Вы здесь

Богородица поможет. Жизнь Богородицы (С. В. Кузина, 2016)

Жизнь Богородицы




Ее биография собрана из рассказов, взятых из апокрифов, сказаний, церковно-исторических сочинений, богослужебных текстов, которые появлялись все с новыми эпизодами из ее жизни вплоть до VIII–IX веков.

Родители

Иоаким и Анна – так звали родителей Марии. Они не были богатыми, но на жизнь им хватало, поскольку разводили стада овец.

Их родовые ветви имели за собой почтенных предков, среди которых были патриархи, первосвященники и правители иудейские из ветвей мудрого Соломона и могущественного Давида – царя народа Израиля. Родственницей им приходилась Елизавета, мать Иоанна Крестителя, супруга священника Захарии.

Супруги долгое время не могли иметь детей. А бесплодие в те времена считалось знаком Божьего гнева.

Городок Назарет, где жили супруги, был расположен в трех днях пути от Иерусалима. И они часто ходили туда из Назарета пешком, чтобы в знаменитом иерусалимском Храме просить Бога сжалиться над ними и осчастливить их ребенком.

Однажды Иоаким решил принести Богу жертву, чтобы умилостивить его. Но первосвященник отказал ему в этом праве, так как он «не создал потомства Израилю»: «Не должно принимать от тебя дары, потому что ты не имеешь детей, а, следовательно, и благословения Божия». В тот же день убитый горем Иоаким оставил свою жену дома в одиночестве: он был на нее сердит. А сам ушел жить в горы, потому что ему было непереносимо тяжело терпеть обиды, пренебрежение и упреки от соседей и знакомых. В горах он с другими пастухами сначала пас овец, а потом ушел и от них – в пустыню. Там он горько плакал, вымаливая прощения у Господа: «Слезы мои будут мне пищею, а пустыня домом до тех пор, пока великий и мудрый Господь не услышит мою молитву». Плакала одна дома и Анна.

Когда супруги давно уже жили отдельно, обоим неожиданно пришло во сне видение ангела. Он им принес радостную весть: у вас родится девочка! Иоакиму он сказал так: «Я послан тебе возвестить, что молитва твоя услышана». Со слов ангела Иоаким понял, что его жена родит дочь, которую нужно назвать Марией. «Вот тебе подтверждение слов моих, – продолжал ангел, – входя в Иерусалим, за Златыми вратами ты встретишь жену свою Анну, и она тебя так же обрадует радостным известием. Но помни, что твоя дочь есть плод божественного дарования».

А Анне ангел Господень сказал так: «Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире». Иоаким вернулся к жене. А Богу пообещал принести в жертву десять овец, двенадцать тельцов и сто козлов. А вместе с женой они дали обет, что если Господь дарует им дитя, то они посвятят его Богу и, как было тогда заведено, отдадут его в храм для служения до совершеннолетия.

Вскоре Анна зачала. Произошло это 9 декабря. И через девять месяцев, 8 сентября, родилась девочка. Назвали Марией.

«Служа пределом закону и преобразованиям, праздник Рождества Богородицы вместе служит дверью к благодати и истине, – писал преподобный Андрей Критский. В «Слове на Рождество Пресвятой Богородицы». – Возвещая славу девства, настоящий богоблагодатный день предлагает всей твари общую радость. Дерзайте, говорит он, се праздник Рождества Девы, и с ним обновление человеческого рода. Дева рождается и готовится быть Материю Царя всех – Бога. Дева становится посредницею между величием Божества и ничтожеством плоти».

Ему вторит и святитель Илия Минятий, радуясь появлению на свет Марии: «Итак, счастлив и преблажен человеческий род, от корня которого произошел столь святой и благодатный плод… Обозрите чудесные дела всемогущего Божественного Промысла, как мудро он извлекает лекарство из того самого, из чего рождаются болезни. Какая радость видеть сегодня рождение Девы – изменение несчастного нашего состояния! Видеть, что отверзаются перед нами врата, которые заключило преслушание! Что нам даруется благодать для достижения того блаженства, которого лишало нас коварство диавола! Какая слава для нас возвыситься до того, чтобы войти в близость с Самой Пресущественной Троицей, дав Отцу Дщерь, Сыну – Матерь и Святому Духу – Невесту! Поистине я дерзаю сказать, мы вынудили Бога быть милостивым и имеем теперь в лице Марии прекрасное ограждение, чтобы далеко отражать от нас стрелы угрожающего гнева».

На первых иконах Анна полулежит или сидит на высоком ложе. Перед ней стоят женщины с дарами, за ней ухаживают повивальная бабка и служанки, Мария спит в колыбели. Со временем на поздних иконах появляется и супруг Анны Иоаким.

