Вы здесь

Блюз для леди бальзаковского возраста. *** (Мила Мамонтова, 2003)

«В нашей жизни существует фактор, отвечающий за то, что мы перестали двигаться вперед. Это может быть травма, особенно досадная неудача, разочарование в любви или даже победа, значение которой мы не оценили в полной мере, – любое из перечисленного заставляет нас потерять мужество и остановиться в своем поступательном развитии», – Евгения опустила на колени томик Пауло Коэльо и ошеломленно огляделась вокруг.

Бескрайняя морская гладь умиротворенно и монотонно плескалась в 50 метрах от отеля, на французском балкончике которого, она сидела с книгой. Вокруг буйно цвели различные виды субтропических кустарников, наполняя воздух терпким ненавязчивым ароматом. Запах цветов постоянно смешивался с морским ветром, приобретая дополнительные оттенки.

Мягкий климат весеннего Крыма, раскрашенный нежными красками цветущих растений, создавал неповторимое очарование, настраивая не молодую уже женщину на романтический лад.

Однако только что прочитанная фраза, вмиг разрушила благостное равновесие, которое, мягким пухом наполняло ее душу. Она вдруг ясно осознала причину душевного дискомфорта последних лет своей жизни.

«Я перестала двигаться вперед, – с горечью подумала Евгения, испытав легкий шок. – Эта фраза очень точно отражает истинную причину моих метаний. Просто я не знала, чем недовольна. Искала раздражитель вокруг себя, а надо было заглянуть вовнутрь!»

Волнение нарастало, постепенно превращаясь в панику, мысли с огромной скоростью завертелись в ее голове. Женщина была уже не в силах усидеть на месте, ей буквально не хватало воздуха. Захлопнув книгу и наскоро сменив тапки на более удобную обувь, она вихрем помчалась на улицу.

Рассеянные утренним туманом солнечные лучи, ласково коснулись ее разгоряченных щек, а ноги сами понесли к морю.

«Как же так? Почему? Я ведь еще не старая? Почему же я остановилась в своем развитии?» – стучали в висках риторические вопросы. Внутреннее смятение не замедлило сказаться на ее поступках. Евгения дважды споткнулась и чуть не упала на ступеньках, ведущих к воде.

«Спокойно, девушка! – остановила она себя ироничным обращением, – надо взять себя в руки, а то на ровном месте можно шею сломать. Это было бы не самым лучшим способом решения твоих проблем».

Женщина сама себе улыбнулась, и глубоко вздохнув, усилием воли попыталась сбросить лихорадочный настрой – надо подумать. Засунув руки в карманы брюк, она намеренно спокойным шагом направилась к морю.

– Давай, разложим все по полочкам, – обратилась она сама к себе. – Упорядочим мысли в свете открывшейся нам истины. Итак, обозначим личные факторы, мешающие мне двигаться вперед.

«Первое – это возраст. Да, надо признать, что через полгода мне исполнится пятьдесят».

Это много и, конечно, печально. Хотя как посмотреть, ведь Жене совсем не улыбается перспектива, снова стать молодой. Почему-то совершенно не интересно начинать жизнь сначала. Она неоднократно думала об этом и пришла к выводу, что в её прошлом нет ничего, что ей хотелось бы изменить. Все было так как, наверное, и должно быть в те годы и в тех условиях.

Родилась Евгения в теперь уже не существующей стране – СССР, в нормальной советской семье. Да, что там семья, тогда все общество было озабочено её воспитанием! В общем-то, ей нечего обижаться на судьбу, да и собственная семейная жизнь сложилась довольно благополучно.

«А была ли она счастлива?» – возникла вдруг предательская мысль и больно засверлила в мозгу. Существует избитая формулировка этого состояния, которая максимально подходит к её случаю: что «счастье – это отсутствие несчастья».

