Вы здесь

Богородица в богослужении Востока и Запада. Глава 3. Мария в маронитском богослужении (Григорий Бартосик, 1998)

Глава 3. Мария в маронитском богослужении

1. Маронитская Церковь и ее богослужение

Маронитская Церковь принадлежит к числу сирийских Церквей, ведущих свою родословную от антиохийского патриархата. Ее название происходит от имени святого отшельника Марона, жившего в Северной Сирии в 350–410 гг. Сначала «маронитами» называли его учеников, т. е. монахов, говоривших по-арамейски и живших в монастыре Св. Марона, находившемся около Апамеи на Оронте в Ливане, а также жителей тех окрестностей. В 680 г. эта обитель стала прибежищем изгнанных за ересь т. н. монофелитов, т. е. исповедующих единую волю у Христа. После арабского завоевания эта христианская община создала в горах Ливана независимую Церковь, успешно противостоя натиску ислама. Марониты никогда не разрывали духовного единства с Римским Епископом. В XII в. верующие этой Церкви с распростертыми объятиями встретили крестоносцев, устанавливая тесные связи с Римской Церковью. В 1445 г. марониты заключили формальную унию с Римом, сохранив свой богослужебный обряд. Структура Церкви была определена в 1736 г. Во главе Церкви стоит патриарх, которому принадлежит титул «Антиохийский Патриарх Маронитов». Кафедра находится в Бкерке в Ливане. Сейчас маронитская Церковь насчитывает около 2,5 млн. верных в Ливане, в Сирии и в диаспоре. Структура Церкви охватывает 22 епархии на 4 континентах, в том числе 11 в Ливане.

Маронитская Церковь сыграла огромную историческую роль в процессе формирования ливанского народа, в который входит 16 различных конфессиональных групп и который, несмотря на это, долгие годы жил в согласии и гармонии. Палестино-израильская война, в которую был вовлечен Ливан, разрушила это единство, а христиане-марониты в очередной раз заплатили за это дань.

У маронитской Церкви очень богатое богослужение, имеющее много общего с другими сирийскими Церквями, особенно с западно-сирийской. Однако в этом обряде есть много своеобразных элементов. Эти отличия в основном проистекают из многовековой изоляции этой Церкви от других христианских общин. Для маронитского богослужения характерны элементы, взятые из монашеской жизни, и большое влияние латинского обряда. До XII в. национальным языком маронитов был сирийский, постепенно, однако, вытесненный арабским. Богослужебным же языком по-прежнему остается сирийский.

Тексты богослужения во многом заимствованы из творчества сирийских христианских авторов, таких как св. Ефрем, Балай, Раббула Эдесский, Иаков Серугский.

Богослужебный календарь маронитской Церкви очень близок к календарям других сирийских Церквей и состоит из следующих времен церковного года: Начало года (два первых воскресенья ноября), Рождественский пост (Суборо), Рождество Христово и Богоявление (Денхо), Преддверие Великого поста, Великий пост, Пасха, Пятидесятница и время Воздвижения Креста Господня.

Маронитская Церковь активно приступила к обновлению богослужения после II Ватиканского Собора. Центром богословской культуры, особенно же изучения богослужения и литургического обновления, является Университет Святого Духа в Каслике около Бейрута, управляемый Ливанским Маронитским Орденом. Иноческая традиция маронитской Церкви была отмечена прославлением в Риме в 1977 г. св. Шарбеля Махлуфа (+ 1898 г.), названного «славой Ливанского Маронитского Ордена и достойным представителем Церквей Востока».

2. Почитание Богородицы

Почитание Богородицы в маронитской Церкви было и остается чрезвычайно живым. Марониты, веками заточенные в горах Ливана, видели в Марии особую помощь и утешение во многих испытаниях и преследованиях, выпавших на их долю. Они любят соединять образ Марии с библейскими текстами, говорящими о «горах и кедрах Ливана», и охотно используют поэтические тексты Отцов, в которых эти образы относятся к Марии. Многие ливанские церкви возведены во имя Благословенной Девы, а на вершинах некоторых гор видны большие статуи Марии. Многочисленны и ливанские богородичные святые места, к которым ежегодно устремляются толпы паломников.

С тех пор как марониты открыли для себя богатство Римской Церкви, в богослужение и благочестие проникли типичные для латинского обряда элементы, такие как чтение Розария или молитва «Ангел Господень». Однако обе богослужебные традиции удалось гармонично согласовать, так что сирийская, уходящая корнями в наследие первых христианских общин, по прежнему составляет стержень богослужения и благочестия этой Церкви.