Но почему Богоматерь родилась от бесплодной женщины? Этот вопрос не раз задавали себе святые отцы и простые прихожане. Убедительный ответ нашел преподобный Иоанн Дамаскин: «Потому что чудесами должно было предуготовить путь к единственной новости под солнцем, главнейшему из чудес, и постепенно восходить от меньшего к большему. Впрочем, я знаю и другую причину этого, гораздо возвышеннее и божественнее, именно: природа уступает могуществу благодати и, объятая трепетом, останавливается, не смея идти далее. Так как Дева Богородица долженствовала родиться от Анны, то природа не дерзала предупредить семени благодати, но оставалась бесплодною, доколе благодать не произрастила плода. Надлежало родиться первородной, чтобы родить Перворожденного всей твари, в Немже вся состоятся».

Когда Иосиф повстречал Марию, она жила в Назарете, в Галилее, со своими родителями.

Детство, введение во храм

Когда Марии исполнилось шесть месяцев, мама поставила ее на землю, чтобы посмотреть, может ли та ходить. Девочка с трудом сделала семь шагов и возвратилась в руки матери. Анна решила, что дочь уже можно вести в храм Господень.

Ведь, чтобы стать Матерью Божией, только плотского рождения Девы Марии было недостаточно. Она должна быть «превознесена превыше всех тварей небесных и земных». А для этого надо было воспитываться в монастыре. Но пока Мария была мала, «Анна устроила особое место в спальне дочери, куда не допускалось ничто нечистое, и призвала непорочных дочерей иудейских, чтобы они ухаживали за младенцем».

В три года состоялось введение во храм. «И вот исполнилось Ребенку три года, и сказал Иоаким: Позовите непорочных дочерей иудейских, и пусть они возьмут светильники и будут стоять с зажженными [светильниками], чтобы Дитя не воротилось назад и чтобы полюбила Она в сердце своем храм Господнен».

В храме Марию встретил первосвященник Захария со множеством священников. Родители поставили Марию на первую ступень лестницы, которая вела ко входу в храм. Мария взбежала по лестнице, ни разу не оглянувшись назад на родителей, как обычно поступают маленькие дети. Всех присутствовавших девочка поразила своей смелостью и самостоятельностью.

Ее сопровождали ровесницы Марии – девочки с «зажженными светильниками, как некий круг звезд, сияющий одновременно с луной на небе».

И тут первосвященник сделал невероятное: он пригласил Марию войти в Святая Святых – самое сокровенное место Иерусалимского храма, где когда-то хранился Ковчег Завета Господня, а в нем – Скрижали Завета. Сюда раз в год мог войти «только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа» (Евр. 9, 7). Никто же из простых смертных не мог даже переступить порог этой тайной комнаты.

Ковчег Завета был связан с важнейшим ритуальным действием – принесением жертвы за грех. Жертву – обычно это было какое-либо животное – приносили во дворе храма. А первосвященник входил в Святая Святых только с чашей, наполненной кровью жертвы – ею он и окроплял Ковчег Завета в знак очищения от греха. Но по прошествии времени, этот храм был разрушен. Ковчег Завета пропал. А в новом храме вместо Ковчега был положен камень от первого храма, на который первосвященник в день очищения ставил кадильницу с фимиамом. Сюда-то первосвященник и привел будущую земную мать Иисуса Христа. Это была великая честь!

В одной из стихир говорится: «Днесь Боговместимый храм – Богородица в храм Господень приводится, и Захария Сию приемлет; днесь Святая Святых радуется, и лик ангельский таинственно торжествует».

Так в храме Мария и осталась.

Священнослужители уверяют: «Именно добровольная отдача Себя Богу в большей степени, чем плотское рождение, дает возможность почувствовать и осознать вселенское значение Богоматери». И церковь славословит ее: «Ты пророков проповедание, апостолов слава и мучеников похвала, и всех земнородных обновление, Дево Мати Божия: Тобою бо Богу примирихомся».

Во время пребывания в Иерусалимском храме Мария жила в келье, воспитывалась вместе с другими девушками, изучала Священное Писание, занималась рукоделием и постоянно молилась. Еще она хорошо читала, и ей легко давались самые трудные места священных книг, которые даже взрослые не могли осилить.

Мария была еще ребенком, когда ее родители умерли. Даже навестить ее было некому – Мария чувствовала себя одинокой.

Чудо после обручения

Совершеннолетними тогда считались подростки 14 лет. И Марию в этом юном возрасте по инициативе первосвященника обручили с Иосифом Обручником, бедным плотником из рода Давидова. Современники характеризовали его так: правдивый, скромный, внимательный, трудолюбивый.

