Вы здесь

Богатей! Ты – сможешь! 5 шагов на пути к богатству. Часть 2. Как найти бизнес-идею (М. В. Соболев, 2015)

Часть 2

Как найти бизнес-идею

Что такое «идея» и «бизнес-идея»?

Я постараюсь сегодня убедить вас в двух вещах. Первая задача – что каждый из вас является изобретателем и может создавать новые идеи.

Вторая задача, которую я постараюсь решить – это показать вам, как с помощью идеи можно зарабатывать. Вот такие две задачи.

Эта глава называется: «Как найти бизнес-идею».

Что такое «идея»? Как вы думаете?

Какая-то мысль. Какой-то план решения вопроса. План, чтобы достичь какой-то цели.

Мне в свое время посчастливилось в школе попасть на кружок изобретательства. Мы приходили раз в неделю и изучали вопросы: как изобретается различные вещи, как можно придумать ту или иную идею, как ее можно усовершенствовать.

Важно понимать простую вещь, что каждый из вас может придумать вещь, идею и решать творческие задачи. Этому можно научиться! У всех есть определенный творческий потенциал. У кого-то больше, у кого-то меньше. На самом деле у каждого из нас заложена интеллектуальная способность генерировать (создавать) новые идеи.

Простой пример.

У вас в руках ручка или карандаш. Это изобретение. Есть свидетельство об изобретении. В нем прописано, что такое-то устройство состоит из таких-то деталей и выполняет такую-то функцию. У нас объект для анализа – ручка. Давайте придумаем или изобретем новую ручку. С новой функцией или с новыми способностями.

В качестве примера. У вас какой цвет пасты? Синий. Хочется писать красным? Если мы заменим стержень с синего на красный, то ручка будет писать каким цветом? Красным. Ручка будет писать другим цветом. А если вы совместите несколько цветов в одном корпусе ручки? Будет ли это изобретением? Да.

Мы меняем разные варианты и получаем новые функции ручки. Давайте посмотрим следующий вариант. Кто-нибудь слышал про ручку, которая пишет, а потом может стереть

эту запись? С одной стороны – ручка, а с другой – специальный стержень, который стирает изображение. Есть такие фломастеры. Есть такие ручки.

Меняя разные ее свойства, мы придумываем новые задачи, которые нужно решить, и определяем новые способы. Так мы создаем новый товар.

А если мы совместим ручку с карандашом?

Наше мышление может создавать новые товары и услуги. Это в нас заложено. У всех! У каждого!

Просто есть разные уровни изобретений, сложность изобретений, разные технологии изобретательства.

Методы генерирования идей

Я расскажу про некоторые технологии создания идей.

Если вас этот вопрос заинтересует – вы можете почитать подробную информацию на сайте по адресу: www.sphinx.su/node/200 (статья «Методы генерации идей»).

Рассмотри один из приемов создания новых идей. Называется «Оператор РВС».

РВС расшифровывается как – размер, время, стоимость.

Как работает «оператор РВС»?

Мы берем один из операторов, меняем его от минимального к максимальному и смотрим, как появляются новые свойства у нашего объекта.

Пример. Возьмем объект «ручка».

Изменим ее размер.

Представим, что ручка стала очень большой. Где ее можно использовать? В качестве сувениров рекламных носителей.

Оператор «время». Увеличим время до бесконечности.

Представьте себе ситуацию, что ручка работает всегда. Возможно такое или нет? Если перевести ручку на другой принцип работы? Ручка не в привычном нашем понимании со стержнем, а электронная ручка? Фактически она работает вечно.

Уменьшим оператор «время».

Одноразовая ручка. Для чего она нужна? Записал – выбросил. Соответственно, одноразовые ручки очень маленькие, пасты очень мало. Ее хватает ровно на пять-десять минут. Вы ею воспользовались и выбросили.

Оператор «стоимость». Безумно дорогая ручка? Ручка из золота или платины.

А бесплатные ручки вы видели? Для чего они? Когда вы приходите на презентацию (на тренинг), вам выдают ручку и листочек. Все это входит в стоимость, но для вас это практически бесплатно (условно).

Мы, используя всего один прием, придумали шесть разных вариантов (способов), как заработать с помощью модификации ручки.

Для чего я это рассказываю?

Мир постоянно меняется. Много новой информации, много правил и технологий. Если вы знаете методики изобретательства (генерирования идей), то вы всегда сможете заработать деньги. Нужно просто этой методикой воспользоваться.

