Благовещение
Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.
Мирную и благодатную жизнь проводила святая чета первые месяцы союза. Благословение Божие царствовало в их смиренном жилище. Время их проходило в занятиях работами и молитвою, которою освящались все их действия. Праведный Иосиф не отличался богатством и величием своих предков, из которых многие были царями и пророками, но от лучших из них наследовал сокровище добродетелей.
По древнему обычаю, Иосиф занимался своим ремеслом в отдельном месте, а не в доме, где жило его семейство; его мастерская, находившаяся не в далеком расстоянии от дома праведной Анны, состояла из одной низкой комнаты в десять или в двенадцать квадратных футов[9]; с наружной стороны дома была каменная скамья для усталых путников, которая защищалась от жгучих лучей полдневного солнца навесом из переплетенных пальмовых ветвей. Безропотно и усердно производились здесь тяжелые работы, и приготовлялись все материалы для постройки хижин в долине.
В доме Своего обрученника Дева Мария не изменяла образа жизни, обычного Ей во Святая Святых; жила в уединении и безмолвии, всегда была в трудах: молитва, чтение священных книг, рукоделие и домашние занятия наполняли все минуты Ее смиренной и молчаливой жизни. Среди людей Она жила для одного Бога, и дом Иосифов был для Нее как храм молитвенный. Она занималась пряжею льна и шерсти, вышивала церковные облачения и во всех этих работах была замечательно искусна.
Наконец приспело время благоприятного лета Господня: настал день, ожидаемый родом человеческим в течение более 5000 лет. По сказанию Святых Отцов, Дева Мария знала из чтения божественных и пророческих книг, что приближается время пришествия обетованного Мессии и что седмицы Данииловы приходят к концу. Много раз Она читала пророчество Исайи: «Се Дева во чреве зачнет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил» – и по соображениям своим полагала, что эта благословенная Дева уже существует. Душа Ее горела любовью не только к ожидаемому Мессии, но и к Деве, предназначенной быть Его Матерью. Со слезами повторяла Она молитву, чтобы сподобил Ее Бог видеть Матерь обетованного Мессии и послужить Ей, хотя бы последней Ее рабою.
Существует предание, что еще во время Ее пребывания во храме Пречистая Дева получила таинственное извещение о воплощении в Ней Бога Слова: однажды в полночь, когда, по обыкновению Своему, Она молилась за второю завесою, вдруг свыше воссиял на Нее свет и послышался голос: «Ты родишь Сына Моего».
По сказанию Евангелия, архангел Гавриил явился Деве Марии в то время, когда она жила в Назарете у обрученника Своего Иосифа. По преданию, в это время она занималась чтением Св. Писания и размышляла о словах пророка Исайи: «Се Дева во чреве зачнет» – и пламенно молилась, да сподобит Ее Бог скорее увидеть Мессию. Вдруг предстал пред Нею архангел Гавриил и, как бы в ответ на Ее мысли, произнес Божественный привет: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты в женах!»[10]
Явление архангела не устрашило Пречистую Деву; пребывая во Святая Святых Иерусалимского храма, Она привыкла к явлениям и беседам ангельским, но необычайное приветствие привело Ее в смятение. Много раз Господь возвещал волю Свою ветхозаветным избранникам чрез ангелов Своих, но приветствие: «Радуйся!» – не слыхано было в древних явлениях. Дева Мария безмолвствовала в недоумении и страшилась искушения от лукавого змия. С благоговейным трепетом взирал небесный вестник на смятение Пречистой Девы и спешил успокоить Ее: «Не бойся, Мариам! Обрела бо ecи благодать у Бога». Он возвестил Ей тайну воплощения теми же словами, в каких предсказывал пророк Исайя за семьсот лет до этого события: «Се зачнеши во чреве и родиши Сына и наречеши имя Ему Иисус[11]. Сей будет велий и Сын Вышняго наречется, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца».
Первозданную женщину Еву не смутили слова змия, предложившего ей честь быть всеведущею и равною Богу; без размышления Ева внимала лживым обещаниям змия и вкусила от запрещенного плода, а в нем грех и смерть всего человечества. Но жена, семени которой предопределено от начала мира стереть главу змия-искусителя, встретила благовестника с величием девственной чистоты. Не постигая глубины тайны, она соображала каждое слово его: «Како будет сие, идеже мужа не знаю: я не причастна браку, хотя имею мужа по обряду обручения, но не имею мужа по обету девства». Чистейшая Дева почитала ангельские обетования слишком высокими для себя.
Архангел успокоил ее сомнения: «Ты родишь Сына без мужа – Дух Святый найдет на Тя, и Сила Вышняго осенит Тя», т. е. зачатие совершится сверхъестественным образом, чрез наитие Святого Духа, и сделает Ее Матерью непостижимо для ограниченности ума человеческого. Потому и рождаемое свято наречется Сын Божий, не будет походить на обыкновенных людей, «в беззакониях зачинаемых и во грехах рождаемых», а будет чисто и греху непричастно и назовется Сыном Всевышнего.