Это был традиционный обряд: обручить девушку с человеком, который будет охранять ее и уважать ее церковный обет – быть девственницей. Он годился ей в отцы: Иосифу было 88 лет. Этот преклонный возраст можно вычислить по известному факту: он скончался в возрасте около ста лет вскоре после посещения Иерусалима с 12-летним Иисусом Христом. По другим источникам, ему было 80 лет. Но разница в 66 или 74 года между супругами и так поражает воображение даже по современным меркам, и уже существенной роли истинный возраст Иосифа не играет.

Почему первосвященник избрал именно его женихом для Марии? Дело в том, что Захарии явился ангел Господень и посоветовал: «Собери неженатых мужей колена Иудова, из рода Давидова, пусть они принесут свои посохи. И кому Господь покажет знамение, тому ты и вручи Деву, чтобы он стал хранителем Ее девства».

Захария пошел на этот необычный эксперимент. Он собрал неженатых мужей с посохами в руках у храма. И обратился к Богу с молитвой: «Господи Боже, покажи мужа, достойного стать обручником Девы». После этого слуги собрали посохи кандидатов в мужья Марии и отнесли их в святилище. По окончании эксперимента за посохами пришли. И каково же было удивление, когда все увидели, что один из посохов расцвел. Более того – на нем сидела голубица. И при виде Иосифа подлетела она к нему и начала кружиться над его головой. Тут и выяснилось, что посох принадлежит Иосифу Обручнику. Так выбор был сделан. И тогда Захария сказал: «Ты примешь Деву и будешь хранить Ее».

Конечно, Иосиф сначала сопротивлялся: он не хотел, чтобы над ним, стариком, имеющим взрослых сыновей, все смеялись. Немало огорчена была и сама невеста. Она даже просилась обратно в храм, где хотела провести всю оставшуюся жизнь.

Но Захария был непреклонен: ведь так повелел сам Господь! Тем более что никто и не заставлял девочку спать со стариком. Иосиф должен был стать хранителем святости и заботливым служителем будущей Девы Марии.

Так Мария стала второй женой вдовца Обручника, у которого от первого брака было уже шесть детей: четыре сына и две дочери.

Известие ангела Гавриила

В доме Иосифа в Назарете Мария продолжала ту же жизнь, что и в храме. И пряла пурпурную пряжу для храмовой занавесы. В будущем эту работу посчитали символом предстоящего «прядения» младенческого тела Иисуса из «пурпура» материнской крови в утробе Марии. А в перерывах между работой Мария читала священную книгу пророка Исаии. Однажды, дойдя до слов «Се Дева приимет во чреве и родит Сына…», воскликнула, как была бы она счастлива, если бы ей удалось увидеть эту Божию избранницу и быть хотя бы служанкой у нее. Тогда и произошло Благовещение – с небес Богом был послан архангел Гавриил.

Ангел Гавриил предрек, что вскоре она станет матерью Мессии, зачав его посредством Святого Духа: «Радуйся, Благодатная. Господь с Тобою; благословенна Ты между женами».

Мария, услышав это приветствие, смутилась. Ангел объяснил: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца». Мария удивилась: «Как будет это, когда я мужа не знаю?» Ангел объяснил: «Дух Святый найдет на Тебя, и Сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиям…». Мария согласилась: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». И отошел от Нее Ангел» (Лк. 1, 28–38).

В момент Благовещения произошло Боговоплощение – Бог облекся в плоть: «Тогда происходит начало нашего Господа и Спасителя, когда и зачатие».

И возник Благословенный Плод – Богочеловек Иисус Христос, Агнец Божий, взявший на Себя грехи всего мира.


Затем ангел явился и Иосифу во сне и рассказал о готовящемся грандиозном событии. 88-летний старик, конечно, был крайне удивлен, что его супруга оказалась в положении: ведь они даже не спали вместе. И даже немного расстроился: лишь из жалости к ней он не захотел опозорить ее публичным обвинением, поэтому решил отпустить ее без огласки, тем самым сохранив честь девушки и избавив ее от преследований закона. Он решает тайно вручить Деве Марии разводное письмо без указания причины развода. «Иосиф выказал в этом случае удивительную мудрость, – удивляется поступку Святитель Иоанн Златоуст. – Он не обвинял и не укорял Деву, но думал только отпустить Ее».

Но Иосиф не успел вручить письмо, так как ему явился ангел Господень, который успокоил обиженного жениха: «Иосиф, сын Давида, не бойся взять в свой дом твою жену Марию, потому что она беременна от Святого Духа. Она родит сына, и ты назовешь его Иисус, потому что он спасет свой народ от грехов». Иосиф проснулся и решил подчиниться воле ангела.

Но все-таки сначала прилюдно подвергнул Марию испытанию «горькой водой, наводящей проклятие» на неверных жен. Этот способ рекомендуется в Библии и даже в талмудическом трактате «Сота». Мария с честью прошла испытание и подтвердила свое целомудрие.