Я еще приведу пример методики. Метод «мозгового штурма».

Работает очень просто. Задаете вопрос аудитории. Вся аудитория думает и вслух предлагает варианты ответа. Мы записываем все варианты идей, которые они озвучивают. Очень простой и эффективный способ. Записав все варианты идей, мы всегда сможем из них отобрать то, что нам максимально интересно.

Другой метод. Метод аналогий.

Мы берем изобретение и пытаемся воплотить его в другом направлении, в другой отрасли.

Пример. Как появилась письменность? Взял человек уголь и нарисовал им на камне или на стене. Этот кусок угля стал прототипом стержня. Потом стали искали способ, чем заменить уголь. Чернила, тушь, еще что-то. А задача была какая у человека? Нужно было выполнить функцию – оставить след на каком-либо носителе.

Возьмем для примера принтер лазерный и струйный. Задача у принтера какая? Оставить след на бумаге. В одном случае (струйный принтер) краска растекается и застывает, во втором случае (лазерный принтер) порошок прожигает бумагу. И там и там изображение остается.

Есть знаменитая аббревиатура ТРИЗ – Теория Решения Изобретательских Задач.

Эту теорию создал советский ученый Альтшуллер Генрих Саулович. К сожалению, он уже умер. Но он успел создать целую теорию изобретательства. Он утверждал и смог доказать, что любой человек, пройдя обучение ТРИЗ, сможет делать качественные изобретения.

Человек, который освоил эту теорию целиком, может создавать принципиально новые идеи. Я знаю его учеников, которые в течение нескольких часов могут создать идеи для тысячи новых товаров и услуг.

Пример.

Зубная щетка. Мы ею каждый день пользуемся. У стандартной зубной щетки есть ворсинки. Если расположить их под другим углом, то они лучше чистят зубы. Потому что под углом они лучше песчинки вытаскивают. Если с обратной стороны зубной щетки поместить подушечку, то можно ею чистить язык. Это уже новое свойство товара, новое свойство продукта, это совершенно другое изобретение.

Если сделать стержень щетки твердый и сделать между стержнем и щеткой резиновую губку, то у вас будет головка плавающая и будет выше качество эффекта чистки зубов.

В зубные щетки добавляется специальный отбеливающий раствор (изначально в зубную щетку). Вы чистите зубы и одновременно отбеливаете зубы. Это все абсолютно разные товары, абсолютно разные бизнес-идеи. И можно еще дальше изобретать (модифицировать) по разным законам. Так появляются новые товары.

Когда я учился в школе, нас с этой теорией познакомили. И я очень благодарен нашему учителю, что она рассказала, что есть эта теория. Кто-то стал использовать это в своей работе, кто-то не стал. Мне это очень помогло. Я начал читать дополнительную литературу разных авторов. Изучать разные приемы, с помощью которых можно что-то изменить, что-то создать. Появлялись какие-то идеи (удачные и неудачные). Я начал тренировать свое мышление. Я начал подмечать разные интересные факты.

Теперь поговорим вот о чем.

Есть понятие «идея». Есть понятие «бизнес-идея». Чем отличается одно от другого?

Бизнес-идея должна принести какую-то прибыль. Идея – это просто мысль. План решения какой-то цели. Теперь нужно понять, как отличить бизнес-идею от простой идеи.

Простой пример.

Если я вам скажу «Пойдемте в кино «Аватар» – это просто идея.

А если я вам скажу «Пойдемте в кино, а потом заработаем на этом денег»? возникает вопрос – как мы заработаем?

Можно скопировать и выложить в Интернет. Это законно? Нет. Можно снять копию фильма и получить до трех лет тюрьмы за незаконное копирование.

А как заработать законно? Вы можете написать рецензию на фильм. Можете в своих социальных сетях выложить отношение к этому фильму, сделать обсуждение, привлечь таким образом заинтересованных людей к своему блогу или сообществу. Чем больше у вас подписчиков в группе, чем больше обсуждений, тем больше целевая (рекламная) аудитория, тем больше шансов, что вы сможете найти официальных рекламодателей.

В качестве примера.

Вы можете посмотреть фильм про Гарри Поттера и сделать «волшебную палочку». Вы можете сделать костюм, как у главных героев. Вы можете создать модель волшебного городка. Это целая индустрия, которая приносит деньги.

Чем отличается простая идея от бизнес-идеи? Это когда вы видите очевидные для себя вещи и понимаете, как с помощью этой идеи вы можете заработать!

