Балаган
Ну, старая кляча, пойдем ломать своего Шекспира!
Над черной слякотью дороги
Не поднимается туман.
Везут, покряхтывая, дроги
Мой полинялый балаган
Лицо дневное Арлекина
Ещё бледней, чем лик Пьеро
И в угол прячет Коломбина
Лохмотья, сшитые пестро…
Тащитесь, траурные клячи!
Актеры, правьте ремесло,
Чтобы от истины ходячей
Всем стало больно и светло!
В тайник души проникла плесень,
Но надо плакать, петь, идти,
Чтоб в рай моих заморских песен
Открылись торные пути.
В стихотворении отображена вся несправедливость и социальное неравенство общества тех лет. И автор не случайно сравнивает его с балаганом – где каждый сам по себе, каждый носит маску на публике и не является тем, кем хочет казаться. Отсюда сравнение: «…Лицо дневное Арлекина Ещё бледней, чем лик Пьеро…» – показатель усталости, болезненности. Или следующая строчка: «…И в угол прячет Коломбина Лохмотья, сшитые пестро…» – желание спрятать реально существующее положение дел. Стыд от нищеты, социальной незащищенности, отчаяние.
И призыв автора «…править ремесло…» в значении – хватит притворяться, откройте истину, чтобы «…Всем стало больно и светло…». Но этого сделать нельзя, хотя и надоела внешняя позолота, под которой скрывается грязь и безразличие: «…В тайник души проникла плесень…», нужно продолжать играть свою роль: «…Но надо плакать, петь, идти…» для того, чтобы сохранить видимость приличия и иллюзию того, что все так и должно быть.
Написано в 1906 году.