Вы здесь

Блок за 30 минут. Вися над городом всемирным… (Татьяна Беленькая)

Вися над городом всемирным…

Вися над городом всемирным,

В пыли прошедшей заточен,

Еще монарха в утре лирном

Самодержавный клонит сон.

И предок царственно-чугунный

Всё так же бредит на змее,

И голос черни многострунный

Еще не властен на Неве.

Уже на домах веют флаги,

Готовы новые птенцы,

Но тихи струи невской влаги,

И слепы темные дворцы.

И если лик свободы явлен,

То прежде явлен лик змеи,

И ни один сустав не сдавлен

Сверкнувших колец чешуи.

Стихотворение из цикла «Город», в котором переплелись традиции как символизма, так и реализма. Посвящено событиям января 1905 года («Кровавое воскресенье») и в центре сюжета Санкт-Петербург. Сила общественного негодования разгоном демонстрации рабочих была столь огромна, что поэт предчувствовал приближение чего-то ужасного и грандиозного. Чем, по сути, и явилась революция.

Пророческими оказались строчки: «…Еще монарха в утре лирном…» намекая на то, что монархия вскоре падет, поскольку полностью изжила себя: «…И предок царственно-чугунный Всё так же бредит на змее…» – символ оторванности от реалий происходящего, неспособности здраво оценивать ситуацию. Отсюда, следующие строки: «…Уже на домах веют флаги Готовы новые птенцы…» – народ поднимает свои знамена, он готов сам все взять в свои руки, пускай и путем кровавой расправы, ведь революция иначе не осуществима.

Но пока город тих и спокоен: «…И голос черни многострунный Еще не властен на Неве…» и «…Но тихи струи невской влаги И слепы темные дворцы…» – безмятежность, которая не продлиться долго, а потому, ей нужно наслаждаться, пока есть такая возможность.

Написано в 1905 году.