный вопрос – кто им помог стать такими.
И это понятно. Среди её клиентов много мужчин или женщин бизнеса. Все они имеют такое положительное качество как тщеславие, которое помогает им расти и развиваться. Но оно же, одновременно, и является барьером для тех, кто им помогает: бизнесмены и деловые женщины привыкли присваивать себе победы.
И только такой типаж, как Зевс, т. е. руководитель-собственник, такой хозяйственник, мудрый и объемлющий, зрелый, разумный, мог себе позволить сказать: в моих успехах прошу «винить» психолога, советника, жену, коллег, друзей, т. е. всех, кто ему помог стать тем, кто он есть. Но таких клиентов у неё было немного.
Ей всегда было жаль, что её клиенты не доходили до такого уровня, когда уже могли без стыда сказать о своём становлении, хотя у них были все условия для этого. Но они останавливались там, где им было достаточно. Например, бизнесмен по Архетипу Гермес (Гермес – сейчас успешный типаж среди молодых бизнесменов, они предприимчивы, активны, разумно рискованны, в основном сидящие около ресурсов страны, даже по виду похожие на Гермеса, такие же с животиком, 39–43 лет) может со временем перейти в Архетип Зевса. Но для этого ему надо превратиться из инфантильного Гермеса (который живёт как хочет, развлекается, получает удовольствие от жизни) в зрелого разумного Зевса, например, организовать свой серьезный бизнес, стать его руководителем или устроиться руководителем в крупную компанию. Ну конечно, любому человеку не хочется выходить из зоны комфорта.
Со своими клиентами она проходила разные пути: и психотерапию, и коучинг, и тренерство, и тренинги, и духовное развитие. Она уже за годы работы сформировала свое мировоззрение, свою методологию. К ней приходили только те, кто признавал её как учителя, как того, кто каким-то образом может из них сделать того, кем они хотели стать. И сама она работала над собой параллельно. За это время она стала известным психологом не только в своей стране, но и за рубежом. Её статьи размещались на разных сайтах как психотерапевтических, так и сайтах бизнеса. Она уже давно ни с кем не спорила, не доказывала свою правоту. Но продолжала изучать психику человека в меняющихся условиях.
И очень не хотела работать с нищими. На первых порах она хотела помочь всем: стать успешнее, стать богаче, стать кем-то. И без денег тоже. И те, кто просил помочь бесплатно и она соглашалась, даже не приходили и не звонили, что не придут. У них как будто отсутствует уважение к другому человеку. Потому они и нищие. У них нет культуры общения! Они могут не прийти, не позвонить, пропасть на начале работы, предъявлять претензии к работе, ставить под сомнение профессионализм. У них столько претензий, но сами они не хотят становиться профессионалами или успешными людьми. Поэтому она благодарила Учителя, что он ей когда-то помог выбрать правильное направление – консультирование в экономической сфере: это бизнесмены, собственники, профессионалы, успешные люди, те, кто хотят стать успешными. Они отличаются каким-то аристократизмом и интеллигентностью, культурой общения.
Вот и сейчас тема группового коучинга как род деятельности возникла не сама по себе, а как своего рода её личный ответ на запросы современности. Она заметила, что целеустремленные молодые люди имеют большой недостаток, который им мешает достигать задуманного – они думают, что много знают, они горделивы. А ведь из них кто-то мог бы достичь высот. И вот именно последним она и хотела помочь. Тем, кто хочет высот и сможет преодолеть гордыню.
Это как со спортсменами. Даже если кто-то из них обладает выдающимися способностями, но горделив, не признаёт авторитета тренера, то, скорее всего, из него ничего хорошего не выйдет. Не получится. Конечно, кто-то может привести примеры и обратного. Но всё это единичные, уникальные случаи, которые, как любые исключения, всегда только подтверждают общие правила. В основном масса способных спортсменов, не желающих подчиняться тренеру, дисциплине, отказывающихся понимать, что они со «своего шестка» не видят пока так далеко, как надо бы, в итоге так и остаются на своих завоёванных позициях, не продвинувшись ни на йоту вперёд, или даже вовсе выходят из игры.
Так же происходит и в менеджменте, так же – и в бизнесе. Она уже знает несколько десятков человек, кто мог бы, но так и не стал… И где они теперь? Вот этот вопрос её мучил, беспокоил больше всего, раз за разом побуждая совершенствовать своё мастерство коуча, учителя.
Даже в работе с клиентками, которые приходили за помощью выйти замуж (да, есть такая категория клиенток) она заметила эту же особенность: в основном не выходят замуж не те, кто не так выглядят, не те, кто неуверен в себе и т. д. А те, кто очень в себе уверен! Эти девушки, женщины считают себя лучше всех и не собираются меняться для кого-то, называемых мужчинами, как они говорят. Это те, кто с поднятым носом ну просто не замечают потенциальных женихов в своей жизни в определенное время. А потом когда они вдруг оглядываются – а за ними никто и не идёт, за них не дерутся, не страдают по ним. И вот тут у них возникает ощущение ненужности. Но как только появляется возможность «выбрать» себе жениха, например, написать критерии жениха, то они пишут целую поэму, каким должен быть их муж. А какой же тогда должна быть она, как жена? Никакой, такая как есть, они считают себя совершенством уже и подарком для будущего мужа. Вот так вот высокая иногда неадекватная самооценка быстро меняется на низкую. И также быстро наоборот. Это когда клиентка считает себя и достойной самого лучшего мужчины и в тоже время жертвой, непризнанной «звездой». Сколько «лежавших на земле звёзд» О.Г. «закинула» на небосвод за свою деятельность. Но для этого нужно было сначала убедить «звезду» в том, что она почему то оказалась на земле, что она не сильно «светит», что у неё возможно что-то не так, что надо в себе что-то менять, что надо начать делать что-то для мужчины, что надо следить за собой, что надо стать самой совершенной, чтобы найти несовершенного, а хотя бы просто мужчину, ведь в наше время красивых, умных невест много, а женихов очень мало. Не все клиентки с этим мирились. Некоторые уходили, так и не достигнув цели. Они не хотели меняться, не хотели подстраиваться под мужчин. А другие, кто прошёл это очень неприятное состояние «снятие розовых очков», увидели свои недостатки и достоинства, стали работать над своими недостатками, стали лучше понимать мужчин. Перед этим они научились понимать свою мужскую часть личности, которая есть в каждой женщине, как Карл Юнг называл Анимус. Здесь тоже как в спорте: приходит клиентка и говорит, хочу выйти замуж. Другими словами: приходит спортсмен к тренеру и говорит – хочу выиграть на олимпиаде. Тренер готовит его к олимпиаде. Если спортсмен точно слушает указания тренера, то он будет готова к олимпиаде. А вот выиграет ли – это вопрос к Богу. Но и тренера, конечно, надо выбрать стОящего. А если уж выбрали-то слушаться его беспрекословно. Вот в этом и кроется проблема горделивых людей – они не хотят прислушиваться к другим, они думают, что сами всё знают… Или сомневаются в профессионализме других. У них нет авторитетов. Потому что сами не профессионалы.
А эта группа предуспешных людей, как она надеялась, станет отличным доказательством её версии: успешным может стать только предуспешный человек (тот, кто это хочет, кто знает точно что это, кто обладает всеми необходимыми ресурсами или может их достать, кто правильно выбирает учителей и очень точно выполняет их рекомендации).