Могу открыть тайну. Вы все это можете делать!

Вопрос только в том, что вам нужно это бизнес-мышление натренировать!

Вы можете сделать это достаточно просто, если будете выполнять определенные действия.

Когда мы учимся ездить на велосипеде, то мы падаем с него. Но мы выполняем определенные действия и получаем новый навык.

Эта мысль понятна?

Очень часто мне говорят: «Бизнес – это не мое. Я ничего не умею в бизнесе».

На самом деле за этими фразами скрываются отговорки. Каждый из вас может заниматься бизнесом!

Заниматься какими-то идеями, созданием определенных бизнес-идей новых товаров или услуг. Нужно понимать, что за этим последуют определенные действия. Вам нужно выполнить действия!

Если вам этого не хочется выполнять, то проще сказать, что я не умею, не знаю.

Я встречал массу людей, которых спрашивал: «Хочешь денег заработать?»

Они говорили: «Хочу!».

– Вот тебе бизнес-идея, реализуй ее и заработаешь!

– Ууу! Это же надо делать. Это же надо прилагать усилия.

Желание получить деньги есть, а выполнять действия – нет.

Но мы сейчас поговорим о другом.

Простые методы поиска бизнес-идей

Допустим, вас смущает, что вы не знаете, как создать идею. Если ты не знаешь, как придумать принципиально что-то новое, просто посмотри по сторонам.

Есть простые способы поиска идей.

Метод аналогий, метод копирования, метод промышленного шпионажа.

Просто смотрите, как зарабатывают другие.

Вы смотрите и думаете: «Как по аналогии я могу заработать денег?»

Как вы думаете, почему у нас так много продуктовых магазинов в городе? Продукты всем нужны? Нет, не поэтому. Это пример отсутствия других идей. Все понимают, как работает этот бизнес. Купил продукты оптом (на складе), сделал небольшую наценку, продал чуть дороже. Разницу положил в карман. В принципе идея бизнеса понятная. Она несложная. Просто нужно знать, где продают дешевле, чтобы потом продавать подороже.

Вы знаете, что количество магазинов в нашем городе превышено по нормам в пять раз? Их в пять раз больше, чем должно быть в нашем городе. Есть такая статистика. Мы проводили исследования.

Есть норма потребления человеком определенных товаров в месяц, в год. Есть такое понятие «денежная масса». Если люди в день тратят, допустим, два миллиона рублей на продукты, то они на следующий день будут тратить столько же. Два миллиона. Если раньше было десять магазинов, которые обеспечивали полностью весь товарооборот, а теперь стало сто, а денежная масса не изменилась, два миллиона теперь делятся между ста этими компаниями. И все традиционные виды бизнеса жестко конкурируют между собой. Единицы живут хорошо. Остальные работают на грани выживания.

Если мы говорим о богатстве и о хороших прибылях, то нужно понимать, что ваша идея должна быть максимально оригинальной, чтобы вы отличались от конкурентов.

Есть сайт «идеи для домашнего бизнеса» (http://www.homebusiness.ru/).

Так более 1900 бизнес-идей. Можно посмотреть, как люди в других городах зарабатывают на жизнь.

Метод аналогии. Что это?

Вы просто скопировали чужой бизнес и привезли его в другую точку.

Я беру чужой успешный опыт, приезжаю к себе (где это никто не делает) и делаю это. Это метод аналогии. Я просто выполняю по аналогии и делаю так, как никто не делал этого, здесь и сейчас. Потом уже появляются конкуренты, которые начнут делать точно так же, как и я. Или будут пытаться делать, как я. Бывает ситуация, когда одну и ту же идею несколько компаний делают одновременно.

Метод аналогии понятен? Метод копирования понятен?

Вы просто берете и копируете – один к одному. Или что-то вносите свое.

Метод промышленного шпионажа.

Шпион засылается на какое-то предприятие и крадет технологию. Либо выкупается эта технология у посредников, которые продают секреты фирмы.

Как делают китайцы? Они увидели новую одежду, которая вышла во Франции. Они скупают эту линию (во Франции). Привозят в Китай. Распарывают одежду. Делают лекало. И дальше по этой технологи выпускают. Это пример промышленного шпионажа. Так же делаются автомобили. Покупают автомобиль через посредников, привозят его, разбирают до винтиков, снимают весь процесс на видео – где какой винтик вкручивается, делают аналогичную сборку, но выпускают уже под своей моделью, своими производителями. И продвигают этот товар на рынке. Вот примеры метода промышленного шпионажа.