Высочайшая тайна открыта в благовестии, и архангел Гавриил, для полного удостоверения Девы Марии, указал на пример родственницы ее Елизаветы: «и се Елисавет, южика твоя, и та зачат сына в старости своей, и сей месяц шестый есть ей нарицаемей неплоды: яко не изнеможет у Бога всяк глагол». По убеждениям человеческим, невозможно, чтобы непорочная Дева родила и чтобы бесплодная, состарившаяся женщина зачала, но у Всемогущего Бога все возможно: Бог идеже хощет, побеждается естества чин.
Свет духа Божия озарил Деву Марию, и Она возрадовалась об истине благовестия и уверилась, что слышит волю Божию. Проникнутая величайшим благоговением к Своему Творцу, сознав ничтожество человеческих достоинств в сравнении со святостью Всевышнего, Мария отвечала: «Се раба Господня; буди мне по Глаголу Твоему!» Смирение, кроткая покорность воле Божией преклонили небеса и низвели на землю Сына Божия: Слово плоть бысть.
Исполнив повеление Божие, архангел возвратился в царство света.
Совершилось таинство воплощения Сына Божия: Дева стала Матерью, и Матерь пребыла Девою. Избранная из всех родов, святая телом и духом, Она вместила в Своем лице все сокровище благодати. Архангельское приветствие: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою» – упразднило приговор, осудивший мир на проклятие, и дало человечеству право радоваться. И с той поры, куда бы ни появлялась Обрадованная Мария, там все исполняется радостью. Радуйся, Благодатная, дающая радость всему земнородному! Радуйся, Заступница Усердная, вносящая мир и радость в сердца, обращающиеся к Тебе.
Долго размышляла Мария о благовестии небесного посланника; надежда и радость вселились в Ее душу. Радовалась Она возвещенной Ей архангелом радостью, тем более что эта радость была достоянием целого мира; радовалась Она и радостью своей любимой родственницы Елисаветы, прозванной неплодною. По внушению Святого Духа, Мария решилась видеться с нею, чтобы разделить с нею взаимную радость. Она поспешила в Горняя – в нагорную сторону, где жили Захария и Елизавета. Не мог сопровождать Ее Иосиф, но, без сомнения, позаботился, чтобы Она присоединилась к своим родственникам, отправлявшимся в святой город на поклонение во храме истинному Богу. Расстояние от Назарета до нагорной Иудиной страны было на пять дней пути. Вся дорога преисполнена гор, пересекаемых ручьями. Пречистая Дева, осененная Духом Святым, была надежною охраною Сама для Себя, однако никогда не отправлялась в путь без провожатых.
Чрез пять дней Пресвятая Мария была у цели своего путешествия: пред Нею показался левитский городок Иута, где жили Ее родственники. Не давая себе отдыха, Она спешила прямо в хорошо Ей знакомый дом. Елизавета вышла к Ней навстречу и, с благоговением отзываясь на привет Пречистой Марии, в порыве глубокого чувства произнесла вдохновенную речь: «Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего».
Благоговейная встреча и пророческие слова были неожиданны для смиренной Марии, но, сознав в этом приветствии повторение архангельского благовестия, Она удостоверилась, что все это происходит по внушению Духа Святого; тогда предстали пред Нею с поразительной ясностью все пророчества, произнесенные в разные времена и разными людьми; тогда возникли в Ее сердце глубокие чувства благодарности к величию Всевышнего и излились в боговдохновенной пророческой песни. Эта песнь величания есть первая благодатная песнь Нового Завета: «Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем: яко призре на смирение рабы Своея; се бо отныне ублажат Мя ecи роди. Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его. Милость его в роды родов боящимся Его Сотвори державу мышцею Своею; расточи гордыя мыслию сердца их; низложи сильныя со престол и вознесе смиренный; алчущия исполни благ и богатящиеся отпусти тщы. Восприят Израиля отрока Своего помянути милости, якоже глагола ко отцем нашим – Аврааму и семени его даже до века».
Необыкновенными и глубоко знаменательными словами отвечала Пречистая Мария на пророческое приветствие Елизаветы. Все величие Она приносит к единому великому и всемогущему Господу; себя же сознает лишь немощным орудием для явления славы Его и исповедует, что Всевышний призрел на смирение рабы Своей. По вдохновению свыше Она видит себя предметом благоговейного почитания: «Отныне ублажат Мя ecи роди», как избранную от предвечного совета Матерь Бога Сына: «Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя его». Сознавая милость Божию к Себе, Она исповедует, что эта милость ниспосылается теперь не только Ей, но чрез Нее и на всех боящихся Бога и что народ Израиля не отвержен уже за грехи свои, но Бог вспомянул все Свои обетования святым праотцам и удостоил свой народ благодати видеть среди себя обетованного Мессию.
Проникнувшись святою верою в непреложность обетовании Божиих, обе святые жены назидали друг друга и прославляли Господа. Быстро протекало время этого благодатного свидания, и по прошествии трех месяцев Пречистая Мария возвратилась в Назарет. Со смирением и молитвою ожидала Она обещанного Богом чрез архангела Гавриила, не переставая заботиться о благоустройстве своего жилища. Все величие Царицы неба и земли всегда было с Нею и возрастало с неизреченною высотою Матери Господа.