Заботливые родители и хорошее здоровье. Внимательный, любящий муж и удовлетворительное материальное положение. Здоровые, умные, взрослые дети, которые относятся к ней с уважением. Что еще нужно женщине, чтобы чувствовать себя счастливой и спокойно встретить старость?

«Почему же я последние годы постоянно испытываю неудовлетворенность, часто раздражительна и предъявляю повышенные требования к окружающим?

Выходит, что я просто потеряла мужество и остановилась в своем личностном развитии.»

Вторая причина – это потеря работы в результате очередного сокращения штатов в институте, где она работала. За несколько последующих лет Евгения перепробовала много видов коммерческой деятельности, но, ни в чем так и не преуспела.

Дети выросли, и не нуждаются в её опеке – это третье.

Четвертое то, что материальное положение её семьи довольно стабильное и нет необходимости искать новую работу, ради посещения присутствия.

«Что от меня пользы обществу? Я веду домашнее хозяйство, ссорюсь с домочадцами, читаю книги, смотрю телевизор. Всё!!!

Я не двигаюсь вперед!» – отчаяние нахлынуло на порядком разволновавшуюся женщину.

«Надо успокоиться» – десять раз подряд повторила она в уме, плотно прикрыв глаза. Такой призыв внутрь себя возымел положительное действие. Евгения глубоко вздохнула и раскрыла глаза, возвращаясь к действительности.

– Так. Все полочки заняты: причины моей проблемы ясны, – Евгения поднялась с камня, на котором сидела, опустив ноги в воду. – Кто виноват, тоже выяснили – себя винить надо. Теперь возникает исконный вопрос: «Что делать?»

Если честно, то неосознанно она уже не единожды задавалась этим вопросом. Подсознательно Женя давно чувствовала, что хочет как-то реализоваться, в личностном плане или в профессиональном. По профессии она инженер, но давно не работала по специальности, так что на этом поприще ей ничего не светит. Особых талантов за собой она до сих пор тоже не замечала.

«Так, где же то направление жизни, где я могла бы самореализоваться?»

В чем, в какой монете измеряется её цель? Власть, слава или деньги? Пожалуй, больше всего Женю привлекает идея материальной свободы. Точно, вот то, чего она никогда не имела в своей жизни! Её личные заработки всегда были незначительны, и она постоянно зависела сначала от родителей, затем от мужа, после от детей.

Раздумывая, таким образом, женщина понуро брела по пустынному пляжу.

«По словам моего мужа, последнее время, я проявляю слишком много самостоятельности. Это его очень раздражает. Мое стремление к внутренней свободе не находит у него понимания. Такая реакция на мои порывы, естественно, вызывает у меня дух противоречия, а я просто брежу идеей независимости, которую могут принести деньги».

– Надо признаться себе, что столь упорные поиски истины внутри себя, привели к довольно меркантильным выводам, – Евгения улыбнулась, резко выпрямилась, и гордо вскинула голову. – Это хотя бы честно по отношению к самой себе.

Успокоившись, женщина с чувством выполненного долга повернула на дорожку к своему отелю. Солнце поднялось уже достаточно высоко, туман рассеялся, наступал жаркий южный день. По-весеннему не густая листва, еще не создавала достаточно тени, чтобы надежно укрыть отдыхающих.

– Вот на что русская интеллигенция всегда была горазда, так это на самокопания, – с юмором подвела итог своих раздумий Евгения. – Охота на ведьм!!!!!

Вернувшись в свой номер, она приняла контрастный душ, чтобы окончательно прекратить борьбу с ветряными мельницами. После подобной экзекуции ей захотелось теплого молока. Жизнь и мысли постепенно возвращались в старое ленивое русло, постепенно навевая сонливость.

– Вот и хорошо, вот и правильно, – ворчала Женя, укладываясь на диван и прикрывая глаза. – На кой бес нам этот стресс? Прятаться от проблем, полагаясь на «русский авось» – это тоже в наших лучших национальных традициях. Но уснуть ей не удалось, воспоминания вдруг нахлынули на нее, унося в недалекое прошлое.