Есть люди, которые воруют фирменные секреты.

Есть база клиентов, которые делают покупки в данном магазине, в данной компании. Находится сотрудник, который хочет очень быстро заработать денег. Он берет и продает эту базу вашим конкурентам. Списки, адреса, телефоны, контакты. Конкурент получил вашу клиентскую базу и по ним начинает работать, уже предлагая свой товар или услугу.

Где брать идеи? Самые простые способы. Анализ открытых источников

Самое простое – открываете любую бизнес-газету и читаете рубрики, где предлагают «куплю», «продам». Это все бизнес-идеи, которые можно брать и реализовать.

Кто вам запретит создать магазин?

Допустим, вы захотели открыть газету для школьников. Вам кто-то запретит? Нет.

Вы должны знать, как вы это сделаете. Как ее зарегистрировать? Как ее выпускать? Кто этим будет заниматься? Как вы сможете с помощью этой газеты заработать? И заработаете ли вообще?

Вы взяли просто газету и думаете: «А почему бы мне не сделать свою газету?»

Или: привезу чернозем. Готовый бизнес. Если вы знаете, где лежит чернозем (неохраняемый). Если у вас есть свой транспорт. Если у вас есть покупатель, которому нужен чернозем. Это, как правило, дачники и садоводы. Те, у кого свои дачи и огороды. У вас теперь есть бизнес-цепочка.

Или такси для населения. У вас есть свой автомобиль. У вас есть права. Вы занимаетесь бизнесом – частным извозом. Микробизнес, но это тоже бизнес.

Самый простой способ, как найти идею. Открываете любую газету, где коммерческие предложения. Если внимательно читать газету, то там можно найти как минимум 500–600 разных бизнес-идей. Я очень внимательно работаю с газетами. Я их анализирую, составляю специальные картотеки и базы данных.

Вы можете делать то же самое!

Второй источник бизнес-информации – телефонный справочник. Любой телефонный справочник любого города – это энциклопедия бизнесов данного города. Вы открываете любую рубрику и смотрите: продуктовые магазины, промышленные товары, инструемнты или еще что-то… Вам не нужно никуда ходить, достаточно просто этот справочник посмотреть.

С этим способом понятно?

Для того, чтобы найти бизнес-идею вам можно вообще из дома не выходить.

Третий способ. Вы включаете Интернет. Поисковая система Яндекс или Google. Набираете «как я могу заработать денег» или «бизнес-идеи». Вам высветятся миллионы ссылок, разных вариантов. Вы можете выбрать любую ссылку и посмотреть – для вас это подходит или нет.

Я могу открыть очень «страшный» секрет.

Для того, чтобы зарабатывать деньги, вам не нужно придумывать суперидею!

Вы можете взять стабильную, гарантированно работающую идею у кого-то. И внедрить аналогичную. Закон не запрещает. Он может ограничить какими-то там лицензиями, авторскими правами, особыми требованиями.

Вы можете, находясь дома, не тратя никаких денег, выбрать для себя варианты бизнес-идей, с помощью которых вы можете заработать.

С чем сталкивается начинающий предприниматель?

Идей очень много!

Какую взять? Какую выбрать? С какой идеей заниматься более углубленно?

Есть определенная статистика. Из 10 идей обычно только три идеи более или менее рабочие, и только одна приносит максимальный доход. Остальные шесть, как правило, не рабочие. Но, чтобы выйти на эту статистику, вам нужно, чтобы у вас были эти 10 идей. Если у вас есть одна-единственная идея, и вы больше ничего не можете придумать, то могу вас огорчить – у вас проблема. Это говорит о том, что вы уязвимы, зависимы от внешнего мира. Если вы можете предложить только что-то одно обществу, а ему это не надо, то вы не сможете заработать денег. У вас всегда должны быть десятки вариантов. Пятнадцать, двадцать, сто вариантов.

Что вы можете предложить людям? Какие проблемы можете решить?

Есть люди, которые ведут 100–200 проектов одновременно. Есть люди, которые работают, и у них тысячи проектов разных.

Одно дело, когда у вас один-единственный источник доходов (товар или услуга). А если у вас 10 источников доходов из разных мест? В каком случае вы будете богаче?

Конечно же, во втором! Потому что у вас вариантов больше. Даже если один канал доходов перекроется, то у вас еще останется девять! Поэтому у всех успешных предпринимателей всегда несколько направлений бизнеса. Несколько идей. Несколько вариантов направлений.

