Вы здесь

Блок за 30 минут. Балаган (Татьяна Беленькая)

Балаган

Ну, старая кляча, пойдем ломать своего Шекспира!

(Кин)

Над черной слякотью дороги

Не поднимается туман.

Везут, покряхтывая, дроги

Мой полинялый балаган

Лицо дневное Арлекина

Ещё бледней, чем лик Пьеро

И в угол прячет Коломбина

Лохмотья, сшитые пестро…

Тащитесь, траурные клячи!

Актеры, правьте ремесло,

Чтобы от истины ходячей

Всем стало больно и светло!

В тайник души проникла плесень,

Но надо плакать, петь, идти,

Чтоб в рай моих заморских песен

Открылись торные пути.

В стихотворении отображена вся несправедливость и социальное неравенство общества тех лет. И автор не случайно сравнивает его с балаганом – где каждый сам по себе, каждый носит маску на публике и не является тем, кем хочет казаться. Отсюда сравнение: «…Лицо дневное Арлекина Ещё бледней, чем лик Пьеро…» – показатель усталости, болезненности. Или следующая строчка: «…И в угол прячет Коломбина Лохмотья, сшитые пестро…» – желание спрятать реально существующее положение дел. Стыд от нищеты, социальной незащищенности, отчаяние.

И призыв автора «…править ремесло…» в значении – хватит притворяться, откройте истину, чтобы «…Всем стало больно и светло…». Но этого сделать нельзя, хотя и надоела внешняя позолота, под которой скрывается грязь и безразличие: «…В тайник души проникла плесень…», нужно продолжать играть свою роль: «…Но надо плакать, петь, идти…» для того, чтобы сохранить видимость приличия и иллюзию того, что все так и должно быть.

Написано в 1906 году.