Ты помнишь, в нашей бухте сонной…
Ты помнишь? В нашей бухте сонной
Спала зелёная вода,
Когда кильватерной колонной
Вошли военные суда.
Четыре – серых. И вопросы
Нас волновали битый час,
И загорелые матросы
Ходили важно мимо нас.
Мир стал заманчивей и шире,
И вдруг – суда уплыли прочь.
Нам было видно: все четыре
Зарылись в океан и в ночь.
И вновь обычным стало море,
Маяк уныло замигал,
Когда на низком семафоре
Последний отдали сигнал…
Как мало в этой жизни надо
Нам, детям, – и тебе и мне.
Ведь сердце радоваться радо
И самой малой новизне.
Случайно на ноже карманном
Найди пылинку дальних стран –
И мир опять предстанет странным,
Закутанным в цветной туман!
Это стихотворение предназначено для более сознательного читателя, нежели ребенок. Не случайно его и изучают в школе примерно в пятом классе. Повествование построено от лица ребенка-очевидца прихода военных кораблей в мирную гавань. Со свойственной всем детям радостью новизны, воспринимает подросток это известие. И даже допрос не кажется ему таким уж страшным: «…И вопросы нас волновали битый час…», «…И загорелые матросы ходили важно мимо нас…». Тогда как сам автор под военными кораблями подразумевает гибель, конец света.
Но человеческое существо любого возраста радо всему новому. Дети часто неосознанно приветствуют все необычное, им не нужно много: «…Как мало в этой жизни надо нам, детям…», «…Ведь сердце радоваться радо и самой малой новизне…».
Финальная часть стихотворения показывает, что новым может быть что-угодно, любой предмет, даже пылинка на карманном ножике: «…Случайно на ноже карманном найди пылинку дальних стран…». Но здесь же и предосторожность о том, что порой неизвестные предметы, события или явления таят опасность.
Создано в период с 1911 по 1914 годы.