Пример. Изготовление пиццы.

Вы решили заниматься изготовлением пиццы на дому. Как вы можете увеличить объем дохода от этого бизнеса? Открыть кафе. Сделать доставку. Организовать курсы обучения. Сделать специализированную доставку по заказу. Выполнять специальные заказы организациям (бизнес-ланчи). Вы можете изменить состав пиццы. Вы можете заморозить полуфабрикат и «раскидать» по всем продуктовым магазинам. Вы можете сделать франшизу (это передача технологии в другие населенные пункты). Франчайзеры будут по вашим рецептам изготавливать пиццу, но под вашим брендом, с вашей символикой, и вы будете получать свой комиссионный процент. Идея одна – пицца. Вариантов заработка 7 или 8. Мы еще эту идею «не дожимали». Вы можете писать книги, как изготавливать пиццу и продавать эти книги. Можете проводить курсы, мастер-классы. Можете проводить экскурсии платные, как делать пиццу. Вариантов много. С точки зрения роста продаж пицца может быть: разных видов, разной формы, разных размеров. Это все увеличит ассортимент и может увеличить доходы компании. Эти идеи нужно «дожимать».

Что значит «дожимать» идеи?

Можно посидеть и подумать про дополнительные способы заработка.

Как вы можете еще заработать на пицце?

Вы можете в кафе продавать, кроме своей пиццы, еще и сопутствующие товары: чай, кофе. Можно не только продавать пиццу, а расширить ассортимент и зарабатывать на этом дополнительно. Если брать доставку, то вы можете доставлять не только свою пиццу, но и товары из других магазинов. У вас расширится ассортимент, и вы будете за доставку брать дополнительную сумму. Для вас доставка пиццы будет практически бесплатна, так как другие партнеры будут оплачивать эту услугу. Всегда нужно думать о том, как выжимать из идеи максимум.

Используем операторы: размер – время – стоимость для идеи пиццы.

Применяем оператор «размер». Можно делать макси пиццы. Допустим, если какая-то организация большая, вы можете сделать для нее большую пиццу на заказ. Можно сделать фестиваль пиццы. И это все способ продвижения и популяризации вашей компании. Вы будете выделяться среди конкурентов.

Оператор «время». Мгновенная пицца. Полуфабрикат. Вы придумали технологию. Запаковали свою пиццу в вакуумные упаковки, потом распаковали, положили и через пять минут (или через минуту) у вас готовая пицца.

Оператор «стоимость». Дорогая пицца или бесплатная. Пицца, которая стоит очень дорого, со специальными ингредиентами или деликатесами. Или дешевая пицца, с минимальными продуктами (для студентов и школьников).

Мы рассмотрели только один инструмент генерирования и особо не смотрели по всем параметрам. Но мы можем добавить идею доработками.

Как развивать свое бизнес-мышление?

Нужно тренировать свое бизнес-мышление. Я рекомендую использовать специальную форму для анализа бизнес-идей. Можно заполнять специальные карточки.




Как с этой формой работать?

Вы идете по улице и смотрите по сторонам. Увидели продуктовый магазин и мысленно отвечаете на вопросы из карточки (а лучше всего, если вы все это записываете в специальный блокнот или тетрадь).

Пример заполнения формы.

Название бизнеса? Продуктовый магазин.

Что делает бизнес? Продает продукты питания.

Кто конечный потребитель? Люди (физические лица), пенсионеры и т. д.

Используется ли наемный труд? Да, там работают продавцы.

Доходы постоянные? Да. Продукты питания нужны всегда.

Откуда вы узнали про бизнес? Личное наблюдение.

Пример понятен?

Что произошло? Вы, просто идя по улице, наблюдая по сторонам, сосредоточенно, с точки зрения тренировки бизнес-мышления, можете увидеть 15–20 вариантов бизнеса.

Вы можете смотреть телевизор и увидеть бизнес-идеи (даже если фильм художественный).

Ваша задача – проанализировать по этой схеме бизнес: как он зарабатывает, кто потребитель, из чего получается доходность.

Если вы будете делать ежедневно эту простую процедуру, то ваше мышление через неделю или две будет совершенно по-другому работать. Вы будете спокойно анализировать разные виды бизнеса, и у вас в голове будут прокручиваться способы дохода.

Вы это упражнение можете выполнять в любое время, в любом месте!