После испытания Иосиф с Марией справили свадьбу, и стали жить в его доме. Но близости у них так никогда и не было.

Обиды на мужа Мария не держала, но чтобы не раздражать его, уехала в гости к Захарию и Елизавете, тем более что последняя тоже была на сносях. Там она прожила три месяца. Елизавета первой из простых смертных поверила в непорочное зачатие Девы Марии и воскликнула: «Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего».

С тех пор день Благовещения является и днем воплощения Спасителя: от 25 марта до 25 декабря, когда празднуется Рождество Христово, ровно девять месяцев.

На иконах Благовещения изображен Архангел Гавриил с крыльями и нимбом вокруг головы, который стоит на коленях перед Святой Девой. В его левой руке – райская ветвь, символ радостного благовестия, или трезубец. А правой рукой он благословляет Деву Марию. Пресвятая Дева сидит и читает книгу пророка Исаии, в которой видны слова: «Се Дева во чреве приимет (Ис. 7, 14)». На древних иконах Благовещения Дева Мария изображена не с книгой, а с веретеном или початком в руках.

Иконы Благовещения символизируют начало искупления рода человеческого, поэтому с давних времен помещаются на царских вратах – символе входа в Царство Небесное.


Но людей во все времена все-таки смущал сам факт непорочного зачатия: уж очень необычно это явление. Сомневающимся священнослужители объясняют это явление так: этот факт нельзя постигать разумом. Здесь надо «включить» душу. Непорочное зачатие – соединение небесного и земного, духовного и материального, момент перерождения мирского человека в Святость. И этой Святости люди поклоняются уже два тысячелетия. В общем, тут только вопрос веры. Верующий человек легко признает Божественное начало в то время, когда материалисты, конечно, будут копаться в биологии.

«Дева готова стать матерью, Она склоняется пред Божественным назначением, но не хочет и не может изведать земного брака, этого общего пути к рождению на Земле, – растолковывал свершившееся чудо московский митрополит святитель Филарет (1782–1867 гг.). – Одною любовью Божественной трепещет это сердце. Все – все помыслы, чувства, стремления – отдано невидимому, неприступному Богу. Он один только и мог быть Ее желанным, Ее нетленным женихом. И в тот миг, как Ей говорили о Сыне, Ее чистейшая душа, испуганная одной возможностью мысли о браке земном, с силою устремилась туда, в высоту, к единственно желанному и жданному Богу. И тогда свершилось таинственное, чудное, непорочное зачатие…». Подтвердились и слова архангела Гавриила: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Вышняго осенит Тебя; поэтому и Рождаемое свято, и наречется Сыном Божиим».

Рождение Младенца в Вифлееме

В то время по повелению императора Августа в стране проводилась перепись населения. Поэтому Иосифу и его родным пришлось отправиться в свой родной город Вифлеем. Но, приехав туда, выяснилось, что все гостиницы заполнены. И семье пришлось остановиться в пещере для скота, как, впрочем, и многим другим путешественникам. В стойле и родился сын Иосифа. Его люлькой стала кормушка для скота. «Родила сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк. 2:7).

Там их нашли пастухи, которые работали неподалеку от Вифлеема. Им явился ангел и сообщил о рождении Мессии: «В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.

И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2:8-14)

После явления ангела пастухи отправились искать по его подсказке Младенца: «Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце сем.

И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было». (Лк. 2:15–20)

Через восемь дней младенца обрезали. И дали имя Иисус, как и просил Иосифа ангел Гавриил еще до зачатия в утробе. На 40-й день они принесли ребенка в храм Иерусалима в соответствии с требованиями для первенцев, предписанными в законе Моисея.

Там иерусалимский благочестивый праведник Симеон Богоприимец предрек Богородице страдания: «И тебе самой оружие пройдет душу». Отсюда появился иконографический символ сердца Богородицы, пораженного одним или семью мечами – «Умягчение злых сердец».

К Деве Марии пришли волхвы

Когда Святое семейство вернулось в Вифлеем, их посетили волхвы.

Согласно апостолу Матфею, волхвы жили где-то на востоке. Они увидели в небе звезду и поняли, что это знамение. Они последовали вслед за ее движением по небосводу и прибыли в Иерусалим. Там они встретились с правителем страны Иродом. И спросили у него, где они могут увидеть только что родившегося Царя Иудейского. Они думали, что правитель должен быть связан с ним родственными узами.

Ирод, конечно, впервые услышал о Царе и был потрясен неприятным известием, ведь Царь – это он. Но волхвам не показал, что встревожен. И даже попросил их, когда они найдут Царя, сообщить ему, где он находится, «чтобы и мне пойти поклониться Ему».