Маронитское богослужение – это подлинное сокровище почитания Богородицы. Пресвятая Дева вспоминается в этом богослужении ежедневно. Для маронитской мариологии характерна связь всех текстов со Священным Писанием и частое обращение к заступничеству Марии. Средоточие всей мариологии – догмат о Богоматеринстве. Кроме того, часто упоминается истина о девственности Марии, а также встречаются тексты, говорящие о Ней в отношении к Пресвятой Троице. В этой перспективе Она часто именуется Невестой Святого Духа.

Кроме огромного богослужебного богатства стоит отметить и большое количество благочестивых народных песен. Среди них – большинство песен о Марии, очень вдохновенных, обладающих в то же время простой мелодией.


а) Богородичные праздники

Богослужебный календарь маронитского обряда имеет много общего с западно-сирийским календарем. Этот первоначальный порядок был обогащен праздниками и воспоминаниями латинской традиции.

Тайна Благовещения празднуется дважды в году, первый раз – во время Рождественского поста (Суборо), и второй раз – 25 марта. Праздник Зачатия св. Анной Пресвятой Марии был перенесен с 9 декабря на 8 декабря и отмечается как Торжество Зачатия Пресвятой Девы Марии. Праздник Рождества Богородицы отмечается 8 сентября, днем позже, по примеру Византийской Церкви, празднуется память свв. Иоахима и Анны, родителей Блаженной Девы.

Из сирийских земледельческих праздников в маронитской Церкви остался только Праздник Богоматери Жатвенной, отмечаемый 15 мая.

Величайшим богородичным праздником является день 15 августа, т. е. торжество Успения Богородицы, также называемое праздником Взятия Марии на небеса. О значении этого праздника свидетельствует факт, что этому дню предшествует четырнадцатидневный пост, а празднованию сопутствуют фольклорные обряды, особенно среди ливанских горцев. Богослужебные тексты пленяют красотой и говорят о смерти Марии, Ее принятии на небеса, Ее небесной славе и силе Ее заступничества.

Кроме того, маронитская Церковь отмечает следующие богородичные праздники: Обручение Марии и Иосифа (30 сентября), Божией Матери Розария – Мистической Розы (I воскресенье октября), Введение Богородицы во Храм (21 ноября), Праздник Поздравления (26 декабря), Сретение Господне (2 февраля), Посещение св. Елисаветы (2 июля), Матери Божией горы Кармил (16 июля).

Маронитская Церковь празднует три месяца, посвященных Богородице: август (связанный с торжеством Успения), май (по примеру Римской Церкви) и октябрь, называемый еще месяцем Розария. С общинным чтением Розария связан также обычай благословения иконой Богородицы по образу литургического благословения. Формула благословения следующая: «Заступничеством Матери Божией Девы Марии да благословит вас Пресвятая Троица – Отец, и Сын, и Святой Дух». Верные отвечают: «Аминь, ибо всякое благо мы получаем от святой Девы»[17].


б) Дева Мария в Евхаристическом богослужении

У маронитов есть особый чин Божественной литургии. Литургические тексты находятся в двух книгах: служебнике («Ктобо д’Курбоно») и в диаконской книге («Ктобо д’Тешмешто»). В маронитском служебнике есть 16 анафор, из которых чаще всего читается «Анафора св. Иакова Младшего, епископа Иерусалимского». К другим, более характерным, молитвам этой Церкви следует причислить молитву возношения V в. «св. Иоанна Марона, первого патриарха маронитов» и Евхаристический канон на Страстную Пятницу, называемый по первому слову: «Шарар».

Маронитская литургия состоит из двух частей: литургии Слова и литургии Жертвы. Первая часть совершается на так называемой «беме», т. е. амвоне в середине храма. Центральное место второй части литургии – престол, на котором совершается Божественная литургия.

Во время совершения Евхаристии Мария часто воспоминается или призывается – как в неизменяемых частях литургии, так и в анафорах, в молитвах диакона и в многочисленных гимнах, поющихся во время богослужения.

Уже в начале Божественной литургии, во время проскомидии, диакон читает следующую молитву:

«Молитва Благословенной да будет нам защитой. Аллилуйя. Бог избрал Деву из всех жен, ибо нашел Ее чище и святее всякого творения; девять месяцев Он обитал в Ней и из Нее образовал Себе тело»[18].