И вам для этого не потребуется ни копейки. Только время. И ваше мышление. Вы тренируете мышление, как по математике какие-то формулы запоминаете или как по физике какие-то правила. То же самое вы делаете и с бизнес-идеями.

Что произойдет, если вы так будет делать?

Через какой-то период времени вы поймаете себя на мысли, что у вас четкое понимание, как зарабатываются деньги. Потому что вы анализируете по определенным схемам. Вам понятно: где крупный бизнес, где мелкий.

Пример.

Идете мимо киоска «Ремонт обуви». Что он делает? Ремонтирует обувь. Какую потребность решает? Исправляет поврежденную вещь. Как правило, работает сам владелец

этого бизнеса. Он сам себе создавал это рабочее место. Как правило, с кем работает? С населением. Все понятно?

Вы встречали такую аббревиатуру BTB или BTC (business to business, business to customers)? Бизнес для бизнеса? Бизнес для потребителя?

В принципе, все бизнес идеи можно разбить на три категории. Есть еще BTG (business to government). Бизнес для правительства. Это очень большая категория. Согласно федеральному закону о государственных и муниципальных закупках государство обязано до 30 % всех закупок делать у малого бизнеса. Если у вас есть своя пекарня и вы производите свою продукцию, то вы можете участвовать в конкурсе. Выиграть в конкурсе и поставлять хлеб в школы, сады, больницы.

Что такое «бизнес для бизнеса»?

Пример.

Я оказываю рекламные услуги для компании. Я придумал макет, напечатал на баннере, нанял автовышку, разместил для того, чтобы работала реклама. В данном случае заказчиком у меня выступает бизнес (компания).

Как работает этот бизнес? Его результаты видят люди, которые на эту рекламу должны отреагировать.

Когда вы так научитесь выполнять действия, анализировать, у вас меняется мышление. Изменив мышление, вы достаточно просто будете находить способы для заработка.

Наш самый страшный враг – это наше мышление. Инертность мышления.

Почему это происходит?

Потому что мозг (и это давно доказано) ищет способы, как ему не напрягаться. Он ищет максимально короткий путь. Если есть возможность не прикладывать усилия, то мы не будем прикладывать усилия. Такова наша человеческая природа. Нужно это понимать и использовать.

Если вы хотите чего-то достичь в своей жизни, нужно заставлять мозг работать и выполнять упражнения. На самом деле думать, думать активно. Это очень сложно, ведь вы тратите массу энергии.

Если вы научите работать свое сознание, то вы можете выйти на уровень мышления миллионера. Человек, находясь в своей комнате, имея ручку и листок бумаги, может создавать целое состояние. Он знает, как это создать. У него есть идея. Он эту идею излагает на бумаге. Он знает, как ее монетизировать. Он просто знает технологию: кто заказчик этой идеи, кто потребитель этой идеи, кому можно ее продать.

Как определить потенциал идеи: хорошая идея или плохая?

Следующий вопрос, который мы должны рассмотреть, – как определить потенциал идеи: хорошая идея или плохая?

Контрольные вопросы для определения потенциала идеи:

1. Какие проблемы решает бизнес-идея?

2. Как можно изменить бизнес-идею? (методика «дожимания» идеи)

3. Кто мои потенциальные клиенты (бизнес, люди, правительство)?

4. Какие рынки сбыта (местный, региональный, вся страна, весь мир)?

5. Можно ли использовать франшизу?

6. Можно ли продавать через Интернет?

В качестве примера рассмотрим пиццерию.

У нас появилась идея открыть пиццерию.

Какую проблему решает пицца? Проблему утоления голода и получения эстетического удовольствия. Пицца – это способ отмечать какой-то праздник. Это разные варианты решения проблем. Соответственно, будут разные потребители.

Как эту идею можно модифицировать? Доставка пиццы. Открытие своего кафе и т. д.

Кто потенциальные клиенты? Для бизнеса или потребителям? Пиццу можно продавать организациям (бизнес-ланчи, на праздники, на корпоративы, на выездные мероприятия, тренинги). Можно продавать для людей (для семейных торжеств, для студентов, пенсионеров). Какую акцию для пенсионеров можно придумать (для пиццерии)? Какое «слабое звено» у пенсионеров? Внуки. Это то, на что можно влиять. Даем рекламу: «Для пенсионера, который пришел со своим внуком, – скидка 20 %». Для пенсионеров пицца как таковая не очень нужна, но провести время с внуком, внучкой или детьми для них это будет более важный повод и они придут. Одну и ту же пиццу для разных категорий будете продвигать по-разному.