Путешественники покинули Иерусалим и последовали дальше за путеводной звездой, которая и привела их в Вифлеем. Там-то они и нашли Марию с младенцем, поклонились ему и принесли дары.

«Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну». (Мф. 2:9—11)

По одной версии, волхвов было двенадцать, по другой – трое, по происхождению цари и звали их Каспар, Мельхиор и Бальтазар. Первый – старик родом из Азии, второй – зрелый мужчина родом из Европы, третий – юноша-мавр родом из Африки. В некоторых странах память трех царей отмечается в праздник Богоявления (6 января).

Волхвы собирались в обратный путь в Иерусалим, но во сне им было дано откровение: Ироду нельзя сообщать, где родился Царь Иудейский. И они отправились домой другой дорогой. Ирод узнал, что волхвы обманули его, проигнорировали его просьбу. Он разозлился и в гневе приказал убивать всех младенцев в Вифлееме и его окрестностях, рассчитывая, что среди убитых окажется новорожденный Царь Иудейский – Спаситель. В историю это чудовищное по своей жестокости преступление вошло под названием «избиение младенцев».

«Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф. 2:16).

Бегство в Египет

После того, как волхвы ушли, ангел-хранитель вновь явился к Иосифу Обручнику и предупредил его о готовящейся кровавой резне по приказу Ирода. Ангел велел срочно бежать в Египет: «встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его» (Мф. 2:13). Иосиф выполнил это распоряжение и ночью с Девой Марией и младенцем Иисусом пошел в Египет. Иосифа и Марию сопровождали трое отроков, скорее всего, дети Иосифа и молодая девушка – повитуха Саломея. Для передвижения «у них было два вола и повозка, в которой везли необходимые вещи».

Пророк Исаии говорит о путешествии Божией Матери с Богомладенцем во Египет так: «се Господь сидит на облаце легце, и приидет во Египет, и потрясутся рукотворенная египетская от лица Его» (Ис. 19, 1). Здесь «легкое облако» – по учению св. Церкви – есть Пресвятая Дева: «Тя облак легок древле зрит просвещаем Духом Пророк Исаия, на нем же сиде славы Господь, прииде и низложи египетския вся истуканныя». «Облак Тя легкий неложно, Дево, именуем, пророческим возследующе речением». Богоматерь называется облаком, во-первых, потому, что из Нея «возсия нам Солнце праведное», и, во-вторых, потому, что Она «источает жаждущим воду живу оставления» (грехов) и одождила нам «тучу нетления Христа».

Покинув Израиль, семья Иосифа спасла Иисуса от верной гибели.

Ведь тогда, по разным оценкам церковных преданий, погибло от 14 тысяч до 64 тысяч мальчиков. Хотя, скорее всего, эти цифры были сильно преувеличены. Дело в том, что, согласно некоторым историческим справкам, население всего Вифлеема в те времена не превышало 1000 человек, соответственно, при рождаемости 30 детей в год, младенцев мужского пола в возрасте до двух лет должно было найтись никак не более 20. Хотя в то время велась перепись населения, и по этой причине в Вифлеем могло приехать большое количество людей. Но как бы то ни было, погибшие младенцы почитаются как святые, поскольку они первыми пострадали ради Христа.


Семья Иосифа прожила в Египте до тех пор, пока не умер Ирод. О смерти узурпатора Иосифу тоже сообщил ангел. Семейство вернулось «в землю Израилеву», но в Иудею побоялось идти, поскольку узнали: там царствует сын Ирода Архелай. Они поселились в более спокойном Назарете.

Жизнь Девы Марии в зрелом возрасте

Затем Мария упоминается при описании случая, когда в возрасте 12 лет Иисус при поездке в Иерусалим отправился в Иерусалимский храм и общался со священниками.

«При описании евангелистами событий жизни Иисуса Христа Дева Мария упоминается как присутствовавшая на браке в Кане Галилейской, – сообщается в Википедии. – Некоторое время она была вместе с сыном в Капернауме. На Голгофе Богородица стояла возле креста. Умирающий Христос поручил свою мать апостолу Иоанну. Только в этих двух евангельских эпизодах (Ин. 2:4; Ин. 19:26) приводится личное обращение Иисуса к Марии, но он не называет ее при этом матерью, а женщиной (греч. γυναι [gúnai]). Матерью он называет ее лишь однажды, но не своей, а ученика (Иоанна) в Ин. 19:27: «Потом говорит ученику: се, Матерь твоя!». Больше упоминаний в Новом Завете о Марии нет. В Деяниях святых апостолов не указывается, была ли Дева Мария даже в день Пятидесятницы среди апостолов, когда на них сошел Святой Дух в виде огненных языков. Православные богословы отвечают отрицательно, считая, что Святой Дух всесовершенно и неотступно уже пребывал на Деве Марии со дня ее Благовещения: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» (Лк. 1:35).