Истекал уже шестой месяц святого чревоношения Пречистой Девы, и Ее положение не могло оставаться тайною для праведного старца Иосифа. Не ведал он, что пред ним совершается тайна воплощения Спасителя мира, хотя и знал он, что Пророк, предсказанный Моисеем, произойдет от Отроковицы неискусобрачной.
В душе его восстала буря сомнений. В страшном волнении он остановился на мысли о возможности гнусного обольщения: «бракоокрадованную помышляя». Мучительнее этого предположения ничто не могло быть для целомудренного и любящего сердца праведника. Тяжелые думы овладели им, и он недоумевал, как поступить с Пречистою Девою Мариею.
По строгости иудейского закона Она должна быть побита камнями, если бы он решился обвинить ее пред судом; но против этого возмущались его сердце, его праведность и благоговейная любовь к Марии, несмотря на бурю сомнений. Закон давал ему право дать ей разводное свидетельство, не упоминая о причине развода, и он решался тайно отпустить ее от себя. Он понимал, что в глазах народа он мог казаться жестоким и несправедливым; но это не пугало его: всего важнее для него скрыть мнимый проступок Марии под покровом любви и сострадания: праведник не хотел предать Ее публичному позору. Он решился лучше осудить себя на изгнание и тем принять на себя вину.
Решение принято, и восьмидесятилетний старец готов был покинуть Марию, присутствие которой давало столько мира и радости Ее престарелому попечителю.
Но правосудный Бог внимал помышлениям и молитвам Своего праведника и дал ему откровение о великой тайне спасения рода человеческого: сия же ему помыслившу, се Ангел Господень во сне явися ему. Одному Богу известны тайны сердца, и Он посылает ангела Своего успокоить Иосифа и озарить ум его светом истины. Ангел явился ему во сне и сказал: «Иосиф, сыне Давидов! не убойся прияти Мариам, жены твоея, родшеебося в Ней от Духа есть Свята». Ангел назвал его потомком Давида, чтобы напомнить ему древнюю неотъемлемую славу царственного рода, хотя униженного, однако сохраняющего обетование, что от него произойдет Царь Славы, и вразумил его, что обрученная ему Дева Мария чиста и непорочна, что он должен удержать Ее в своем доме, чтобы хранить Ее и заботиться о безопасности Матери и рожденного от Нее Царя Славы. «Не смущайся, – провозгласил ангел, – узнай истину и радуйся: родшеебося в Ней не от человека, а от Духа Свята: родит же Сына и наречеши Ему имя Иисус: Той бо спасет люди Своя от грех их». Радуйся, праведный старец: Дева по обету родит Сына от Духа Святого! Ты отец Его только по имени, но тебе дана честь, принадлежащая отцу: ты дашь Ему имя и, как истинный отец, будешь заботиться о Нем. «Сие же все бысть да сбудется реченное от Господа пророком: Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог».
Иосиф пробудился от сна, и в его сердце не оставалось уже места сомнению: с давнего времени он знал пророчество Исайи; слова ангела удостоверили его веру в непорочность и чистоту Девы Марии: он верил Слову Господа и не имел нужды в доказательствах. С благоговейным и радостным страхом «восстав от сна, сотвори, якоже повелел ему Ангел Господень, и прият жену свою и, не знаяше Ее, дондеже роди Сына Своего первенца».
С сердцем, преисполненным любви и благоговейного страха, старец принял Пречистую Деву, как всецело принадлежащую Богу, как благословенную Матерь Бога Сына, и с усердною, непрестанною готовностью служить Ей, как Владычице всего мира.
После божественного откровения, в глазах праведного Иосифа, Дева Мария явилась из обрученницы его преблагословенною Матерью Бога-Спаса его. Мужественно вынесенное испытание, самоотвержение и тяжелая борьба принесли великие духовные плоды: неземная слава осияла Деву Марию и Ее обрученника, не подвергая их опасности омрачиться гордостью и утратить смирение, столь необходимое для охранения человеческих добродетелей и преуспеяния в делах.
С той поры Мария оставалась в доме Иосифа и неразлучно жила при нем до его кончины. Мирно протекали дни Приснодевы Марии, окруженной попечениями праведника, который из слов архангела уразумел обязанности свои относительно Матери Господа своего и совершал святое служение свое со страхом и благоговением.
Празднество Благовещения Пресвятой Богородицы началось с первых времен христианства. В древнейших писаниях Св. Отцов Церкви, между прочим, объясняется, что воплощение Богочеловека совершилось 25 марта, потому что сотворение первого человека было также 25 марта: ветхозаветный Адам, грехом своим увлекший в погибель весь род человеческий, был воссоздан Первенцем Нового Завета для спасения и блаженства в такое же время, в какое он был создан.
Древнейшие проповедники православной веры учили последователей Иисуса Христа называть и почитать Матерь Господа Богородицею. Великие Отцы Церкви исповедовали Приснодеву Марию Богородицею – и, по их учению, кто не признает Матерь Господа Богородицею, тот противник веры и учения христианского и недостоин называться именем христианина.
Архангельский глас вопием Ти, Чистая: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою.