Вы здесь

Блок за 30 минут. Дым от костра струею сизой… (Татьяна Беленькая)

Дым от костра струею сизой…

«Не уходи. Побудь со мною,

Я так давно тебя люблю…»

Дым от костра струею сизой

Струится в сумрак, в сумрак дня.

Лишь бархат алый алой ризой,

Лишь свет зари – покрыл меня.

Всё, всё обман, седым туманом

Ползет печаль угрюмых мест.

И ель крестом, крестом багряным

Кладет на даль воздушный крест…

Подруга, на вечернем пире,

Помедли здесь, побудь со мной.

Забудь, забудь о страшном мире,

Вздохни небесной глубиной.

Смотри с печальною усладой,

Как в свет зари вползает дым.

Я огражу тебя оградой –

Кольцом из рук, кольцом стальным.

Я огражу тебя оградой –

Кольцом живым, кольцом из рук.

И нам, как дым, струиться надо

Седым туманом – в алый круг.

Первоначальное название данного стихотворения было «Романс». Оно и замышлялось как романс, который можно исполнять. Позже автор изменил название, но эпиграф взят из другого романса «Побудь со мною» Николая Зубова.

В произведении очевидно преобладание двух тематик: тема любви и тема рассуждений о судьбе России, что во многом повлияло на включение его в цикл «Родина». Первая раскрывается посредством частого упоминания предметов красного (алого) цвета – символа любви: «…бархат алый алой ризой…», «…свет зари – покрыл меня…», «…крестом багряным…», «…алый круг». При этом, любовь, по мнению автора, не может быть счастливой, взаимной и героев ожидает неизбежное расставание.

Вторая – через слова-знаки: «Дым от костра струею сизой Струится в сумрак, в сумрак дня…» – символ неопределенности, сомнений, печали. «…Всё, всё обман, седым туманом Ползет печаль угрюмых мест…» – сама Россия видится поэту угрюмым местом, чья судьба еще не предрешена, но впереди ее ожидает множество потрясений. Нет ничего истинного, все «обман», провокация. Об этом же говорит и фраза: «…Смотри с печальною усладой, Как в свет зари вползает дым…» – в значении: разочарования в любви и дурного предзнаменования для страны, в которую на рассвете силы, мощи вползает дым сомнений, социального раскола.

Написано в 1910 году.