По другой версии, после Вознесения Христова земной путь Богородицы был еще достаточно долгим и плодотворным. Ей суждено было вместе с апостолами нести по свету учение Христа. Радуясь успехам учеников Сына, Сама Богородица почти никогда не выступала перед народом. Дева Мария усердно служила бедным, подавала нищим, ухаживала за больными, помогала сиротам и вдовам. Очень много времени отдавала молитвам у гроба Сына.


Как уже было сказано, Богородице суждено было вместе с апостолами нести по свету учение Христа. Радуясь успехам учеников Сына, Сама Богородица почти никогда не выступала перед народом. Но однажды ей пришлось изменить своей привычке отмалчиваться.

Немногословной Деве Марии однажды все-таки пришлось выступить перед людьми с чудеснейшей проповедью, предание о которой дошло до наших дней. Богородица намеревалась посетить Кипр. Корабль пересек Средиземное море, и вот-вот должен был показаться желанный остров. Но вдруг на корабль обрушилась буря, и он стал неуправляем, его понесло в другую сторону света, словно по воле небесного Кормчего. Корабль попал в Эгейское море, промчался между многочисленными островами и остановился по воле Всевышнего у подножия Афонской горы. Та местность буквально кишела идольскими капищами с громадным храмом Аполлона в центре, где свершались разные гадания и языческие волхования. Но вот Богоматерь сошла с корабля на землю, и отовсюду к Ней стал стекаться народ с вопросами: кто такой Христос и что принес Он на Землю? И тогда Она вынуждена была долго рассказывать людям о тайне воплощения Иисуса Христа, о выпавших на Его долю страданиях за грехи людей, о казни, смерти, воскрешении и вознесении на небо.

Она открыла людям суть учения Иисуса Христа – о покаянии, прощении, любви к Богу и ближнему как о великих ценностях, утверждающих в мире добро, справедливость и благоденствие.

После столь прочувствованной проповеди Божией Матери свершилось необыкновенное действие. Все слышавшие Ее пожелали принять крещение. Оставляя Афон, Богородица благословила новообращенных христиан и изрекла пророчество: «Это место да будет моим жребием, данным мне от Сына и Бога Моего. Да почиет благодать Моя над живущими здесь с верою и благочестием и сохраняющими заповеди Сына и Бога Моего. Они будут иметь в изобилии и с малым трудом все необходимое для земной жизни, и не оскудеет к ним милость Сына Моего. До скончания века Заступницей Я буду месту этому и ходатаицей о нем пред Богом Моим.

Дальнейшая история Афона до сего дня подтверждает, что над тем местом во все века ощущается и материализуется Божественное покровительство.


Почитание Богородицы первыми христианами подтверждается наличием ее изображений III века в римских катакомбах, где христиане совершали богослужения, скрывались от преследований. В катакомбах были обнаружены первые фрески и изображения Девы Марии (фрески Киметерия Присциллы, «Пророк Валаам перед Марией, кормящей младенца грудью», «Поклонение волхвов» и другие). Эти фрески и изображения носят еще античный характер. Черты аскетизма в них отсутствуют, но подчеркнута сила и значительность материнского тела, особо выделены и подчеркнуты выразительные черные глаза. Окончательное решение вопроса о почитании Богородицы было принято в 431 году Третьим вселенским собором в контексте осуждения ереси Константинопольского патриарха Нестория (считал Деву Марию не Богородицей, а Христородицей).

Уход из жизни, погребение

«К концу своей земной жизни Божия Матерь всем существом Своим стремилась к Небу. И однажды во время молитвы явился Ей снова архангел Гавриил с ликом радостным и сияющим, как и десятилетия назад, когда принес от Всевышнего Благую Весть. На этот раз весть была о том, что Богородице осталось пребывать на Земле всего три дня. С такой же великой радостью она приняла это послание, ибо не могло быть для Нее большего счастья, как вечно лицезреть образ Своего Божественного Сына. Архангел Гавриил вручил Ей райскую финиковую ветвь, излучавшую необыкновенный свет днем и ночью. О явлении архангела Гавриила Божия Матерь первому поведала апостолу Иоанну, который почти не разлучался с Богородицей.

Уведомив всех домашних о своем предстоящем уходе с грешной Земли, Богородица повелела соответствующим образом подготовить Свои покои: украсить стены и ложе, воскурить фимиам, зажечь свечи. Она увещевала близких не плакать, а скорее радоваться тому, что беседуя с Сыном Своим Она будет направлять Его благость на всех живущих на Земле, будет посещать и охранять бедствующих.