Рынок сбыта. Местный? Региональный? По стране? Если пиццу вы производите в Арсеньеве, то вам будет проблематично вывозить ее из Арсеньева в Хабаровск. Потому что время будет уходить. Но здесь вы можете использовать франшизу. Можете найти компанию в другом городе, передать технологию (под своей маркой). Это будет считаться вашей компанией. Ваша сеть. Таким образом, можно охватить целую страну.

В качестве примера. Аптека Монастырев. Это франшиза. Таким образом, компания зашла на рынок города Арсеньева. Макдональдс в России – это франшиза.

Продажа пиццы через Интернет. Можно ли пиццу продавать через Интернет? Легко! Интернет-магазин пиццы, с доставкой по городу.

Еще варианты? Доставка замороженной пиццы. Продавать рецепты пиццы через Интернет. Идея одна, а вариантов много. Мы создали целую бизнес-систему. Пока это только идея. Если эту идею дорабатывать дальше, то можно выстроить нормальные бизнес-процессы.

Как работать с бизнес-идеями?

Вы шли по улице, и у вас возникла идея.

Что делать? Надо ее обязательно записать!

Я всегда рекомендую с собой носить записную книжку или записывать идеи в телефон. Идеи приходят и уходят. Если вы их не зафиксировали, то высока вероятность того, что вы их забудете. Одна и та же идея приходит в головы сразу нескольких человек. Если вам пришла идея в голову, то будьте уверены, что где-то в другом городе аналогичная идея тоже кому-то пришла в голову. Природа страхуется. Идея пришла вам, а вы взяли про нее и забыли. А кто-то взял и реализовал. Поэтому нужно записывать свои идеи. Старайтесь это всегда делать.

Я это делаю следующим образом.

Каждый день у меня появляется какая-то идея и, как правило, не одна. Я их все записываю на бумажках и просто складываю в почтовый конверт. Каждую субботу я вношу эти идеи в свой планшет. Я эти идеи набираю, печатаю, классифицирую по определенным бизнес-темам: справочники, книги, магазины, доставка, продвижение и т. д. Любая идея с чем-то связана. У меня есть раздел «странные идеи». Это идеи, которые я пока не знаю, как применить. Они пока лежат и ждут своего часа.

Например, обучение бизнесу детей в садике. На самом деле это можно делать. Есть технологии, методики. Но я пока не знаю, смогу ли я этим заняться. Для работы с детьми нужен особый склад характера. Дети, в отличие от взрослых, не могут долго сидеть. С детьми нужно работать через подвижные формы общения. Через игры, загадки, конкурсы, рисунки. Это другой мир. Идея есть, которой можно заниматься, но я пока не знаю, как я буду эту идею реализовывать.

Делайте записи своих идей. Если вы увидели чужую идею и она вам понравилась – запишите ее. Неважно, кто ее воплотил. Важно другое. Увидев чужую идею, вы можете ее обдумать (по методике), модифицировать и сделать совершенно другой товар или услугу.

Простой пример.

Девушка очень хорошо поет и играет на гитаре. Как ей можно на этом заработать? Группу набрать – обучать играть. Интернет дома есть? Скайп есть? Что мешает продавать свое умение через Интернет? Всё просто. Находишь через Интернет клиентов. Они тебе перечисляют деньги на карточку. Проводишь платные уроки. Ты садишься перед компьютером и включаешь скайп. Объясняешь ученикам, какие аккорды как ставить, поешь с ними. И они тебе показывают в реальном времени, как они играют. Ты слушаешь и проводишь обучение в режиме онлайн.

Эту идею я узнал из дистанционного обучения английскому языку. Репетитор английского языка через Интернет. Репетитор сидит в другом городе. С тобой выходит на связь в определенное время. С тобой час занимается. Ты ему деньги перечислил, и все. Я взял эту чужую идею и применил в другом бизнесе. Вы то же самое можете сделать!

Как сделать экспресс-тестирование? Как проанализировать свою идею?

У вас идея появилась.

Что делать с ней? Хорошая она или нехорошая?

Есть методика небольшая – экспресс-тестирование идеи.

1. Составляем мини-анкету для опроса. В ней два вопроса всего. Какую проблему решает моя идея? Как эту проблему решают по-другому (другие люди, конкуренты)?