Мария призывается также во время обрядов покаяния. В первом покаянном обряде священник произносит следующие слова:

«Почитая Присноблаженную Богоматерь Марию песнями, славословиями и величаниями Святого Духа, мы призываем Ее, нашу Заступницу перед Сыном, рожденным из Ее лона и говорим: «Господи, заступничеством Матери Твоей избавь землю и жителей ее от бед и всякого гнева»[19].

Покаяние продолжается в виде диалога между священником и диаконом. В конце, когда священник читает т. н. memoriae, диакон произносит следующую молитву к Пресвятой Деве Марии:

«Да споспешествует нам непрестанно молитва Твоя, чистая Матерь; всегда помогай в нашей слабости; Ты видишь, мы, люди сей земли – над пропастью отчаяния, на краю гибели. Молитвами Твоими, Дева чистая и святая, яви нам сострадание. Моли непрестанно, да не погибнем по грехам нашим. Проси, заступайся пред Богом, о Блаженная, дабы ради молитв Твоих, о Святая, Он помиловал нас»[20].

Мария воспоминается также и во втором покаянном обряде, включающем в себя длинный гимн, посвященный Пресвятой Деве[21]. Кроме того, Она вспоминается во втором возглашении диакона после Символа веры и перед анафорой – в песни, называемой «Онита[22]».

Кроме того, в неизменяемых частях литургии Мария вспоминается перед молитвой «Отче наш», в возглашении (т. н. «Брудики»)[23], перед и после причащения верных[24], во время благодарственных молитв[25] и в заключительных гимнах[26].

Средоточием Божественной литургии является анафора. Поминание Марии присутствует во всех евхаристических канонах. Например, в «Анафоре св. апостола Петра» имеются следующие молитвенные диалоги между священником и диаконом:

Священник: «Вспоминаем особо и в первую очередь святую славную Приснодеву Благословенную Богородицу Марию».

Диакон: «Помяни Ее, Господи Боже, и ради Ее чистых и святых молитв спаси, помилуй и услышь нас».

Священник (тихо): «Матерь Господа нашего Иисуса Христа, заступись за меня перед Сыном Твоим Единородным, родившимся от Тебя, да по Твоим обо мне молитвам, святая Матерь, отпустит прегрешения мои и вины и да примет из моих грешных и жалких рук сию Жертву, приносимую мной, недостойным, на престоле сем»[27].

В древнейшей маронитской анафоре, называющейся «Шарар», Матерь Божия вспоминается в молитве о мире:

«Сияющий мир, который Ангелы возвестили людям чудными песнями благодарения, обогативший верную Церковь и просветивший очи совести ее сыновей; мир, возвещенный Пресвятой Деве Богоматери Марии ангелом Гавриилом, который сказал Ей: “Мир Тебе, Господь с Тобою, от Тебя родится Спаситель сынов Адамовых”; мир, примиривший небо с землей, который ангелы, сойдя, возвестили земле (…), Господи наш, да будет с нами и в нас во все дни жизни нашей»[28].


в) Пресвятая Дева Мария в последовании Часов

Последование Часов маронитской Церкви, как и западно-сирийской, заключено в двух книгах: «Шехимто» (последование будней) и «Фанкито» (последование воскресений и праздников). Есть следующие часы: Рамшо (Вечерня), Сутторо (Повечерие), Лилио (Полунощница), Сафро (Утреня), Третий, Шестой и Девятый часы. Наиболее характерные виды молитв это Седро (молитва священника), Бо’утхо (ектения св. Иакова или св. Ефрема) и Коло (гимн).

В последовании Часов недели, т. е. «Шехимто», марониты употребляют особую систему чтения псалмов: между отдельными стихами читаются поэтические молитвословия разных авторов. Свидетельство о такой форме молитвы обнаруживается уже в одном из древнейших небиблейских памятников христианской письменности – в т. н. «Апостольских Постановлениях» (II, 59, 2). В этих текстах почитаются святые и поминаются усопшие. Также достаточно много текстов, посвященных Матери Божией, в которых содержатся просьбы о Ее заступничестве и ходатайстве.

Больше всего богородичных текстов содержится в Полунощнице, где первая ноктурна всегда посвящена Блаженной Деве и составляет как бы малое богородичное чинопоследование. Оно построено по схеме, использованной свв. Ефремом и Иаковом.

Стихи, сопутствующие ектении, или так наз. «Бо’утхо св. Ефрема», звучат следующим образом:

«Господи наш, яви милосердие нам; Господи наш, внемли молитве нашей; Господи наш, не отврати Лица Твоего от грешников, взывающих к Тебе. Да низойдет мир Твой и утешение Твое на церкви Твои и обители Твои, и избавь их по благости Твоей от поражений и возмездия гнева Твоего (…). Воспоминая Матерь Твою, славим Тебя, возвышающего святых; ради молитв Твоей Матери и Твоих святых, прости нас и усопших наших. Да будет слава в вышних Богу, Матери Его – величание, мученикам – венец славы, а нам – помощь по их молитвам»[29].