Проводить в последний путь Богородицу собрались наичудесным образом со всего света апостолы и ученики, оповещенные Святым Духом. Их оказалось около семидесяти – самых преданных проповедников учения Христа. В благовестный 15-й день августа и третий час от полудня все собрались в храме, убранном специально для священного небывалого действа. Пылало множество свечей, на благолепно украшенном одре возлежала Богоматерь и молилась самозабвенно в ожидании своего исхода и пришествия Сына и Господа Своего. По преданиям, можно представить необыкновенную картину.

В обозначенный срок весь храм облистал никем и никогда не виданный небесный торжественный свет. Словно раздвинулись стены и над головами людей вознесся Сам Царь Славы Христос, окруженный сонмом ангелов, архангелов и других бесплотных сил, с праведными душами праотцев и пророков.

Поднявшись с ложа Богородица поклонилась Сыну Своему и Господу со словами: «Величит душа Моя Господа и возрадовался дух Мой о Бозе Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея!.. Готово сердие Мое; буди Мне по глаголу Твоему…».

Взирая на пресветлое лицо Господа, дражайшего Сына Своего, без малейшего телесного страдания, как бы сладко засыпая, Богородица передала Ему в руки пресветлую и пречистую душу Свою.

Митрополит московский святитель Филарет в письмах о почитании Пресвятой Богородицы так объясняет своим соотечественникам этот торжественный момент перехода от земной жизни к жизни вечной Девы Марии: «И поелику Приснодева носила на руках Своих Сына Божия во время Его земного младенчества, то в воздание за сие, Сын Божий носит Ее душу на руках Своих, в начале Ее небесной жизни».

На земле же свершалось погребение тела Девы Марии. Святые Петр и Павел с Господним братом святым Иаковом и другими апостолами подняли одр на плечи и понесли его от Сиона через Иерусалим к селению Гефсиманскому. Святой Иоанн Богослов нес пред одром райскую финиковую ветвь, врученную Деве Марии архангелом Гавриилом. Ветвь сияла небесным светом. Над всем многолюдным шествием и пречистым телом Богоматери внезапно возник некий облачный круг – подобие венца. И радостное пение небесных сил разлилось в пространстве. Сияние и Божественное песнопение сопровождало шествие до самого погребения.

Предание свидетельствует о том, как неверующие жители Иерусалима, пораженные необычайным величием погребального шествия и озлобленные почестями, воздаваемыми Матери Иисуса Христа, донесли об увиденном фарисеям. Последовал их приказ: уничтожить все шествие, а гроб с телом Марии сжечь! Но произошло чудо: сияющий венец – Божественная сфера, как защитным колпаком сокрыла шествие. Воины слышали шаги людей, провожающих Богоматерь, слышали пение, но никого не могли увидеть. Они натыкались друг на друга, на дома и заборы, чувствовали себя словно ослепшими. Ничто не могло помешать торжественному погребению.

В Священном Писании мы нигде не найдем повествования о смерти Девы Марии. Смерти не произошло. Конечно, в том понимании, как это случается с обычным человеком, когда тело предается земле, а душа – Богу. Уход из земной жизни Богоматери святая православная Церковь называет Успением. И воспевает Успение Богородицы так: «Побеждены законы природы в Тебе, Дева чистая, в рождении сохраняется девство и со смертью сочетается жизнь: пребывая по рождению Девою и по смерти живою, Ты спасешь всегда, Богородица, наследие Твое».

Успение означает то, что Дева Мария после тяжкого многолетнего бодрствования опочила сладким сном, преставилась к вечному источнику жизни, став Матерью Жизни, избавляя молитвами Своими от мук и смерти души смертных, вселяя в них Своим Успением живое предощущение вечной жизни.

Апостол Фома, как гласит предание, прибыл в Гефсиманию лишь на третий день после погребения Пресвятой Богородицы. Много скорбел и плакал по этому поводу и очень жалел, что не был удостоен Ее благословения. И тогда другие апостолы позволили ему открыть гроб, чтобы совершить последнее прощание. Был отвален камень, открыт гроб, но… тела Девы Марии там не оказалось. Апостолы стали молить Господа о том, чтобы Он открыл им Свою тайну.

К вечеру святые апостолы сели за трапезу. Как было принято между ними, они оставили одно место не занятым, а пред ним положили кусок хлеба, чтобы после трапезы, творя благодарение Господу, прославляя имя Святой Троицы, этот кусок хлеба вкусить всем, как дар благословенный с молитвою: «Господи, Иисусе Христе, помогай нам!» Все думали и говорили за трапезой только о чудесном исчезновении тела Богородицы. Трапеза была окончена, все встали и по обычаю подняли хлеб, отложенный в честь Господа… Устремив вверх глаза, готовясь к молитве, все увидели Пречистую Деву Марию, окруженную множеством ангелов. И услышали от Нее: «Радуйтесь! Я с вами во все дни!»