2. Опрос друзей и знакомых (лично, по телефону, через социальные сети);

3. Поиск информации в Интернете (Яндекс или Google).

Допустим, у вас появилась идея. Хочу открыть пиццерию.

Какие проблемы решает пицца? Проблема утоления голода. Если пиццерии не будет, то как человек решает проблемы с голодом? Он идет в рестораны, кафе, магазины, покупает продукцию, готовит сам. Мы понимаем, что конкуренция будет достаточно жесткая. Мы составляем перечень вопросов, которые нас интересуют. Подходим к друзьям и спрашиваем: «Вот если бы была пиццерия в Арсеньеве, ты пошел бы в эту пиццерию?»

Он ответил. Ты его ответ записал. Опроси пока 15–20 человек. У тебя будет понимание того, насколько эта проблема людей интересует и как она решается.

Вы пока денег на это не тратите. Вы тратите пока только свое время.

Точно так же можете по телефону позвонить друзьям, знакомым: «Есть такая идея. Ты бы хотел купить такую услугу? Тебе это интересно/неинтересно?».

То же самое через социальные сети (в Одноклассниках, Вконтакте, на Мейлру). Сделал группу. Сделал мини-опрос – достаточно отметить: понравилось или нет. Человек тебе даст обратную связь.

И еще простой способ. Можно набрать слово «пиццерия» в Яндексе. Миллион ссылок: кто занимается, где занимается, как продвигается, проблемы пиццерий. Если в Интернете есть информация – значит, кто-то этим занимается.

Если вы думаете, что идея, которая пришла вам в голову, уникальная, то наберите это слово в поисковике. Выяснится, что этой идеей уже кто-то занимается. Есть оборудование для пиццерий. Есть миниатюрное оборудование для пиццерий. Есть оборудование экономное, дорогостоящее, немецкое, китайское. Масса информации. Вам нужно будет просто из этой идеи выбрать самое главное.

Что делать, если выяснилось, что ваша идея уже раскрученная кем-то и она есть у других людей? Либо выяснилось, что ваша идея нежизнеспособна?

Допустим, вы решили спасать мамонтов. Такая у вас идея возникла. Что делать с этой идеей? Вы можете заняться восстановлением мамонтов. Есть ДНК. Можно по технологии восстановить образ динозавров. Но вам нужно будет понять, сколько времени и ресурсов на эту идею уйдет и для чего вам это нужно. Можно восстановить мамонтов через компьютерное моделирование. Есть специальная программа.

Когда я был в Америке, то в музее посмотрел фильм про жизнь динозавров. Показывали, как нашли останки динозавра. Как их реставрировали. Как потом создали объемную проекцию и смоделировали 3D-фильм. Все американские школьники, которые ходят в этот музей, проходят в кинотеатр, платят деньги и смотрят этот обучающий фильм. Потом они выходят из кинозала, видят реальные кости этого динозавра, про которого был фильм. Дальше заходят в сувенирный магазин. Там есть книги про динозавров, сувениры – формы динозавров. Каждый посетитель музея оставляет 10-20-50 долларов за каждое посещение этого музея. Музей на этом зарабатывает деньги.

Какие варианты у вас будут, если вы поняли, что идея некачественная? Что делать?

Первый вариант – забросить эту идею.

Второй вариант – довести ее до какого-то логического завершения, потренироваться в бизнес-навыке, получить опыт.

Третий вариант – найти новую идею.

Могу открыть вам тайну.

Если мы хотим быть на гребне волны, то нужно постоянно заниматься созданием и продвижением новых идей.

Потому что идеи устаревают. Появляются новые технологии. Появляются конкуренты.

Если вы идете на шаг впереди, вы всегда будете при деньгах.

Для того, чтобы человек заплатил за твой товар или услугу, этот товар или услуга должны предоставлять для него определенную ценность, за которую было бы не жалко эти деньги отдавать.

Очень важно понимать, что, когда мы придумали идею, нам кажется, что она супер. Но, когда ее начинаешь реализовывать и двигать в массы, выясняется, что люди не готовы за нее платить или не хотят столько платить.

Давайте подведем итоги по теме «Как найти бизнес-идею».

Первое. Каждый из вас может изобретать новые идеи.

Второе. Вы знаете, чем идея отличается от бизнес-идеи и как тренировать свое бизнес-мышление.

Третье. Все понимают, что если идею хорошенько обдумать, модернизировать, то всегда можно найти варианты, как с помощью идеи заработать деньги.