И подобные им стихи «Бо’утхо св. Иакова»:

«Твоя молитва, Матерь Господа нашего, с нами; Твоя молитва с нами; да услышит Господь прошение Твое и простит нас. По молитвам Твоим да воздвигнет Господь крепость милости вокруг собрания нашего, жаждущего молитв Твоих и прошений Твоих (…). Ради заступничества девять месяцев носившей Тебя избавь нас, Сын Божий, от поражений гнева Твоего»[30].

На Утрени вместо первого псалма всегда читается «Величит». Этой песни Пресвятой Богородицы сопутствует гимн. Следующая молитва читается по понедельникам:

«Матерь Божия, да будет молитва Твоя нам стеной защиты днем и ночью.

Все роды величайше благословляют Тебя, ибо Ты стала Богоматерью, Блаженная Дева.

Мария стала ладьей, носившей и привезшей кормчего, Который правит концами земли.

Марии подобает венец, украшенный всякими драгоценностями, ибо из Нее произошла новая жизнь для всех прежде умерших.

Да пребудет вечная память пророков, апостолов, мучеников и Марии Богородицы»[31].

Огромное богатство богородичных текстов мы находим в «Фанкито» (праздничном последовании). Вот отрывок песни перед чтениями на утрени Успения Пресвятой Богородицы:

«Ангелы нисходят с небес, дабы вознести туда Деву с Ее телом и душой.

Да возгласится с горных вершин: Ангелы низошли с небес! Да прославят Взявшего к Себе Деву с Ее телом и душой.

Господи, в милосердии Твоем принявший некогда молитвы отцов, прими и наши молитвы и яви нам милость»[32].

3. Заключение

Воспоминание Марии в богослужении маронитской Церкви характеризируется двумя чертами. Во-первых, это частое описание Блаженной Девы с помощью образов, взятых из Священного Писания (особенно Ветхого Завета). Во-вторых, непрестанное обращение к заступничеству и ходатайству Марии.

Средоточие мариологии сиро-маронитского богослужения – тайна Богоматеринства Марии. Блаженная Дева предстает как «добрая земля, из которой произросло благословенное древо», «гора, на которой горит Божий огонь», «новый Ноев ковчег», «брачный чертог, в котором поселился Тот, Кого не могут объять небо и земля», «Ковчег Завета», «соль очищенная, которая вкусом своим исправляет человечество, растленное грехом» и т. п.

Маронитское богослужение соединяет в себе библейскую традицию «гор и кедров Ливанских», поэтическое наследие великих сирийских стихотворцев и скорбный опыт народа, который среди многих превратностей остался верен христианству. Поэтому Мария на поэтическом языке Священного Писания воспевается как Та, на ходатайство Которой можно рассчитывать всегда.

ИЗ БОГОСЛУЖЕНИЯ
Из Последования Часов. Понедельник. Полунощница.
Ектения св. Иакова

«Твоя молитва, Матерь Господа нашего, да будет с нами. Твоя молитва да будет с нами; да услышит Господь прошение Твое и простит нас.

По молитвам Твоим да воздвигнет Господь крепость милости вокруг собрания нашего, жаждущего молитв Твоих и прошений Твоих.

Мария уподоблена Ковчегу Завета, сосуду с манной и скинии собрания, в которой были скрижали свидетельства Бога Вседержителя; ибо Мария воистину носила Сына Предвечного.

Соломон предсказал Ее, новый сад, в котором произросло древо жизни, Господь Иисус; Исаия назвал Ее облаком, из которого нисходит животворящая роса; Даниил изобразил Ее камнем отделившимся, но не разбитым.

О град священный, о обитель Бого, в которой сокрыты воды жизни, Гедеон, образуя Адама, явил Тебя как руно, источающее росу, утоляющую жажду Адама.

Слава Тебе, [Сыне Божий], сокрытый свет Предвечного Отца. Ты воссиял нам в конце времен в дщери Давидовой. Ангелы закрывают лица свои пред пламенем Твоим, а Матерь Твоя носила Тебя, как Ты Сам пожелал того. Да будет благословенно Величие Твое!

Ради заступничества Носившей Тебя девять месяцев, избавь нас, Сыне Божий, от гнева Твоего»[33].