Вся земная жизнь Богородицы укладывается в конкретные 72 года, об этом свидетельствуют расчеты древних святых отцов церкви (святителя Андрея, архиепископа Критского, святителя Симеона Метафраста), с ними соглашаются авторитетные церковные историки. Но из всей святейшей жизни Пресвятой Девы православная церковь выделила четыре важнейших духовных события, отмечаемые великими праздниками: Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение и Успение. Эти праздники причислены к так называемым – двунадесятым и приравнены к великим праздникам Господним. Всего их, вместе взятых, в году – двенадцать. За каждым праздником стоит великое духовное событие, отражением которого является бесконечное множество икон».

Какой Она была при жизни?

По описаниям очевидцев, дошедшим до нас в священных книгах, главной ее чертой были безупречные духовные качества и ум: «У Нее ум, Богом управляемый и к одному Богу направленный».

«Она была не многоречива, любительница чтения, – вспоминал Святой Амвросий. – Правилом Ее было – никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленною, любить добродетель. Когда Она хотя бы выражением лица обидела родителей? Когда была в несогласии с родными? Когда погордилась пред человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты».

А вот воспоминание святого Дионисия Ареопагита: «Когда я введен был пред лице Богообразной светлейшей Девы, меня облистал извне и внутри столь великий и безмерный свет Божественный и разлилось вокруг меня такое дивное благоухание различных ароматов, что ни немощное тело мое, ни самый дух – не в силах были вынести столь великих и обильных знамений и начатков вечного блаженства и славы».

«В Ней соединялось естество ангельское с человеческим», – с благоговением писал другой ее почитатель святой Игнатий Богоносец.

А церковный историк Никифор Каллист так обрисовал ее портрет: «Она была роста среднего, волосы златовидные, глаза быстрые, с зрачками как бы цвета маслины, брови дугообразные и умеренно черные, нос продолговатый, губы цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое, руки и пальцы длинные».

«Ее столько возлюбил Бог – высочайший и чистейший свет, что чрез нашествие Святаго Духа существенно соединился с Нею, и родился от Нея совершенным человеком, не изменяя и не смешивая свойств», – так выражал свой неподдельный восторг Девой Марией святой Иоанн Дамаскин.

Эти свойства Богородицы постарались перенести на свои холсты и иконописцы, которые писали ее портреты, сцены из ее жизни, ее праздники и различные явления, связанные с ней.

Первым иконописцем, которому удалось точно изобразить облик Богородицы, был ученик апостола Павла и его помощник святой евангелист Лука. Увидев свой портрет, Дева Мария была поражена необыкновенным сходством: «Благодать родившагося от Меня и Моя с сею иконою да будет!». С тех пор ее благословление и сделало иконы Божией Матери благодатными: они дарят верующим людям благо, избавляют от пороков, наполняют душу божественным светом.

Эта первая икона долгие годы находилась в Антиохии, где верующие впервые назвали себя христианами. Позже она оказалась в Иерусалиме, потом, в середине первого тысячелетия, – в Константинополе. Там святая царица Пульхерия вместе со своим супругом императором Маркианом возвели в честь Богородицы три великолепных храма – Халкопратейский, Одигитрии и Влахернский. В храме Одигитрии поместили икону, писанную святым евангелистом Лукою.

С тех пор появилось уже более трехсот почитаемых икон Божией Матери. Каждая имеет свое имя. Почти нет дня в году, чтобы этот день не был освещен празднованием той или иной иконы Божией Матери.


И на Руси не было более прославленного имени, нежели Пресвятой Владычицы и Приснодевы Марии. С самого начала русской истории Богоматери посвящаются главные кафедральные храмы. Византийские мастера воздвигают по повелению Самой Божией Матери в Киево-Печерской лавре Успенский собор. Возжелание Богоматери пребывать на Руси засвидетельствовано в Киево-Печерском патерике. И с тех пор люди на Руси стали считать свое Отечество – Домом Пресвятой Богородицы. Она всегда помогала русским. Без нее не обходилось ни одно великое историческое событие. В Куликовской битве помогала Донская икона; в спасении Москвы от Тамерлана и при великом стоянии на Угре – Владимирская; в Смутное время при изгнании поляков из Москвы – Казанская; при утверждении правящей династии Романовых – Феодоровская; в Полтавской битве – Каплуновская. В 1917 году, в день отречения царя-мученика Николая II от престола, как бы Сама Божия Матерь, явившись неожиданно в образе Державной, взяла на Себя преемство власти Державы Российской.